Самопожертвование матери ради ребенка пример. Психология жертвы

  • Не всегда самопожертвование связано с риском для жизни
  • Совершать героические поступки человека побуждает любовь к Родине
  • Человек готов пожертвовать собой ради того, кого он действительно любит
  • Для спасения ребенка порой не жалко пожертвовать самым ценным, что есть у человека – собственной жизнью
  • Только нравственный человек способен совершить героический поступок
  • Готовность к самопожертвованию не зависит от уровня доходов и социального статуса
  • Героизм выражается не только в поступках, но и в умении быть верным своему слову даже в самых сложных жизненных ситуациях
  • Люди готовы на самопожертвование даже во имя спасения незнакомого им человека

Аргументы

Л.Н. Толстой “Война и мир”. Порой мы не подозреваем, что тот или иной человек может совершить героический поступок. Это подтверждает пример из данного произведения: Пьер Безухов, будучи богатым человеком, принимает решение остаться в осажденной неприятелем Москве, хотя имеет все возможности уехать. Он – настоящий человек, не ставящий на первое место свое материальное положение. Не жалея себя, герой спасает из огня маленькую девочку, совершая героический поступок. Можно обратиться и к образу капитана Тушина. Сначала он не производит на нас хорошего впечатления: Тушин предстает перед командованием без сапог. Но сражение доказывает то, что этого человека можно назвать настоящим героем: батарея под командованием капитана Тушина самоотверженно отражает атаки неприятеля, не имея прикрытия, не жалея сил. И совершенно не важно, какое впечатление на нас производят эти люди при первом знакомстве с ними.

И.А. Бунин “Лапти”. В непроглядную вьюгу Нефед отправился в Новоселки, находящиеся в шести верстах от дома. Сделать это его побудили просьбы больного ребенка принести красные лапти. Герой решил, что “нужно добывать”, потому что “душа желает”. Он хотел купить лапти и покрасить их фуксином. К ночи Нефед не вернулся, а утром мужики привезли его мертвое тело. За пазухой у него нашли пузырек с фуксином и новенькие лапти. Нефед был готов на самопожертвование: зная, что подвергает себя опасности, решил действовать на благо ребенка.

А.С. Пушкин “Капитанская дочка”. Любовь к Марье Мироновой, капитанской дочке, не раз побуждала Петра Гринева подвергать свою жизнь опасности. Он отправился в захваченную Пугачевым Белогорскую крепость, чтобы вырвать девушку из рук Швабрина. Петр Гринев понимал, на что идет: в любой момент его могли поймать люди Пугачева, он мог быть убит неприятелями. Но героя ничто не остановило, он был готов спасти Марью Ивановну даже ценой собственной жизни. Готовность к самопожертвованию проявилась и тогда, когда Гринев был под следствием. Он не стал рассказывать о Марье Мироновой, любовь к которой и привела его к Пугачеву. Герой не хотел делать девушку причастной к следствию, хотя это позволило бы ему оправдаться. Петр Гринев своими поступками показал, что готов вытерпеть что угодно ради счастья дорогого ему человека.

Ф.М. Достоевский “Преступление и наказание”. То, что Соня Мармеладова пошла по “желтому билету”, является тоже своего рода самопожертвованием. Девушка решилась на это сама, сознательно, чтобы прокормить свою семью: отца-пьяницу, мачеху и ее маленьких деток. Каким бы грязным занятием не была ее “профессия”, Соня Мармеладова достойна уважения. На протяжении всего произведения она доказывала свою духовную красоту.

Н.В. Гоголь “Тарас Бульба”. Если Андрий, младший сын Тараса Бульбы, оказался предателем, то Остап, старший сын, проявил себя как сильная личность, настоящий воин. Он не предал отца и Родину, сражался до последнего. Остапа казнили на глазах у отца. Но как бы тяжело, больно и страшно ему ни было, во время казни он не издал ни звука. Остап – настоящий герой, отдавший жизнь за свою Родину.

В. Распутин “Уроки французского”. На самопожертвование оказалась способна Лидия Михайловна, обыкновенная учительница французского языка. Когда ее ученик, герой произведения, пришел в школу побитым, и Тишкин рассказал, что он играл на деньги, Лидия Михайловна не поспешила рассказать об этом директору. Она узнала, что играет мальчик из-за того, что у него не хватает денег на еду. Лидия Михайловна начала заниматься с учеником французским, который ему не давался, на дому, а потом предложила играть с ней в “замеряшки” на деньги. Учительница знала, что это делать нельзя, но желание помочь ребенку было для нее важнее. Когда обо всем узнал директор, Лидию Михайловну уволили. Ее, казалось бы, неправильный поступок оказался благородным. Учительница пожертвовала своей репутацией ради помощи мальчику.

Н.Д. Телешов “Домой”. Семка, так желающий вернуться в свои родные края, по пути встретил незнакомого дедушку. Они шли вместе. В дороге мальчик заболел. Неизвестный отнес его в город, хотя знал, что ему там появляться нельзя: дед уже третий раз сбегал с каторги. В городе дедушку поймали. Он понимал опасность, но жизнь ребенка была для него важнее. Дед пожертвовал своей спокойной жизнью ради будущего незнакомого ему человека.

А. Платонов “Песчаная учительница”. Из села Хошутово, находящегося в пустыне, Мария Нарышкина помогла сделать настоящий зеленый оазис. Она вся отдалась работе. Но прошли кочевники – от зеленых насаждений не осталось и следа. Мария Никифоровна уехала в округ с докладом, где ей предложили перевестись работать в Сафуту, чтобы обучить переходящих на оседлость кочевников культуре песков. Она согласилась, в чем и проявилось ее готовность к самопожертвованию. Мария Нарышкина решила посвятить себя благому делу, не думая ни о семье, ни о будущем, а помогая людям в нелегкой борьбе с песками.

М.А. Булгаков “Мастер и Маргарита”. Ради Мастера Маргарита была готова на все. Она решилась на сделку с дьяволом, была королевой на балу у сатаны. И все ради того, чтобы увидеть Мастера. Истинная любовь заставила героиню пойти на самопожертвование, пройти все испытания, подготовленные ей судьбой.

А.Т. Твардовский “Василий Теркин”. Главный герой произведения – простой русский парень, честно и самоотверженно выполняющий свой солдатский долг. Его переправа через реку стала настоящим героическим поступком. Василия Теркина не испугал холод: он знал, что нужно передать просьбу лейтенанта. То, что сделал герой, кажется невозможным, невероятным. Это подвиг простого русского солдата.

Что движет людьми, готовыми пожертвовать собственной жизнью? Именно эту проблему поднимает В.А.Каверин в своём тексте. Данная проблема была и остаётся актуальной в настоящее время.

Размышляя над ней, автор рассказывает о двух солдатах, вызванных в штаб. Это были Корнев и Тумик. Они были вызваны по очень серьёзному и важному заданию: нужно было уничтожить батарею противника. Командир начал свой рассказ о самопожертвованиях в годы войны и предложил разведчикам аналогичный вариант, на что оба были согласны. Утром началась операция. Вокруг было много снарядов, поэтому взорвать батарею не представляла особой сложности, но вокруг было много народа. Накануне Тумик вспомнил своего отца, девушку, друга, всю свою жизнь, он был готов отдать свою жизнь за Отчизну! Он знал, что у Корнева были молодая жена и маленький сын, поэтому подстроил жребий таким образом, что в любом случае он пойдёт на героический поступок.

Они распрощались, и через некоторое время прогремел взрыв – батарея была уничтожена.

В.А.Каверин глубоко убеждён в том, что люди готовы пожертвовать собственной жизнью ради защиты родных людей, ради защиты своего Отечества.

Я абсолютно согласен с писателем. Неведомая сила придаёт человеку силу и храбрость для свершения священного долга – защиты своей страны.

Подтверждением вышесказанному может служить произведение Б.Л.Васильева «А зори здесь тихие». Во время войны не только мужчины, но и женщины проявляли силу духа. Так, пять молодых девушек отозвались на долг защиты Родины. Они готовы были пойти на любые трудности и испытания ради спасения страны. Даже когда девушки умирали на глазах друг друга, они не сдавались, а становились сильнее. Их подвиги внесли определённый вклад в победу над врагом.

Примеры героического самопожертвования могут проявляться не только на войне. Поступаете в 2019 году? Наша команда поможет с экономить Ваше время и нервы: подберем направления и вузы (по Вашим предпочтениям и рекомендациям экспертов);оформим заявления (Вам останется только подписать);подадим заявления в вузы России (онлайн, электронной почтой, курьером);мониторим конкурсные списки (автоматизируем отслеживание и анализ Ваших позиций);подскажем когда и куда подать оригинал (оценим шансы и определим оптимальный вариант).Доверьте рутину профессионалам – подробнее.

Подтверждением является рассказ М.Горького «Старуха Изергиль». По одной легенде старухи одно сильное племя прогнало другое с его территории в дремучий лес. Долго не могли выбраться из него бедные люди. Но в один момент появился молодой и сильный юноша, который любил людей. Он стал помогать им выбраться из леса, но толпа была разочарована долгими скитаниями. Тогда Данко, так звали героя, вырвал своё пламенное сердце из груди, которое, осветив лес, вывело народ из леса. Такой героический поступок совершил юноша ради других людей.

