SFW - приколы, юмор, девки, дтп, машины, фото знаменитостей и многое другое. SFW - приколы, юмор, девки, дтп, машины, фото знаменитостей и многое другое Влияние на историю

Военно-морское соперничество на море между США и СССР в середине 60-х и начале 70-х годов прошлого столетия привело к появлению новых боевых кораблей, совершенно уникальных по своим тактико-техническим характеристикам.

Американцы к тому времени сумели добиться значительного прорыва в военно-технической области, спустив на воду современные атомные подводные лодки «третьего поколения». Корабли оснащались малошумными двигательными установками и мощным ракетно-торпедным вооружением. Ответом Советского Союза на попытку достичь превосходства Запада в военно-морской сфере стали АПЛ проекта 945, уникальные в своем роде военные корабли.

Основные цели АПЛ проекта 945

Помимо высоких технических характеристик новых кораблей, перед создателями проекта ставилось обязательное условие. Все корабли новой серии должны иметь водоизмещение и размеры, вписывающиеся в параметры мощностей судоремонтной и судостроительной промышленности СССР. Поставленная перед советскими конструкторами в 1972 году задача, предусматривала постройку в ближайшие 3-5 лет новой подводной лодки 3-го поколения. Для этой цели техническое задание предусматривало разработку в ЦКБ «Лазурит», расположенном в Горьком, проекта для последующего строительства атомных субмарин. Техническое задание предполагало строительство субмарин на конкурентной основе. Параллельно с разработкой проекта 945 шла интенсивная работа над другим проектом. На основе того же самого технического задания и эскизных данных СКБ «Малахит» занималось проектированием своего корабля, многоцелевой подлодки типа «Щука» — проект 971 .

В течение 7 лет шла кропотливая работа по созданию новых кораблей. Результатом титанических усилий горьковских конструкторов стал проект 945 подводных лодок типа «Барракуда». Закладка головного корабля серии АПЛ «Карп» состоялась в 1979 году на Горьковском судостроительном заводе «Красное Сормово». В дальнейшем предполагалось постройка еще одного судна на стапелях «Севмаш».

Разработка и создание боевого корабля проекта 945

Проектирование новых лодок, относящихся к 3-ему поколению, началось в 1972 году. Вся техническая документация по новому проекту создавалась в Горьковском (теперешний Нижний Новгород) ЦКБ «Лазурит». Местом реализации проекта изначально был выбран судостроительный завод «Красное Сормово», расположенный здесь же, в городе Горьком.

АПЛ проекта 945 кардинально отличались от всех предыдущих подводных кораблей подобного класса. Предполагалось вести строительство корабля, корпус которого будет выполнен из титанового сплава. Это новшество давало существенную экономию веса, сделав параметры водоизмещения новой субмарины приемлемыми для отечественных судоремонтных заводов. К тому же, титановый корпус обладал большей прочностью, что автоматически увеличивало глубину погружения нового корабля. Титановый сплав, из которого был сделан основной корпус подлодки, имел низкие электромагнитные характеристики, обеспечивая боевому кораблю хорошую скрытность в толще воды.

Несмотря на высокие технические характеристики субмарин типа «Барракуда», единственной «ахиллесовой пятой» проекта 945 как раз и является титановый корпус. Это новшество, используемое в конструкции, приводило к существенному удорожанию постройки корабля.

Для справки: по оценкам экспертов АПЛ проекта 945 обходились государственной казне на тот период в колоссальную сумму – 300 млн.$, что равнялось сумме, потраченной на строительство 2 субмарин типа «Лос-Анджелес».

Корпус корабля

Многоцелевые подлодки типа «Барракуда» строились двухкорпусными. Такая концепция не только увеличивала тактико-технические характеристики кораблей, но и позволяла рационально использовать технические возможности титанового сплава. Основной корпус был сделан полностью из титана, тогда как носовые и кормовые окончания корпуса лодки имели стальную конструкцию. Форма легкого корпуса имела совершенные гидродинамические обводы — эллипсоидный нос и веретенообразную корму. Прочный основной корпус имел коническую форму, как в носу, так и в кормовой части. Все переборки в оконечностях корабля были сферическими, а крепления конструкции могли спокойной испытывать напряжения на изгиб, возникающие в корпусе при погружении на глубину.

Весь корабль был разделен на 6 боевых отсеков. Балластные цистерны оборудовались кингстонами шпигатного типа. К тому же в конструкции корабля предусматривалась установка аварийной системы всплытия. Продувка цистерн осуществлялась не сжатым воздухом, а продуктами сгорания топлива при работе вспомогательных дизельных двигателей. Для эвакуации команды в экстренных ситуациях лодка оснащалась спасательной капсулой, установленной в районе центрального боевого поста. Новая лодка имела практическую глубину погружения 480 м, тогда как максимально допустимый предел погружения достигал 550 м.

Лодка в надводном положении имела водоизмещение 5940 тонн. Размеры судна составляли: длина 107 м, а ширина 12 метров. Такие измерения позволяли проводить готовый корабль системой речных каналов со стапеля до места последующей приписки. В дальнейшем лодки могли свободно проходить ремонтно-плановый осмотр практически на всех судоремонтных предприятиях советского ВПК.

Экипаж субмарины составлял 61 человек.

Силовая установка

Подводная лодка проекта 945 «Карп» — головная субмарина серии имеет силовую установку мощностью 43 тыс. лошадиных сил. Работу парозубчатой установки обеспечивает один ядерный реактор ОК-650А. В конструкции реактора имеется 4 парогенератора, которые вместе с насосами обеспечивают необходимую циркуляцию теплоносителя по четырем контурам. Получаемая в результате работы ядерной установки электроэнергия идет на зарядку аккумуляторных батарей и на группу преобразователей.

