Что едят панки. Кто такие панки? История субкультуры в России

Для того чтобы понять внешнее проявление данной субкультуры, стоит познакомиться с историей формирования панковской идеологии и возникновения панка.

Punk - так раньше называли на уличном жаргоне проституток. В этом значении слово встречается в пьесе У. Шекспира "Мера за меру". В Америке в начале XX века его относят уже к заключённым - "шестеркам". Позже слово вошло в основной лексикон и сегодня употребляется в значении "грязь", "гнилье", "отбросы". Панк-рок 60-х годов принято называть "гаражным роком". Он появился в США в 1964 году, где под влиянием Beatles и Rolling Stones возникло огромное количество местных ансамблей. То, что они играли, заметно варьировалось в зависимости от регионов, местных музыкальных традиций, но в основном это была смесь блюзовых, белых народных мотивов с элементами доморощенной музыки скиффл. Значение этого события трудно переоценить - впервые с конца 50-х годов у американской молодежи появилась "своя" музыка. Респектабельные и совершенно безобидные пай-мальчики типа Бобби Ви или Пола Анки, которыми фирмы грамзаписи подменили бунтовщиков-рок-н-рольщиков на рубеже 60-х годов, испугавшись, как бы рок-революция не зашла слишком далеко, были немедленно забыты. Они уступили свои позиции кумиров молодежи лихому напору свежей энергии, разбудивших в юных сердцах дух свободы помыслов и действий.

Спустя пару лет это мощное всеамериканское движение вошло в историю рок-музыки под вышеупомянутым названием "гаражного рока". Откуда появилось такое странное название? Все объясняется очень просто: любительские группы репетировали в основном в гаражах - больше им просто некуда было деваться. "Гаражные" панки пели в свое удовольствие, не строили меркантильных планов и были известны только в среде своих родственников, друзей и соседей. Их творческие поиски отвечали на запросы не массовой, а локальной аудитории (школы, колледжа, района). Среди сотен непрофессиональных ансамблей тех лет едва ли наберется два десятка записавших на студии хотя бы одну грампластинку. Но в музыке они нашли самовыражение, почувствовали возможность раскрепоститься от заложенной обществом и родителями закомплексованности, хотя бы ненадолго стать самими собой, и поэтому вкладывали в произведения все накопившееся чувства, всю душу.

Сегодня судить о "гаражном роке" можно только по немногим уцелевшим записям тех лет. Все же эра совершенно игнорируемых шоу-бизнесом панк-групп 60-х годов была непродолжительной. Это объясняется быстрым ростом числа музыкальных групп и расширением границ рок-музыки, переходом к прогрессивному року, а также развернувшимися как раз в тот период поисками новых стилей и направлений, которые были предопределены стремительным прогрессом в области музыкальной и звукозаписывающей техники. К концу 1967 года все панк-группы в США либо распались, либо оказались вовлеченными в прочие музыкальные течения. В дальнейшем, до середины 70-х годов течения, идейно близкого гаражному року, не существовало. Однако стремление играть простую, агрессивную рок-музыку с элементами эпатажа не покидало отдельных представителей молодежной субкультуры, тех, кому самодеятельная бескомпромиссность гаражного рока пришлась по душе. А зерна этого стиля оказались щедро разбросаны по всей Америке.

Всходы, правда, появились лишь местами: в Нью-Йорке, Чикаго, Детройте, где во второй половине 60-х годов возникли группы MC5, Velvet Underground и Iggy and the Stooges. Эти ансамбли со временем стали общепризнанными предтечами панк-рока 70-х годов. MC5 (Motor City Five - "Пятерка из города моторов", то есть Детройта, центра автомобильной промышленности США) обладала громким, жестким саундом. Яростный антиобщественный настрой музыкантов выражался в текстах песен и поступках исполнителей. Их деятельность в общих чертах очень походит на классический вариант более поздней панк-группы, за исключением маленькой детали: MC5 в духе 60-х годов были уверены, что рок-н-ролл способен изменить в мире все, что угодно...

Velvet Underground возводили уродство в ранг красоты и были еще более удивительным ансамблем для своего времени. В пору расцвета культуры хиппи и лозунгов типа "непротивления злу насилием", они поднимали в своих произведениях темы, на которые было наложено табу: половые извращения, растущее потребление наркотиков, социальное отчуждение, жестокость общества, полная безысходность и разочарование в будущем среди молодежи. Эти проблемы усиленно обходились всеми, хиппи просто предлагали уйти от них в мир собственных иллюзий. А в музыке и текстах песен Velvet Underground явственно слышалось разрушающее действие современной цивилизации, звучал, что называется, набат.

Stooges олицетворяли собой третью составную часть панк-рока - визуальную. Лидер ансамбля Игги Поп бесился и бесчинствовал на сцене: он мог спокойно снять штаны во время концерта или расцарапать себе грудь до крови, или плюнуть в публику, набрав в рот побольше слюны. Первое выступление Iggy Pop & the Stooges в 1967 году в городе Эрр Арбор (штат Мичиган) описывается американскими критиками таким образом: "Игги извивался всем телом, испуская нечленораздельные вопли, размазывал по голому торсу кровавые куски мяса, делал вид, будто режет себе кожу куском стекла, потом с разбега прыгал в зрительный зал. Все действо совершалось под примитивный и очень громкий рок".

