Дети которые живут без родителей. Кто относится к детям, оставшимся без попечения родителей

Каждый ребенок, появляясь в этом мире, помимо базовых желаний есть, пить, дышать, спать несет в себе врожденный набор свойств, данный ему (но не обеспеченный развитием) при рождении. Помочь развить врожденные свойства, находящиеся в архитипичном (неразвитом) изначально состоянии у ребенка - задача родителей. Развитие заданных свойств происходит до пубертата включительно, после пубертата — реализация этих свойств, на том уровне, до какого они успели развиться. Что же происходит с детьми сиротами, оставшимися без родителей?

Важным условием для развития ребенка является ощущение защищенности и безопасности, создающее равновесие между внутренним и внешним. Если его нет, ребенок, стремясь сохранить целостность тела, действует архитипично, чтобы выжить во что бы то ни стало...

Ребенок с уретральным вектором сбегает из дома, собирая вокруг себя малолетних преступников, кожный - начинает воровать, анальный - от природы послушный, начинает упрямиться, затаивая глубокие обиды на всю жизнь - всё это тормозит или же совсем останавливает развитие, так как всё существо ребенка направлено на сохранение собственного тела.

При нормальном развитии при наступлении послепубертатного периода подросток сам становится способным взять на себя ответственность за свою жизнь, а реализуя ранее развитые им свойства социально полезным образом, получает чувство равновесия между внутренним и внешним.

Но как обстоит дело с брошенными детьми сиротами?

Понятно, что за их ощущение чувства защищенности ответственны воспитатели детских приютов, а так же на их плечах лежит развитие каждого ребенка сироты, что, при отношении к этим детям, как к чужим, является невыполнимой задачей.

Государство в больших размерах субсидирует дома для детей сирот, но это по факту не улучшает положение детей сирот, не меняет исход их судеб. Почему? Мало кто из окружения этих детей ставит целью помочь им развиться, адаптировать их к жизни и найти свое место, применение в обществе.

На сегодняшний день в детских домах дети сироты не умеют мыть посуду, стирать свою одежду, обращаться с деньгами, наводить порядок. Приученные с одной стороны к тому, что все делают за них, они не получают элементарных навыков самостоятельной жизни. А с
другой стороны, постоянно живя с ощущением, что они никому не интересны и не нужны, испытывая на себе потребительское отношение к ним взрослых, они не имеют базового, необходимого каждому ребенку чувства защищенности. Вместо развития и культурных ограничений они получают пример воровства, насилия, равнодушия окружающих, на всю жизнь запоминая, что каждый сам за себя.


Став взрослыми, они не способны взять на себя ответственность за свою жизнь, реализовать свои таланты, оставшиеся неразвитыми. Они адаптируются так, как их научили - каждый сам за себя, выживает как умеет. Это ломает не только их жизнь, но и отражается на всем обществе. Дети сироты чувствуют свою ущербность и считают, что могут делать всё, что им захочется, в качестве компенсации за тяжелое детство. Большинство из них становятся алкоголиками, наркоманами, уходит в преступность.

Почему раньше не было таких проблем?

После гражданской войны было около 6 млн беспризорных детей, из которых вырастили элиту советского общества. Как? Какой была работа с детьми сиротами? Их научили консолидироваться, чувствовать коллектив, быть его частью, а значит, заботиться о нем. Им помогли развить их способности и привили адекватные ценности, приоритет целого над частным, научили выносить свои умения наружу.

Такие установки были комплиментарны и хорошо ложились на уретральный менталитет страны и такую же социальную формацию - в Советской России было уретральное общество, которое жило по принципу справедливости, где с каждого спрашивалось по возможности и каждому давалось по потребности.

Получая такое давление и воспитание ценностей, бывшие беспризорные дети - те, что добывали себе пищу лишь путем краж и грабежей, бывшие преступниками, постепенно изменялись, ощущая уже другой приоритет — где общее - первично, личное — вторично. Они ощущали консолидацию, а значит безопасность и защищенность.

Половина домов для детей сирот были детскими колониями, и их занимали дети с преступным прошлым, все без исключения, потому что не было у них тогда другого, не маргинального, варианта, чтобы выжить во чтобы то ни стало и сохранить целостность тела. Выходя из этих детских колоний, они становились героями труда, героями войны.

После перестройки, с приходом другой, кожной, эры с контрарными российскому менталитету ценностями, у всего общества изменились приоритеты с общего на частное. Индивидуализм и потребление стали во главу угла. Стремясь во что бы то ни стало наполнить прежде всего себя, свои потребности, мы вырастили в себе неприязнь, и наши дети воспитаны уже на иных ценностях. Увеличиваясь по нарастающей, не имея сдерживающих факторов, неприязнь способна разорвать общество.

К.Юнг говорил, что самые большие опасности кроются в человеческой голове и там же заложены самые большие возможности. И уже сегодня это очень важно понимать, уметь дифференцировать те бессознательные процессы, которые и руководят любым нашим поступком, определяет наши выборы. От того, насколько мы понимаем самих себя и людей вокруг, все механизмы происходящего в обществе, зависит и реализация, а значит и счастье, каждого отдельного человека и всего человеческого сообщества в целом.


Невозможно устроить свое личное счастье, игнорируя ближнего и процессы, происходящие в целом. С другой стороны, когда каждый человек, осознает свои желания, он перестает действовать рефлекторно, пытаясь добыть кусочек счастья за счет других. Он точно знает,
что ему дано от природы, и как воплотить для пользы социума то, что в нем так требует выхода и наполнения. Потому что самое большое возможное счастье человек получает в реализации себя наружу - в семье, в коллективе, в обществе.

Как частный пример того, что значит системное понимание особенностей и реализации человека, можно упомянуть о развитой кожно-зрительной женщине (по терминологии СВП). Это прирожденная воспитательница, которая способна по-зрительному привить культуру, развить сострадание и по-кожному задать здоровый запрет и ограничение.

Системное понимание особенностей детей позволяет легко найти индивидуальный подход к каждому, максимально развить творческий потенциал и избежать травмирующих ребенка влияний. Мы не можем делить детей на чужих и своих. Каждый ребенок может вырасти счастливым, стать здоровым членом общества. И это зависит от каждого из нас.

Статья написана по материалам тренингов по Системно-векторной психологии Юрия Бурлана.

Учебное пособие для повышения квалификации сотрудников органов опеки и попечительства

К читателю

Автор сознательно не употребил в заголовке пресловутое слово «статус», применительно к ребёнку, оставшемуся без попечения родителей. Употребление данного «термина», который никак и нигде не определён ни в одном нормативном акте, лишь путает специалистов сферы защиты детства и заставляет каждый раз переспрашивать: что вы имели в виду, когда говорили, что у этого ребёнка «нет статуса»?

Предлагаю сразу договориться: «статус» есть у каждого ребёнка, оставшегося без попечения родителей. «Статус» этот так и называется - ребёнок, оставшийся без попечения родителей, то есть, иными словами, ребёнок может быть или оставшимся без попечения родителей (и именно об этом данное пособие) или такое попечение имеющим, со стороны родителей (родителя) или лиц их заменяющих (усыновителей).

При обучении с использованием данного пособия слушателям рекомендуется иметь с собой на занятиях текст Семейного кодекса РФ.

Откуда берутся дети

Дети остаются без попечения родителей по самым разным жизненным обстоятельствам, многие из них прямо указаны в законе , часть - «прячется» в формулу «а также в иных случаях утраты родительского попечения».

Изменения в Семейный кодекс в связи с принятием ФЗ «Об опеке и попечительстве» добавили в этот перечень также случаи, когда родители своим действием или бездействием создают условия, представляющие угрозу жизни или здоровью детей, либо препятствующих их нормальному воспитанию и развитию. В подобных ситуациях и ранее ребёнка отбирали из семьи, но теперь это прописано в законе отдельной нормой.

Итак, дети остаются без попечения родителей в следующих случаях.

· родители (единственный родитель) умерли;

· родители ребёнка неизвестны (подкидыши, найдёныши) ,

· родители лишены родительских прав;

· родители ограничены в родительских правах;

· родители признаны недееспособными;

· родители больны настолько, что не могут осуществлять родительское попечение;

· родители длительно отсутствуют;

o в том числе, родители признаны (судом) безвестно отсутствующими;

· родители уклоняются от воспитания детей;

· родители уклоняются от защиты прав и интересов детей;

o в том числе, когда отказываются взять своих детей из какого-либо учреждения (отказники) ;

o или когда родители не берут своих детей из учреждений, формально не отказываясь это ;

o или одинокая мать ребёнка, оставившая его на полное государственное попечение не поддерживает контактов (не принимает участия в его воспитании) с ребёнком ;

· родители действием создают угрозу жизни и здоровью ребёнка ;

· родители бездействием способствуют созданию угрозы жизни или здоровью ребёнка ;

· родители препятствуют нормальному воспитанию или развитию детей ;

· все иные случаи отсутствие родительского попечения:

o в том числе заключение родителей под стражу или назначение приговором суда наказания, связанного с лишением или ограничением свободы.

