Организация коммуникативной деятельности дошкольников в детском саду. "коммуникативная деятельность дошкольников в непосредственно образовательной деятельности" в дошкольном учреждении

Успешность ребенка в общении со сверстниками - важный фактор его социализации, который оказывает влияние на развитие личности, на успешность обучения и на психологическое здоровье в целом.

Одним из показателей полноценного и правильного развития дошкольника является умение взаимодействовать со сверстниками и старшими.

Дошкольный период развития ребенка подходит к концу. Родители обеспокоены такими проблемами как: готов ли ребенок к школе, справится ли он с программой обучения, примет ли его коллектив и т.п.

Одной из главных сторон готовности к систематическому обучению являются социально - коммуникативные навыки.

Особое внимание коммуникативной активности дошкольников уделяет Т.В. Чиркова. По её мнению, коммуникативная активность проявляется во взаимоотношениях ребенка со взрослыми и сверстниками. Ее можно наблюдать в самых различных жизненных обстоятельствах в деятельности ребенка. Коммуникативный компонент проявляется и в учебной, и в игровой деятельности дошкольника. (21, с. 156).

Индивидуальные особенности коммуникативной активности проявляются у детей в сюжетно-ролевых играх. Кроме наблюдения можно специально создавать ситуации, требующие проявления динамических особенностей общения ребенка (например, обращения ребенка к сотрудникам детского сада с просьбой; коллективные формы выполнения поручений; совместная деятельность по изготовлению игрушек, пособий, украшений для помещений детского сада и т.д.). Можно провести индивидуальную беседу-опрос о предпочтении партнерства среди детей; использовать варианты социометрических методик. (2, с. 161).

Т.В. Чиркова предлагает изучить коммуникативную активность по трем показателям: скоростные, эргические и вариативные. Эти показатели находятся в определенном соотношении.

Скоростные показатели - это скорость установления контактов в общении со сверстниками и взрослыми; скорость реакции на действия партнеров; скорость интеракций. (21, с. 154).

Эргические показатели - это стремление к постоянству в общении; отсутствие изолированности; стремление быть в гуще людей; интенсивность и широта круг общения; отсутствие утомления от длительного пребывания в кругу незнакомых людей. (21, с. 154).

Вариативные показатели - это легкость перехода от одних детей к другим в играх; отсутствие постоянной избирательности в партнерстве; общительность в новой обстановке, эмоциональная раскрепощенность; вариативность в способах общения со сверстниками. (21, с. 155).

Чтобы выявить коммуникативную активность ребенка прежде всего воспитатели должны наблюдать за проявлением индивидуальных особенностей динамики в самых разнообразных видах деятельности ребенка.

В подготовительной группе был проведен констатирующий (диагностирующий) эксперимент для выявления коммуникативной активности старших дошкольников по методикам Т.В. Чирковой «Коммуникативная активность» и Р.С. Немова «Каков ребенок во взаимоотношениях с окружающими людьми?»

Цель данного эксперимента: выявить особенности коммуникативной активности дошкольников со взрослыми и сверстниками.

В эксперименте принимали участие воспитанники МБДОУ № 122 Центр Развития Ребенка (Автозаводский район, ул. Совесткой Армии д.11.). Возраст детей: 6-7 лет, количество обследуемых - 20 человек, из них 11 мальчиков и 9 девочек.

Цель методики «Коммуникативная активность» Т.В.Чирковой: выявление индивидуальных особенностей коммуникации детей дошкольного возраста.

На основе результатов проведенного эксперимента мы выделили четыре индивидуально-типологические группы.

У детей первой группы в коммуникативной активности наблюдается быстрое установление контактов со сверстниками и взрослыми, но устойчивость и избирательность контактов незначительная, наблюдается повышенная склонность к общению, но поверхностная. Таких детей в группе 7 человек.

Как правило, такие характеристики активности были типичны для детей подвижных, живых, но недостаточно уравновешенных. По ряду показателей эти дети тяготеют к холерическому темпераменту.

У детей второй группы общительность незначительная, но присутствует большая избирательность в выборе партнера и устойчивость взаимоотношений. Количество детей, относящихся к этой группе - 4.

Дети этой группы имеют по ряду жизненных и экспериментальных показателей слабость нервной системы, тяготение к меланхолическому темпераменту. К третьей группе относятся дети, у которых в коммуникативной деятельности скоростные показатели высокие, но наблюдается их неустойчивость. Их в группе 6 человек.

Дети этой группы имеют тяготение к сангвиническому темпераменту.

В четвертую группу вошли те дети, у которых коммуникативная активность имеет средние уровни по всем показателям. Однако, отмечается значительная избирательность и устойчивость в системе взаимоотношений. Таких детей в группе 3.

Эта группа детей спокойных, уравновешенных, несколько даже медлительных, традиционно относится к флегматическому темпераменту.

Подводя итоги данного эксперимента, видно, что при характеристике всех видов активности любая группа детей имеет свои специфические, как положительные, так и отрицательные, особенности. После проведения этого эксперимента воспитателю легче понять сильные и слабые стороны каждого ребенка, чтобы определить дальнейшую индивидуальную и групповую работу с ними.

Таблица 1

Группы коммуникативной активности

Ульяна А.

Ульяна Г.

Максим Г.

Наташа Г.

Тимоша Р.

Таблица 2

Диаграмма 1

У ребенка в старшем дошкольном возрасте коммуникативные навыки представлены словами, обозначающими взаимоотношения между людьми, правилами поведения в обществе, формируется его образная речь.

