Сколько часов надо спать первокласснику. Правильный распорядок дня первоклассника

Главный специалист Департамента здравоохранения города Москвы по гигиене детей и подростков, профессор, заведующий кафедрой педиатрии и школьной медицины Факультета дополнительного профессионального образования РНИМУ им. Н.И.Пирогова

Панков Дмитрий Дмитриевич, главный специалист Департамента здравоохранения города Москвы по гигиене детей и подростков, профессор, заведующий кафедрой педиатрии и школьной медицины Факультета дополнительного профессионального образования РНИМУ им. Н.И.Пирогова.








Почему так важен режим дня?

Это та самая база, которая позволяет ребенку адаптироваться к школе без ущерба для здоровья. Четкий распорядок дисциплинирует, помогает легче привыкнуть к новым условиям и избежать нервных перегрузок.

Как правило, семилетний ребенок пока не может самостоятельно управлять своим временем, но приучать его можно уже сейчас: совсем скоро этот навык ему пригодится. Доказано на практике, что соблюдение режима дня помогает школьнику стать самостоятельным и организованным, а специальные исследования, проведенные в начальных классах, показали, что отличники имеют твердо установленное время для приготовления уроков и постоянно его придерживаются. Так что, хорошие оценки - это результат не только способностей и усидчивости, но и упорного труда и привычки к систематической работе в определенное время.

Понятие «режим дня» включает в себя:

    полноценный сон;

    чередование нагрузок и отдыха;

    рациональное питание;

    двигательная активность;

    время на соблюдение личной гигиены;

    психоэмоциональный комфорт

Сколько должен спать первоклассник?

Начинаем со сна, потому что сон – это основной фактор, который влияет на физическую и умственную активность ребенка. Детишкам 6-8 лет рекомендуется спать не менее 10 часов. Как показывает опыт, первоклассники, которые спят по графику, засыпают быстрее и легче.

Идеальное время отбоя – 21.00, время подъема – около 7.00.

Как подготовиться к вечернему сну?

    Приложите все усилия, чтобы за час до сна у ребенка не оставалось никаких срочных дел, уроков, обязанностей. Все это возбудит его перед сном и не даст расслабиться, спокойно соблюсти все ритуалы отхождения ко сну.

    Перед сном не разрешайте ребенку играть в подвижные игры или подолгу смотреть в компьютер.

    Примерно за час до сна сходите с ребенком на короткую прогулку или просто хорошо проветрите комнату, где ребенок будет спать.

    Перед сном ребенку хорошо принять теплый душ, выпить стакан молока (можно с печеньем или с ложечкой меда). Можно почитать ребенку вслух, рассказать ему сказку.

    Отход ко сну должен быть очень спокойным: не заводите перед сном разговоров о проблемах и сложностях прошедшего дня, не напоминайте о неудачах и ошибках ребенка. Все это должно остаться в уходящем дне и не потревожить его сна.

Часто бывает, что днем из школы ребенок приходит вялый и усталый, а к вечеру у него как будто открывается второе дыхание. Он бодр и весел, готов заниматься чем угодно, лишь бы не ложиться в постель. Только не думайте, что он не устал - на самом деле это просто перевозбуждение. Для такого ребенка есть один полезный «рецепт»: предложите ему прилечь после обеда, а сразу после ужина обязательно устройте небольшую прогулку: она поможет снять напряжение, накопленное за день.

Надо ли первокласснику спать днем? Потребность в дневном сне индивидуальна, но вот после обеденный отдых показан каждому ребенку. Дети приходят из школы на спаде работоспособности, поэтому ни в коем случае не следует сразу же усаживать их за уроки. Даже тот ребенок, который давно уже перестал спать днем, придя домой из школы, может лечь и заснуть – и лучше дать ему такую возможность, иначе он «выдохнется» к вечеру.

Питание и рацион

Это грустно, но первое место среди всех хронических заболеваний у детей младшей школы занимают заболевания желудочно-кишечного тракта. Поэтому питание школьника, а первоклассника в особенности, должно быть своевременным и регулярным, лучше всего – пятиразовым.

Помните, что ваш ученик не только испытывает в школе запредельные для своего возраста умственные нагрузки – он еще продолжает развиваться и расти. Его пищевой рацион должен удовлетворять всем потребностям в белках, жирах, углеводах, микроэлементах.

    Не отправляйте ребенка в школу без завтрака . Можно дать ребенку творог со сметаной, горячую кашу, йогурт или омлет, бутерброд с сыром, кукурузные хлопья с молоком. Если у малыша утром совершенно нет аппетита, не заставляйте его есть через силу: дайте ему чай с молоком, какао, фрукты – то-что удастся съесть без проблем.

    Не отказывайтесь от горячего питания в школе : первоклашек на большой перемене около 10 часов утра обязательно кормят. Даже если ребенок утром что-то поел дома, к десяти часам он имеет полное право проголодаться.

    Ни в коем случае нельзя принимать пищу в спешке , под постоянные окрики «Быстрее!», «Опоздаешь!». Если утром ребенок долго завтракает, лучше разбудите его на полчаса раньше, но не пытайтесь накормить его по секундомеру. Нет ничего хуже для физического и психического здоровья ребенка, чем стресс, который создается ограничением времени.

    Обед. Если ребенок обедает дома, на первое лучше всего предложить ему легкий суп (крепкие мясные бульоны детям не полезны). Готовя второе, помните, что не только малышам, но и младшим школьникам, да и вообще всем членам вашей семьи не рекомендуется острое, жареное, специи, майонез, кетчуп.

    Полдник - это время, когда можно дать ребенку продукты, богатые углеводами: оладьи, блинчики, злаки.

    Ужин должен быть сытным, но легким - не пытайтесь дать ребенку наесться вечером за весь день. Если вы рассчитываете, что ваш первоклассник должен лечь спать в 21.00, то ужинать следует не позже 19.00, за 2 часа до сна.

    Питание должно быть разнообразным, причем не только по составу продуктов, но и по тому, в каком виде эти продукты дают ребенку. Позаботьтесь о красивой сервировке, старайтесь садиться с ним за стол: есть в кругу семьи приятнее. В организации питания позитивный эмоциональный настрой важен не меньше, чем во всех остальных сферах жизни первоклассника.

    Обязательно включите в ежедневное меню свежие фрукты и овощи. На обед, к примеру, хорошо дать ребенку овощной салат, а на завтрак и полдник – целый свежий фрукт.

