История ложки для детей. История столовых приборов

В европейской культуре без ложки никто не может обойтись. Ее производят из разных материалов. Размер и форма столового предмета зависит от его назначения: кофейная, чайная, десертная. Мы сразу понимаем, чем будем есть то или иное блюдо, и даже не задумываемся, кто этот предмет изобрел и когда он приобрел привычный для нас внешний вид.

История и эволюция ложки

Ложка – настолько древнее изобретение, что невозможно установить временной промежуток ее существования. Исследователи называют разные даты ее рождения, предположительный возраст колеблется от трех до семи тысяч лет. Неизвестно даже происхождение названия этого слова. Лингвисты видят общеславянский корень в словах «лизать» или «елозить», а также «лог», что означает «углубление». Возможно происхождение от греческого – «глотать».

Одно известно точно, что ложка появилась гораздо раньше вилки. Ею можно есть как твердую, так и жидкую пищу, а вилкой – только твердую.

Древний мир

Подобие ложек использовали еще первобытные люди, это были морские раковины, половинки ореховой скорлупы или согнутые плотные листья растений. До сих пор некоторые племена в Африке и Южной Америке используют вместо них удобные раковины моллюсков. Первые ложки, сделанные людьми, выглядели как небольшие глиняные ковшики с короткими ручками. Позже для создания этого предмета использовали дерево, кости и рога животных, еще позже – металл.

Раскопки подтвердили, что в Древнем Египте использовали столовые приборы еще в пятом веке до нашей эры, – были найдены похожие изделия из камня. Древние греки изготовляли ложки из перламутровых раковин. Археологи находили подобия столовых предметов из рогов животных и рыбьих костей, относящихся к третьему тысячелетию до нашей эры. Во время расцвета римско-греческой цивилизации появились бронзовые и серебряные приборы, используемые для поедания пищи.

Средневековье

На Руси ложки стали применять на несколько столетий раньше, чем в остальных странах Европы. В летописях упоминается заказ князя Владимира (Х век) мастерам на изготовление ложек из серебра для всей своей дружины. К этому времени на Руси деревянные ложки уже использовались повсеместно. В некоторых семьях умельцы сами себе изготавливали приспособления для поедания пищи. Но в большинстве случаев пользовались продукцией мастеровых-ложкарей. В качестве материала применялись: осина, клен, береза, липа, слива, яблоня. Это были простые и практичные изделия. Резными и расписными они стали гораздо позже.

Кроме Италии и Греции, знакомых со столовыми приборами с глубокой древности, в XIII столетии ложки из серебра появились и у народов Европы. На ручках изображались ученики Иисуса Христа, поэтому столовые предметы стали называть «апостольскими ложками».

Эпоха Возрождения

В XV веке, кроме бронзы и серебра, стали изготавливать столовые предметы из меди и латуни. Металл по-прежнему считался привилегией богатых людей, бедные пользовались деревянными изделиями.

Эпоха Просвещения

Петр Первый ходил в гости со своими столовыми приборами. Следуя его примеру, на Руси закрепился обычай: собираясь в гости, брать с собой ложку. В XVIII веке, когда был открыт алюминий, первые столовые приборы из этого металла подавались только уважаемым гостям, остальные ели с помощью серебряных приспособлений. В этом же столетии круглые ложки обрели привычный и удобный овальный вид. Кроме того, закрепившаяся мода пить чай стала причиной производства столовых приборов разных размеров. К этому времени относят появление чайных ложек, а немногим более – и кофейных.

Мода в одежде на длинные рукава тоже сыграла свою роль в преобразовании столовых приборов – возникла необходимость в более длинной ручке, что сделало этот предмет похожим на современный.

XIX век

Немец Э. Гейтнер первым в Европе (1825 г.) стал выпускать столовые приборы из сплава меди, цинка и никеля, он назвал его аргентаном. Сплав стоил дешевле серебра, поэтому его стали применять для своей продукции многие европейские фабриканты. Сегодня такие ложки называют мельхиоровыми, и они до сих пор не утратили своей популярности.

ХХ, XXI век

Открытие нержавеющей стали в начале прошлого века стало переломным моментом в истории столовых приборов. Теперь этот металл лег в основу 80% всех ложек на планете. Хром, вошедший в состав изделия, уберегает его от коррозии.

Сегодня ложки производят из различных металлов и сплавов, но столовое серебро по-прежнему остается в почете.

Ложки кажутся обычной, привычной кухонной утварью. Но, пройдя долгий исторический путь, они стали участниками многих интересных историй. Например, не каждый знает, откуда пошло выражение «бить баклуши», хотя всем известно, что так говорят о лентяях. В деле ложкарей есть простое занятие – полено разбивать на части (баклуши), которые становятся заготовками для будущих изделий. В производстве ложек бить баклуши считалось легким делом и поручалось самым неумелым подмастерьям.

