Почему нужно крестить детей в детстве. Зачем мы крестим детей? Что говорят "мирские традиции"

Крестины ребенка – это не только повод собрать всех родственников и друзей, это таинство во время которого младенца записывают в небесную Книгу Жизни. Многие родители, особенно не глубоко верующие, очень часто задаются вопросами: "Зачем крестить ребенка? Для чего это нужно? Да и нужно вообще?" Попробуем разобраться во всех тонкостях православного обряда, вникнуть в его смысл и уяснить воздействия на новорожденного.

Православное таинство, в чем его суть?

В Евангелие от Марка написаны следующие слова "Кто будет веровать и крестится, спасен будет". Объяснять смысл такого послания наверно нет необходимости. Ведь ясно, что православное крещение – это прямой путь к спасению души человеческой.

Обряд, называемый "таинством крещения", инициирует перерождение духовное для православной жизни, прожив которую достойно получишь в награду Царствие Небесное. Почему таинство? А потому что через проведение обряда на новорожденного снисходит Божия благодать каким-то непонятным для нас образом. С именем, данным при таинстве, ребенок "получает" ангела-хранителя, который оберегает его по жизни.

Даже в Святом Писании можно найти, что Христос, посылая апостолов проповедовать в народ, учил их крестить людей.

Отвечаем на вопрос: зачем крестить ребенка? Разные взгляды!

Что говорит церковь?

Православные мужи, посвятившие свою жизнь служению Богу, на вопрос зачем, отвечают, что православное крещение ребенка – это обязательная процедура, поскольку каждый должен быть рожден "в вере". Через молитву и омовение с новорожденного снимается первородный грех, и он приобщается к Церкви, становясь сыном/дочерью Божиим. После обряда человек своей мирской жизнью может заслужить жизнь Вечную. Окрещенный ребенок – это агнец Божий и за него в церкви можно просить перед Господом, ставить свечку.

Что говорят бабушки?

Издавна в селах главным образом проводили крестины дабы уберечь ребенка от сглаза. Поэтому бабушки всегда настоятельно рекомендуют провести этот обряд и лишь потом показывать дитя "на люди". Старшее поколение объясняет, зачем крестить довольно просто – крестят дабы не болели, не плакали, хорошо спали и еще уйма других схожих причин. Они свято верят в это, и действительно не раз фиксировались чудесные выздоровления малышей после проведения православного крещения. В древней Руси имя, под которым крестили малыша, тщательно скрывали, поскольку считалось, что лишь зная это имя, на человека можно будет навести порчу.

Что говорят "мирские традиции"?

Как бы грустно это ни звучало, но бывают случаи, когда ребенок умирает не окрещенным. Согласно святому писанию не окрещенных не видят в Книге Жизни и перед ними закрываются врата Рая. Конечно в современном мире, где очень много атеистов и не особо верующих людей, это не считается из ряда вон выходящим событием. А вот еще лет 20 назад (в деревнях еще существует подобная традиция) таких детей не отпевали и хоронили за границами кладбища (земля на кладбище считается православной) без креста. Только представьте, как бедным родителям, православным людям, ходить к горбику "в поле" и не иметь права поставить свечку и прочесть молитву за свое дитя.

Зачем крестить ребенка и как проводится обряд?

Хочется сразу заметить, что:

  • до 7 лет согласие на крещение ребенка должно исходить лишь от его родителей, поскольку только они ответственны за него перед Богом;
  • с 7 до 14 лет на такие действия необходимо не только согласие родителей, но и самого ребенка;
  • после 14 лет человек считается вполне взрослым и принимает решения самостоятельно.

В основе таинства крещения лежит Святое Писание, в котором описано крещение Господне, проведенное Ионом-Крестителем в реке Иордан.

В процессе крещения новорожденного погружают в воду три раза, читая все это время молитвы. После купели малышу предстоит пройти обряд миропомазания. Святой отец смажет ребенка святым миром крестообразно. Зачем? Такое помазанье представляет собою «Печать Духа Святого», поставленную на душе.

Далее крестный/крестная надевают заранее освященный нательный крестик, а святой отец обстригает волосы младенца накрест. Опять-таки зачем? Это действие символизирует жертвоприношение Господу Богу за начало духовной жизни.


После ребенка обносят три раза вокруг купели и совершается обряд воцерковление. Что это такое и зачем его проводить? Такое таинство является символом приведения малыша к Богу. Для мальчиков и девочек этот процесс проходит по-разному:

  1. детей мужского пола заносят в алтарь, где они получают благодать от Бога;
  2. детям женского пола в алтарь вход воспрещен (это касается и монашек, послушниц и других служительниц церкви женского пола) из-за первого греха который совершила Ева. Девочек просто прикладывают к иконе Божьей Матери.

Что значит быть крестным и как их выбирают?

Зачем нужны крестные? Крестные – это люди, которые берут на себя ответственность за духовное воспитание детей и несут ответственность за них перед Богом. Обязанностью крестных родителей является наставление малыша на правильный путь, объяснение правил православной жизни, воспитание любви к Господу. Они обязаны молиться за крестника, во всем помогать ему.

Крестными ребенка могут стать православные люди, ранее принявшие крещение. Также можно совершать обряд лишь с одной крестной матерью или отцом. Главное условие, чтобы дитя с крестным были одного пола. Также многих волнует может ли быть крестной беременная? Ответ можно найти в статье .

Обычно на эту роль выбирают "проверенных" людей, которых знают давно. Это могут быть родственники или друзья. Эти люди, согласно церковным канонам, становятся вторыми родителями для ребенка.

Что необходимо для проведения обряда?

Конечно, прежде чем крестить ребенка, родители или крестные заранее посещают церковь и договариваются о проведении таинства. Священник обязательно скажет про необходимые вещи, но есть атрибуты, без которых не обходится ни одно крещение:

  1. Нательный крестик – обязательный атрибут. Из чего он будет сделан (золото, серебро, дерево) неважно, главное условие - наличие на нем распятия. Обычно крестик приобретают и дарят крестные. Если он был куплен не в церковной лавке, где все товары уже освящены, то его необходимо отнести в церковь заранее для освящения.
  2. Свечи. Они горят на протяжении всей церемонии. Купить их лучше сразу в церкви. После того как таинство закончится, кто-то из присутствующих родных должен забрать все свечи домой. Они несут в себе очень сильную энергетику и их зажигают дома читая молитву, если ребенок болен.
  3. Икона. Ее также покупают крестные в том храме, где крестят ребенка. Перед ней зажигают свечи во время крещения и после забирают домой. Эту икону желательно повесить над кроватью младенца, чтобы она оберегала ребенка.
  4. Хлеб. Приготовить вы его можете сами, рецепт есть в статье . Хлеб обязательно должен присутствовать на таинстве, поскольку он символизирует плоть Христову. Родители могут подготовить для ребенка крестильную рубашечку, а крестные - крыжму (отрез ткани или полотенце), в которую заворачивают ребенка после купели.

