Водопад Учар на Алтае — поход на него запомнится на всю жизнь

  Автор:
  236

Цель нашего с мужем путешествия с друзьями на Алтай в 2020 году — это водопад Учар, большой каскадный Чульчинский водопад, расположенный на реке Чульча. В прошлом году мы ставили цель — увидеть Каменные грибы.

Учар — это, значит, летящий и неприступный. Узнала по опыту — действительно, неприступный. Поднимаешься к нему по горным, узким и опасным тропкам. Слева — скала, справа — обрыв.

Идешь в гору около 10-ти километров. Пять часов туда, пять обратно. Молодежь быстрее может преодолеть этот путь.

Хотя такое расстояние по ровной-то дороге сложно пройти, а по горной вдвойне тяжелее. И какое удивление испытываешь, когда видишь, как молодая мамочка на груди в сумке-кенгуру несет годовалого ребенка, который плещет эмоциями радости. Или у отца на плечах восседает 3-летний сын.

Ходят на Учар с родителями и дети постарше. Одни бегут, как горные козочки, легко и весело. Другие отдуваются и изнемогают от напряжения. Взрослые также по-разному переносят переход. Более спортивные люди двигаются свободно и радостно. Неподготовленные сначала передвигаются тяжело, а потом впадают от безысходности в прострацию, идут, словно сомнамбулы, потому что другого выхода нет — надо идти.

Есть участок, где тропка обрывается. Тогда путешественники передвигаются по скобам и веревке, как скалолазы.

— Доверься веревке, упирайся ногами в скалу и двигайся. Не держи руки возле камней, обдерешь кожу, поранишься! — дает советы мне муж. Мои же ноги упорно ищут хоть какие-нибудь выступы, а руки прижимаются к скале.

Тому, кто силен духом, целеустремлен и упорен в достижении цели показывается недоступный водопад Учар. Это — огромный каскад воды с общей высотой падения в 160 метров. Протяженность каскадов более 600 метров.

Как до него доехать? Едешь от Бийска по Чуйскому тракту. Проезжаешь Семинский перевал. Он самый высокий на Чуйском тракте, но эта высота вообще незаметна.

Через 80 км взору открывается еще один перевал, уже более сложнее чем Семинский — перевал Чике-Таман. Его спокойно можно достичь на любом автомобиле по хорошему асфальту.

Потом проезжаем село Иня. Далее не пропустите место слияния Чуи с Катунью. Тоже красивейшее место Алтая.

Перед Акташем мы останавливаемся ночевать. Места романтично красивые. В этот раз берег был сплошь усеян облепихой. И много-много бурундучков активно бегали даже ночью, не боялись забираться в палатку.

Утром, проехав Акташ, поворачиваем с Чуйского тракта налево по указателю на Улаган. Здесь уже нет привычного асфальта, но дорога еще сносная. Проезжаем знаменитые «Красные ворота», которые, кстати, не все замечают.

Так, мотоциклист из Челябинска промчался мимо достопримечательности. Только в Улагане, где мы меняли проколотое колесо, удосужился спросить, когда же будут «Красные ворота». Возвращаться не стал.

Дорога дальше идет мимо знаменитых Пазырыкских курганов. Временами грунтовка довольно сильно ухудшается. Трясет, пылит, петляет, но приводит прямо к перевалу Кату-Ярык.

Как я люблю со смотровой площадки перевала Кату-Ярык любоваться Чулышманской долиной. Заглядывать в смертельную глубину алтайского каньона и замирать от страха и признания величавой красоты природы.

Когда спускаемся  с горы, на меня всегда нападает страх. Спуск очень крутой и опасный. Крутизна составляет до 70%. Тормоза стонут от напряжения. Перегретые тормоза теряют свою эффективность, лучше остановиться на расширенном повороте и охладить их, полив водой, например.

Девять опасных поворотов настолько смертельны, что одно неверное решение может стоить жизни. На повороте кажется, что машина зависает над пропастью. Эту дорогу в 1987-89 годах по собственной инициативе проложили трое мужчин на бульдозере.

Если машина неполноприводная, то лучше не спускаться в Чулышманскую, т.к. самостоятельно подняться уже не получится. Несколько таких беспомощных машин мы встречали по пути.

После спуска дорога одна — по Чулышманской долине, любуясь магической красотой гор, едешь больше часа. Проезжаешь марсовы красные горы.

Примерно, через 25 км встретится турбаза на берегу реки. Там мы остановились на две ночевки. Без домика за каждого человека платишь по 100 рублей за ночь.

Утром переправились на противоположный берег на моторной лодке. Переправляет она путешественников с 8 утра до 22 часов вечера за 1000 рублей. (2020г). За тысячу можно также купить один час бани, но она почти всегда занята.

Водопад расположен на территории Алтайского государственного заповедника.  Поэтому за посещение взимается рекреационный сбор 100 рублей с человека (2020г).

На противоположном берегу есть место впадения реки Чульча в Чулышман. От этого места до водопада еще около 7 км вверх по течению Чульчи.

Кстати, я думала, что в этот раз Чулышманская долина нас долго не отпустит. Ливень бушевал всю ночь. Промочил насквозь палатку. На противоположной стороне реки с горы с грозовым грохотом спустился оползень.

Думали, ехать на северо-запад вдоль реки Чулышман до самого побережья Телецкого озера, где очень плохая дорога, и неизвестно, как будет работать переправа. Или подниматься по опасной крутой дороге на Кату-Ярык.

Рискнули и поднялись на перевал Кату-Ярык. Встречных машин почти не было. Зато как невероятно красиво курились горы — глаз не отвести.

#люблюпутешествовать

Еще по теме:

Семинский перевал незаметно делит Алтай

Чике-Таманский перевал — словно ворота в Горный Алтай

Гранд-каньон Алтая: величие гор и смертельная глубина ущелья захватывают дух

До Каменных грибов дошли не все

Как удержаться от медитации там, где сливаются реки Чуя и Катунь

Интересная статья? Поделитесь ею, пожалуйста, с другими:
Оставьте свой комментарий:

на Блоге
в Вконтакте
в Фейсбук