Интеллектуальные нагрузки

Как делать уроки. Основной расход интеллектуальной и нервной энергии у ребенка происходит в школе, во время уроков. Важно пронаблюдать, в каком состоянии ребенок возвращается домой. Здесь перед родителями стоит задача – честно, трезво соизмерять выраженность его «остаточной энергии» с внеклассной интеллектуальной нагрузкой, в том числе с объемом домашних заданий.

Оптимальное время для приготовления уроков – с 15 до 16 часов у малышей (на это время суток приходится очередной всплеск работоспособности) и с 15 до 18 часов у остальных школьников.

Письменные задания детям шести-восьми лет даются сложно. У них еще не развиты мелкие мышцы кисти, несовершенна координация. Во время работы у ребенка может повышаться давление, учащается сердцебиение. Поначалу первоклассник должен непрерывно заниматься письмом не дольше 3 минут. Позже, когда ребенок «втянется» в учебу, можно продлить занятие до 8-10 минут.

При непрерывном чтении дети утомляются еще быстрее. Во время занятий чтением и письмом делайте маленькие перерывы на двигательную активность: можно сделать зарядку, встать из-за стола и размяться, пройтись по комнате.

После выполнения одного урока сделайте десятиминутный перерыв и затем приступайте к следующему предмету.

Почему нет никакого смысла учить уроки до ночи? Дело в том, что после 19.00 работоспособность первоклассника резко снижается. Все, что он прочитает или напишет, не отложится в его голове.

Для того, чтобы сделать все уроки за пару часов, примените игровые техники. Например, если малыш плохо понимает математику, разберите пример на его любимых игрушках. Вместо чтения устройте маленький моноспектакль – так ребенок лучше запомнит образы, и текст ему дастся легко.

Дополнительные занятия для первоклассника

Стоит ли включать в режим первоклассника дополнительные нагрузки? Физиологи не рекомендуют сочетать начало учебы в школе и начало обучения в музыкальной, художественной школе. Если есть желание развивать ребенка всесторонне, лучше начинать за год до школы, или же со второго класса, когда ребенок освоится в школе. В первом классе дополнительные нагрузки должны быть минимальными.

Бывает и так: до школы ребенок занимается и музыкой, и спортом, а в первом классе чем-то приходится жертвовать, потому что сил ребенка не хватает. Можно отложить какие-то из занятий на год, но обязательно прислушаться к выбору ребенка: те дополнительные занятия, которые останутся, обязательно должны нравиться ребенку, эмоционально подпитывать его. Дополнительных занятий должно быть не больше 1 часа в день. А в самом начале учебного года лучше совсем исключить занятия в кружках.

Сколько и каких кружков выбрать? Во-первых, давайте договоримся: кружки это не главное. Гораздо важнее, чтобы ребенок с наименьшими потерями пережил период адаптации к новым жизненным условиям. Выбирая дополнительные занятия для ребенка, обратите внимание на то, каким он приходит из школы:

    Если, придя домой, школьник выглядит утомленным, значит, школьной нагрузки ему вполне хватает. Позаботьтесь о том, чтобы он хорошо отдохнул. Лучше всего выбрать активный отдых – подойдет спортивная секция или занятия танцами, где школьник сможет отвлечься от уроков.

    Если ребенок возвращается из школы слишком возбужденным, значит, нужно выбрать дополнительные занятия, которые помогут ему успокоиться и отвлечься. Кружок рисования или шахматная секция подойдут слишком возбудимому школьнику.

    Если ребенок не выглядит уставшим – вероятно, он вполне осилит еще одно занятие во второй половине дня. Его можно отдать в языковую или музыкальную школу – в зависимости от способностей и интересов.

Пожалуйста, учтите: утомляемость или возбудимость – это не приговор и не диагноз. К таким проявлениям детской психики просто нужно приспособиться: выбирать оптимальное время для занятий, правильно мотивировать, не давить и не стараться «выжать» из ребенка все силы.

Физическая активность

Прогулки. Ребенку необходимо проводить на воздухе не менее 3 часов – в любую погоду и каждый день, при этом желательно активно двигаться: это улучшает самочувствие и повышает работоспособность. Лучше всего ребенку гулять вместе со сверстниками, восполняя потребность в свободном общении.

Как организовать день ребенка, чтобы обеспечить его прогулками?

    В школу и из школы – пешком. Если есть возможность пройтись перед уроками по улице, используйте ее. Это гораздо полезнее, чем ездить в школу и домой на машине.

    Прогулка после уроков. Постарайтесь выстроить график так, чтобы ребенок мог не спешить из школы домой. Хотя бы полчаса побегать после школы на свежем воздухе – отличная возможность сбросить напряжение. постарайтесь совместить с прогулкой поход в кружок или студию.

    Перед сном – на улицу. Это отличная традиция, которая способствует укреплению сна. Достаточно сорока минут, чтобы напитаться кислородом перед сном.

Физическая активность. Не позволяйте ребенку подолгу засиживаться за рабочим столом. Время от времени напоминайте о том, что пора переключиться, подвигаться, сделать зарядку, подтянуться на шведской стенке.

Первокласснику очень полезно в свободное время заниматься умеренным спортом, ходить в бассеин. Этим видам деятельности отдавайте предпочтение, если встает выбор между «сидячими» и «активными» занятиями.

Если выбирать между активной прогулкой и просмотром телепередачи, смело выбирайте прогулку. Это не значит, что ребенку нужно совсем запретить телевизор и компьютерные игры. Следите за тем, чтобы ребенок занимался этими видами активности не более 30-40 минут в день. Расстояние до экрана телевизора должно быть более 3 метров, а экран монитора компьютера - не ближе расстояния вытянутой руки ребенка.

Как распознать, что ребенок переутомлен?

Переутомление - состояние, возникающее при долгом отсутствии отдыха у ребенка. Обычно возникает на фоне утомления, продолжающегося долгое время. Оно может привести к снижению иммунитета и возникновению психосоматических расстройств.

Каковы симптомы переутомления?

Субъективные:

    Общий дискомфорт, головные боли, замедление речи, мимики и движений;

    Апатия, вялость, рассеянность, раздражительность;

    Плохой аппетит, снижение веса, сонливость.