Зачем крестить ребенка, каждый решает для себя сам. Для глубоко верующих людей это обязательный ритуал, для тех кто менее обращен к Христу, это их моральный выбор.

Автор публикации: Эвелина Белоусова

В Православной Церкви вопрос, можно ли крестить детей, никогда не стоял. Детей крестить можно! Таинство Крещения – не юридическое примирение с Богом, не посвящение, приобщающее к какому-то сокровенному знанию. Таинство Крещения есть привитие веточки к Древу Жизни, ко Христу. Родиться заново, свыше, войти в тесное благодатное единение с Господом.

Разве это возможно только для взрослого?..

Правомочность крещения младенцев, пишет протопресвитер Иоанн Мейендорф, «опирается не на идею «греха», который может представить младенцев виновными в очах Божиих и нуждающимися в Крещении ради оправдания, но на том, что на всех этапах жизни, включая младенчество, человек нуждается в том, чтобы «родиться вновь», – то есть начать новую и вечную жизнь во Христе. Ведь и «сознательный взрослый» не в состоянии вполне постичь конечную эсхатологическую цель новой жизни» .

Это не мнение современного православного богослова, но общее утверждение святых отцов: «Если б единственным смыслом Крещения было оставление грехов, зачем бы тогда крестили новорожденных, которые еще не успели вкусить грех? Но Таинство Крещения не ограничивается этим; Крещение есть обетование больших и совершеннейших даров. В нем суть обетования грядущих радостей; оно есть образ будущего воскресения, общение со Страстями Господними, участие в Его Воскресении, риза спасения, одеяние радости, облачение [сотканное] из света или, скорее, сам свет» (блаж. Феодорит Кирский) .

Итак, Крещение вводит человека в общение с Богом. Повернуться к Богу лицом, уверовать – может каждый, и не крещенный человек. Но совершенно иначе – крещеный. Это человек, желающий не просто веровать в Бога, или во что-то высшее, уважающий религиозные идеи… Это человек пожелавший соединиться с Господом, привиться к Господу… Желая начать совершенно новую жизнь, он проходит через чинопоследование Крещения как через обряд умирания… Умереть как умер Христос, и тут же восстать, как Он восстал из мертвых. И отныне, соединившись с Господом, жить с Ним в единстве.

Именно поэтому мы крестим и детей.

О важности Крещения говорят многие тексты Священного Писания. Для нас несомненна правота и истинность Христовых слов: если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие () . Почему, даже формально говоря, мы должны игнорировать этот текст и отказывать в Крещении младенцам? Сам Спаситель убеждал учеников Своих не препятствовать детям приходить к Нему, «ибо таковых есть Царствие Божие ().

Дети – не безбожники, они хотели бы жить с Богом , почему же мы будем им в этом препятствовать?

Об этом особенно следует упомянуть, так как то тут, то там раздаются голоса о бессмысленности Крещения маленьких детей. Но не получится ли так, что еврейские младенцы были более счастливы, чем христианские, ведь над ними обряд присоединения к Народу Божьему (через обрезание) совершался на восьмой день по рождении?

У младенца нет сознательной веры? Что ж от того, нельзя же свести всю душевную и духовную деятельность человека к работе ума.

И следуя каким интеллектуальным движениям Иоанн Креститель, еще будучи в утробе матери, почувствовал приближение Спасителя мира, также еще находящегося в эмбриональном состоянии?

Когда Елисавета услышала приветствие Марии ,взыграл младенец во чреве ее ; и Елисавета исполнилась Святаго Духа ().

Бог освящает детей еще до рождения, о чем и Сам говорит пророку Иеремии ():

Прежде нежели Я образовал тебя во чреве, Я познал тебя, и прежде нежели ты вышел из утробы, Я освятил тебя

А позже об этом скажет и апостол Павел ():

Бог, избравший меня от утробы матери моей и призвавший благодатью Своею… .

Мы не знаем, крестили ли младенцев в I веке, однако у нас нет и свидетельств обратного, напротив, мы находим свидетельства о Крещении целых семейств:

Корнилия ();

Лидии (крестилась она и домашние ее — );

Темничного стража (и всех бывших в доме его — );

Криспа (Крисп же, начальник синагоги, уверовал в Господа со всем домом своим — );

Стефана (крестил я также Стефанов дом — ).

Маловероятно, чтобы во всех этих новокрещенных семьях не было малолетних детей.

Можно вспомнить и несколько ветхозаветных прообразов Крещения, которые убедят нас, что дети, так же, как и взрослые, не отвергаются Богом от Народа Божьего. Первый такой прообраз – прохождение через Красное море. Прошел весь Израиль с младенцами, и для апостола Павла это знак будущего Крещения:

«Не хочу оставить вас, братия, в неведении, что отцы наши все были под облаком, и все прошли сквозь море; и все крестились в Моисея в облаке и в море» ().

Если все израильтяне были избавлены Богом от египетского плена и все крестились в Моисея , почему нужно отвергать Крещение во Христа и тайну освобождения от греховного плена?.. Если вспомнить, что в сознании иудея еврейcкий народ представляет собой «Собрание Божие», «Общину Божию», «Народ Божий», что причастным этому Народу был любой обрезанный младенец-израильтянин , а христиане как преемники этих обетований – новый Народ Божий; то отсюда легко сделать вывод: христианские младенцы так же причастны этому новому Народу, Церкви.

«И на страницах Евангелия мы видим, что Христос заключает Новый Завет не с Петром и не с Иоанном, но с новым народом Божиим; к Чаше Завета, изливаемой «за вас и за многих», Христос приглашает «всех». Бог дает свою благодать и защиту не просто одному индивиду, а сообществу людей – Церкви» .