В рабочем режиме при нормальной загрузке реактора энергетическая установка обеспечивает подводному судну надводную скорость 12 узлов. В погруженном состоянии субмарина развивает скорость в 35 узлов.

Корабль имеет увеличенный ресурс автономности плавания, который составляет не менее 100 суток.

Вместе с тем, помимо головной энергетической установки, обеспечивающей жизненный и рабочие циклы цикл подводной лодки, на судне установлены два дизельных мотора. Задача дизельных двигателей вспомогательная. В экстренных ситуациях моторная группа должна обеспечить подлодке автономное энергообеспечение и ход в 5 узлов в течение 10 дней.

Корабль имеет в качестве движителя гребной винт с улучшенными гидродинамическими обводами. Уменьшенная частота вращения винта, применяемая на лодках этого типа, делает движение субмарин под водой малозаметным.

После сдачи первых двух судов, проект 945 претерпел некоторые изменения. На лодку устанавливается новый реактор. Изменилось и вооружение подводных кораблей. Последующие суда относились к проекту 945А.

Всего, за 8 лет, начиная с 1979 года по 1987 г., было введено в строй две субмарины проекта 945. В 1983 году вошла в строй головная субмарина АПЛ «Карп», а уже в 1987 году в строй ВМФ СССР вошел второй корабль серии, АПЛ — «Краб». Оба корабля имеют разные судьбы. Первенец серии, подлодка «Карп» была списана в 1998 году. Второй корабль серии АПЛ «Краб», получивший в 1996 году новое название «Кострома», до сих пор остается в составе российского флота.

Вооружение подводных кораблей проекта 945

Советские многоцелевые лодки должны были выполнять функцию противовеса американским боевым субмаринам класса «Лос-Анджелес», объявившим охоту на советские подводные ракетоносцы. Для выполнения боевых задач советские подлодки проекта 945 оснащались торпедно-минным вооружением, представленным боевыми комплексами РПК-6 «Водопад» и РПК-7 «Ветер».

Эти боевые модули имели калибр 533-мм и 650 мм соответственно. Основными боевыми снарядами субмарин типа «Барракуда» являлись торпеды и ракето-торпеды, запускаемые через торпедные аппараты. Боекомплект лодки в снаряженном состоянии составлял 40 торпед и ракето-торпед.

Основным оружием подводной лодки проекта 945 являлась торпеда ТЭСТ – 71, боевая часть которой могла нанести кораблю вероятного противника критические повреждения. Новая торпеда имела систему самонаведения активно-пассивного типа, что делало ее движение практически незаметным для противника.

Помимо торпед с обычной боевой частью корабли оснащались противолодочными ракето-торпедами «Ветер» с ядерной боеголовкой.

Радиоэлектронное вооружение подлодок типа «Барракуда» состояло из гидроакустического комплекса «СКАТ». Малая шумность при движении судна под водой и наличие нового гидроакустического оборудования повысили скрытность корабля. Точность определения координат судна с помощью нового оборудования выросла в 5 раз. Дальность прямой связи корабля с базой выросла в несколько раз, превысив прежние показатели для советского подводного флота в 2-3 раза.

Появление подлодок проекта 945А

После усовершенствования энергетической установки и усиления вооружения кораблей на базе существующего проекта, появились новые субмарины проекта 945А типа «Кондор». Еще на стадии закладки 3 и 4 корабля серии была предпринята попытка подготовить суда для установки модернизированного реактора ОК – 650Б. Мощность силовой установки увеличились до 48 тыс. л.с. На лодки установили новые подруливающие устройства, улучшив маневренность корабля в боевых условиях. Остались неизменными размеры кораблей, а вот их водоизмещение выросло до 6400 тонн. Все также экипаж субмарины составляет 61 человек. Основные изменения в конструкции коснулись боевых возможностей новых судов. Внесение конструктивных изменений в систему вооружения корабля привело к тому, что на лодках проекта 945А число отсеков достигло 7.

Субмарины вооружались шестью 533-мм торпедными аппаратами. Однако главным оружием боевого корабля стали стратегические крылатые ракеты «Гранат». Одна подлодка несла до 10 ракет с обычной и ядерной боевой частью. Пуск крылатых ракет должен был осуществляться через торпедные аппараты. Корабли типа «Кондор» получили на вооружение ПЗРК «Игла», усилившие систему ПВО военных судов.

Модернизированные корабли получили по натовской терминологии название «Sierra II». Первая субмарина улучшенного типа вступила в строй в 1990 году, получив название «Зубатка». В 1995 году корабль был переименован в «Нижний Новгород» став многоцелевой подводной лодкой проекта 945А.

Второй корабль серии АПЛ «Окунь» был заложен в 1989 году и вступил в строй в 1992 году, пополнви ряды уже ВМФ России. В 1995 году лодка получила новое название, став АПЛ «Псков». Дальнейшее строительство новых подлодок было прекращено. Очередная модернизация боевых возможностей судов привела к закладке субмарины проект 945Б (шифр «Марс»). Однако из-за трудного финансового положения в стране, было принято решение не строить в дальнейшем дорогостоящие титановые подлодки.

Сегодня в списочный состав ВМФ России входят все четыре титановые субмарины. Подлодки «Тула» и «Кострома», находятся у стенки судоремонтного завода, ожидая своей дальнейшей судьбы. Более новые корабли, подводная лодка «Псков» и ее сестра, АПЛ «Нижний Новгород» числятся в составе 7-й дивизии подводных лодок Северного флота с местом базирования в Видяево. Планируется переоснастить все четыре корабля в соответствии с техническим заданием проекта 945М и вооружить корабли крылатыми ракетами «Калибр».