В заключение хочется сказать, что защита своего народа и своего Отечества является священным долгом каждого из нас. Нужно помнить тех, кто подарил нам жизнь!

Полезный материал по теме:

  1. 15.3 Что такое девиз? (по тексту В. А. Каверина)
  2. Что такое самовоспитание? по тексту В. А. Каверина
  3. 15.3 Что такое ЛЮБОВЬ? по тексту Каверина
  4. 15.3 Что такое ЛЮБОВЬ? по тексту Каверина 30 вариант
  5. 15.3 Что такое ЛЮБОВЬ? по тексту Каверина 31 вариант

Что движет людьми, готовыми пожертвовать собственной жизнью? (по В.А. Каверину «Последняя ночь») (ЕГЭ по русскому)

Что движет людьми, готовыми пожертвовать собственной жизнью? Именно эту проблему В.А Каверин затрагивает в анализируемом тексте.

Чтобы привлечь внимание читателя к данному вопросу, автор повествует о случае, произошедшем на войне. Во время привала, главные герои и комиссар размышляли о самопожертвовании, поскольку перед ними стояла непростая задача: уничтожить батарею врага, мешающую передвижению войск, но сделать это можно было только пожертвовав собой. Солдаты не сомневались ни на минуту: «Тумик первый сказал, что согласен.

Корнев тоже согласился…». Оба этих героя проявили огромную силу духа, согласившись отдать свою жизнь во благо родины. Они понимали, что их выбрали не просто так, ведь они являлись лучшими разведчиками и даже успели получить несколько медалей, и только они могли выполнить эту миссию.

Кроме того, именно воспоминания о доме, семье, отчизне придали солдату уверенность: «Тумик» вспомнил всю свою жизнь, самое главное, самое интересное в жизни.». Обдумав все перед высадкой, герой сделал вывод: «Недаром же я жил на земле».

Обе приведенные иллюстрации из текста наталкивают на мысль о том, что самопожертвование необходимо в критической ситуации, когда от поступка одного человека зависит судьба многих других.

Позиция Каверина относительно поднятой проблемы становится понятной лишь после осмысленного прочтения текста.

Нельзя не согласиться с точкой зрения автора, поскольку во время войны действия солдат были направлены на благо отечества во имя спасения своих родных и близких, оставшихся на гражданке. Ради победы люди были готовы на самые отважные и самоотверженные подвиги, в некоторых ситуациях даже на самопожертвование.

Таким образом, проанализировав текст, можно сделать вывод о том, что людьми, готовыми к самопожертвованию, движет любовь к родине, чувство долга перед отечеством, а воспоминания о доме придают сил и морально подпитывают каждого человека.

Самопожертвование как образ жизни.

В наших людях заложено самопожертвование. Конечно, не во всех, но очень-очень во многих.

Об этом свидетельствуют история, достаточно вспомнить жен декабристов. В литературе яркий пример – Сонечка Мармеладова. И современная жизнь: жены, спасающие мужей алкоголиков, матери, забывшие о себе ради детей, трудоголики, работающие на благо компании по 15 часов в сутки.

А еще нас с самого детства учат, что надо думать в первую очередь о близких, о коллективе, что эгоизм – это плохо и стыдно. Но на самом ли деле жить для других хорошо?

Самопожертвование подразумевает отказ от собственных интересов, желаний, стремлений ради другого человека. Многие думают, что в основе такого поведения лежит любовь, но это не так. На самом деле люди посвящают свою жизнь другим по двум причинам: страх и неуверенность в себе.

В первом случае человек боится потерять близкого, остаться в одиночестве или лишиться преимуществ: денег, статуса и т.д. Таким образом, в основе самопожертвования лежит эгоизм.

Нередко бывает так, что человек считает себя неудачником, не имеющим значения, никому не нужным и неинтересным. И поэтому он живет достижениями и проблемами других людей. Таким образом, он стремится добиться общественного признания или расположения близких, ощутить свою значимость. Если в этом и есть любовь, то только извращенная любовь к себе самому.

Стремление к самопожертвованию вызвано недостатком любви в детстве или воспитанием: в семье было принято жить для других, поощрялась благотворительность в ущерб себе.

Наибольшая проблема самопожертвования в том, что жертвующий собой человек не понимает, что это только его выбор, что никто ничего ему не должен. И поэтому, не получив ничего взамен, он начинает обвинять других в неблагодарности.

Самопожертвование, если это не образ жизни, может быть и бескорыстным: спасение товарища на войне, во время катастрофы, пожара и т.д., мать в критической ситуации жертвует собой ради ребенка.

Стоит ли жить ради другого, даже любимого человека, жертвуя своими интересами? Или все же эгоизм (в разумных пределах) должен иметь место в любых отношениях?

Что такое самопожертвование

Самопожертвование – это жертвование собой или собственными интересами во имя других добровольно. Оно бывает осознанное (работники МЧС, военные в бою) и неосознанное (помощь людям в экстремальной ситуации).

жертвенное, чистосердечное стремление защитить других, собственную землю, дом. Подобное намерение выступает итогом чувства патриотизма человека, его идеалов и воспитания. Индивид не способен поступать по-другому. Такие личности бросаются на помощь без раздумий, это духовный порыв;
исполнение собственных внутренних желаний. Здесь стоит привести пример. Есть люди, которые стремятся попасть в «горячие точки», чтобы спасать там жизни людей. Но зачем им это нужно? Можно подумать, что это стремление защитить Родину. Но на деле они стремятся получить медали и награды за смелость ради того, чтобы ими гордились близкие.

В свою очередь жертвенность в понимании религии выступает добродетелью, которая выражается в чистосердечном стремлении посвятить себя окружающим.

Проблема самопожертвования

Считается, что готовность жертвовать собой за основу использует любовь. Мощные чувства заставляют людей совершать подвиги: одни посвящают себя бескорыстно половинке, другие отдаются любимому делу. Но эксперты уверены, что подобная теория ошибочна.

Проблемой самопожертвования выступает непривлекательность причин, вызывающих данное желание. В жизни стремление жертвовать собой порождают другие чувства: страх и сомнения. Последние становятся причиной потери ощущения силы и уверенности. Подобные люди уверены, что их личность ничего не значит, они не готовы совершить поступки, потому живут проблемами и достижениями другого человека. Кроме того, они уверены в личных неудачах, потому считают, что снисхождение им недоступно. Результатом такого мнения выступает самопожертвование собой. Этим способом люди пытаются получить расположение, признание.

По этой причине часто смыслом самопожертвования выступает не искреннее желание пренебрегать своими интересами, а простое манипулирование людьми для достижения внутренней цели. Страх в виде главного мотива жертвенности появляется из-за страха одиночества.

Примеров из жизни есть немало: дети, которые вырвались из-под душащей опеки матери, забывают о ней; жены, которые отказались от реализации себя ради семьи, оказываются одинокими или терпят неуважение мужа. От таких индивидов можно часто слышать жалобы, что они делали все ради других, но в итоге ничего не получили. Но их не просили о таких жертвах, их действия – собственный выбор.

Осознанное самопожертвование – это понимание человеком жертвы, ее сути, цели и ценности. Солдат, когда прикрывает собой других или идет на врага, осознает, что это станет причиной его смерти, но его действия спасут других. Именно это жертвование собой называется героизмом.

Жертвование не слишком опасно, если относится к одной семье или коллективу, т.к. его пагубное влияние не слишком глобально. Но если оно касается интересов целой страны или общества, то результат будет плачевным. Нередко основой действий террористов-суицидников выступает проблема самопожертвования. Их аргументы основываются на любви к Родине, религии.

Чем опасно самопожертвование

Первое, что приходит на ум при произнесении слова «самопожертвование» – нечто возвышенное. Это отказ от себя ради высших целей, жертва собственными интересами во имя более ценного. Но Лев Толстой говорил, что наиболее обидным выражением эгоизма выступает самопожертвование. Чем оно опасно? Что имел в виду Толстой?

Славянскому народу присуще самопожертвование, мы не являемся индивидуалистами. Помимо этого, у нас поощряется стремление приносить себя в жертву. Но случается, что жертвование собой – это стиль существования, оно обретает необычные формы.

Считается, что жертвование собой во имя любимого – показатель хорошего тона. Нам приводят в пример декабристских жен, а родителям не оставляют выбора вовсе – они обязаны делать все ради детей, подчиняя себя их желаниям. Да, любовь – это не эгоизм, но зачем кому-то страдать? Так ли нужны жертвы?

Как уже упоминалось, базой самопожертвования не всегда выступает любовь. Часто его основой является страх и неверие в собственные силы. Человек уверен, что он не достоин признания и любви, потому завоевывает их. Самопожертвование становится элементом манипуляции. Личность читает себя не настолько хорошей, чтобы рядом с ней вторая половинка осталась просто так, потому требуется приложить недюжинные усилия. А боязнь здесь того, что человек, ради которого совершается жертва, уйдет.