Объективные (их вы сможете выявить на приеме у врача):

    Повышение частоты сердечных сокращений;

    Понижение артериального давления;

    Шумы в сердце;

    Учащенная дыхательная активность;

    Ребенок начинает легко заболевать вирусными инфекциями.

К какому врачу обратиться? Главным доктором наших детей является педиатр. Но подход к решению проблем, связанных с нарушением режима дня и переутомлением может потребовать комплексной оценки состояния с привлечением специалистов разного профиля: невролога, гастроэнтеролога, офтальмолога.

Самое главное, что может помочь переутомленному ребенку – это забота родителей. Окружите малыша вниманием, заботой и добротой, не ждите от него высоких достижений, не требуйте слишком многого.

Придется ли лечить переутомление медикаментозно? Такая необходимость может возникнуть при декомпенсации состояния ребенка или других медицинских осложнений. Обратите внимание: даже если кому-то из ваших знакомых с похожими симптомами прописывали те или иные препараты, ни в коем случае не начинайте давать их ребенку самовольно.

Потребность в лекарственном лечении может определить только врач после проведения необходимых диагностических мероприятий. Часто оказывается, что можно обойтись лечебной физкультурой, физиотерапией, правильной диетой и коррекцией образа жизни ребенка.

Примерный распорядок дня первоклассника

7.00 – подъём.

7.30-8.00 – утренняя зарядка, гигиенические процедуры, завтрак.

Как подобрать ранец, как войти ребенку в русло учебы, здоровье первоклашки, нужен ли дневной сон, как быть с перекусами, когда лучше делать уроки, важна ли прогулка и другие советы для мам школьников

По данным медиков:

    хронические заболевания имеют 35% первоклассников, а среди выпускников этот показатель увеличивается в два раза.

    самые распространенные заболевания, от которых страдает не менее 50% школьников: желудочно-кишечные, а также патологии зрения.

    более 40% детей имеют болезни опорно-двигательного аппарата, а 80% школьников — нарушения осанки.

    каждый третий ребенок подвержен заболеваниям органов дыхания, еще 15% — недугам сердечно-сосудистой и нервной систем.

    вполне здоровыми считаются лишь 5% школьников.

Какой выбрать ранец? Как следить за осанкой малыша?

Если вы не хотите, чтобы ваш ребёнок имел проблемы с позвоночником, а также почками и т. д., не покупайте ему портфель, который носят в одной руке. Это должен быть обязательно ранец.

Для каждого возраста есть свои гигиенические нормативы веса школьной сумки: с ежедневным учебным комплектом и письменными принадлежностями. Но есть простой способ вычислить физиологически безопасную норму: вес ранца с содержимым не должен превышать 10 процентов от массы тела ученика.

Вес ранца:
1-2 класс - 1,5 кг
3-4 класс - 2,5 кг
5-6 класс - 3 кг
7-8 класс - 3,5 кг
9-12 класс - до 4 кг

Таким образом, пустой ранец должен весить 500-800 грамм.

Как выбрать ранец?

    желательно купить ранец, на передней стороне которого, по бокам и на ремнях имеются светоотражающие значки - дополнительная защита на дорогах.

    у ранца обязательно должна быть твердая спинка. Только ее наличие может обеспечить правильную осанку малыша. При этом не забудьте, что ширина ранца не должна превышать ширину плеч ребенка, а высота должна быть не более 30 см.

    ранцы должны быть удобными: сумка не должна давить, ремни не должны врезаться или впиваться в плечи. Лямки мягкими, равномерно распределяющими груз. Лямки и ремешки должны обязательно регулироваться с тем, чтобы ранец одинаково удобно надевался и на легкое платье, и на пуховую куртку.

    хороший ранец должен иметь несколько отделений и карманов - тогда ребенок сможет аккуратно, в определенном порядке раскладывать свое богатство.

    все швы - внутренние и внешние - на ранцах и пеналах должны быть тщательно обработаны, в противном случае порезов на руках не избежать.

Следите за осанкой ребёнка

Стол и стул должны соответствовать его росту и возрасту.
Необходимо правильное мягкое освещение, которое располагается с левой стороны.

Стоит приобщить ребенка к занятиям физкультурой, например, записать его в спортивную секцию и приучить к совместным утренним пробежкам — все это пойдет ему на пользу и поможет предотвратить многие заболевания.

Обязательно через каждые полчаса занятий нужно делать 5-минутную гимнастику для рук, ног и позвоночника, сопровождая её стишком: «Мы читали, мы писали, наши пальчики (ручки, ножки, глазоньки) устали». Ребёнок должен похлопать руками, сжать и разжать пальчики, потопать ногами, согнуться—разогнуться, отвести руки в стороны, поднять их вверх.

Питание. Диета для первоклашки

Накормить с утра пораньше школьника - это непростая задача. На нервной почве, да ещё поднявшись ни свет, ни заря, дети не хотят есть. Но это обязательно надо сделать, поскольку впереди длинный трудовой день! Подключайте свою изобретательность….

Для начала определитесь, что больше всего любит кушать ваш непоседа. Кроме сладостей и полуфабрикатов, конечно….
Если это молочные продукты, вы можете предложить: кашу, мюсли, йогурт, творог, сырковую массу, сырники, творожную запеканку, мусс или пудинг, бутерброд с сыром. Если это мясные продукты: яйцо, рыбу, омлет, тефтели, мясные рулеты и запеканки, пудинги и пр.

Завтрак можно запить чаем, какао с молоком или соком.
Главное правило - никакой сухомятки. Завтрак должен быть горячим!

Медики советуют включать в завтрак сложные формы углеводов. Это значит, что помимо сладкого чая, варенья и кондитерских изделий, в утренний завтрак школьников должны обязательно входить хлебобулочные изделия, каши (овсянка зарекомендовала себя лучше всех), макароны, свежие овощи, из фруктов предпочтительны яблоки, богатые клетчаткой и пектином. Остальные углеводы лучше распределить на промежуточные приемы в течение школьного дня: фруктовые напитки, чай, булочки, печенье, конфеты обеспечат постоянное поступление свежих порций глюкозы в кровь, и будут стимулировать умственную активность школьников.

В школе:

    С собой в школу можно дать йогурт, рогалик, булочку, яблоко, грушу, огурец или морковку.