Если у вас возникли вопросы - оставляйте их в комментариях под статьей. Мы или наши посетители с радостью ответим на них

Параллельно с разработкой многоцелевых атомных подлодок второго поколения в ведущих КБ страны, флотских и отраслевых научных центрах, вели поисковые работы по субмаринам третьего поколения. Например, в начале 1960-х годов Горьковское (сегодня нижегородское) ЦКБ-112 «Лазурит» разработало предэскизный проект № 673 - многоцелевая атомная подводная лодка, в конструкции которой заложили много передовых решений - оптимальные с точки зрения гидродинамики обводы (без ограждения рубки), полуторакорпусная схема, одновальная энергетическая установка, имеющая один реактор и тому подобное. Позднее работы по новым многоцелевым атомным подлодкам в Горьком продолжили. Одна такая проработка и была в 71-м году взята за основу проекта первой советской АПЛ третьего поколения.


Расширение боевых возможностей флота США - в первую очередь, подводной составляющей, которая в 1960-80-х годах развивался наиболее динамично, требовало резкого увеличить противолодочный потенциал советского военно-морского флота. В 73-м году в СССР в рамках программы «Аргус» разработали концепцию противолодочной обороны. В рамках данной концепции ЦНПО «Комета» (руководитель – генеральный конструктор Савин) начали реализовывать программу создания КСОПО «Нептун» (комплексная система освещения обстановки) которая включала:
- центральным звеном системы являлись центр сбора, обработки, распределения и отображения информации, отражения;
- стационарная система освещения подводной обстановки, которая работала по различным физическим полям подводной лодки;
- гидроакустические буи, которые выставляются в океанах самолетами и кораблями;
- космические системы обнаружения подлодок по разным демаскирующим признакам;
- маневренные силы, которые включают самолеты, подлодки и надводные корабли. При этом многоцелевые АПЛ нового поколения, которые обладали повышенными поисковыми возможностями, рассматривали как важнейшее средство обнаружения, слежения и уничтожения (после получения соответствующей команды) субмарин противника.

ТТЗ на разработку большой многоцелевой атомной подводной лодки выдали в марте 72-го года. При этом военно-морской флот ставил задачу ограничить водоизмещение лодок в пределах, которые обеспечивают строительство подлодок на внутренних заводах (в частности - на заводе «Красное Сормово» г. Горький). Основным назначением новых субмарин проекта 945 («Барракуда») было слежение за ракетными авианосными ударными группами и подлодками потенциального противника, а также уничтожение данных целей в случае начала боевых действий. Главный конструктор проекта – Н.И. Кваша, а главный наблюдающий от военно-морских сил - И.П. Богаченко.

Принципиально важным элементом новой атомной подлодки было применение в ее прочном корпусе титанового сплава имеющего предел текучести 70-72 кгс/мм2, что обеспечивало увеличение в 1,5 раза предельной глубины погружения по сравнению с субмаринами второго поколения. Использование титанового сплава имеющего высокую удельную прочность позволяло за счет снижения массы корпуса сэкономить на водоизмещении подлодки до 30%, что давало возможность строить атомные подводные лодки в Горьком и транспортировать их внутренними водными путями. Кроме того, титановый корпус позволял значительно уменьшить магнитное поле судна (по данному параметру подлодки 945-го проекта сохраняют лидерство среди подлодок и сегодня).

Однако использование титана влекло за собой существенное увеличение стоимости атомной подлодки и по тех. причинам ограничивало количество строящихся судов, а также число предприятий, участвующих в программе (в Комсомольске-на-Амуре технология постройки корпусов из титана освоена не была).

Торпедно-ракетный комплекс новой подлодки по сравнению с атомными субмаринами предыдущего поколения должен был обладать вдвое большим боезапасом, возросшей дальностью стрельбы, за счет использования усовершенствованной системы целеуказания и новых боеприпасов, (для ракето-торпед – в 3 раза, для торпед – в 1,5 раза), а также повышенной боеготовностью (для подготовки к стрельбе первым залпом требовалось в два раза меньше времени).

В ОКБ Минавиапрома «Новатор» под руководством Л.В. Люльева в декабре 1969 года начали работать над новыми 533-миллиметровыми противолодочными ракетными комплексами второго поколения «Водопад» и 650-миллиметровыми «Ветер», предназначенных главным образом для оснащения перспективных атомных подводных лодок третьего поколения. «Водопад» в отличие от ПЛРК «Вьюга-53» должен был комплектоваться не только специальной боевой частью, но и малогабаритной самонаводящейся торпедой УМГТ-1 (разработан в НПО «Уран») с дальностью реагирования 1500 м по акустическому каналу, дальностью хода до 8000 м и максимальной скоростью подводного хода 41 узел. Применение двух типов комплектации расширяло диапазон использования . У «Водопада», по сравнению с «Вьюга-53», возрастала максимальная глубина запуска ракеты, которая составляла до 150 метров, увеличивался диапазон дальностей огня (с глубин от 20 до 50 метров - от 5 до 50 тыс. м, со 150 метров - от 5 до 35 тыс. м), значительно уменьшалось время предстартовой подготовки (которое составляло 10 секунд).



Атомная подводная лодка К-276 (зав. № 302, с 03.06.1992. - Б-276, с 06.04.1993. - "Краб", с 15.11.1996. - "Кострома") проекта 945 "Барракуда"

«Ветер», который имел в два раза большую, по сравнению с «Водопадом», максимальную дальность, мог комплектоваться торпедой УМГТ или ядерной боевой частью. Комплекс «Водопад» (индекс РПК-6) на вооружение ВМФ поступил в 1981 г (им оснащались как АПЛ, так и надводные корабли), «Ветер» (индекс РПК-7) - в 84-м г.