К счастью или к сожалению, но в те годы заряд ненависти, выплеснутый в эйфоричную среду полунаркоманов, прошел мимо цели. Большинство слушателей тогда не приняли ни музыки, ни идей MC5, Velvet Underground и Stooges. Мнение было общепризнанным: хуже не бывает. Однако среди американской элиты нашлись-таки немногие, кто по достоинству оценил работы этих групп. Среди них были вполне известные в США личности: например, авангардист, художник поп-арта, кинорежиссер Энди Уорхолл, который на первых порах взял "под свое крылышко" Velvet Underground. Может быть, богемные "мальчики" просто пресытились роскошной и беззаботной жизнью и решили вкусить чего-нибудь эдакого? Вполне вероятно. Но может быть и другое: интеллектуальная богема оказалась в состоянии первой почувствовать обострение застарелого кризиса в развитых странах мира, особенно в США: кризиса морали, человеческих и общественных взаимоотношений, кризиса власти. Волна наркомании, захлестнувшая Америку как результат субкультуры хиппи, осознание полного провала вторжения во Вьетнам, попытки разрядки, которые так и не привели к уменьшению противостояния двух сверхдержав, поскольку Россия по прежнему не желала расстаться с идеей о "мировой революции", жестокий экономический кризис, разразившийся в начале 70-х годов, и, наконец, Уотергейт - вот вехи разочарования молодежи в собственном обществе и в тех кто им управляет. Факел, зажженный "гаражниками" и пронесенный сквозь 60-е в 70-е Игги Попом, подхватывают в 1973-1974 годах вполне образованные молодые люди из Нью-Йорка. Они собираются по вечерам в двух клубах - "CBGB" и "Max"s Kansas City". Кумиром этой молодежи становятся новые группы: Talking Heads, New York Dolls, Ramones, которые представляются теперь первыми панк-музыкантами второй, настоящей волны панк-рока.

Пока деятельность американских панков не выходит за границы клубных вечеринок. Они остаются в рамках приличия, практикуясь в основном в музыке и авангардистской литературе - символизме, футуризме. В общем, интеллигенция развлекается. Ничего страшного. Так все и думали, пока гроза панк-рока не грянула над Великобританией два года спустя - в 1976 году. Англичане точно скопировали американцев - и ошеломили респектабельную Англию. То, что прошло в США не очень заметно, подняло за океаном бурю. А всему зачинщиком стал не очень известный содержатель лондонского магазина супермодной одежды и побрякушек Малькольм Макларен. В самом конце карьеры New York Dolls он подвизался у них в качестве менеджера, тонко уловил основные тенденции нью-йоркского прото-панка и решил использовать этот опыт на родине. Результат получился ошеломляющим. Назывался он - Sex Pistols. Несмотря на то, что многое в британском панке действительно воспринимается с трудом, кажется диким, необузданным, подчас каким-то животным порывом, он видится закономерным явлением как в жизни современного общества, так и в рок-музыкальной субкультуре. Панк стал реакцией "поколения без будущего" не только на нелегкие условия жизни и невозможность полной реализации духовных сил, но одновременно с этим и потребительско-мещанской сущности на интенсификацию общественно-политических и информационно-технологических процессов. Очень быстро он превратился в протест - форму, подходящую для любых столкновений на любой почве: идеологической, социальной, музыкальной. Поначалу напуганные власть имущие объявили панков хулиганами. Но когда хулиганят сотни тысяч, это называется по-другому - бунт. Причем бунт этот возник из трансформированного конфликта "отцов и детей". Поразительно: детей не устраивали те отцы, которые когда-то, 20 лет назад, повздорили с собственными родителями. Вспомните появление рок-н-ролла. А теперь уже новоявленные панк-бунтари из группы Generation X пели: "Пытаюсь выкинуть из головы всякое воспоминание о вашем поколении. Использую любую возможность для этого. Цель оправдывает средства. Ваше поколение ничего для меня не значит."

Однако теперь все было куда сложнее. Старые мечты рухнули - новым никто не верил. Пришло время отчаяния, полного неприятия окружающего мира и нигилизма. При изобилии материальных благ ни у общества, ни у конфликтующей с ним молодежи не оказалось достаточно прочных моральных качеств для того, чтобы воспользоваться ими во благо себе и всему человечеству. Это тоже послужило причиной возникновения панк-бунта. В начале 1976 года добропорядочным англичанам показалось, что британская молодежь сошла с ума. Улицы наводнили толпы отвратительного вида подростков. В кожаных куртках и нарочито разорванных джинсах на коленках, со шпильками в ушах и кольцами в носу, бритоголовые или ощетинившиеся разноцветными шевелюрами, с размалеванными краской лицами и унитазными цепочками, перекинутыми через плечо на манер шарфа, они оккупировали подворотни, местные пабы и кафе. Они хулиганили в кинотеатрах, вызывающе вели себя по отношению к полицейским и задирали прохожих. Таким способом они спешили выразить свой протест миру, в котором родились и выросли. Философия панков была философией "потерянного поколения", простой до предела: в свинарнике лучше и самим быть свиньями. Они окончательно решили, что изменить мир к лучшему нельзя, и поэтому на жизни и карьере в старом понимании этого слова был поставлен крест.

Мир потерял смысл. Жизнь потеряла смысл. Будущего не стало. Об этом, например, пели Sex Pistols: "Боже, храни королеву! Ведь это фашистский режим. Он сделал из тебя болвана - потенциальную водородную бомбу. Боже храни королеву! Ведь она не живое существо. И нет будущего в мечтах англичан. Нет будущего, нет - для тебя. Мы - цветы в мусорном ящике. Мы - яд человечества. Мы - будущее. Ваше будущее."

Определяющим стало наплевательское отношение к окружающим и самим себе, установка всегда совершать только то, что хочется сию минуту. Мораль оказалась повернутой на 180 градусов: все, что считалось аморальным у нормальных людей, на улице становилось внешним проявлением "нравственности". Это отчетливо выразила группа Slits в песне "Враг номер 1": "Если тебе нравится белый цвет, я буду черной. Если ты любишь черный, я буду желтой. Если ты ценишь все разумное, я буду безрассудной. Если ты дорожишь рассудком, я буду сумасшедшей. Если ты любишь мир и цветы, я принесу ножи и цепи."

Этакий дух противоречия встает за этими строками. Высмеять все привычное и устоявшееся, разрушить создаваемое веками, раз оно на пользу не всем, а лишь тем, кто в бриллиантах, - так и пробила себе дорогу идеология панков - идеология противления злу насилием... над собой и окружающими. Но здесь важно отметить, и об этом еще будет сказано ниже, что нового внес панк-бунт в молодежный рок-протест по сравнению с предыдущими годами и даже "первой рок-революцией". Удар наносился не только и не столько по знакомым "мишеням" - религии и так называемой буржуазной морали, что обычно выливалось в пропаганду секса и свободной любви, но и по основным общественным устоям вообще - истеблишменту, милитаризму, королевской семье и т. д. Это, например, звучит у Clash. Вот слова из песни "Белое восстание": "Вся власть у тех, кто в состоянии купить ее. Мы ходим по улицам, как цыплята... И все делают то, что им говорят. Я хочу, чтобы восстали люди с белым цветом кожи. Белое восстание - мое восстание."