«Христос не только носитель вечной Вести, которую Он повторяет одному за другим каждому удивленному человеку, но и Тот, в Ком человечество находит нежданное разрешение проблемы своего органического единства» .

Как еврей становился членом Народа Божия через обрезание, так и христианский младенец делается членом Народа Нового Завета через Крещение .

Мы знаем, что во II веке младенцев крестили и на Западе, и на Востоке, о чем свидетельствуют отцы и учители Церкви . У св. Иринея читаем:

«Христос пришел спасти через Себя всех, – всех, говорю, которые возрождаются от Него для Бога – младенцев, отроков, юношей и старцев» .

Ориген писал:

«Церковь приняла предание от апостолов преподавать крещение и младенцам» .

В Апостольском Предании св. Ипполита Римского (около 215 года) сказано:

«Облачитесь в одежды и в первую очередь крестите детей. Все те, которые могут говорить о себе, пусть говорят. За тех же, которые не могут говорить о себе, пусть говорят их родители или кто-нибудь из родственников» .

Из этого фрагмента следует, что к Крещению допускались даже очень маленькие, не умеющие говорить дети. Но если из слов св. Ипполита мы все же не можем узнать, какого возраста детей крестили, то из слов св. Киприана Карфагенского становится понятно, что крестили их, не откладывая даже до восьмого дня по рождении, а именно во второй и третий день .

На Поместном Карфагенском Соборе 252 года, на котором председательствовал св. Киприан, было сказано:

«…не возбранять [Крещения] младенцу, который, едва родившись, ни в чем не согрешил, кроме того, что, происшедши от плоти Адама, восприял заразу древней смерти чрез самое рождение, и который тем удобнее приступает к приятию отпущения грехов, что ему отпускаются не собственные, а чужие грехи» .

Св. Киприан пишет адресату о прошедшем Соборе:

«На Соборе нашем состоялось такое определение: не должно нам никого устранять от Крещения и благодати Бога, ко всем милосердного, благого и снисходительного. Если этого надобно держаться по отношению ко всем, то особенно, как мы думаем, надобно соблюдать это по отношению к новорожденным младенцам, которые уже тем заслуживают преимущественно нашу помощь и милосердие Божие, что с самого начала своего рождения они своим плачем и слезами выражают одно моление» .

В более позднее время практика не изменилась. И св. Иоанн Златоуст (на Востоке), и св. Амвросий Медиоланский, блаж. Августин (на Западе) подтверждают, что Крещение детей было общепринятой практикой, и возводят эту практику ко временам апостолов . А вот 124-е Правило Карфагенского Собора (418 год):

«Кто отвергает нужду Крещения малых, новорожденных от матерней утробы детей, или говорит, что, хотя они и крещаются во отпущение грехов, но от прародительского Адамова греха ничего не заимствуют, что надлежало бы омыть баней пакибытия, тот да будет анафема… И младенцы, никаких грехов сами собою соделати еще не могущие, крещаются истинно во отпущение грехов, да через пакирождение очистится в них то, что они заняли от ветхого рождения» .

Если и были в то время споры, то не относительно того, стоит ли вообще крестить младенцев, а относительно того, в каком возрасте крестить детей .

Около V века в Церкви крестят почти только детей. Однако сроки Крещения колеблются. Одно время крестили и в 8 дней, и в 40, но более популярной практикой было Крещение ребенка по прошествии нескольких лет после рождения. Святитель Григорий Богослов писал:

«Что скажем о младенцах, которые не разумеют ни того, что такое благодать, ни того, что такое наказание. Крестить ли их? Непременно, если надлежит опасность. Относительно же прочих я даю совет дожидаться трех лет или немного более, или менее того, чтобы сколько-нибудь могли слышать и повторять нужные слова таинства и если не совершенно, по крайней мере, образно понимать его» .

В Поздней Византии и в Древней Руси также крестили обычно по прошествии нескольких лет после рождения. В XI веке митрополит Киевский Иоанн (ум. 1080) на вопрос: «Можно ли крестить новорожденное дитя, если оно больно?..» отвечает:

«…относительно здороваго [дитяти] Отцы повелели ожидать трех и более лет. Но для внезапных случаев смерти срок необходим короче, если же совсем больно, пусть будет и 8 дней, даже и того меньше, чтобы не умерло некрещенным. Таких младенцев крестить, в какой бы день и час ни настояла опасность смерти» .

Новгородский епископ Нифонт (XII век) на вопрос, как долго можно откладывать крещение детей, отвечал:

«В этом для мужского пола нет греха и до десяти лет, а про девочек не спрашивай, ибо они могут быстро согрешить у вас и в юности» .

Внимание в этом тексте привлекает не дискриминация девочек, а то, что срок Крещения постепенно отодвигается: с младенчества – до сознательного (все более и более) возраста .

Здесь важно напомнить, что, согласно православному пониманию, крестят не вообще детей , а детей лишь христианских родителей .

«Согласно основному иудейскому сознанию потомки включены в предках, а предки содержатся в их потомках. Обрезание, совершенное Моисеем, имело отношение не только к тем, над кем было совершено обрезание, но и ко всем их потомкам. В силу этого Авраам стал отцом многих народов (). Рождение от христианских родителей является свидетельством для Церкви, что Бог призывает рожденных от них детей в Церковь. Поэтому мы не можем говорить о том, что Крещение младенцев нарушает их свободную волю, так как этой свободной воли вообще нет у детей, как мы не говорим, что физическое рождение нарушает свободную волю рожденных детей» .

«Рожденный от верующих родителей вступает в мир как призванный Богом в Церковь. Через Крещение, совершаемое Церковью, он становится членом Тела Христова. Его активная жизнь в Церкви зависит от его последующей веры. Последняя является личным ответом крещенного в детстве на призыв Божий. Вместе с тем эта вера является и его ответом Церкви, которая на основании призыва Божьего совершила его Крещение. Этот ответ может быть положительным и отрицательным, но в одном и другом случае он остается членом Церкви. Как нельзя изгладить факт физического рождения, так нельзя изгладить факт духовного рождения. В силу своего рождения он оказывается одновременно пребывающим в настоящем эоне, но принадлежащим будущему эону. От крещенного зависит реализовать свою принадлежность к Церкви. Ответственность за эту реализацию лежит не только на нем, но и на Церкви, которая на основании веры его родителей совершила его Крещение, а следовательно, и на его родителях» .