Еще одним типом оружия, которое было внедрено на АПЛ третьего поколения, стала самонаводящаяся телеуправляемая торпеда ТЭСТ-71. Данная торпеда предназначалась для поражения подлодок и оснащалась активно-пассивной ГАС самонаведения, которая вместе с системой телеуправления обеспечивала двухплоскостное наведение на цель. Наличие системы телеуправления давала возможность осуществлять контроль за работой аппаратуры самонаведения и маневрированием торпеды, а также управлять ими при выстреле. Оператор на борту атомной подводной лодки, в зависимости от тактической ситуации, мог перенацелить торпеду или запретить ее самонаведение.

Электрической силовой установкой обеспечивалось движение торпеды в двух режимах - поисковый (скорость 24 узла) и режим сближения (скорость 40 узлов) с многократным переключением режима. Максимальная дальность хода (зависит от преобладающей скорости) составляла от 15 до 20 тыс. м. Глубина поиска/поражения цели от 2 до 400 метров. По уровню скрытности ТЭСТ-71 во многом превосходила американскую торпеду Мк.48, оснащенную поршневым двигателем, хотя американская торпеда, при сопоставимой дальности, имела несколько большую скорость хода (около 50 узлов).

АПЛ К-276 (зав. № 302, с 03.06.1992. - Б-276, с 06.04.1993. - "Краб", с 15.11.1996. - "Кострома"), после столкновения 11 февраля 1992 года с АПЛ «Батон-Руж» класса «Лос- Анджелес». Снимок сделал во время сопровождения лодки в базу с борта спасательного буксира СБ-523 дежуривший на нём в числе спасательного отряда Северного флота

Боевые повреждения ограждения выдвижных устройств АПЛ К-276 (с 03.06.1992. - Б-276, с 06.04.1993. - "Краб", с 15.11.1996. - "Кострома") проекта 945 "Барракуда" после столкновения 11.02.1992. с АПЛ "Батон Руж" ВМС США

Для освещения надводной и подводной обстановки и целеуказания было принято решение применить усовершенствованный ГАК МГК-503 «Скат». Благодаря мерам по уменьшению шумности атомной подлодки и уменьшению собственных помех во время работы гидроакустического комплекса дальность обнаружения целей увеличилась более в два раза по сравнению с субмаринами второго поколения.

Использование новой системы радиоэлектронного вооружения дало возможность уменьшить в пять раз предельную ошибку при определении места, а также значительно увеличить интервалы между всплытиями при определении координат. В два раза возросла дальность связи, в три раза – глубина приема радиосигналов.

Для отработки технологии и вопросов прочности заводом «Красное Сормово» из титанового сплава построили натурный отсек, а также полунатурный отсек с использованием другого, более прочного титанового сплава, который предназначался для использования на сверхглубоководных перспективных АПЛ. Отсеки доставили в Северодвинск, где провели усталостные и статические испытания в специальной док-камере.

Атомная подлодка проекта 945 предназначалась для ведения борьбы с ракетными подлодками противника, и с надводными судами из состава ударных группировок и авианосных соединений. Боевой потенциал повышался за счет усиления торпедного и ракетно-торпедного вооружения, прогресса в развитии систем целеуказания, обнаружения, навигации, связи, внедрения информационно-управляющих комплексов и улучшения тактико-технических элементов - глубины погружения, скорости, скрытности, маневренности, живучести и надежности.


Подводная лодка 945-го проекта была выполнена по двухкорпусной схеме. У легкого корпуса эллипсоидная носовая и веретенообразная кормовая оконечность. Забортные отверстия закрываются при помощи шпигатных затворов, а также кингстонов на цистернах главного балласта.

Прочный корпус, изготовленный из сплава титана, имеет относительно простые формообразования – конические оконечности и цилиндрическая средняя часть. Концевые переборки - сферические. Прочные цистерны к корпусу крепятся таким образом, что исключаются изгибные напряжения, которые возникают при обжатии подлодки на глубине.

Корпус субмарины разделен на 6 водонепроницаемых отсеков. Лодка оснащена системой аварийного продувания цистерн главного балласта при помощи продуктов сгорания топлива.

Экипаж лодки состоит из 31-го офицера и 28-ми мичманов, для которых создали хорошие условия обитаемости. Атомная подлодка имеет всплывающую спасательную камеру, способную вместить весь экипаж субмарины.

Главная энергоустановка номинальной мощностью 43 тыс. л. с. включает водоводяной реактор ОК-650А (мощностью 180 МВт) и паро-зубчатый агрегат. ОК-650А имеет 4 парогенератора, по 2 циркуляционных насоса первого и четвертого контуров и 3 насоса третьего контура.

Лодка имеет два турбогенератора переменного тока, два питательных и два конденсаторных насоса. Для обслуживания потребителей, которые используют постоянный ток, имеется два обратимых преобразователя и две группы аккумуляторных батарей.

Многолопастный гребной винт имеет улучшенные гидроакустические характеристики и уменьшенную частоту вращения.

Слева большая АПЛ "Псков" проекта 945А "Кондор", справа АПЛ "Кострома" проекта 945 "Барракуда". Главное визуальное отличие - форма носовой части ограждения выдвижных устройств и боевой рубки

При выходе из строя главной энергоустановки для последующего ввода были предусмотрены аварийные источники питания, а также резервные средства движения. Имеются пара дизельных генераторов ДГ-300 оснащенных обратимыми преобразователями (каждый 750 л. с.) с десятисуточным запасом топлива. Они предназначались для выработки переменного тока для общекорабельных потребителей и постоянного – для гребных электродвигателей.

