Теряются мысли. Как контролировать свои мысли Техника выполнения медитации

Как избавиться от плохих мыслей. Как научиться контролировать свои мысли при панике и депрессии. Техника управления мыслями «Белая комната». Если не умеете управлять своими мыслями — этот материал для Вас.

Зачем контролировать свои мысли?

Умение контролировать свои мысли — важный навык контроля многих состояний, начиная от паники и депрессии и заканчивая гневом и приступами самоотрицания.

«Кто управляет своими мыслями, тот управляет своей жизнью.» Психолог Счастья.

Контроль и управление своими мыслями, как Вы поймете дальше — это вовсе не блокирование и отрицание своих мысленных суждений. Практика управления мыслями — это практика .

Осознанность — ключ к контролю мыслей и управлению эмоциями.

Оценочные мысли часто служат пусковым механизмом многих эмоциональных состояний:

  • «Я толстая и я никому не нужна!» и вот уже стучится к Вам в дом.

  • «Я наверное болею неизлечимой болезнью и скоро умру?» — добро пожаловать, !

  • «Он не должен так поступать со мной! Никогда!» — разбитая чашка на полу и руки трясутся от .

Вы хотите научиться управлять своими мыслями? Да? Точно? А зачем?

Практика наблюдения за мыслями «Белая Комната»

В ходе этого полезного упражнения на осознанность Вы будете наблюдать за работой своего сознания, представляя, что оно — белая комната, через которую проходят мысли.

Выполнять его можно в любом спокойном месте, сидя или лежа.

Закройте глаза и сделайте несколько глубоких вдохов и выдохов. Расслабьте свое тело одним из удобных для Вас способом релаксации.

Дышите медленно и ровно на протяжении всего этого упражнения.

Представьте , что Вы находитесь в среднего размера белой комнате с двумя дверьми.

Представьте, что Ваши мысли проплывают через белую комнату и покидают ее навсегда.

Мысли входят в одну дверь и уходят через другую.

Как только мысль появляется, концентрируйтесь на ней и старайтесь отнести к категории или безоценочных.

Рассматривайте каждую мысль внимательно, с любопытством и состраданием до тех пор, пока она не уйдет.

Не пытайтесь анализировать ее, только отмечайте, оценочная она или нет.

Не оспаривайте ее, не старайтесь поверить или не поверить в нее.

Просто осознавайте, что это — мысль, краткий миг Вашей мозговой активности, случайный гость Вашей белой комнаты.

Остерегайтесь мыслей, которые Вы отнесли к категории оценочных. Они будут стараться завладеть Вами, заставить вас принять оценку.

В чем смысл этого упражнения по контролю мыслей?

Смысл этого упражнения в том, чтобы отмечать, насколько «прилипчивы» оценочные мысли — как они застревают в Вашем сознании и как сложно от них избавиться.

Вы определите, что мысль мучительна и оценочна по тому, как долго она остается в белой комнате, или по тому начинаете ли Вы испытывать какие-либо эмоции в связи с ней.

Старайтесь постоянно поддерживать ровное дыхание, сохранять ясный образ белой комнаты и дверей, следить за мыслями и классифицировать их.

Помните! Мысль — это не Вы! Мысль — это просто мысль!

Вы гораздо больше своих мыслей. Вы — тот человек, кто создает белую комнату, через которую мыслям позволено проходить. У Вас их миллион, они уходят, а Вы по-прежнему остаетесь.

Мысль не требует от Вас никаких действий. Мысль не обязует Вас верить в нее. Мысль — это не Вы!

Просто наблюдайте, как мысли проходят через белую комнату. Позволяйте им проживать их недолгую жизнь и говорите себе, что они имеют право на существование, даже оценочные.

Просто признавайте Ваши мысли, давайте им уйти, когда приходит время, и готовьтесь встречать новые — одну за одной.

Продолжайте выполнять эту практику до тех пор, пока не почувствуете, что Вы по-настоящему дистанцировались от своих мыслей. Делайте его, пока даже оценочные мысли не начнут проходить через белую комнату, не задерживаясь.

Почти все люди слишком много говорят. Вы можете избежать многих несчастий, если будете проверять уместность своих слов, пропуская их через три узкие калитки.

Аккуратны ли вы в подборе своих слов? Давайте ненадолго остановимся и подумаем о важности каждого произнесенного нами слова.

Видите ли, слово - нечто большее, чем простой знак или символ.

Это магнит! Оно наполнено идеей, которую оно выражает.

Оно живо силой этой идеи. Следовательно, постоянное использование слов, заключающих в себе идею ошибки, отрицания и разрушения, поддерживает идею ошибки, отрицания и разрушения в вашем сознании.

Своими словами мы часто питаем и сохраняем те условия, которые хотим преодолеть. Помните, что нужно подумать, перед тем, как произнести слова вслух, - и мысли, заполняющие ваше сознание, заполнят и вашу жизнь своими образами.