Возможны также различные комбинации причин, по которым ребёнок оказался без попечения родителей. Например, мама лишена родительский прав, отец - в местах лишения свободы. Или: отец - погиб, мать - помещена в больницу.

Следует учитывать, что законодательство не устанавливает исчерпывающего перечня случаев, когда ребёнок будет считаться оставшимся без попечения родителей. Приводится лишь один признак того, что ребёнок является оставшимся без попечения родителей - отсутствие такого попечения. По любой, в том числе и уважительной, причине. Для признания ребёнка оставшимся без попечения родителей, причина, по которой, утрачено родительское попечение значения не имеет.

Абсолютно все дети, оставшиеся без попечения родителей, за исключением тех детей, которые находятся на попечении (фактически находятся) у своих родственников , должны найти защиту у органов опеки и попечительства, которые должны немедленно принять на себя функции по законному представительству ребёнка, и предпринять меры к его устройству.

Важно отметить, что и в случае, когда несовершеннолетний оказался «под присмотром» родственников (но не родителей), ребёнок всё равно будет считаться оставшимся без попечения родителей, и органу опеки и попечительства необходимо всё равно осуществлять защиту прав и интересов этого ребёнка, за исключением обязанности немедленно обеспечивать такую защиту до устройства ребёнка (то есть, например, немедленно обеспечить безопасное содержание и воспитание – т.е. передавать ребёнка в приют, иное учреждение). Вопрос о жизненном устройстве ребёнка всё равно остаётся открытым, и ответственность за такое устройство с органа опеки не снимается.

Важно подчеркнуть, что никакого «разделения ответственности» или «разграничения прав и обязанностей» между учреждением и, например, патронатными воспитателями не может быть. Законодательство не допускает «разграничение» прав и обязанностей законного представительства подопечного между разными субъектами . Скажем, родители имеют равные права и обязанности в вопросах представительства несовершеннолетних, и должны действовать солидарно. Никакого «разграничения» в данном случае закон не допускает. Даже если супруги договорились, что один из них «отвечает» за учёбу ребёнка, а другой, скажем, за здоровье, данное «разделение» не является юридически значимым. Родители остаются равно ответственны за все аспекты жизни ребёнка и остаются совместно его законными представителями в суде, в гражданских правоотношениях .

Тем более, недопустимо «разделение ответственности» между различными по своей природе субъектами семейных правоотношений. Учреждение, передающее ребёнка «на патронат» не вправе ни делегировать свои полномочия в отношении ребёнка, ни снимать с себя ответственность. Участие в данном процессе органа опеки и попечительства никак не меняет ситуацию.

Кроме того, суть взаимоотношений учреждения, занимающегося передачей детей на патронатное воспитание и патронатных воспитателей - отношения трудовые. В данном случае законодатель не допускает никакого делегирования ответственности от организации-работодателя работнику. Не шофёр, а автобаза отвечает за случившееся ДТП, не продавец за прилавком, а магазин - за некачественный товар, за неправильно проведённую электропроводку будет отвечать не монтёр, а организация в которой он работает т.п.

Учреждение не вправе делегировать функции и полномочия «государственного опекуна» кому бы то ни было. Оно может их только передать в полном объёме другому законному представителю по решению органа опеки и попечительства, что и происходит при устройстве ребёнка.

В таком случае, если полномочия законного представительства переданы от учреждения гражданину, «патронат» будет являться формой устройства. Если законным представителем остаётся тот же субъект (детский дом, например) - устройства ребёнка не происходит.

Важно отметить, что закон допускает устройство ребёнка в организацию для детей, оставшихся без попечения родителей лишь в случае, если его невозможно устроить в семью. Это значит, что ребёнок, находящийся в организации для детей, оставшихся без попечения родителей во всякое время может и должен быть передан в семью, как только появится такая возможность (под опеку, попечительство, на усыновление).

Законное представительство

«Законное представительство» как термин, законодательством не определён, однако, анализируя случаи его применения в различных нормативных актах, можно сделать вывод, что под «законным представительством» нужно понимать деятельность, направленную на защиту, установление, исполнение, реализацию прав и интересов лица недееспособного, в том числе недееспособного в силу своего возраста - ребенка - осуществляемую тем или иным лицом (законным представителем) в силу закона.

Признаками законного представительства ребёнка будет являться наличие у законного представителя прав, в широком смысле, определять судьбу ребёнка: каким образом его воспитывать, чему учить, как именно заботиться о его здоровье, как организовать его образование, как обустроить быт ребёнка и т.д. - все эти вопросы в совокупности и являются деятельностью по законному представительству ребёнка, оставшегося без попечения родителей.

Отметим, что важным признаком законного представительства ребёнка является не непосредственное исполнение обязанностей, например, по воспитанию или образованию, но принятие решения об этом. Скажем, попечитель может определить, что дальнейшее воспитание 15-тилетнего парня будет происходить в Суворовском училище. Или детский дом направляет ребёнка заниматься в художественную школу; родители решают, что их ребёнка будет несколько дней в неделю забирать в свой дом бабушка и т.п. При этом передачи законного представительства не происходит.

Подытоживая, ещё раз поясним, что устройством ребёнка будет являться не физическое перемещение ребёнка из одного места в другое (даже из учреждения в семью), а передача прав и обязанностей законного представительства от одного субъекта к другому. При этом «разделение» полномочий или ответственности по законному представительству несовершеннолетнего недопустимо.

Что такое семейное устройство

Семейный кодекс Российской Федерации предусматривает следующие виды устройства детей, оставшихся без попечения родителей: передача в семью на воспитание (усыновление, опека или попечительства, в приёмную семью, либо в случаях, предусмотренных законами субъектов Российской Федерации, в патронатную семью), а при отсутствии такой возможности - в организации для детей, оставшихся без попечения родителей.

В зависимости от того, какому именно субъекту передаются права и обязанности законного представительства ребёнка, выделяют:

· семейное устройство и

· устройство институциональное, либо, попросту, устройство в учреждение, организацию, предназначенную для постоянного проживания детей.

Усыновление - это передача всех без исключения прав и обязанностей законного представительства ребёнка, принадлежавших его родителям, усыновителям или усыновителю. С этой формой устройства, обычно, проблем не возникает, все её понимают правильно.

Сложнее с опекой или попечительством.

Опека (попечительство) как форма семейного устройства

Принятый федеральный закон «Об опеке и попечительстве» внёс важное изменение в структуру семейных форм устройства. С 1 сентября 2008 года (со дня вступления закона в силу), фактически, все остальные семейные формы устройства ребёнка будут сведены к тому или иному варианту опеки или попечительства.

Таким образом, приёмная семья , известная в отечественном законодательстве с середины 90-х годов, как нечто отдельное, особое, будет представлять собой форму опеки (попечительства) по договору об осуществлении опеки (попечительства).

В свою очередь субъекты федерации должны привести в соответствие с вновь принятым законом свои нормативные акты, касающиеся патроната. Статья 14 упомянутого закона прямо относит патронат (патронатное воспитание, патронатную семью) к видам установления опеки или попечительства по договору.

При этом опека определена законодателем, как «форма устройства малолетних граждан… при которой назначенные органом опеки и попечительства граждане (опекуны) являются законными представителями подопечных и совершают от их имени и в их интересах все юридически значимые действия» (часть 1 статьи 2 упомянутого закона).

Законодательство не допускает «разделения полномочий» по опеке и попечительству. Кроме того, с принятием данного закона, к субъектам договора о патронате (патронатным воспитателям, патронатным родителям) должны предъявляться те же требования, как и к опекунам (попечителям), а их полномочия по законному представительству детей возникают с момента издания акта об установлении опеки или попечительства.

Аналогично и с приёмной семьёй: полномочия приёмных родителей возникают, как и у опекуна, с момента принятия акта органа опеки и попечительства о назначении опекуна или попечителя и только в силу данного акта.

Передача ребёнка в семью - не всегда семейное устройство

Семейной форма устройства названа потому, что функции законного представительства передаются в семью, гражданам. И в этом смысле необходимо отличать случаи, когда ребёнок, хотя и передаётся физически в семью, но при этом юридически остаётся воспитанником учреждения.

Такие случаи предусмотрены законом . Ребёнок, находящийся в учреждении может быть передан временно в семью граждан , проживающих на территории Российской федерации. Такая передача возможна для обеспечения гармоничного развития ребёнка, не может превышать по срокам один месяц, и осуществляется по распоряжению руководителя учреждения.