Для обеспечения движения в подводном положении со скоростью до 5 узлов атомная подводная лодка оборудовалась двумя гребными электродвигателями постоянного тока (мощность каждого 370 кВт), каждый работает на собственный винт.

Подлодка оснащена ГАК МГК-503 «Скат-КС» (имеет аналоговую обработку информации). Комплекс «Молния-М» состоит из системы спутниковой связи и буксируемой антенны «Параван».

Комплексом ракетно-торпедного вооружения и боевой информационно-управляющей системой обеспечиваются одиночная и залповая стрельба без ограничений по глубине (вплоть до предельной глубины погружения). В носовой части смонтировано четыре торпедных аппарата калибром 533 миллиметра и два 650 миллиметров. В боекомплект входит 40 единиц оружия - торпеды и ракето-торпеды.

Головная лодка проекта 945, К-239 «Карп», заложили 8 мая 1982 года в Сормово, 29 июля 1983 году спущена на воду и 21 сентября 1984 года вступила в строй. Второе однотипное судно, К-276 «Краб», заложили в августе 1983 года и в апреле 1984 года спустили на воду. Атомная подводная лодка вошла в состав военно-морского флота осенью 1987 года. В 96-м году К-276 (под командованием капитана первого ранга В. Соколова) было присвоено название - «Кострома».

Дальнейшим развитием подлодки 945-го проекта стала атомная подводная лодка проекта 945А («Кондор»). Основное отличие субмарины от кораблей предыдущей серии – измененный состав вооружения, который включал шесть торпедных аппаратов калибра 533 миллиметра. В боекомплект включили стратегические крылатые ракеты «Гранат», предназначавшиеся для поражения на дальности до 3 тыс. м наземных целей. Подлодку также оснастили восемью комплектами самообороны ПЗРК «Игла».

Проекции АПЛ проекта 945А "Кондор"

Число водонепроницаемых отсеков увеличилось до семи. Субмарина получила усовершенствованную энергоустановку мощностью 48 тыс. л.с. со 190-мегаваттным реактором ОК-650Б. В выдвижных колонках установили два подруливающих устройства (370 л.с каждый). По уровню демаскирующих признаков (магнитному полю и шумности) субмарина проекта 945А была самой малозаметной подлодкой в отечественном флоте.

Первая усовершенствованная подлодка, К-534 «Зубатка», была заложена в июне 1986 года в Сормове, в июле 1988 года спущена на воду и 28 декабря 1990 года вступила в строй. «Зубатку» в 1995 году переименовали в «Нижний Новгород» (капитан первого ранга Воронков). После этого последовал «Окунь» К-336 (в мае 1990 года заложен, в июне 1992 года спущен на воду и в 1993 году вошел в строй). Эту АПЛ в 1995 году переименовали в «Псков».

Пятую атомную подлодку, строившуюся по проекту 945Б («Марс») которая по своим характеристикам практически соответствовала требованиям к субмаринам четвертого поколения, разрезали в 1993 году на стапеле.



АПЛ "Псков". Ара-Губа. Лето 2004. Правый борт со следами копоти после возгорания в ходе ремонта в плав-доке ПД-50 82-го СРЗ

У острова Кильдин, в российских территориальных водах, 11 февраля 1992 года К-276 под командованием капитана второго ранга И. Локтя столкнулась с американской атомной подлодкой «Батон Руж» («Лос-Анджелес»), которая пыталась осуществлять скрытное слежение за кораблями ВМФ России в районе учений. В результате столкновения у «Краба» была повреждена рубка, имеющая ледовые подкрепления. Положение американской атомной субмарины оказалось более тяжелым, она с трудом сумела дойти до базы, после чего решили лодку не ремонтировать, а вывести из состава флота.

В настоящее время все большие атомные подлодки проектов 945 и 945А продолжают нести службу в составе первой флотилии подлодок на Северном флоте (Ара-губа), кроме выведенной в 1998 году из боевого состава Б-239 «Карп».

Основные технические характеристики атомных подводных лодок проектов 945 и 945А:
Надводное водоизмещение – 6300/6470 т;
Подводное водоизмещение – 9100/10400 т;
Длина – 107,0/110,5 м;
Ширина – 12,2 м;
Осадка – 8,8/9,4 м;
Максимальная подводная скорость 35 узлов;
Максимальная надводная скорость 19 узлов;
Рабочая глубина погружения – 480/520 м;
Предельная глубина погружения – 550/600 м;
Экипаж – 60/65 человек.

АПЛ "Кострома" на ремонте в 2006 г. Редкое фото гребного винта АПЛ проекта 945

Советские АПЛ проекта 945 «Барракуда» стали ответом на американские подводные лодки третьего поколения классов «Лос Анджелес» и «Огайо», которые могли незаметно проникать в советские территориальные воды, избегая контанта с русскими средствами противолодочной борьбы. Целью АПЛ нового типа должны были стать американские авианосные подразделения и подводные ракетоносцы, выходящие в сектора запуска баллистических ракет.