В старину каждый имел свою ложку. Когда у новорожденного появлялись первые зубки и он начинал получать другую пищу, кроме материнского молока, ему дарили небольшую ложечку. Считалось: если она изготовлена из серебра или золота, младенец в будущем не будет ни в чем нуждаться. К обычаю нередко обращаются и современные люди, даря малышу серебряную ложечку «на зубок».

Люди верили и в другие приметы, связанные со столовым прибором:

  • положив случайно две ложки в одну чашку, можно ожидать свадьбу;
  • ложка упала со стола – ждите в гости женщину, нож уронили – придет мужчина;
  • лишний столовый прибор оказался на столе во время семейного обеда – будет гость;
  • нельзя стучать по столу ложкой – придет беда;
  • тех, кто облизывает ложку после еды, ждет счастливое супружество.

Столовый предмет играл свою роль и в студенческой жизни прошлого. В XIX веке молодые люди, получающие образование в Казанском университете, перед каждым экзаменом клали чайные ложки под шкаф, чтобы успешно пройти испытания. Трудно сказать, какой смысл вкладывался в данную примету, но студенты верили, что она работает. В Кембриджском университете ложка использовалась по другому поводу: из дерева вырезали грандиозный столовый прибор размером почти в человеческий рост и дарили самому отсталому студенту в знак утешения.

Знаменитый мастер сюрреализма Сальвадор Дали использовал ложку в качестве будильника. Он придавал большое значение дневному сну, но не хотел тратить на него слишком много времени. Засыпая в любимом кресле, художник держал в руках столовый предмет. Когда он падал, Дали просыпался от звука. Этого времени ему хватало, чтобы восстановить силы для продолжения работы.

Такой небольшой предмет, как ложка, имеет длинную историю и является незаменимым атрибутом нашей жизни.

В следующем видео вас ждет история ложки в картинках.

Познавательный досуг в старшей и подготовительной группе.

Конспект занятия для детей 5 - 7 лет. Путешествие в прошлое ложки.


Николаева Ольга Ивановна, воспитатель
Место работы: МАДОУ ЦРР д/с №121 г. Калининград
Описание материала: Представляю Вашему вниманию конспект занятия «Путешествие в прошлое ложки», который ориентирован на формирование интереса детей к кухонной утвари, диалогической формы речи со взрослыми, дает представление о ремеслах предков. Материал будет полезен педагогам старшей и подготовительной группы детского сада, педагогам дополнительного образования, педагогам начальных классов.
Цель: формирование представлений детей о кухонной утвари – ложке, истории возникновения и использования ложки.
Задачи: познакомить детей с кухонной утварью – ложкой, ее возникновением и использованием, упражнять в ведении диалога, активизировать речь новыми словами, развивать интерес к ремеслам предков.
Материал: ложка – заготовка, металлическая и алюминиевая ложка, расписная ложка, иллюстрации разных видов ложек, для игры «Картошка» - столовые ложки, клубни картофеля, корзинка.
Подготовительная работа: рассматривание альбома «Ремесла наших предков», рассматривание разных видов ложек (иллюстраций, игра на ложках.

Ход занятия:

Педагог вносит сундучок в группу и загадочно говорит.
Воспитатель: Чтобы догадаться о чем будет наш сегодня с вами разговор, нужно постараться отгадать загадку из чудесного сундучка.
Если я пуста бываю,
Про тебя я забываю,
Но когда несу еду –
Мимо рта я не пройду.

Дети: Ложка!
Воспитатель: Каждый день мы садимся завтракать, обедать, ужинать и не можем обойтись без ложки, которая всегда лежит возле тарелки, на своем привычном месте. А кто – нибудь из вас задумывался, когда люди стали есть жидкую пищу ложкой, как появилась эта незаменимая помощница?
Дети: Нет!
Воспитатель: Когда – то одному человеку в древности пришла в голову мысль, что намного удобнее зачерпывать пищу из горшка, чем пить через край, доставать руками остатки еды на дне.
Ложка гораздо старше вилки.
Самая первая ложка была вытесана из камня, была она очень тяжелая и неровная. Затем человек придумал смастерить ложку из кости животного, она была удобнее, легче, более гладкая, чем предшественница. И во время еды ложка из кости не обжигала губы, как каменная ложка.


ложка из камня


ложка из слоновой кости
Воспитатель: Ребятки, а какие ложки вам известны?
Дети: Металлические, серебряные, деревянные.
Воспитатель: Прошло еще много лет, и человек сделал деревянную ложку, он решил, что она будет удобнее. Липа оказалась самым подходящим деревом для изготовления ложки. Ложка получилась на славу – красивая, легкая, и что важно не нагревалась от горячей пищи.
Русские простые люди с давних пор ели кашу и щи деревянными ложками.
Знатные, богатые люди на Руси – бояре и князья за стол садились с серебряными ложками, эти ложки были очень дорогими, очень долго служили, а у деревянной ложки стачивались быстро края, потому что ими задевали о дно посуды.