Если имеются какие-либо исключительные обстоятельства, срок временного пребывания ребёнка в семье может быть продлён до трёх месяцев, но лишь с согласия органа опеки и попечительства.

Законодатель прямо подчёркивает, что подобная передача ребёнка - не является формой устройства детей. И права, и обязанности законного представителя ребёнка остаются за организацией, под надзор которой ребёнок помещён.

Таким образом, семейной формой устройства является передача прав и обязанностей законного представительства несовершеннолетнего в семью (или отдельному гражданину). Формами семейного устройства являются усыновление и различные виды опеки или попечительства (собственно, опека или попечительство, опека или попечительства по договору различной формы, в том числе о приёмной семье или патронате). Важным признаком именно семейной формы устройства является назначение законного представителя - физического лица - ребёнку, оставшемуся без попечения родителей актом государственного органа (судебным решением, актом органа опеки и попечительства), в порядке, установленном законом.

Устройство в учреждение . Какое?

Необходимо обратить внимание, что само по себе помещение ребёнка в какое-либо учреждение не будет являться автоматически его устройством. Так, не будет являться устройством ребёнка и не повлечёт передачу прав и обязанностей по законному представительству, помещение ребёнка, отобранного органом опеки и попечительства у родителей, в приют, в центр временного пребывания несовершеннолетних. Не будет являться устройством ребёнка временное помещение одинокой матерью своего ребёнка в детский дом (ключевое слово в данном случае - «временное»). Права и обязанности законного представителя сохраняются у того субъекта, у которого они были первоначально.

Права и обязанности организации, куда помещён ребёнок, возникают лишь с момента и в силу акта органа опеки и попечительства об устройстве ребёнка в указанную организацию.

Законодатель впервые более или менее чётко очертил и расширил круг организаций, в которые может быть помещён под надзор ребёнок. Во-первых, это образовательные организации, затем, медицинские, организации, оказывающие социальные услуги, а также некоммерческие организации, если указанная деятельность не противоречит целям, ради которых они созданы.

Требования к подобным организациям будут установлены Правительством Российской Федерации. До этого момента законодатель позволил продолжать действовать и иным интернатным организациям для детей, оставшихся без попечения родителей, существующих в настоящее время.

Выбор организации для устройства ребёнка осуществляет орган опеки и попечительства, и никто иной.

Практика «путёвок», выдаваемых органами образования, не отменяет этого права. Ребёнок, нуждающийся в медицинской помощи (прежде всего, психиатрической) должен быть помещён в медицинский стационар, ребёнок, остро нуждающийся в социальной реабилитации в особых условиях - в организацию социальной защиты, в остальных случаях - в образовательную организацию.

Выбор негосударственной организации для устройства ребёнка должен осуществляться органом опеки и попечительства в строгом соответствии с интересами ребёнка , с обязательным учётом не только специализации такой организации, но и того факта, кем она учреждена, в чьих интересах она действует.

Поскольку Конституция РФ устанавливает светский характер государства, а также свободу вероисповедания , передача ребенка, не исповедовавшего никакой религии (либо, исповедовавшего другую религию), в религиозную организацию (организацию, созданную при церкви, мечети, синагоге) может вызвать обоснованные вопросы у контролирующих органов и прокуратуры. Спорным, и вряд ли допустимым, будет передача младенца в религиозную организацию.

Орган опеки и попечительства, определяя судьбу ребёнка, должен учитывать и то, кем финансируется данная некоммерческая организация, куда помещается ребёнок, какие образовательные программы реализует данная организация, насколько прозрачны цели её деятельности, имеется ли опыт у данной организации по надзору за детьми, оставшимися без попечения родителей и т.п.

Единственным аргументом для выбора организации, куда передаётся ребёнок, являются интересы ребёнка. Ничто, при выборе вида организации, куда направляется ребёнок, не имеет большего значения, чем забота о будущем несовершеннолетнего.

Выбор формы устройства: ограничения

Форма и вид устройства ребёнка определяются органом опеки и попечительства с тем, чтобы был обеспечен приоритет семейных формустройства ребёнка .

Все формы устройства могут быть применены к любому ребёнку, оставшемуся без попечения родителей, за исключением усыновления, которое возможно не во всех случаях.

В частности, усыновить ребёнка, можно в случаях, когда:

· родители неизвестны (ребенокподкинут, найден);

· родители умерли;

· родители признаны судом безвестно отсутствующими или умершими;

· родители признаны судом недееспособными;

· родители лишены родительских прав более чем за 6 месяцев до принятия решения судом об усыновлении ;

· по причинам, признанными судом неуважительными, более 6 месяцев родители не проживают с ребёнком и уклоняются от его воспитания и содержания;

· родители дали согласие на усыновление (для родителей, не достигших на дату подписания согласия 16-ти лет - необходимо ещё и согласие их законных представителей).

Дети, родительское попечение которых утрачено по иной причине, усыновлению не подлежат, хотя и остаются детьми, оставшимися без попечения родителей и для них остаются доступными все иные формы устройства ребёнка: под опеку (попечительство), в приёмную или патронатную семью, и лишь в случае, если семейное устройство невозможно - в организацию для детей, оставшихся без попечения родителей.

Пожалуй, единственным «абсолютным» ограничением при выборе формы устройства является мнение самого ребёнка. Недопустимо , например, усыновление, если ребёнок, достигший 10-ти лет, против него возражает . При этом органам опеки надлежит тщательным образом выяснить мотивацию ребёнка, для чего привлечь при выяснении мнения ребёнка педагогов, психологов.

Необходимо также учитывать, что мнение ребёнка не достигшего 10 лет также подлежит выяснению, и, если это возможно, учитываться при решении вопроса о выборе формы его устройства .

Устройство ребёнка: возможности

Любой ребёнок, оставшийся без попечения родителей по любой причине должен быть, по возможности, устроен в семью как можно скорее.

К сожалению, бытует распространённое мнение, что всё-таки в некоторых случаях, ребёнок, оставшийся без попечения родителей, не может быть передан в семью. В таких случаях говорят, что «статус не определён» (в том смысле, что не готовы документы на ребёнка). Наличие или отсутствие документов, или заминка в их сборе не должны ограничивать право ребёнка жить и воспитываться в семье.

Даже подкидыш, не имеющий никаких документов, кроме свидетельства о рождении, уже может быть передан в семью. Строго говоря, даже до выдачи свидетельства о рождении такому ребёнку, он уже может быть передан, например, на предварительную опеку , в приёмную семью. Ребёнок имеет право жить и воспитываться в семье уже по самому факту своего рождения, при этом не имеет значения, есть ли у него тот или иной документ или нет .

Другое дело, что в данном случае определённую сложность представляет найти замещающую семью. Но если есть граждане, готовые взять ребёнка прямо сейчас, несмотря на то, что у того «нет статуса», то ограничивать права ребёнка на семью недопустимо.

Замещающей семье в таком случае необходимо разъяснить все возможные трудности и варианты развития ситуации, чтобы граждане, принимая ребёнка в семью понимали, например, что его единственный родитель находится в местах лишения свободы, и может освободиться, в том числе досрочно и претендовать на воспитание этого ребёнка.

Следует также разъяснять гражданам возможность появления родственников ребёнка (бабушек, дедушек, братьев, сестёр, в том числе не известных ранее), которые могут претендовать на общение с ним .

При этом надо учесть, что ребёнок, родители которого юридически отсутствуют (найдёныш, подкидыш, а также оставленный матерью, если личность её не установлена) может быть усыновлён или передан на любую форму устройства в любой момент (в том числе сразу после выявления ).

Родственники ребёнка и их права на воспитание

Ошибочным является мнение, что при появлении претендующих на воспитание ребёнка родственников, ребёнок, уже переданный в семью «посторонних граждан», подлежит передаче родственникам. Закон не предусматривает такого основания прекращения опеки, как «появление родственников». В каждом конкретном случае вопрос должен решаться лишь исходя из интересов ребёнка и лишь таким образом, чтобы было достигнуто согласие между опекуном и претендующими на опеку родственниками, а также учтено мнение ребёнка (с 10 лет - в обязательном порядке). При этом родственники, претендующие на опеку (попечительство) над несовершеннолетним должны отвечать общим требованиям для опекунов (попечителей), установленным законом . Споры по данным вопросам решаются в судебном порядке по заявлению заинтересованного лица (включая ребёнка, достигшего 14-ти лет) .

Устройство детей иностранцев

Если мать, оставившая ребёнка в роддоме или больнице не предъявила документов, то данный ребёнок будет являться гражданином России по рождению, и у него юридически отсутствуют родители.