Коммуникативные навыки детей дошкольного возраста ко времени поступления в школу совершенствуются, ребенок уже усвоил речевой этикет и может поддержать разговор на любую тему, в пределах его понимания, логично и последовательно в диалоге и монологе.

Значимость взрослого для психического развития ребенка признавалась и признается большинством западных и отечественных психологов. Отношение взрослого к ребенку (его чувствительность, отзывчивость, сопереживание и т.д.) лишь облегчают понимание социальных норм, подкрепляют соответствующее поведение и помогают ребенку подчиниться социальным влияниям. (22).

Для сравнения коммуникативных качеств личности у старших дошкольников в группе детского сада было проведено экспертное оценивание по методике Р.С. Немова «Каков Ваш ребенок во взаимоотношениях с окружающими людьми?» Эта методика представляет собой опросник, с помощью, которого можно определить уровень коммуникативности у ребенка.

Цель данной методики - определить уровень коммуникативности детей в подготовительной группе.

Межличностные отношения или функционально связанные с ними коммуникативные качества личности ребёнка в данном случае определяются небольшой группой независимых взрослых людей, хорошо знающих данного ребёнка. Это его родители (родственники), воспитатели и другие педагогические работники дошкольных учебно-воспитательных учреждений. (23). С помощью этого опросника оцениваются следующие коммуникативные качества и виды отношений ребёнка с людьми: доброта, щедрость, внимательность к людям, правдивость и честность, вежливость, справедливость, общительность, жизнерадостность, ответственность.

В подготовительной группе в опросе участвовали родители 20 детей. Им было предложено подойти к данному эксперименту серьезно и ответить на данные вопросы предельно честно. Родители оказались заинтересованы в диагностики своих детей.

Исходя из ответов родителей на данные вопросы, группа разделилась на две равные части. Было выявлено, что из 20 старших дошкольников, у 10 детей уровень развития коммуникативных качеств личности ребенка средний. А высокий уровень развития имеют 10 детей. Следует отметить, что среди опрошенных родителей отсутствуют результаты низкого и очень низкого уровня развития детей. Также, исходя из результатов, не наблюдается очень высокий уровень развития.

Подводя итог данного эксперимента, следует обратить внимание на то, что общительность, умение контактировать с окружающими людьми - это необходимая составляющая самореализации человека, его успешности в различных видах деятельности, расположенности и любви к нему окружающих людей. Формирование этой способности важное условие нормального психологического развития ребенка, а также одна из основных задач подготовки его к дальнейшей жизни.

Таблица 4

Уровень развития коммуникативной активности детей

Ульяна А.

Ульяна Г.

Максим Г.

Наташа Г.

Тимоша Р.

Таблица 3


Диаграмма 2

Исходя из результатов, проведенных экспериментов, нужно заметить, что развитие коммуникативных навыков - это одна из главных задач в развитии старших дошкольников.

В ходе исследования были выявлены определенные проблемы коммуникации детей со взрослыми и сверстниками.

Следует отметить, что некоторые проблемы коммуникации детей могут зависеть от типа темперамента ребенка.

Дети, с холерическим типом темперамента очень активны, импульсивны и неуравновешенны. Увлекшись игрой или какой-нибудь идеей, часто перестает слушать требования или просьбы воспитателя и родителей. Такие дети очень редко в общении идут на компромисс, вспыльчивы и, если, что-то им не нравятся, легко впадают в агрессию. Воспитателю и родителям следует уделять таким детям особое внимание и терпение, помогать направлять их энергию в мирное русло, учить терпеливо взаимодействовать и договариваться со взрослыми и сверстниками.

Дети - меланхолики очень ранимы и восприимчивы, с трудом находят себе друзей. Даже самое безобидное замечание может вызвать негативную реакцию. Ребенок будет подавлен и может закрыться в себе. Такие дети тяжело идут на контакт как со взрослыми и сверстниками, неэмоциональны и сдержаны. Педагогам и родителям важно помочь такому ребенку войти в социум, научиться общаться с окружающими людьми. Ребенка - меланхолика необходимо постоянно поддерживать, одобрять, хвалить. Даже если, что-то у него не получается, взрослому, который находится рядом с ним следует всегда демонстрировать свою уверенность в нем. Таким образом такие дети будут поддерживать и ощущать уверенность в самих себе.

Дети с сангвинистическим типом темперамента сильные, уверенные в себе и уравновешенные личности, также они имеют лидерские качества. Дети - сангвиники очень дружелюбны, у них очень широкий круг общения, быстро привыкают к новой обстановке и к новому окружению. Но проблема таких детей в том, что общаясь со многими детьми им трудно установить прочные связи. Общение таких детей часто бывает поверхностное. Также сангвиники часто теряют интерес к начатой деятельности, многое не могут довести до конца. Работая с такими детьми, следует уделять внимание начатому делу и стимулировать доведение его действий до конца. Также помогать ребенку устанавливать крепкие дружеские связи.

Дети - флегматики: неторопливы, спокойны, уравновешены, усидчивы. Им нужно время, чтобы привыкнуть к новой обстановке и к новым людям. Таким детям необходимо больше времени на выполнение заданий. Общаясь с такими детьми, важно не ругать их за медлительность, но также не давать возможности долго засиживаться за своей деятельностью. Очень важно давать ребенку проявить инициативу и принимать свои решения.

Также исследуя типологическую группу детей, основанную на ответах родителей, были выявлены чаще встречающиеся отрицательные ответы родителей на вопросы о взаимоотношениях их ребенка с окружающими детьми.

Чаще всего отрицательные ответы родителей были на вопросы: «внимательный ли Ваш ребенок?» и «щедрый ли Ваш ребенок?», а также на вопрос «правдивый ли Ваш ребенок?».