(Рассматривание старой деревянной ложки, сточенной по краям, и серебряной. Дети сравнивают эти ложки)
Воспитатель: Кушали люди так: ставили на стол одну на всех миску или чугун с кашей, щами. Тарелок не было, а если глиняные у кого – то и были, то их ставили только на праздники, стоили они очень дорого! Каждому давали кусок хлеба и ложку. Самый первый опускал ложку в чугун дед, а если кто – то осмеливался деда опередить, то тому ложкой по лбу, а то могли и из – за стола выгнать, голодным оставить! Отсюда пошла и поговорка: «Вперед батьки в пекло не лезь!». Кто сколько ложек успеет съесть, тот тем и сыт будет. А если в щах – мясо, то его можно брать только спросив разрешения.


Воспитатель: У людей на Руси ложка всегда была при них, ее носили за поясом или в особых футлярах. В гости без собственной ложки не ходили, хозяин никогда не давал гостю ложку, а ждал, когда тот свою достанет. Даже царь Петр I, когда обедал в гостях, слуге приказывал с собой брать царскую ложку. Ел Петр I, как простые люди, деревянной ложкой, правда была она украшена слоновой костью, он не кичился своей знатностью.
А делали ложки на Руси с выдумкой. Они были вырезные, расписные, каждый край отличался своей задумкой ложки, не похожей на другие.
Вятские ложки отличались тем, что черпачок был удлиненный и плоский, в виде яйца, ручка загнута вниз с резьбой.


Круглые хохломские ложки расписывали черными, красными, золотистыми диковинными цветами, веточками и ягодами. Какие же получались яркие ложки, невозможно глаз отвести!


(Рассматривание иллюстраций ложек)
Воспитатель: Позже появились более практичные алюминиевые ложки (демонстрация ложки). Эти ложки гнулись и ломались, темнели от горячего.


Современные люди придумали делать ложки из нержавейки – металла прочного и блестящего.


Но деревянные ложки можно и сейчас увидеть в домах, они украшают дом, а некоторые хозяйки до сих пор даже их используют. Это ложки с дыркой посередине – для компота, черпак – для ухи, муки...
- Скажите, ребятки, а еще деревянную ложку для чего можно использовать?
Дети: (ответы)
Воспитатель:Конечно, еще деревянные ложки можно использовать как музыкальный инструмент. В России музыканты – ложечники, постукивая ложками друг о друга, выстукивают мелодию плясовую и задорную.

(Дети пробуют играть на ложках)
Воспитатель: Поскорей возьмите ложку,
Соберите всю картошку!

Игра «Картошка»
Участвуют 5 – 7 детей. Из корзины на пол высыпается картофель. С помощью столовой ложки дети должны с пола собрать всю картошку, не помогая рукой. Победитель тот, кто больше всех соберет клубней.
Воспитатель: Молодцы, ребята! Вот и закончилось наше путешествие, мы узнали, когда и откуда пришла наша незаменимая помощница - ложка!

В наше время возвращается мода на все натуральное и естественное. Ложки, и другая посуда из этого материала могут быть не только сувенирной продукцией, но и ежедневными приборами для приготовления и приема пищи.

Сейчас этот столовый прибор изготавливают из керамики, металла, пластика и других современных материалов. Наши предки, жившие в согласии с природой, вырезали их себе из экологически чистого материала – дерева. Рождение деревянной ложки на Руси уходит корнями в многовековую давность. Первые упоминания о ней можно встретить в древнерусской летописи «Повесть временных лет», датированной 1110 годом нашей эры. Кстати, само значение русского слова произошло от корня «лог» – углубление.

История возникновения деревянной ложки насчитывает тысячи лет. Археологи утверждают, что находили этот предмет даже в захоронениях египетских фараонов.

Как появилась деревянная ложка

До крещения Владимиром русского народа, люди не пользовались столовыми приборами. Пищу употребляли прямо руками. В целях повышения культурного уровня православного люда, великий князь издал приказ, в котором повелевал отныне пищу подносить только с их помощью.

С этих времен и началась история создания деревянной ложки. Появились мастера, которых называли «ложкари», искусно вырезавшие их разной длины, формы и объема. Из чурбана делалась грубая заготовка, которую впоследствии отшлифовывали специальными растениями и камнями. Обычно они изготавливались из липы и плодовых деревьев, таких как вишня, слива, яблоня, рябина.

Со временем, помимо обычных изделий с толстой ручкой, стали появляться более изящные творения, с резными узорами и росписью. Не каждый мог сотворить красивую, легкую и . Мастерство оттачивалось годами и передавалось как ценное наследие подмастерьям или сыновьям.

Расписывать «под хохлому» их стали только спустя столетия, в начале 19 века. На золотистом или черном фоне искусные умельцы рисовали веточки рябины, сказочных птиц и животных. Сейчас это изделие скорее служит подарочным сувениром, особенно полюбившаяся приезжим иностранцам. Размеры таких приборов поражают воображение – от маленьких чайных, до литровых половников-великанов. В последнее время обычаи наших предков стали возвращаться, всё чаще можно увидеть свадьбы, фестивали и праздники, проводимые в народных костюмах, с традиционными русскими гуляньями. Существует даже целый день, который назван в честь данного столового прибора.