Но негатив не только в этом, чем дальше личность идет в стремлении отдать себя, тем страшнее заканчивается история. Вокруг существует много примеров того, как люди не оценивают подобные жертвы. Но предателями их называть нельзя. Если другой человек добровольно отказался от чего-то, то рано или поздно он услышит вопрос, зачем он это делал, кто его просил.

По этим причинам жертвование собой считается проявлением эгоистичности. Человек ведет себя так, как считает верным, не учитывая мнение других людей об этом. Но он также требует благодарности за свои действия. Не получая этого, он чувствует обиду. В итоге возникает ненависть к тому, ради которого совершалась жертва, кому она оказалась ненужной. Человеку требуется оставлять право выбора, нужна ему эта жертва или нет, отказаться от нее или принимать.

Но, как же альтруизм, отречение от себя? Жертвование собой, конечно, имеет право существовать. Ведь каждый решает, что делать и как себя вести. Главное, не ждать признания за собственные действия, тогда вы не совершите поступков, направленных на удовлетворение внутренних потребностей за счет других.

Из огромного множества текстов для подготовки к ЕГЭ по русскому языку мы выделили те проблемы, касающиеся самопожертвования, которые встречаются наиболее часто. К ним мы подобрали аргументы из литературы. Все они доступны для скачивания в виде таблицы (ссылка в конце статьи).

  1. А.Т. Твардовский «Василий Теркин». А. Т. Твардовский в своей знаменитой поэме «Василий Теркин» сумел показать силу характера русского человека и его самоотверженность. О судьбе простого солдата можно слагать легенды. Герой, конечно, воспринимает войну с горечью, но знает, что должен делать все, от него зависящее, чтобы помочь людям, которые попали в тяжелейшие условия. С товарищами он всегда пытался шутить и рассказать им что-то интересное, чтобы они не успевали задумываться о том, что ожидает их впереди. Он без каких-либо сомнений готов прийти на помощь любому, в этом заключается его долг. Например, в главе «Переправа» он переплывает ледяную реку, чтобы донести важные сведения до начальства и помочь оставшимся на том берегу товарищам. И самое главное, что за свою самоотверженность он не требует наград или званий, чарка горячительного напитка уже способна сделать его чуть счастливее. Здесь важно понимать, что таких, как Тёркин, во времена войны были тысячи, в каждой роте по одному отважному бойцу, который был готовы пожертвовать собой ради победы и счастья для будущего поколения.
  2. Б.Л. Васильев «А зори здесь тихие». Ужас войны никого не мог обойти стороной. Каждая семья столкнулась с потерями, горем и ежедневным страхом. Б. Васильев рассказывает нам истории девушек, которые решили уйти на фронт, и у каждой из них была веская причина для подобного решения. Мало кто привык ассоциировать войну с женщинами, и от этого осознания не становится легче. Пять молодых девушек храбро сражались против ненавистного врага, были готовы пойти на что угодно, чтобы выполнить поручения командира. Даже, когда на их глазах начали, одна за другой, умирать подруги, они не сдались, только ещё больше загорались желанием победить. На их жизни пришлось слишком много горя и слез, но это лишь укрепило дух, не дало слабости вырваться наружу. Каждая из них совершила подвиг и отдала жизнь за Родину, нисколько не сомневаясь в правильности своих поступков.
  3. Л.Н. Толстой «Война и мир». В романе «Война и мир» существуют описания многих персонажей, и все они ведут себя различно в то время, когда началась война против Наполеона. Но хотелось бы заострить внимание на личности капитана Тушина, который изначально не производит положительного впечатления на читателя. Л. Толстой хочет показать этого человека с совершенного иного ракурса. Сцена сражения, в которой участвует батарея Тушина, впечатляет до глубины души. Никто не мог подумать, что человек, который предстает перед главнокомандующим без сапог, может совершить героический поступок. Храбрость Тушина проявляется в критический момент, когда он, не жалея сил, отражал вражеские атаки. И, когда читаешь о таких самоотверженных подвигах, начинаешь понимать всю суть слова «самопожертвование».

Любовное самопожертвование

  1. У. Шекспир «Ромео и Джульетта». В самой знаменитой трагедии о любви рассказывается история двух молодых людей, которые были готовы пожертвовать всем ради чувств, которые они испытывали друг к другу. Исторически так сложилось, что их семьям пришлось соперничать друг с другом, но это не могло стать препятствием к зарождению влюбленности между Ромео и Джульеттой. У них было слишком мало времени, но все же любовь, которая разгорелась так быстро, была чистой и настоящей. И Шекспир красноречиво указывает на то, сколь правдивы эти слова, потому как герои жертвуют жизнью ради чувства.
  2. А.И. Куприн «Гранатовый браслет». Это повесть А.И. Куприна, в которой раскрывается мысль о том, на что способен человек ради любви. Образ Желткова дает читателю понять, что глубокие чувства могут быть высокими и благородными. Всю свою жизнь герой посвящает лишь одной женщине, которую не смеет забыть или предать. Он не требует от княгини ничего взамен, просто беззаветно любит. Желтков способен испытывать ощущение счастья от, казалось бы, совсем незначительных вещей. Он делает подарок любимой, зная, что никогда не сможет быть с ней рядом. Вся его жизнь окутана нежными чувствами к этой женщине, которые может пресечь разве что смерть. После объяснения с мужем Веры, Желтков видит лишь один, но очень печальный, выход, так как не хочет приносить несчастья в её жизнь.
  3. Гомер «Одиссея». Древнегреческие мифы полны рассказами о подвигах, но есть ли там место любви? В гомеровской «Одиссее» рассказывается о приключениях героя троянской войны. Одиссей много лет скитался по морям, побеждал чудовищ и никак не мог найти дорогу домой, так как был проклят. Зачем он терпел все эти лишения, когда у него был шанс поселиться на острове с богиней Калипсо и закончить жизнь в вечном спокойствии? Одиссей совершал столь многое именно ради любви к своей жене – Пенелопе. Он пытался любой ценой найти дорогу домой, потому что знал, что она не забыла и терпеливо ждет его возвращения. Ради него она тоже терпела постоянные нападки ненавистных женихов и пыталась сделать все возможное, чтобы дождаться любимого мужа. Даже когда все вокруг перестали верить в то, что он ещё жив, она продолжала хранить надежду в своем сердце.
  4. Рабское самопожертвование

    1. Н.В. Гоголь «Шинель». Н.В. Гоголь был одним из первых писателей, который обратил внимание на фигуру маленького человека. Конечно, главный герой повести «Шинель» Акакий Акакиевич Башмачкин вызывает у читателя чувство жалости. Но не стоит забывать, что лишь он сам виноват в собственном положении. Всю свою жизнь он привык выслуживаться перед всеми, кого считал выше себя, и это приводит его к осознанию собственной ничтожности. Он влачит своё жалкое существование, сосредотачивает внимание на абсолютно мелочных событиях. Привычка принижать себя перед остальными делает его рабом собственной жизни, что и приводит его к такому печальному итогу.
    2. А.П. Чехов «Хамелеон». Главный герой рассказа А.П. Чехова «Хамелеон» является очередным примером глупого и комичного самопожертвования. Надзиратель Очумелов так сильно стремится показать всем своё уважение к генералу, что совершенно забывает о том, как выглядит в глазах остальных людей. Жертвуя собственной честью и достоинством, он готов облизывать вышестоящие чины при том, что это не принесет ему очевидной выгоды. Чехов пытается показать, в каком невыгодном «цвете» выглядит человек, не имеющий собственной позиции, и готовый подстраиваться под всех, чтобы произвести хорошее впечатление.
    3. Самопожертвование, связанное с профессией

      1. М.А. Булгаков «Записки юного врача». В произведении М.Ю. Булгакова «Записки юного врача» перед нами раскрывается образ молодого врача, который только что закончил учебу и отправляется на практику в какое-то забытое Богом село. Он оказывается в условиях, которые не особо соответствуют тем, к которым он успел привыкнуть, находясь в городе, в цивилизованной больнице. Но, несмотря на окружающую бедность, юноша невольно проникается к каждому своему пациенту и вкладывает все свои знания и профессионализм в процесс лечения. Находясь в сложных ситуациях, он чудом находит ответы, восхищая всех остальных своими способностями. Именно в этом и заключается его жертвенность, молодой врач пытался любой ценой спасти каждого пациента, который приходил к нему за помощью.
      2. И.С. Тургенев «Отцы и дети». Образ Евгения Базарова в романе И.С. Тургенева «Отцы и дети» всегда восхищал читателей. Но была в этом молодом герое такая особенность, которая выделялась более всех. Он был чрезвычайно любознателен и трудолюбив. Базаров каждый день пытался посвящать время изучению чего-то нового и совершенствованию уже усвоенных навыков. Он видел свою жизнь в постоянном развитии и просвещении. Его уверенность в том, что только тяжелый и упорный труд может спасти погрязшее в грехах общество, была не напрасна. И момент, когда Евгений случайно ранит себя во время работы, тоже является показательным. По сути, он умирает от желания стать хорошим врачом и помогать людям, то есть жертвует собой ради любимого дела всей жизни.
      3. Самопожертвование ради людей