СОЗДАНИЕ

Разработка «Барракуды» началась в 1972 году. Проектная документация на подводную лодку проекта 945 предусматривала создание прочного корпуса АПЛ из титанового сплава с пределом текучести 70-72 кгс/мм2. С помощью «титановой технологии» «Барракуды» могли погружаться на глубины, недостижимые для советских подводных лодок второго поколения. Несмотря на дороговизну, титановый корпус обеспечивал серьезное уменьшение магнитного поля АПЛ. В то же самое время «Барракуда» должны была вписываться в ограниченные размеры, поскольку ее сборка должна была проводится в Нижнем Новогороде на предприятии Красное Сормово (доставка до базы ВМФ должна была быть произведена при помощи внутренних водных путей). Стоит отметить, что попытка постройки 945 АПЛ в Комсомольске-На-Амуре закончилась неудачей из-за того, что работники завода не сумели в сжатые сроки освоить технологию производства титанового корпуса. Для решения проблем, связанных с технологическим процессом, инженеры Красного Сормова построили два натурных отсека из титанового сплава, которые позже были отправлены в Северодвинск для проведения статических и усталостных испытаний.

АПЛ проекта 945 спроектирована по двухкорпусной схеме. Прочный корпус создан из титанового сплава, он имеет цилиндрическую среднюю часть и конические оконечности. Легкий корпус обладает эллипсоидным носом и веретенообразной кормой. Отличительной особенностью АПЛ является высокое хвостовое оперение, в верхней части которого расположена антенна ГАК. Корпус лодки разделён на 6 водонепроницаемых отсеков. АПЛ проекта 945 имеют всплывающую спасательную камеру, которая может вместить в себя весь экипаж.


Б-534 "Нижний Новгород".


СЕНСОРЫ

Основным сенсором подводной лодки был гидроакустический аналоговый комплекс МГК-500 Скат-КС, эффективная дальность действия которого была в два раза выше чем у предшествующих гидроакустических устройств. В состав комплекса МГК-500 вошла: аппаратура шумопеленгования, аппаратура эхопеленгования и обнаружения гидроакустических сигналов, система связи и опознавания, система обнаружения целей в инфразвуковом диапазоне частот, унифицированная боевая станция обнаружения якорных мин и полей, эхоледомер МГ-518, станция измерения скорости звука в воде МГ-533, станция обнаружения полыней и отдельных льдин НОР-1, станция обеспечения всплытия в полыньях и разводах НОК-1, прибор для определения кавитации гребных винтов МГ-512. Кроме того, АПЛ проекта 945 были оборудованы комплексом связи Молния-МЦ и буксируемой антенной Параван.

ВООРУЖЕНИЕ

В качестве основного оружия 945-ые использовали торпедные аппараты (4 - 533мм и 2- 650мм) общим боезапасом в 40 торпед и ракет.

533мм ракетно-торпедная система Водопад могла запускать специальную малогабаритную электрическую торпеду УГМТ-1 с дальностью хода 8 км и скоростью 41 узел. Сразу после выстрела УГМТ выскакивала из воды, летела до цели, после чего снова ныряла в воду и уничтожала противника. Помимо стандартной боеголовки, УГМТ-1 могла нести ядерный заряд.

650мм ракетный противолодочный комплекс «Ветер» мог запускать специальную ракету 88Р. Перед выстрелом, с помощью специального разъема, в ракету вводились данные о цели, которые были получены с различных датчиков подводной лодки. После получения команды «Пуск» ракета выходила из торпедного аппарата и на некотором расстоянии от ПЛ включала маршевый двигатель. Покинув водную часть пути, ракета носитель выводилась на активный участок полета, который проходил на сверхзвуковой скорости. В районе нахождения цели боевая часть отделялась от носителя и погружалась в воду до ранее определенной глубины, после чего происходил подрыв боевой части с последующим поражением вражеской АПЛ. Поскольку БЧ 88Р входил вводу практически перед поражением противника, уклониться от нее было практически невозможно. Стоит отметить, что ракета 88Р была оснащена ядерной боеголовкой.

В месте с «Ветром» можно было использовать и ракету УГМТ-1, боеголовка которой отделялась от носителя при помощи парашюта.

Подводные лодки проекта 945 могли быть вооружены торпедами типа ТЭСТ-71, которые были оснащены гидроакустической системой наведения на цель в двух плоскостях. Находящийся на борту оператор мог отключить самонаведение торпеды, а также указать ей другую цель. Выпущенная АПЛ ТЭСТ-71 могла работать в двух скоростных режимах, в поисковом, со скоростью хода в 24 узла и в режиме сближения, когда ее скорость увеличивалась до 40 узлов. Максимальная дальность хода находилась в районе 15 км, тогда как предельная глубина погружения ТЭСТ-71 была равна 400 метров.


Холодные воды.


СИЛОВАЯ УСТАНОВКА

Подводные лодки проекта 945 оборудованы атомной силовой установкой на водоводяном реакторе ОК-650А, мощностью 180 Мвт, который имеет 4 парогенератора по 2 циркуляционных насоса для 1 и 4 контура и 3 насоса для третьего контура. В случае выхода из строя главной энергетической установки, АПЛ может использовать резервные средства движения: 2 дизель-генераторами ДГ-300 (750 л.с.) с запасом топлива на 10 суток, энергия которых может быть подана на два гребных электродвигателя, обеспечивающих скорость хода в 5 узлов (при этом каждый двигатель работает на свой винт).

Для снижения уровня шума подводной лодки на АПЛ проекта 945 была применена двухкаскадная амортизация всех механизмов и устройств, тогда как оборудование, действующее в малошумном режиме, было установлено на многоярусных амортизированных блоках.

ВАРИАНТЫ ПРОЕКТА

Помимо стандартного проекта 945, известного на западе как Sierra-I, в СССР и России были созданы три новых модификации.