Однако осмысление практики Крещения детей претерпело за тысячу лет катастрофическое изменение.

«При Крещении взрослых личная и свободная вера …осталась необходимым условием приема в Церковь. Для малолетних и младенцев их личная вера была заменена верою их родителей… В формуле вера – Крещение первая часть, которая отсутствует у детей и младенцев, заменяется верою их родителей в момент Крещения. Замена личной веры крещаемых детей верою их родителей открывала возможность недолжного перенесения личной веры на других лиц, если вера родителей была недостаточна или ее совсем не было. Это, в свою очередь, открывало тот прорыв в учении о Таинстве Крещения, который открывал широкий доступ принуждению и насилию, несовместимому с природой Таинства. Крещение детей от неизвестных родителей … от нехристианских родителей … от смешанных браков указывает, какое широкое место заняло принуждение в совершении Таинства Крещения.

Надо только удивляться, что в Византии и на Западе в Средние века государственная и церковная власти не распространили принуждение на Крещение всех младенцев, независимо от того, рождены они от христианских или от нехристианских родителей» .

Сегодня существует и другая парадоксальная ситуация. Детей приносят ко Крещению неверующие люди и в восприемники детям выбирают своих неверующих друзей. И крестят не для того, чтобы приобщить к Церкви, а чтоб здоровенький был ; так положено ; няня иначе отказывается с ребенком сидеть и проч.

Нелишне напомнить, что долг пастыря – не профанировать Таинство, а, выяснив причины, побудившие крестить младенца, и условия его дальнейшего воспитания, поговорив с восприемниками и получив представление о мере их церковности, составить мнение: стоит ли такого младенца крестить, или нет.

В Православной Церкви детей крестят так же, как и взрослых, трижды погружая в воду. Над детьми читаются те же молитвы, что и над взрослыми (разве что в древности, когда крестился ребенок, иногда опускали или сокращали молитвы оглашения).

Нельзя не упомянуть, что с самого первого дня жизни ребенка Церковь окружает его заботой и вниманием.

Существуют специальные чины, посвященные матери и младенцу. Первый из них – Молитвы в первый день, по внегда родити жене отроча .

Рождение ребенка – долгожданное и счастливое событие, тем более, если и мать, и ребенок здоровы. Естественная реакция христианского сердца – возблагодарить Бога за этот дар и попросить, чтобы Он и впредь поддерживал мать и дитя и защищал их от бесовских наваждений и опасных случайностей. Именно поэтому Церковь установила чтение в первый день жизни ребенка особых молитвословий.

«Когда от благочестивой жены родится младенец, приходит священник и славословит Бога, благодаря, что человек родился в мир (). Затем, знаменовав, благословляет новорожденного и молит (Бога), чтобы новорожденный был жив и сподобился Крещения и помазания. Испрашивая и матери всего, что нужно ко спасению, он преподает и находящимся при ней женам благодать и освящение…» .

В древности священник окроплял дом роженицы благословленной священником водой , затем знаменовал младенца крестным знамением «на челе, ради ума, и на устах, ради слова и дыхания, и на сердце, ради жизненной силы, да пребывает он под (благодатным) охранением до спасительного Крещения» .

На 8-й день ребенку нарекают имя, через специальное чинопоследование Требника, называющееся сегодня: Молитва, во еже назнаменати отроча, приемлющи имя во осмый день рождения своего (см. раздел Молитвы над матерью и ребенком ).

Затем у нас ребенка крестят, тогда как в Византии и в Древней Руси ребенка сначала воцерковляли, то есть на 40-й день совершали чинопоследование принесения чада христианских родителей ко Святой Церкви и ко храму .

В протестантских общинах вопрос о действительности Крещения, совершенного над младенцами, остается дискуссионным.

Лютеране детское Крещение признают, а, например, баптисты отвергают, на основании утверждения, что Крещение возможно только как осознанное принятие искупления, дарованного Христом .

Признавая детское Крещение, лютеране обычно ссылаются на:

а) неосознанную веру, которую имеет младенец (Лютер писал, что вера не исчезает же, когда человек спит);

б) на утверждение, что ребенок крестится по вере родителей (в более же широком смысле можно сказать, что по вере Церкви , как говорят лютеране) .

Более того, Лютер писал, что с Крещением младенцев мы не должны медлить, ибо можем быть уверены в их вере больше, нежели в вере взрослых: если последние могут сознательно сопротивляться благодати Божией, то у младенцев сознательного сопротивления быть не может .

1 Фрагмент из моей книги: Таинство вхождения в Церковь. СПб.: «Нева» – «ОЛМА-ПРЕСС». 2002. Сс. 121-132.

2 Мейендорф И. Протопресв. Византийское богословие. М. 2002. С. 273.

3 Цит. по: Мейендорф И. Протопресв. Византийское богословие… С. 274.

4 Протестанты напоминают и другие слова: «Кто будет веровать и креститься, спасен будет; а кто не будет веровать, осужден будет» (). Однако нетрудно увидеть, что эти слова ничего не говорят о детском Крещении. Они были сказаны ученикам, когда те отправлялись на проповедь, и адресованы они взрослым, принимающим Христову проповедь. Если такие уверуют, то, как следствие, войдут в Церковь (через Крещение) и будут спасены. Если же не уверуют - подвергнутся осуждению. Здесь акцент делается не на Крещении, а на вере.

5 Эти слова могу подтвердить и личным свидетельством. Моя дочь, крещенная во младенчестве, приносилась в храм и участвовала в Таинствах Церкви с самых первых лет жизни. И она с самого сознательного возраста чувствовала Бога в своей жизни. В 2-3 года, когда ребенок учится говорить, она слагала свои первые идущие от сердца молитвы. В четыре года она знала наизусть основные церковные молитвы и, главное, знала, о чем там говорится, что означает то или иное церковнославянское слово. С пяти лет ребенок стал жить совершенно сознательной духовной жизнью, я имею в виду сознательное противление греху, покаяние, если вдруг оказалась не на высоте, пост, посещение богослужений. Все это без какого-либо давления, без принуждения, по собственному желанию.

Душа ребенка тянется к Богу. Значит, если с младенчества ее направить в сторону Бога, помогать ей в этом пути, мы увидим и трехлетнего, и четырехлетнего сознательного христианина.