Если мать, написавшая согласие на усыновление своего ребёнка, имеет гражданство иностранного государства, такой ребёнок всё равно подлежит устройству в семью в соответствии с законами РФ.

В случае, если мать, предъявившая паспорт иностранного государства, оставила ребёнка в роддоме, не подписав согласия на усыновление, судьбу такого ребёнка определяют компетентные органы государства, гражданином которого является его мать. Для этого учреждение, где оставлен ребёнок, либо орган опеки и попечительства должны сообщить в посольство (консульство) той страны, гражданкой которой является мать ребёнка и в дальнейшем действовать по указанию посольства (консульства).

Если мать является гражданкой Белоруссии, Узбекистана, Казахстана, Таджикистана, Армении, Украины, Киргизии, Молдавии, Азербайджана, Грузии или Туркмении, то орган опеки и попечительства вправе установить опеку в отношении ребёнка , но уведомить об установлении такой опеки посольство (консульство) указанных стран.

Усыновление иностранного гражданина допускается с согласия компетентных органов страны, гражданином которой является усыновляемый.

Дети, родители которых «исчезли»

Достаточно распространён случай, когда одинокая мать, оставившая ребёнка в детском учреждении на полное государственное обеспечение, не появляется в течение длительного времени, не общается с ребёнком, не проявляет к нему заботы. Орган опеки и попечительства должен контролировать судьбу таких детей и в случае, если мать не появлялась в течение длительного времени (по аналогии можно принять срок 6 месяцев) должен выяснять, по каким причинам мать не проявляет участия в судьбе ребёнка. В случае если найти мать не представилось возможным (по указанным ею адресам и телефонам найти её не удалось), либо было установлено, что она уклоняется от участия в судьбе ребёнка по явно неуважительным причинам, такой ребёнок должен быть оформлен как вновь выявленный ребёнок, оставшийся без попечения родителей .

В таком случае, организация, в которой находится ребёнок, должна письменно поставить в известность орган опеки попечительства, если его родители не общались с ребёнком в течение длительного времени . Для сбора таких сведений рекомендуется вести не только общий журнал посещений, но при личном деле воспитанника хранить данные о поступлении писем, звонков, посылок от родителей, их посещений ребёнка.

Как только такой ребёнок будет выявлен, как оставшийся без попечения родителей, он может быть передан на воспитание в семью (в том числе усыновлён). Отсутствие родительского попечения в течение 6 месяцев уже само по себе является основанием поставить вопрос об усыновлении ребёнка: его уже можно передавать на усыновление. При этом оценка причин, по которым родители уклонялись от воспитания ребёнка - прерогатива суда. В суд, при оформлении усыновления, должны быть представлены все имеющиеся доказательства того, что данные причины не являлись уважительными. Необходимость предварительно лишать таких родителей родительских прав отсутствует.

Распространённой ошибкой органов опеки и попечительства является лишение родительских прав родителей ребёнка и в том случае, если он уже может быть усыновлён без согласия родителей . Попытка лишить родительских прав в таком случае приводит лишь к задержке усыновления ребёнка, поскольку его усыновление становится возможным лишь по истечении 6 месяцев со дня лишения родительских прав .

Если отец ребёнка вписан в свидетельство о рождении со слов матери (имеется соответствующая справка органов ЗАГС), даже если данные такого «названного отца» (фамилия, имя, отчество) совпадают с данными реального человека, розыск его, а также привлечение к решению вопросов сбора документов на ребёнка, общения с родственниками и т.п. производиться не должны. У такого ребёнка юридически отец отсутствует, таким образом, при утрате попечения со стороны матери (единственного родителя), ребёнок подлежит устройству, как ребёнок оставшийся без попечения родителей. В том числе и передаче его на усыновление.

Лишение родительских прав «пропавших» родителей

Только в случае, если ребёнок будет передан на иную форму устройства, нежели усыновление, органу опеки и попечительства необходимо обратиться с иском о лишении родительских прав родителя, уклоняющегося от воспитания ребёнка.

При этом следует учитывать, что длительное отсутствие родителей в связи с причинами, не связанными с их волей (заключение под стражу, лишение свободы, длительное, в том числе принудительное, лечение и т.п.) во всяком случае, не повлечёт лишения их родительских прав .

Перекладывать обязанность по лишению родительских прав на плечи опекуна или попечителя орган опеки и попечительства не вправе. Лишать родительских прав нерадивых родителей необходимо в интересах ребёнка: это не только позволяет ребёнку в дальнейшем быть усыновлённым по более простой процедуре, но и ограждает ребёнка от дальнейших возможных претензий биологических родителей.

В случае если ребёнок оказался в детском учреждении не по заявлению одинокой матери, а по любой другой причине, органу опеки и попечительства совместно с организацией, где находится несовершеннолетний, необходимо разыскать его родителей и в письменной форме предложить им забрать ребенка из учреждения. Такое «предложение» возможно направить почтой с уведомлением о вручении, но лучше, если такое предложение будет вручено непосредственно родителю (родителям) под расписку.

Следует учесть, что при возврате ребёнка родителям необходимо проверить, созданы ли у них условия для воспитания и содержания ребёнка, составить об этом акт. Возврат ребёнка возможен лишь в случае восстановления родительского попечения, то есть, в том числе, и создания родителями условий для жизни ребёнка .

При отказе забрать ребёнка без уважительных причин необходимо решать вопрос о лишении родительских прав и взыскания алиментов.

Уважительными в данном случае будут лишь такие причины, по которым пребывание ребёнка в семье, дома в данный момент является невозможным. В этом случае возможно помещение ребенка временно в учреждение на основании заявления родителя с обоснованием причин и указания срока, на который ребенок помещается в учреждение. Такими причинами могут быть, например, недавний пожар или оное событие, приведшее в негодность дом семьи, смерть или крайне тяжёлое состояние здоровья близкого родственника и невозможность обеспечить одновременно и уход за ребёнком, и уход за таким родственником, болезнь родителя , связанная с существенным ограничением возможностей родителей и т.п. Очевидно, что данные причины не могут быть признаны уважительными в течение длительного времени. Не являются уважительными причинами, например, потеря работы родителями (особенно, если это продолжается многие месяцы, или годы), или, скажем, продажа родителями единственного жилья - данные факты отражают виновное поведение родителей и не могут быть признаны уважительными причинами. Такой ребёнок выявляется, как оставшийся без попечения родителей и его устройство осуществляется в общем порядке.

При обращении в суд с исками о лишении родительских прав одновременно решается вопрос о взыскании алиментов. В таком случае, розыск родителей осуществляется по запросу суда органами внутренних дел безвозмездно в силу закона .

Приоритет усыновления не ограничивает права ребёнка на опеку

Несмотря на приоритет усыновления, как формы устройства ребёнка, оставшегося без попечения родителей, недопустим отказ от передачи ребёнка под опеку по неким «общими соображениями». Например, к сожалению, распространён случай, когда отказывают в опеке над детьми в возрасте до 1,5-2 лет, мотивируя это тем, что «эти дети идут на усыновление». Если в органе опеки и попечительства (либо в региональном банке данных) имеются сведения о том, что есть кандидаты, претендующие на опеку и на усыновление данного ребёнка, то ребёнок передаётся на усыновление. Однако, если во время обращения кандидата в опекуны с заявлением о передаче данного ребёнка под опеку, потенциальных усыновителей не имеется, ребёнок должен быть передан под опеку. Отказ от такой передачи в семью (и оставление ребёнка «дожидаться усыновителей» в доме ребёнка, детдоме, больнице) может быть обжалован в суд т.к. законодательство допускает институциональное устройство ребёнка лишь в случае невозможности передачи его на воспитание в семью .

Таким образом, любой ребёнок, оставшийся без попечения родителей, включая и тех, кто был помещён в учреждения по заявлению родителей, может быть передан на любую форму устройства, включая семейную (опеку или попечительство, приёмную семью и т.д.). Органу опеки и попечительства необходимо, в первую очередь обеспечивать права и интересы детей (передавать их в семьи), и лишь во вторую проверять, не нарушены ли при этом какие-либо интересы их биологических родителей (розыск родителей, иски о лишении родительских прав и т.п.) К тому же, часто именно опека становится первой ступенькой к усыновлению, это связано прежде всего с такими факторами, как более быстрый и простой порядок передачи ребенка в семью, например, не все супругиимеют возможностьодновременно готовить документы на усыновление. А сроки действия медицинского заключения весьма ограничены (3 месяца), или это связано с тем, что усыновители из другого региона, и им затруднительно приезжать по многу раз…

Кто готовит ребёнка к семейному устройству

Согласно действующему законодательству, вся деятельность по подготовке документов ребёнка для усыновления или опеки лежит на органах опеки и попечительства. Запрещается требовать от потенциальных усыновителей или опекунов, попечителей какие-либо документы, связанные с усыновляемым или потенциальным подопечным. Все, абсолютно все документы на ребёнка должны быть подготовлены органом опеки и попечительства (вместе с организацией, где ребёнок находится).