Исходя из отрицательных ответов родителей, следует сделать вывод, что развитие внимательности, щедрости и правдивости напрямую зависит от деятельности родителей и воспитателя. Поэтому формирование данных качеств должно стать приоритетным направлением в развитии коммуникативной сферы детей, что обеспечит более гармоничное общение детей с окружающими людьми.

Подводя итог исследований, следует сделать вывод, что дети старшего дошкольного возраста нуждаются в целенаправленной работе по формированию социально-значимых качеств личности и развитию коммуникативной сферы, так как именно они обеспечивают успех в учебе, принятие ребенка в коллективе сверстников и продуктивное общение со взрослым.

Игры являются наиболее эффективным средством развития коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста, так как игра является ведущим видом деятельности дошкольников. Поэтому воспитателям и родителям следует уделять особе внимание развитию игры у ребенка. Именно через игру дети усваивают нормы поведения и обыгрывают ситуации взаимодействия, которые могут возникнуть в повседневной жизни.

Также следует уделять внимание и время проведению специальных психологических игр на развитие коммуникативных навыков.

Смирнова Олеся Викторовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "ДС ОВ "Улыбка"
Населённый пункт: п. Ханымей, Пуровский р-н, ЯНАО
Наименование материала: Статья
Тема: Особенности коммуникативной деятельности у детей дошкольного возраста
Дата публикации: 07.10.2016
Раздел: дошкольное образование