    Обычно в школах детям дают молоко или сок. Но если ваш ребенок не пьёт то, что предлагают в школе, дайте ему с собой компот, сок, чай. Фляжка или бутылочка, в которую вы их нальёте, обязательно должна быть тщательно вымыта.

    Если ребёнок остаётся на продлёнку, то ему надо обязательно съесть в школе горячий обед.

Обязательно надо напоминать ребёнку о таких элементарных гигиенических правилах, как мытьё рук. Если вы не уверены, что малыш вымоет руки перед обедом, дайте ему с собой мокрые гигиенические салфетки с антисептиком.

  • сухарики,

  • прочие суррогаты.

Маме важно заранее выяснить, чем и в какие часы ребенок будет питаться в школе. Попробуйте дома за неделю до 1 сентября подстроиться к этому режиму с включением в рацион, может быть, еще незнакомых ему продуктов. Тем самым Вы сгладите резкую смену обстановки, режима дня и рациона питания.

Динамика работоспособности первоклассника в течение учебного дня. Режим дня

Письмо и чтение - самые трудные занятия в первом классе.
Наибольшее напряжение вызывает непосредственно написание букв, слов, предложений, списывание текста.
В математике самое трудное - решение задач.

Специальными исследованиями установлено:

продолжительность непрерывного чтения не должна:

    в 6 лет превышать 8 минут,

    в 7-8 лет - 10 минут.

оптимальная продолжительность непрерывного письма

    2 минуты 40 секунд в начале урока,

    1 минута 45 секунд в конце (то же самое и при приготовлении домашних заданий).

Эффективность учебы распределяется таким образом:

  1. Первый урок - врабатывание
  2. Второй урок - пик работоспособности
  3. Третий урок - начало снижения работоспособности.
  4. Четвертый урок - минимум

Норма прогулки для школьников младших классов - не меньше 3-3,5 часа.

  • Для детей младших классов лучшим отдыхом является полуторачасовой дневной сон в хорошо проветренной комнате.
  • Лучшее время для приготовления уроков: 15-16 часов.
  • Через каждые 25-30 минут - перерыв, физкультминутки под музыку (они восстанавливают работоспособность, отдаляют утомление).
  • Начинать приготовление уроков нужно с менее сложных (помните о врабатывании!), затем переходить к самым трудным.
  • Занятия спортом должны начаться не ранее, чем через 40 минут после приема пищи.
    Ужин за 2 часа до сна, если не хотите рассказов о страшных снах и жалоб на бессонницу.
  • Перед сном полезно гулять в течение 20 — 30 минут.
  • Спать первоклассник должен не менее 9 часов, им так же показан и дневной сон.

Страничка школьного психолога

РОДИТЕЛЯМ ПЕРВОКЛАССНИКОВ

Поступление в школу - переломный момент в жизни каждого ребенка. Свойственные дошкольникам беспечность, беззаботность, погруженность в игру сменяются жизнью, наполненной множеством требований, обязанностей и ограничений: теперь ребенок должен каждый день ходить в школу, систематически и напряженно трудиться, соблюдать режим дня, подчиняться разнообразным нормам и правилам школьной жизни, выполнять требования учителя, заниматься на уроке тем, что определено школьной программой, прилежно выполнять домашние задания, добиваться хороших результатов в учебной работе и т.д.

В этот же период жизни, в 6-7 лет, меняется и весь психологический облик ребенка, преобразуется его личность, познавательные и умственные возможности, сфера эмоций и переживаний, круг общения.

Свое новое положение ребенок не всегда хорошо осознает, но обязательно чувствует и переживает его: он гордится тем, что стал взрослым, ему приятно его новое положение. Переживание ребенком своего нового социального статуса связано с появлением "внутренней позиции школьника".

Наличие "внутренней позиции школьника" имеет для первоклассника большое значение. Именно она помогает маленькому ученику преодолевать превратности школьной жизни, выполнять новые обязанности. Это особенно важно на первых этапах школьного обучения, когда осваиваемый ребенком учебный материал объективно однообразен и не слишком интересен.

Многие из сегодняшних первоклассников являются весьма искушенными в учебных занятиях еще до прихода в школу. Усиленная подготовка к школе, посещение дошкольных лицеев, гимназий и т.д. зачастую приводит к тому, что поступление в школу утрачивает для ребенка элемент новизны, мешает ему пережить значимость этого события.

В поддержании у первоклассника "внутренней позиции школьника" неоценимая роль принадлежит родителям. Их серьезное отношение к школьной жизни ребенка, внимание к его успехам и неудачам, терпение, обязательное поощрение стараний и усилий, эмоциональная поддержка помогают первокласснику почувствовать значимость своей деятельности, способствуют повышению самооценки ребенка, его уверенности в себе.

НОВЫЕ ПРАВИЛА

Многочисленные "можно", "нельзя", "надо", "положено", "правильно", "неправильно" лавиной обрушиваются на первоклассника. Эти правила связаны как с организацией самой школьной жизни, так и с включением ребенка в новую для него учебную деятельность.

Нормы и правила порой идут вразрез с непосредственными желаниями и побуждениями ребенка. К этим нормам нужно адаптироваться. Большинство учащихся первых классов достаточно успешно справляются с этой задачей.

Тем не менее начало школьного обучения является для каждого ребенка сильным стрессом. Все дети, наряду с переполняющими их чувствами радости, восторга или удивления по поводу всего происходящего в школе, испытывают тревогу, растерянность, напряжение. У первоклассников в первые дни (недели) посещения школы снижается сопротивляемость организма, могут нарушаться сон, аппетит, повышаться температура, обостряться хронические заболевания. Дети, казалось бы, без повода капризничают, раздражаются, плачут.

Период адаптации к школе, связанный с приспособлением к ее основным требованиям, существует у всех первоклассников. Только у одних он длится один месяц, у других - одну четверть, у третьих - растягивается на весь первый учебный год. Многое зависит здесь от индивидуальных особенностей самого ребенка, от имеющихся у него предпосылок овладения учебной деятельностью.

ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКАЯ ЗРЕЛОСТЬ

Включение в новую социальную среду, начало освоения учебной деятельности требуют от ребенка качественно нового уровня развития и организации всех психических процессов (восприятия, внимания, памяти, мышления), более высокой способности к управлению своим поведением.

Однако возможности первоклассников в этом плане пока еще достаточно ограниченны. Это во многом связано с особенностями психофизиологического развития детей 6-7 лет.