Недопустимо (в том числе с точки зрения сохранения тайны усыновления) «поручать» усыновителям разыскивать «пропавших» родителей ребёнка, требовать от них получения каких-либо «отказов» или «согласий». Не вправе потенциальный усыновитель собирать медицинские документы на ребёнка, оформлять свидетельство о рождении и т.п. любые документы, связанные с ещё не усыновлённым им ребёнком т. к. до момента назначения их законными представителями ребенка они являются ему посторонними гражданами и не имеют никаких полномочий, и это может расцениваться как доступ к данным, составляющим информацию о частной жизни другого гражданина. То же можно сказать и про кандидатов в опекуны или попечители.

«Досрочная» передача ребёнка в семью при усыновлении

Если очевидно, что решение суда об усыновлении не будет оспорено (нет родственников, либо они все не возражали против усыновления, прокуратура поддержала усыновление), то учреждение, в котором находится ребёнок, может выдать его «досрочно» в порядке временной передачи ребёнка в семью.

Все документы для оформления нового свидетельства о рождении, свидетельства об усыновлении могут быть выданы не ранее вступления решения суда в законную силу, но ребёнок (особенно, если речь идёт о малыше) может быть передан в семью сразу же после решения суда.

При этом оформляются те же документы, как и при временной передаче ребёнка в семью . На этот период будущие усыновители не обладают по отношению к ребёнку правами законного представительства.

В случае, если немедленная передача прав законного представительства в интересах ребёнка жизненно необходима (как правило, когда необходимо немедленное лечение), вопрос об обращении решения суда об усыновлении к немедленному исполнению должен быть поставлен усыновителями в судебном заседании, и поддержан органами опеки. При этом необходимо приложить медицинские документы о том, что ребёнку действительно необходимо немедленное лечение.

Верховный суд РФ указал нижестоящим судам, что обращение решения суда об усыновлении к немедленному исполнению возможно лишь в интересах ребёнка в случае, когда промедление с вступлением решения в силу приведёт к негативным последствиям для ребёнка .

В остальных случаях, решение суда вступает в законную силу по истечении 10-дневного срока со дня вынесения решения судом. Если последний день срока приходится на нерабочий день, то последним днём срока считается следующий рабочий день. И лишь по истечении этого срока на обжалование, решение суда вступает в законную силу.

Таблица семейного устройства

Данная таблица описывает возможность избрания той или иной формы семейного устройства ребёнка, оставшегося без попечения родителей в зависимости от причины, по которой ребёнок остался без родительского попечения, описаны возможности документального оформления таких причин. Отражены также необходимые юридические действия в отношении ребёнка.

Следует учесть, что в случае, если указана возможность передачи ребёнка под опеку, то применимы все формы опеки, включая собственно опеку, опеку по договору о приёмной или патронатной семье, а также попечительство.

В организацию для детей, оставшихся без попечения родителей ребёнок может быть передан лишь в случае, если невозможно передать его в семью.


Причина утраты родительского попечения

Оформление причин утраты родительского попечения

Формы возможного устройства (У-усыновление, О — опека)

Действия, необходимые после устройства ребёнка в семью

Родители умерли

Свидетельство о смерти

усыновление,

опека

Родители лишены родительских прав

Заверенная судом копия решения суда о лишении родительских прав

опека — усыновление, через 6 месяцев

Родители ограничены в родительских правах в связи с психическим заболеванием

Иск о признании родителя недееспособным

Родители ограничены в родительских правах в связи с поведением родителей, опасным для ребёнка

Заверенная судом копия решения суда об ограничении родительских прав

Родители признаны судом недееспособными

Заверенная судом копия решения суда о признании недееспособным

У, О

Родители больны и не могут осуществлять родительское попечение

Справка медицинского учреждения, где находится родитель о невозможности осуществлять попечение над детьми в течении определённого времени, либо акт обследования жилищно-бытовых условий из которого следует невозможность родителя по состоянию здоровья осуществлять родительские права и обязанности

При выявлении выздоровления родителей - предложение забрать ребёнка из учреждения и восстановить родительское попечение. При отказе сделать это - п. 9. При отсутствии родителей в месте, указанном ими как место жительства или пребывания - п. 7

Родители длительно отсутствуют

Заявление родителей, родственников ребёнка, иных лиц, вместе с актом обследования условий жизни ребёнка, в котором выявляется длительное отсутствие родителей по месту проживания ребёнка

Обращение в суд о взыскании алиментов (поиск родиетелей)

По истечении 6 месяцев - обращение в суд о лишении родительских прав

Родители признаны судом безвестно отсутствующими

Заверенная судом копия решения суда о признании родителей безвестно отсутствующими

Родители уклоняются от воспитания детей

Заявление лица, фактически воспитывающего детей вместе с актом органа опеки и попечительства, выявляющего отсутствие родительского попечения над ребёнком

Иск о лишении родительских прав

Родители уклоняютсяот защиты прав и интересов детей

Установленный актом органа опеки и попечительства факт отсутствия решения родителями судьбы ребёнка (ребёнка «не забрали» из летнего лагеря, ребёнка, оставленного временно на попечение иного лица не забрали родители в установленный срок, ребёнок, обязанный посещать школу не был родителями определён туда и т.п.)

Иск о лишении родительских прав

Родители ребёнка неизвестны (родители не имели документов)

Акт об оставлении (с указанием, что личность матери ребёнка не установлена), акт о подкидывании, свидетельство о рождении с «прочерком» в графе родителей

У, О

Родители отказываются взять ребёнка из учреждения

Заявление родителей об отказе забрать ребёнка из учреждения (подпись родителя заверяется руководителем учреждения на основании документа, удостоверяющего личность),

либо сообщение учреждения об оставленном ребёнке (содержащий сведения о родителях, установленные из документов, удостоверяющих личность) и акт органа опеки о выявлении ребёнка, оставшегося без попечения родителей,

либо акт об оставлении ребёнка (родители указываются на основании документов, удостоверяющих личность)

О, У — через 6 месяцев

Иск о лишении родительских прав

Одинокая мать, оставившая ребёнка на полное государственное обеспечение по заявлению не поддерживает контактов с ребёнком более 6 месяцев

Сообщение организации, в которой находится ребёнок, об отсутствии контактов матери с ребёнком, а также акт о выявлении ребёнка, оставшегося без попечения родителей

О, У — через 6 месяцев

Иск о взыскании алиментов (розыск матери)

Иск о лишении родительских прав

Родители у ребёнка отсутствуют

Акт о подкидывании, свидетельство о рождении с «прочерками» вместо данных родителей

У, О

Родители ребёнка находятся в местах лишения свободы, либо заключены под стражу

Решение суда (постановление суда) о лишении свободы (заключении под стражу) и (или) акт органа опеки и попечительства об обследовании жилищно-бытовых условий в котором выявлено отсутствие родителей по причине их осуждения (заключения под стражу),

либо сообщение органов внутренних дел о задержании родителей

Иск о лишении родительских прав при наличии оснований для этого до заключения под стражу


Ежегодно из детских домов России выпускается 26 тысяч воспитанников. А всего, по разным данным, сирот в России 670-700 тысяч. 80-90% из них — социальные сироты, то есть сироты при живых родителях. Возникает вопрос —

Большинство выпускников детдомов становятся неблагополучными элементами общества, лишь десятая часть из них более-менее встает на ноги.

Дети — это чудо, для кого-то благословение, но бывает так, что хорошие родители — еще большее чудо… О последнем не понаслышке знают сироты и дети, воспитывающиеся в детских домах. Они, в большинстве, еще до поступления в гос.учреждения натерпелись в этой жизни, а после размещения на «казенной койке» и вообще забывают что такое «мама», «папа», а заодно с этим — что такое тепло, забота, доброта.

Но вместе с моментом депривации и ощущением никому ненужности ребятишки нередко, испытывая притупление чувств после пережитого шока и множество иных негативных эмоций, начинают относиться к людям так же, как и отнеслись к ним в свое время.

Дети очень часто отражают то, что видят в поведении родителей или окружающих. Воспитанные на безучастном и потребительском отношении к миру дети то же самое переносят во взрослую жизнь. Ребятишки, выращенные в «конвейере» и мыслить часто способны так, как им преподавала система.

Есть те, кто вырывается в жизнь, занимает свое место под солнцем вопреки всему, но намного чаще встречается обратное. Почему так получается? Родители на самом деле значат очень много для детей, подрастающее поколение всегда впитывает больше всего именно образы предков, а когда перед глазами много безликих и чужих теть, дядь — то и ребенок вырастает потерянным, наполненным стереотипами и т.д. Никогда детдом не заменит родителей.