Особенности коммуникативной деятельности у детей

дошкольного возраста
В последнее время в науке наряду с понятием «общение» используется понятие «коммуникация». В психологии более правильно установить следующее отношение между ними. Коммуникация – более широкое понятие по объёму. Коммуникация – связь, взаимодействие двух систем, в ходе которой от одной системы к другой передаётся сигнал, несущий информацию, а общение предполагает передачу информации. Содержанием общения выступают научные и житейские знания. В общении могут быть переданы навыки и умения. В психолого-педагогической литературе существует два подхода к решению проблемы соотношения понятий «коммуникация» и «общение»: Так, в словаре иностранных слов коммуникация (communicatio) определяется как «акт общения, связь между двумя или более индивидами, основанная на взаимопонимании». В Большом энциклопедическом словаре коммуникация трактуется как общение, передача информации от человека к человеку - специфическая форма взаимодействия. В трудах Ю.А. Каляевой, А.А. Кидрона, А.А. Леонтьева, М.И. Лисиной, Л.Р. Мунировой, Р.С. Немова, Н.В. Пилипко, Е.В. Руденского, И.И. Рыдановой, В.Д. Ширшова, «коммуникация» также определяется как синоним «общения». Если не достигается взаимопонимание, то коммуникация не состоялась. Чтобы убедиться в успехе коммуникации, необходимо иметь обратную связь о том, как люди вас поняли, как относятся к проблеме. Для эффективной коммуникации характерно д о с т иже ние взаимопонимания партнеров, лучшее понимание ситуации и предмета общения. Формировать коммуникативные навыки можно в условиях обучения, в другом варианте процесс их развития идет спонтанно и во многом зависит от
ситуации. Исследования показывают, что формирование коммуникативной деятельности можно начинать с самого раннего возраста, однако, процесс этот должен строиться на четкой системе знаний, которые характеризуют тот или иной возрастной этап развития ребенка – дошкольника и школьника. Этот процесс требует продуманной организации и специальной методики. В педагогике и психологии развитие личности рассматривается как процесс освоения общественного социального опыта (Б.Г. Ананьев, Л.С. Выготский, А.В. Запорожец, А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин и др.). Существенной частью этого социального опыта, подлежащего усвоению, являются умения, необходимые дл осуществления различных видов деятельности, в то числе и коммуникативной. Коммуникативный опыт проявляется прежде всего посредством коммуникативных умений в ситуации коммуникации – это налично- деятельностный компонент. Налично-деятельностный компонент проявляется в реальных проявлениях субъекта в условиях коммуникативной деятельности, связанных с уровнем коммуникативных умений и навыков, мобильностью и адекватностью их использования в различных коммуникативных ситуациях, уровне развития и самоконтроля в коммуникативных ситуациях. Анализируя имеющиеся данные одним из важных коммуникативных умений, являющихся фактором эффективного общения, можно назвать владение вербальными и невербальными средствами коммуникации. Речь - это вербальная коммуникация, т.е. процесс общения с помощью языка. Средством вербальной коммуникации являются слова с закрепленными за ними в общественном опыте значениями. Невербальная коммуникация. В общении людей закономерно включены эмоции общающихся, которые определенным образом относятся и к коммуникации, и к тем, кто вовлечен в общение. Средства невербальной
коммуникации как своеобразный язык чувств являются таким же продуктом общественного развития. Соответствие используемых средств невербальной коммуникации целям и содержанию словесной передачи информации является одним из элементов культуры общения. Это соответствие особо важно для педагога, для которого средства как вербальной, так и невербальной коммуникации являются инструментом его профессиональной деятельности. А.С. Макаренко подчеркивал, что педагог одно и то же слово должен уметь произносить с множеством различных интонаций, вкладывая в него значение то приказа, то просьбы, то совета и т.д. В разных возрастных группах для осуществления невербальной коммуникации выбираются различные средства. Так, дети часто используют плач как средство воздействия на взрослых и способ передачи им своих желаний и настроений. Коммуникативный характер, который приобретает у детей плач, хорошо передает их нередко встречающееся предупреждение «Я не тебе плачу, а маме!» С самого рождения ребёнок постепенно овладевает социальным опытом через эмоциональное общение со взрослыми, через игрушки и предметы, через речь и т.д. Самостоятельно постичь суть окружающего мира – задача, непосильная для ребёнка. Первые шаги в его социализации совершаются при помощи взрослого. В связи с этим возникает важная проблема – проблема общения ребёнка с другими людьми и роль этого общения с другими людьми и роль этого общения в психическом развитии детей на разных генетических ступенях. Исследования М. И. Лисиной и других показывают, что характер общения ребёнка со взрослыми и сверстниками изменятся и усложняется на протяжении детства, приобретая форму то непосредственного эмоционального контакта в процессе совместной деятельности, то речевого общения.
В раннем детстве не только взрослый влияет на развитие ребёнка. Наступает момент, когда ребёнок стремится к общению с другими детьми. Опыт общения с взрослыми во многом предопределяет общение со сверстниками, реализуется в отношениях между детьми. В своих исследованиях А. Г. Рузская отмечает, что общение ребёнка со взрослым и сверстником – разновидности одной и той же коммуникативной деятельности. Хотя собственно коммуникативная деятельность с ровесниками возникает именно в период раннего детства (в конце второго начале третьего года жизни) и имеет форму эмоционально – практического общения. Проблема развития общения в дошкольном возрасте относительно молодая, но интенсивно развивающаяся область возрастной психологии. Ее родоначальником, как и многих других проблем генетической психологии, был Ж. Пиаже. Именно он еще в 30-х гг. привлек внимание детских психологов к сверстнику, как к важному фактору и необходимому условию социального и психологического развития ребенка, способствующему разрушению эгоцентризма. Он утверждал, что только благодаря разделению точки зрения равных ребенку лиц - сначала других детей, а по мере взросления ребенка, и взрослых - подлинная логика и нравственность могут заменить эгоцентризм, свойственный всем детям и в отношении с другими людьми и в мышлении. При изучении коммуникативного развития детей всегда учитывают его своеобразие на каждом возрастном этапе - эволюция коммуникативной деятельности, её мотивов, содержания, целей и средств. Ещё в 30-е годы прошлого века Л.С.Выготский утверждал, что ребенок является социальным существом с самого момента рождения. В новейших исследованиях Института раннего вмешательства (С-Петербург) можно найти экспериментально подтвержденные свидетельства того, что «…ребенок эволюционно запрограммирован на общение со взрослым человеком» Так, теперь известно, что стремление ребенка к общению с другими людьми
является врожденным, коммуникативная способность записана в его генетическом коде. Ученые пришли к поразительному выводу о том, что ребенок уже при рождении знает, что он – человек и что все люди – его друзья. Эти сведения приведены не случайно. Они в значительной степени вселяют в нас оптимизм. Если направленность ребенка на человека генетически предопределена, если потребность в другом человеке оказывается врожденной, то значит в случаях, когда ребенку самому трудно развернуть собственную коммуникативную программу, речь может идти не о формировании новой способности, а о развитии одной из них – коммуникативной, являющейся, по сути, «родовым» человеческим свойством В трудах Л.С.Выготского, М.И.Лисиной, А.В.Запорожца, Т.А.Репиной прослеживается мнение, что умение ребенка позитивно общаться позволяет ему комфортно жить в обществе людей; благодаря общению ребенок познает не только другого человека (взрослого или сверстника), но и самого себя. Т.Д.Марцинковская подчеркивает, что общение со взрослым формирует практически все знания о самом себе, стимулирует познавательную активность ребенка. Общение со сверстниками актуализирует это знания, формируя у ребенка более правильный, адекватный образ самого себя. Т.Е.Батова и авторский коллектив считают общение и совместную деятельность той основой и тканью, на которой в дальнейшем будет строится вся жизнь детей. Дмитриева А.Е. рассматривает коммуникативные умения как структурные элементы коммуникативной деятельности. По ее мнению коммуникативные умения являются сложными умениями высокого уровня, включающими в себя простейшие элементарные умения. Автор классифицирует коммуникативные умения на:
- информационно-коммуникативные – это умения вступать в процесс общения, ориентироваться в партнере по общению, ситуации, соотносить средства вербального и невербального общения; - регуляционно-коммуникативные - это умения согласовывать свои действия с установками и потребностями партнера, умения применять индивидуальный опыт в совместной деятельности, оценивать результат общения; - аффективно-коммуникативные – это умение проявлять эмпатию и сопереживание. В настоящее время, число работ, посвященных общению детей, увеличивается. Общению сверстников в дошкольном возрасте посвящаются не только отдельные статьи, но и целые монографии. В общем потоке литературы по этому вопросу можно выделить три различных направления исследований:  Экспериментальный анализ процесса общения дошкольников и факторов, влияющих на него;  Специфика общения сверстников и его отличие от общения ребенка со взрослым;  Изучение взаимоотношений детей. М.И.Лисина считает, что в дошкольном возрасте последовательно сменяют друг друга четыре формы общения ребенка со взрослым: ситуативно-личностное, ситуативно-деловое, внеситуативно-познавательное, внеситуативно-личностное и три формы общения со сверстниками: эмоционально-практическое, ситуативно-деловое, внеситуативно-деловое. Изменяется содержание общения, его мотивы, коммуникативные навыки и умения, формируется один из компонентов психической готовности к обучению в школе – коммуникативный. Ребенок избирательно относится к взрослым, постепенно осознаёт свои отношения с ними: как они к нему относятся, чего от него ждут, как он к ним относится и что от них ожидает.
Интерес к сверстнику проявляется несколько позднее, чем интерес к взрослому. Общение ребенка со сверстниками складывается в различных объединениях. На развитие контактов с другими детьми влияет характер деятельности и наличие у ребенка умений для ее выполнения. Яркая характеристика общения дошкольников - сверстников заключается в его чрезвычайной эмоциональной насыщенности. Это связано с тем, что начиная с четырехлетнего возраста для малыша более привлекательным партнером становится сверстник, а не взрослый. Еще одной важной чертой контактов детей является их нестандартность и нерегламентированность. Если в общении со взрослым даже самые маленькие дети придерживаются определенных норм поведения, то при взаимодействии со сверстниками дошкольники ведут себя непринужденно. Общество сверстников помогает ребенку проявить свою оригинальность. Если взрослый прививает ребенку нормы поведения, то сверстник поощряет проявления индивидуальности. К важным относится и такая особенность общения сверстников, как преобладание инициативных действий над ответными. Для ребенка значительно важнее его собственное действие или высказывание, а инициатива сверстника в большинстве случаев им не поддерживается. В результате каждый говорит о своем, а партнера никто не слышит. Такая несогласованность коммуникативных действий детей часто порождает конфликты, протесты, обиды. Перечисленные особенности характерны для детских контактов на протяжении всего дошкольного возраста (от 3 до 6-7 лет). Однако содержание общения детей не остаются неизменными в течение всех четырех лет: общение и отношения детей проходят сложный путь развития, в котором можно выделить три основных этапа - младший, средний и старший дошкольный возраст.
В младшем возрасте (в 2-4 года) ребёнку необходимо и достаточно, чтобы сверстник присоединился к его шалостям, поддержал и усилил общее веселье. Каждый участник такого эмоционального общения озабочен прежде всего тем, чтобы привлечь внимание к себе и получить эмоциональный отклик партнера. В сверстнике ребенок воспринимает лишь внимание к себе, а самого ровесника (его действия, желания, настроения), как правило, не замечают. Сверстник является для него всего лишь зеркалом, в котором он видит только себя. Общение в этом возрасте крайне ситуативное - оно целиком зависит от конкретной обстановки, в которой происходит взаимодействие, и от практических действий партнера. Лишь только при помощи взрослого малыш может увидеть в сверстнике равноценную личность. Для этого следует обратить внимание дошкольника на привлекательные стороны ровесника. Решительный перелом в отношении к сверстникам происходит у ребенка в среднем дошкольном возрасте. Теперь уже дети сознательно предпочитают играть с другим ребенком, а не со взрослым или в одиночку. Главным содержанием общения детей в середине дошкольного возраста становится общее дело - игра. Если младшие дети играли рядом, но не вместе, то при деловом общении дошкольники учатся согласовывать свои действия с поступками партнера и достигать общего результата. Такого рода взаимодействие называется сотрудничеством. Оно в этом возрасте превалирует в общении детей. На этом этапе не менее отчетливо проявляется потребность в признании и уважении со стороны сверстника. Ребенок стремится привлечь внимание других, чутко ловит в их взглядах и мимике признаки отношения к себе, демонстрирует обиду в ответ на невнимание или упреки партнеров. "Невидимость" сверстника превращается в пристальный интерес ко всему, что тот делает. В четырех- пятилетнем возрасте дети пристально и ревниво наблюдают за действиями сверстников и оценивают их: часто спрашивают у
взрослых об успехах их товарищей, демонстрируют свои преимущества, пытаются скрыть от сверстников свои промахи и неудачи. В детском общении появляется конкурентное, соревновательное начало. Реакции детей на мнение взрослого также становятся более острыми и эмоциональными. Успехи сверстников могут вызвать огорчения детей, а него неудачи вызывают нескрываемую радость. Именно в этом возрасте значительно возрастает число детских конфликтов, открыто проявляются зависть, ревность, обида на ровесника. Дошкольник составляет мнение о самом себе, постоянно сравнивая себя с однолетками. Но целью этого сравнения становится не обнаружение общности, а противопоставление себя другому. Все это порождает многочисленные конфликты детей и такие явления, как хвастовство, действия напоказ, соперничеств, которые можно рассматривать как возрастные особенности пятилеток. К старшему дошкольному возрасту (6-7 лет) у детей снова существенно меняется отношение к одногодкам. В это время ребенка способен к внеситуативному общению, никак не связанному с тем, что происходит здесь и сейчас. Дети рассказывают друг другу о том, где они были и что видели, делятся своими планами или предпочтениями, дают оценки качествам и поступкам других детей. В этом возрасте между ними уже возможно общение в привычном понимании этого слова, то есть не связанное с играми и игрушками. Существенно меняются и отношения между ними. К 6 годам значительно возрастает дружелюбность и эмоциональная вовлеченность ребенка в деятельность и переживания сверстников. Часто старшие дошкольники внимательно наблюдают за действиями ровесников и эмоционально включены в них. Достаточно часто даже вопреки правилам игры они стремятся помочь одногодку, подсказать ему правильный ход, защищают товарища или даже могут поддержать его «противостояние»
взрослому. При этом конкурентное, соревновательное начало в общении детей сохраняется. Однако наряду с этим у старших дошкольников появляется умение видеть в партнере не только его игрушки, промахи или успехи, но и его желания, предпочтения, настроения. К шести годам у многих детей возникает желание помочь сверстнику, подарить или уступить ему что-то. Злорадство, зависть, конкуренция проявляются реже и не так остро, как в пятилетнем возрасте. Иногда дети уже способны сопереживать как успехам, так и неудачам ровесников. Такая эмоциональная вовлеченность в действия однолеток свидетельствует о том, что ровесники становятся для ребенка не только средством самоутверждения и сравнения с собой. На первый план выходит интерес к сверстнику как к самоценной личности, важной и интересной независимо от ее достижений и предметов, которыми она обладает. К концу дошкольного возраста между детьми возникают устойчивые избирательные привязанности, появляются первые ростки дружбы. нарушению у детей коммуникативной деятельности. Таким образом, успешное развитие коммуникативной деятельности дошкольников будет более эффективно, если учитывать уровень сформированиых коммуникативных умений детей.