По данным физиологов, к 7 годам кора больших полушарий является уже в значительной степени зрелой (что и обеспечивает возможность перехода к систематическому обучению). Однако наиболее важные, специфически человеческие отделы головного мозга, отвечающие за программирование, регуляцию и контроль сложных форм психической деятельности. У детей этого возраста еще не завершили своего формирования (развитие лобных отделов мозга заканчивается лишь к 12-14 годам, а по некоторым данным - лишь к 21 году), вследствие чего регулирующее и тормозящее влияние коры оказывается недостаточным.

Несовершенство регулирующей функции коры проявляется в свойственных детям особенностях эмоциональной сферы и организации деятельности. Первоклассники легко отвлекаются, неспособны к длительному сосредоточению, обладают низкой работоспособностью и быстро утомляются, возбудимы, эмоциональны, впечатлительны.

Моторные навыки, мелкие движения рук еще очень несовершенны, что вызывает естественные трудности при овладении письмом, работе с бумагой и ножницами и пр.

Внимание учащихся 1-х классов еще слабо организовано, имеет небольшой объем, плохо распределяемо, неустойчиво.

У первоклассников (как и у дошкольников) хорошо развита непроизвольная память, фиксирующая яркие, эмоционально насыщенные для ребенка сведения и события его жизни. Произвольная память, опирающаяся на применение специальных приемов и средств запоминания, в том числе приемов логической и смысловой обработки материала, для первоклассников пока еще не характерна в силу слабости развития самих мыслительных операций.

Мышление первоклассников преимущественно наглядно-образное. Это значит, что для совершения мыслительных операций сравнения, обобщения, анализа, логического вывода детям необходимо опираться на наглядный материал. Действия "в уме" даются первоклассникам пока еще с трудом по причине недостаточно сформированного внутреннего плана действий.

Поведение первоклассников (в силу указанных выше возрастных ограничений в развитии произвольности, регуляции действий) также нередко отличается неорганизованностью, несобранностью, недисциплинированностью.

Став школьником и приступив к овладению премудростями учебной деятельности, ребенок лишь постепенно учится управлять собой, строить свою деятельность в соответствии с поставленными целями и намерениями.

Родители и учителя должны понимать, что поступление ребенка в школу само по себе еще не обеспечивает появления этих важных качеств. Они нуждаются в специальном развитии. И здесь необходимо избегать довольно распространенного противоречия: с порога школы от ребенка требуют того, что только еще должно быть сформировано.

Первоклассники, уже перешагнувшие семилетний рубеж, являются более зрелыми в плане психофизиологического, психического и социального развития, чем шестилетние школьники. Поэтому семилетние дети, при прочих равных условиях, как правило, легче включаются в учебную деятельность и быстрее осваивают требования массовой школы.

Первый год обучения определяет порой всю последующую школьную жизнь ребенка. Многое на этом пути зависит от родителей первоклассника.

Как оказать ребенку помощь в адаптации к школе.

Самое важное и необходимое для ребенка любого возраста, а для первоклассника особенно - это правильный режим дня. Большинство родителей знают это, но на практике довольно трудно убедить, что многие трудности обучения, ухудшение здоровья связаны именно с нарушениями режима. Очень важно иметь расписание дня, составленное вместе с ребенком, и ГЛАВНОЕ - его соблюдать. Нельзя требовать от ребенка организованности и самоконтроля, если сами родители не в состоянии соблюдать ими же установленные правила.

Пробуждение

Не нужно будить ребенка, он может испытывать чувство неприязни к матери, которая вечно тормошит его, стаскивая одеяло. Гораздо лучше научить его пользоваться будильником, пусть это будет его личный будильник.

Если ребенок встает с трудом, не нужно дразнить его "лежебокой", не вступать в спор по поводу "последних минуток". Можно решить вопрос по-другому: поставить стрелку на пять минут раньше: " Да, я понимаю, вставать сегодня почему-то не хочется. Полежи еще пять минут". Можно включить погромче радио.

Когда ребенка утром торопят, то часто он делает все еще медленнее. Это его естественная реакция, его мощное оружие в борьбе с распорядком, который его не устраивает.

Не надо лишний раз торопить, лучше сказать точное время и указать, когда он должен закончить то, что делает: " Через 10 минут тебе надо выходить в школу". "Уже 7 часов, через 30 минут садимся за стол".

Итак, ребенок встал (за час-полтора до выхода в школу), сделал утреннюю зарядку, позавтракал (завтрак обязательно должен быть горячим, и не стоит надеяться, что ребенок поест в школе...).

Выход в школу

Если ребенок забыл положить в сумку учебник, завтрак, очки; лучше протянуть их молча, чем пускаться в напряженное рассуждение о его забывчивости и безответственности.

"Вот твои очки" - лучше, чем "Неужели я доживу до того времени, когда ты научишься сам класть очки".

Не ругать и не читать нотаций перед школой. На прощание лучше сказать: "Пусть все сегодня будет хорошо", чем "Смотри, веди себя хорошо, не балуйся". Ребенку приятнее услышать доверительную фразу: "Увидимся в два часа", чем "После школы нигде не шляйся, сразу домой".

Возвращение из школы

Не задавать вопросы, на которые дети дают привычные ответы.

Как дела в школе?

Нормально.

А что сегодня делали?

А ничего.


Вспомните себя, как порой раздражал этот вопрос, особенно когда оценки не соответствовали ожиданию со стороны родителей ("им нужны мои оценки, а не я"). Понаблюдайте за ребенком, какие эмоции "написаны" у него на лице. ("День был трудный? Ты, наверное, еле дождался конца. Ты рад, что пришел домой?").

Пришел из школы. Помните - на спаде работоспособности! Вот почему абсолютно необходимо ему сначала пообедать, отдохнуть - и ни в коем случае не садиться сразу же за уроки (а так, к сожалению, бывает часто). Отдохнуть надо бы не лежа, не у телевизора или видеомагнитофона, а на воздухе, в активных играх, в движении.

Гигиенисты считают: нормальное время прогулки для школьников младших классов - не меньше 3-3,5 часа.

А еще нередки случаи, когда родители лишают детей прогулки - в наказание за плохие оценки, плохое поведение и т. п. Худшего не придумаешь! Наказали не проступок, а самого ребенка, его завтрашнее настроение в школе!