Очень часто дети воспитанников детских домов повторяют судьбу своих родителей — это уже о многом говорит…

Будущее тех, кто покидает стены детдома

О том, кем становятся юноши и девушки, покинувшие детдом, можно судить по данным статистики.

« Каждый третий воспитанник детского дома через год после выпуска становится бомжем, каждый пятый - преступником, каждый десятый совершает самоубийство . Детдома стали «фабриками» по производству криминализированных личностей. И вопрос денег здесь не главный: подобные учреждения обеспечены лучше, чем многие российские семьи. Как изменить эту ситуацию?

Сегодня в России примерно 144 тысяч детей находятся под опекой государства. По данным Галины Семья, международного эксперта в сфере защиты прав детей, за последние годы контингент детских домов сильно изменился.

70 процентов составляют дети старше 10 лет, 15 процентов - дети-инвалиды, остальные - в основном дети из многодетных семей и с этническим статусом. Для большинства из них будущие перспективы жизни в обществе весьма печальны.

Согласно исследованиям НИИ детства Российского детского фонда, каждый третий станет человеком без определенного места жительства, каждый пятый - преступником, а каждый десятый и вовсе покончит жизнь самоубийством».

«Статистика пугает. По данным Генпрокуратуры РФ, 40 процентов выпускников сиротских учреждений становятся алкоголиками и наркоманами, еще 40 процентов совершают преступления.

Часть ребят сами становятся жертвами криминала, а 10 процентов кончают жизнь самоубийством. И лишь 10 процентам удается, выйдя за порог детского дома или интерната, встать на ноги и наладить нормальную жизнь» .

Их не научили жить

Гены или влияние казенных стен? Почему путь многих воспитанников детдомов предречен? Есть исследования, статьи, посвященные как одной версии, так и другой. Кто-то убежден, что гены имеют гораздо большее значение, чем воспитание, пусть даже такое «бездушное», как воспитание «государственной машиной».

Есть даже некий ген алкоголизма, найденный учеными, то есть если в детдоме много детей, родившихся от родителей злоупотреблявших спиртным — у их детей есть риск повторения пути предков.

Однако если посмотреть на жизнь детей, которые растут в семьях алкоголиков, то они банально повторяют судьбу родителей, потому что видят это перед глазами.

Также есть исследования зарубежных ученых, что приемный ребенок, который провел долгое время в неродной семье — со временем становится похож и внешне и генетически на приемного отца, а также есть исследования, что воспитание значит гораздо больше, чем физический, психический потенциал, фенотип, генотип и др.

Из личных наблюдений могу сказать, что как приемный ребенок, так и жизнь выпускника детдома — лотерея. Про кого-то можно сказать, что сработали гены, в другом — воспитание возобладало над генами.

Знаю семью, где рос родной и приемный ребенок (оба одного возраста, но разнополые, девочка родная, мальчик усыновленный и он не знал, что неродной), девочка всегда была положительной, отличницей, скромной, похожей на отца внешне, а мальчик с ранних лет был склонен к бродяжничеству, вредным привычкам, учился плохо.

И есть семьи, где приемные дети послушнее родных и пребывание в теплом семейном коллективе сказалось очень благоприятно на них, они выросли адекватными, абсолютно нормальными, самостоятельными людьми.

Детдом — это вереница чужих лиц, безучастных эмоций, друзья, которые не знают иного отношения к ним, чем предательство и не умеют жить, общая на 8-10 ребят комната (если повезет — на 4-х), иногда вкусная еда… прогулки на территории детдома, разбитая качели, непрокрашенный турник.

Жизнь по режиму, завтрак, обед, ужин — все подано, тарелки мыть не надо, пришивать заплатки никто не научит, дети, живущие в детдоме, бывает, никогда не держали в руках иголки, понятия не имеют, что такое «мыть полы» и прочие хозяйственные дела, они не представляют, как добываются деньги и что такое работа, обязанности.

В коллективах нередко царит «дедовщина» , обращаться к воспитателям, кураторам за защитой — считается позором, поэтому бедные дети, те, которых обижают, вынуждены держать все досады в себе, доходя до нервных срывов, и даже в этом случае до них никому нет дела.

Старшие детдомовцы легко перенимают дурные манеры, бывает, курят по углам, «стреляют» сигаретки у прохожих, матерясь и обращаясь на «ты» к пожилым людям, но на самом деле страшная вещь — это то, что есть детдомы, где нравы хуже чем в тюрьмах, где старшие воспитанники насилуют младших…

О скольких случаях самоубийств подростков, находящихся в детдомах и подвергавшимся издевательствам «однокашников», мы слышали по ТВ, о скольких еще не слышали…

Полная безнаказанность агрессоров и распущенность руководства чаще всего встречается в сельских учреждениях для содержания детей, где-то на отшибе от периферии…

Нянечкам, работающим за копейки, успеть бы убрать все, не до привития детям правильных ценностей. Воспитателям, имеющим оклад на пару тысяч больше чем у нянечек и насмотревшимся на разные картины жизни, оставившим свои чувства в далекой молодости, уже до многого нет дела.

В домах-интернатах для детей-инвалидов в должности воспитателей часто можно встретить теть, обращающихся с детьми только матами и криками . Люди, пришедшие туда работать с благими целями, не выдерживают психологической нагрузки и увольняются… Дети остаются в окружение лиц с прожженной совестью или твердолобых, ко всему привыкших… кто из них вырастает?

Есть и хорошие детдома, не спорю, в той же поселковой местности… Небольшие, уютные, и дети, воспитывающиеся в таких учреждениях могут вырастать людьми, но это счастливый случай.

В России существуют разные формы устройства детей в семьи, одни из них патронат и приемная семья (когда ребенка не усыновляют, а берут в гости иногда или организуют маленький детский дом).

Если хотя бы каждый десятый россиян будет брать в гости на выходные (пусть и не на каждые) ребенка из детдома (чаще всего берут на патронат детей 7-11 лет) и учить его чему-то жизненному — преступников, наркоманов у нас будет намного меньше . Равнодушие порождает жестокость..

Усыновление слишком серьезный шаг для многих (и лучше не рисковать, если нет уверенности в силах), а патронат — это компромисс между усыновлением, на которое сложно решиться, и небольшой помощью во благо детям.

Маша (девочка, выросшая в детском доме) на вопрос о том, когда ей было лучше всего — отвечает, что в гос.учреждениии, мол, почти как на курорте, только скучно, но главное положительное впечатление — картофельное пюре с гуляшом как в садике, это то, ради чего стоит там находиться, по ее мнению.

По выходу из интерната Маша «вляпалась» в тысячу передряг, девушка, кстати, очень симпатичная и неглупая, но неприятности к ней липли против воли.

О матери и об отце (которых уже нет в живых) она и вспоминать не хотела, они пили и относились к ней жестоко. Девушка, несмотря на весь свой потенциал, не хотела учиться даже на повара, мечтала найти олигарха, но оставалась рядом с недостойными кавалерами…

И это совсем не гены: это заданный вектор жизни, который человек, помещенный в определенные условия жизни, не способен поменять, и израненная душа, которая ищет исцеления там, где его нет… Ведь несмотря на то, что Машка веселая и яркая, она не хотела жить и пыталась несколько раз свести счеты с жизнью. И таких девушек и юношей миллионы…

Их не научили жить, у них может быть море потенциала, но ноль способности его реализовать . Всем не помочь: даже если положить усилия на то, чтобы «вытащить» такую Машу из омута, она нередко не понимает протянутой руки, поскольку уже выросла в жестокой атмосфере и сама «кусается» да и не верит никому.

Но главное: после отчего, холодного, недружелюбного дома равнодушный, но все обеспечивающий детдом — ломают всякое желание чего-то добиваются, подростки не понимают, зачем им чего-то добиваться…

Их долго кормили, одевали, а теперь какая-то самостоятельная жизнь, где нужно зубами вгрызаться в землю, чтобы выжить… зачем? Вся проблема в том, что они не понимают не только «как», но и «зачем». Если бы они хотя бы поняли, что им это крайне необходимо — нашли бы возможности, но нет и инициативы.

Дети, выросшие без родителей, в стенах казенных домов не думают о том, что дальше, они живут одним днем, посему очень часто плачевно заканчивают, едва покинув стены детдома.

Реальность жизни выпускников детдома

После выхода из детдома многим юношам и девушкам дают квартиры, правда, это не голословное заявление: жилья еще нужно добиваться и успеть встать на очередь до 23 лет.