Итак, предыстория панк-рока закончилась. 6-го ноября 1975 года началась вторая рок-революция. В этот день в Лондоне в Колледже искусств Святого Мартина состоялось первое публичное выступление ансамбля с вызывающим названием Sex Pistols. Группа исполнила всего пять композиций собственного сочинения, после чего напуганный сотрудник колледжа вырубил электричество. Концерт длился 10 минут. Несмотря на неудачи, о Sex Pistols заговорили. В основном благодаря скандалам, которые сопутствовали появлению музыкантов в любых местах. Их ругали и костили, как никого еще не ругали и не костили в рок-музыке. "Мелоди Мейкер", ведущий английский еженедельник, обрушился на них с разгромной рецензией. Ответственный работник корпорации грамзаписи "WEA" Дейв Ди в интервью дал им такую оценку: "С музыкальной точки зрения это просто немузыкально. В том, что они исполняют, нет дисциплины - поэтому у меня не может проснуться любовь к ним. Я не думаю, что у этого направления есть хоть какое-нибудь будущее". А великий труженик рок-музыки Фил Коллинз небрежно отмахнулся: "Да у них просто нет таланта". Конечно! И даже больше: у них не только не было таланта - они играть-то на музыкальных инструментах умели кое-как. В этом и заключалась идея панк-рока! Они играли свои песни не ради музыки, или развлечения, или денег, а ради таких же, как они сами, уличных мальчишек и девчонок. Они одевались так же, думали так же, действовали (читай: хулиганили) так же. Плоть от плоти - улица (между прочим, так начинали многие рок-борцы: Beatles выходили на сцену с унитазными сиденьями на шее, Who разламывали каждый вечер дорогостоящую аппаратуру, Rolling Stones выгоняли из ресторанов и отелей за внешний вид - они были героями своего поколения. Они одевались так же, как все, были рядом и доступны. Это покорило молодежь. Равенство и братство - наивно и немного романтично, но, возможно, так оно и было. А кто же еще мог стать во главе молодежи, у которой остался лишь один лозунг: "Бороться против всего"? Нон-конформизм рок-н-ролла давно уже был забыт. Рок-ансамбли увязли в тоннах электроинструментов и другой аппаратуры, их опусы в домашних условиях невозможно было воспроизвести, как когда-то песни Beatles или Rolling Stones. Рок-музыканты 70-х из Yes, Genesis, Deep Purple, Led Zeppelin, Pink Floyd превратились в бизнесменов и жили в особняках, разъезжали в лимузинах под охраной телохранителей. У них уже не осталось точек соприкосновения с молодежью, 12-минутные гитарные соло или диско-танцы под фонограмму не имели никакого отношения к уличным подросткам или молодым безработным.

Поэтому-то панк и предложил создать свой собственный альтернативный мир рок-музыки, который не требует десятков тысяч долларов на покупку дорогостоящей аппаратуры, не нуждается в контрактах с солидными звукозаписывающими компаниями, не заинтересован в продаже пластинок миллионными тиражами. Все, что требуется этой самодеятельности, - пара дешевых гитар да ударная установка: каждый, обладающий минимальными музыкальными способностями (хотя и это необязательно), может организовать ансамбль под крышей собственного дома. Вехой в становлении британского панк-рока стал фестиваль, прошедший 20/21 сентября 1976 года в лондонском клубе "100". К этому времени лидер Sex Pistols Джонни Лайдон уже взял себе псевдоним Джонни Роттен (англ. Rotten - прогнивший) и превратился во "врага общественности номер 1", став одновременно лидером "потерянного поколения".

Первая же песня Sex Pistols, получившая известность, стала эталоном для всех подражателей: "Анархия в Соединенном Королевстве". В диком темпе Роттен словно плевался словами: "Я антихрист, я анархист! Не знаю, чего я хочу, но знаю, как этого добиться. Я хочу уничтожать прохожих, потому что желаю быть самой анархией!"

Ненависть к общественному устройству так и рвалась у него наружу. Он говорил: "Я хотел бы взорвать весь этот мир. Грязный, отвратительный мир..." Выступая по национальному телевидению, музыканты Sex Pistols сквернословили во время интервью, говорили гнусности. Добропорядочная, чопорная Англия была шокирована.

На фестивале атмосфера была запанибратская. Выступали все основные группы, успевшие народиться за последние полгода под влиянием Sex Pistols: Clash, Subway Sect, Siouxsie & the Banshees, Damned, Vibrators, Buzzcocks. Из Франции специально приехали Stinky Toys. У этих ансамблей музыка и тексты во многом были похожи. Песни, как правило, не продолжались более двух минут, исполнялись в очень быстром рок-н-ролльном темпе с однообразной басовой партией, подчеркивающей ритм. Многие старались звучать нарочито резко, немелодично, певцы хрипели, давились, орали, визжали в микрофон. Зачастую песни производили впечатление сырого, недоделанного материала. И все же это не помешало известному и очень популярному в те годы рок-гитаристу Крису Спеллингу сказать: "Они выглядели и звучали хорошо. Большинство групп скучны, а панк - нет. Они пришли в самое время. Я не понимаю, почему некоторые их критикуют... Очевидно, они плохо слышат".