СЛЕДИТЕ ЗА СВОИМИ СЛОВАМИ

Почти все люди слишком много говорят. Вы можете избежать многих несчастий, если будете проверять уместность своих слов, пропуская их через три узкие калитки.

Первое: необходимо ли это?

Второе: правдиво ли это?

Третье: вежливо ли это?

Если вы будете следовать этому простому методу, многие слова останутся невысказанными.

Необходимы ли они? Правдивы ли они? Вежливы ли они?

Общайтесь с окружающими только в конструктивном духе. Говорите с пониманием и искренностью.

Будьте честны.

Вы не должны пытаться поднять моральный дух друга добрыми словами, думая при этом: "Ты заслужил именно то, что получил".

Мы не осознаем, как далеко путешествуют сказанные нами слова и чьих ушей они достигают. Постоянно следить за своими словами может быть поначалу затруднительно, но по мере приобретения опыта вы сможете развить привычку думать и говорить. Вам может оказать помощь простой процесс вычеркивания.

Помните, как вы изучали арифметику? Вы обнаружите, что вычеркивание - быстрый и простой метод для решения многих проблем.

Вычеркивайте грубые замечания и заменяйте их вежливыми. Каждый раз, когда вы поймаете себя на негативных мыслях, вычеркивайте их и заменяйте позитивными.

Повторяйте это снова и снова - тысячу раз в день, если необходимо. Вечером приятно будет сказать себе: "Сегодня я жил, думал и говорил так хорошо, как только мог".

Ваши слова обладают силой. В конце концов ваше слово - лишь одеяние вашей мысли, а качество ваших мыслей определяет то, что входит в ваш опыт.

Это объясняется тем, что подсознание выполняет роль пассивного слуги.

Оно принимает предпосылки и добра, и зла: подсознанию все равно. Затем оно доводит предпосылки до их логического выражения в человеческой деятельности.

Мысль - первый логический шаг в творческой деятельности.

Следующий шаг - произнесенное слово.

Мы постоянно думаем. Когда мысли облекаются в слова, их творческое воздействие на нашу жизнь усиливается. Следовательно, мысли, слова и условия нашей жизни располагаются друг за другом в логической последовательности.

Помните: мысль, слово, а затем условия, в которых вы живете. Это неизбежная последовательность!

По законам материального мира все вещественное постоянно изменяется. Когда мы говорим искренние слова Правды, слова с положительным смыслом, конструктивные слова, то этим создаем идеальные условия для своей жизни.

Единственная причина, из-за которой эти условия невозможно использовать полностью, состоит в том, что мы говорим слишком много противоречивых слов. Как ручная пила, наши слова идут сперва вверх, а потом вниз: сначала конструктивны, потом деструктивны.

Решите для себя отныне следить за своими словами - они важны для вас и для вашей жизни. опубликовано Если у вас возникли вопросы по этой теме, задайте их специалистам и читателям нашего проекта

©Роберт Энтони, из книги «Секреты уверенности в себе»

Иллюстрации ©Чема Мадоз

P.S. И помните, всего лишь изменяя свое сознание - мы вместе изменяем мир! © econet

Возможно какое-то время назад вы обучились медитации и ощутили ее удивительный эффект на себе. И теперь вы хотите рассказать о том, как медитировать, своим друзья, родственникам. В этой статье я расскажу, о чем не следует говорить начинающим медитаторам и о самых распространенных ошибках учителей медитации.

Может быть, вы занимаетесь практикой сугубо самостоятельно, но у вас возникли проблемы и неразрешимые вопросы. Возможно вы следуете неточным инструкциям или сами такие инструкции формулируете. Или же вы профессионально обучаете людей медитации и замечаете, что многие ваши ученики иногда вас не понимают. Надеюсь, эта статья будет полезна, как учителям, так и ученикам в медитации, так как она рассмотрит типичные неточности в популярных инструкциях по медитации.

Почему неправильно говорить «наблюдайте за мыслями со стороны» или «концентрируйтесь на дыхании» . Почему обучать медитации бесплатно правильно? И почему обучать медитации за деньги тоже правильно? Ответы дальше.

Я люблю говорить, что медитация – это просто и сложно одновременно. Это просто потому, что описание правильной техники можно уместить в одно предложение. А тяжело это по той причине, что принципы, лежащие в основе практики, противоречат привычным для нас схемам мышления, восприятия и поведения. Поэтому многие люди не сразу улавливают эти принципы, и им требуется время, чтобы обучиться медитации и уловить ее суть.

Конечно же, в этом процессе значительную роль играет тот, кто обучает людей, учитель. Чем яснее, четче и понятнее он передает свои знания ученикам, тем выше вероятность того, что последние будут использовать медитацию правильно, не забросят практику через несколько месяцев, интегрируют ее принципы в повседневную жизнь и встретятся с удивительными жизненными метаморфозами, как это сделало уже множество людей, которые давно медитируют регулярно.