115 тысяч детдомовцам (на 2015 год) квартиры не дали, то есть забрали обманным путем, либо предоставили нелепые отказы…

Вику и ее братьев лишили возможности получить квартиры, признав недееспособными по «липовому» заключению психиатров, естественно, задействовано руководство детдома.

Девушка, выйдя из учреждения, сумела через местного народного депутата восстановить дееспособность и получить квартиру, но сколько подобных ей остаются за бортом и превращаются в бомжей или проводят жизнь в психушке, тюрьме…

К слову, Вика встретила хороших людей, заменивших ей семью, часто гостит у них, они и вывели ее в люди. А по поведению, несмотря на свои 25 лет, она бесшабашный ребенок.. не попади она в хорошие руки — неизвестно, что бы было.

Могут дать жилье под снос, на окраине, но и это лучше, чем ничего, однако можно добиться лучшего, только кто из детдомовцев знает о своих правах… Двум выпускникам детдома (парню и девушке, с которыми я знакома лично) дали жилье на окраине, в деревянных домах.

Девушка вопреки всему стала очень хорошим человеком, прекрасной матерью и женой, а парень, несмотря на то, что человек-то не плохой, уже несколько раз сидел в тюрьме, устроиться в жизни не может…

Пособие по безработице (если встать на учет на биржу труда) в первые полгода после выхода из детдома сегодня от 37 до 45 тысяч рублей. Как вы думаете, куда тратят эти деньги те, которые никогда не умели зарабатывать деньги?

Они просто транжирят то, что можно было пустить на дело направо и налево, но не это самое страшное, а то, что многие спиваются и подсаживаются на иглу в этот период.. а когда кончаются средства — не так просто вернуться в трезвую жизнь.

У нас в отдаленном районе города среди обычных панельных многоэтажек есть несколько домов, в которых массово дают квартиры детдомовцам. Соседи часто жалуются на шум, дебоши, притоны, пьянки, устраиваемые выпускниками детдомов.

Коммунальные услуги они не оплачивают, даже не потому, что денег нет (ведь с пособия можно было бы заплатить за пару лет вперед), а потому, что они не понимают, что нужно платить, что им не все дадут и не все им должны… Их никто не научил организовывать жизнь, планировать будущее…

В пятиэтажке рядом с домом знакомой — скопление криминальных элементов, они снимают там квартиры, и каждый вечер компании пьяных молодых людей занимают лавочки, ютятся в парках поблизости… Среди них много детдомовцев. Почему они вместе?

Те, кто выходят из тюрьмы — пытаются выжить любыми способами, кто для этого подходит лучше, чем недавно покинувший стены детдома молодой человек, ничего не знающий, не умеющий в жизни, получающий пособие в 40 тысяч? Так последние и спиваются, и встают на «скользкую дорожку»…

Девочки, выросшие без материнской заботы, часто относятся беззаботно, равнодушно к своим детям, которых они могут рожать сразу после выхода из детдома.

Помню сюжет по ТВ, где говорили про девушку в 18 лет, ждущую 3-го ребенка, дома пара круп и пустые полки, первые дети уже были в детдоме. У них либо отсутствует, либо слабо развит материнский инстинкт… Их дети довольно часто также становятся воспитанниками сиротских учреждений.

«Синдром детдомовца» — почти не выводимая болезнь, чем больше человек прожил с пониманием того, что все вокруг дается за просто так — тем сложнее ему придется . Привычка к иждивенческому образу жизни, к тому, что все вокруг должны — одна из самых вредных привычек.

Выпускники детдома и жертвы и иждивенцы одновременно, они не виноваты, Но у людей, хоть чему-то наученных и однажды попавших в тяжелую ситуацию, может сработать «механизм компенсации», то есть они найдут выход, а вот те, кто и не научены ничему — вечно остаются в позиции жертвы-иждивенца.

И это печально, но, в общем-то, поправимо, как говорится, нет ничего невозможно. Очень многие спасаются, приходя к вере, это ограждает их от наркотиков, алкоголизма и прочего негатива и дает надежду на хорошую жизнь…

Не будем забывать и том, что иждивенством поражены не только те, кто воспитывался в гос.учреждениях. но и огромная часть молодежи, воспитавшаяся в благополучных семьях… а среди выпускников детдома все же достаточно тех, кто стал людьми, и как правило очень хорошими.

Также не стоит забывать, что все мы можем внести свою маленькую лепту, имею ввиду патронат.

«Жизнь после детского дома», телеканал «Теледом»:

Наше представление о мире во многом зависит от тех слов, которые мы употребляем. «Как вы лодку назовете – так она и поплывет», — говорится в старом советском мультике. Используя те или иные выражения по отношению к окружающей действительности и к окружающим нас людям, мы волей неволей моделируем вокруг себя мир. И иногда этот мир становится для наших собеседников злой мачехой, а иногда – ласковой мамой, в зависимости от слов, которые мы употребляем.

Фото vk.com

В случае с детьми, которые остались без родителей, существует целая система понятий. И некоторые из них вполне приемлемы, а другие наоборот категорически противопоказаны к употреблению.

Слова под запретом

Если вы хотите говорить о теме сиротства и говорить так, чтобы никого не обидеть и никому не сделать хуже, то стоит внимательно относиться к своему лексикону. Словом можно ранить ребенка или родителя напрямую, а еще можно создать такую картину мира, которая усложняет жизнь всем детям, которых усыновили или потенциально могут усыновить.

Под запретом оказываются слова, которые не просто называют, а указывают на отношение. И даже если это отношение жалости, а не агрессии, употреблять такие слова не стоит. Сиротка, сиротинушка — тем самым ребенку в детском доме прививается комплекс жертвы, излишней жалости к себе, которая ведет к безволию и безответственности. А жалость ребенку в детском доме не нужна, .

Не стоит также назвать детей, которые живут в государственных учреждениях, акцентируя внимание на их судьбе – брошенный, отказник, приемыш, беспризорник и даже сирота… И точно также не стоит определять их по тому месту, где проживают. Это не их выбор и они к этому выбору по большому счету не имеют никакого отношения. Детдомовец, детдомовка, приютский, интернатский, беспризорщина и детдомовщина… Все эти слова указывают говорящим и слушающим на то, что главное в человеке не он сам, а то окружение в котором он находится. И именно эта групповая идентичность, а не личные качества человека определяют отношение к нему. Слова эти вызывают к жизни все те ужасные стереотипы, которые окружают в нашем мире тему детей из детских учреждений. И актуализируют не только в окружающих, но и в самих детях.

Сомнительные слова

Однако отказаться от некоторых слов, которые кажется не совсем правильными, все же не получится. Вот то же слово «сирота». Это слово входит во многие официальные документы в сочетании «дети-сироты». Именно в этой форме и стоит его употреблять, но стараться избегать и единственного числа (сирота) и обозначения «сироты» без первого слова «дети». Ведь на самом деле они, прежде всего дети, а уж потом сироты. При этом абстрактные понятия, образованные от этого слова, также вполне приемлемы. Ведь они не относятся ни к кому персонально, да и вообще называют явление, а не человека: социально сиротство, профилактика сиротства. То же можно сказать и о слове беспризорность, которое уместно, когда речь идет о социальном явлении, а не конкретном человеке.

Таким же словом с ограничением в употреблении можно считать слово «отказник». Именно это слово легко в основу названия сайта Отказники.ру одной из первых благотворительных организаций в нашей стране, которая буквально выросла снизу и которая занималась именно детьми-сиротами. Однако само это слово тоже стоит употреблять с осторожностью. И уж точно не использовать в единственном числе по отношению к конкретному ребенку. Ведь это не главное его качество, что кто-то когда-то от него отказался. Это всего лишь факт биографии, не самый приятный, и не стоит ребенка привязывать к этому факту веским словом.

Как надо

А как же правильно говорить о детях-сиротах, вернее, о каждом конкретном ребенке. Конечно, есть официозное название – «ребенок, оставшийся без попечения родителей». Но вряд ли стоит использовать это громоздкое выражение в каких-то еще текстах кроме бюрократических. Лучше всего любого ребенка называть просто по имени. Не стоит ставить его статус во главу угла. Назовите ребенка ребенком, а уж потом добавьте какую-то дополнительную особенность, которая у него есть:

  • ребенок на попечении государства,
  • ребенок лишенных прав родителей,
  • приемный ребенок,
  • ребенок с ментальными особенностями или ребенок с ограниченными возможностями здоровья (слово здоровье в этой конструкции – обязательно!)

Специальные термины

Ну и, конечно, вокруг темы сиротства существует еще целый ряд специальных терминов. Которые отличаются по значению в зависимости от того, в каком контексте они употребляются. Номер один в этом ряду – термин «усыновить». Строго юридически под усыновлением понимается процедура установления родительских прав над некровными детьми, причем обоих полов.