Для детей ослабленных, часто болеющих, со слабой нервной системой лучшим отдыхом будет полуторачасовой дневной сон в хорошо проветренной комнате. Сон способствует еще и разгрузке опорно-двигательного аппарата и служит хорошей профилактикой нарушений осанки. Но это именно для детей ослабленных - есть и много таких, для кого лучшим отдыхом будет движение.

Лучшее время для приготовления уроков - 15-16 часов. Через каждые 25-30 минут - перерыв, физкультминутки под музыку (они восстанавливают работоспособность, отдаляют утомление). Начинать приготовление уроков нужно с менее сложных (помните о врабатывании!), затем переходить к самым трудным.

Больной вопрос - телевизор. Не стоит младшим школьникам сидеть у телевизора больше 40-45 минут в день! А детям возбудимым, ослабленным - лучше сократить и это время. Ни в коем случае не смотреть телевизор лежа.

Пора спать

Особенно важно для борьбы с утомлением соблюдение необходимой продолжительности ночного сна. Первокласснику необходимо спать 11,5 часа в сутки, включая 1,5 часа дневного сна. Чтобы сон был глубоким и спокойным, нужно соблюдать элементарные правила: перед сном не играть в шумные, "заводные" игры, не заниматься спортом, не смотреть страшные фильмы, не устраивать взбучку и т.д.

А это мало-помалу сказывается: ухудшаются память, внимание, работоспособность. Снижение работоспособности и повышенная утомляемость могут наблюдаться и при достаточном по времени, но беспокойном сне, частых пробуждениях, что нередко бывает, когда в комнате, где спит ребенок, включен телевизор, радио.

Дошкольников и младших школьников лучше укладывать спать самим родителям (мать и отец). Если перед сном доверительно поговорить с ним, внимательно выслушать, успокоить страхи, показать, что ты понимаешь ребенка, тогда он научится раскрывать душу и освободится от страхов, тревоги, спокойно заснет.

ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ ПОДДЕРЖКА

1) ни в коем случае не сравнивать его посредственные результаты с эталоном, то есть с требованиями школьной программы, достижениями других, более успешных, учеников. Лучше вообще никогда не сравнивать ребенка с другими детьми (вспомните свое детство).

2) Сравнивать ребенка можно только с ним самим и хвалить только за одно: улучшение его собственных результатов. Если во вчерашнем домашнем задании он сделал 3 ошибки, а в сегодняшнем - 2, это нужно отметить как реальный успех, который должен быть оценен искренне и без иронии родителями. Соблюдение правил безболезненного оценивания школьных успехов должно сочетаться с поисками такой деятельности, в которой ребенок может быть реализует себя и с поддержанием ценности этой деятельности. В чем бы ни был успешен ребенок, страдающий школьной неуспешностью, в спорте, домашних делах, в рисовании, конструировании и т.д., ему ни в коем случае нельзя ставить в вину неуспехи в других школьных делах. Напротив, следует подчеркнуть, что раз он что-то научился делать хорошо, то постепенно научится всему остальному.

Родители должны терпеливо ждать успехов, ибо на школьных делах чаще всего и происходит замыкание порочного круга тревожности. Школа должна очень долго оставаться сферой щадящего оценивания.

Болезненность школьной сферы должна быть снижена любыми средствами: снизить ценность школьных отметок, то есть показать ребенку, что его любят не за хорошую учебу, а любят, ценят, принимают вообще как собственное дитя, безусловно, не за что - то, а вопреки всему.

Как это можно сделать?

1. Не показывать ребенку свою озабоченность его школьными успехами.

3. Подчеркивать, выделять в качестве чрезвычайно значимой ту сферу деятельности, где ребенок больше успешен, помогать тем самым обрести веру в себя.

1. Четкое распределение, регуляция родительского внимания к ребенку по формуле " уделять ребенку внимание не только когда он плохой, а когда он хороший и больше, когда он хороший". Здесь главное замечать ребенка, когда он незаметен, когда он не выкидывает фокусов, надеясь привлечь внимания.

Главная награда - это доброе, любящее, открытое, доверительное общение в те минуты, когда ребенок спокоен, уравновешен, что-либо делает. (Хвалите его деятельность, работу, а не самого ребенка, он все равно не поверит). Мне нравится твой рисунок. Мне приятно видеть, как ты занимаешься со своим конструктором и т.д.).

2. Ребенку надо найти сферу, где он мог бы реализовать свою демонстративность (кружки, танцы, спорт, рисование, изостудии и т.д.).

Никогда не отправляйте ребенка одновременно в первый класс и какую-то секцию или кружок. Само начало школьной жизни считается тяжелым стрессом для 6-7-летних детей. Если малыш не будет иметь возможности гулять, отдыхать, делать уроки без спешки, у него могут возникнуть проблемы со здоровьем, может начаться невроз. Поэтому, если занятия музыкой и спортом кажутся вам необходимой частью воспитания вашего ребенка, начните водить его туда за год до начала учебы или со второго класса.

УЧИТЕЛЬНИЦА

Учительница, даже самая строгая, даже не всегда справедливая, для ребенка, особенно в первое время,- "самая-самая", и ваше негативное отношение к ее требованиям только затруднит ребенку его собственное определение в статусе ученика. Критерии того, "что можно" и "что нельзя", чаще определяются учителем, поэтому не сердитесь, если в ответ на свое требование услышите: "А Софья Петровна сказала, что так нельзя". Софья Петровна - высший авторитет, перед которым меркнет даже родительский. Не огорчайтесь и запомните: парировать это замечание фразой: "Много знает твоя Софья Петровна..." или тому подобной - запрещенный прием. Если ваш малыш встанет ни свет, ни заря потому, что он сегодня дежурный, и говорит, что должен прийти раньше всех, отнеситесь к этому так же серьезно, как он. Если он попросил вас что-то подготовить к школе, а вы по какой-то причине не сделали этого, для вас не должна быть неожиданной бурная реакция и даже слезы. Вы же сами требуете серьезного отношения к школе, и ребенок не умеет разделить, что значимо, что нет, для него одинаково значимо все: чистая тетрадь и цветные карандаши, спортивная форма и цветок, который вы обещали принести в класс.

Более полувека назад известный педагог Я.Корчак писал: "Все современное воспитание направлено на то, чтобы ребенок был удобен, последовательно, шаг за шагом стремится усыпить все, что является волей и свободой ребенка, стойкостью его духа, силой его требований. Вежлив, послушен, хорош, удобен, а и мысли нет о том, что будет внутренне безволен и жизненно немощен".