Как музыкальный инструмент

Впервые их в этом качестве стали использовать скоморохи, которые сопровождали веселые песни и частушки ритмичным постукиванием друг об друга. Этот обычай дошел и до наших дней. Любой ансамбль народных песен обязательно должен иметь в арсенале ложки для игры. Теплые, мелодичные звуки стали «душой» любого русского гулянья.

Очень полезно обучать маленьких детей игре на этом инструменте. Это развивает не только чувство ритма и мелкую моторику, но и позволяет снять чрезмерную активность маленьких непосед и привить им традиции наших предков. Замечено, что у детей, обучавшихся играть на таком инструменте, в школе был самый ровный и красивый почерк.

Приметы и гадания

На Руси у каждого члена семьи она была своя, поэтому часто ее часто носили с собой или в особом мешочке, или в голенище сапог. Отсюда пошло и выражение: «К чужому столу, да со своей ложкой».

Всем известна примета, которая дошла и до нас – упала со стола ложка – жди в гости женщину, упал нож – мужчину.

На них в старину гадали целыми семьями. Самым известным было гадание на бочке с водой. Ночью каждый член семейства клал в наполненную водой бочку свою ложку. Емкость хорошо взбалтывали, а утром смотрели, как они там расположились. Если все сгрудились вместе, значит, целый год в семье будет царить любовь и взаимопонимание. Если же одна или две отделились – то их хозяев ждет отъезд из родного дома, либо ссора с остальными.

Необходимость ложки люди поняли очень давно, именно поэтому ее начали использовать как столовый прибор уже в древние времена. Первые ложки были сделаны не из камня, как можно было предположить, а из обожженной глины, так как им не требовалась прочность, потому что ложками тогда ели мягкую пищу. Представляла она собой полушар с ручкой. В дальнейшем люди начали использовать различные материалы для изготовления ложек. В древней Европе они делались в основном из дерева. В Египте ложки делали из слоновой кости, камня и дерева. Самый распространенный материал для изготовления ложки в Скандинавии и на Руси - древесина.

В Европе ложка появилась в средние века. Тогда ложки были в основном деревянными и роговыми. В XV веке приобрели популярность ложки из латуни и меди. Аристократы и короли пользовались ложками из серебра и золота. Наиболее раннее упоминание о таких ложках относится к 1259 году. В число личных вещей английского короля Эдуарда I в 1300 году входили золотые и серебряные ложки, маркированные fleur-de-lis (название парижской мастерской). В Эпоху Возрождения в Европе были распространены так называемые апостольские ложки с изображением Христа и его учеников, которые зачастую дарили на христианские праздники. На апостольских ложках были изображены ученики Христа.


В период барокко ложка превратилась в произведение искусства. Изысканный стиль в архитектуре, дизайне, мебели, одежде и манерах не позволял ложкам оставаться с широкими ручками. Держать их требовалось всей ладонью, что, принимая во внимание наличие широких манжет, жабо, длинных воротников и вообще утонченный внешний вид владельцем, сделалось совершенно неудобным. Поэтому в первой половине XVII века ручка ложки удлинилась в несколько раз. Вообще мода не раз меняла форму ложки. Например, этикетное правило держать ложку тремя пальцами привело к появлению более широких и плоских ручек.

Общая черта всех ложек барокко (как и всего, окружавшего аристократию в это время) - необычайная пышность украшений и разнообразие форм рукояток (были ложки и в виде лотоса, и ракушки, и скрипки и т.п.). Пышный декор барокко не обошел и ложку. Ее украшали сложными эмблемами, цветочными и фруктовыми орнаментами, аллегорическими фигурами и т.п.

Открытие кофейных и чайных домов в XVIII веке привело к появлению новой посуды, необходимой для чая, кофе, горячего шоколада. Культура чаепития положила начало производству кофейных и чайных ложек и появлению новых правил этикета. Так, ложку при размешивании сахара нужно было легко придерживать двумя пальцами. Ложка, положенная гостем поперек чашки, означала, что чай доливать ему чай больше не нужно.


Рококо, изящный стиль, девизом которого было «жизнь - театральная ширма», открыл новую страницу в истории столовых приборов. Декор ложки теперь включал главный символ эпохи - маленькую изящно-воздушную раковину (именно от слова «раковина» и произошло название стиля). Принятие пищи превращается в театральную постановку, а это значит, что столовые приборы должны были стать достойной декорацией к ней. Появляются хрупкие, изощренно изогнутые чайные ложки, и миниатюрные ложечки для сахара, украшенные перламутром.