Sierra-I(945)


Проект 945А (Sierra-II), отличался увеличенной рубкой с измененной передней частью, внутри которой размещались две спасательные капсулы. Основным сенсором стал низкочастотный сонар Скат-3. По некоторым данным, АПЛ класса 945А оборудованы подруливающими устройствами в нижней части корпуса. В октябре 2012 года эти субмарины вновь вернулись в Атлатнику и начали патрулировать океан вдоль восточного побережья США.


Sierra-II (945A)


Проект 945Б (Sierra-III), единственная подводная лодка этого класса была разобрана прежде, чем успела спустится на воду. Sierra-III имела новую систему сенсоров ГАК Кижуч, модифицированную систему спасения экипажа и могла атаковать противника крылатыми ракетами типа Гранат.


Sierra-III(945B/AB)


Проект 945М (Sierra-IV?), последняя модификация 945-го проекта, которая проводится в РФ. Согласно плану модернизации, две подводные лодки класса 945 получат новые ГАС и БИУС, новую навигационную систему на основе ГЛОНАСС\GPS, и будут вооружены крылатыми ракетами «Калибр».


Б-336 "Псков"


ИСТОРИЯ ПРИМЕНЕНИЯ

Проект 945 Барракуда
К-239 Карп
Заложен на заводе Красное Сормово 20 июля 1979 года. Включена в состав Северного Флота 7 декабря 1984 года. В 1985 году находилась на глубоководных испытания в Норвежском море. На протяжении 80-ых и 90-ых годов активно следила за подводными лодками стран НАТО. В 1998 году была исключена из состава ВМФ по причине недостатка финансирования и передана на долговременное хранение. В 2013 году на Карпе начались работы связанные с модернизацией по проекту 945М. На апрель 2017 года с АПЛ было выгружено ядерное топливо, но все работы по модернизации пока остановлены.

К-276 Кострома (экс - Краб)
Заложена на заводе Красное Сормово 21 апреля 1984 года. Вступила в строй 27 октября 1987 и 30 декабря включена в состав 6 дивизии 1 флотилии подводных лодок Северного флота. 11 февраля 1992 года во время боевой подготовки в Баренцевом море, находясь под управлением капитана Владимира Соколова нанесла таранный удар субмарине класса «Лос Анджелес» USS Baton Rouge (сзади, снизу). Во время удара обе АПЛ использовали только пассивный сонар и фактически не видели друг друга. Повреждения, полученные USS Baton Rouge оказались серьезными и 13 января 1995 года «Лос Анджелес» был выведен из состава американских ВМФ (первая выведенная из состава флота субмарина этого класса). В 2014 году была выбрана для проведения модернизации по программе 945М. Текущий статус работ неизвестен.


USS Baton Rouge в стадии разборки.


Проект 945А Кондор
К-534 Нижний Новгород (экс - Зубатка)
Заложена на заводе Красное Сормово 15 февраля 1985 года. Вступила в строй 26 декабря 1990 года. Активно участвовала в тактических учениях ВМФ РФ на всем протяжении 90-ых. В январе 2014 года спасла троих рыбаков в акватории Баренцева моря. В 2014 году была выбрана для проведения модернизации по программе 945М. Текущий статус работ неизвестен.

К-336 Псков (экс - Окунь)
Заложена на заводе Красное Сормово 29 июня 1989 года. Вступила в строй 31 июля 1991 года. 21 января 1994 года была включена в состав 6 дивизии 9 эскадры подводных лодок Северного флота. В 1999 году во время постановки в док на АПЛ произошло несанкционированное автоматическое срабатывание станции пожаротушения, что привело к гибели 1 человека. В 00-ых годах активно следила за субмаринами стран НАТО, а также принимала участие в испытании перспективных систем обнаружения. В 2016-ом году находилась в боевом составе ВМФ РФ (7-ая ДИПЛ).

Проект 945АБ (Sierra - III)
К-123 Марс
Была заложена на заводе Красное Сормово в марте 1990 года под серийным номером 305. В ноябре 1993 года из-за недостатка финансирования постройка АПЛ была прекращена на 30% готовности. Позже К-123 была распилена на металлолом.


Sierra-II


ХАРАКТЕРИСТИКИ (Проект 945А)
Водоизмещение: 6,300 т. (надводное) / 8,200 т. (подводное)
Длина: 107,16 м.
Ширина: 12.2 м.
Максимальная глубина погружения: 480 м (600м. предельная).
Энергетическая установка: Ядерный реактор ОК-650А(190Мватт)
Движители: 1 малошумный ВФШ
Скорость: 12,2 узлов (надводная) / 35 узлов (подводная)
Боевой радиус действия: Неограничен
Экипаж: 60 моряков и офицеров
Вооружение: 2х660мм торпедных аппарата, 4х533мм торпедных аппарата (боезапас 32 торпеды)
Сенсоры:
БИУС Омнибус
НК Симфония
КСС Молния-МЦ
ГАК Скат-КС МГК-500
РЛК Радиан МРКП-58
ТК МТК-100
Перископ ТК кутум
Командирский перископ Лебедь-21

Военно-морской флот России решил вернуть в строй уникальные подводные лодки проекта 945 «Барракуда», корпус которых выполнен из титана, рассказал высокопоставленный источник в главкомате ВМФ, подчеркнув, что решение восстановить лодки было принято в январе на совещании с главкомом ВМФ Виктором Чирковым. «Это было не спонтанное решение, мы его тщательно просчитали и пришли к выводу, что восстановить лодки экономически целесообразнее, чем утилизировать», - пояснил он.

Сейчас в составе флота четыре титановые атомные подводные лодки (если не считать мини-лодок для глубоководных исследований): две проекта 945 «Барракуда» - К-239 «Карп» и К-276 «Кострома» и две титановые лодки модернизированного проекта 945А «Кондор» - К-336 «Псков» и К-534 «Нижний Новгород».