        1. Эсхил «Прометей прикованный». Миф о Прометее, который подарил человечеству огонь, является самым знаменитым примером самопожертвования. Прометей хотел, чтобы люди стали чем-то большим, чем просто обычными дикарями, которые живут в страхе перед богами. Он видел в них огромных потенциал и возможности, о которых сами они не могли догадаться. Поэтому он дарит им огонь, а позже показывает, как добыть его самостоятельно. Также он решил обучить людей счету и чтению, искусству приручения животных и мореходным навыкам. Прометей знал, что Зевс покарает его за бунтарское поведение, но намеренно жертвовал собой, чтобы дать человечеству возможность жить иначе.
        2. У. Шекспир «Гамлет». В трагедии Уильяма Шекспира «Гамлет» главный герой, датский принц, сталкивается с ужасными событиями. Умирает его отец, а позже является в образе духа и просит отомстить тем, кто виновен в его гибели. Гамлет находится в замешательстве и большую часть произведения пытается понять, что именно происходит в его жизни, и как не сойти от этого с ума. Он наблюдает за теми, кто окружал его всю сознательную жизнь, и видит, в каком прогнившем обществе существовал, не замечая столь очевидного порока. Гамлет продумывает ряд действий, чтобы обнаружить убийцу отца, а затем решается на месть. Несмотря на глубокие душевные терзания, принц знает, что должен совершить этот кровавый поступок ради того, чтобы очистить Датское королевство от всех скверных людей, которые принесли столько горя его семье.
        3. В рассказе А. Солженицына «Матренин двор» героиня всю жизнь жертвовала своими интересами ради процветания окружающих людей. В молодости она вышла замуж не по любви, а чтобы помочь семье своего пропавшего жениха. Она стала женой его младшего брата, Ефима. Потом все свои лучшие годы она отдала самоотверженной работе во благо новоиспеченных родственников и местного колхоза. Затем, лишившись своих детей, она взяла на воспитание дочку вернувшегося Фаддея, который ненавидел ее за мнимое предательство. В конце своего жизненного пути добрая женщина решила пожертвовать домом, отдав лучшую его часть Кире. Перетаскивая горницу через рельсы, она и встретила свою смерть. Увы, ее каждодневные бескорыстные труды во имя ближних никто не помнил и не ценил, ведь на похоронах ее родственники и друзья лишь делили скудное наследство, не горюя об утрате. Однако именно этот человек ценой самопожертвования всегда помогал им.

Существует достаточно распространенное представление о том, что самопожертвование во благо других является чрезвычайно ценным. Нередко родители даже гордятся тем, что им пришлось от многого отказаться ради детей. «Если бы не ты, то мы бы с твоим папой давно развелись, я бы получила высшее образование, я бы продвинулась в карьере и т. п.» – такие фразы дети слышат не так уж редко. Тем более что самопожертвование социально подкрепляется: подобное считается очень благородным делом, и жертвующие собой служат образцом подражания для остальных.

Предлагаю более глубоко рассмотреть плюсы и минусы такого поведения. Может показаться жестоким, но самопожертвование родителей ради блага детей не всегда имеет позитивный результат . Как ни странно, оно может, наоборот, приводить к формированию у детей деструктивной позиции. Почему? Если вдуматься, то в словах родителей «если бы не ты…» невольно передается скрытое послание, которое считается наиболее опасным для жизни. В их основе подразумевается следующее: «Если ты умрешь, то мне станет легче». Послание «если бы не ты…» закладывает в ребенка бессознательную программу, чтобы тот для облегчения жизни родителей исчез как можно скорее.

Есть еще одна тонкость. Занимая позицию самопожертвования, родители почти не спрашивают ребенка о ее нужности для него. Получается, что родители поступают так по своему желанию , облекая его в маску «самопожертвования». В качестве примера приведу фрагмент консультации. Однажды ко мне пришла пожилая женщина. Она со слезами на глазах стала рассказывать о своем сыне. Всю жизнь она его опекала, после школы устроила в институт в другой город. Через полгода выяснилось, что он там не учился, да еще задолжал огромную сумму денег. Для того чтобы его спасти, ей пришлось продать квартиру. Ее вопрос был следующий: «Что мне с ним делать, как его изменить?» Я сначала попытался перевести разговор на нее саму: почему это ее так волнует, как ей жить своей жизнью, а не жизнью сына. По моим правилам надо работать с тем, кто пришел. Но женщина будто меня не слышала и продолжала говорить не о себе, а о своем сыне.

Я понял, что для того, чтобы вывести ее из депрессивного состояния, нужна шоковая терапия: «Ситуация у вас тупиковая. Думаю, что помочь вам никак нельзя». Слова подействовали отрезвляюще. Наконец-то она услышала меня. «Почему?» – спросила она. «С одной стороны – перевоспитать сына в таком возрасте вам вряд ли удастся. С другой – вы же будете продолжать заниматься его делами. Не так ли?» Она подтвердила мои слова и спросила: «Но, может, что-нибудь получится сделать?» «Для этого надо как-то ослабить нагрузку. Но вы же его не бросите. Отсюда получается, что есть только один выход. Чтобы вам стало легче, надо, чтобы он… умер. Тогда вы перестанете страдать». Женщина сначала испугалась, потом задумалась и сказала: «Да, и сын мне все время говорит, что думает о самоубийстве. Даже пистолет какой-то грозился достать».

Действительно, в позиции жертвующего всегда есть скрытая агрессия к другому человеку, ведь именно он является причиной его лишений. И эта подсознательная агрессия передается, но от нее трудно защититься – он же жертвует ради меня! Ни один ребенок не хочет своего счастья ценой страдания родителей. Он любит маму и папу и ради них готов на многое. Детская логика очень проста: если мать страдает из-за меня, значит, чтобы ей стало легче, надо умереть. Так жертвенная позиция формирует у другого человека деструктивную самоубийственную позицию . А дети любят своих родителей, тонко чувствуют их скрытые сигналы и ради этой любви готовы пойти даже на смерть. Поэтому для облегчения родительской участи у них может сформироваться жизненный сценарий, в основе которого – желание побыстрее исчезнуть из жизни. Средств для его реализации предостаточно: алкоголь, наркотики, травмы и т. д. Если посмотреть на детско-родительские отношения таких скрытых самоубийц, то там часто можно обнаружить, что ребенок рассматривался одним из родителей как помеха своей личной жизни.

Такой глубинный смысл и вред самопожертвования касается не только отношений родителей и детей, но и других человеческих отношений. Поэтому самопожертвование можно рассматривать как форму тонкой манипуляции: мы, страдая, повышаем себе самооценку, а тот, ради которого якобы это делается, перегружается чувством вины. При самопожертвовании человек выступает не берущим, но дающим, однако все его «дары» имеют общую черту: «даритель» под личиной любви удовлетворяет собственные потребности. Он не учитывает потребности развития «получателя», то, что было бы полезно и способствовало его росту и развитию. Получается, что самопожертвование часто вредно как для самого «жертвователя», так и для его подопечного.

Причинять людям зло большей частью не так опасно, как делать им слишком много добра.

Ф. де Ларошфуко

Ловушка 28. Ты мне больше не дочь (не сын)!

Иногда родители в воспитательных или иных целях используют такое страшное на первый взгляд заявление: «Если ты так себя поведешь, то ты мне больше не дочь (не сын)!» Например, одна женщина со слезами на глазах вспоминала, как в детстве во время конфликта мама ей говорила: «Я не твоя мама. Твоя мама на базаре семечками торгует!» Несмотря на искренность говорящих, данная фраза нонсенс . Совершенно не стоит бояться таких слов, наши страхи абсолютно беспочвенны.

Ввиду того что категория «родной» в отличие от «чужого» является постоянной, то с родными невозможно изменить статус отношений . Родственные отношения не зависят от поступков, их статус определяется биологическим путем, то есть «по крови». Как бы дочь или сын себя ни вели, они все равно остаются родными. По отношению к своим родственникам мы всегда будем родными. Это факт. Совсем по-другому дело обстоит в отношениях с чужим человеком. Он может быть другом, мужем, начальником, и все это способно меняться. С другом можно поссориться, с мужем развестись, от начальника уволиться или, двинувшись по служебной лестнице, стать его руководителем.

Иногда смешивание категорий «чужие – родные» приводит к возникновению идеи о том, что для избежания отвержения надо стремиться быть хорошим. Страх отрицания со стороны родителя провоцирует стремление быть «хорошей дочерью» или «настоящим сыном». Это тоже ошибка. Природная данность не поддается оценке, оценить можно только нечто сделанное или искусственное. Могу ли я сказать, что дерево, которое я вижу из окна, плохое или хорошее? Оно такое, какое есть, другого не могло быть. Выросло на таком месте, в таком климате, при таком освещении. А вот если я сделал, например, табуретку, то ее можно оценить, хорошая она или плохая. Плохими могут быть муж или жена, подчиненный или начальник, так как это социальные роли, и, как следствие, они поддаются оценке. А плохих родственников не бывает! Как бы ребенок себя ни вел, он навсегда останется сыном или дочерью. Если мы стараемся быть «хорошими» сыновьями или родителями, братьями или сестрами, то такое поведение лишь увеличивает наше отчуждение друг от друга.