Из выступавших на фестивале ансамблей наибольший успех сопутствовал Sex Pistols. Из других групп лучше всего смотрелись Clash и Damned. Subway Sect не имели ничего своего за душой. Утверждая: "Мы говорим, что хотим", музыканты во всем повторяли Sex Pistols. У них не было собственной аппаратуры и места для репетиций, поэтому они неотступно следовали за Clash и, как только те отставляли в сторону свои гитары, "сабвэйсектовцы" немедленно "пользовались моментом" и начинали репетировать. Правда, отсутствие аппаратуры - общая беда "подпольных групп": их участники были, как правило, очень бедны. В связи с этим на фестивале произошла одна символичная история, о которой необходимо упомянуть. Для выступления группы Siouxsie & the Banshees потребовалась ударная установка и гитары. Договорились с добряками Clash, что те дадут им свои. Но когда "клэшевцы" увидели, как Сиукси напяливает себе на руку повязку со свастикой, они тут же отказали ее группе в аппаратуре. "Мне кажется, она не совсем понимает, что делает, - сказал менеджер Clash Бернард Родз. - Мы не хотим иметь ничего общего с ЭТИМ". Среди песен, звучавших два вечера в клубе "100", были всякие. Но общий настрой можно представить себе по названиям: "Скука", "Лондон в огне", "Я сражался с законом..."

Панки пели о самих себе: о нищете и очередях за пособием по безработице, о детской преступности и неумолимом подорожании жизни, о жестокости на улицах и о наркомании, хаосе и анархии, о существовании вместо жизни, о нежелании подчиняться чужой воле и жажде быть свободными. Их песни были наполнены смутным недовольством, обделенностью и полной безнадежностью. Сокрушающий нигилизм сквозил во всем, словно панков тошнило от собственной жизни. В первый год о панк-роке много писали и говорили как о музыке безработных, высказывались мысли об атаке на систему. Но даже в среде самих панков особых иллюзий на сей счет не было. Джо Стаммер из Clash говорил так: "Рок-н-ролл - совершенно бесполезен. Никто из нас ничего не изменит. Пройдет несколько лет, и все будут, как и прежде, копаться в дерьме, а в свободное от этого занятия время пойдут и купят четвертый или пятый, а может быть, к тому времени и шестой альбом группы Clash. Рок ничего не в силах изменить. Но после того, как я это сказал - а я это сказал только для того, чтобы вы поняли, что у меня нет особых иллюзий, - я все же хочу попробовать что-то изменить. Главное, за что я борюсь - за персональную свободу. За право выбора". В 1977 году в Великобритании счет панк-группам шел уже на тысячи. Быстро создавалась новая так называемая "независимая" система рок-индустрии. Появлялись маленькие частные фирмы грамзаписи - индиз ("independent labels"), начали выходить самиздатовские журналы - фанзины - с информацией о панк-роке. Но это все, даже мысли о возможной конкуренции, не волновали "большой" мир. Он испугался самой панк-революции и боялся только ее политического итога. Важно было привести его к нулю. В задачу входило погасить в панке его социальный, вернее, антисоциальный заряд и выпустить пар вхолостую. Прибегнули к испытанному средству - поп-индустрии. Из панка сделали доходный бизнес. Поначалу знаменитые фирмы грамзаписи отвергали его: в ноябре 1976 года фирма "ЕМI" подписала контракт с Sex Pistols на 40 000 фунтов стерлингов, но в январе следующего года указала им на дверь. В марте "А&М" предложила 150 000 фунтов стерлингов, но уже на следующей неделе расторгла соглашение. А в мае их подобрала компания "Верджин", теперь уже окончательно.

Эта молодежь оказалась сделанной из того же теста, что и все общество потребления: как скоро на горизонте забрезжили крупные деньги, барыши, панк погиб. Те, кто год назад с ненавистью грозили кулаком вслед разъезжающим в лимузинах рок-звездам, теперь уже сами мечтали о подземных гаражах. Атрибутика стиля панк вошла в моду и производилась на конвейере. Индиз получили отдельную колонку в хит-парадах ведущих музыкальных изданий Великобритании. Обработка общественного мнения пошла в том направлении, что, дескать, в любой системе нет ничего хорошего, пока ей не противостоит антисистема. Эта угроза просто необходима, чтобы доказать жизнеспособность самой системы и ее правильный путь развития. Панк - такая антисистема. И если бы система была плоха, панк смел бы ее. Раз ему это не удалось, значит, система прекрасна. Молодежь - это наше спасение, нечто вроде сторожевой собаки. Панку подкосили ноги тем, что его разрешили и вывели из подполья. Никто больше не запрещал турне Sex Pistols, не отменял их концертов, не арестовывал тиражи готовых пластинок. Панк пустили на телевидение и эстрадные подмостки любых залов, помахивая перед носом пачками денежных купюр. Отсюда началась New Wave - "новая волна". Панк-рок начал деформироваться, изменяться, расчленяться по самым разным музыкальным, политическим, эстетическим направлениям. Появились десятки новых стилей со своими концепциями, новым художественным мышлением, видением мира, иными целями. Панк раздробился, как в свое время прогрессивный рок...

ПАНК-РОК (PUNK ROCK) В музыкальной среде существует достаточно обильное количество гипотез, объясняющих появление слова "панн". Все они имеют разную степень правдоподобности. Классической версией является крещение панка благодаря возникшему в конце 75-го года в Нью-Йорке фэнзина PUNK, освещавшего жизнь местной альтернативной рок-туcoвки. В широкий обиход термин ввели британские журналисты, которым хотелось уколоть или грязно охаять поднимающуюся ораву неведомых рок-н-ролльных чудищ - Sex Pistols, Clash, Vibrators, Buzzcocks и т.д. Но те с неожиданной благосклонностьюприняли это клеймо.

ОЙ! (Оi!) Термин изобретенный в 1981 году прославленным британским журналистом Гари Бушелем из журнала Sounds. Он всячески продвигал и пропагандировал молодые панк-группы (впрочем, старых тогда еще не было), в том числе из числа наиболее радикальных. После того, как Гари ознакомился со вторым альбомом Cockney Rejects, на дорожках которого находилась композиция "Oi! Oi! Oi!", им был придуман терминдля обозначения целой плеяды британских групп, играющих скоростной, бескомпромиссный панк с припевами, навеянными скандированиями футбольных фзнов. Прототипами жанра общепризнанно считаются Sham 69 и Skrewdriver. Начиная с середины 80-х, Ой! стал не столько обозначением музыкального стиля сколько термином, обобщающим огромную массу скинхэдских (как правых, так и левых) коллективов с панк-роковыми корнями, но зачастую совершенно разной музыкой - от ска до хэви-метала.