На смену рококо пришли строгие ясные формы нового Возрождения - классицизм выровнял изогнутые линии и лишил ложку излишков украшений времен барокко и рококо. Виньетки, игривые раковины и пузатые ангелочки уступили место ровным скрещенным шпагам и геральдическим мотивам (львам, грифонам, знаменам).


Несколько позже, когда, устав от четкости классицизма, Европа обратилась к своим средневековым корням, и в моду вошла неоготика, появились великолепные образцы ложек, имитировавших своих предшественниц позднего средневековья. Причем стилизация достигала такого высокого уровня, что копии с трудом можно было отличить от оригиналов.

В том же XIX веке вырос спрос на сувенирные ложки. Первые из них появились еще примерно в конце XVII - начале XVIII веков. Их родиной считается Фрисландия, историческая область на севере Нидерландов и один из центров Северного Возрождения. Здесь впервые ложки стали украшать изображениями реальных местных ландшафтов. В новом, XIX веке, такие ложки распространились по всем лавкам Европы. Именно в это время европейцы, в период средневековья путешествовавшие с образовательными целями, начали превращаться в туристов.

Около 1900 года в Европе и Северной Америке было произведено огромное количество подобных изделий с гравюрами исторических и ландшафтных достопримечательностей, видами городов и эмблемами государств. Излюбленным украшением стали портреты знаменитых людей.


Когда же ложка добралась до Руси-матушки?

В период царствования Алексея Михайловича у бояр столовая посуда была оловянная. О существовании столовых приборов, конечно, все знали, но эта атрибутика воспринималась исключительно как роскошь, поэтому ложки, вилки и ножи подавались только почтеннейшим гостям. Даже Иван Грозный за своим столом не имел ни персональной тарелки, ни ложки, а «пользовался ими от сидевшего подле него боярина». Поэтому шикарный пир с «заморской икрой» и изобилующим посудой столом в фильме «Иван Васильевич меняет профессию» – выдумка режиссера, несоответствующая духу времени.


При Петре I почти у всех вельмож посуда была серебряная. У придворных Екатерины I зачастую и золотая. На одном из праздников графа Шереметьева в Кусково стол был сервирован на 60 персон исключительно золотой посудой. В середине стола стоял рог изобилия из чистого золота, украшенный вензелем императрицы из крупных бриллиантов.


Форма ложки постоянно менялась, пока в 1760 году не стала овальной и удобной в употреблении. Сейчас изготавливают огромное количество разнообразных ложек – разных цветов, размеров, форм, из различных материалов. Но стоит особое внимание уделить деревянной декоративной ложке с росписью, появившейся в 17 веке и получившей название по месту появления этого вида искусства – Хохлома. Красные сочные ягоды рябины и земляники, цветы и ветки, птицы, рыбы и звери... Традиционные цвета: черный (иногда зеленый) и красный на золотистом фоне. Конечно, хохломская роспись делалась не только на ложках, но и на другой посуде, которая стала символом России, как и матрешка. Такие ложки часто использовались и как музыкальные инструменты.


Толковый словарь живого великорусского языка Владимира Даля гласит, что «ложка бывает: межеумок, простая русская, широкая; бутырка, бурлацкая, такая же, но толще и грубее; боская, долговатая, тупоносая; полубоская, покруглее той; носатая, остроносая; тонкая, вообще тонкой, чистой отделки. Белая, т. е. некрашеная, из первых рук идет 9-18 руб. ассигнаций тысяча, осиновая и березовая; кленовая крашеная до 75 руб. ассигнаций тысяча. Ложки, у песенников, скоморохов кастаньетки, пара деревянных ложек, или надеваемых на пальцы кружков, унизанных гремушками».

На ложках также гадали. К примеру, в кадку с водой клали ложки по числу родственников, заметив, которая – чья. Затем взбалтывали воду. Утром смотрели: если все ложки в груде, значит, в течение года все останутся в семье; если чья-нибудь отстала, значит, именно этот член семьи в этот год покинет её (выйдет замуж, женится, переедет или умрет и т.д.). В качестве ритуального предмета русские крестьяне использовали ложку во время святочных гаданий – замораживали к Новому году воду в ложке: пузыри – к долгой жизни; ямка сверху – к смерти».


Деревянные ложки -
Постучи-ка немножко.
Хочешь - вальс играй,
А хочешь - суп хлебай!

Так на Руси существовал обычай: мужчине во время родов его жены вручали столовую ложку и заставляли есть смесь из горчицы, перца, хрена, соли, уксуса и сахара, чтобы тот почувствовал, каково приходится его жене. Ох и тяжко было наверно есть подобную баланду.

Не менее интересны ложечные приметы.

Если уронить ложку – придет женщина, если нож – мужчина.
Две ложки в одном соуснике – к свадьбе.
Ложку на столе после обеда забыть – к гостю.
Пролить соус из соусной ложки – накликать семейную ссору.
Нельзя стучать ложками – от этого «лукавый радуется» и скликаются на обед «злыдни».
Нельзя оставлять ложку так, чтобы она опиралась ручкой на стол, а другим концом на миску: по ложке, как по мосту, в миску может проникнуть нечистая сила.