В случае смешивания статусов родителя и ребенка они сменяются на роли начальника и подчиненного. Как сказала одна девушка: «Если я не буду слушаться папу, он мне не будет давать деньги». Я задал ей вопрос: «А чем роль дочери отличается от роли подчиненного?» С ходу она не смогла найти отличий, сказала, что это одно и то же. Я предположил, что хотя бы теоретически отличие должно существовать. Мы стали вместе размышлять. Если человек в роли подчиненного, то он работает за зарплату, соответственно, никакой откровенности с начальником быть не может, приходится применять всевозможные уловки и манипуляции для сохранения своего рабочего места. Тогда она спросила: «А как же оставаться дочерью, а не подчиненным?» Единственное, что я смог тогда ответить: «Сделайте что-нибудь для папы бесплатно, без выгоды для себя». Ей это помогло.

Другой случай в моей практике на эту же тему. У молодой девушки была сильная привязанность к родителям. Она обратилась сразу с двумя проблемами – ей сложно устроиться на работу и она не может выйти замуж. Пока она работает при маме и с маленькой зарплатой. В процессе обсуждения оказалось, что эти проблемы не так уж далеки друг от друга. Вот отрывок нашей беседы:

– Мама вчера вечером пришла и спросила меня: «Кого я могу попросить помыть посуду?» Я ответила, что нас дома четверо, кого хочет попросить, к тому пусть и обращается. Мама обиделась и пошла сама мыть посуду. Я подошла и спросила ее, почему она прямо не сказала о своем желании предложить мне помочь. Но она только губы поджала. Мне стало очень неприятно от этого, будто я в чем-то провинилась, оказалась непослушной. И так происходит часто, мне бы хотелось что-нибудь в этом изменить.

– То есть вы не хотите быть больше послушным ребенком. А что дает роль послушного ребенка? – спросил я.

– Любовь и… деньги.

– А дочь – это профессия? В чем разница между дочерью и работником?

– Наверное, особой разницы нет. Часто родители берут на работу своих детей. Ну, разница, наверное, в том, что работник сознательно думает о зарплате, а дочь бессознательно.

– Тогда другой вопрос: тебе родители в семье платят как дочери или как «хорошей» дочери?

– Уж конечно, так просто денег не дадут! – со смехом ответила она. Потом добавила: – Вообще меня всегда пугало, что надо будет начать работать. Очень боялась, что в один момент родители скажут – все, иди сама зарабатывай.

Я решил, что уже можно перейти к некоторой интерпретации:

– Возможно, суть проблемы в том, что ты не разделяешь роли работника и дочери. Из-за этого возникает проблема трудоустройства. Так как у тебя уже есть работа – «хорошая дочь». И зарплата, как я понимаю, неплохая. На новой работе столько платить вряд ли будут. Конечно, в такой ситуации другую работу искать совсем не хочется. Но это соединение рабочих и родственных отношений создает невротические отношения, так как нет такой профессии «хорошая дочь». Отличия существуют, и они значительные. Если работника можно уволить за плохую работу, то дочь – это на всю жизнь. Поэтому не бывает плохих или хороших дочерей. Ошибкой считать, что плохая дочь – та, которая не оправдывает ожидания родителей. Тебе дают деньги не за то, что ты оправдываешь родительские ожидания, а за то, что ты родная дочь. В отличие от зарплаты, их дают просто так, а не за работу.

– Но бывает же, что родители отказываются от своих детей, – возразила она.

– Бывает. Ну и что из того? Как бы они ни отказывались, ты все равно остаешься дочерью.

Когда родитель отвергает сына или дочь, последним следует принять от них жизнь в свое сердце, а потом отпустить их навсегда.

Самопожертвование: славная добродетель или глупое самоотречение


В настоящие дни не существует четкого определения важных понятий, связанных с моралью и нравственностью. Расплывчатость терминологии, смещение видения мира у многих людей в сторону злобного материализма привело к тому, что слились воедино различные дефиниции.
В головах рядового обывателя царит путаница, что делает его беззащитным перед двумя противоположными крайностями – эгоцентризмом и самопожертвованием. Большинство привыкло считать, что эгоизм – вовсе не качество, позволяющее блюсти свои интересы, а черта, присущая себялюбивым и корыстным персонам. Под альтруизмом подразумевают вовсе не бескорыстную заботу о других людях, а свойство, характерное для слабохарактерных персон.

А вот к такому качеству личности, как самопожертвование у общества вообще не существует единого мнения. Для одних людей способность к самопожертвованию сродни с высоконравственным героизмом. В понимании других особ самопожертвование – глупый и бессмысленный стиль жизни. Однако для большинства современников истинный эгоизм – требуемое порицания и наказания зло. В то время как способность к самопожертвованию – высшая степень добродетели. Одним словом: эгоизм всегда ужасен, а самопожертвование прекрасно.

Можно ли однозначно судить о свойстве личности – готовности к самопожертвованию? Аморально ли заботиться о собственной жизни, в то время как беспокоиться о бытие других нормально? Ответы на эти вопросы постарается дать эта публикация. С точки зрения разумного, независимого, свободного, творческого и уважающего себя человека, коим считает себя ваш автор.

Что есть самопожертвование: суть явления
Что представляет собой самопожертвование? Согласно толковым словарям, самопожертвование – это свойство личности, проявляющееся в готовности человека отказаться от собственных интересов, игнорировать личные потребности, отмахнуться от жизненных удовольствий ради удобства и благополучия других людей. Самопожертвование – это решимость человека по доброй воле посвятить свою энергию, время, усилия, знания и навыки какой-либо цели.
В разных религиях, культурах, философских учениях самопожертвование оценивается по-разному. В христианстве это свойство личности признано высшей добродетелью и идет наравне с самоотречением ради Господа. Психологи считают самопожертвование крайней степенью проявления альтруизма и утверждают, что данное качество человека является причиной многих психических явлений, в числе которых патологическая ненависть к себе, известная как феномен self-hating Jew.

Самопожертвование часто идет вкупе со связкой иных достоинств человека, среди которых: героизм, добросердечность, совестливость, патриотизм, бескорыстие, великодушие. Самопожертвование может наблюдаться в разных сферах жизни и проявлять себя различным поведением. Например: солдат отдает свою жизнь, защищая Отечество. Родитель лишается одной почки, спасая жизнь своего ребенка. Женщина, посвятившая свою жизнь развитию отпрысков. Малыш, добровольно отдающий любимую игрушку несчастному сироте.

Можно утверждать, что самопожертвование предполагает принесение на алтарь избранной цели большой ценности, чем размеры выгоды, которую мы получим от деяния. Вряд ли можно назвать пожертвованием добровольную раздачу ненужных вещей страдающим нищим. Ведь в итоге человек получает большую выгоду – освобождение личного пространства и очищение души. Так же нельзя назвать самопожертвованием сделку, которую совершает юная девица, выходя замуж за богатого старика, и лишившаяся возможность быть в кругу сверстников. В этой ситуации срабатывает договор: она отдает свое время и тело, получая взамен материальные блага. Поэтому необходимо четко разделять, что есть истинное самопожертвование, а что есть обыкновенная сделка.
К разновидностям самопожертвования альтруисты также относят сознательный отказ человек от получения удовольствий в настоящем ради получения благ в будущем. Однако такая трактовка вовсе абсурдна. Разве можно назвать самопожертвованием изнуряющую зубрежку студента, который отказался от сегодняшних развлечений ради того, чтобы стать именитым хирургом в будущем? Можно ли считать самопожертвованием активную деятельность предпринимателя, который сознательно лишился досуга ради того, чтобы поставить на ноги свой бизнес? Вряд ли такие деяния можно отнести к категории героических добродетелей, ведь сознательное пожертвование ладьей, чтобы завладеть ферзем – грамотный и продуманный ход.

Не всегда и случаи героизма являются самопожертвованием. К примеру: солдат, отважно идущий на встречу с противником, напавшим на его Родину, просто выполняет свой долг, защищая свою же свободу от агрессора. Однако если он отправляется на край земли в составе «гуманитарной миссии», его поведение можно назвать самопожертвованием, поскольку межплеменная резня в каких-то африканских государствах вовсе не затрагивает его личных интересов.

Из-за чего появляется синдром спасительницы: причины жертвенности
Сегодня немало персон постоянно приносят себя в жертву ради удобства других людей. Чаще всего в роли спасительницы Ифигении выступают представительницы женского пола: у них потребность кого-то опекать заложена в крови. Однако у добровольных спасительниц мира эта потребность зашкаливает. Ифигении взваливают на свои плечи тяжелую ношу: бесконечно входят в чье-то положение, оберегают других от неприятностей, разрешают чужие проблемы. Они советуют и настаивают, охраняют и защищают. Они мирятся с любой несправедливостью и терпят любые недостатками.

