Консультации для родителей с психологом. Консультация педагога–психолога для родителей «Телевидение и дошкольник, или Что смотрит ваш малыш

Галина Гончаренко
Консультация педагога–психолога для родителей «Телевидение и дошкольник, или Что смотрит ваш малыш»

Консультация педагога– психолога Гончаренко Г . А. для родителей «ТЕЛЕВИДЕНИЕ И ДОШКОЛЬНИК , ИЛИ ЧТО СМОТРИТ ВАШ МАЛЫШ »

В современном мире телевидение получило очень широкое распространение. Трудно представить жизнь современной российской семьи без телевизора . Родители начинают приучать детей к телевизору с самого раннего детства. А телевизор это очень удобно – приносит удовольствие ребёнку, а так же расширяет его кругозор. Но часто родители забывают , что телевизор не всегда несёт в себе только положительные аспекты. И если по началу родителей радует , что сидя за компьютером или телевизором ребенок получает полезную информацию, то со временем начинают замечать, что поведение любимого чада заметно изменилось. Ребенок стал капризным, отказ в игре или просмотре мультиков вызывает бурную негативную реакцию, откуда-то появилась плаксивость и раздражительность. Вот так незаметно банальный просмотр мультфильмов формирует у ребенка вредную привычку, а в дальнейшем может привести к возникновению риска развития компьютерной и телевизионной зависимости , с патологическими и необратимыми изменениями в личности ребенка.

Подмечено вредное влияние телевизора и компьютера на здоровье детей. Долгое сидение перед «голубым» экраном приводит к развитию близорукости, нарушению осанки, обмена веществ, нередко приводящее к ожирению, нарушению деятельности сердечно-сосудистой системы, ослаблению иммунитета и т. д.

Кроме того, выявляются различные нарушения в психическом и эмоциональном развитии детей.

Если говорить о психическом развитии , то, прежде всего, как ни странно, страдает развитие мыслительной сферы, внимания, памяти, поскольку визуальный канал информации является самым простым и не требует серьезных умственных усилий для его восприятия. Тем самым ребенок просто заглатывает большие потоки информации, не осмысливая и не анализируя ее. В детском возрасте уровень развития мышления тесно связан с уровнем речевого развития. Во время сидения у телевизора ребенок не нуждается в том, чтобы задействовать механизмы активной речи – он только слушает.

Поэтому речь детей в игре становится скудной - они ограничиваются восклицаниями, обрывками фраз и нелепыми имитациями звуков, сопровождая их роботоподобными движениями. На речь отрицательно влияет не только молчание перед телеэкраном . Передачи в основном построены стереотипно и никак не побуждают ребенка развивать собственную фантазию и творческие способности. Кроме влияния на речь, телевидение способствует потере интереса ребенка к спонтанным, творческим играм и естественному движению. Таким образом у детей тормозится развитие психических функций : замедляется развитие речи и мышления, нет стимула для формирования воображения, нет эмоционального контакта с родителями , не развивается связная речь, дети не могут сконцентрироваться на содержании или пересказать его. Читая ребенку сказку, обучая пересказу, составлению собственных рассказов, заставляя ребенка говорить, вы способствуете его интеллектуальному развитию.

Но самый большой вред зависимость от компьютера и телевидения наносит эмоциональному развитию ребенка.

В каждом возрасте процесс развития ставит свои актуальные задачи. Так в год ребенку нужно научиться ходить, в три года - разговаривать, в 5 ребенку совершенно необходимо играть и учиться общаться со сверстниками. Если ходить и разговаривать дети обучаются более менее вовремя то, что касается игры и общения, дело обстоит гораздо хуже. Играя и общаясь со сверстниками, ребенок активно познает мир : фантазирует, учится поддерживать беседу, двигается. «Взаимодействие» с телевизором развивает в малыше пассивность , эмоциональную плоскость - он становится нечувствительным к эмоциям других людей и постепенно может уходить в «виртуальную реальность» .

Таким образом, возникает опасность, что ребенок может «проскочить» тот возрастной период, когда дети активно учатся вступать в контакт и налаживать межличностное взаимодействие и дружеские связи. В дальнейшем такому ребенку будет трудно адаптироваться в новом коллективе и заводить новых друзей.

В настоящее время практически не вызывает сомнения тот факт, что сцены насилия, демонстрируемые с экранов телевизоров , способствуют повышению уровня агрессивности у детей.

Главные герои мультфильма агрессивны, они стремятся нанести вред окружающим, нередко калечат или убивают других персонажей. Последствием просмотра такого мультфильма может стать проявление жестокости, безжалостности, агрессии ребёнком в реальной жизни.

Нельзя забывать об эффекте привыкания и заразительность агрессивного поведения : постоянный просмотр сцен насилия притупляет эмоциональные чувства детей, они привыкают к жестокости, становятся равнодушными к человеческой боли и через некоторое время ребёнок начинает воспринимать насилие как норму, как эталон эмоционального реагирования.

При выборе детской передачи или мультфильма родителям надо быть в 10 раз осторожнее, чем при выборе книги, потому, что зрительные образы воздействуют на ребёнка гораздо сильнее. Поэтому очень часто именно просмотр телепередач обуславливает возникновение детских страхов.

Необходимо учитывать особую впечатлительность детей и способность детской психики к внушению . Страшные сны, образы или звуки, могут беспокоить его и привести к повышенной тревожности или невротическим симптомам, а так же к появлению страхов у ребёнка.

Как же формируется эта вредная привычка? Очень часто родители сами способствуют ее возникновению. Мы сажаем детей за просмотр мультиков , чтобы они нам не мешали заниматься домашними делами, отдыхать, общаться с друзьями. Или, придя с работы, сразу уже включаем любимые сериалы, утыкаемся в монитор компьютера, тем самым, показывая детям дурной пример. Поведение родителей - это образец , на основании которого дети строят свое поведение, стиль общения с окружающими и свое времяпрепровождение.

Все родители прекрасно знают о вреде телевизора на воспитание детей . Но не все родители серьезно относятся к данной проблеме. Так хочется доверять телевизору , отдать ему своего ребенка хотя бы на час-другой, что бы самому заняться своими делами. А потом удивляются, что их малыш безжалостный и нервный. А он всего лишь копирует героев, которых увидел по телевизору . Телевизор принимает активное участие в воспитании детей дошкольного возраста . Поэтому родители должны контролировать просмотр телепередач детьми . Кроме негативного психологического влияния на подсознание малышей , чрезмерное количество просмотров передач приводит к проблемам с осанкой и ухудшению зрения. Совсем исключать телевизор при воспитании малышей дошкольного возраста не нужно да это и не возможно. Необходимо только придерживаться правил просмотра телепередач , и с какого возраста позволять их смотреть , чтобы знать, как влияет воспитание детей дошкольного возраста при помощи телевизора . Для детей дошкольного возраста рекомендуется смотреть телевизор не более 1 часа , для школьников – до 2 часов в день.

В качестве компенсации подойдут любые совместные занятия с ребенком, такие как рисование, лепка, чтение, подвижные игры, домашние дела или просто совместная прогулка. При этом не нужно брать на себя роль массовика-затейника. Главное - разбудить в ребенке естественную тягу к деятельности и направить ее. Потом ребенок и сам отлично сумеет себя занять.

Не нужно использовать телевизор для засыпания . Он только возбуждает нервную систему ребенку. При просмотре телевизора расстояние до экрана должно быть не менее 3 метров. Просмотр только в сидячем положении. Контролировать, что смотрит ребенок , позволять смотреть только добрые передачи. … Нужно разумно сочетать время, проведенное у компьютера и телевизора с двигательной активностью ребенка, общению со сверстниками, друзьями, с умными, понимающими взрослыми, книгами, музыкой, живописью и т. п.

Что же делать, если все же компьютер и телевизор заняли огромное место в жизни малыша и вызывают беспокойство у родителей ?

1. В первую очередь подсчитайте время, проведенное им перед экраном. Результаты подсчитанных «телечасов » вполне могут вас неприятно удивить. Поставьте простую и реалистичную цель, например, ограничьте время просмотра двумя мультфильмами в день. Приучите детей обходиться без телевизора . Возможно, вначале вы встретите некоторое сопротивление, однако в таком раннем возрасте дети легко примут новые правила игры. Но, безусловно, не стоит этой цели добиваться в первый же день.

2. Стоит также обратить внимание на место, где стоит ваш телевизор . Лучше всего поставить его в зал. Не желательно устанавливать телевизор в спальне ребенка , чтобы уберечь его от соблазна вместо полезных занятий бестолково щелкать пультом.

3. Обязательно растолкуйте ребенку условия, при которых телевизор будет выключен . Специалисты советуют : прием пищи, чтение, игры не следует совмещать с просмотром «голубого экрана» . Первый шаг в борьбе с телезависимостью – ограничение свободного времени ребенка : почаще гуляйте с ним на свежем воздухе. Увлекательные занятия не только заинтересуют ребенка и развеют его скуку, но и позволят ему забыть о телевизоре . Предлагайте ему регулярно те интересные занятия, которые оказывают наибольшее влияние на развитие структур головного мозга, а именно : 1) разнообразные виды речи (устная, письменная, например, читайте с ребенком книги, рассказывайте сказки, учите скороговорки; 2) упражнения по координации движения кисти (лепка, рисование, конструкторы и т . д.) . Почаще пойте вместе с ребенком – это развивает его речевые навыки и слух. Играйте с ребенком в подвижные игры.

4. Не забывайте выключать телевизор , когда Вы его не смотрите - дети быстро перенимают вредную привычку взрослых оставлять телевизор «фоном» ;

5. Постарайтесь отвлечь малыша интересными занятиями : рисованием, чтением книги, различными играми. Достаньте старые игрушки, займитесь изучением алфавита и цифр. Предложите ребенку помочь Вам по дому : дети просто обожают помогать маме в мытье посуды и уборке комнаты.

Таким образом, способов отвлечь ребенка от телевизора великое множество , а от Вас требуются лишь силы и терпение. Но зато, впоследствии Ваш ребенок сможет без каких-либо затруднений найти себе занятие по душе, если рядом не будет телевизора . А этим в наше время может похвастаться далеко не каждый.

Итак, дорогие родители , подведем некоторые итоги. Оставляя своих детей у телевизора , мы не только доверяем их воспитание чужим дядям и тетям, не только наносим урон их здоровью, провоцируя задержку моторного развития, гиподинамию и ухудшение зрения. Телевизор «помогает» нам сформировать у детей пассивность и инертность характера, посредственность мышления. День за днем, незаметно методом накопительного эффекта наш уникальный ребенок становится частью толпы, серой и посредственной. И при этом главная ответственность лежит на нас, родителях . Пусть наши дети будут завтра среди тех, кто будет проектировать оригинальные здания, делать уникальные операции, делать яркие репортажи и ставить новые мировые рекорды. Но сегодня для начала нужно просто выключить телевизор и помочь своим детям сохранить свою неповторимую уникальность.

Темы консультаций для родителей в школе могут быть такими:

Детская агрессивность и ее причины.

Самостоятельность ребенка во время выполнения домашних заданий. Как ее развивать?

Как развить у ребенка интерес к чтению?

Разногласия в семье и их влияние на учебные успехи ребенка.

Ваш ребенок в коллективе детей.

Детский эгоизм. Как его преодолеть?

Друзья в жизни ребенка.

Причины и последствия детской застенчивости.

Роль семейных отношений в формировании культуры общения ребенка с другими детьми.

Социальная адаптация ребенка и ее результаты.

Причины детского одиночества.

Методы воспитания ребенка в семье и их влияние на результаты учебной деятельности ученика.

Алкоголизм родителей и детские страхи.

Перечень тем для проведения консультаций можно продолжить. Однако, нужно помнить, что тематическая консультация будет полезна только в том случае, если родители действительно осознают проблему, из-за которой их приглашают принять участие в консультации. Если личной заинтересованности родителей нет, то консультация может просто навредить ребенку и привести к печальным последствиям.

Классный руководитель не должен увлекаться тематическими консультациями. Если вопросы, которые он хочет вынести на консультацию, касаются большинства родителей класса, то лучше обсуждать их на родительском собрании или используя иную форму просвещения родителей.

Огромное значение в воспитательном арсенале классного водителя имеет беседа. Беседу лучше всего использовать в целях предупреждения конфликтных ситуаций, для налаживания взаимоотношений между родителями и детьми, между отдельными педагогами и семьей. Использовать беседу в работе с родителями необходимо для того, чтобы наладить доверительную атмосферу, выявить трудные точки соприкосновения в конфликтных ситуациях. Результаты беседы не должны становиться гласными, если кто-то из участников беседы этого не хочет. В беседе классный руководитель должен больше слушать и слышать, а не давать рекомендации воспитания или назидать.

Очень полезной и необходимой формой работы с семьей являются родительские чтения. Родительские чтения - очень своеобразная форма работы с родителями, которая дает возможность родителям не только слушать лекции педагогов, но и самим изучать литературу по проблеме. Родительские чтения можно организовать следующим образом: уже на первом: родительском собрании в году родители определяют вопросы педагогики и психологии, которые их наиболее волнуют. Учитель собирает информацию и анализирует ее. С помощью школьного библиотекаря определяются книги, с помощью которых можно получить ответ на поставленный родителями вопрос. Родители читают книги и через определенный промежуток времени они участвуют в родительских чтениях по книгам, которые они прочли. Особенностью родительских чтений является то, что, анализируя педагогическую проблему, родители могут высказывать свое собственное понимание вопроса, полемизировать с другими родителями по данному вопросу, отстаивать свои убеждения. Родительские чтения помогают многим родителям пересмотреть свои взгляды на воспитание, познакомиться с традициями воспитания детей в других семьях, по-иному взглянуть на своего ребенка и свое отношение к нему. В ходе родительских чтений уместно формировать родительскую культуру, кругозор в рамках данной проблемы. Родительские чтения - это прекрасная возможность знакомства родителей с интересной детской литературой, новыми именами, которые на слуху у детей, но неизвестны их родителям.

Темы родительских чтений могут быть примерно такими:

Януш Корчак и его теория воспитания детей.

«Мы учим ребенка жить среди людей». Кодекс семейного воспитания.

Общаться с ребенком. Как? По книге Ю.Б. Гиппенрейтер.

В. Сухомлинский о воспитании мальчиков и девочек.

Как стать героем в глазах собственного ребенка. Обзор, периодической печати о воспитании.

Детские комплексы во взрослой жизни. Записки детского психиатра Ю. Буянова.

Как формировать и развивать волевые усилия ребенка. По книге У. Джемса «Психология в беседах с учителями».

Нестандартность мышления. Что это такое? По книге В.Г. Кротова «Массаж мысли».

Что делать, если....По книге М. Коляды «Шпаргалка для родителей».

Детские шалости во взрослой жизни. По материалам периодической печати.

Как научить ребенка быть самостоятельным? По материалам книги М. Коляды «Шпаргалка для родителей».

Мудрость родителей. В чем ее сущность? По материалам книги А. Лопатиной и М. Скребцовой «32 беседы по семейному воспитанию в школе».

Психосексуальное развитие детей. По материалам книги Мишеля Кле «Психология подростка».

К чему могут привести конфликты в семье? По материалам периодической печати. Обзор писем детей в детских журналах и газетах.

Интересной и достаточно новой формой работы с родителями являются родительские вечера.

Родительские вечера уместно проводить, когда классный руководитель только начал формировать родительский коллектив класса. Родительские вечера - форма работы, которая прекрасно сплачивает родительский коллектив. Родительские вечера проводятся в классе 2-3 раза в год либо в присутствии детей, либо без их присутствия. Родительский вечер - это праздник общения с родителями друга твоего ребенка, это праздник воспоминаний младенчества, собственного детства и детства своего ребенка, это поиск ответов на вопросы, которые перед родителями ставит жизнь. Какими могут быть темы родительских вечеров? Самыми разнообразными. Главное, они должны учить слушать и слышать друг друга, самого себя, свой внутренний голос.

Темы родительских вечеров могут быть следующие:

> Будущее моего ребенка. Каким я его вижу?

> Друзья моего ребенка.

> Праздники нашей семьи.

> «Можно» и «нельзя» в нашей семье.

> День рождения нашей семьи. Как мы его празднуем?

> Песни, которые пели мы в своем детстве и песни сегодняшнего детства.

> Вечер воспоминаний. Наказания и поощрения в нашей семье.

> Вопросы детей, которые ставят взрослых в тупик.

> Фотографии нашего детства.

> Как научиться говорить спасибо (или слово «нет») своему ребенку.

Например, в одной из школ результатом такого вечера стало объявление конкурса в классе «Умники и умницы», причем конкурс носил семейный характер. В нем были задания для пап, мам, дедушек и бабушек, а так же и для самих детей. Победить в конкурсе можно было лишь в том случае, если в нем участвовала вся семья. Результатом конкурса стало внесение семьи-победительницы в книгу классных рекордов. С помощью организации классных родительских вечеров можно решить еще очень большую нравственную проблему родительских коллективов. Эта проблема заключается в учебном соперничестве детей. Зачастую соперничество детей поощряется семьей, это приводит к конфликтным ситуациям между детьми и их родителями. Родительские вечера сближают семьи, позволяют увидеть взрослых и детей в ином свете, помогают преодолеть недоверие и враждебность во взаимоотношениях детей и взрослых.

В последнее время достаточно эффективной формой формирования культуры родителем стали занимать родительские тренинги. Родительские тренинги - это активная форма работы с теми родителями, которые осознают проблемные ситуации в семье, хотят изменить свое взаимодействие с собственным ребенком, сделать его более открытым и доверительным и понимают необходимость приобретения новых знаний и умений в воспитании собственного ребенка.

Огромное значение родительских тренингов в школе для тех родителей, которые хотят приобретать опыт воспитания ребенка-школьника. Интересные и хорошо организованные тренинги порой могут сделать невозможное там, где уже все общественные институты отказались что-либо делать. В родительских тренингах должны участвовать по возможности оба родителя. От этого эффективность тренинга возрастет и результаты не заставят себя долго ждать. Тренинг проводится с группой, состоящей из 12-15 человек. Родительские тренинги будут результативны, если все родители будут в них активно участвовать и регулярно посещать. Чтобы тренинг имел конечный положительный результат, он должен включить в себя 5-8 занятий. Родительский тренинг проводится, как правило, психологом школы или человеком, который имеет право дать возможность родителям не время ощутить себя ребенком, пережить эмоционально еще раз детские впечатления. В ходе тренинговых занятий с большим интересом родители выполняют такие задания, как «воспоминание детства», «фильм о моей семье», «мое любимое занятие», «моя любимая песня» и т.д.. Такие задания позволяют по-новому взглянуть на взаимоотношения в своей семье, собственную авторитетность в глазах ребенка. Если в воспитании отдельных детей классный руководитель порой встречается с неразрешимыми проблемами, можно предложить поучаствовать в тренинге не только родителям, но и детям. Совместное участие в тренинге даст возможность родителям взглянуть на некоторые для них обыденные ситуации глазами самого ребенка и открыть для себя мир, в котором он живет. Такой тренинг называется тренингом родительской эффективности. По результату участия в тренинге школьный психолог проводит собеседование с классным руководителем и дает ему рекомендации по организации взаимодействия с каждым ребенком и с каждой семьей, участвовавшей в тренинге. А если психолога нет, а хочется сделать все возможное по привлечению проблемной семьи к сотрудничеству со школой и классным руководителем? Для этого можно использовать так называемые «Часы откровения», которые может организовать в своем классе сам классный руководитель. Исходя из тех проблем, которые сложились в семье, классный руководитель разрабатывает серию упражнений и сам проводит занятия с родителями и детьми.

Игровой тренинг для учащихся и родителей 5 класса.

Проблема: грубость и агрессивность поведения детей; склочность родителей, агрессивное поведение в школе с родительским коллективом и учащимися.

Занятие первое.

Задание № l. Родителям и детям предлагается совместно придумать свою эмблему участия в игровом тренинге и представить ее всем вместе. Время выполнения задания - 5-6минут.

Задание №2. Участникам игрового тренинга необходимо придумать себе новое имя на время занятий и всем остальным участникам. Каждый выбирает себе то имя, которое наиболее понравилось. Время выполнения задания - 6- 7 минут.

Задание №3. Участники по кругу продолжают фразу и называют свои ассоциации на слово «детство». Затем тренер предлагает поиграть в игру, в ходе которой он называет начало фразы, а взрослые и дети должны ее продолжить. Например, в детстве можно... (драться, играть, весело жить, плакать и т.д.). Если кто- то с аргументом «драться» не согласен, он хлопает в ладоши. Затем точно также необходимо выполнить это задание, но с аргументом «в детстве нельзя». Время выполнения задания - 5-6минут.

Задание №4. В круг поочередно вызываются взрослые и дети, которые должны сыграть роль плачущего человека. Тренер считает: 1, 2, 3 - слезам и горю помоги! Тот человек, на которого пал выбор, должен утешить плачущего и помочь ему справиться со слезами. Время выполнения задания - 10минут.

Задание №5. Участникам группы нужно объединиться и в течение короткого времени создать на листе ватмана рисованный рассказ на тему «Жил - был мечтатель». Время выполнения задания - 5-6 минут. Ритуал прощания. Дети и взрослые поворачиваются друг к другу лицом и говорят: «Спасибо за то, что ты был все это время рядом», затем пожимают друг другу руки.

Занятие второе.

Задание №1. Участники тренинга усаживаются по кругу и выполняют задание под названием «Приветик». Каждый из участников должен сказать несколько приятных слов сидящему рядом человеку, закончив его фразой: «Это мой тебе приветик». Время выполнения задания - 3 минуты.

Задание №2. Участникам группы необходимо озвучить рисованный рассказ «Жил - был мечтатель». Время выполнения задания- 10 минут.

Задание №3. Участникам предлагается немного пофантазировать и представить себе, что им предоставляется такая возможность, как полет на Марс. Они могут взять с собой только: один одушевленный предмет, один неодушевленный и одну памятную вещь. Время выполнения задания - 10минут.

Задание №4. Участники работают в парах и разыгрывают пантомиму «Яма». Человек шел по улице и, не заметив яму, свалился в нее. Проходящий мимо другой человек... Участникам нужно изобразить в пантомиме, чем закончилась эта история. Время выполнения задания - 6- 7минут.

Задание №5. «Подарки». Каждый участник группы отмечает день рождения и получает подарки от друзей. Ведущий вызывает именинника в центр игровой комнаты, и все вручают ему импровизированные подарки с добрыми пожеланиями. Время выполнения-3- 4минуты. Ритуал прощания.

Занятие третье.

Задание №1. Игра с мячом. Участники группы должны передавать мяч друг другу, высказывая только слова одобрения, даже если у кого-то что-то не получается. Мяч передается друг другу по кругу над головой или вывернутыми за спину руками. Время выполнения задания 6 - 7минут.

Задание №2. Участникам группы предлагается продолжить следующие фразы: «Я не люблю, когда...» и «Я люблю, когда...» Время выполнения задания - 5 минут.

Задание №3. «Зеркало». Участникам предлагается разбиться на пары и попеременно демонстрировать с помощью лица определенные эмоции и чувства, например: радость, печаль, злобу, доброту и т. д., которые необходимо не только повторить другому человеку, но и определить, какая эмоция выражалась другим участником. Время выполнения задания - 7 минут.

Задание №4. «Праздник в доме». Участникам группы необходимо выполнить групповое задание. Они должны нарисовать на листе ватмана новогоднюю елку и совместными усилиями украсить ее к празднику. Желательно, чтобы это задание выполняли дети совместно со своими родителями. Время выполнения задания - 10минут.

Задание №5. Участники разделяются на две команды: дети и родители. Детская команда участников поет «взрослые» песни, а команда родителей поет «детские» песни. Участники исполняют песни по очереди до первого поражения. Время выполнения задания- 7минут. Ритуал прощания.

Занятие четвертое.

Задание №1. Каждый из участников должен нарисовать солнце с лучами и определить, кому он хотел бы подарить по одному лучику и почему. Время выполнения задания - 10 минут.

Задание №2. Игра «Королевство». Ведущий предлагает провести игру «Королевство». С помощью группы он определяет ведущие должности и роли в королевстве. Затем группа определяет, кто из членов группы какую должность должен занимать в королевстве и приводит свое обоснование выбора. Время выполнения задания –10 минут.

Задание №3. Игра «Колдовство». Игра проводится в парах (по выбору). Один из членов группы играет роль заколдованного принца или принцессы, а другой член группы должен его расколдовать. Для этого можно использовать слова и жесты (на выбор). Время выполнения задания - 6 минут.

Задание №4. Игра «Паровозик». Группа становится в шеренгу друг за другом и выбирает машиниста. Машинист дает свисток, и группа отправляется в путь. Машинист становится во главе шеренги. Его главная задача - уверенно управлять группой и не сбиться с пути. Задача группы - помогать маневрировать паровозику, чтобы никого из членов группы не потерялся в пути. Время выполнения - 10 минут.

Задание №5. «О чем я мечтаю». Каждый член группы рассказывает о том, какие мечты появляются у него чаще всего и с чем они связаны. Рассказ идет по кругу. Время выполнения задания - 5-6 минут. Ритуал прощания.

Занятие пятое.

Задание №1. Членам группы предлагается продолжить следующие фразы:

«Мне радостно, когда...», «Мне грустно, когда...». Время выполнения задания - б-7минут.

Задание №2. «Подарок на память». Каждый член группы готовит любому члену группы подарок на память. Это может быть рисунок, стихотворение, песня и т. д. Время выполнения задания - 10минут.

Задание №3. Участники группы садятся друг за другом и пишут друг другу пожелания, водя пальцем по спине. Каждый член группы, не задавая вопросов, должен догадаться, какие слова пишет сидящий сзади за ним человек. Время выполнения задания - 10минут.

Задание №4. Участники группы получают большой лист ватмана и рисуют коллективный портрет своей группы. Портрет можно будет повесить в кабинете психологии, предварительно проанализировав результаты совместного рисования детей и родителей. Время выполнения задания - 15минут.

Задание №5. Участникам группы предлагается вспомнить самые счастливые события в жизни и перечислить их. Время выполнения задания - 6 - 10 минут. Ритуал прощания. Члены группы получают маленькие сердечки из бумаги, на которых каждый ставит свою подпись, и все пишут какое-то очень значимое и важное для каждого человека слово. Такими словами могут быть, к примеру, «Держись! Не робей! Будь добрее! и др.».

Если классный руководитель считает своей главной задачей воспитательной работы сплочение детского коллектива, формирование положительной эмоциональной сферы, то тренинговая работа будет тому большим подспорьем. В групповые тренинги нужно привлекать не только детей, которые являются трудными, но и одаренных детей, и детей, переживающих тяжелые семейные драмы, часто болеющих детей. Практика показывает, что после тренинга, который проводит классный руководитель, многие ребята резко меняются в лучшую сторону, у них появляется мотивация учения, интерес к жизни, желание стать лучше. Большое значение такая работа имеет и для классного руководителя. Он близко узнает учащихся, имеет возможность познакомиться с семейной ситуацией, видит родителей и детей в неформальной обстановке. Каждое тренинговое занятие должно анализироваться и только после анализа классный руководитель вносит свои коррективы в план проведения будущих занятий тренинга. Если тренинг ведет психолог, то уместно обсудить с ним полученные результаты и определить набор заданий для нового тренинга.

Помимо тренингов с учащимися и их родителями, хорошей формой просвещения родителей являешься родительский ринг . Родительские ринги - одна из дискуссионных форм общения родителей и формирования родительского коллектива. Проведение родительских рингов в школе просто

необходимо. Многие родители проявляют категоричность суждений по многим вопросам воспитания детей, абсолютно не учитывая возможности и способности своего ребенка, уровень его реального учебного потенциала. Некоторые из них считают, что их методы воспитания своего ребенка истинны и не подлежат сомнению и коррекции со стороны педагога. Родительский ринг проводится с той целью, чтобы родители могли утвердиться в правоте своих методов воспитания или провести ревизию своего педагогического арсенала, задуматься над тем, что в воспитании своего ребенка они делают правильно, а что не совсем так. Родительский ринг готовится в виде ответов на самые актуальные вопросы педагогической и психологической науки. Вопросы выбирают сами родители. Они могут сделать выбор тем для участия в ринге уже в самом начале учебного года. Перечень проблемных вопросов для участия в ринге родители получают на первом родительском собрании. В ходе проведения ринга по одному и тому же вопросу ведут полемику две или более семей. У них могут быть разные позиции, разные мнения. Остальная часть аудитории в полемику не вступает, а лишь поддерживает мнение семей аплодисментами. Экспертами в родительских рингах могут выступать молодые педагоги, работающие в школе и даже ребята - старшеклассники, которым уже не за горами приобретение родительского опыта. Последнее слово в ходе ринга остается за специалистами, которых необходимо приглашать для участия во встрече или за классным руководителем, который может привести веские доводы из жизни классного коллектива в защиту определенной позиции. Полезность таких встреч состоит еще и в том, что она позволяет снять всякие закулисные разговоры среди родителей по вопросам организации образовательного пространства их детей, содержания учебного и воспитательного процесса.

Темы родительских рингов могут быть самыми разнообразными. Можно предложить, например, такие:

> Плохие привычки - наследственность или влияние социума?

> Что вы делаете, если чувствуете проблемы с дисциплиной у своего ребенка?

> Можно ли наказывать ребенка собственным домом?

> Что делать, если папа не интересуется воспитанием собственного ребенка?

> Как научить ребенка всегда и везде быть человеком?

> Радости и горести школьного обучения.

> Соблазны и пути их преодоления.

> «За и против» школьной формы.

> Нужны ли ребенку праздники?

>Трудности школьного урока. В чем они состоят?

Тематика родительских собраний.

    Трудности адаптации ребенка к обучению в 5-ом классе.

    Роль общения в жизни школьника.

    Культурные ценности семьи и их значение для ребенка.

    Итоги прошедшего года – «Вот и стали мы на год взрослей».

    Роль книги в развитии интеллектуальных и личностных качеств человека.

    Физическое развитие школьника и пути его совершенствования.

    Результативность школьного урока. От чего она зависит?

    Половые различия и половое созревание. Проблемы и решения.

    Роль семьи в развитии работоспособности ученика.

    Воля и пути ее формирования у учащихся.

    Итоги прошедшего учебного года.

    Роль семьи в развитии моральных качеств подростка.

    Способности и роль семьи в их развитии.

    Психологические и возрастные особенности подростка.

    Итоги прошедшего учебного года.

    Помощь семьи в правильной профессиональной ориентации ребенка.

    Анализ учебной работы учащихся 9 классов.

    Трудный ребенок. Какой он?

    Анализ подготовки учащихся класса к экзаменам.

    Особенности организации учебного труда школьника в 10 классе и роль родителей в этом процессе.

    Режим дня школьника, его роль.

    Ответственность, самооценка и самоконтроль. Как их в себе развить?

    Итоги прошедшего учебного года.

    Особенности физического воспитания в 11 классе.

    Результативность учебы учащихся 11 классов за первое полугодие.

    Значение выбора в жизни человека.

    Итоги прошедшего учебного года.

Тематика проблемных родительских собраний.

    Курение и статистика.

    Синдром приобретенного иммунодефицита (СПИД) – реальность или миф.

    Наркотики и статистика.

    Семья – «Глаза в глаза».

Планы проведения родительских собраний (выборочно).

Тема: Трудности адаптации ребенка к обучению в 5-ом классе.

Форма проведения: круглый стол.

Приглашаются педагоги, работающие в классе, руководители кружков, в которых занимаются или будут заниматься дети, библиотекарь, врач или медсестра.

Задачи педагогов :

    Познакомиться с родителями и послушать краткие характеристики, которые они дадут своим детям.

    Рассказать о требованиях к обучению по своему предмету.

Задача врача: ознакомить с результатами проведения медосмотра, дать рекомендации с учетом полученных данных, отметить физиологические особенности, связанные с возрастными изменениями детей.

Задача библиотекаря: кратко рассказать о возможностях библиотеки, познакомить с библиотечным фондом, порекомендовать другие библиотеки (с большим фондом, доступно расположенные и т.п.).

Задача руководителя внешкольных учреждений: ознакомить с условиями приема детей в различные кружки и направлениями их работы.

Вопросы для обсуждения.

    Роль семьи и ее значение в адаптации школьника в связи с новым качеством обучения и возрастными особенностями.

    Законы школьной жизни в обучении и воспитании школьника.

Нетрадиционные формы проведения родительских собраний.

Тема: Законы жизни семьи, законы жизни класса.

Форма проведения: родительский тренинг – выведение формулы родительской педагогики.

Новая встреча и новая тема нашего разговора. Этот разговор с вами хочется начать отрывком из произведения великого драматурга Древней Греции Софокла. Эти строчки, написанные так давно, актуальны и сегодня.

Ты прав, мой милый. Пред отцовской волей

Все остальное отступить должно.

Затем и молим мы богов о детях,

Чтоб супостатов наших отражали

И другу честь умели воздавать.

А в детях если не нашел опоры –

Что скажем мы о нем? Не ясно ль всем,

Что для себя он лишь причину создал

И смех злорадный для врагов своих?

Софокл. «Антигона»

Вариант вступительного слова педагога.

Вы – люди, у которых разное образование, разные характеры, взгляды на жизнь, разные судьбы, но есть одно, что нас объединяет – наши дети, девочки и мальчики, которые могут стать горем или радостью. Как и что нужно сделать, чтобы ваш ребенок стал вашим счастьем, чтобы однажды можно было сказать себе: «Жизнь состоялась!»

Но сегодня, сидя за партой на том месте, на котором сидит ваш сын или дочь, мы учимся постигать формулы родительской педагогики. Возьмите листочки, которые лежат перед вами, рассмотрите их: одна сторона у них чистая, а вторая заполнена. На заполненной страничке написаны предложения, в которых рассказывается о том, что увидел педагог в вашем сыне или дочери, на что хочет обратить ваше внимание. Мы никогда не будем вслух анализировать проблемы, неудачи, горести детей. Они остаются для индивидуального общения с классным руководителем. Это станет нашим с вами законом общения, нашей традицией родительских собраний. (Родители читают и анализируют, размышляют о том, необходима ли индивидуальная встреча с классным руководителем).

Задание для родителей по определению закона семьи.

«Папы! Мамы! Перед вами формула, где зашифрованы законы воспитания ребенка в семье. Расшифруйте их».

Закон семьи= Ед.тр.+зн.похв.+тр.у.+разд.благ.

Пятиминутная музыкальная пауза, пока родители выполняют задание.

Вопрос родителям: «У кого что получилось? Какие законы семьи здесь зашифрованы?» Затем идет анализ зашифрованной формулы.

1-й закон . Закон единства требований отца и матери, предъявляемых ребенку.

2-й закон. Закон значимости похвалы для ребенка.

3-й закон. Закон трудового участия каждого члена семьи в жизни всей семьи.

4-й закон. Закон разделения в равной мере материальных и моральных благ между взрослыми и детьми.

Если эти законы в семье исполняются, если отец и мать оптимисты, друзья своего ребенка, значит ребенок состоится как человек, как личность.

Задание для родителей – диагностика по гербу семьи.

Следующий урок в расписании родителей – диагностика. Детям было предложено нарисовать герб своей семьи. (Образец такого герба можно нарисовать на доске.).

«Перед каждым из Вас лежит чистый лист. Вам нужно его заполнить вместо сына или дочери. Выполните, пожалуйста, это задание. Время работы – 10 минут. Когда Вы выполните работу, приступайте к следующей. Сраните ваш герб с тем, который изобразил ваш сын или ваша дочь. Сделайте выводы. Прежде чем Вы увидите гербы, нарисованные вашими детьми, Вы должны нарисовать герб своей семьи, каким Вы его видите.

Каждый из Вас получает в подарок законы жизни в семье. Обсудите их дома, в кругу семьи. Сделайте серьезный вывод, насколько хорошо Вы знаете своего ребенка».

Тема: Детская агрессивность.

(Дереклеева Н.И. Родительские собрания в 1-11 классах. –М.:Вербум-М, 2001)

Форма проведения: круглый стол.

«Человек обладает способностью любить,

и если он не может найти применения

своей способности любить,

он способен ненавидеть,

проявляя агрессию и жестокость.

Этим средством он руководствуется

от собственной душевной боли».

Эрих Фромм

Вопросы для обсуждения

    Анализ проблемы агрессивности.

    Роль семьи в проявлении детской агрессивности.

    Поощрение, наказание в семье.

    Законы преодоления детской агрессии.

    Экспресс-анкетирование родителей по проблеме собрания.

Уважаемые мамы, папы, бабушки и дедушки!

Тема нашей новой встречи серьезна и трудна. Это тема проявления нашими детьми жестокости и агрессии. К сожалению, эти явления живут среди нас, взрослых, и среди наших детей. Что же это за явление и стоит ли о нем говорить? Вы правы, стоит. А раз так, давайте рассмотрим, что собой представляет агрессия и как мы, взрослые, можем помочь ее преодолеть.

Агрессия в более или менее развитом обществе всегда находится под контролем, но контроль этот будет эффективен настолько, насколько развито в обществе сопротивление агрессии.

Что такое агрессия? Агрессия – это поведение, которое причиняет вред предмету или предметам, человеку или группе людей, Агрессия может проявляться физически (ударили) и вербально (нарушение прав другого человека без физического вмешательства).

В психологии различают два вида агрессии: инструментальную и враждебную. Инструментальная агрессия проявляется человеком для достижения определенной цели. Она часто выражается у младших детей (я хочу забрать игрушку, предмет и т.д.). У старших, т.е. у наших с вами детей, больше проявляется враждебная агрессия, направленная на то, чтобы причинить человеку боль.

Очень часто агрессию, ее проявление путают с настойчивостью, напористостью. Как вы считаете, это равнозначные качества? Что Вас больше обрадует в ребенке: настойчивость или агрессивность? Безусловно, настойчивость. Это качество в сравнении с агрессивностью имеет социально приемлемые формы, т.к. не допускает оскорбления, издевательства и т.д.

Уровень агрессивности детей меняется в большей или меньшей степени в зависимости от ситуации, но иногда агрессивность принимает устойчивые формы. Причин для такого поведения много: положение ребенка в коллективе, отношение к нему сверстников, взаимоотношения с учителем и т.д.

Стойкая агрессивность некоторых детей проявляется в том, что они иначе, чем другие, понимают иногда поведение окружающих, интерпретируя его как враждебное. К агрессии больше склонны мальчики. Она входит в мужской стереотип, который культивируется в семье и СМИ.

Можно предварительно исследовать отношение детей к телепрограммам. Вопросы записываются на доске. Ответы анализируются классным руководителем.

    Какие телепередачи ты выбираешь для просмотра?

    Что тебе в них нравится?

    Советуют ли тебе родители при выборе телепередач?

    Какие телепередачи привлекают твоих родителей?

    Какие передачи вы смотрите всей семьей?

Номера вопросов

Мальчики

Очень часто причиной детской агрессии является семейная ситуация:

    Агрессивное поведение членов семьи в обыденных жизненных ситуациях: крики, ругань, хамство, унижение друг друга, взаимные упреки и оскорбления. Психологи считают, что ребенок проявляет агрессивность в обыденной жизни в несколько раз чаще там, где агрессию взрослых он видел ежедневно, и где она стала нормой его жизни.

    Непоследовательность родителей в обучении детей правилам и нормам поведения. Эта методика воспитания детей отвратительна тем, что у детей не формируется нравственный стержень поведения: сегодня родителям удобно говорить одно, и они навязывают эту линию поведения детям, завтра им удобно говорить другое, и это другое вновь навязывается детям. Это приводит к растерянности, озлоблению, агрессии против родителей и других людей.

В воспитании можно выделить два важных фактора, которые позитивно или негативно влияют на формирование детской агрессивности: расположение и неприятие.

Преодолению агрессивности ребенка помогает расположение, использующее в своем арсенале умение слушать, теплоту общения, доброе слово, ласковый взгляд.

Неприятие, наоборот, стимулирует детскую агрессивность. Оно характеризуется безразличием, устранением от общения, нетерпимостью и властностью, враждебность к факту существования ребенка. Неприятие ребенка приводит к проявлению такого заболевания, как детский госпитализм. Что это такое? Одиночество, отсутствие желания общаться с родными людьми, отсутствие в семье традиций, обычаев, законов.

Огромное значение в воспитании детей имеет поощрение словом, взглядом, жестом, действием. Очень значимо для человека и наказание, если:

    оно следует немедленно за проступком;

    объяснено ребенку;

    оно суровое, но не жесткое;

    оно оценивает действия ребенка, а не его человеческие качества.

Наказывая ребенка, отец и мать проявляют терпение, спокойствие и выдержку.

Предварительное анкетирование учащихся по проблемам класса (аналитическая справка)

Если тебя наказывают, то как…

Если тебя поощряют, то как….

Четыре «нельзя», которые бы ты хотел иметь в своей семье, когда тебя наказывают

Подходит к концу наша очередная встреча. Хочется, чтобы она оказалась полезной, вызвала раздумья, желание построить взаимоотношения в своей семье по-новому.

И по традиции каждый из вас получает «золотые правила» воспитания, связанные с темой данного собрания:

    Учитесь слушать и слышать своего ребенка.

    Постарайтесь сделать так, чтобы только Вы снимали его эмоциональное напряжение.

    Не запрещайте детям выражать отрицательные эмоции.

    Умейте принять и любить его таким, каков он есть.

    Повиновение, послушание и исполнительность будут там, где они предъявляются разумно.

    К агрессивным проявлениям в поведении ребенка приводит агрессивность семьи.

Тема: Психофизиологическое развитие подростков (трудный возраст).

(Дереклеева Н.И. Родительские собрания в 1-11 классах. –М.:Вербум-М, 2001)

Форма поведения: дискуссия.

Структура личности подростка…

В ней ничего устойчивого,

окончательного и неподвижного.

Все в ней – переход, все течет.

Л.С.Выготский

Вопросы для обсуждения

    Трудный возраст и физическое состояние учащихся – подростков.

    Подростковая психика.

    Какими видят себя подростки.

По указанным вопросам перед родителями следует выступить психологу и классному руководителю.

Вариант выступления классного руководителя.

Эпиграфом собрания стали слова Л.С.Выготского – одного из ведущих психологов ХХ столетия, которого называют Моцартом в психологии. Они удивительно точны. Развитие подростка – это начало поиска себя, своего уникального «Я». Это путь становления индивидуальности. Как часто родители делают ошибки в воспитании своих детей, говоря ребенку: «Не выделяйся, будь такой или таким, как все.» В психологии этот период времени называют периодом «брожения» психики, за ним наступает период достаточной уверенности и равновесия. Этот период почти всегда бывает болезненным, это время проблем между детьми и родителями. Многие считают, что задача родителей в этот период – сдерживать половой инстинкт ребенка. Это мнение ошибочно, и оно приводит к новым проблемам.

Что же является самым главным для ребенка в этот период? Вот какую логическую цепочку мы должны в вами сохранить (запись на доске): Любовь – Доверие – Понимание – Поддержка.

Как было замечено, с каждым поколением дети становятся все хуже, а родители все лучше, и, таким образом, из все более плохих детей получаются все более хорошие родители.

Физическое здоровье ребенка – основа его успехов в учении. Состояние физического здоровья и темпы полового созревания детей разные. Они существенно влияют на личностное развитие ребенка. Чем раньше начинается процесс полового созревания, тем быстрее он протекает. При начале созревания в 12 лет – процесс созревания 2 года; в 13 лет =13,5 лет – 3-3,5 года; в 15-летнем возрасте – 5-6 лет. Эти различия типов созревания – причина многих огорчений и переживаний.

Последние 60-80 лет серьезными проблемами стали акселерация и ретардация.

Акселераты в школьные годы – лидеры в классах. К 30 годам это крепкие и социально приспособленные, но зависимые от мнения окружающих, приземленные люди.

Ретарданты наоборот – вначале обидчивые, задиристые, стремящиеся привлечь внимание, замкнутые и подчиняемые в юности, к 30 годам становятся людьми с более прочным душевным ядром и высокими принципами.

Подробнее следует рассмотреть признаки и формы проявления повышенной тревожности подростков.

За что и против чего ведет борьбу подросток в переходном возрасте?

Прежде всего:

    за то, чтобы перестать быть ребенком;

    за прекращение посягательства на его физическое начало, неприкосновенность;

    за утверждение среди сверстников;

    против замечаний, обсуждений, особенно ироничных, по поводу его физической взрослости.

Правила, которые должны соблюдать родители подростка:

    Помочь ребенку найти компромисс души и тела.

    Все замечания делать в доброжелательном, спокойном тоне, без ярлыков.

    Подробно познакомить ребенка с устройством и функционированием организма.

    Следует помнить, что пока развивается тело ребенка, болит и ждет помощи его душа.

Психологическая разминка для родителей.

Анализ педагогических ситуаций.

1. Девочка не хочет убирать свою комнату.

2. Мальчик не следит за собой и т.д.

Обсуждение проблемы совместно с родителями.

Подростковую психику иногда называют периодом «гормональной дури». Поиск и становление своего «я» - это высвобождение от влияния взрослых и общение со сверстниками. В семьях, где есть уважение, где каждый имеет право голоса, где у всех есть права и обязанности, реакции эмансипации проходят мягче и порождают меньше конфликтов.

Эти правила (на отдельном листочке) предлагаются родителям для ознакомления:

    В самостоятельности ребенка не следует видеть угрозу лишиться его.

    Помните, что ребенку нужна не столько самостоятельность, сколько право на нее.

    Хотите, чтобы ребенок сделал то, что вам нужно, сделайте так, чтобы он сам этого захотел.

    Не перегружайте ребенка опекой и контролем.

    Не создавайте «революционную ситуацию», а если создали, разрешайте ее мирным путем.

    Помните слова И.В.Гете: «В подростковом возрасте многие человеческие достоинства проявляются в чудаческих и неподобающих поступках».

В переживаниях подростков огромное место занимают дружба и влюбленность. Девочки чаще мальчиков хотят иметь друга и чаще реализуют свое желание. Девочкам нужны понимание, сочувствие, уход от одиночества, мальчикам – взаимопомощь, понимание.

В 4-7 % случаев первая влюбленность ведет в последствии к браку. Почему возникает влюбленность, это глубочайшая потребность в индивидуальных доверительных отношениях. Запрещать в этой сфере – значит сделать подростка несчастным. Говорить о предмете влюбленности плохо – значит расстроить взаимоотношения с ним. Любовь и сексуальность для подростка – вещи взаимоисключающие. Дать оценку проблемы с позиции взрослого человека:

    Эту проблему назиданиями решать нельзя!

    Решение проблемы взаимоотношений мужчины и женщины через призму взаимоотношений в доме.

Чем проповедь выслушивать,

Мне лучше бы взглянуть.

И лучше проводить меня,

Чем указать мне путь.

Глаза умнее слуха,

Поймут все без труда.

Слова порой запутаны

Пример же – никогда.

Тот лучший проповедник –

Кто веру в жизнь провел.

Добро увидеть в действии –

Вот лучшая из школ.

И если все мне показать –

Я выучу урок.

Понятней мне движенье рук,

Чем быстрых слов поток.

Должно быть, можно верить

И мыслям и словам,

Но я уж лучше погляжу,

Что делаешь ты сам.

Вдруг я не правильно пойму

Твой правильный совет.

Зато пойму, как ты живешь,

По правде или нет.

В конце собрания родители получают стихотворение на память.

Консультации специалистов

Консультация для родителей.

Консультации для родителей: наши специалисты всегда готовы прийти на помощь!

Воспитывать ребенка – это всегда непросто, и ни одному родителю не бывает легко. Если вам говорят обратное, не верьте! Нужно понимать, что попадать в тупик, срываться, оказываться на грани отчаяния, сомневаться, бояться неправильно повести себя по отношению к ребенку – это нормально, так же нормально, как и просить помощи у специалиста! На этой странице мы предлагаем каждому желающему возможность получить бесплатную онлайн-консультацию психолога, юриста, специалистов по профориентации и детской безопасности, а также эксперта в области ЕГЭ. Оставить свой вопрос вы можете в любое время, и наши специалисты на него обязательно ответят. Мы не разглашаем личные данные наших читателей и гарантируем полную анонимность и конфиденциальность.

Как получить консультацию для родителей?

Все очень просто. Вы видите перед собой форму, которую нужно заполнить, чтобы получить консультации для родителей:

    Укажите свое имя, чтобы специалист знал, как к вам обращаться!

    Обязательно вставьте свой актуальный адрес электронной почты, чтобы мы могли с вами оперативно связаться и оповестить об ответе.

    Для педагогов и психологов, чтобы полнее разобраться в вопросе, важен возраст вашего ребенка, поэтому обязательно укажите и его.

    Выберите свой регион проживания. Это необходимо для того, чтобы юристы могли сослаться на законы, применяемые непосредственно в вашем регионе, а психологи учесть географические особенности воспитания ребенка.

    Наконец, сформулируйте свой вопрос. Постарайтесь указать все важные детали и моменты, так как от этого напрямую зависит полнота ответа! Чем подробнее вы опишите свою ситуацию, тем полнее будут рекомендации нашего специалиста. Важно понимать, что не всегда можно решить проблему путем онлайн-общения, поэтому специалист может посоветовать вам обратиться за очной консультацией. Для таких случаев на нашем портале есть карта с адресами всех бесплатных служб оказания психологической помощи.

Особенности консультирования

    Консультации психолога и других специалистов для родителей на нашем сайте проводятся бесплатно.

    Вы можете видеть, какие именно специалисты будут отвечать на ваши вопросы. Все психологи являются практикующими и имеют большой опыт как очной, так и заочной работы с детьми и родителями.

    Все наши психологи компетентны в большинстве вопросов воспитания, специализируются на проблемах подростков, психологии дошкольников и младших школьников, детско-родительских и внутрисемейных отношениях, а также на вопросах, связанных с половым воспитанием детей и подростков.

    Мы гарантируем полную анонимность. Ваши данные не будут переданы третьим лицам. Мы никогда не нарушаем эти условия и оправдываем доверие своих пользователей.

1. Ваш ребёнок и его друзья.

2. Взрослые и дети: динамика взаимоотношений.

4.Семейные конфликты. Как их предотвратить?

5. Детям нужна любовь. Но какая?

6. О воспитании чувств.

7. Азы семейной педагогики.

9. Проблемы ребёнка. Кому и как их решать?

10.Конфликт поколений. Как его избежать?

11.Любовь и воспитание детей в семье.

12.Как воспитать ребёнка счастливым?

13.Мир детства и безопасность.

14.Азбука здорового образа жизни.

15.Не допустить беду к порогу.

16.От шалости до преступления.

17.Где взять талант?

18.Игра-это очень серьезно.

19.Труд в радость.

20.С любовью к природе.

21. Половое воспитание. Когда начинать?

22. Как воспитать рыцаря?

23. Что и как читают наши дети.

24. Как помочь ребёнку в учёбе.

25. Режим – в жизни всем необходим.

26. Бить или не бить. Вот в чём вопрос?

27. Выбор профессии. Чьё это дело?

28. Ребёнок в музее.

29. Компьютер и школьники.

30. Телевидение и дети.

31. Музыка в семье.

32. Искусство наказывать и прощать.

33. Какими они нас видят.

34. Познай самого себя.35. Истоки жестокости.

36. «Трудные» дети или родители?

37. Типичные ошибки семейного воспитания.

38. Неизбежен ли конфликт поколений?

39. Педагогика семейных отношений.

40. Праздник в семье. Каким ему быть?

41. Нужны ли семейные традиции?

42. Знаете ли вы своего ребёнка?

43. Семейные кризисы. Как их преодолеть?

44. Семья и школа: проблемы взаимоотношений.

45.Профилактика социальных вредностей.

46.Социально – педагогическая запущенность у детей.

47.Роль родительских ожиданий. Что они могут спровоцировать и породить у детей?

48.Как наши страхи становятся страхами наших детей?

49.Что родители должны дать детям, и что дети должны дать своим родителям?

50.В чем суть воспитания – в обучении или в общении? Нравственные основы родительства.

51.Наши конфликты с детьми (с включением элемента проигрывания ролей).

52.Наказание. Роль ярлыков.

53.Вербальное и невербальное общение с детьми. Роль прикосновений в общении.

54.Эффекты, оказывающие влияние на развитие личности ребенка типичными способами коммуникации родителей с детьми.

55.Беспокойный подросток. Что делать?

56.Семья как объект психолого-педагогической коррекции.

57.Как помочь младшему школьнику в выполнении домашнего задания.

58.Отношения в семье в триаде поколений.

59.Физические принципы исключительности: плохой аппетит, неправильный сон, энурез, заикание. Что делать?

60.Формирование характера и его недостатков у ребенка. Чем достигается исправление характера?

61.Возможность исправления недостатков характера. Коррективно-воспитательные достижения родителей.

62.Юность и ее проблемы.

63.Как создать счастливую семью.

64.Характер взаимоотношений детей и родителей.

65.Любовь матери.

66.Отцовская любовь.

67.Конфлик, кризис в семье. Развод.

68.Отчим.

69.Мачеха.

70.Если в семье нет мужчины.

71.Спокойная, уравновешенная мама, счастливый ребенок.

72. Воспитательный потенциал семьи.

73.Традиционные культурные ценности как основа воспитания в семье.

74.Истоки глубинной привязанности в детско-родительских отношениях. Иерарх ия отношений в семье и основа семейн ого воспитания.

75.Значение воспоминаний о собственн ых детских переживаниях в культуре родительства.

76.Типичные недостатки семейного восп итания и пути их преодоления. Способ ы общения и методы педагогического воздействия на ребенка в семье.

77. Диалог в семейном общении.

78. Принципы творческой педагогики в семье.

79.Современная семья; возможности и проблемы ее уклада.

80. Необходимость семейных традиций в жизни ребенка.

81.Значение основных ценностей рода и семейных традиций в детско-родитель ских отношениях.

82.Место традиций в современном семейном укладе.

83.Этика и эстетика семейного быта.

84.Возможности воспитания трудом в сов ременной школе.

85.Семейный досуг: игры, домашние праз дники, телевидение.

86.Искусство создания детского праздника.

87.Влияние фольклорных традиций на развитие и воспитание ребенка.

88.О ценности игрового и речевого общен ия с ребенком в семье. Традиции семейного чтения.

89.Семья на пороге школьной жизни реб енка.

90.Ребенок в среде сверстников (психоло го-педагогические аспекты). Особенност и задач семьи и школы в воспитании и социализации ребенка.

91.Содержание, формы и методы социа льной работы школы с семьей.

92.Понятие физического, психического и духовного здоровья: их взаимосвязь.

93. Атмосфера жизни семьи как фактор физ ического и психического здоровья реб енка.

94.Влияние на здоровье ребенка негативн ой теле- и видеоинформации. 95.Профил актика вредных привычек и социально обусловленных заболеваний у детей.

96.Необходимость внимания к индивидуа льности ребенка, его душевному и духовн ому развитию.

97.О развитии самосознания у детей и подростков.

98.Нравственные чувства человека и особ енности их формирования.

99.Психология потребностей: разумные потребности и псевдопотребности. 100. Нравственный облик и поведение челов ека.

101.Самооценка у детей: ее адекватность, последствия неадекватности самооценки.

102.Педагогическая запущенность подростка, ее причины.

103.Роль семейного общения в профилакт ики девиантного поведения и негативн ых привычек у детей.

104. Права и обязанности родителей на этап е вхождения ребенка дошкольного возр аста в систему образования.

105.Правовая и экономическая защита личности ребенка.

Одним из видов оказания психологической помощи в образовательном учреждении являются конультаци педагога-психолога. Данный консультативный материал будет полезен для родителей и педагогов, которые занимаются воспитанием детей-дошкольников и младших школьников. В консультациях даются рекомендации по работе с детьми, имеющими определенные проблемы индивидуального развития и проблемы личностного характера.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Консультация психолога

Для педагогов и родителей

Проблема:

Младший школьный возраст. Детские страхи.

Детские страхи – весьма распространенное неблагополучие в воспитании ребенка. Проявления детских страхов очень разнообразны. Некоторым детям свойственны ночные кошмары, когда ребенок просыпается с плачем и зовет мать, требует, чтобы взрослые спали вместе с ним. Другие отказываются оставаться одни в комнате, боятся темноты, опасаются выходить на лестницу без родителей. Иногда возникают страхи за родителей, дети тревожатся, что с их мамой или папой что-нибудь случится. Кто-то отказывается кататься с горки, преодолевать препятствия, плавать в бассейне, кто-то убегает от приближающейся собаки, не остается один, не идет к врачу…

Причины детских страхов также разнообразны. Их появление прямо зависит от жизненного опыта ребенка, степени развития самостоятельности, воображения, эмоциональной чувствительности, склонности к беспокойству, тревожности, робости, неуверенности. Чаще всего страхи порождаются болью, инстинктом самосохранения. Большинство из них обусловлено возрастными особенностями развития и носят временный характер. Детские страхи, если к ним правильно относиться, понимать причины их появления, чаще всего исчезают без следа.

Однако наряду с такими страхами существуют другие – устойчивые невротические страхи. Это страхи, с которыми не может справиться ни ребенок, ни взрослый. Они служат сигналом неблагополучия, говорят о нервной и физической ослабленности ребенка, неправильном поведении родителей, незнании ими психологических и возрастных особенностей, о наличии у них самих страхов, конфликтных отношений в семье. Они болезненно заострены или сохраняются длительное время, искажая личность ребенка, отрицательно влияя на развитие его эмоционально-волевой сферы и мышления. Это тот случай, когда ребенок нуждается в помощи психолога или психоневролога.

Если ваш ребенок чего-либо боится, не высмеивайте его и никому не позволяйте это делать, иначе он научится скрывать свои страхи или маскировать их, хотя они по-прежнему будут мешать ему жить нормально. Необходимо, чтобы у ребенка было меньше поводов пугаться: чем меньше он будет бояться, тем скорее обретет уверенность в собственных силах.

Необходимо следить за тем, что ребенок смотрит по телевизору и в какие игры играет на компьютере, особенно перед сном. Ведь он может слышать и видеть слишком многое, не предназначенное для него. Нередко родителям стоит объяснить ребенку значение сказанного или увиденного, чтобы предотвратить появление неоправданных страхов. То, как ребенок воспринимает, к примеру, фильм, может существенно отличаться от восприятия взрослых. Лучше смотреть телевизионные программы вместе и обсудить с ним впечатления от увиденного. Нужно помнить, что ребенок не должен смотреть все телепередачи подряд. Ограничения должны вводиться безоговорочно, и следует твердо придерживаться принятого решения.

Предварительный просмотр:

Консультация психолога

Проблемы леворукости. Что делать, если ребенок – левша?

Есть дети, которые никак не могут освоить алфавит, не справляются со шнурками, задевают за все углы, постоянно роняют ложку, отвечают невпопад. Причиной этого может быть левшество.

Проблема леворукости остается одной из самых серьезных проблем в педагогике и психологии. Долгое время считалось, что леворуких детей необходимо переучивать, но в результате у детей развивались невротические реакции, возникали неврозы.

Что такое леворукость? Это не прихоть ребенка. Это не привычка, не болезнь, это один из вариантов нормального развития организма, который часто зависит от врожденных генетических особенностей строения мозга ребенка. Так распорядилась природа, а природу ломать нельзя, нельзя вмешиваться в сложную деятельность мозга.

Кроме генетической леворукости, существует ещё патологическая. Если генетическая леворукость передается по наследству, то патологическая может возникать в результате «минимальной мозговой дисфункции», возникающей либо в процессе внутриутробного развития, либо при рождении. Высокая частота левшества наблюдается среди больных эпилепсией, олигофренией, шизофренией, задержкой в развитии.

У детей ведущая рука формируется в основном к 4 годам. Почти каждый десятый мальчик и реже девочка предпочитают пользоваться левой рукой. Если ребенок одинаково владеет правой и левой рукой, он считается «обоеруким», или амбидекстром (обе руки работают как правая рука). Особенности психики у таких детей могут быть такими же, как у леворуких, но они легко привыкают писать правой рукой и не страдают от стресса.

У леворуких детей чаще бывают неврозы, так как в праворуком мире они испытывают правый стресс. Леворукие сталкиваются с тем, что окружающий мир рассчитан на праворуких людей.

Если в семье леворукий ребенок, его не нужно переучивать, так как это может травмировать психику ребенка. Ребенку-левше необходимо помочь. Устройте его комнату с учетом его леворукости. Предупредите об этом воспитателя и учителя. При письме, рисовании, чтении свет должен падать с правой стороны. Ориентация парт в классе, положение классной доски не позволяет посадить леворукого ребенка лицом к классу, поэтому хорошо бы посадить его у окна, слева за партой. Там лучше освещение, и кроме того, он не будет мешать соседу работающему правой рукой. Следует обратить внимание на посадку леворукого ребенка, положение рук, туловища, головы при правонаклонном положении тетради и на положение книги при списывании и чтении. На уроках труда также необходимо продумать, где посадить такого ребенка, чтобы он не толкал локтем соседа. На уроках физкультуры в поле зрения учителя должно быть развитие координации как левой, так и правой руки.

Так как у леворуких развито больше правое полушарие, то необходимо включать в учебный процесс те методы, которые активизируют это полушарие. Желательно включать в учебный процесс манипулирование с моделями и макетами. Можно использовать всякого рода схемы. При обучении леворуких больше ориентируются на чувственные ощущения (зрительные, осязательные и т.д.), а не на речь. Для лучшего понимания материала им требуется опора на рисунок, предмет, наглядное пособие. Работа в больших группах для леворуких детей затруднительна, поэтому им нужна индивидуальная работа. Они очень медлительны и быстрый темп для них является раздражителем.

У леворуких детей часто возникает зеркальное отражение. Наиболее характерным проявлением зеркального отражения является зеркальное письмо, чтение, рисование, восприятие. Частота зеркального письма у леворуких составляет 85%. Снижение частоты проявления зеркального отражения и полное исчезновение этого феномена наблюдается обычно у нормально развивающихся детей к 6 годам, у детей с патологической леворукостью после 10 лет.

Если ваш ребенок предпочитает действовать левой рукой, то ему стоит развивать и правую руку: лепить, вязать, играть на музыкальных инструментах, т.е. выполнять те операции, где требуется согласованное действие обеих рук.

Помните, что леворукие дети очень ранимы, неординарны, чаще всего это творческие натуры, часто упрямые и одновременно очень тонко воспринимающие окружающий их мир.

Предварительный просмотр:

Консультация психолога

Для родителей и педагогов

Проблема:

Младший школьный возраст. Медлительные дети.

Рассматривая данную проблему, сразу хочется отметить, что медлительность у ребенка неправильно называть упрямством или непослушанием. Скорее всего, это особенности нервной системы, проявляющиеся в замедленном темпе деятельности. Как правило, медлительные дети справляются с поставленной задачей, но при достаточном количестве времени. Таких детей нельзя торопить, требовать от них быстрого выполнения, так как это ещё больше затормаживает их. Родителям необходимо предупредить воспитателя и учителя о проблеме, по возможности проконсультироваться у врача.

Трудности у медлительного ребенка будут обязательно, ему будет сложнее выполнять задания на уроках, когда есть ограничения во времени, ему будет сложнее реагировать на изменяющуюся обстановку. А так же адаптируется такой ребенок гораздо дольше, чем ребенок активный. Но у медлительных детей есть свои преимущества. Как правило, они выполняют задания более тщательно, старательно, вдумчиво.

Конечно же, у каждого ребенка свои особенности, поэтому каждому нужен свой индивидуальный темп урока или занятия. Для медлительных и малоподвижных детей нельзя создавать стрессовую ситуацию, когда они не в силах успеть за предлагаемым темпом. При напряжении и сильном утомлении у них могут возникнуть невротические состояния. Невротический срыв в трудной ситуации может произойти у любого ребенка. При повторении травмирующих ситуаций возможно невротическое развитие личности ребенка.

Всем нам очень хочется успеха для наших детей. Мы болезненно реагируем на любую их неудачу, надеясь, что их минуют наши ошибки и просчеты. Но в наших силах дать им уверенность в себе. Доверие, доброжелательность, своевременное поощрение – таким быть должно отношение к ребенку со стороны педагогов и родителей.

Предварительный просмотр:

Консультация психолога

Для педагогов и родителей.

Проблема:

Младший школьный возраст. Демонстративные дети.

Демонстративным называют индивида (взрослого или ребенка), чье поведение направлено на привлечение к себе повышенного внимания со стороны окружающих. Необходимо отметить, что при неблагоприятном стечении обстоятельств загнанная внутрь, нереализованная демонстративность может приобрести патологический характер и перейти в психическое заболевание – клиническую истерию.

Демонстративность как стабильное свойство личности формируется очень рано. Демонстративные дети уделяют повышенное внимание своей одежде, любят различные украшения (девочки – бантики, ленточки; мальчики – ремни, пряжки и т.д.). Чаще, чем другие, они смотрятся в зеркало, меряют одежду взрослых. Такие дети не терпят, чтобы в их присутствии уделяли столько же (или больше) внимания другому ребенку. В детском саду или школе они могут быть лидерами или активными озорниками, но всегда на виду. За всеми этими поведенческими проявлениями стоит чрезвычайно высокая потребность во внимании. Для демонстративного ребенка лучше, чтобы его отругали или даже наказали, чем не заметили.

Особый вариант развития – негативистическая демонстративность, т.е. привлечение к себе внимания посредством сознательного нарушения требований взрослых. Такой ребенок делает все наоборот – если его просят не шуметь, он кричит и т.д. Обычно так ведут себя дети с эмоциональной депривацией (т.е. не получившие от своих родителей необходимого тепла, ласки, любви). Не надеясь обратить на себя внимание другими способами, они прибегают к безотказному средству – нарушению поведенческих правил. Этот вариант демонстративности наиболее неблагополучный.

Первое, что должны помнить взрослые, общаясь с таким ребенком: не надо стремиться уничтожить демонстративность. В этом случае она может трансформироваться в негативистическую, а при неблагоприятном развитии событий может приобрести патологический характер, перейти в клиническую истерию. Однако не нужно впадать в другую крайность, постоянно восхищаясь ребенком, обращая излишнее внимание на его внешний вид, пять раз в день меняя ему одежду, каждый раз подчеркивая, как она ему идет, и т.п. Такой способ общения взрослых с ребенком может способствовать усилению демонстративности.

Во-вторых, необходимо найти такую деятельность, которая способна насытить высокую потребность демонстративного ребенка во внимании. Это могут быть занятия театром, музыкой, изобразительной деятельностью и др. Родителям не следует опасаться, что при постоянном внимании к детским успехам демонстративность ребенка усилится. Наоборот, найдя естественный выход (деятельность, в которой демонстративность социально санкционирована), эта личностная особенность не будет препятствовать нормальному развитию.

Третья рекомендация направлена на профилактику негативистической демонстративности. Взрослому следует общаться с ребенком в тот момент, когда он ведет себя хорошо, и игнорировать его в случае неблаговидного поведения. Не следует поддаваться на провокации детей (ребенок нарочно делает все, что ему запрещено, чтобы добиться реакции взрослого любой ценой). Необходимо помнить, что самое тяжелое наказание для ребенка – отказ от общения с ним.

Предварительный просмотр:

Консультация психолога.

Дошкольный и младший школьный возраст.

Как должны поступать родители, если в поведении ребенка

Появились отдельные невротические реакции?

Родители порой могут встретиться с такими болезненными нарушениями у детей, как заикание, тики, энурез (недержание мочи).

Если говорить о заикании, то испуги, на которые многие так любят ссылаться, не причина, а один из факторов выявления исходной или приобретенной нервной возбудимости, боязливости, беспокойства наряду со слабостью артикулярного (речевого) аппарата. Бывает, что заикание как общее нервное расстройство – следствие тяжелых родов, когда ребенок не смог из-за удушья сразу закричать, последующих осложнений на мозг при инфекционных заболеваниях, сотрясений и ушибов головного мозга. Определенное значение имеет недостаточная контактность, общительность, прежде всего у матерей, которая часто сочетается с внутренней возбудимостью, импульсивностью. Универсальным фактором развития заикания является несоответствие темпа словесных обращений родителей темпу мышления (внутренней речи) ребенка, а часто его темпераменту в целом. Например, быстрая в речи, стремительная в движениях и не способная ждать мать (с холерическим темпераментом) постоянно торопит ребенка, не обладающего этим темпераментом. Это вызывает общее нервное перенапряжение у ребенка, особенно если речь еще недостаточно отчетлива. Своими запинками, растягиваниями слов ребенок как бы возвращается в свой привычный, но уже поврежденный темп мышления и речи. Или медлительная от природы и неразговорчивая мать (с флегматическим темпераментом) непроизвольно ограничивает высокую речевую активность ребенка, не вступая лишний раз в контакт с ним. Тогда преобладают запинки в начале слов, на первых буквах. Ребенок быстро думает, но не может свободно выразить это словами. В рассмотренных ситуациях суть проблемы заключается в несоответствии обращений и требований психофизиологическим возможностям детей, и прежде всего их темпераменту.

При появлении заикания нельзя фиксировать на нем внимание, поправлять речь, заставлять ребенка говорить «по правилам». Это пока выше его сил. Не нужно спешить с обращением к логопеду, если достаточно отчетливо произносятся звуки. Искусственно задаваемый медленный темп речи может противоречить быстрому темпу мышления ребенка, если он холерик или даже сангвиник, что уже само по себе способно закрепить заикание на неопределенный срок. Главное, критически посмотреть на отношения в семье, собственную речь, привести ее в соответствие с темпом речи ребенка, устранить свою повышенную возбудимость, нетерпение, стремление контролировать каждый его шаг. Избегая чрезмерной интеллектуальной стимуляции, дать ему возможность спонтанно выражать свои мысли и эмоции, быть непосредственным в контактах. Следует также уделить внимание устранению страхов, если они беспокоят детей, препятствуют развитию общения, любознательности и активности. Необходимо активизировать игровую деятельность, в том числе проводить совместные игры, кукольные представления, драматизации историй, сочиненных и пересказанных детьми. «Таблеток от заикания» как таковых не существует. В случаях общей нервной ослабленности и остаточных нервных явлений медикаменты можно использовать, но обязательно под контролем врача. Выполняя данные рекомендации, вы создаете благоприятные условия для ослабления заикания по мере укрепления защитных сил организма ребенка.

Тики – непроизвольные, помимо воли, подергивания определенных групп мышц, чаще всего лица (частые моргания, наморщивания лба, гримасы, закатывание глазного яблока) или шмыгания носом, издавание звуков, кашля, попискивания, равно как и подергивания головой, шеей, плечами. Все это не дурные привычки, а достаточно серьезное болезненное расстройство нервной системы с последующим переходом возбуждения на мышцы. Причины тиков столь же разнообразны, как и заикания. Чаще тики встречаются у подвижных детей с холерическим темпераментом, когда они не могут выразить свою активность. Здесь и чрезмерные ограничения подвижности со стороны строгих, принципиальных и требовательных родителей, когда один из них – холерик, а другой – флегматик, и многое другое. Как и при заикании, не нужно заставлять детей бороться с тиками, «брать себя в руки», так как тики не подчиняются длительному волевому сдерживанию и постоянный контроль движений, из-за которого как раз они и возникли, способен только фиксировать их.

Энурез – ночное непроизвольное недержание мочи – чаще встречается у детей с флегматическим темпераментом, медлительных, неторопливых, «копуш», как говорят о них. Причина энурезов – прежде всего, чрезмерно интенсивная стимуляция ребенка со стороны родителей, без конца торопящих, подгоняющих и наказывающих за неисполнение их завышенных требований и ожиданий. Об энурезе как болезненном состоянии можно говорить, если непроизвольное недержание мочи бывает чаще, чем раз в неделю после 4 лет. Кроме того, причиной может быть физическое состояние ребенка, и, прежде чем пытаться высаживать ребенка ночью на горшок, надо проанализировать его состояние. Последнее далеко не безразлично для общего психического состояния ребенка, особенно если эта процедура дается ему нелегко, и он сопротивляется. Часто случается так, что первопричиной энуреза является именно нарушенный, патологически глубокий сон как проявление нервной ослабленности (невропатии). Поэтому, прежде всего, нужно укреплять нервную систему детей, а затем постепенно уменьшится и сойдет на нет энурез.

Заикание, тики, энурезы нередко сочетаются или дополняют друг друга. Причинами их возникновения являются:

Конституциональный фактор – предрасположение (нервность родителей и аналогичные нарушения по родственным линиям);

Общая нервная ослабленность, а также слабость артикулярного аппарата при заикании, психомоторной сферы при тиках, нарушенного биоритма сна при энурезе;

Неравномерность развития – временное ускорение одних психических функций и задержка других;

Проблемы в эмоциональном развитии – от излишней интеллектуализации воспитания при тиках и заикании, недостатка тепла и ухода при энурезе;

Психический стресс, обусловленный несоответствием требований и ожиданий родителей темпераменту детей;

Отсутствие стабилизирующей функции отца в семье (недостаточное участие, отсутствие) или чрезмерная пунктуальность, педантизм и строгость с его стороны;

Болезненный, непроизвольный характер психомоторных расстройств и их связь с состоянием нервной системы в целом.

При создании благоприятных условий в семье, отсутствии конфликтов, соответствии воспитания реальным психофизиологическим возможностям детей, постепенном укреплении их нервной системы все отмеченные расстройства проходят или заметно уменьшаются к началу младшего школьного возраста.

Предварительный просмотр:

Консультация психолога для родителей

Проблема:

Младший школьный возраст. Тревожат ли вас речевые

проблемы ребёнка?

Речевая коммуникация, если учесть все виды речи (говорение, слушание, письмо), является постоянным состоянием человека. Естественно, что нарушения речи приводят к перестройке личности. В некоторых случаях у детей с нарушениями речевого развития возникает чувство неполноценности.

На отношение ребёнка к своему речевому дефекту огромное влияние имеет отношение к нему со стороны родителей. И так, как они настраивают ребёнка по отношению к данному дефекту, какие установки ему дают, является основным формирующим компонентом отношения ребёнка к своему речевому дефекту.

Установка может быть попустительской: «Не обращай внимания, твой папа всю жизнь так говорит, и ничего страшного», «Много детей говорят значительно хуже, чем ты, а учатся на четвёрки и пятёрки», «Посмотри, сколько знаменитых людей не выговаривают какие-то звуки: певцы, писатели, телеведущие, и их дефект им не мешает».

Ребёнок внушаем, и очень скоро, при отсутствии насмешек со стороны других детей, он придёт к выводу, что его собственная речь нормальна, а небольшой дефект - это проявление индивидуальности.

Возможна другая установка: «Ты уже такой большой, а говоришь, словно тебе два года. Ты слышал, чтобы у нас в семье кто-нибудь так говорил? С такой речью тебя не возьмут в школу, с тобой не будут общаться дети. Над тобой все будут смеяться. Неужели так трудно произнести нормально, как все?!».

Комплекс неполноценности, внушаемый родителями, усилится ещё больше, если ребёнок слышит насмешки со стороны сверстников. Ребёнок может замкнуться или приобрести ещё один речевой дефект (например, заикание).

В начале обучения ребёнок с нарушениями речи очень неуверен в себе, отказывается от поручений, даже самых лёгких, остро переживает все критические этапы в обучении. Неуверенность в себе порой сочетается с болезненной чувствительностью, ослабляет волю ребёнка и стремление к преодолению дефекта.

Неполноценность речи и связанная с этим неуспешность в обучении приводят к ряду характерологических изменений и снижению самооценки ребёнка. При правильном подходе семьи к воспитанию ребёнка с проблемами в речевом развитии, правильном педагогическом воздействии можно избежать подобных проблем. Необходимо сформировать у ребёнка осознанное отношение к работе над речью, стремление преодолеть свой дефект.