Дети, которые в связи с жизненными обстоятельствами остались без родительского внимания и заботы, должны быть обеспечены защитой государственных органов. Их определяют в приемные семьи либо в специализированные учреждения, где за ними будет осуществляться надзор и уход. Кроме того, несовершеннолетние в данном случае не считаются сиротами, а только детьми, которые остались без родительского попечения, потому что законные представители ограничены или лишены прав, не исполняют свои обязанности. Сиротой можно назвать только того ребенка, который потерял и отца, и мать, потому что они умерли.

Определение

Ребенок, оставшийся без попечения родителей, - это несовершеннолетний, который остался без заботы, внимания и материального обеспечения последних, в связи с тем, что они были лишены или ограничены в правах на него, уклоняются от воспитания, длительно отсутствуют, не забирают его из образовательного учреждения.

Вопросами по устройству таких детей в приемные или патронатные семьи либо в специализированные учреждения занимаются государственные социальные службы. Они должны выявлять таких несовершеннолетних, вести их учет, а также осуществлять контроль за их дальнейшей жизнью, питанием и развитием, если последние были переданы для воспитания другим людям.

Устройство

Сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, определяются в специализированные учреждения для того, чтобы они могли нормально питаться, развиваться и получать образование.

Существует несколько форм для устройства несовершеннолетних:

  • опека или попечительство;
  • усыновление, удочерение;
  • патронатная или приемная семья.

В случае если такие возможности определения детей отсутствуют, то они должны быть переданы в специальные учреждения. Последние могут быть следующих видов:

  • детские дома;
  • интернаты;
  • социально-реабилитационные центры и приюты.

Ст. 155 кодекса о семейных отношениях говорит о том, что перечень таких учреждений может быть также дополнен иными некоммерческими организациями, которые будут осуществлять свои главные функции в виде надзора за такими несовершеннолетними.

В данном случае помощь детям, оставшимся без попечения родителей, обеспечивается государством в лице специальных социальных служб, которые занимаются их устройством в приемные и патронатные семьи, а также в специализированные интернаты и временные приюты.

Сроки

Органы опеки вправе определить несовершеннолетних в указанные учреждения для постоянного или временного проживания.

В том случае, когда ребенок помещен в детский дом на неустановленный период, то все обязанности по уходу, питанию и его содержанию ложатся на данную организацию.

Если же несовершеннолетнего определили в интернат временно, то за законными представителями, опекунами, попечителями сохраняются все права. При этом у данных лиц обязательно должны быть уважительные причины (тяжелое заболевание, длительная командировка), в связи с которыми они не могут должным образом следить и ухаживать за детьми.

В независимости от того, временно или постоянно ребенок будет находиться в специализированном учреждении, органы опеки составляют соответствующий акт при его передаче в указанную организацию.

Главные обязанности

На органы опеки возложены следующие функции:

  • обеспечение устройства несовершеннолетнего в специализированную организацию, где он будет получать образование, находиться под присмотром и на полном содержании;
  • осуществление контроля за деятельностью учреждения, где проживают маленькие граждане.

До того момента, пока ребенок не станет совершеннолетним, он будет находиться под их пристальным вниманием и надзором.

Защита детей, оставшихся без попечения родителей, полностью ложится на органы опеки, которые таким образом выполняют свои главные функции.

Помощь

Ребенок, оставшийся без попечения родителей, - это несовершеннолетний гражданин, который вправе получать питание, образование и жилье от государства, потому что он лишился заботы родных и близких людей. Подобную помощь детям оказывают государственные органы, которые их передают в специализированные приюты и интернаты. Для этого и существуют социальные службы. Кроме того, каждый неравнодушный человек может помочь детям, обратившись для этого в специализированное учреждение.

Данные

Ребенок, оставшийся без попечения родителей, - это несовершеннолетний, который находится в банке учета детей, которые нуждаются в помощи и защите. Для того чтобы получить какую-либо информацию о несовершеннолетних либо при желании их взять для воспитания в семью, необходимо обратиться к региональному оператору. На сайте банка есть анкеты малышей, вместе с фотографиями и краткими сведениями.

Данные о детях, оставшихся без попечения родителей, существуют для учета специализированными органами, которые осуществляют контроль за ними, а также для реализации прав граждан, желающих взять ребенка для воспитания в семью или усыновить.

Формы

Ребенок, оставшийся без попечения родителей, - это несовершеннолетний, который нуждается в заботе и помощи государства. В данном случае его определением в интернат или приют будут заниматься специализированные органы.

Существует несколько форм устройства несовершеннолетних, лишившихся поддержки близких людей:

  • усыновление или удочерение, которое производится после оформления всех необходимых документов, представляет собой принятие ребенка на правах кровного родства, после чего от него уже невозможно отказаться;
  • опека - устанавливается над малышом до 14 лет, после этого возраста возможно только попечительство; подразумевают под собой проживание несовершеннолетнего с людьми в их доме под постоянным контролем социальных служб;
  • приемная семья - малолетние передаются гражданам после оформления договора; заменяет нахождение последних в специальной организации.

Поддержка государства

Права детей, оставшихся без попечения родителей, ни в коем случае не должны быть нарушены. Поэтому существует государственная поддержка, направленная на их защиту. Дети в данном случае имеют следующие права:

  • на образование;
  • на медицинское обслуживание;
  • на получение жилья;
  • на осуществление трудовой деятельности.

Защита детей, оставшихся без попечения родителей, осуществляется с помощью государственных органов опеки, благодаря которым ребенок сможет обрести новую и крепкую семью, которая лучше прежней сможет позаботиться о нем и его будущем.

Труд

Несовершеннолетние граждане, лишенные родительского попечения, при обращении в службу занятости должны быть поставлены на учет в качестве безработных с назначением пособия, которое будет соответствовать уровню средней зарплаты региона. При этом данные лица имеют право пройти профессиональную подготовку с назначением стипендии. Кроме того, если при трудоустройстве работодатель нарушит их права, то он будет нести ответственность в соответствии с действующим законодательством.

Медицинское обслуживание

Детям, оставшимся без родительского попечения, и сиротам гарантируется бесплатная помощь в случае их болезни. Кроме того, они имеют право на лечение за пределами РФ при наличии достаточных медицинских показаний после обследования, которое будет проведено за счет денег из федерального бюджета. Также указанные несовершеннолетние граждане направляются в оздоровительные лагеря на безвозмездной основе.

Получение жилья

Дети, которые остались без попечения родителей, и сироты должны находиться в специализированных учреждениях, в которых за ними будет осуществляться надзор и контроль со стороны органов опеки. После достижения указанными лицами 18 лет, они имеют право на предоставление им благоустроенного жилья. Кроме того, оно должно быть в состоянии, пригодном для проживания. Возможность получения жилья сохраняется за данными лицами даже после исполнения последним 23 лет.

Судебная защита

В том случае, если нарушаются права детей, оставшихся без родительского попечения, и сирот, то их законные представители и прокурор вправе обратиться в вышестоящие инстанции для восстановления социальной справедливости. При этом данные граждане могут обратиться в суд, который находится по их месту жительства.

Защита прав детей, оставшихся без попечения родителей, осуществляется профессиональными юристами на безвозмездной основе, потому что такое правило установлено законодательством РФ.

Прокурор при обращении в судебный орган всегда исходит из того, что граждане из тех детей, которые лишились родителей, в силу своего трудного материального положения не могут самостоятельно сделать этого. Кроме того, они нуждаются в защите государства.

Организации

Виды учреждений для детей, которые лишились родительского попечения, достаточно сильно отличаются друг от друга, и каждое имеет свое назначение.

К организациям, где содержатся несовершеннолетние, относятся:

  • образовательные, где они обучаются и воспитываются;
  • социального обслуживания, в случае наличия у ребенка выраженных умственных и физических недостатков;
  • системы охраны здоровья.

Учреждения для детей, оставшихся без попечения родителей, не всегда могут обеспечить им полноценное образование и развитие, поэтому органы опеки всегда стараются найти для каждого такого малыша хорошую семью.

Данные организации существуют нескольких видов:

  • социальный приют предназначен для временного пребывания;
  • дом ребенка, куда помещаются малолетние до трех лет, в том случае если их оставили после рождения, для помощи матерям-одиночкам;
  • школа-интернат, где несовершеннолетние проживают и учатся;
  • детский дом - специализируется как учреждение для ребят различного возраста.

Кроме того, не сильно впечатляют темпы устройства маленьких граждан в семьи. Поэтому число детей, оставшихся без попечения родителей, становится все больше. Также не каждого ребенка можно взять для воспитания в семью в связи с различными медицинскими показаниями, иногда ему лучше будет находиться под контролем специалистов коррекционного учреждения.