Их акт самопожертвования направлен на супруга, потомство, предков, друзей, коллег. Они действуют наперекор своим интересам, увлечениям, целям и наносят немалый вред психическому здоровью. Из-за чего эти «матери Терезы» приносят свою жизнь в бессмысленную жертву?
Психологи указывают, что причина бессмысленного героизма пускает корни в ранние детские годы, когда в подсознании ребенка закрепилось чувство собственной никчемности и ощущения виновности. Неправильная стратегия родительского воспитания, моральный прессинг, излишняя требовательность, нездоровая критика, вечные упреки формируют у маленькой личности бессознательное чувство вины. И психика неокрепшего создания подсказывает единственный выход, как сгладить эти мучительные ощущения – жертвовать собой, утверждая свою добродетель.

Еще одна причина склонности к самопожертвованию – равнодушие родителей к потребностям ребенка. Если отец и мать вели себя отстраненно, не учитывали интересы малыша, не интересовались его достижениями, не помогали разрешить проблему, то ребенок всеми силами стремится привлечь внимание близких людей и завоевать их любовь. Как это сделать? Полной покорностью и самопожертвованием: учиться на отлично, тянуть на себе бытовые хлопоты, безропотно выполнять команды родителей. Детство быстро пролетает, а привычка жертвовать собой, дабы заслужить признание людей, остается.
Привычка к самопожертвованию может развиться на фоне своеобразного личностного портрета. Как правило, характерные черты матери Терезы – мягкосердечие, доброта, отзывчивость, сострадание. Они способны идентифицировать себя с другим человеком, прочувствовать, что он ощущает. Это впечатлительные, мнительные, легкоранимые персоны.

Польза и вред самопожертвования: чем опасна жертвенность собой
Многие ошибочно полагают, что жертвовать собой – добродетель. Что быть спасительницей Ифигенией – почетно. Действительно, идти на самопожертвование ради высоких целей или при крайней необходимости во имя спасения жизни другого – героизм.
Однако в реальной жизни самопожертвование больше напоминает нездоровое безрассудство. В действительности великомучениц Ифигений редко награждают: самопожертвование часто идет им во вред.
Как правило, окружающие манипулируют такими людьми, злоупотребляя их безотказностью и мягкосердечием. Их используют в своих интересах, унижают и делают объектом для издевательств.
Привычка к самопожертвованию приводит к тому, что матери Терезы забывают о себе. Они перестают ухаживать за внешностью, не следят за здоровьем, деградируют как личность. В итоге близкие люди начинают видеть в таких дамах не женщину, даже не человека, а бесправное существо.

У людей, привыкших к самопожертвованию, существует много проблем в личных отношениях. К таким персонам быстро теряют интерес их партнеры, поскольку общаться с загнанной жертвой неинтересно, а заниматься любовью с замухрышкой не хочется. Очень часто мужчины бегут от таких спутниц, поскольку их жертвенность очень схожа с тотальным контролем. А находится под жестким контролем, когда за тебя все делают и решают, нравится не многим.
Иными словами, безрассудное самопожертвование чревато полным разрушением жизни человека. Он перестает быть независимой личностью, не может вести полноценную жизнь, утрачивает понимание истинных ценностей, существует по лживым приоритетам. Спасительницы Ифигении – частые пациенты психиатрических клиник, которые утратили свое душевное здоровье в результате никому не нужной жертвенности.

Как избавиться от бессмысленной жертвенности: шаги к здоровому эгоизму
Как перестать жертвовать собой бессмысленно и не быть спасительницей недостойных людей? Уделяем внимание изучению следующих рекомендаций психологов.

Шаг 1
Чтобы перестать быть безрассудной Ифигенией, необходимо пристально изучить свое поведение во всех аспектах жизни. Определить, какие из наших поступков являются действенной и необходимой помощью нуждающемуся человеку, а какие деяния являются медвежьей услугой. Нам следует установить, какие из совершаемых дел приносят нам чувство собственного удовлетворения и улучшают настроение, а какие занятия мы выполняем со скрипом на душе. Мы должны выяснить, какие из выполняемых обязанностей идут нам на пользу, способствуют нашему совершенствованию и раскрытию потенциала, помогают скрасить действительность, а какие дела отбрасывают нас на низшую ступень развития хомо сапиенс.
Такой анализ собственной жизни желательно проводить в спокойной обстановке, фиксируя установленные факты на листе бумаге.

Шаг 2
После того, как мы установили, какие акты нашей жертвенности несут пользу собственной личности и являются незаменимыми для близких людей, а какие дела являются проявлением безрассудного альтруизма, нам следует составить программу поэтапного устранения «приступов героизма».
Следует помнить, что в одно мгновение избавиться от привычки жертвовать собой и стать отпетым эгоистом, вряд ли удастся. Запасаемся терпением, действуем последовательно и постепенно, но решительно.

Шаг 3
Как применить программу по устранению собственной жертвенности на практике? Начинаем с малого. Если наше самопожертвование заключается в игнорирование своих интересов во благо домочадцев, и наши будни заключаются в удовлетворении желаний близких, то коренным образом перестраиваем свое поведение.
Позволяем членам семьи быть свободными, независимыми, самостоятельными. Перестаем контролировать их каждый шаг. Делегируем им часть домашних обязанностей. Не стараемся ублажить их желания. Даем им возможность самостоятельно расхлебывать кашу, которую они заварили.
Это вовсе не означает, что мы должны полностью отмахнуться от проблем близких людей. Но их трудности необходимо пропускать через фильтр «реальных проблем» и «искусственно созданных сложностей».
К примеру, если наш благоверный супруг за три дня умудрился пропить всю зарплату, пусть теперь сам решает, где раздобыть средства на пропитание. Если нерадивый партнер, не советуясь ни с кем, влез в кредитное ярмо, то пусть сам подыскивает средства для погашения долга. Если драгоценный муж вложил все семейные накопления в сомнительную аферу, то пусть крутится как белка в колесе и пашет на трех работах, а не перекладывает решение проблем на нас.

Такие кардинальные решения мы должны принять насчет всех аспектов бытия, которые вынуждают нас жертвовать своими интересами, временем, здоровьем. Хотят домочадцы изысканных обедов, то пусть зарабатывают на яства в дорогом ресторане или сами творят на кухне кулинарные шедевры. Хочет юный отпрыск последнюю модель айфона, пускай разыскивает способы заработка, например: раздает листовки, а не требует от вас дорогого подарка, ради приобретения которого можно положить зубы на полку.

Шаг 4
Чтобы избавиться от привычки к самопожертвованию, необходимо переключить внимание на себя. Героически и вдохновленно играя роль идеальной супруги и совершенной мамы, мы совсем забываем про то, что мы – уникальная личность и привлекательная женщина. А не рабочая лошадь, бесплатная уборщица, кухарка, посудомоечная машина, нянька, сиделка и карманный психолог в одном лице. Признав для себя, что вы являетесь свободной личностью, позвольте себе делать все то, что раньше было под строгим запретом.
Начинаем со своей внутренней «обложки»: маски для волос, обертывания для тела, спа-процедуры для лица. Посещение сауны, бассейна, салона красоты, массажного кабинета и тренажерного зала должны обязательно войти в нашу жизнь.

Шаг 5
Чтобы перестать жертвовать собой ради чужих благ, нам надо обрести мощный внутренний стержень. Развиться духовно, трансформировать свои деструктивные черты характера в позитивные свойства личности, отказаться от разрушающей программы мышления. Как это сделать? Читать литературу, посещать психологические тренинги, обсуждать свои проблемы со специалистом. Хороший способ развить свою личность – созерцать окружающую действительность, ощутив себя беспристрастным мудрецом. Наблюдать, подмечать, анализировать, восхищаться прекрасным миром, отбросив привычку вешать категорические ярлыки.

Шаг 6
Избавиться от привычки к самопожертвованию и стать гармоничной натурой поможет посещение разнообразных мероприятий. Просмотр качественных кинолент, визиты в художественные галереи и музеи, посещение концертов и спектаклей помогут обрести новый взгляд на жизнь и внесут яркие краски в повседневные реалия.
Возможно, что на первых порах будет немного неуютно и тревожно. Ведь мы привыкли жертвовать собой и ставили под запрет удовольствия. Чтобы отвлечься от тревожных мыслей можно взять за правило устраивать длительные прогулки по лесу и записаться на секцию йоги.

Шаг 7
Чтобы избавиться от привычки к самопожертвованию, мы должны научиться уважать себя. Для этого отмечаем даже мельчайшие достижения, фиксируем на бумаге свои успехи. Не забываем хвалить и благодарить себя даже за крошечные деяния.
Личность, которая любит и ценит себя, встречает у окружающих уважение. Помним, что от уверенных и самодостаточных персон невозможно требовать стать жертвой.

Вместо послесловия
Чтобы избавиться от разрушающего качества – бессмысленного самопожертвования – следует научиться говорить твердое «нет» на просьбы, которые нам неприятны и тяжело выполнимы. Овладеть мастерством тактичного отказа, если предложения других людей вызывают у нас внутренний протест. Уметь аргументировать свою точку зрения и смело отстаивать свои взгляды.
Помним о том, что в гармоничной личности дружно сочетаются здоровый эгоизм и обоснованный альтруизм. Поэтому от потребности к самопожертвованию необходимо освободиться, чтобы жить счастливо и полноценно.