ГРАНДЖ (GRUNGE) Тянучий, гнусавый, грязный и до омерзения депрессивный альтернативный рок, берущий начало в панк-роке, однако совершенно противоположный ему по идеологии. Основоположниками гранджа безусловно являются, Husker Du, которые замедляясь и опсиходеливаясь с каждым годом, из хардкорового коллектива превратились в тяжелое, злое и мрачное воплощение панк-роковой депрессии. Таким образом, первым гранджевым диском можно назвать их двойной альбом "Zen Arcade" (1984), Звучание Husker Du было подхвачено на Атлантическом побережье США, где и возникла пресловутая гранджевая сцена - Green River, Melvins, Helmet и, наконец, Nirvana. В этих граидж-командах не осталось ни капли реального бунта, и поэтому к ним, в отличие от классиков типа Husker Du или Meat Puppets, "истинные" панк-рокеры не испы- тывают ничего, кроме объяснимой брезгливости.

ПОП-ПАНК (POP-PUNK) Мягкая, увеселительная форма панк-рока. Легко слушается и поднимает настроение на пляже, на вечеринках, в бане, в ЛТП, в КПЗ или, на худой конец, в КВД. Поп-панк зачастую бывает очень быстрым и совершенно не попсовым, но тем не менее рассчитан именно на публику, любящую слушать добротный рок-н-ролл или просто развлекаться. Дабы усвоить сущность жанра без лишней нервотрепки, достаточно послушать три ключевых образца: Ramones "Leave Home", Buzzcocks Another Music In A Different Kitchen", Green Day "Dookie".

ПОСТ-ПАНК (POST-PUNK) Как правило пост-панк имеет очень слабое сходство с панк-роком. Несмотря на приставку "пост" он появился почти одновременно с настоящим панком, У его истоков стояли американские нововолновые коллективы (Talking Heads, Television, Blondie, Devo), британские панк-группы, которые со временем решили творить в более легковесном жанре (Clash, Buzzcocks, Damned), и британские команды, которые поднялись на волне панк-революции, но сами к таковой не принадлежали - Stranglers, Police и т.п. Старики Iggy Pop и Lou Reed вложили наибольшее количество кирпичей в фундамент этого весьма разнородного жанра. Наиболее характерными представителями пост-панка можно назвать The Fall, Siouxsie And The Banshees, The Cure, Joy Division, Jesus And Mary Chain, Sigue Sigue Sputnik, ранний U2, Biliy Idol, Birthday Party и армада других (как-никак в начале 80-х пост-паик в Англии вытеснил почти все остальное).

СКА (SKA) Народная карибская музыка, которая впоследствии при слиянии с ритм-энд-блюзом породила регги. Ска отличается более простои и более танцевальной ритмикой, нежелли регги, и белым гораздо проще адаптировать это к своим музыкальным нуждам (большим и малым). Этим воспользовались многие панки, которые принялись шпиговать свою музыку элементами ска, как это делают NOFX, а зачастую базируют практически всю свою ритмику на ска - как Operation tvy или Mighty Mighty Bosstones. Изначально в панк-рок ска пришло благодаря стараниям Clash.

ХАРДКОР (HARDCORE) Ужесточенный американский панк-рок, порожденный в первую очередь стараниями группы Black Flag. Основные приметы: короткие песни, нарочитая двухаккордность, беспредельные скорости, полное игнорирование мажорных звукозаписывающих фирм. Первый хардкоровый альбом - "Group Sex" Circle Jerks (1980). В середине 80-х хардкоровые команды стали часто перелезать в металлический лагерь, и наоборот - многие металлисты стали углубляться в хардкоровые джунгли. Отсюда пошло всенародное, но все равно ошибочное мнение, что хардкор - это металлизированный панк. Надо бы заметить, что металлизированный панк носит название кроссовер (по альбому "Crossover" банды D.R.I. 1987 года). Еще позже ярлык "хардкор" стали клеить на металло-рэповые команды класса Biohazard, Pro-Pain, Dog Eat Dog и т.п., но к настоящему хардкору их оголтелые вопли и махание татуированными мышцами не имеет ни малейшего отношения.

Каждый человек индивидуален, что в первую очередь проявляется в его мировоззрении. На всем белом свете лишь у единиц представление о жизни может быть схоже с вашим. Получая информацию из различных источников (школа, родители, интернет и пр.), мы создаем свое собственное мнение о тех или иных вещах, причем обычно оно расходится с тем, которое хотят вбить в наше сознание власть имущие. И когда появляется группа людей, которые придерживаются идентичных взглядов на жизнь, то есть все основания говорить о появлении субкультуры. Ярким примером современности может быть субкультура панки.

Процесс ее формирования завершился к концу шестидесятых-началу семидесятых годов двадцатого века. Причем он охватил сразу несколько стран: наряду с Америкой представители данной субкультуры были обнаружены в Англии, Австралии, Канаде.

Сам термин «punk» подразумевал несколько трактовок. Его применяли для обозначения женщин «легкого» поведения, заключенных нижнего ранга, а также в качестве ругательства. С наступлением 1975-1976 гг. в США выделились музыкальные коллективы, придерживавшиеся особого образа жизни и выбравшие свой собственный путь творческой деятельности. Ими стали панки, которых многие считали отбросами. Данное движение ставило своей главной целью ликвидировать любые стереотипы и рамки, для чего они использовали в качестве инструмента агрессию. Субкультура панки предусматривает в качестве основного своего лозунга следующий: «Я ненавижу». Свою ненависть они демонстрировали по отношению к каждому, кто окружал их. Не оставались здесь в стороне не только незнакомые люди, но даже и родные. Они даже придумали себе особое название — «цветы на помойке». Они воспринимали белое черным, отказывались от чистого и выбирали грязное, больше чтили смерть, нежели жизнь.

Вся жизнь панков базировалась на двух ключевых принципах:

  1. «Будущего нет»;
  2. «Живи быстро, умри молодым».