Шотландские няньки всегда замечали, какой рукой ребенок в первый раз брался за ложку. Считалось, что если он сделает это левой рукой, он лишит себя удачи на всю оставшуюся жизнь. Это суеверие записал магистр Уилки: «Ложка играла заметную роль в обрядах восточных славян, олицетворяя собой конкретного члена семьи – живого или умершего... Ложки помечали, избегали пользоваться чужими, причем ложка мужчины подчас противопоставлялась остальным по размерам и форме; ее охотно применяли в народной медицине, полагая, что с помощью ложки умершего хозяина можно избавиться от родимого пятна, бородавки, нарыва, опухоли в горле и т. п.» В контексте представления о том, что ложка метафорически «замещает» своего хозяина, становится понятным смысл английского поверья о двух ложках в соуснике – они олицетворяют молодую чету.

При сватовстве если кто-то из сватающихся сумеет унести из дома невесты ложку, то сын будет в доме хозяин и его жена никогда не оставит. По истечении трех месяцев после их свадьбы ложку нужно подкинуть в дом к невесте.

Как оберег ложку использовали во время крещения ребенка, в тех случаях, когда крестная мать была беременной. Эта традиция жива до сих пор – во время крещения малышу дарят серебряную ложечку, напрочь забыв о таком атрибуте, как беременность.

Ну и как же не вспомнить игру на ложках! С древнейших времён восточные славяне употребляли ударные инструменты в ратном деле, на охоте и в обрядах. Использование инструментов родственно хлопанию в ладоши, притоптыванию. Употребление ложек в качестве музыкального инструмента не уникально. Известно, что на пирушках, в пылу плясового азарта в ход пускались не только ложки, но и сковороды, самоварные трубы, всё, что может издавать звук. Время возникновения на Руси ложек как музыкального инструмента не установлено. Первые сведения о них появляются в конце 18 века, некоторые исследователи считают, что ложки возникли у русских в подражание испанским кастаньетам.


И напоследок, несколько пословиц о ложках.

Красна ложечка с похлебочкой, а не сухая. (русская)
Был бы мир пловом, а я – ложкой! (даргинская)
В один рот двух ложек не впихнёшь. (китайская)
Дорога ложка к обеду. (русская)
Каши мало, зато ложка большая. (малайская)
Кошкам по ложкам, собакам по крошкам, нам по лепёшкам. (русская)
Ложка дёгтя в бочке мёда. (русская)
Не клади свою ложку туда, где нет твоей миски. (абхазская)
Пустая ложка губы царапает. (осетинская)
Нечего хлебать, так дай хоть ложку полизать. (русская)
Состояние котла лучше всего знает разливная ложка. (лакская)
Что положишь в котёл, то и попадёт в ложку. (казахская)
Красна ложка едоком, лошадь ездоком. (русская)
Что себе в миску накрошишь, то и в ложке у себя найдёшь (армянская)
Руки за ложкой не протянешь, так не придет сама. (русская)


Знаете ли Вы что:

В Кембридже существовал обычай дарить деревянную ложку студенту, получившему самую низкую оценку на экзамене по математике. Традиция существовала до 1909 года (на фото как раз зафиксирована эта самая последняя ложка, которая сейчас хранится в одном из музеев университета).

В России тоже не отстают от Америки и тоже используют ложку для сдачи экзамена. Студенты Казанского университета в позапрошлом веке клали чайные ложки под книжный шкаф как залог удачного исхода экзамена. Помогало ли? Наверно да, если был такой обычай.

Когда Сальвадор Дали ложился спать, он брал в руки ложку, засыпал, и когда ложка падала, он просыпался и зарисовывал все, что увидел во сне. Надо сказать сны у него были очень неординарные.

Ложка и герб? Было и такое. Турецкий султан Урхан создав войско янычар, в качестве его герба утвердил ложку, которая должна была напоминать воинам, что воевать они обязаны за султанское вознаграждение.

Прекрасный выход придумали французы и именно для тех, кто не знаем меры в еде. По мнению французов без ложки никак не похудеть. Но надо использовать ложку несколько необычную: совсем недавно в Париже продавались столовые наборы из вилки с обломанными зубьями, совершенно тупого ножа и дырявой ложки.


На протяжении своего развития ложка постоянно претерпевала подчас кардинальные изменения, зависевшие как от изменения моды на одежду, так и от перемены стиля жизни вообще. Но как бы там ни было, ложка остается, по сей день, незаменимым предметом в повседневной жизни человека.

Цель:

устойчивый познавательный интерес детей к процессу открытия новых, необычных знаний о знакомом предмете – ложке.