6 Что именно обрезание было печатью принадлежности человека к Богоизбранному народу, видно хотя бы из того, что язычник мог стать его членом лишь через обрезание.

7 Кураев А., диак. Можно ли крестить детей? Протестантам о православии. М. Изд. Московского подворья Свято-Троицкой Сергиевой Лавры. 1999. С. 68. Данная статья о. Андрея Кураева, на мой взгляд, является лучшей современной работой на эту тему.

8 Bulletin des anciens eleves de Saint-Sulpise. 15.11.31. Цит. по: де Любак А. Католичество. Милан: «Христианская Россия». 1992. С. 284.

9 То, что Крещение заменяет обрезание, хорошо видно хотя бы из слов св. ап. Павла: «В Нем вы и обрезаны обрезанием нерукотворенным, совлечением греховного тела плоти, обрезанием Христовым» (). Здесь отчетливо видно, что обрезание Христово - это Крещение.

10 Тертуллиан. О Крещении. 18. Сам Тертуллиан осуждает практику Крещения детей. В свойственной ему резкой манере он писал: «…учитывая особенности, характер и даже возраст каждой личности, полезнее помедлить с крещением, особенно маленьких детей. Зачем же, если в этом нет такой уж необходимости, подвергать опасности крестных родителей, которые и сами могут не выполнить своих обещаний, будучи смертными, или могут быть обмануты проявлением дурных наклонностей своих восприемников? Между тем Господь сказал: Не возбраняйте им приходить ко мне! Значит, пусть приходят, когда повзрослеют. Пусть приходят, когда учатся, когда будут научены, куда идти. Пусть станут христианами, когда смогли познать Христа. Что спешить невинному возрасту за отпущением грехов? В мирских делах поступают осторожнее. Как же доверять небесные дела тому, кому не доверены еще земные? Пусть они научатся просить спасения, чтобы явно было видно, что Ты дал просящему».

18 Цит. по: Книга Правил св. Апостол, св. Соборов Вселенских и Поместных и св. отец. Изд. Свято-Троицкой Сергиевой Лавры. 1992.

19 Напомню, что самым приемлемым считался трехлетний возраст.

20 Migne. PG. t. 36, 400. Перевод цитируется по: Еп. Рижский. Богослужение Русской Церкви домонгольского времени. М. Изд. Московского Университета. 1847. С. 13.

21 См.: Русская историческая библиотека. VI. Правила митрополита Иоанна. Правило I. СПб., 1880. С. 1-2.

22 Вопросы Кирика. § 49. Цит. по: Г. Кречмар, проф. Служение крещенного миру по свидетельству отцов Церкви //Богословские Труды. Сб. 10. М. Изд. Московской Патриархии. 1973. С. 155.

23 Не давая личную оценку этому факту, сошлемся на интересное мнение лютеранского пастора и богослова проф. Г. Кречмара. Согласно этому мнению, такое постепенное отодвигание срока Крещения младенцев связано с изменениями в понимании значения Крещения и, еще шире, в понимании самой христианской жизни. Если первоначально Крещение младенца делало его членом Тела Христова, Церкви, противостоящей зараженному грехом миру, и младенец с первых дней жизни был вовлечен в это противостояние силам зла и демонизма, то впоследствии, в период поздней Византии, на первый план выдвигается идея личного спасения. Согласно этой идее, задача человека - как можно меньше нагрешить. А если так, то зачем спешить с Крещением; младенец все равно грехов не делает… (Кречмар Г. Служение крещенного… С. 155.)

31 Св. Симеон Солунский. Разговор… § 27.

32 В Интернете мне встретился интересный обмен мнениями по поводу срока Крещения младенцев. Свое мнение высказывали совершенно обычные, нецерковные люди, так или иначе соприкоснувшиеся с Крещением детей (своих или чужих). И вот большинство участниц пришли к тому, что крестить следует либо до 4 месяцев – тогда ребенок вообще мало что понимает, держит головку, не боится чужих и если к нему подойти с нежностью, вряд ли будет плакать, либо… после 4-5 лет. В этом возрасте ребенок уже сознательный, и если с ним провести определенную подготовительную работу, плакать он не будет.

Опыт показывает, что дети и после 5 месяцев, и вообще в любом возрасте, если священник говорит мягким голосом, не делает резких движений, улыбается, чаще всего ведут себя спокойно.

Проблема тут в том, что ребенок после полугода может нервничать, потому что мама от него далеко и он на руках чужой тети – крестной. На самом деле никакой проблемы в том, чтобы именно родная мама держала малыша на руках нет. Напомню, что согласно традиции идущей из глубокой древности, до 40-го дня роженица не может посещать храм. Когда на 40-й день на Руси крестили малыша, мама стояла в притворе или в стороне. И потом, после Крещения, священник читал над нею разрешительную молитву.

Но если крестится ребенок старше 40 дней (а это сегодня обычное явление) со дня своего появления на свет, то разрешительную молитву матери можно прочитать перед Таинством Крещения! И мама будет стоять не вдалеке, но рядом, и если ребенок занервничает, мама может взять его на руки.

33 Некоторые баптисты могут еще, со скрипом, как уступку экуменическому диалогу, принять Крещение младенцев, совершенное по чину Католической Церкви: за водным Крещением следует конфирмация в сознательном возрасте, связанная с личным исповеданием веры, но и «такой вариант кажется в настоящее время неприемлемым для баптистских церквей, поскольку он представляет собой скорее уступку экуменическим тенденциям, нежели убедительную богословскую позицию» (Швайцер Л. Какое общение с другими христианами может быть признано баптистами? //Страницы. Журнал ББИ. М. 1999-№ 4:4).

34 См.: Эриксон М. Христианское богословие. СПб.: «Библия для всех». Санкт-Петербургский христианский университет. 1999. С. 922-923.

35 См.: Мюллер Д. Т. Христианская догматика. World Wide Printing Duncanville, USA. Фонд «Лютеранское наследие». 1998. С. 592.

Каждый батюшка знает, как сложно священнику выйти из храма после воскресной литургии. Множество лиц, встреч, вопросов, а с ними – слёз, улыбок, объятий и благословений. Приходится идти «сквозь строй», но это – обычный и очень важный труд пастыря.