Admin

Личностное качество самопожертвование является способностью посвящать собственную жизнь высшим целям, дарить себя человеку или чему-то возвышенному.

Что такое самопожертвование

Самопожертвование – это жертвование собой или собственными интересами во имя других добровольно. Оно бывает осознанное (работники МЧС, военные в бою) и неосознанное (помощь людям в экстремальной ситуации).

жертвенное, чистосердечное стремление защитить других, собственную землю, дом. Подобное намерение выступает итогом чувства, его идеалов и воспитания. Индивид не способен поступать по-другому. Такие личности бросаются на помощь без раздумий, это духовный порыв;
исполнение собственных. Здесь стоит привести пример. Есть люди, которые стремятся попасть в «горячие точки», чтобы спасать там жизни людей. Но зачем им это нужно? Можно подумать, что это стремление защитить Родину. Но на деле они стремятся получить медали и награды за смелость ради того, чтобы ими гордились близкие.

В свою очередь жертвенность в понимании религии выступает добродетелью, которая выражается в чистосердечном стремлении посвятить себя окружающим.

Стремление к самопожертвованию

В людях встроено желание самопожертвования. Это не простое жертвование какими-то материальными благами. Это принесение в жертву собственного избранного пути, собственной энергии, сил, времени. То есть всего, что есть у человека. Высшим проявлением самопожертвования выступает отдача себя самосознанию, развитию разума, достижению чистоты сознания, а также помощь другим в достижении духовности. В виде личностного качества самопожертвование это проявление достоинства наряду с патриотизмом, бескорыстием, добротой.

Самопожертвование обладает женской природой. Первым примером его выступает безоговорочная материнская любовь. Мать стать благополучие ребенка выше всего. Любовь в качестве добровольного рабства предполагает жертвование собой, но самопожертвование – это не отдать жизнь во имя любви. Это абсолютное желание служить любимому человеку.

Проблема самопожертвования

Считается, что готовность жертвовать собой за основу использует любовь. Мощные чувства заставляют людей совершать подвиги: одни посвящают себя бескорыстно половинке, другие отдаются любимому делу. Но эксперты уверены, что подобная теория ошибочна.

Проблемой самопожертвования выступает непривлекательность причин, вызывающих данное желание. В жизни стремление жертвовать собой порождают другие чувства: страх и сомнения. Последние становятся причиной потери ощущения силы и уверенности. Подобные люди уверены, что их личность ничего не значит, они не готовы совершить поступки, потому живут проблемами и достижениями другого человека. Кроме того, они уверены в личных неудачах, потому считают, что снисхождение им недоступно. Результатом такого мнения выступает самопожертвование собой. Этим способом люди пытаются получить расположение, признание.

По этой причине часто смыслом самопожертвования выступает не искреннее желание пренебрегать своими интересами, а простое манипулирование людьми для достижения внутренней цели. Страх в виде главного мотива жертвенности появляется из-за.

Примеров из жизни есть немало: дети, которые вырвались из-под душащей опеки матери, забывают о ней; жены, которые отказались от реализации себя ради семьи, оказываются одинокими или терпят неуважение мужа. От таких индивидов можно часто слышать жалобы, что они делали все ради других, но в итоге ничего не получили. Но их не просили о таких жертвах, их действия – собственный выбор.

Осознанное самопожертвование – это понимание человеком жертвы, ее сути, цели и ценности. Солдат, когда прикрывает собой других или идет на врага, осознает, что это станет причиной его смерти, но его действия спасут других. Именно это жертвование собой называется героизмом.

Жертвование не слишком опасно, если относится к одной семье или коллективу, т.к. его пагубное влияние не слишком глобально. Но если оно касается интересов целой страны или общества, то результат будет плачевным. Нередко основой действий террористов-суицидников выступает проблема самопожертвования. Их аргументы основываются на любви к Родине, религии.

Чем опасно самопожертвование

Первое, что приходит на ум при произнесении слова «самопожертвование» – нечто возвышенное. Это отказ от себя ради высших целей, жертва собственными интересами во имя более ценного. Но Лев Толстой говорил, что наиболее обидным выражением эгоизма выступает самопожертвование. Чем оно опасно? Что имел в виду Толстой?

Славянскому народу присуще самопожертвование, мы не являемся индивидуалистами. Помимо этого, у нас поощряется стремление приносить себя в жертву. Но случается, что жертвование собой – это стиль существования, оно обретает необычные формы.

Считается, что жертвование собой во имя любимого – показатель хорошего тона. Нам приводят в пример декабристских жен, а родителям не оставляют выбора вовсе – они обязаны делать все ради детей, подчиняя себя их желаниям. Да, любовь – это не эгоизм, но зачем кому-то страдать? Так ли нужны жертвы?

Как уже упоминалось, базой самопожертвования не всегда выступает любовь. Часто его основой и. Человек уверен, что он не достоин признания и любви, потому завоевывает их. Самопожертвование становится элементом манипуляции. Личность читает себя не настолько хорошей, чтобы рядом с ней вторая половинка осталась просто так, потому требуется приложить недюжинные усилия. А боязнь здесь того, что человек, ради которого совершается жертва, уйдет.

Но негатив не только в этом, чем дальше личность идет в стремлении отдать себя, тем страшнее заканчивается история. Вокруг существует много примеров того, как люди не оценивают подобные жертвы. Но предателями их называть нельзя. Если другой человек добровольно отказался от чего-то, то рано или поздно он услышит вопрос, зачем он это делал, кто его просил.

По этим причинам жертвование собой считается проявлением эгоистичности. Человек ведет себя так, как считает верным, не учитывая мнение других людей об этом. Но он также требует благодарности за свои действия. Не получая этого, он чувствует обиду. В итоге возникает ненависть к тому, ради которого совершалась жертва, кому она оказалась ненужной. Человеку требуется оставлять право выбора, нужна ему эта жертва или нет, отказаться от нее или принимать.

Но, как же альтруизм, отречение от себя? Жертвование собой, конечно, имеет право существовать. Ведь каждый решает, что делать и как себя вести. Главное, не ждать признания за собственные действия, тогда вы не совершите поступков, направленных на удовлетворение внутренних потребностей за счет других.

Чем объясняется самопожертвование

Эксперты психологии отмечают, что на самопожертвование способен не каждый человек. Чем объясняется феномен самопожертвования? Исследователи уверены, что это качество передается на генном уровне. Иными словами, подобное стремление посвящать себя окружающим закладывается генетикой.

Помимо этого, в развитие данного личностного качества вклад вносит воспитание. Ребенок, видя действия родителей, считает их правильными.

Но часто недостаток любви в раннем возрасте становится причиной, толкающей на жертвование собой в. Люди, которых «недолюбили» в детстве, способны пожертвовать своим интересами ради признания, гордости родителей.

Так что самопожертвование объясняется желанием получить похвалу, доказать что-то обществу, получить признание, знаменитость. Помимо этого душевные порывы спасти другого человека, природное желание защитить слабого, бескорыстные порывы помочь окружающим тоже выступают причиной стремления жертвовать собой.

В современном мире, в мире развитых технологий и повышенного уровня стрессовых ситуаций, времени изменения нравственности человека, все еще существует такое понятие как самопожертвование.

Что означает слово самопожертвование

Согласно словарным толкованиям, самопожертвование – это личностное пожертвование, человек жертвует собой, своими личностными интересами ради единственной цели, ради благополучия других, отречение от самого себя ради чего-то или кого-то.

Самопожертвование ради других

Существует такое понятие как приоритетный инстинкт. Он способен управлять человеком в определенной ситуации. Но не всегда при одних и тех же обстоятельствах человек поступает одинаково. Самопожертвование, как во имя любви, так и ради других чувств, людей относится к человеческому инстинкту защиты рода, потомства, группы людей, семьи, родины (последнее приобретается вследствие воспитания).

Можно сказать, что эгоизм и самопожертвование являются противоположными значениями. Ведь случается и такое, когда в сложной ситуации, когда один человек смог бы пожертвовать своей жизнью ради спасения кого-то, другой, в свою очередь, занялся бы спасением собственной души. В подобной ситуации инстинкт самопожертвования сменяется, замещается или иным словом выдавливается инстинктом самосохранения.

Самопожертвование может быть как неосознанным (к примеру, спасения человека при экстремальных обстоятельствах), так и осознанным (солдат на войне).

Проблема самопожертвования

В настоящем времени являет в себе угрозу проблема самопожертвования в виде терроризма. Согласно мнению современного человека, действия террористов-самоубийц вполне логичны для нас и объясняются с точки зрения его мировоззрения. То есть главными мотиваторами к действиям такого типа является рационализм тактики террористических организаций и его решение разрешения различных личных проблем таким образом.