Здравсттвуйте, девы. ситуация, что плакать хочется. Сегодня у мужа ДР. Вчера он приехал с вахты, все было хорошо, планы на ДР он со мной не обсуждал. С утра тоже приветлив был, на работу довез, поцеловались. Попросила забрать меня с работы, приехал, я сесть не успела, он рявкнул, чтобы я пошевелилась, машины же сзади стоят. Ну ладно. Забрали ребенка из сада. Молчит, ничего не говорит. Молчком зарулил в магазин, купил бутылку алкоголя, кусок мяса. Приехали домой, я его поздравила, подарила подарок (деньги, хорошую сумму, ему сложно что-либо выбрать в подарок, очень привередлив). Такое лицо сделал, что мне аж неудобно стало. А потом задал вопрос: а что, праздничного ужина не будет? А я и не думала, что он захочет ужин, никогда со мной ДР не отмечал, только с друзьями в другой день уходил бухать. я спокойно ответила, что не могу его мысли читать, если хотел, то надо было сказать. Да и продукты на праздничный ужин не куплены. Даже тортик не купил, дома двое детей называется.
Обиделся, короче. Сам пожарил мясо, сварил картохи. Сел ужинать один, выпил.....
Нифига не поняла, что к чему. Ну, может я невнимательная жена, должна была..... На свой ДР я сама плнанирую что и как будет, ни на кого не обижаюсь.
понимаю, что надо исправлять ситуацию, не дело, когда в ДР такое происходит. А как не знаю, да и должна ли....

221

Ирина Иванова

Добрый день всем!Моя история простая,возможно,кто-то сталкивался.С отцом моей младшей дочери мы разошлись сразу после ее рождения,он сказал что не готов быть папой.Я встретила другого человека.Прошло 8 лет,дочка все настойчивые начинает спрашивать о родном папе.Помня,что все-таки с его стороны были попытки с ней пообщаться,нашла его страницу вконтакте.На ней он с ребенком на руках и вся страница в таких фото.Я решилась и написала,никак не напрягая,что может,быть он теперь захочет пообщаться с дочерью,когда понял,что такое быть отцом?Написал кратко,что готов,наконец,-,то.Добавил в друзья.А потом я узнаю,что страница фейковая.Детали не знаю,но я так поняла,что это все постановка.Зачем ему это,я не могу понять?Для накрутки лайков там мало друзей,да и лет ему уже многовато для таких приколов.Я не знаю,пробовать ли еще выходить на связь и просить пообщаться с дочкой.Просто остался осадок недосказанности.У меня такое чувство,что я где,-то его не поняла.Может сумбурно как-то написала,но я почему-то в смятении.Как его понять?А понять надо,что бы решить,имеет ли смысл пытаться ли сново идти на контакт.Может есть мысли у кого по этому поводу,напишите пожалуйста.Спасибо.

155

викТОРИя

Всем привет! Не люблю последнее время обращаться на форум... Но иногда понимаю, что надо пообщаться хоть с кем-то. Да и здравые мысли и идеи иной раз здесь можно увидеть.

Итак, настигла меня очередная проблема. Ещё с сезона дождей у меня проблема с кожей. Почти каждое лето я страдаю от потнички, которая, правда, к холодам проходит. Но в этот раз не прошла Жара закончилась, дожди прошли... А проблемы мои только сильнее стали. Вся, пардон, левая грудь в корке ((((. Подмышки, локтевые сгибы, внутренняя поверхность руки...
Абы к какому врачу идти - не вариант. Попросила брата мужа и его жену найти кого-то по знакомству. Жду ответа. А сама думаю: бороться мне за продолжение ГВ или уже плюнуть, свернуть его и лечиться "тяжёлой артиллерией"? Вообще, нужно ли ребёнку материнское молоко после года? И чем его заменить кроме смеси?
Я бы сама предпочла кормить до 1,5 - 2 лет (может даже больше, чтоб малышка сама от груди отказалась)

В общем, мне грустно.

137

Аноним

Ох, побуду ия анонимом. Не, скрывать нечего. И тема вроде как не интимная. Но........ в общем боюсь я. Очень боюсь. За здоровье мужа боюсь (прошу не путать с девушкой, опасавшейся рассеянного склероза) в общем так
В начале декабря приболел муж что-то типа ОРВИ, но с сильным кашлем у них половина офиса дохает. Ладно, полечили, вроде стало лучше и тут 19 декабря вечером начинает кашлять так, что падает, теряя сознание (ненадолго, секунды на 3-5), повышается давление, пульс Я вызываю скорую, везут в больницу, делают КТ и отпускают на амбулаторное обследование. Консультация невролога, окулиста, терапевта, МРТ, электроэнцефалограмма, дуплекс сосудов шеи и головы, рентген шеи и лёгких, кровь на сахар, АЛТ, АСТ, КАК в общем все в норме, ну, с небольшими возрастными особенностями В общем выдохнули Поехали отдохнуть на каникулы. Там сауны, турецкие бани, бассейн...... и снова начинает кашлять. Все отменили. Когда приехали домой, вышел из машины, глотнул холодного воздуха (до этого тоже выходил и все было ОК) и опять такой же приступ. В этот же день к врачу. Направили к пульмонологу и на функцию дыхания с провокацией. Но это только в четверг. И тут я с дуру (видимо) на работе у медсестры спросила, мол, нет ли у неё каких предположений, что бы это могло быть. И тут она мне выдаёт - а гортань и пищевод проверяли? И ведь я начинаю понимать на что проверяли....... Я в истерике. Медсестра извиняться, что она не хотела напугать, и что все в порядке.
В общем я в состоянии неизвестности. Фенибут - мой друг.
Зачем пишу? Наверное, просто выговориться, потому что умом понимаю, что никто мне ничего конкретного не скажет. А ведь так хочется услышать, что я все себе напридумывала. А ещё на холодное в горле у него "щекотать" начинает и долго говорить не может - голос садится
Вот такая я дура дурацкая.
Все нужные обследования сделаем, конечно. Но неизвестность убивает.