Задачи:

Образовательные:

  1. Дать представление об истории и разнообразии ложек (разные по размеру, форме, материалу)
  2. Формировать познавательный интерес к скрытым свойствам разнообразных материалов (дерево, металл, пластмасса).
  3. Конкретизировать знания о свойствах разнообразных материалов (лёгкая-тяжёлая, плавает-тонет, гнется - не гнется, притягивается- не притягивается магнитом)

Развивающие:

  1. Расширять словарный запас детей (, части ложки и материал, народные промыслы: резьба по дереву, вытачивание, роспись).
  2. Развивать внимание, ассоциативное мышление, воображение.

Воспитательная:

  1. Воспитывать любовь к истории, умение видеть прекрасное в окружающем мире

Интеграция образовательных областей: здоровье, социализация, коммуникация, художественное творчество, художественно-эстетическое развитие.

Оборудование: камень, ракушки, коллекция ложек из разных материалов; презентация для детей: «Ложки»; музыкальные записи.

Предварительная работа: рассказы об истории возникновения ложек с подбором иллюстраций; подбор загадок, стихов, пословиц, посвящённых ложкам; выставка ложек, применяемых нами в быту; занятие по художественному творчеству «Украшение ложки хохломской росписью»

Методы и приемы: словесные, наглядные, практические.

Материалы и оборудование: мультимедийное оборудование, камни, ракушки, тарелка с вареньем, емкости с водой, коллекция ложек: деревянные, металлические, серебряные, позолоченные, пластмассовые, музыкальная запись, «солнышко» с лентами, пластмассовые ложки на каждого ребенка, ткань, лента для самостоятельной работы.

ХОД ЗАНЯТИЯ:

Воспитатель: Я сегодня хочу вас угостить вареньем. Угощайтесь, мои дорогие! (ложек нет - создание проблемной ситуации)

Дети: А как?

Воспитатель: Ах, я совсем забыла приготовить ложки! А как можно поесть без ложки?

Дети: Пальцем, языком, каким-нибудь предметом! (Обсуждение с детьми, правильно ли использовать такие способы)

Воспитатель дает детям ложки.

Воспитатель: Оказывается, ложка очень важный предмет и без него невозможно обойтись.

Ложка – труженик простой,

Кран подъемный городской.

Набирай скорей на ложку

Кашу, суп или картошку.

Поднимай скорее грузы,

Отправляй их прямо в пузо.

Доедай все сам до крошки,

Чтоб быстрей бежали ножки,

Чтоб росли скорей ребятки

Словно овощи на грядке.

Воспитатель: Как вы думаете, из чего была сделана самая первая ложка?

Посмотрите, что у меня в руке? (камень). Подержите его. Какой он? Самая первая ложка была сделана из камня.

Как вы думаете, удобно ли было есть такой ложкой? Почему? Да, она была очень тяжелая, неровная и во время еды она обжигала рот. Вот посмотрите какими были первые ложки, (слайд № 1)

Воспитатель: Что это? Ракушки. В Греции, когда не было ложек, использовали ракушки. (слайд№2,3)

У нас есть вода. Давайте попробуем зачерпнуть ракушками воду. Вода льется, выливается, руки мокрые, зачерпывается мало воды. А представьте, что вы кушаете горячий суп. Удобно вам? Почему? Края острые, неровные. (Ответы детей) А чего не хватает? (Ручки)

В древнем Египте ложки вырезали из слоновой кости. (слайд№ 4,5)

В Японии люди пользовались и пользуются до сих пор ложками-палочками, которые называются хаси (слайд№6,7)

Воспитатель: Как вы думаете, какими ложками ели раньше на Руси? (ответы детей). На Руси ложку изготовили довольно рано. Простые русские люди с незапамятных времен ели щи да кашу деревянными ложками. (слайд№8,9)

Воспитатель обращается к детям:

Дети, у вас бывает День рождения? Вы любите этот праздник? Я тоже люблю День рождения. Потому что в этот день все нарядные и дарят подарки имениннице или имениннику. Ребята, я услышала, что оказывается День рождения бывает не только у людей, но и у предметов тоже. Сегодня мы устроим день рождения ложке. Ребята, а я знаю место, где находится очень много ложек, я там уже побывала. Это место - музей ложек. Хотите и вы побывать вместе со мной? (слайд № 12)

Давайте произнесём волшебные слова (раз, два, три – вот и в музее мы!) закроем глазки и покружимся вокруг себя один раз.

Дети выполняют и оказываются в «музее», где на столах лежит большое количество разных ложек.

Воспитатель: Ребята, посмотрите, сколько здесь много разных ложек. И все они разные. (Дети рассматривают ложки, трогают их руками).

Дети присаживаются на стульчики.

Воспитатель: Посмотрите, ребята, из какого только материала не изготавливают ложки! А сейчас наиболее часто из какого материала используют ложки? Верно, современная ложка сделана из металла и называется металлической ложкой.

Воспитатель находит металлическую ложку в «музее», показывает её детям.

Воспитатель: Ребята, посмотрите, а чем ещё отличаются ложки друг от друга? (форма, размер, цвет, материал). А ещё чем? Не знаете? Попробуем узнать – одинаково ли ведут себя ложечки в воде. Возьмем по одной деревянной, пластмассовой и металлической ложке и пройдем в комнату опытов.