Как стать панком?

Тем, кто захочет примкнуть к панк-движению, рекомендуется сперва познакомиться с его историей. На многие вопросы, которые связаны с таким явлением как панки субкультура, википедия готова дать ответы. Имейте в виду, что, примерив прическу «ирокез» и облачившись в рваные джинсы, вы не станете панком, если у вас не будет представления, какова роль данных атрибутов в их движении.

Панки сильно непохожи на прочие субкультуры молодежи. Они категорически относятся к нормам поведения, принятым в обществе, стараются придерживаться иного образа жизни, что находит выражение и в их эпатажном внешнем виде, который призван удивить окружающих. Облик панков указывает на то, что они хотят выделиться из «серой толпы». Наряд панка сочетает в себе одежду из «second hand», которую специально рвут в разных местах, списанную военную форму, которые дополняют черная кожа и различные дешевые побрякушки.

Обычно идентифицировать панка можно по прическе. Большая часть представителей данного движения носит «ирокез». По своему виду она предусматривает наличие выбритых висков и вертикального гребня, который покрывают лаком и оформляют в разнообразные оттенки. Наряду с этим панки часто носят прически могикан, помойка, колпаки. Чтобы сотворить прическу, которая позволит идентифицировать в вас панка, часто нужно демонстрировать максимум фантазии и бесбашенности. В этом случае вы просто не сможете остаться незамеченным. Что касается макияжа, то у него имеется много общего с театральным: лица красят в белый цвет, губы — в черный, непременно наносят тени, ногти покрывают лаком черного цвета, по всему телу цепляют пирсинг.

Разновидности панков

Если рассматривать панк-движение как субкультуру, то ее можно классифицировать на следующие виды:

  • «гламурные» — панки, которые следят за собой, не имеют вредных привычек;
  • «обычные» — их отличает использование исключительно панковской одежды, однако в своей обычной жизни они выглядят как нормальные люди;
  • «опущенные» — такие панки постоянно ходят грязными, от них воняет сигаретным дымом, алкоголем, по отношению к другим они показывают все свое невежество и асоциальность;
  • «киберпанки» — на формирование данных личностей большое влияние оказали современные технологии, а также фильмы фантастического жанра, где в одежде и образе сильно преобладает футуристический стиль;
  • «свободные» — их выделяет от остальных то, что они имеют прекрасное представление об идеологии и мировоззрении панк-движения. Они отдают предпочтение той одежде, которая им нравится, совершают поступки, опираясь на свои желания, их жизнь построена на их собственных законах, при этом они не вмешиваются в жизнь прочих субкультур.

Чем занимаются панки?

Среди занятий, которые нравятся панкам, следует выделить музыку. Они могут писать различные композиции и сами же их исполнять. Нередко можно наблюдать, как проводятся специальные фестивали и концерты, где могут выступить представители данного движения.

Главное, что выделяет панков от всего общества — они отрицают и не признают власть в любой форме. В этой связи субкультура панк не исчезнет, пока в мире будут существовать власть предержащие, которые устанавливают собственные законы и мораль.

В новой рубрике «Субкультуры» мы будем говорить о знаменитых и неизвестных субкультурах прошлого и настоящего, об их колоссальном влиянии на культуру и о том, как им удается создавать знаковые образы.

Кто такие

Панки – одна из известнейших субкультур XX века, узнать ее представителя на улице сможет даже школьная учительница. Краткий пересказ статей «Панк» и «Панк-рок» в Википедии выглядит примерно так:

1. Субкультура возникла в конце 1960-х – начале 1970-х в Великобритании, США, Канаде и Австралии.
2. Фундамент – музыка, агрессивная, скандальная, незамысловатая с точки зрения мелодии и не особо обремененная смыслом, но задорная и насквозь проникнутая духом протеста.
3. Первой настоящей панк-рок группой принято считать нью-йоркских The Ramones.
4. Идеологическая основа – нигилизм и нонконформизм во всех сферах жизни.

Классический панк – бунтарь, циник и раздолбай, отвергающий общественные ценности, не жалующий политическую власть и отстаивающий права сексуальных меньшинств (расцвет субкультуры пришелся на сексуальную революцию). Его религия – эпатаж.

Самый отвязный представитель – участник знаменитой группы Sex Pistols Сид Вишес, получивший известность благодаря обвинению в убийстве своей подружки Нэнси. Что случилось в ночь с 11 на 12 октября 1978 года никто не знает, но история облетела весь мир и сделала Сида наиболее узнаваемой и даже попсовой фигурой панк-культуры, несмотря на то, что, по мнению многих современников, музыкального таланта у него не было. Еще более знаменитым его сделал Гэри Олдмен, сыгравший музыканта в фильме Алекса Кокса «Сид и Нэнси».

Что носили

Первые панки носили грязное, рваное старье, много пили, злоупотребляли наркотиками, ненавидели Тэтчер и плохо пахли. Панк сегодня – в гораздо большей степени модник, нежели человек, плюющий на окружающих и их мнение о его внешнем виде. Учитывая насколько популярной стала панк-культура, этот результат можно назвать закономерным. Как бы то ни было, панки создали оригинальный стиль, самобытный и символичный, любимый, копируемый и интерпретируемый на разный лад миллионами обывателей и людей искусства. Панк-культурой вдохновлялся даже Энди Уорхол. Малькольму Макларену, музыканту и продюсеру Sex Pistols, принадлежит очень точное высказывание: «Мы сделали уродство прекрасным. Вот что такое панк».

Знаковыми атрибутами панк-культуры стали:

Косухи

Их любили первенцы Ramones, британцы Sex Pistols, и продолжают любить все последователи жанра. Чем больше металлических заклепок, цепей и шипов, причем не обязательно на одежде или обуви, тем лучше.


Ботинки Dr.Martens – любимая обувь представителей очень многих субкультур, возникших во второй половине XX века. Среди панков, как и среди скинхедов, готов, рокеров, футбольных хулиганов и поклонников гранжа, марка завоевала популярность благодаря массивности, брутальности и небывалому удобству в носке. Ироничность ситуации в том, что первоначальной целевой аудиторией компании были пожилые дамы и садоводы.