Но тот факт, что медитация и сложно, и просто относится не только к тому, чтобы ей обучиться. Но и к тому, чтобы ей обучать. Для этого не всегда достаточно самостоятельно усвоить базовые аспекты медитации. Необходимо облечь собственный опыт в понятные и нужные инструкции, которые не будут вызывать путаницы в умах людей. И этот навык не всегда приходит сразу. Иногда приходится пройти путь ошибок, наступить на некоторые грабли. Это позволяет понять, что именно нужно говорить людям о технике медитации, чтобы они могли извлечь из нее максимальную пользу.

Я начал медитировать примерно в 2011 году. С тех пор я опробовал множество различных техник и вносил усовершенствования в свою основную технику. Тем не менее, основные принципы моей медитации не претерпели кардинального изменения. То есть именно технически, моя нынешняя медитация дома мало чем отличается от того, как я начинал практиковать медитацию 5 лет назад в пригородных электричках по дороге с работы, чтобы избавиться от депрессии и тревоги. Хотя изменения в качестве медитации, конечно произошли с того времени.

Но, несмотря на это, моя статья претерпела множественные редакций: я удалял целые абзацы, добавлял новые, изменял структуру, термины, способы объяснения. Да, моя техника не претерпела сильных изменений, но вот способы передавать ее окружающим не остались прежними. Я продолжаю их совершенствовать, основываясь на своем опыте обучения людей медитации и на обратной связи, которую получаю в комментариях. Я все больше отдаю себе отчет в том, какой это тонкий и деликатный процесс — учить. И в ходе этого процесса мне приходилось наступать на некоторые грабли, которые я и собираюсь озвучить в этой статье. Я прочитал очень много инструкций по медитации, как на русском, так и на английском языках и сделал вывод, что определенные ошибки, «грабли» в обучении людей являются типичными и общими для учителей медитации.

Я продолжаю совершенствовать как свои навыки медитации, так и навыки обучения. Я активно читаю и смотрю на работу других учителей медитации и стараюсь учиться новым подходам к передаче практики. Но, возможно, и мой опыт тоже кому-то пригодиться и поможет избежать непонимания.

Прежде чем переходить к самим «граблям», поясню, что в задачу этой статьи не входит критика или обзор различной «шизотерики» , возникшей около медитации. Я не буду обсуждать всякие «медитации привлечения богатства» и прочую муть. Предмет данного небольшого исследования – это нормальные инструкции по нормальной медитации (как практике развития осознанности), написанные нормальными людьми, которые, тем не менее, содержат некоторые неточности.

Грабли 1 – «Наблюдаем за мыслями со стороны»

«Вы закрываете глаза и стараетесь сосредоточиться на дыхании. Вам в голову могут приходить разные мысли, но вы не следуете за ними, вы просто спокойно наблюдаете за ними со стороны. Правда, не так сложно?»
~Инструкция по медитации в одном глянцевом издании

Действительно, нет ничего проще! Я наблюдаю за мыслями со стороны вообще каждый день! Да все это умеют! Вы думаете охранник в вашем офисе целыми днями плюет в потолок? Нет, он наблюдает свои мысли со стороны! Этим и объясняется его безмятежность, которую иной человек несправедливо обзовет ленью.
Я конечно шучу. Все не так=)

Большинство людей, после того как прочитают эту инструкцию и попробуют медитировать согласно ей, увидят, что все время медитации они находятся строго в одном из двух состояний:

  • Они наблюдают ощущения при дыхании (или любой другой объект медитации)
  • Они гуляют в своих мыслях

И всю медитацию они только переключаются между этими двумя режимами, неосознанно переходя из первого во второй и осознанно возвращаясь в первый.

Обещанного «наблюдения за мыслями со стороны» не возникает. И тогда, конечно же, человек начинает думать, что он медитирует неправильно. В лучшем случае он задаст вопрос или найдет уточняющую информацию самостоятельно. В худшем, он решит, что медитировать у него не получается, медитация не для него и бросит практику.
В свое время я получил массу комментариев с такими вопросами и перестал их получать только тогда, когда решил не делать такой большой акцент на наблюдении мыслей и выразить эту формулировку более деликатно.

«Не совсем правильно говорить: «закройте глаза и наблюдайте мысли эмоции со стороны»»

Заметьте, я не пишу о том, что решил отказаться от нее. Почему? Дело в том, что подобную инструкцию учителя медитации пишут не из злого умысла, чтобы всех запутать. Более того, в ней есть определенный толк. Она демонстрирует разительное отличие медитации от нашего повседневного опыта (то есть та «сложность» практики, о которой я говорил в начале).

Благодаря практике человек начинает понимать, что ему не обязательно быть непосредственным участником своих эмоций или мыслей. Мысли как будто рождаются произвольно. Это просто хаотичная работа нашего ума. Практика демонстрирует, что мы не должны каждый раз следовать за всякой мыслью (мысль об обиде, несуществующей опасности, мысль закурить сигарету после обещания бросить курить, я имею в виду любую мысль!).