Развитие коммуникативной деятельности детей в дошкольном возрасте.

Коммуникативная деятельность - один из способов получения информации о внешнем мире и формирования личности ребенка, ее познавательной и эмоциональной сфер.

Дошкольный возраст является сензитивным периодом развития сложных коммуникативных связей детей. Именно в дошкольном возрасте закладываются основные формы поведения и общения, складывается детский коллектив , законы существования которого требуют более развитой системы коммуникативных навыков.

Любая деятельность характеризуется определённой структурой. Её элементами являются побудительно-мотивационная часть (потребности, мотивы, цели), предмет деятельности, продукт или результат деятельности и средства её осуществления (действия и операции).

Общение, как и всякая деятельность, предметно. Предметом, или объектом деятельности общения является другой человек, партнёр по совместной деятельности.

Конкретным предметом деятельности общения служат те качества и свойства партнёра, которые проявляются при взаимодействии и становятся продуктами общения. Одновременно ребёнок познаёт и себя. Представление о себе также входит в продукт общения.

Под мотивом деятельности, понимается, согласно концепции, то, ради чего предпринимается деятельность . Это означает, что мотивом деятельности общения является партнёр по общению. Следовательно, для ребёнка мотивом деятельности общения является взрослый.

Развитие мотивов общения происходит в тесной связи с основными потребностями ребёнка. Выделяются три основных категории мотивов общения:


1. Познавательные мотивы общения возникают у детей в процессе удовлетворения потребности в новых впечатлениях, одновременно с которыми у ребёнка появляются поводы для обращения к взрослому.

2. Деловые мотивы общения рождаются у детей в ходе удовлетворения потребности в активной деятельности как результат необходимости в помощи взрослых.

3. Личностные мотивы общения специфичны для той сферы взаимодействия ребёнка и взрослого, которая составляет саму деятельность общения.

Общение протекает в форме действий, составляющих единицу целостного процесса. Действие представляет собой сложное образование, в состав которого входят несколько ещё более мелких единиц, или средств общения.

Выделяют три основные категории средств общения:

Экспрессивно-мимические,

Предметно-действенные,

Речевые.

Первые выражают, вторые изображают, а третьи обозначают то содержание, которое ребёнок стремится передать взрослому и получить от него.

В возрасте от рождения до семи лет выделяют четыре формы общения со взрослыми:

Ситуативно-личностное,

Ситуативно-деловое,

Внеситуативно-познавательное,

Внеситуативно-личностное.

Ситуативно-личностное общение ребёнка со взрослым (первое полугодие жизни) имеет у младенца "комплекс оживления" - сложное поведение, включающее в виде компонентов сосредоточение, взгляд в лицо взрослого человека, улыбку, двигательное оживление. Общение младенца со взрослыми протекает самостоятельно, вне какой-либо другой деятельности и составляет ведущую деятельность ребёнка данного возраста. Операции, с помощью которых осуществляется общение в рамках первой формы этой деятельности, относится к категории экспрессивно-мимических средств общения.

Ситуативно-личностное общение имеет большое значение для общего психического развития ребёнка. Внимание и доброжелательность взрослых вызывают у детей яркие радостные переживания, а положительные эмоции повышают жизненный тонус ребёнка, активизируют все его функции. Для целей общения детям необходимо научиться воспринимать воздействия взрослых, и это стимулирует формирование у младенцев перцептивных действий в зрительном, слуховом и других анализаторах. Усвоенные в "социальной" сфере, эти преобразования начинают затем использоваться и для знакомства с предметным миром, что приводит к общему значительному прогрессу когнитивных процессоров у детей.

Ситуативно-деловая форма общения детей со взрослыми (6 месяцев - 2 года).

Главной особенностью этой формы коммуникации считается протекание общения на фоне практического взаимопонимания ребёнка и взрослого.

В это время помимо внимания и доброжелательности ребёнок раннего возраста начинает испытывать нужду ещё и в сотрудничестве взрослого. Детям требуется соучастие взрослого, одновременная практическая деятельность рядом с ним. Сочетание доброжелательности и сотрудничества - соучастие взрослого и характеризует сущность новой потребности ребёнка в общении.

Ведущими становятся в раннем возрасте деловые мотивы общения, которые тесно сочетаются с мотивами познавательными и личностными. Основными средствами общения являются предметно-действенные действия, позы.

Значение ситуативно-делового общения в процессе совместной деятельности ребёнка и взрослого в том, что оно приводит к дальнейшему развитию и качественному преобразованию предметной деятельности детей (от отдельных действий к процессуальным играм), к возникновению и развитию речи. Но овладение речью позволяет детям преодолевать ограниченность ситуативного общения и перейти от чисто практического сотрудничества со взрослыми к сотрудничеству "теоретическому".


Внеситуативно-познавательная форма общениялет) .Развёртывается на фоне познавательной деятельности детей, направленной на установление чувственно не воспринимаемых взаимосвязей в физическом мире. С расширением своих возможностей дети стремятся к своеобразному "теоретическому" сотрудничеству со взрослым, сменяющему сотрудничество практическое и состоящему в совместном обсуждении событий, явлений и взаимоотношений в предметном мире.