Однажды, пройдя «сквозь строй», вырвавшись на улицу, я пережил настоящее потрясение от встречи с одним маленьким человеком. Из-за яблони мне навстречу выбежал пятилетний Алёша, сын нашего водителя, добрый и нежный мальчик. Он увидел меня и побежал, крича во всё горло: «Отец!». Дети не стесняются восклицать и восхищаться. У них еще слишком много сил жить и нерастраченная способность удивляться, особенно если они живут в любви и безопасности.

Конечно же, я – отец. Меня так все зовут – «отец Савва». Но когда я услышал это имя от малыша, бросившегося обниматься, у меня оборвалось сердце. Ведь я просто монах, и у меня не может быть детей, и только иноки знают, что это – самая большая жертва, которую мы приносим. Но на какой-то миг я, кажется, пережил то сложное чувство ужаса и благоговения, которое испытывают настоящие родители, ведь появление ребенка – это величайшее чудо, и быть родителем того, кого еще никогда на свете не было, и быть к этому причастным – как не возликовать перед лицом Божиим, не возблагодарить Его за этот дар!

Это чувство благоговения перед новой жизнью доступно каждому человеку: и верующему, и неверующему. Но человек – существо религиозное, а это значит, что в любом из нас лежит неустранимая потребность каждый по-настоящему глубокий человеческий опыт религиозно или ритуально оформить. Поэтому в любой культуре вы обязательно найдёте обряды, связанные с рождением ребенка, бракосочетанием, инициацией, погребением. Там, где человеческий опыт «выплёскивается» за границы этого мира, человек погружается в стихию символа и обряда.

Мой дедушка родился в 1924 году в глухой сибирской деревне. Там даже до революции не было церкви, а в советское время тем более ребёнка невозможно было покрестить. Вместо этого моего дедушку «октябрили»: новорожденного носили по деревне с красными флагами под пение пролетарских гимнов. Родился ребёнок – это надо было как-то пережить, принять, избыть, отметить, означить.

Люди не могут без религии, без культовой оформленности своего подлинно человеческого опыта. Конечно, это не тезис в защиту крещения маленьких детей. Но заставляет задуматься. Да, большая часть тех, кто приносит нам крестить малышей, – люди нецерковные. Они крестят по привычке, по обычаю, потому что «так надо». Мы – люди церковные – знаем, зачем крестим. Вернее – думаем, что знаем. Мы прочли в «Законе Божием», в «Катехизисе» или «Догматическом богословии», в самом лучшем случае, – в Писании. Это очень хорошо. Читаем, изучаем, штудируем. Без такого богословского усилия нам, христианам, никак нельзя. Это род духовного упражнения.

Но я на своем священническом веку довольно часто встречал людей, которые «кожей чувствовали», что им нужно, очень нужно покреститься. Как я могу отказать этим людям? То, что они чувствовали и переживали, было больше того, что они знали и постигали рационально.

Есть чудесный итальянский фильм «Маленький мир Дона Камилло». Главный герой – простой итальянский батюшка. Он всеми силами старается бороться с местным мэром-коммунистом, но когда тот приходит крестить своего малыша, Дон Камилло не отказывает ему. Жизнь сложнее, чем написано в книгах, и очень часто люди неверующие, даже настроенные антицерковно, всё же где-то в глубине догадываются, что они – дети Божии, и о своем настоящем Отце они могут вспомнить, только встретив утешающий и ободряющей взгляд священника.

Итак, почему же мы крестим детей? На самом начальном уровне нашего естественно-религиозного мироощущения нам необходима ритуально-символическая оформленность чуда рождения ребенка. На этом примитивном уровне человеку не важно, какой религии или идеологии он принадлежит. Однако я призываю даже к этому примитивному подходу отнестись с уважением и пониманием.

Позволю себе напомнить, что христианину всегда следует исходить из презумпции доброты и усилия понимания. Даже в таком взгляде на религию нам следует учиться усматривать зерна добра, семена веры, которые могут неожиданно прорасти в большое цветущее дерево христианской веры.

Следующий уровень – страх. Во-первых, за здоровье ребенка, во-вторых, и это уже почти церковный опыт – за его спасение. Мой дедушка-атеист категорически запрещал крестить мою маму, которая девочкой несколько раз переболела воспалением лёгких. Прабабушка, бессильно глядя на всё это безобразие, похитила мою маленькую и больную маму, тайно отнесла ее в церковь и окрестила, «как положено». Мама исцелилась в этот же день. Совпадение? А разве в совпадениях отсутствует смысл?

Прабабушка была простой женщиной. Она думала, что девочка болеет из-за того, что не крещена. Вообще, нам бывает очень сложно понять, что же на самом деле думают простые люди, какие у них мотивы, но уж, что точно мы можем себе позволить, так это обуздание собственного богословского снобизма. Снова аскетическое усилие – попытаться и здесь усмотреть зерна добра, постараться понять, при этом ясно себе представляя, что на самом деле есть церковная норма.

Другой вид страха – а вдруг дитя помрёт некрещеным, и – и все! – поминать нельзя, значит – ад! Но разве мы добрее Бога? Если во мне живёт жалость даже к зверюшкам, доброта и любовь ко всему живому – это всё заёмные вещи. Я добр и жалостлив только добротой, жалостью и любовью Божией, и если доброта во мне волнуется и возмущается – это Сам Бог возвышает Свой голос в моей доброте, и неужели Творец детей отправляет некрещеных в ад? Глупости всё это. Но в этой мотивации крещения мы уже слышим отголосок церковного опыта и евангельского учения.

Крещение детей появляется тогда, когда жизнь христианской общины входит в спокойное русло. Перед нами уже третье или четвертое поколение христиан, живущих единой семьей – евхаристической общиной, и для такой общины совершенно естественно приобщать к мистической жизни в Теле Христовом своих детей.

Противники крещения детей требуют подождать времени, когда дети начнут что-то понимать. Но ведь понимание – это чудо, мы не знаем, как мы понимаем, что в нас происходит, ясно только, что понять за другого – нельзя. Тайна понимания это еще и тайна личной встречи со Христом, и ребёнок с Ним непременно встретится, но не тогда, когда мы это запланируем. Почему необходимо подождать, чтобы дети хоть что-то понимали? Разве не родителям решать, что лучше для ребенка?