Мы не обязаны себя с мыслями отождествлять. Согласитесь, это совсем не соответствует нашей привычке идти на поводу у каждого мысленного импульса, пребывая в уверенности, что наш ум – это мы. Практика дает возможность выбирать, каким мыслям и побуждениям подчиняться, а каким не давать ходу. Мысли, эмоции и желания перестают быть для нас приказами, обязательными для выполнения, они превращаются в предложения, которые мы можем рассмотреть и затем либо отбросить, либо принять. Это опосредованный контроль ума, который делает нас свободными и гибкими в жизни.

В основе этого контроля лежит определенный навык. Его мы развиваем во время медитации. Это навык не реагировать на эмоции, мысли или желания, возвращая свое внимание обратно на объект концентрации. И иногда в ходе этого процесса, когда у нас уже стабилизировалась концентрация, когда ум достаточно успокоился, получается так, что мы наблюдаем свои эмоции как бы со стороны. Мы ничего с ними не делаем: ни развиваем, ни подавляем, мы просто замечаем, как они приходят и уходят.

Но если принцип наблюдения эмоций еще можно как-то осмыслить умом, особенно после первых опытов медитации, то с наблюдением мыслей все обстоит сложнее. В центре , в котором проходило мое обучение медитации, я задал вопрос опытному преподавателю. «Возможно ли наблюдать со стороны то, как в нашем уме разворачиваются целые концепции и идеи?»

Он ответил: «конечно нет!». Дело в том, что когда мы наблюдаем за своим умом, мы уже используем часть «процессорной памяти», которая обычно участвует в размышлении. Другими словами, наблюдаем мы отчасти тем же, чем мы думаем. Поэтому, естественно, невозможно выстраивать в голове целые идеи и наблюдать со стороны за тем, как происходит развитие мысленных концепций. То есть «наблюдение за мыслями» не следует понимать совсем буквально. Тем не менее, это наблюдение в какой-то мере осуществимо, и я опишу, исходя из своего опыта, как это может выглядеть.

Иногда во время медитации, после того, как прошли первые минуты хаотичного блуждания ума, и сознание обрело относительное спокойствие, приходят мысли. Ум, повинуясь своей привычке, начинает за них цепляться. Но в силу того, что пробуждается осознанность, мы тут же замечаем это «цепляение» и не даем уму следовать за мыслями до конца. И как раз спустя мгновение после того, как ум едва-едва успел уцепиться за мысль, а мы это быстро заметили и перевели внимание на наблюдение, тогда мы можем наблюдать «хвостики» мыслей (подобно хвостам метеоров, мгновенно сгорающим в атмосфере). Мы уже не обдумываем мысль, но она все еще «катиться» пару мгновений по инерции. И этот процесс мы способны наблюдать. Это только мой опыт. Возможно, у более продвинутых медитаторов все происходит как-то по-другому.

(Кстати говоря, учитель по медитации из центра Тушита говорил, что у нас не получается наблюдать за мыслями и эмоциями еще потому, что мы слишком стараемся концентрироваться, используя всю «процессорную память» в наблюдении. Поэтому внимание во время медитации должно быть стабильным, но расслабленным и мягким.)

Здесь важно увидеть, что это происходит само собой, когда наш внимание сфокусировано и ум спокойный. Это является неким продуктом медитации, но ни в коем случае не ее техническим условием. Не совсем правильно говорить: «закройте глаза и наблюдайте мысли эмоции со стороны» . Потому что это придет, когда ум успокоится. А ум успокоится, когда мы будем удерживать внимание на ощущениях, которые возникают при дыхании, возвращая внимание к ним, как только замечаем, что оно отвлеклось. Последнее предложение и есть инструкция по медитации. Только это нужно выполнять, что уже гарантирует то, что вы все делаете правильно.

А наблюдение за эмоциями придет само. Или не придет. Если не приходит, то это тоже нормально. Вы не должны думать: «пришло это или нет, а вот сейчас я наблюдаю или нет» . Какая ваша единственная задача? Удерживать внимание на ощущениях, которые возникают при дыхании… дальше вы знаете. Что при этом придет, какие эмоции «вылезут», то придет и «вылезет». А что не придет и не «вылезет», то не придет и не «вылезет». Вот и все.

Действительно, наблюдение за мыслями и эмоциями возможно, по крайней мере, в какой-то степени. И данная формулировка демонстрирует отличие медитации от привычного образа мышления и реакции, отражая, отчасти ее суть. Поэтому она может быть в инструкциях по практике, но лишь в мягкой и пояснительной форме, а не в виде конкретной инструкции или, тем более, цели медитации.

Наблюдать эмоции или наблюдать дыхание? Что правильно?

Прежде чем переходить к следующим «граблям», мне хотелось бы кратко коснуться аспекта, который опять же связан с наблюдением за эмоциями. Во многих инструкциях по медитации сказано: «когда приходит эмоция, не подавляйте ее, не оценивайте, а просто наблюдайте» . А в другом абзаце может быть написано: «ваша задача, наблюдать за дыханием» . Соответственно у многих людей возникает вопрос: если приходит какое-то чувство, что нужно делать, наблюдать за ним со стороны или следить за дыханием?