Признаком этой формы общения может служить появление первых вопросов ребёнка о предметах и их разнообразных взаимосвязях.

Потребность ребёнка в уважении со стороны взрослого обуславливает особую чувствительность детей трёх - пяти лет к той оценке, которую дают им взрослые. Чувствительность детей к оценке проявляется ярче всего в их повышенной обидчивости, в нарушении и даже полном прекращении деятельности после замечаний или порицаний, а также в возбуждении и восторге детей после похвалы.

Важнейшим средством коммуникации становится речь.

Значение этой формы общения детей со взрослыми состоит в том, что она помогает детям неизмеримо расширить рамки мира, доступного для их понимания, позволяет им приоткрыть взаимосвязь явлений.

Внеситуативно-личностная форма общения детей со взрослымилет) - служит целям познания социального, а не предметного мира, мира людей, а не вещей. Поэтому внеситуативно-личностное общение существует самостоятельно и представляет собой коммуникативную деятельность в "чистом виде".

Внеситуативно-личностное общение формируется на основе личностных мотивов, побуждающих детей к коммуникации, на фоне разнообразной деятельности: игровой, трудовой, познавательной. Но теперь оно имеет самостоятельное значение для ребёнка и не является аспектом его сотрудничества со взрослым. Такое общение имеет для детей дошкольного возраста большое жизненное значение, так как позволяет им удовлетворить нужду в познании себя, других людей и взаимоотношений между людьми.

Ведущим мотивом на уровне этой формы общения являются личностные мотивы. Взрослый человек как особая человеческая личность - это основное, что побуждает ребёнка искать с ним контакты.

Таким образом, переход от одной формы общения к другой осуществляется по принципу взаимодействия между формой и содержанием: достигнутое в рамках предыдущей формы общения содержание психической деятельности перестаёт соответствовать старой форме, обеспечивавшей в течение некоторого времени прогресс психики, и обуславливает возникновение новой, более совершенной формы общения.

Наташа Швецова
Направления, средства и формы развития коммуникативных навыков у средних дошкольников в ДОУ

Дошкольное учреждение и в целом система дошкольного образования призваны сыграть в развитии детей дошкольного возраста огромную роль. Система дошкольного образования представляет собой гибкую многофункциональную сеть дошкольных образовательных учреждений, которые предоставляют широкий спектр услуг (образовательных, оздоровительных, развивающих , медицинских, организационных и др.) с учётом возрастных и индивидуальных особенностей ребёнка, потребностей семьи и общества в целом.

Значимость дошкольного учреждения как ведущего социального института в жизни ребёнка ярко отражена в высказывании К. Н. Вентцеля : «На детский сад следует смотреть не как на подготовку к школе, а как на такое воспитательное учреждение, которое даёт детям возможность изжить детство в пределах того возраста, который охватывается детским садом, во всей полноте его жизненных запросов и свойственных ему задач и стремлений».

Овладение родным языком и родной речью является одним из самых важных приобретений ребёнка в дошкольном детстве . Именно период дошкольного детства особенно сензитивен к усвоению речи, поэтому процесс речевого развития рассматривается в современном дошкольном образовании , как общая основа воспитания и обучения детей.

В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования одной из основных задач ДОУ является развитие коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста ; создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром.

При создании благоприятных условий у ребёнка среднего дошкольного возраста интенсивно развиваются практические навыки , умственные способности, формируются нравственные качества, складываются черты характера. Вместе с тем обнаруживается, что недостаточное общение с людьми, ограниченность словесной активности, бедность получаемых внешних впечатлений оказывают губительное влияние на всё последующее развитие ребенка .

Развитие коммуникативных навыков – важное условие нормального психологического развития ребёнка , а также одна из основных задач его подготовки к дальнейшей жизни в обществе. Детям дошкольного возраста необходимо понимать, что сказать и в какой форме нужно выразить свою мысль, отдавать себе отчёт в том, как другие будут воспринимать сказанное, умение слушать и слышать собеседника.

Основными направлениями развития начальных коммуникативных навыков у детей среднего дошкольного возраста являются :

развитие внимания , интереса к партнеру по общению;

развитие умения входить в контакт, вести диалог;

развитие навыков невербального общения;

развитие навыков взаимодействия детей в группе;

преодоление стеснения в общении.

Важнейшим средством общения людей является речь. Чтобы общение было успешным, надо научить детей не только поступать в соответствии с нормами, но и воздерживаться от неуместных в данной обстановке действии, слов, жестов, замечать эмоциональное и физическое состояние других людей. В методике принято выделять следующие средства развития коммуникативных навыков детей : средства речевого этикета , средства театральной педагогики, средства вербального и невербального общения, различные виды искусства (изобразительное искусство, музыка, театр) и т. д.

Одним из средств развития коммуникативных навыков у средних дошкольников являются беседы . В беседе с ребёнком педагоги обращают внимание на содержание и форму сообщения , деликатно исправляют грамматические ошибки. Воспитатели предоставляют детям возможность рассказать об увиденном на прогулке, по дороге в детский сад, используя вопросы побуждения, наблюдения, активно откликаются на проявление словотворчества, игры ребёнка со словом, т. к. это позволяет развивать образную речь .

Развитие коммуникативных навыков в дошкольном учреждении осуществляется в свободном речевом общении и на специальных занятиях. Педагоги ДОУ являются активными участниками и организаторами речевого общения между детьми . Они предлагают ребёнку рассказать о своих новостях другим детям, привлекают внимание детей к вопросам и высказываниям других детей, побуждая отвечать на них и высказываться.