Клетка и леопард

Клетку изначально носила исключительно английская аристократия. С появлением панков ситуация кардинально поменялась, и благопристойный рисунок стали соотносить с дебоширами и анархистами не реже, чем с лордами и леди. Леопард, напротив, испокон веков считался адептом вульгарности. Мастерство провокации, оно в мелочах.


Union Jack

Несмотря на то, что субкультура панков зарождалась одновременно в Великобритании, США, Австралии и Канаде, ассоциируется она исключительно с туманным Альбионом. Поэтому английский флаг мелькает на футболках панков значительно чаще звездно-полосатого рисунка и кленового листа.


Рваная одежда

Щепетильностью эти ребята, как уже было сказано, на отличались.

Сид Вишес

Черные колготки в сетку

Девушки, как правило, не отставали от парней по части скандальности. Сетка и сейчас считается пошлостью, а в 1970-х и вовсе вызывала повсеместное возмущение.


Ирокезы

Если сетка, рваные джинсы, грубые ботинки и обилие металла еще можно было стерпеть, то ирокез стал настоящим вызовом обществу. Авангардность прически потрясла всех. И, надо сказать, к ней до сих пор не привыкли.


Rebellion Festival. Фото: daypic.ru

Возникновение панк-культуры вызвало ажиотаж и повсеместное подражание не из-за того, что первым трендсеттерам пришло в голову, что ирокез - это отличный повод выделиться из толпы. Панки транслировали свои принципы не только через внешний вид, но и через философию потребления в целом. Вместо того чтобы покупать придуманные и изготовленные в рамках фабричного производства вещи, они либо делали их сами, либо изменяли до неузнаваемости. И неважно, каков был конечный результат. Протест против капитализма нашел выражение не в словах, а в образе жизни. Именно поэтому созданные ими символы обрели смысл. Надевая косуху и грубые ботинки на платформе, делая пирсинг и набивая татуировки, мы в XXI веке пытаемся донести до окружающих то, о чем панки говорили сорок лет назад: невозможно существовать в мире, где основная ценность - это экономическая выгода.

Высокая мода

Представителем интересов панков в мире haute couture традиционно считают Вивьен Вествуд. В прошлом учительница, она первой прониклась духом либерализма и стремлением к свободе самовыражения. Отчасти это случилось благодаря ее браку с Малькольмом Маклареном. Союз распался, зато интерес к культуре панков остался. Принципиальное отличие Вествуд от других дизайнеров, вдохновляющихся панком, в том, что Вивьен воплощает этот стиль не только в коллекциях, но и в собственном образе.



Помимо Вивьен Вествуд эстетику панка в той или иной степени в своем творчестве использовали такие марки и дизайнеры, как Александр Маккуин (поздние коллекции), Сандра Родес, Жан Поль Готье, Versace, Givenchy, Any Old Iron, Zana Bayne. За подтверждением колоссальной степени влияния этой субкультуры на высокую моду далеко ходить не надо: летом 2013 года выставка «PUNK: Chaos to Couture» проводилась в Нью-Йоркском Метрополитен-музее.


Панк сегодня

Для панк-культуры XXI век оказался гораздо менее плодотворным, нежели XX, и вряд ли можно ждать такого же разрыва шаблонов, какой произошел в 1970-х. Панк, каким его знали в предыдущем столетии, умер, но его символы еще долго будут мелькать в коллекциях, кинематографе, литературе и на улицах. А все потому что дух бунтарства будет жить вечно.



Мужская футболка Bershka, 599 рублей, женская косуха Topshop, 20500 рублей (premium collection), женские леопардовые брюки Roberto Cavalli, 38400 рублей (FarFetch), мужские полосатые брюки Any Old Iron, 8700 рублей, клатч Alexander McQueen, 61400 рублей (FarFetch), ботинки Dr.Martens, 4500 рублей

Посмотреть:

  • Энгель и Джо Класс 1984

Послушать:

  • Ramones
  • Misfits
  • Sex Pistols
  • Clash
  • Johny Thunders
  • Crass
  • The Stooges
  • Anti flag

Не поспоришь, что большинство людей представляют панков в рваных джинсах, футболках и балахонах, с немытыми волосами, а также с изображениями неизвестных групп на одежде, в кедах, берцах и вечно увешенных металлом, и кроме того, постоянно пьяных. Но мы позволим себе выделить несколько видов панков:

«Гламурный панк». Они в свою очередь также делятся на две группы. Первая – это те, кто на самом деле гламурный (добренький, чистенький, не курящий, не пьющий, прилизанный), вторая – те, кто ставит ирокез и одевает панковскую одежду только на концерты, разные сборища и другое, а в жизни носит обычные вещи с бусичками, фенечками и т.д.

«Обычный панк» — тот, что носит традиционные панковские вещи, но ведет себя как нормальный, обычный человек, который считает себя истинным панком. Некоторые из них даже пытаются что-то понимать в панке.

«Опущенный панк» — это немытый, заблеванный, прокуренный, проколотый, пропитый, ограниченный и агрессивный человек, что не ставит для себя моральных принципов и убеждений. Часто это хулиганы, вечно обдолбанные, страшные, неприличные и тупые бомжи, алкоголики, наркоманы и так далее. Именно такими панками и пугают маленьких детей, а при их упоминании бабушек кидает в жар.

«Говнопанк» — совсем тупые существа, которые ничего не понимают в панке, но зацикливаются на одной группе и считают себя крутыми панками. Их панк именно такой, каким его сотворило их воображение. Главные признаки говнопанков: национализм, расизм, сексизм, пофигизм, классизм, эйджизм и другое.

«Рокер» — это люди, которые играют панк-рок, не представляют собой ничего особенного, при этом внешне не совсем похожие на панков, а зачастую вообще не понимающие, что такое настоящий панк.

«Свободный панк» (или настоящий) – всегда разбирается в идеологии, философии и мировоззрении панка, всегда носит и делает то, что ему нравится. Никогда не ставит перед собой ограничений, которые выработали стереотипы. Они живут свободно и не ограничивают свободу другим.