Дети проходят с ложками за столы, на которых стоят тазики с водой и с магнитами.

Воспитатель: Три ложки мы опустим в воду, а что будет, смотрите внимательно.

ОПЫТ С ВОДОЙ, Ложки одну за другой опускают в таз с водой и определяют, что одна ложка (из чего?) – железная, утонула сразу, другая (из чего?) – деревянная плавает в воде, а ложка из пластмассы держится на поверхности воды.

Воспитатель: Как вы думаете, почему одна ложка утонула? (Она тяжёлая – железная). А почему плавают на поверхности две другие ложки? (Они лёгкие – из пластмассы и дерева). А если ложки в воде ведут себя по – разному, они одинаковые? (Разные).

А теперь мы попробуем согнуть ложечки.

ОПЫТ С СИЛОВЫМ ДВИЖЕНИЕМ. Дети начинают сгибать ложки: гнётся пластмассовая, не гнутся – деревянная и железная, но деревянную можно сломать).

Воспитатель: Вот и гнутся ложечки тоже по – разному.

А как можно ещё узнать, какая из ложек железная? (Если дети не могут сказать – подсказать с помощью магнита).

ОПЫТ С МАГНИТОМ. Все ложки проверяют с помощью магнита.

В России ложку используют ещё как музыкальный инструмент. Мастера ложечники изготовляли и расписывали разными узорами ложки (слайд№10), а музыканты – ложечники (ложкари) играют (слайд №11) постукивая ложками и получается ритмичная, задорная, плясовая мелодия. А тем более, раз сегодня День рождения ложки может быть вы захотите сыграть на ложках небольшой музыкальный номер.

Воспитатель: Какими ложками мы будем играть? (деревянными)

1 ребенок: Ложки, ложки

Расписные ложки

Ложки золоченые

Узоры крученые

Хоть щи хлебай

А хоть музыку играй.

2 ребенок: Наши деды на Руси – у любого ты спроси –

Эту ложку уважали из берёзы вырезали.

Расписная ложка – лаковая ножка,

Красной ягоды глазок, золотистый завиток.

И для каши и для щей нету ложечки нужней

И красива, и легка – для любого едока.

Мы наелись от души ну и ложки хороши!

А теперь пойдём плясать да на ложечках играть!

Звучит народная музыка, дети играют на ложках.

Воспитатель: Какой замечательный подарок – концерт! Ребята, а когда у вас бывает День рождения вы, наверное одеваете красивые платья, рубашки? Может быть и мы с вам на день рождения ложку нарядим?!

На столах лежат пластмассовые ложки и атрибуты для украшения

Проводится пальчиковая гимнастика

«Дружба»

Дружат в нашей группе девочки и мальчики

пальцы рук соединяются в "замок"

Мы с тобой подружим маленькие пальчики

ритмичное касание одноименных пальцев обеих рук

Раз, два, три, четыре, пять

поочередное касание одноименных пальцев, начиная с мизинцев

Раз, два, три, четыре, пять.

руки вниз, встряхнуть кистями

Самостоятельная работа по украшению ложек.

После того, как дети нарядят свои ложечки – они украшают пластилином их лица: из синего пластилина – глазки, из красного – ротики.

Затем дети любуются своими ложечками, относят их в музей.

Воспитатель: А теперь, ребята, нам пора возвращаться в детский сад. Давайте встанем, произнесём волшебные слова и закроем глазки: Раз, два, три, вот и в группе мы!

Дети садятся вокруг круглой желтой коробочки с лентами.

Воспитатель: Да, ребята, ничто не стоит на месте. Идет время, и благодаря знаниям и умениям человека все вокруг изменяется. Изменяются условия жизни, изменяются бытовые приборы, изменяется мебель, изменяется одежда. Сегодня, мы увидели, как появилась и изменилась ложка - простой столовый прибор. Мы увидели, как на смену каменным ложкам пришли удобные, прочные, красивые ложки.

Скажите, пожалуйста, что вам понравилось в нашем путешествии. Как только вы скажете, потяните на себя ленточку.

Дети вытягивают ленточки на себя, проговаривая, что им понравилось в путешествии. Походу воспитатель задает вопросы по теме занятия. Например:

Из чего была сделана первая ложка?

Каким предметом греки заменяли ложки?

Какими ложками пользуются японцы?

Какими ложками пользовались на Руси?

Какие ложки тонут в воде?

Какие ложки плавают на поверхности воды?

Какие ложки держаться на поверхности воды?

Какую ложку можно согнуть?

Какую ложку можно сломать

Какие ложки не гнутся?

Все ли ложки притягивает магнит?

Где мы с вами побывали сегодня?

Воспитатель: Что у нас получилось

Дети: Солнышко!

Воспитатель: Сегодня мы с вами получили столько знаний, сколько лучей у этого солнышка.