Каждый педагог должен стараться задавать детям образцы правильной литературной речи, стараться, чтобы речь была чёткая, ясная, красочная, полная, грамматически правильная, выразительная, лаконичная. Включают в речь разнообразные образцы речевого этикета. «Говорите с детьми медленно, языком доступным, понятным, избегая трудных, непонятных выражений, но языком безукоризненно правильным и литературным, отнюдь не подделываясь под милую, но всегда неправильную манеру детской речи» .

Через воспитание интереса к языковому богатству, через развитие умения использовать в своей речи самые разнообразные выразительные средства речь детей становится образной, непосредственной и живой . Эта задача решается через театральную, музыкальную, познавательную и другие виды деятельности в комплексе. В этом направлении в дошкольных учреждениях , начиная со среднего дошкольного возраста , работают кружки, целью которых является активизация словесного творчества ребёнка, как важного показателя речевого развития .

В дошкольном учреждении развитие коммуникативных навыков у детей 4-5 лет должно осуществляться педагогами в разных видах деятельности :

­ через проведение упражнений, целью которых является развитие звуковой стороны речи и обогащения словаря детей;

­ через проведение игр и упражнений на развитие грамматического строя речи и связной речи.

Чтобы максимально активизировать развитие коммуникативных навыков детей среднего дошкольного возраста , педагоги могут проводить занятия и игры – занятия, цель которых – вовлекать детей в разговор на определённую тему и позволять высказывать свои соображения по ряду вопросов, которые ставит взрослый.

В работе по развитию коммуникативных навыков детей педагогами используются следующие формы совместной деятельности :

­ наблюдение и элементарный труд в природе;

­ сценарии активизирующего общения;

­ игры-забавы и игры-хороводы на развитие общения ;

­ слушание художественной литературы с использованием ярких красочных картинок;

­ инсценирование и элементарная драматизация литературных произведений;

­ игры на развитие мелкой моторики рук ;

­ дидактические игры и упражнения;

­ бытовые и игровые ситуации;

­ элементарное экспериментирование.

Таким образом, в современных условиях дошкольное образовательное учреждение должно использовать весь спектр направлений , средств и методов развития коммуникативных навыков ребёнка среднего дошкольного возраста , для того чтобы приобщать его к универсальным непреходящим человеческим ценностям, подготавливать к социальной жизни.

Список литературы

1. Клюева Н. В. Учим детей общению. Характер, коммуникабельность : популярное пособие для родителей и педагогов. Ярославль : Академия развития , 1997. – 237 с.

2. Коммуникативные навыки как характеристика и условие оптимизации взаимодействия человека // Мир психологии. 2008. №1. С. 130-139

3. Коротаева Е. В. Хочу, могу, умею! Обучение, погруженное в общение. М.: КСП, Институт психологии РАН, 1997. – 224 с.

4. Леонтьев А. Н. Психологические основы дошкольной игры // Психологическая наука и образование. М., 1996. № 3. С. 18-21.

5. Психология детей дошкольного возраста / под ред . А. В Запорожца, Д. Б. Эльконина. М.: Педагогика, 1964. – 243 с.

6. Дошколятам вернут детство // Интернет-ресурс : www.gazeta.ru/social/2013/06/14/5380213.shtml Дата обращения :12.11.2014

7. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования // Интернет-ресурс : http://минобрнауки. рф/новости/3447/файл/2280/13.06.14-ФГОС-ДО. pdf Дата обращения :12.11.2014

Успех развития коммуникативной деятельности у дошкольников зависит от степени продуктивности процесса закрепления речевых навыков и умений, полученных на занятиях в течение всего дня.

Ведущей формой организации обучения воспитанников ДОУ является непосредственно образовательная деятельность, которая реализуется через организацию различных видов детской деятельности: игровая, двигательная, коммуникативная, познавательно – исследовательская и др. В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом непосредственно образовательная деятельность, состоящая из пяти образовательных областей: познавательное развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие, должна быть интегрированная, то есть должна включать все образовательные области.

НОД направлена на освоение детьми одной или нескольких образовательных областей, или их интеграцию с использованием разнообразных форм и методов работы, выбор которых осуществляется нами самостоятельно.

Для работы с детьми мы чаще используем подгрупповую и индивидуальную формы организации обучения.

Образовательная деятельность детей должна быть интересной, занимательной. Лексические темы разнообразны и насыщены информацией. С помощью образовательной деятельности решались следующие задачи: развивать коммуникативные навыки детей, формировать знания, развивать познавательную активность, интерес к окружающим нас предметам; развивать творческие способности; воспитывать умение выполнять коллективную работу; развивать речь, расширить словарный запас.

Таким образом получается интегрированная образовательная деятельность с разными формами работы, в ходе которой все дети с удовольствием включаются в процесс, общаются, играют, конструируют, танцуют, занимаются творчеством, знакомятся с новыми терминами.

Развитие коммуникативных навыков является приоритетным основанием обеспечения преемственности дошкольного и начального общего образования, необходимым условием успешности учебной деятельности и важнейшим направлением социально-личностного развития.

Через коммуникацию происходит развитие сознания и высших психических функций. Умение ребенка позитивно общаться позволяет ему комфортно жить в обществе людей; благодаря общению ребенок не только познает другого человека, но и самого себя. Независимо от типа своей личности ребенок нуждается в помощи для общения с внешним миром. Окружающая среда полезна и увлекательна, но без коммуникативных навыков её преимущества оценить сложно.

Педагогам в ДОУ следует создавать все условия, способствующие положительному настрою детей, который ведет за собой необходимость детей уметь общаться друг с другом. Общительность, умение контактировать с окружающими людьми - необходимая составляющая самореализации человека, его успешности в различных видах деятельности.