Но на самом деле к личностным стимулам террористов-смертников относится их видение самопожертвования во имя религии. У террористов исламского фундаментализма наиболее ярко проявляется такая логика в действиях. Так, самые крупные террористические организации под названием «Хезболлах», «Хамас» осуществляя террористические акты, свой главный упор видят в жертвенном самоубийстве.

Также, помимо личных мотиваций экстремистов, существует мотивация в самопожертвовании еще в связи с якобы общественном необходимостью. Так, используя восприимчивость общества по отношению к терроризму, группы экстремистов поддерживают, таким образом, повышенное внимание к себе, своим требованиям и действиям.

Примеры самопожертвования

Пожертвовать своей жизнью ради другого человека – это самый смелый поступков жизни каждого человека. Это достойно всеобщего уважения и памяти. Приведем пример героических поступков современности.

На самопожертвование способен не каждый человек, но люди, которые уже стали героями способны вдохновлять жить будущие поколения.

Олег Охрименко : Старший оперуполномоченный Олег Охрименко совершил свой подвиг в Омске. 21 апреля 2002 года он участвовал в задержании особо опасного преступника, вооружённого гранатой и пистолетом. Осознав, что оказался в ловушке, преступник взял в заложницы женщину и вышел на остановку, где было полно людей. В какой-то момент у него сдали нервы, он стал стрелять по сотрудникам милиции и был убит ответным выстрелом. Граната упала на землю и Олег накрыл её своим телом, чем спас жизни своих товарищей, прохожих и заложницы.

Полицейский Артур Каспрзак

Когда во время урагана Сэнди началось наводнение, 28-летний полицейский Артур Каспрзак вытащил из воды и перенёс на чердак дома шестерых взрослых и одного ребёнка – своего племянника. Потом он осознал, что не видит среди спасённых людей своего отца, и решил спуститься вниз ещё раз. Позже выяснилось, что отцу полицейского удалось спастись самостоятельно. Самого Каспрзака нашли мёртвым через несколько часов.

Максимилиан Кольбе

В 1941 году польский священник Максимилиан Кольбе оказался в Освенциме. Однажды один из заключённых сбежал, и заместитель коменданта лагеря отобрал десятерых узников, которые должны были за это расплатиться – умереть голодной смертью. Один из обречённых – польский сержант Франтишек Гаёвничек, стал рыдать, выкрикивая имена своей жены и детей. Тогда Кольбе вышел и предложил свою жизнь в обмен на жизнь Гаёвничека. Его жертва была принята. В жутком зловонном месте, куда бросили умирать всех десятерых, Кольбе продолжал поддерживать собратьев по несчастью – молитвой и песнями. Спустя три недели он был всё ещё жив, и нацисты решили ввести ему смертельную инъекцию. В 1982 году Максимилиана Кольбе причислили к лику

Муэльмар Магалланс

В 2009 году на Филлипинах произошла целая серия наводнений. Во время одного из них 18-летний Муэльмар Магалланс привязал верёвку к своему поясу и спас членов своей семьи, потом кинулся вытаскивать соседей из близлежащих домов. Он не останавливался, пока не выдохся, и тут увидел, как течением уносит его мать с младенцем на руках. Он нырнул ещё раз, но выплыть уже не смог. Муэльмар спас больше 20 человек.

Кейси Джонс

Легендарный машинист Кейси Джонс гнал свой паровоз на предельной скорости, пытаясь наверстать упущенное время и войти в график, когда его кочегар заметил на путях впереди товарные вагоны. Столкновение было неизбежно. Не раздумывая, Кейси велел кочегару спрыгнуть, а сам остался в кабине до самого конца, изо всех сил пытаясь затормозить состав. Благодаря действиям машиниста при столкновении погиб только один человек – сам Кейси. Ему было 37 лет.

Джордан Райс

Как и Муэльмар, Джордан Райс совершил свой подвиг во время наводнения. Но в отличие от Муэльмара, Джордану было всего тринадцать, и он совершенно не умел плавать. Наводнение настигло семью мальчика в Квинсленде (Австралия), во время автомобильного путешествия. Джордан оказался в ловушке вместе с матерью и младшим братом. Вскоре до семьи добрались спасатели и попытались вытащить Джордана, но тот отказался, потребовав спасти сначала его брата. К сожалению, после того как младший Райс оказался в безопасности, огромная волна обрушилась на машину и унесла её. Джордан и его мама погибли.

Альфред Вандербильт

Альфред Вандербильт был аристократом, спортсменом и сказочно богатым человеком.

В 1915 году он совершал деловую поездку на борту лайнера «Лузитании», когда судно торпедировала немецкая подводная лодка, и оно стало быстро тонуть. Вандербильт моментально сориентировался и принял самое активное участие в спасательной операции: помогал пассажирам рассаживаться по спасательным шлюпкам и надевать спасательные жилеты. Свой собственный жилет Альфред, оставаясь джентльменом до самого конца, отдал незнакомой женщине с младенцем. И занять место в шлюпке тоже отказался – несколько раз. Это при том, что сам он даже плавать не умел.

Есть в этой истории и ещё одна удивительная деталь: тремя годами раньше, в 1912 году, Вандербильт собирался возвращаться в Штаты на печально знаменитом «Титанике», но передумал буквально в последнюю минуту.

Герои из кинотеатра

В 2012 году некто Джеймс Холмс устроил стрельбу в кинотеатре города Аврора (Колорадо) во время премьеры фильма «Тёмный рыцарь: Возрождение легенды».

Когда прозвучали первые выстрелы, трое молодых людей инстинктивно закрыли собственными телами своих подруг, чем спасли их жизни.

Доктор Ливиу Либреску

Доктор Ливиу Либреску был профессором факультета технических наук и механики Вирджинского политехнического института. В 2007 году студент по имени Чо Сын Хи устроил в университете бойню, в которой погибло 32 человека. 76-летний Либреску пытался всеми силами не пускать убийцу в аудиторию, удерживая дверь, пока его студенты выбирались наружу. Чо Сын Хи стрелял через дверь, пять пуль попали в

⁠аргументы к сочинению

Говоря о жертвенности, самопожертвовании, хочется вспомнить строки А. Вознесенского:
Самый знаменитый пример жертвенности – это, конечно же, пример Христа. Согласно Библии, он принял смерть на кресте для того, чтобы спасти человечество. Его смерть стала искупительной жертвой за грехи людей. Главная заповедь Иисуса в том и состоит, чтобы возлюбить ближнего своего как самого себя, а следовательно, прожить свою жизнь в заботе о других людях и помощи им. Истинная жертвенность никогда не требует благодарности: всё, что делается для людей, делается с открытым сердцем и абсолютно бескорыстно, потому, что по-другому просто нельзя.

Пример истинной христианской жертвенности мы видим

Он показан в образе родственницы отца Сергия, Прасковьи Михайловны. Была она обедневшей дворянкой, которая, чтобы прокормить дочь, пьющего неврастеника зятя и пятерых внуков, вынуждена подрабатывать, давая уроки музыки. Но она не ропщет, а смиренно принимает то, что послала судьба, любит больного зятя и не попрекает ни за что. И только здесь отец Сергий с горечью осознает, что он-то всю свою жизнь прожил для «славы людской», а истинно жить для Бога – это жить для людей и не требовать от них благодарности.
Ярким примером жертвенности может служить образ Сони Мармеладовой

Она готова жить по «желтому билету», чтобы спасти от голодной смерти свою семью. Но эти страдания только укрепляют душу Сони (страдание как путь к духовному спасению – одна из центральных идей творчества Фёдора Михайловича Достоевского). Идея страдания за других также воплотилась в образах Дуни Раскольниковой, ради родных готовой выйти замуж за Лужина, и Миколки, который берёт на себя вину другого (не отказывается от обвинения в убийстве старухи процентщицы) и готов

всю свою жизнь жила как-то незаметно, добротой её постоянно пользовались другие люди и зачастую даже не благодарили за это. А Матрёна Васильевна Григорьева, или попросту Матрёна, и не требовала к себе особого отношения. Всю жизнь она прожила как будто не для себя. Работая постоянно то на колхоз, то на соседей, героиня выполняет тяжелую, «мужицкую» работу и не просит за это не то что денег, но даже благодарности. Родственники, не дожидаясь её смерти, забирают избу, завещанную ею приемной дочери, и разбирают на брёвна, чтобы сложить новый дом. При перевозке через железную дорогу этих самых брёвен Матрёна и погибает. И только после её смерти люди как будто начинают понимать, кем в действительности была эта неприметная женщина, о которой Солженицын сказал:

Еще одним примером жертвенности может служить персонаж

Мария Николаевна, баба Маша – сестра Николая Николаевича Бессольцева – деда главной героини повести. Он говорит о ней

Её жениха убили под Плевной, она же после получения известия о его смерти не пожелала выходить замуж, а посвятила свою жизнь делу образования и просвещения. Создала женскую гимназию, выпускницы которой работали в деревнях учителями. И работали они

Именно на Марию Николаевну похожа Лена Бессольцева, которая в своей ещё такой короткой жизни тоже успела показать себя как жертвенница, взяв на себя вину за не совершенный ею очень некрасивый поступок, чтобы спасти одноклассника.