Святитель Григорий Богослов считает, что крестить лучше в три года, но ведь это самый вредный детский возраст, и детей у святителя своих не было, поэтому может и не мог наблюдать эти «маленькие чудовища». Святитель пишет, что в этом возрасте они что-то уже понимают. А понимают ли? И какая-то ложь есть во всем этом: если я, христианин, точно знаю и верю, что истина во Христе, чего мне ждать, пока ребенок что-то там начнет соображать, искать. Это вещи естественные – сомневаться и идти своим путем веры, но почему мне не следует сразу ставить его на этот путь?

Ребенок должен сам выбрать? Но кто научит его выбирать, если не родители? Следует уважать свободу ребёнка? А кто научит его быть свободным? Если родители – христиане, они, конечно же, будут учить его делать выбор по-христиански, руководствуясь Евангелием, и это, на самом деле, – насилие над ребёнком. Такое же насилие, как навязывать ему наш родной язык, такое же принуждение, как давать ему образование, прививать правила поведения, нормы приличия, уважения к старшим, ответственность за родителей и Родину.

Откуда вообще появилась эта проблема – крестить или не крестить детей? Говорят, у нее протестантские корни. Может быть. Могу только предположить, что протестантские корни у самого процесса эмансипации детей от родителей, который мы сейчас наблюдаем. Незаметно произошел некий культурный переворот: мы начали мыслить детей отдельно от родителей. Этого взгляда не знала традиционная культура.

Посмотрите на икону Божией Матери. Нас, православных, часто укоряют, что иконы Христа в наших домах найти нельзя – вокруг только образы Богоматери. Но для наших предков икона Божией Матери – это и есть икона Христа. Древние христиане – абсолютно нормальные люди – не могли мыслить ребенка в отрыве от его родителей. Если мы изображаем Младенца Христа, мы не можем обойтись без фигуры Его Матери.

Ребенка невозможно мыслить без его родителя, ребенок без мамы и отца – абстракция. Как только мы помыслили ребенка, на мысленном горизонте должен проявиться отец или мать, иначе перед нами не ребенок. Дети непременно должны отбрасывать «родительскую тень». Как учит нас Голливуд, только вампиры не отбрасывают тени, и если вы мыслите ребёнка без «родительской тени», – у вас проблемы со зрением.

Писатели так любят героев-сирот именно потому, что с ними легче работать: они не тянут за собой шлейф родителей. Оливер Твист очень удобный персонаж, и чтобы как следует ребенка раскрыть и рассмотреть, следует убрать родителей. Но в таком случае и ребенок исчезает, остается симпатичный и очень несчастный человечек, вызывающий у всех нормальных людей сочувствие именно своей органической неполнотой. Мне даже кажется, что такое распространение, простите, педофилии как-то связано с этой культурной трансформацией естественно-родового сознания – за ребёнком не видят его родителей, он один.

«Нехорошо человеку быть одному» – это очень глубокая истина, относительно же детей она требует большего усиления: ребенок вообще не может быть один, он долго рождается, долго появляется на свет, минимум двенадцать лет он «выходит из утробы». Связь между мамочкой и ребенком более органическая, чем между мужем и женой, и мужчины не напрасно чувствуют себя оставленными и брошенными после рождения малыша. Дитя не просто продолжение родителей и носитель родовых свойств. До определенного возраста он их органическая часть. Было бы глупо говорить о моей левой части, совершенно игнорируя правую. А потому – крестить или не крестить – это решать родителям.

Если я родил ребенка, содержу его и воспитываю, я хочу очень простых и корыстных вещей: ребенок должен вырасти человеком, как я это понимаю, и это важно для меня, потому что с каждым годом я – старше и слабее, а он – сильнее, ему досматривать мою старость, ему закрывать мои глаза, а мне не всё равно, кому доверить свою ослабевшую жизнь.

Это очень понятные мысли, и я намеренно не хочу пускаться в обстоятельный богословский разговор – очень много на эту тему написано. Но для христианина крещение ребёнка – это жест благодарности Богу за доверие принять и воспитать этого нового человека. И пусть перед священником стоит совершенно нецерковный человек, неверующий родитель, мы всё равно не должны отказывать этим Божиим детям пусть так неуклюже, неумело, но отблагодарить Детоподателя.

Как некий обязательный обряд. Раз малыш живет в православной стране, то он должен быть крещен сразу после рождения. При этом они не задумываются, для чего нужно крещение ребенка на самом деле.

Немного истории

Крещение, то есть погружение желающего в воду - очень древний ритуал. Он известен еще с дохристианских времен. Иоанн Креститель проповедовал и крестил на берегу Иордана, и жители Израиля этому совершенно не удивлялись. Они приходили и исповедовали свои грехи, каялись, хотели стать лучше и в знак этого омывались в водах Иордана. При этом погружение в воду было лишь символом. После Воскресения Христова и основания христианской Церкви в праздник Пятидесятницы все изменилось. Теперь это не просто формальность, а таинство, во время которого происходит вступление нового христианина в Церковь. В древности всем было совершенно понятно, для чего нужно крещение ребенка. Ведь все общество было религиозным, все ходили в храм, молились, участвовали в таинствах. Можно сказать, что церковная жизнь, ритм религиозных праздников были стержнем всей жизни общества. После революции к любым церковным таинствам стали относиться совершенно по-другому.

Теперь, совершая таинство и обряд крещения младенца, родители сильно рисковали своим общественным положением и даже свободой. Церкви закрывали, а детей в школе активно учили безбожию. Сейчас ходить в храм не опасно, но не все понимают, зачем это нужно. Большинству не ясно, для чего нужно крещение ребенка, для чего приходить в Воскресенье на службу, зачем молиться, нужно ли венчаться.

Есть ли дети, которых лучше не крестить?

(мнение диакона Андрея Кураева, прот. Дмитрия Смирнова и некоторых других священников)

Оказывается, такие дети есть. Младенец - существо безгрешное, но по мере роста грех будет к ребенку все ближе. Верующие папа и мама научат своего ребенка, что такое грех и как его победить. А неверующие родители этого сделать не смогут и не захотят. Они не будут водить его в храм, в воскресную школу (скорее предпочтут бассейн), не объяснят, кто такой Бог и как Ему надо молиться. После крещения малышу предоставляются огромные возможности духовного роста, но он не может их использовать самостоятельно, без помощи взрослых. Если же родители не понимают, для чего нужно крещение ребенка, вообще не знакомы с основами веры, если у крохи нет православных крестных, которые готовы взять на себя его воспитание, эти возможности останутся неиспользованными. Поэтому детей атеистов лучше не крестить. Не все священники придерживаются такого мнения, но оно достаточно распространено.