97

Что сильно смущает.
1. с 2, 5 лет до 10 спал как все дети, всю ночь, сейчас пару раз в неделю этот фокус ему точно удается.
2. понервничав, может встать 3 раза. сли добавить сюда натуру ипохондрика, то это армагедец просто..
3. в детстве, пока зубы не вылезли - не спал.. сейчас оно меняются, жалуется, что давят и болят, когда растут.

96

Адаптация к школе - процесс сложный, а главное - длительный. У первоклассников он продолжается 6-8 недель. Соблюдение режима дня - золотое правило для семьи, в которой появился школьник.

Ученик первого класса должен спать не менее 10 часов, поэтому приложите все усилия, чтобы он ложился в 9 вечера и вставал в 7 утра. Если вы забираете ребенка из школы сразу после уроков, то сначала лучше погулять до обеда около 40 минут. Школьники младших классов должны гулять 3 часа в день. Обедаем в 13.30-14.00. После обеда - обязательный отдых. Дети приходят из школы на спаде работоспособности, поэтому ни в коем случае не следует сразу же усаживать их за уроки. Даже тот ребенок, который давно уже перестал спать днем, придя домой из школы, может упасть и заснуть. Конечно, надо дать ему такую возможность отдохнуть.

После обеда и отдыха садимся за уроки. В первом классе на них не должно уходить больше получаса. Оптимальное время для их приготовления - в промежутке от 15 до 17 часов. Затем ребенок может отправиться на дополнительные занятия - в кружок, секцию, студию. Дорогу на занятия можно совместить с прогулкой. Делать или доделывать уроки вечером нельзя ни в коем случае. Часто бывает, что днем из школы ребенок приходит вялый и усталый, а к вечеру у него как будто открывается второе дыхание. Он бодр и весел, готов заниматься чем угодно, лишь бы не ложиться в постель. Не думайте, что он не устал и не хочет спать, - на самом деле это просто перевозбуждение.

Чтобы снять напряжение, которое накопилось за день, полезно погулять перед сном. Если мы исходим из того, что лечь спать надо в 21.00, то лучшим временем для прогулки будет 19.30, сразу после ужина. Дома принимаем теплый душ, выпиваем стакан молока с ложечкой меда (если нет аллергии) - и ложимся спать. Отход ко сну должен быть очень спокойным, без разговоров о проблемах и сложностях прошедшего дня, особенно - без напоминаний о неудачах и досадных ошибках.

Одна из важнейших составляющих распорядка дня - режим питания. Питание младшего школьника должно быть пятиразовым: завтрак дома, второй завтрак в школе, обед, полдник, ужин. Горячий завтрак дома обязателен. В идеале это - горячая каша, но можно предложить и сухие хлопья, залитые теплым молоком. Конечно, вариантов множество - это могут быть и омлет, и творог, и сырники или оладушки. Ни в коем случае нельзя завтракать в спешке, под постоянные окрики «Быстрее!», «Опоздаешь!» Лучше разбудить ребенка на полчаса раньше, чем подгонять его. Нет ничего хуже для физического и психического здоровья ребенка, чем стресс, который создается ограничением времени.

Если ребенок не на продленке, то обедает он обычно дома. На первое лучше всего предложить ему легкий суп (крепкие мясные бульоны детям не полезны). Готовя второе, следует помнить, что не только малышам, но и младшим школьникам не рекомендуется острое, жареное, специи, майонез, кетчуп. Фрукты и овощи обязательны в ежедневном меню. В обед хорошо давать овощной салат. Полдник - это время есть булочки, оладушки, блинчики. Хороши на полдник и свежие фрукты. Ужин должен быть сытным, но легким. Если вы рассчитываете, что ребенок должен лечь спать в 21.00, то ужинать следует не позже 19.00, за 2 часа до сна. Питание должно быть разнообразным, причем не только по составу продуктов, но и по тому, в каком виде эти продукты дают ребенку. Ему важно, как еда лежит на тарелке, чем она украшена. В организации питания позитивный эмоциональный настрой важен не меньше, чем во всех остальных сферах жизни первоклассника.

Физиологи не рекомендуют сочетать начало школьного обучения и начало обучения в музыкальной школе, художественной студии, дополнительные занятия иностранным языком. Если есть желание развивать ребенка всесторонне, лучше начинать за год до школы или же со второго класса. В первом классе дополнительные нагрузки должны быть минимальными.

Бывает и так: до школы ребенок занимается и музыкой, и спортом, но в первом классе чем-то приходится жертвовать, потому что на все времени не хватает. Можно отложить какие-то из занятий на год, но обязательно прислушаться к выбору ребенка: те дополнительные занятия, которые останутся, обязательно должны ему нравиться и эмоционально подпитывать. С точки зрения физиологов, если надо выбирать между английским и плаванием, то ответ однозначен: плавание. А, например, с танцами не все так просто: танцы - такое тонко координированное и сложное действие, что для большинства детей оказываются тяжелой работой. Но и тут стоит положиться на выбор ребенка.

К сожалению, родители часто стремятся расписать время своего чада по минутам. И получается, что у детей нет возможности побыть наедине с собой, а им этого очень не хватает. Ученик приходит из школы - «Садись обедать». Пообедал - «Садись за уроки». Необходимо дать ему побыть одному, оставить одного в комнате. Может быть, он возьмет свою любимую игрушку - многим детям это помогает снять напряжение, расслабиться. В этом возрасте у ребенка еще велика потребность в игре. Если в школу многие учителя не разрешают приносить игрушки, то дома можно позволить ребенку и делать вместе с ней уроки, и укладывать с собой спать. Ребенку в это время очень трудно, и пользу принесет все, что помогает ему легче пережить период адаптации.

Но самое главное - детям в этот период очень нужна наша поддержка. Не стоит слишком сильно фиксировать внимание на школьных трудностях, требовать отличных результатов, ругать за оценки или неаккуратные тетради. Здоровье ребенка и хорошие отношения с ним дороже. Он должен быть уверен в том, что дома у него есть защита, что родители на его стороне.

Первый период адаптации к школе - «физиологическая буря» - длится 2-3 недели. Все системы организма в это время работают с большим напряжением. Очень важно понимать, что ребенок сталкивается с экстремальной нагрузкой. Поэтому в первые 2-3 недели он может плохо спать, быть раздражительным, начинать плакать, казалось бы, без повода. Родителям ничего не остается, как отнестись ко всему этому как можно спокойнее, с пониманием, быть терпеливыми.