Я считаю, можно делать и то и другое, оба подхода будут правильными. Есть техники медитации, которые строго регламентируют наблюдать за дыханием на всем протяжении медитации. Но, на мой взгляд, иногда при возникновении сильной эмоции, которая мешает сосредоточиться, имеет смысл «пронаблюдать» ее со стороны. Это может способствовать тому, что ум будет меньше отвлекаться на нее и она исчезнет. И тогда уже можно вернуться к дыханию. Это вопрос исключительно практики, каждый должен попробовать и тот и другой подход и понять, что больше подходит ему.

Грабли 2 – Наблюдаем за дыханием

Такую формулировку можно встретить во многих инструкциях по медитации. Она, в принципе, является верной, но сама фраза «наблюдать за дыханием» несет не так много конкретики. Часть людей ее интуитивно понимают верно и начинают осознавать ощущения в ноздрях, в груди и животе, которые появляются, когда воздух входит в наше тело и покидает его. Но другие не понимают, что значит «наблюдать дыхание». Некоторые начинают обращать внимание на звук, который сопровождает вдох и выдох, другие визуализируют процесс попадания кислорода в легкие, затем в кровь.

В общем, каждый воспринимает это по-своему. И скорее всего проблема в формулировке, а не в людях.

Поэтому важно конкретизировать, что именно мы наблюдаем. «Дыхание» — это слишком абстрактно. В той технике медитации, которой я обучаю людей (не только я, и многие другие), мы наблюдаем ощущения в определенных участках тела, которые возникают при дыхании. В каких конкретно участках? Все зависит от ваших личных особенностей. Я предпочитаю концентрацию именно на ощущениях при дыхании другим видам объектов внимания (свеча, мантра, звук и т.д.), потому что такой вид концентрации достаточно гибкий и его можно подстраивать под индивидуальные нужды.

Людям, которые засыпают во время медитации, (а также тем, кто страдает от ) рекомендуется осознавать ощущения в ноздрях. Тем, чей ум постоянно отвлекается, больше подойдет концентрироваться на чувствах вдоха и выдоха, которые возникают в животе благодаря движению диафрагмы. А для тех, кто не может расслабиться, будет лучше осознавать ощущения дыхания во всем теле: от ноздрей до живота. Почему так, я объяснял в статье «как правильно медитировать». Здесь больше на этом останавливаться не буду.

Грабли 3 – «Во время медитации вы будете чувствовать то, ощущать это…»

Мне попадались инструкции в которых было написано: «если вы все делаете правильно, то ваше дыхание замедлится, вы почувствуете покой и расслабление».

Конечно, это формирует неправильные ожидания. Многие люди, (как, например, я) часто сталкиваются с тем, что медитация вовсе не всегда приносит приятные ощущения . И тело может реагировать по-разному: у кого-то «прорвутся» скрытые страхи, и из-за волнения сердцебиение и дыхание ускорятся.

«Более того, я считаю, что медитации, во время которых проявляются страх, гнев и другие негативные эмоции, бывают даже более плодотворными, чем «спокойные» медитации».

Я продолжаю повторять, что принцип медитации идет в разрез с нашими привычками. Когда я обучаю медитации тех людей, которые слышат о ней впервые, я часто вижу, как гаснет интерес в их глазах, если я говорю о том, что смысл медитации не в том, чтобы получить мгновенные приятные переживания или интересный опыт, а что медитация это тренировка ума, которой нужно заниматься ежедневно
.
Мы привыкли стремиться к приятным ощущениям и избегать неприятные. Более того, мы привыкли возводить наши чувства в ранг мерила «правильности» того, что мы делаем.
Иногда я получаю комментарии из разряда: «Ура, у меня получилось! Я медитировал и почувствовал радость/эйфорию/единение с космическим пространством. Буду дальше заниматься!»

Если вы хотите овладеть медитицией, тогда вам необходимо перестать оценивать практику исходя из того, что вы во время нее испытали. Это не имеет большого значения.

Но привычка привязываться к ощущениям настолько сильна в людях, что они продолжают ей следовать во время медитации, даже, когда им подробно объяснишь, что суть практики состоит в противоположном: принимать любые ощущения, какими бы они ни были. Не пытаться «вызвать» приятные эмоции или подавить неприятные, а принимать. Что уж говорить об инструкциях, которые делают чрезмерный акцент на том, что мы якобы «должны» почувствовать.

«Пришла радость – хорошо. Пришло чувство покоя – хорошо. Пришел страх – хорошо. Пришла депрессия, грусть – хорошо.»

Есть инструкции, которые не являются такими радикальными, как та формулировка, что я вынес в начало этого пункта. Тем не менее, стоит лишь неосторожно написать, что: «во время медитации замедляется дыхание, запускается парасимпатическая нервная система, способствуя глубокому расслаблению» , как сотни людей начнут думать, что они медитируют неправильно, в тех случаях, если они не наблюдают таких ощущений или когда они ощущают страх, тревогу или боль.

Не спорю, ощущения покоя и расслабления имеют место быть. И в общем и целом, можно сказать, что действительно, даже единственный сеанс медитации может оказать глубокий успокаивающий эффект на ваши тело и ум. Но это будет происходить не каждый раз. Более того, я считаю, что медитации, во время которых проявляются страх, гнев и другие негативные эмоции, бывают даже более плодотворными, чем «спокойные» медитации. Потому что во время таких сеансов деструктивные, подавленные эмоции находят свой выход.

Важно всегда делать акцент на том, что во время медитации практикующий может испытывать любые ощущения . И часто они не значат ровно ничего в контексте оценки правильности и качества выполнения медитации. Пришла радость – хорошо. Пришло чувство покоя – хорошо. Пришел страх – хорошо. Пришла депрессия, грусть – хорошо.

Как правило, если кого-то не предупредить о том, что не верно оценивать свою практику исходя из ощущений, то такой человек прекратит ей заниматься, когда эти чувства исчезнут. А они исчезнут. Может быть на время, но пропадут. Потому что все наши чувства временные.

О том, как маленькие ручейки превращаются в большой поток

Обучение медитации – тонкий процесс, требующий особенного подхода. Я внимательно наблюдаю за деятельностью моих отечественных и западных коллег, стараясь научиться у них как можно большему.

«…я отдаю себе отчет в том, что разным людям нужны разные инструкции… Какие-то люди с удовольствием приступят к практике, если им расскажут о просветлении и работе чакр, им не интересно то, что говорит наука. И это нормально».

И вижу, как важно в этом процессе соблюдать баланс между тем, чтобы заинтересовать людей и тем, чтобы не вызвать нереалистичных ожиданий. Например, выкладки из научных исследований, доказывающих эффективность практики, вкупе с восторженными , чью жизнь медитация изменила, служат для всех хорошую службу, они побуждают широкие слои общества к технике. Но без адекватной и информации о том, как применять эти методы на практике, чего стоит ждать, а чего не стоит, многие люди могут бросить медитировать, когда после нескольких недель занятий они не обнаружат исчезновения всех проблем и страхов. В своих статьях я стараюсь постоянно повторять, что медитация – это инструмент, а не самоцель. И если аспекты практики не применять в своей повседневной жизни, то толка (а главное понимания для чего это нужно и, как следствие, мотивации) будет немного.

Жесткое следование списку формальных правил медитации оберегает учителей от ненужной самодеятельности и частного произвола, как это происходит в крупных центрах медитации. Но этот же фактор может сформировать отсутствие гибкости в объяснении техники, что в некоторых организациях может переходить в ранг какого-то . Поэтому и здесь тоже будет полезно соблюдать баланс.

Я и сейчас могу мягко критиковать некоторые подходы к обучению медитации. Но при этом я отдаю себе отчет в том, что разным людям нужны разные инструкции. Раньше мне казалось, что многие способы обучать людей медитации, которые отличались от моего подхода, неправильные. Но со временем я смягчил свое отношение к ним.

Люди отличаются друг от друга. Кому-то ближе мой «рациональный» подход к практике, как к упражнению по развитию внимания, осознанности, интеллекта, способа избавления от и . Другим же это будет не интересно. Зато они с удовольствием приступят к практике, если им расскажут о просветлении и работе чакр. Им не интересно то, что говорит наука. И это нормально.

Кто-то ни за что не будет обучаться медитации за деньги, веря в то, что такое знание должно быть только «бесплатным». И такие люди найдут соответствующие организации. А другой человек, наоборот, скорее поверит в то, что, если он не заплатит за обучение, то не получит эффект. И таких людей тоже не мало, в основном, это состоятельные люди, убежденные в том, что «бесплатно» и «качественно» — понятия несовместимые.

Думаю, вам будет интересно ознакомиться со списком студентов «трансцендентальной медитации» (это всемирная организация, которую я всегда считал крайне коммерционализированной, нацеленной исключительно на зарабатывание денег). Наверняка вы найдете в этом списке своих любимых актеров или музыкантов. И несмотря на то, что мне никогда не нравились методы этой организации по привлечению людей к практике, я вижу, что результат на лицо! Десятки известных людей изменили свою жизнь, избавились от депрессии, стали счастливее. Да, они заплатили немало денег, но по-другому они, возможно, никогда бы не дошли до практики!

Есть люди, которым, чтобы обучиться медитации потребуется лишь приблизительная инструкция, умещающаяся в одном предложении. Но есть также много тех, кому понадобятся месяцы работы с опытным преподавателем, чтобы научиться медитировать. Люди разные, и это абсолютно нормально!

В этой статье мы поймём, что такое наблюдение за мыслями, и как наблюдение за мыслями внедрить в свою жизнь

Мысли наши творят нашу жизнь и это факт. Но почему то, этот принцип в жизни мало кто использует из людей. Есть несколько причин, почему мы этого не делаем.

Во-первых мы не верим этому. Вопрос веры в жизни не уместен. Проверяйте. Берите какую-то концепцию и проверяйте на личном опыте через действие. И тогда вы увидите работает это или нет. Хотя лично я, только спустя два года работы в этом направлении наблюдения за мыслями, осознал как я своими мыслями творю свою жизнь. Я не мог понять в чём же дело, пока не обратил внимание на то, о чём я большую часть времени думал.

Думаете ли вы больше об успехе или неудаче, о здоровье или о болезнях, о нищете или о богатстве.

Далее. Во-вторых это просто банальная лень. Человеку просто лень заниматься этим. Что такое лень? Нежелание жить. Отсутствие страсти к жизни. Можно смело сказать, что такой человек и не живёт вовсе. Лень возникает тогда, когда вы начинаете думать о том, что нужно сделать и чем больше думаете, тем меньше хочется. Крайне необходимо ввести практику наблюдение за мыслями в свою жизнь, сделать это привычкой, вы даже не поверите, на что вы станете способными, когда наблюдение за мыслями станет вашей привычкой.

Лично мой опыт заключался вот в чём. Я всегда мечтал о свободном времени. Но как-то оно не прибавлялось. А всё потому, что не думал большую часть дня о свободном времени, а наоборот думал о делах, о том как много у меня дел, и том как я вечно всё не успеваю. Я сам сотворил такую реальность.

В-третьих. У нас есть определённое окружение, которое сильно на нас влияет. И если какой-то близкий товарищ, допустим, Вася или Петя вам говорит: "Та фигня всё это, пошли пить пиво", - и вы слушаете его, то о чём можно тут говорить. Не давайте людям влиять на вас пагубно.

Вот цитата из книги Доналда Нила Уолша на эту тему наблюдение за мыслями:

"Наблюдение за мыслями, контроль над ними - не такая сложная вещь, как может показаться. Всё дело в дисциплине. Весь вопрос - в намерении.
Первый шаг - научиться отслеживать свои мысли; думать о том, о чем ты думаешь.
Когда ты ловишь себя на том, что думаешь негативные мысли, то есть, мысли, которые негативны в отношении твоей высшей идеи о чем-то, - продумай их снова! И Я хочу, чтобы ты делал это в буквальном смысле. Если ты думаешь, что ты в унынии, в плачевном состоянии и что ничего хорошего из этого произойти не может, - подумай заново.
Если ты думаешь, что мир - плохое место, наполненное негативными событиями, подумай заново. Если ты думаешь, что твоя жизнь распадается на части и похоже на то, что тебе не удастся снова собрать их вместе, - подумай заново.
Ты можешь натренировать себя делать это. (Посмотри, насколько хорошо ты натренировал себя не делать этого!)"

Как мы видим из вышеописанного, очень было бы неплохо ввести такую привычку как наблюдение за мыслями в нашу жизнь. То, какую жизнь вы видите перед собой в данный момент - это результат вашего мышления в прошлом, ваших идей. Стоило бы этим заняться, это будет огромный бонус в вашей жизни, если вы начнёте отслеживать ваши мысли.

Мышление - это всё. Это первый шаг к изменению жизни к лучшему. Мышление - это основа. Измени мышление и как следствие измениться жизнь. Как это сделать вы уже знаете, но если вам этого недостаточно, ищите и найдёте, стучитесь и вам откроют. Благодарю за внимание.

На первых порах наблюдение за мыслями будет крайне не лёгким, это так. Но в принципе это касается всего нового в вашей жизни. Поверьте это огромная инвестиция в вашу жизнь и совершенно бесплатная. Спросите о чём вы думаете большую часть своего времени. Если вам не нравиться то, о чём вы думаете, просто перестаньте думать об этом. Думайте о желаемом, думайте о том образе жизни, который вы хотите иметь, и вводите привычку наблюдение за мыслями в свою жизнь. Развивайте осознанность в вашей жизни, чтобы видеть свои мысли.

Вот что пишет в своей книге Аллен Джеймс «Как человек мыслит»:

«Люди притягивают к себе не то, чего хотят, но на что они внутренне настроены. Их прихоти, причуды и амбиции терпят поражение на каждом шагу, но наиболее сокровенные мысли и желания продолжают питаться своей ментальной пищей, будь она чистая или нечистая. Человек может быть заключен в тюрьму только самим собой, и низменные мысли и действия становятся темничными стражами Судьбы. Но благородные мысли и действия – это ангелы Свободы, выпускающие его. Индивидуум получает лишь заработанное им благо – а не то о котором молится или которого желает. Ответ на желания и молитвы приходит лишь в том случае, если они гармонируют с мыслями и действиями.»

Итак можно смело сказать, что всё в своей жизни мы творит сами, и одним из этих инструментов является мыслями. Ухаживайте за своим садов в голове удаляйте ненужные сорняки-деструктивные мысли и садите и ухаживайте только благородные растение - чистые мысли.

»

Ощущение того, что теряются мысли знакомо каждому. Однако, однократное такое переживание обычно даже не замечается. Ничего страшного в этом феномене нет. Но если ощущение легкой отвлекаемости, потери мысли периодически повторяется, то практически всегда это вызывает беспокойство.

Помимо того, что чувство потери мысли может наблюдаться у здоровых лиц, ощущение потери мысли – один из симптомов, который может быть проявлением широкого круга психических расстройств и заболеваний. Ниже мы подробнее разберем феномен «легко теряются мысли» и опишем особенности этого симптома как проявления заболевания и вариант нормы.

Как переживается человеком

Переживание того, что теряются мысли, сбиваются, путаются может сопровождаться чувством растерянности и тревоги. Реже, паники и страхом «сойти с ума». В одних случаях подобные состояния сопровождаются чувством того что мысли на время «как – бы остановились», в «голове пусто», «мыслей нет», очень трудно сконцентрироваться и заставить себя вернуться к утерянному ассоциативному процессу. В других ощущение того, что Вы легко теряете мысль, сопутствует наплыву мыслей, «мыслей в голове много», внимание не может сфокусироваться на одной ассоциации, постоянно «отвлекаясь на другие мысли».

Внешне поведение человека, испытывающего такие состояния, изменяется только если такие нарушения имеют болезненную почву (то есть являются симптомами какого – либо психического расстройства). В таком случае человек не в состоянии заниматься своей привычной деятельностью, не получается понимать и усваивать прочитанный материал, привычные действия, которые до этого выполнялись автоматически, бессознательно, «не задумываясь» не получаются или потребуется больших усилий воли чтобы выполнить простые действия.

В таком состоянии человек не трудоспособен и нуждается в помощи специалиста врача-психотерапевта.

Варианты

Врачи психотерапевты описывают два варианта поведения при ощущении того, что легко теряется привычный ход мыслей, возникшего на болезненной почве: гиперкинетический и гипокинетический.

  • Гиперкинетический тип поведения проявляется двигательной активностью: человек не находит себе места, растерянно «мечется», неусидчив, пытается выбежать, покинуть свое место.
  • Гипокинетический тип реакции на ощущение потери мысли напоминает ступор, «оцепенение», человек как – бы застывает, не двигается или движения малы и носят стереотипный характер («перебирание» пальцами, подергивания конечностями, «откусывание ногтей» и пр.).

Почему теряются мысли

Если чувство потери мысли является не болезненным симптомом, а возникло у психически здорового человека, то внешне поведение никак не меняется. Чувство тревоги, которое может сопровождать это ощущение, может быть легко скрыто.

Описанная выше разница в поведении людей, испытывающих ощущение того, что теряются мысли, является одним из важных диагностических критериев для врачей в оценке психического состояния пациента, обратившегося с жалобами на «потерю мысли».

Механизмы формирования

Ощущение того, что легко теряется мысль врачами разделяются по причинам и механизмам развития на две группы:

  • Состояния астении.
  • Следствие болезненных нарушений в работе нервной системы.

Астенические состояния – это защитная реакция организма на переутомление, недостаток питания, большое количество стрессов, соматические болезни (заболевания внутренних органов), отравления (последствия интоксикаций) и др.

В основе астенического состояния лежит так называемый рефлекс «запредельного защитного торможения» в нервной системе. Этот рефлекс выработался и закрепился в процессе эволюции для защиты работы центральной нервной системы и высших психических функций человека.

Ощущение того, что Вы легко теряете мысль при астенических состояниях, носит «доброкачественный» характер, часто без всякой помощи или воздействия, после отдыха самостоятельно проходит. Кроме того, при астении наблюдаются и другие феномены так называемого астенического круга:

  • нарушения сна (сонливость днем, бессонница ночью),
  • измененный аппетит,
  • вегетативные нарушения (головные боли, ощущения сердцебиения, дрожь или ощущения дрожи и др.),
  • раздражительность и повышенная утомляемость.

Как лечить

Пути решения проблемы должны определяться в зависимости от причин и путей формирования данного состояния. Поэтому, полноценная и качественная диагностика в нашей клинике ставится на первое место. Индивидуально подобранная терапия в нашей клинике всегда приносит позитивные результаты.

Психические расстройства, при которых может наблюдаться ощущение того, что Вы легко теряете мысль, могут иметь эндогенную природу (нарушение обменных процессов в центральной нервной системе), могут быть проявлением органического поражения головного мозга. Подробное описание этих расстройств Вы сможете найти на страницах нашего сайта. Для поиска воспользуйтесь специальной строкой поиска по сайту.

В заключении следует отметить, что следует серьезно относиться к изменениям в своем психическом состоянии. Если ощущение того, что Вы легко теряете мысль, повторяется, приводит к нарушению трудоспособности, не проходит после отдыха, следует обратиться на консультацию к психотерапевту.

Большинство болезненных состояний, сопровождающихся таким симптомом, хорошо поддается терапии. Чем раньше начинает оказываться помощь, тем быстрее происходит восстановление.

В клинике Брейн Клиник проводится консультирование и осуществляются все виды помощи при астенических состояниях, сопровождающихся ощущением того, что легко теряется мысль и иных психических расстройствах.

Звоните +7 495 135-44-02

Ежедневно, без выходных.