Субкультуры существовали во все времена. Молодежь в надежде выразить свою индивидуальность старалась одеваться по-особенному, не так, как все. За одеждой следовало особое мышление, и в итоге это все перерастало в идеологию. Мир накрывала волна хиппи, диско, гранжа и панка. Панки считаются одними из самых вызывающих из всех направлений. О них слышали все, и при этом все еще находятся люди, задающиеся вопросом: панки - это кто? Попробуем разобраться в этом.

От музыки к субкультуре

Своим появлением панки обязаны одноименному музыкальному направлению - панк-року. Появился этот стиль музыки в 70-х годах прошлого века в Соединенных Штатах Америки и Великобритании. Музыканты взбунтовались против всех остальных направлений рока, ставших в то время слишком лиричными и депрессивными. Так и появился панк-рок, сохранивший задорность старого доброго рок-н-ролла в соединении с примитивной игрой на музыкальных инструментах. Примитивность игры была нарочитой, ведь панк-рок - это то, что доступно всем желающим.

В 70-е годы мир узнавал все новые и новые группы: Pink Floyd, Deep Purple, Yes, Led Zeppelin, Genesis. Они быстро получили всеобщее признание, а вслед за этим и большие сборы за концерты. Участники этих групп жили в дорогих особняках, ездили в шикарных лимузинах с личными телохранителями. Того, что объединяло их с панк-молодежью, у них постепенно не осталось. Их в 12 минут и выступления под фонограмму просто не походили на то, что так любили уличные бунтари-подростки.

6 ноября 1975 года Лондонский колледж искусств потрясло выступление вызывающей панк-рок-группы с не менее вызывающим названием. Это были Sex Pistols. В последующем они стали идолом панков. У них было то, что нужно для настоящего панк-рока: простые аккорды, примитивная игра, не требующая больших затрат, доступные концерты.

Значение слова "панк"

Слово "панк" произошло от английского разговорного слова, означающего "нехороший", "дрянной". Достоверно неизвестно, как именно возникла у представителей идея называться именно так: то ли так обзывали бунтарей-анархистов, то ли потому, что их музыку называли именно так. Так или иначе, слово прижилось.

Идеология

Идеология панков основывается на свободе. Панк-субкультура выступает за реализацию человеческой свободы без какого-либо давления со стороны. Иначе говоря, если человек волен ходить, в чем он хочет, значит, он действительно должен иметь возможность идти по улице в рваных ботинках и не получать при этом тыканья пальцем в спину. Свобода слова - еще один важный момент для них. В своих песнях панки не стесняются в выражениях, используют нецензурную лексику, ведь право свободы слова гарантировано множеством конвенций по правам человека.

Несмотря на суждения общества, панк - это вовсе не мода, а идея, придающая смысл представителям этого течения. Многие считают это возрастным фактором, будто бы это лишь то, что пройдет после подросткового бунтарского возраста. В реальности это не всегда так. Истинный панк остается таким на всю жизнь.

Характерные черты личности

Вопрос о том, что такое панк, не совсем корректный. Лучше спрашивать, и тогда все сразу станет ясно. Один истинный представитель субкультуры способен дать представление о том, что собой представляет все направление.

Панк - это человек, стремящийся к независимости, иначе говоря, индивидуализму. Такой человек, даже несмотря на то что часто находится среди шумной компании, одиночка сам по себе. Его не волнует общество с его проблемами и потребности других людей. Для панков характерна анархия, антиавторитаризм, антигомофобия, нигилизм. Панк - это человек асоциальный, отрицающий любую культуру, не уважающий старшее поколение по принципу: «Если стар, значит, тебя уважают». Он всегда против любого порядка, власти.

Внешний облик

Панк-субкультура имеет свои характерные черты, благодаря которым ее можно отличить от всех остальных, в том числе и внешние. Несмотря на то что внешний облик для панков особого значения не имеет, все они выглядят похоже.

  • Ирокез. Эта прическа зародилась еще до появления панков. Индейцы делали ее во время своих тайных обрядов, чтобы таким образом напугать всех вокруг. Панки используют разные варианты. В классическом варианте волосы выбриваются, и остается лишь полоса длинных волос вдоль головы. Их ставят при помощи лака как большие иглы.

  • Прическа-"помойка". Подходит для всех, кто не любит заморачиваться. Достаточно просто взлохматить волосы, и прическа готова.
  • Обилие аксессуаров. Это цепи, заклепки, нашивки, ошейники, напульсники, булавки. Ими покрывают весь образ с ног до головы по правилу «чем больше, тем лучше».
  • Рваные штаны. Их рвут либо специально, в знак протеста, либо не зашивают после драки на концерте. Даже если из-за дыр в штанах видны пикантные области, это никого не смущает, ведь так даже лучше. Панк - это всегда свобода и нарушение общественных норм, и иногда это может шокировать.
  • Косухи. От байкерских их отличает то, что они разукрашиваются при помощи баллончиков с краской. На них могут быть разные надписи и множество заклепок.

В представлении общества

Многолетняя практика показала, что люди отказываются понимать, что такое панк и что он хочет показать миру. По опросам, проводимым в свое время социологами, в столице России было выявлено, что большая часть населения считает их не более чем людьми, страдающими шизофренией. Их считают отклонением от нормы, больными и невоспитанными.

С одной стороны, эта точка зрения вполне оправдана. Многие панки сами показывают себя не с самой лучшей стороны, совершая преступления. Пропагандируя слова, действий, мыслей и взглядов, они в итоге не подумали о том, что сами нарушают эту же свободу других людей. Нельзя сказать, что все панки являются такими, потому что многие из них достойны уважения. Первоначально панк - это доступная музыка и протест против серости жизни. Со временем превращаясь в сборище настоящих оборванцев, панк потерял свое истинное лицо.

Увы, их называют отбросами, как и в 70-е. Молодежь, некогда захотевшая обрести свободу, в итоге не нашла всеобщего признания. И сегодня наблюдается спад панк-движения и замена его новыми направлениями.