Так ли все серьезно?

Во время крещения человек напрямую взаимодействует с ангелами и бесами. От бесов он отрекается, к ангелам присоединяется в своем желании служить Богу. Молитвы для крещения, в которых происходит отречение от дьявола, священник читает от лица крещаемого, в данном случае ребенка. Любой православный понимает, что малыш, который отрекся от бесов, должен регулярно причащаться, за него должны молиться родители и крестные. На ребенке должен быть крест, а в комнате, где он живет, необходимо иметь иконы. Все это защитит малыша. Но люди, которые не понимают, для чего нужно крещение ребенка и что происходит во время него, оставляют малыша без защиты. Он крещен, но убежденным христианином, возможно, так никогда и не станет, а за все грехи, которые совершит, он будет давать отчет. Поэтому, возможно, родителям стоит осторожней подходить к вопросу крещения своих детей. Может быть, разумным и честным станет решение не крестить?

Зачем крестить ребенка вопрос веры. Действие распространенных в обществе понятий сглаз, порча пытаются устранять либо походом к всевозможным знахарям, что заканчивается простой потерей денег, либо посещением храма. Считается, что и сглаз и порча больше всего воздействуют на ребенка. Это стойкое утверждение привело к тому, что возникли традиции крещения ребенка в малолетнем возрасте как средство от пагубных воздействий “дурного взгляда”. Однако не все так просто.

На самом деле все начинается с Веры, передаваемой из поколения в поколение . Вера непосредственно связана с религией. Не имеет значения, какая религия, лишь бы она была классической. Только классические религии дают правильное понимание мира.

А я не верю, скажете вы. Ну, что же, Вера это очень личное и не должно выноситься на обсуждение. Кто-то скажет, что Бог ему (или ей) не помог. А вы знаете, как он должен был помочь? Возможно, вам дан урок жизни для укрепления духа. В любом случае только Вера в самых сложных жизненных ситуациях может помочь с ними справиться.

А как приобщиться к Вере ? В православии такое приобщение называется “крещение ребенка”, которое имеет свои традиции, поддерживаемые на протяжении всей истории христианства. Хотя Святое Писание говорит о нескольких вариантах крещения, для большинства православных в России этот ритуал достаточно знаком.

Зачем крестить ребенка. Ответ священника

Стоит обратить внимание на то, что в Православной Церкви служители говорят о таинстве крещения не как об обязательном действии, а только как о возможности . И эта возможность не юридическая процедура, а духовное единение с Господом.

Служители Церкви говорят о том, что смысл крещения не состоит в оставлении грехов. Новорожденные еще не успели нагрешить, тем не менее, отвечая на вопрос когда можно крестить ребенка, священник порекомендует девятый или сороковой день после рождения.

Конечно же, с Богом можно общаться и не проходя таинство крещения . Однако, по общему мнению святых отцов считается, что именно крещение дает возможность причаститься к Вере и приблизиться к Богу .

Когда можно проводить обряд крещения

Православная Церковь не утверждает, что креститься следует только в младенческом возрасте . В связи с этим многие говорят о необходимости переноса времени крещения на более старший возраст, чтобы приобщение к Вере происходило осознанно.

Да, такой подход имеет место. Однако существует деликатный момент, о котором родители в большинстве своем не знают и откладывают крещение ребенка до его взросления. Момент связан с тем, что час своей смерти никто не знает. Иногда и ребенок может уйти из жизни не достигнув момента, когда предполагалось провести обряд крещения. Оставив без обряда крещения умершего до срока ребенка, родители лишают его душу присоединения к вечной жизни.

Можно смеяться и не верить, тем не менее, существуют множество интересных фактов, связанных с феноменом крещения. Только приобщение к Вере через крещение позволяет ожидать высшей помощи от Бога. И не стоит думать, что Он не думает о нас. Думает и дает каждому по необходимости. Кому испытания, кому избавление от проблем.

Традиции крещения ребенка

Народная молва вывела крещение ребенка приметы и традиции на высокий уровень восприятия. Можно верить, можно не верить, однако существует множество примеров, когда приметы претворяются в жизнь. И это не приметы типа “черная кошка перебежала дорогу”, а более глубокие вещи, которые трудно объяснить научными терминами.

“Бабушкины” приметы можно свести к тем, что несут позитивный (или нейтральный) характер и к тем, которых нужно избегать (негативные).

Позитивные приметы

Негативные приметы

  1. Уже запланированное крещение нельзя откладывать.
  2. Не стоит вносить некрещеного ребенка в чужое жилье.
  3. Крестным при их первом участии в крещении ребенка нельзя крестить девочек.
  4. Ни в коем случае на крестильной одежде ребенка не должно быть красных лент.
  5. Следует попросить священника заменить воду после предыдущего крещения. Одна и та же вода для нескольких младенцев – плохая примета.
  6. Очень плохо, если священник при выполнении обряда путает слова, у него падают предметы, он ошибается в ходе обряда.
  7. Чихание ребенка во время обряда крестин не к добру.
  8. Проследите, чтобы обряд крещения не следовал за отпеванием покойника.
  9. Церковь категорически не одобряет женитьбу на куме. Это большой грех.
  10. Не приглашайте крестными тех, у кого была зафиксирована смерть крестника.
  11. Не пригашайте крестной беременную женщину. Мало того, что ее неродившийся ребенок будет болеть, так еще будет болеть и крестник.
  12. Никому не сообщайте имя, данное при крещении (если было дано другое имя). Вы убережете ребенка от порчи.
  13. Крестные не должны даже присаживаться в церкви, что приведет к несчастливой жизни ребенка.

Все эти приметы и традиции появились не сразу, и были сформулированы исходя из жизненного опыта многих поколений, то есть, основаны на повторяемости.

Можно верить или не верить, но экспериментировать на благополучии собственного ребенка не стоит . Тем более что правила крещения ребенка достаточно просты для исполнения.

И не обращайте внимания на “косые” взгляды соседей и родственников (если такие будут). Не им жить с проблемами, которые могут случиться в противном случае.

Вот что говорит священник по поводу обряда крещения: