Развитие воображения. Упражнения для развития воображения Задания на развитие воображения

В отличие от других процессов наиболее интенсивно воображение развивается, приблизительно в период от четырех до десяти лет. Если не предпринимать специальных усилий для формирования воображения, то в дальнейшем этот процесс переходит в пассивную форму (мечтания). Простой пример: предложите шестилетнему ребенку сочинить сказку или придумать новый сюжет игры, большинство детей справится с этим без особого труда. Это же задание составит существенную трудность для обычного взрослого. Однако без воображения невозможна никакая творческая деятельность. Все гениальные и талантливые люди, оставившие человечеству неординарные достижения, отличались именно высокой активностью воображения. Итак, развивать воображение — это обеспечивать мощный творческий потенциал в будущем.

Большая часть игровой активности ребенка происходит при интенсивной работе воображения. Воображение лежит в основе формирования личности, творчества, успешности учебы детей.

Развивать фантазию и творчество несложно, все упражнения на развитие воображения доставляют удовольствие и маленьким детям, и подросткам, и даже их родителям. Причем взрослым нужно учесть особенности развития воображения и его психологию. Они таковы, что творческая деятельность всегда связана с реальным опытом и накопленными знаниями. А фантазирование влияет на человеческие эмоции. Поэтому, чем богаче личный опыт и эрудиция, тем богаче творческая деятельность человека. А если он мечтает о чем-то приятном и заманчивом, то вдохновляется своими фантазиями, а вот воображая что-то страшное, может заполучить реальные страхи. Поэтому всегда нужно создавать подходящие условия для занятий по развитию воображения. Это нетрудно - главное, сделать их интересными и веселыми. Ведь это игра, во время которой дети выполняют упражнения и не замечают, что заняты серьезным делом - развитием воображения.

Американский психолог Дж. Смит выпустил книгу по творческому воспитанию детей. Книга эта интересна тем, что она особенно ярко выражает типичный подход к обучению, существующий у большинства зарубежных авторов. Основным в обучении творчеству Дж. Смит считает создание некоторых условий, способствующих творческому развитию детей. Он выделяет четыре группы таких условий:

Во-первых, это условия физические, то есть наличие материалов для творчества и возможности в любую минуту действовать с ними;

Во-вторых, это условия социально-эмоциональные, то есть создание взрослыми у ребенка чувства внешней безопасности, когда он знает, что его творческие проявления не получат отрицательной оценки взрослых;

В-третьих, это психологические условия, сущность которых заключается в том, что у ребенка формируется чувство внутренней безопасности, раскованности и свободы за счет поддержки взрослыми его творческих начинаний.

И наконец, в-четвертых, интеллектуальные условия, которые создаются путем решения творческих задач.

Роль взрослого, по Дж. Смиту, заключается в том, что он должен создать для ребенка все группы условий.

Игры и упражнения для развития творческого воображения для детей дошкольного возраста.

1.Упражнение «На что похожи наши ладошки»

Цель: развитие воображения и внимания.

Предложить детям обвести красками или карандашами собственную ладошку (или две) и придумать, пофантазировать «Что это может быть?» (дерево, птицы, бабочка и т.д.). Предложить создать рисунок на основе обведенных ладошек.

2.Игра - упражнение «Три краски».

Цель: развитие художественного восприятия и воображения.

Предложить детям взять три краски, по их мнению, наиболее подходящие друг другу, и заполнить ими весь лист любым образом. На что похож рисунок?

3. Упражнение «Волшебные кляксы».

Предложить капнуть любую краску на середину листа и сложить лист пополам. Получились различные кляксы, детям необходимо увидеть в своей кляксе, на что она похожа или на кого.

4. Упражнение «Волшебная ниточка».

Цель: развитие творческого воображения; учить находить сходство изображения неясных очертаний с реальными образами и объектами.

В присутствии детей ниточку длиной 30-40 см. обмакнуть в тушь и положить на лист бумаги, произвольно свернув. Сверху на нить положить другой лист и прижать его к нижнему. Вытаскивать нить, придерживая листы. На бумаге от нити останется след, детям предлагается определить и дать название полученному изображению.

5. Игра - «Неоконченный рисунок».

Детям даются листы с изображением недорисованных предметов. Предлагается дорисовать предмет и рассказать о своем рисунке.

6. Упражнение «Волшебники».

Без предварительной беседы предложить детям с помощью карандашей превратить две совершенно одинаковые фигуры, изображенные на листе, в злого и доброго волшебника. Далее предложить придумать, что совершил плохого «злой» волшебник и как его победил «добрый».

7. Упражнение «Танец».

Цель: развитие эмоциональности и творческого воображения.

Предложить детям придумать свой образ и станцевать его под определенную музыку. Остальные дети должны угадать, какой образ задуман.

Варианты - образ задан, все дети танцуют одновременно («распустившийся цветок», «ласковую кошку», «снегопад», «веселую обезьянку» и т. д.).

Усложнение - передать в танце чувства («радость», «страх», «удивление» и т.д.)

8.Упражнение «О чем рассказала музыка».

Цель: развитие творческого воображения.

Звучит классическая музыка. Детям предлагается закрыть глаза и представить, о чем рассказывает музыка, а затем нарисовать свои представления и рассказать о них.

9. Игра «Что это такое?»

Цель: учить детей на основе восприятия заместителей предметов создавать в воображении новые образы.

Используются круги разных цветов, полоски разной длины. Дети встают в круг. Воспитатель показывает один из цветных кругов, кладет его в центр и предлагает рассказать, на что он похож. Ответы не должны повторять друг друга.

10. Игра «Камешки на берегу».

Цель: учить создавать новые образы на основе восприятия схематических изображений.

Используется большая картина, изображающая морской берег. Нарисовано 7-10 камешков разной формы. Каждый камешек должен иметь сходство с каким - либо предметом, животным, человеком.

Воспитатель рассказывает: «По этому берегу прошел волшебник и все, что было на его пути, превратил в камешки. Вы должны угадать, что было на берегу, сказать про каждый камешек, на кого или на что он похож». Желательно, чтобы несколько камешков имели практически одинаковый контур. Далее предложить детям придумать историю про свой камешек: как он оказался на берегу? Что с ним произошло? И т.д.

11. Упражнение «Волшебная мозаика».

Цель: учить детей создавать в воображении предметы, основываясь на схематическом изображении деталей этих предметов.

Используются наборы вырезанных из плотного картона геометрических фигур (одинаковые для каждого ребенка): несколько кругов, квадратов, треугольников, прямоугольников разных величин.

Взрослый раздает наборы и говорит, что это волшебная мозаика, из которой можно сложить много интересного. Для этого надо разные фигурки, кто как хочет, приложить друг другу так, чтобы получилось какое-то изображение. Предложить соревнование: кто сможет сложить из своей мозаики больше разных предметов и придумать какую-нибудь историю про один или несколько предметов.

12. Игра «Поможем художнику».

Цель: учить детей воображать предметы на основе заданной им схемы.

Материал: большой лист бумаги, прикрепленный к доске, с нарисованным на нем схематическим изображением человека. Цветные карандаши или краски.

Взрослый рассказывает, что один художник не успел дорисовать картину и попросил ребят ему помочь закончить картину. Вместе с педагогом дети обсуждают, что и какого цвета лучше нарисовать. Самые интересные предложения воплощаются в картине. Постепенно схема дорисовывается, превращаясь в рисунок.

После предложить детям придумать историю про нарисованного человека.

13. Игра «Волшебные картинки».

Цель: учить воображать предметы и ситуации на основе схематических изображений отдельных деталей предметов.

Детям раздаются карточки. На каждой карточке схематическое изображение некоторых деталей объектов и геометрические фигуры. Каждое изображение расположено на карточке так, чтобы оставалось свободное место для дорисовывания картинки. Дети используют цветные карандаши.

Каждую фигурку, изображенную на карточке, дети могут превратить в картинку какую они захотят. Для этого надо пририсовать к фигурке все, что угодно. По окончании рисования дети сочиняют рассказы по своим картинам.

14.Игра «Чудесные превращения».

Цель: учить детей создавать в воображении предметы и ситуации на основе наглядных моделей.

Взрослый раздает детям картинки с изображениями заместителей предметов, на каждой нарисованы три полоски разной длины, три круга разного цвета. Детям предлагается рассмотреть картинки, придумать, что они обозначают, нарисовать на своем листе цветными карандашами соответствующую картинку (можно несколько). Законченные рисунки педагог анализирует вместе с детьми: отмечает их соответствие изображенным предметам-заместителям (по форме, цвету, величине, количеству), оригинальность содержания и композиции.

15. Игра «Чудесный лес».

Цель: учить создавать в воображении ситуации на основе их схематического изображения.

Детям раздаются одинаковые листы, на них нарисовано несколько деревьев, и в разных местах расположены незаконченные, неоформленные изображения. Воспитатель предлагает нарисовать цветными карандашами лес, полный чудес, и рассказать про него сказочную историю. Незаконченные изображения можно превратить в реальные или выдуманные предметы.

Для задания можно использовать материал на другие темы: «Чудесное море», «Чудесная поляна», «Чудесный парк» и другие.

16. Игра «Перевертыши».

Цель: учить создавать в воображении образы предметов на основе восприятия схематических изображений отдельных деталей этих предметов.

Детям раздаются наборы из 4 одинаковых карточек, на карточках абстрактные схематичные изображения. Задание детям: каждую карточку можно превратить в любую картинку. Наклейте карточку на лист бумаги и дорисуйте цветными карандашами все, что хотите, так, чтобы получилась картинка. Затем возьмите еще одну карточку, наклейте на следующий лист, опять дорисуйте, но с другой стороны карточки, то есть превратите фигурку в другую картинку. Можно переворачивать при рисовании карточку и лист бумаги так, как хочется! Таким образом, можно карточку с одной и той же фигуркой превратить в разные картинки. Игра длится до тех пор, пока все дети не закончат дорисовывать фигурки. Затем дети рассказывают о своих рисунках.

17. Игра «Разные сказки».

Цель: учить детей воображать различные ситуации, используя в качестве плана наглядную модель.

Воспитатель выстраивает на демонстрационной доске любую последовательность изображений (два стоящих человечка, два бегущих человечка, три дерева, домик, медведь, лиса, принцесса и т. д.) Детям предлагается придумать сказку по картинкам, соблюдая их последовательность.

Можно использовать различные варианты: ребенок самостоятельно сочиняет сказку целиком, следующий малыш не должен повторять его сюжет. Если детям это сложно, можно сочинять сказку всем одновременно: первый начинает, следующий продолжает. Далее изображения меняются местами и сочиняется новая сказка.

18. Упражнение «Придумай и свой конец сказки».

Цель: развитие творческого воображения.

Предложить детям изменить и сочинить свой конец знакомых сказок.

«Колобок не сел лисе на язычок, а покатился дальше и встретил …».

«Волку не удалось съесть козлят потому что…» и т.д.

19. Игра «Хорошо-плохо» или «Цепочка противоречий».

Цель: развитие творческого воображения при помощи поисков противоречий.

Воспитатель начинает - «А» хорошо, потому что «Б». Ребенок продолжает - «Б» плохо, потому что «В». Следующий говорит - «В» хорошо, потому что «Г» и т.д.

Пример: гулять - хорошо, потому что светит солнце. Светит солнце - плохо, потому что жарко. Жарко - хорошо, потому что лето и т. д.

20. Упражнение «Сказка - рассказ».

Цель: развитие творческого воображения, умение отличать реальность от фантазии.

После прочтения сказки дети с помощью воспитателя отделяют в ней то, что может произойти реально, от того, что является фантастическим. Получаются две истории. Одна полностью фантастична, другая полностью реальна.

Подобных игр и упражнений можно сочинить бесконечное множество, все зависит лишь от творческого воображения взрослых, поставивших перед собой цель помочь каждому ребенку вырасти творчески одаренной, нестандартно мыслящей, успешной личностью.

Под этим понятием понимают определенный познавательный процесс, состоящий в мысленном создании образов посредством переработки уже накопленного материала представлений. Благодаря развитию воображения дети познают реальный окружающий мир. Оно заполняет нехватку знаний, позволяет объединять отдельные впечатления, формируя целостную картину мироздания.

Средства развития

Основные способы качественного развития воображения – приобретение многостороннего и полноценного жизненного опыта посредством ежедневного общения с людьми, принятия участия во всевозможных мероприятиях, выполнения разных заданий. Чем больше накоплено приемов развития, тем больше взрослый человек достигает чувственного, умственного одновременно с эмоциональным опыта. В итоге мы начинаем устранять в сознании логические несоответствия, провоцируемые латеральным мышлением. Хотя универсальных рекомендаций в , касающихся развития воображения у взрослого нет, стоит обратить пристальное внимание на процесс чтения, способствующего расширению моделей окружающей действительности.

Модель мира люди воспринимают по-разному, из-за чего сложно предполагать объективную интерпретацию действительности. В знакомой многим поговорке о том, что товарищей не бывает на вкус либо цвет, хорошо отображена именно такая формулировка различного восприятия реальности.

Но любую воображаемую модель можно мысленно расширить, пытаясь понять, почему остальные по иному воспринимают определенное событие. Методы развития собственного воображения предполагают стремление попытки посмотреть на мир глазами собеседника. Экспериментируйте, используя различные упражнения для развития творческого воображения. Сегодня ощущайте себя подростком, завтра – пенсионером, послезавтра – женщиной, кормящей грудничка. Подобные мысленные перевоплощения положительно повлияют на , станут способом развития фантазии вместе с воображением.

Зачем развивать?

Используя различные способы развития собственного воображения, человек приобретает уникальную способность , создавать мысленные образы, формировать новые идеи, представляя предметы, не воспринимаемые в реальности, как сопоставимые. Благодаря этому качеству мы развиваем образное мышление, а уже оно позволяет нам решать разнообразные задачи, даже не используя .

Применяя рекомендованные игры на развитие воображения и задания, человек учится преобразовывать привычные предметы, используя их для собственных нужд непривычным способом. Это позволяет планировать новые цели, моделировать поведение, творить средствами изобразительной деятельности, играть, лучше запоминать информацию.

Игры, направленные на развитие воображения, начинаются в детстве, а затем они лишь усовершенствуются взрослыми при постоянных тренировках. Если не знаете хороших способов развития воображения – уделяйте внимание чтению книг.

Способы развития фантазии

Немало взрослых людей практически полностью лишены этого качества. Им сложно придумать задания на развитие их воображения, поскольку они не способны даже сочинить сказку для ребенка, придумать интересную шутку, нарисовать юмористическую картинку либо создать карнавальный костюм.

Виной совсем не отсутствие таланта – в действительности проблема заключается в том, что человеку неведомы приемы развития собственного воображения. Необходимо выполнять специальные упражнения для развития творческого воображения, которые помогают победить отсутствие фантазии.

Разработка ритма внимания

Чтобы выполнить упражнение, которое рекомендуют методы развития воображения, следует полностью расслабиться, сконцентрировать все свое внимание, направив его на кисти. Черепную коробку полностью освободите, отбрасывая любые посторонние мысли. Ежедневно повторяйте такую тренировку по 10 минут, периодически меняя угол обзора либо положение тела.

Основная цель – полная концентрация на кистях одновременно с отсутствием любых посторонних мыслей. Позволено моргать, но нежелательно отводить взгляд в сторону, следите только за руками.

Запечатление


Для развития фантазии и хорошего пространственного воображения найдите в помещении предмет, сразу привлекающий взгляд. Затем сконцентрируйте именно на нем свое внимание хотя бы 5 секунд, выполняя мысленное фотографирование этой вещи.

Закройте глаза, на несколько секунд задержите дыхание, попытайтесь в памяти воспроизвести увиденное. Выдыхая воздух, освободите от картинки свое сознание, словно стирая ее из памяти. Это неплохой вариант развития своего творческого воображения.

Манипуляция фотографиями


Хорошим способом развития пространственного воображения становится мысленное представление конкретного предмета, который затем необходимо перемещать в пространстве, изменяя его габариты и форму. Соединяйте вместе несколько предметов либо раскладывайте цельную картину на отдельные ее фрагменты.

Каждый мысленно сфотографированный предмет передвигайте, изменяйте его форму, предварительно определив желаемое направление. Так тренироваться следует до момента, пока не начнет получаться все легко.

Умение видеть

Еще один вариант рекомендаций, касающихся упражнений для развития пространственного воображения – тренировка со спичками. Требуется приготовить пару сотен спичек. Найдите помощника, который будет диктовать определенные слова. Вам необходимо ассоциировать их с соответствующим образом, выкладывая его из спичек. Упражнение можно заканчивать, когда получилось воспроизвести хотя бы 50 слов. После диктанта вам нужно вслух воспроизвести услышанные слова, рассматривая комбинации спичек. Используя такие варианты развития воображения разными средствами, получится достичь существенных успехов.

Создание образов


Для развития воображения средствами изобразительной деятельности применяются разнообразные приемы:

  • Комбинирование. Для получения новой уникальной комбинации требуется выполнить такое упражнение на развитие воображения, как перестановка отдельных элементов. Часто такую формулу используют в своей работе писатели, художники и ученые для совершения инновационных открытий. Для комбинирования элементов не прибегают к обычному механическому сочетанию каждой отдельной грани этой вещи. Получение нового образа формируется на базе сложной аналитической и синтетической работы. С помощью этого происходит преобразование предметов до неузнаваемости.
  • Агглютинация. Суть данного метода, направленного на развитие творческой части воображения, заложена в визуальном склеивании отдельных визуальных представлений, которые впоследствии создадут одно целое и новый образ. Примеры: в конструкции троллейбуса присутствуют одновременно элементы как трамвая, так и автобуса, некоторые сказочные персонажи наделены одновременными частями тела животных и человека.
  • Акцентирование. Упражнение на развитие воображения при создании нового образа представляет собой выделение конкретных вещей и упущение несущественных. Обращается внимание на цветовую гамму выбранного участка, но не учитывается ее естественный размер, что приводит к созданию нового объекта.
  • Типизация. В процессе этого действия на развитие творческого воображения проецируются повторяющиеся предметы на отдельный новый образ. Это приводит к синтезу отдельных изображений. Часто к такой манипуляции прибегают писатели, когда описывают в романе определенные мысленные ассоциации.
  • Заострение. Отдельный случай акцентирования изобразительной деятельностью. Свое внимание следует концентрировать на габаритах персонажа, его весе. Для примера стоит использовать сказочную Дюймовочку и гигантских великанов из фантастических произведений.
  • Схематизация. Методика предполагает упражнения для развития своего творческого воображения, при которых стираются различия при рассмотрении. Другие представления сглаживаются, только общие черты могут выставляться напоказ. Эти приемы используют нередко научные деятели при технических описаниях промышленных объектов.

Используя эти методики, взрослые способны решить поставленную задачу.

Развитие творческого восприятия

Само по себе творческое восприятие является разновидностью некоей созидательной деятельности ума, при которой формируются абсолютно новые образы. Их основой становятся уже имеющиеся в сознании стереотипы. Развить абсолютно невозможно без чтения литературы, проведения ассоциаций.

  • Буквы. Необходимо выбрать на свое усмотрение любую букву из алфавита, называя все вещи, которые начинаются с нее и расположенные вокруг. Тренируясь так, человек развивает память и внимание, а также мышление и фантазию. Любые недостающие предметы вполне возможно представить мысленно.
  • Называем и описываем. Потребуется выбрать любой предмет и постараться более точно описать его. Этот прием не только способствует развитию творческих способностей, но и обогащает креативное мышление.

Тренируясь ежедневно не менее 20 минут, можно получить желаемый эффект:

  • улучшить собственные творческие способности;
  • развить память одновременно с мышлением;
  • интеллектуально обогатиться.

Развивающие книги

Многие люди скептические относятся к жанру фантастики, полагая, что подобная литература уместна лишь для детей. Но это далеко не соответствует действительности. Фантастические повести и сказки способствуют развитию описываемого качества как у подростков, так и их родителей. Если нет желания читать подобную литературу, можно ознакомиться со специальными произведениями ученых:

  • М. Михалков;
  • Эдвард де Боно;
  • И. Матюгина.

Полезно ознакомиться с интересными книгами таких авторов, как:

  • Михаил Булгаков;
  • Джоан Роулинг;
  • Стивен Кинг;
  • Майкл Крайтон;
  • Патрик Зюскинд.

Чтение литературы фантастического жанра способствует улучшению детской восприимчивости действительности. По этой причине маленькие дети способны с легкостью рассказывать вымышленные рассказы о своих игрушках, друзьях, родителях, а вот взрослым такие описания даются невероятно сложно.

В детстве этот навык фантазирования всегда присутствует, а при взрослении мы его утрачиваем. Существуют и без него, но мир тогда беднеет.

Шеф поручил творческое задание, а вы не знаете, с какого конца к нему подойти? Дети просят рассказать сказку, но кроме «Колобка» в голову ничего не приходит? Девушка хочет сюрпризов, а вы не можете понять, что это значит?

Самое время начать искать информацию о том, как развить воображение у взрослых . Ведь именно с его отсутствием связаны все трудности, которые могут возникнуть в описанных выше и еще многих других ситуациях.

Но не стоит расстраиваться и штудировать тонны информации: из этой статьи вы узнаете самые эффективные, но при этом простые техники развития воображения у взрослого человека. Приготовьтесь к путешествию в мир фантазий!

Для начала разберемся, что такое воображение и почему у многих людей его нет. Итак, что же означает это слово?

Воображением называется способность человека генерировать в своем сознании различные образы, идеи и представления. Оно бывает активным, когда вы специально что-то представляете, а бывает пассивным, то есть неосознанным.

Например, если вы почувствовали голод, и ваш мозг сразу выдал картинку аппетитного бургера или жареного мяса – подключилось воображение; если вы просматривали фото из отпуска и вспомнили, как хорошо было лежать на пляже – сработало оно же.

Таким образом, если человек говорит, что у него нет воображения, то это совсем не так. Эта способность есть у каждого, но развита она по-разному. И как любую другую способность или навык, воображение можно развить.

Активнее всего данная способность проявляется у маленьких детей, подростков и юношей. Именно в эти периоды жизни мы познаем мир, мечтаем, строим грандиозные планы. С возрастом человек обычно углубляется в определенные мысли, учебу, работу, обращает внимание лишь на реальные вещи и насущные проблемы.

И если вы являетесь не творческим человеком, у которого вся жизнь связана с образами, а серьезным программистом или менеджером продаж, то придумывать яркие идеи с каждым годом становится все сложнее. Человек начинает думать стереотипами и видит мир слишком буквально.

Следствием этого становятся скучные разговоры, неумение делать мир вокруг себя красивым и красочным. Как же с этим бороться?

На самом деле развить воображение не слишком сложно даже для взрослых людей. Далее будут перечислены различные техники и способы, которые помогут справиться с проблемой отсутствия активного воображения.

Главным условием успеха этих упражнений является открытость к экспериментам и отсутствие стеснения. Самые простые из них выполняются лишь в вашей голове, а значит, бояться ошибок не стоит – их никто не увидит. А те способы, которые предполагают взаимодействие с другими людьми, помогут вам не только развить воображение, но и весело провести время.

1. Активизируем «воображалку» с помощью визуализации

Пожалуй, визуализация является самым простым способом активизировать работу воображения и развить его. Суть этого упражнения заключается в детальном мысленном воспроизведении определенного предмета, места, действия.

Начинать нужно с малого: попробуйте внимательно рассмотреть лежащий на столе предмет, а затем закрыть глаза и представить его. Это может быть что угодно, например, книга или телефон.

2. Развиваем воображение, читая книги

Визуализация событий из книг тесно связана с предыдущим способом. Только здесь задача стоит сложнее – нужно удерживать в голове множество персонажей, образов, заставлять их двигаться и взаимодействовать. Постарайтесь не просто вчитываться в буквы и слова, усваивая определенную информацию, а генерировать целостную картинку.

Со временем чтение книг станет таким же увлекательным занятием, как просмотр фильмов… А может даже лучше! Ведь, читая книгу, можно не ограничиваться фантазией режиссера, а давать волю своему собственному воображению, а заодно развить его.

3. Играем в ассоциации

Ассоциативное мышление развито у большинства взрослых людей. Уж что-что, а представить оранжевый цвет при слове «апельсин» получится у каждого. Играя в эту игру с коллективом, можно не только повеселиться, но и повысить навык воображения.

4. Придумываем котопса и прочих неведомых зверушек

Откуда взялись названия медоеду и долгоносику? Их кто-то придумал! Причем, самым простым способом. Раз животное питается медом, значит назвать его надо медоедом, а ту птичку с длинным клювом – долгоносом.

Несмотря на то, что придуманные вами названия вряд ли войдут в учебники биологии, это занятие может быть очень веселым и увлекательным. Комбинирование различных слов и придумывание из них новых отлично поможет развить воображение не только у детей, но и у взрослых.

5. Приобщаемся к искусству

На самом деле этим способом пользуются все творческие люди, чтобы развить в себе те или иные качества. Если вам не хватает идей, вдохновения или воображения, отправляйтесь в картинную галерею или на выставку, смотрите фильмы и мастер-классы.

Наблюдайте, как это делают другие. Иногда из маленьких кусочков и идей может родиться гениальный авторский концепт. А уж если вы периодически будете наблюдать за творчеством любимых авторов, то собственные идеи тоже не заставят себя долго ждать.

Поделись статьей с другом:

Полноценный творческий акт – это всегда прорыв, это выход за пределы неких обозначенных ранее рамок. Это сдвиг в сознании на ступень вперед. Можно сказать, что все мы находимся в неком ментальном поле с обозначенными границами. Это, как государство со своими правилами, роль которых играют причинно-следственные связи. Так вот творчество эти границы преобразует. Ему тесно в обозначенных рамках. Ему неинтересно следовать схеме. Оно ищет потайную дверь в этом замкнутом мирке, и находит ее. Путь, где она находится, ему подсказывает воображение.

Воображение – это как некая сила, способная поднять мысль человека вверх, где видны новые горизонты, где отменяются старые правила, и устанавливаются новые.

Мы в самом начале говорили, о так называемых новых связях между объектами, которые возможны благодаря невероятным возможностям нашего мозга. Воображение устанавливает эти связи. Вернее имеет смелость не замечать старые, преодолевать их, создавая новые. Механически это выглядит так:

Получая творческую задачу обычно мозг идет по пути «наименьшего сопротивления» – он начинает выдавать варианты решения, которые «лежат» где-то на поверхности. Идя по инерции, он выдает решения, основанные на старых связях, установленных ранее. Они как бы притягивают нас. Это все, что мы уже видели, слышали ранее. Творческий механизм в данном случае не включается.

Если же человека не устраивает такой уровень решения задачи, он начинает искать вариант, личный, новый, то есть подходить к решению творчески. Решение всегда может быть неожиданным, поскольку образуются новые связи между уже известными объектами. Возникает так называемый парадокс, который известный поэт назвал «другом гения».

Как же тренировать воображение?

Конечно, нельзя не сказать, что воображение формируется в жизни человека с самого детства и всю жизнь. Чтение художественной литературы, путешествия- один из источников для развития воображения. Что касается непосредственно тренинга, то он построен на упражнениях, в которых бы преодолевалась инерция мысли, а также развивалась способность к трансформации образа объекта. Одно из упражнений представлено в виде игры, в которой могут участвовать несколько человек. Его смысл заключается в следующем. Одному из участников необходимо назвать любое слово,(например солнце) а другому назвать слово, которое бы не имело близких ассоциаций с предыдущим. Например –плоскогубцы. Следующему участнику снова необходимо преодолеть «близкую ассоциативную сеть понятий» с этим словом. Например –Антарктида. Чем меньше связей между словами, тем лучше. Представьте, что вы попали на необитаемый остров. Из немногих вещей, которые остались у вас после кораблекрушения, у вас нашлась обычная скрепка. Предложите 20-30 вариантов ее «нового» использования. Попробуйте побыть изобретателем. Каждое изобретение, появившееся в истории, всегда создавалось соединением свойств и качеств, взятых от разных предметов. Например: машина и сталь = танк. Так и нам необходимо взять два предмета и сделать из них третий.Возьмите такие предметы: теннисная ракетка и бутылка, часы и брошь, зонтик и газета, светильник и кошелек, телефон и миксер. Позвольте своему воображению заглянуть в будущее. Придумайте эквивалент сегодняшних денег в будущем. Опишите исходя из этого этот футуристический мир. Если у вас есть дети, то вы знаете, что такое детская любознательность в определенном возрасте. Ответьте весьма содержательно и полно на следующие детские вопросы: Кто красит кошку в разные цвета? Почему дождь идет, а не бежит? Где хранят ключи от сердца?

Воображение – уникальная способность сознания человека к созданию образов, представлений, новых идей и объектов из предметов, которые в реальном мире не воспринимаются им как единое целое (они не существуют или же не совместимы).

Воображение – форма психического отражения мира, основа наглядно-образного мышления, позволяющего человеку решать поставленные перед ним задачи, не прибегая к практическим действиям. Сознание позволяет не просто преобразовывать знакомые вещи, но и использовать их в своих собственных целях. Это позволяет человеку планировать, моделировать, творить, играть и запоминать.

Важно! Воображение развивается в детстве и усовершенствуется во взрослом возрасте, но лишь в случае постоянной тренировки.

Не зная, как развить фантазию и воображение, необходимо уделять внимание описанным ниже упражнениям и чтению хороших книг.

Как развить воображение (упражнения для тренировки) взрослым

Многие взрослые люди страдают от отсутствия у них воображения. Они не могут сочинить детскую сказку, придумать хорошую шутку, создать картину или пошить карнавальный костюм.

Причина этого видится в отсутствии таланта, но в действительности все дело в отсутствии воображения. Для развития его существуют специальные упражнения, последовательное выполнение которых поможет справиться с отсутствием фантазии.

Тренировка ритма внимания

Для выполнения этого упражнения необходимо расслабиться, сосредоточить все внимание на кистях рук. Голову следует освободить от любых мыслей. Каждый день нужно упражняться не менее 5-10 минут. При этом можно менять положение тела и угол обзора.

Главное – это полная концентрация внимания на исследуемом объекте при отсутствии каких-либо посторонних мыслей. Разрешено моргать, отводить взгляд нежелательно, нужно все время смотреть на руки.

Упражнение считается выполненным, если в течение всего отведенного времени, получается уделять внимание исключительно рукам, не переводя взгляд на другие находящиеся в комнате предметы. При помощи этого упражнения развиваем воображение у взрослых достаточно быстро.

Запечатление стирания

В комнате нужно найти привлекающий взгляд предмет и концентрировать на нем внимание в течение 5 секунд, стараясь мысленно сфотографировать его. Закрыв глаза и задержав дыхание нужно воспроизвести предмет по памяти. На выдохе необходимо освободить сознание от запечатленного образа, стерев его.

Упражнение выполняется неоднократно, за день нужно совершать не менее 50 запечатлений и стираний. При этом время для упражнения выбирают произвольно, заранее определять его не стоит. Такая тренировка воображения занимает не более 10-15 минут в сутки. Каждый раз можно выбирать разные объекты для изучения.

Запечатления удержания

На протяжении 3-10 минут смотрят на предмет, после чего с закрытыми глазами восстанавливают его образ в сознании. Воображать предмет нужно цветным. Один подход – запечатление и удержание, занимает от 5 до 15 минут времени.

Основная цель упражнения – научиться чувствовать части тела и окружающие предметы. К следующему упражнению переходят, если человек четко представляет воображенный предмет с закрытыми глазами.

Как только это получится, следует перенести образ на белый лист бумаги, учиться запоминать картины, книжные страницы, произведения. Тренировка позволяет достигнуть 6 уровня развития воображения.

Остановись мгновение

Выбрать конкретную картину, быстро оглядеть ее, закрыть глаза, воспроизвести отдельные детали по памяти. Это будет сложно, но тренируясь до 15 раз в день можно довести время удержания картины в памяти до 5 минут. Думать при этом нельзя, сознание должно быть освобождено от любых мыслей не менее чем на 15 секунд.

Мгновенное фото

Выбрать на улице предмет или прохожего, закрыть глаза и представить его себе точно таким же как и наяву. Неоднократная тренировка позволит представить запомнившийся предмет и на другом фоне, но уже с открытыми глазами.

Живая фотография

Выбрать прохожего, мельком взглянуть на него, закрыть глаза, мысленно представить, после чего постараться оживить полученный мысленный снимок, заставив его продолжить движение.

Вначале подобное может не получиться, но спустя 2-3 недели тренировок фотографию в воображении удастся оживить. Избежать ошибок можно сравнивая воображаемый образ с реальными действиями объекта.

Манипуляция фотографиями

Представив в воображении конкретный предмет, нужно постараться изменить его положение в пространстве, форму и размер. Несколько предметов можно соединить в один и наоборот, цельную картину разложить на отдельные фрагменты.

Фигуры

Просим кого-нибудь разложить на столе спички и прикрыть их бумагой. На одно мгновение лист бумаги приподымается и упражняющийся запоминает получившуюся фигуру. Он закрывает глаза и мысленно представляет увиденное, стараясь не только расставить спички по местам, но и посчитать их.

Как только это будет выполнено в воображении, нужно взять еще спичек и выложить фигуру на отдельном листе, после чего приподнять первый лист и сравнить оригинал с тем, что получилось. Упражнение выполняют до полного совпадения двух фигур. При этом в процессе изучения их уделяют внимание цвету, количеству и качеству спичек.

Тренировка для воображения считается завершенной при условии удержания в сознании места расположения не менее 10 спичек подряд.

Умение видеть главное и особенности

Необходимо 200-300 спичек. Помощник диктует различные слова, а упражняющийся выкладывает соответствующие ассоциации из спичек. Слова диктуются с интервалом в 1 минуту, но по мере улучшения результата это время сокращается до 30 секунд.

Упражнение считается завершенным, если удается воспроизвести не менее 50 слов, при этом не просто составляют ассоциации, а и воспроизводят вслух полученные слова после завершения диктанта.

Важно! Развитое воображение делает жизнь ярче. Умение создавать образы, мыслить неординарно, проводить параллели и ассоциации помогает в работе и личной жизни.

С помощью описанных выше упражнений можно достигнуть значительных успехов в развитии воображения даже у тех людей, которые о такой способности не подозревали.

Приемы создания образов воображения

Чтобы создать образ предмета в воображении используют следующие приемы создания образов воображения:

  1. Комбинирование . Отдельные предметы или элементы переставляются таким образом, чтобы в итоге получилась новая необычная комбинация. Этот прием используют при написании картин, книг, стихов, совершении инновационных открытий. Чтобы комбинировать предметы не используют простое механическое сочетание отдельных сторон предмета. Новый образ получается в результате сложной аналитико-синтетической деятельности, преобразующей элементы до неузнаваемости. Именно этот метод используют художники и писатели, подстраивая отдельные элементы под уже имеющуюся идею.
  2. Агглютинация . Частный случай комбинирования, суть которого сводится к получению нового образа путем склеивания отдельных представлений в одно целое. Пример – сочетание в сказочном герое частей тела человека и животного. В технике агглютинация нашла применение при создании троллейбуса («склеивание» автобуса и трамвая).
  3. Акцентирование . При создании нового образа одни части старого опускаются, а другие выделяются. Акцентируя внимание на цвете, но опуская размер предмета, можно получить совершенно новый предмет.
  4. Заострение . Частный случай акцентирования. Внимание заостряется на росте, весе, размерах персонажа, объекта. В качестве примера можно использовать гигантский рост великанов и незначительный размер Дюймовочки.
  5. Схематизация . При рассмотрении объектов различия стираются, отдельные представления сглаживаются, общие же черты выставляются напоказ. Используется при создании научных и технических объектов.
  6. Типизация . В процессе типизации существенные и повторяющиеся элементы проецируются на отдельный совершено новый образ. Происходит синтез отдельных изображений. Этот прием используется в литературе.

Использование обозначенных выше приемов заметно облегчает задачу по развитию воображения у взрослых.

Развитие творческого воображения

Творческое воображение – разновидность созидательной деятельности сознания, в процессе которой происходит формирование совершено новых образов и идей. При этом на основу могут быть взяты уже имеющиеся.

Важно! Развитие воображения невозможно без чтения книг, пополнения своего словарного запаса, проведения ассоциаций.

Если времени на это нет, то можно необходимо выполнять следующие упражнения для развития воображения:

  1. Буквы . Выбирают любую букву из алфавита, после чего называют все предметы, находящиеся в комнате и начинающиеся на эту букву. Регулярно упражняясь можно не только развить внимание и память, но также фантазию и мышление. Недостающие предметы можно вообразить.
  2. Называем и описываем . Выбрать любую понравившуюся картину и попробовать назвать и описать ее самостоятельно. Это же упражнение можно применять к людям и предметам. Оно позволяет развить не только творческие способности, но и азы креативного мышления.
  3. Геометрия . Найти геометрические рисунки и постараться назвать предметы, которые с их помощью пытаются изобразить.

Тренируясь не менее 10-20 минут в день можно значительно улучшить заложенные от природы способности к творчеству, интеллектуально обогатиться, развить память. Развитие творческого воображения – долгий, но интересный процесс.

Книги, развивающие воображение

Многие рационально мыслящие люди отказываются от чтения книг, написанных в жанре фантастики и фентези, не читают сказок и историй, где автор заведомо привирает. Они полагают, что подобное чтиво предназначено для детей и подростков и недостойно взрослого человека. В действительности это не так.

Сказки и интересные фантастические истории помогают развить фантазию не только у детей, но и у взрослых. Если же читать нечто подобное неинтересно, можно изучить одну из следующих развивающих книг:

  • «Шесть шляп мышления» (Эдвард де Боно);
  • «Игры разума» (Майкл Михалко);
  • «Методы развития памяти, образного воображения, мышления» (Игорь Матюгин).

Интересными, но далеко не научными произведениями, позволяющими значительно расширить пределы разумного, являются книги для развития воображения, следующих авторов:

  • Стивен Кинг;
  • Джоан Роулинг;
  • Майкл Крайтон;
  • Патрик Зюскинд;
  • Михаил Булгаков.

Стоит еще раз остановиться на том, что чтение фантастики помогает развить воображение до невиданных масштабов. Именно поэтому маленькие дети с такой легкостью сочиняют забавные истории о своих игрушках, родителях, друзьях, в то время как взрослым подобное дается с трудом. В детстве фантазировали все, но повзрослев, об этой способности забыли.

Человек вполне может существовать без воображения, но способность к воссозданию новых образов и идей никогда не бывает лишней.