Слева большая АПЛ "Псков" проекта 945А "Кондор", справа АПЛ "Кострома" проекта 945 "Барракуда". Главное визуальное отличие - форма носовой части ограждения выдвижных устройств и боевой рубки

Главная мишень «Барракуд» и «Кондоров» - авианосцы и подводные лодки. Для их уничтожения используются торпеды, которые выстреливают из двух 650-мм торпедных аппаратов и четырех 533-мм. В отличие от «Барракуд» «Кондоры» могут стрелять ядерными крылатыми ракетами «Гранат» и погружаться на 50 м глубже - до 600 м. От воздушных атак лодки могут отстреливаться зенитными ракетами «Игла».

Все лодки входят в состав 7-й дивизии подводных лодок Северного флота (п. Видяево), но «Карп» с 1994 года находится на судоремонтном заводе «Звездочка» в ожидании восстановления. Контракт на ремонт первых двух лодок подписан со «Звездочкой». Согласно документу, завод должен провести средний ремонт с модернизацией двух АПЛ.

АПЛ "Кострома" на ремонте в 2006 г. Редкое фото гребного винта АПЛ проекта 945

Как рассказал один из топ-менеджеров «Звездочки», на лодках заменят ядерное топливо и всю электронику, а механические части проверят и отремонтируют. Кроме того, ремонт проведут и на ядерных реакторах.

«По графику до конца апреля лодка К-239 «Карп» должна быть передана с баланса флота на баланс завода. К этому времени должна быть проведена дефектовка и утвержден проект работ. Сами работы начнутся на первой лодке уже летом и будут продолжаться в течение 2–3 лет, по оптимистичному сценарию. Возможно, сроки затянутся, поскольку пока не все понятно с поставщиками комплектующих. После «Карпа» поставим на ремонт «Кострому», - пояснил представитель «Звездочки».

Он добавил, что, несмотря на возраст, корпуса титановых лодок «в отличном состоянии». «Титан в отличие от стали не подвержен коррозии, поэтому если снять резиновое покрытие, которое поглощает шум, корпуса там как новенькие», - добавил судоремонтник.

АПЛ "Псков"

По предварительным данным, титановые субмарины получат новые гидроакустические станции, боевые информационно-управляющие системы, радары с радиотехнической станцией разведки, навигационную систему на базе ГЛОНАСС/GPS. Кроме того, на лодках поменяют системы вооружения и научат их стрелять крылатыми ракетами от комплекса «Калибр» (Club-S).

Прочность титановых лодок была продемонстрирована в 1992 году, когда АПЛ «Кострома» столкнулась в Баренцевом море с американской субмариной типа «Лос-Анджелес». Российский корабль получил небольшие повреждения рубки, а американскую лодку пришлось списать.

АПЛ К-276 (зав. № 302, с 03.06.1992. - Б-276, с 06.04.1993. - "Краб", с 15.11.1996. - "Кострома"), после столкновения 11 февраля 1992 года с АПЛ «Батон-Руж» класса «Лос- Анджелес». Снимок сделал во время сопровождения лодки в базу с борта спасательного буксира СБ-523 дежуривший на нём в числе спасательного отряда Северного флота

Боевые повреждения ограждения выдвижных устройств АПЛ К-276 (с 03.06.1992. - Б-276, с 06.04.1993. - "Краб", с 15.11.1996. - "Кострома") проекта 945 "Барракуда" после столкновения 11.02.1992. с АПЛ "Батон Руж" ВМС США

«Восстановление группировки многоцелевых атомных подводных лодок - это одна из самых важных программ флота. К сожалению, ходовых лодок из общего количества едва ли треть, так что возвращение проекта 945 - бесспорно, хорошая новость. Благодаря титановому корпусу лодки могут служить до 100 лет», - сказал он.

Атомная подводная лодка К-276 (зав. № 302, с 03.06.1992. - Б-276, с 06.04.1993. - "Краб", с 15.11.1996. - "Кострома") проекта 945 "Барракуда"

Экс-начальник главного штаба ВМФ Виктор Кравченко, в свою очередь, пояснил, что восстанавливать лодки, построенные в 1980-х годах, - не самое правильное решение.«Современные сорта стали позволяют лодкам выдерживать такую же глубину, как и титановые. Поэтому особого преимущества, как в советские годы, у титановых лодок перед стальными нет. Поэтому я считаю, что лучше бы построили новые, у них ресурс был бы значительно больше», - пояснил Кравченко.

Ожидается, что после ремонта все четыре атомные субмарины вернутся в состав 7-й дивизии подводных сил Северного флота и будут базироваться в Видяево.

В 60-ые годы идет строительство подводных кораблей второго поколения, проектируются новые подлодки данного класса. Однако советские конструкторы ведут активные поиски по созданию подлодки следующего поколения. Например, проект 673, представленный Горьковским конструкторским бюро №112 в начале шестидесятых – это уже была многоцелевая ПЛА третьего поколения. Конструкторы заложили в нее известные передовые решения. Схема корпуса – полуторная, эффективные обводы, ЭУ с одним реактором, одновальная, а также ряд других инновационных в то время решений. Кроме данного проекта Горьковское ЦКБ разработало еще несколько проектов. В 1971 году один из таких проектов стал базой для проектирования ПЛА третьего поколения.

Успехи американских конструкторов в области построения новейших подводных кораблей и сопутствующего вооружения, что особенно стало заметно к 80 годам, требовали адекватных действий со стороны Советского Союза. 1973 год: в СССР в рамках программы «Аргус» разработали концепцию ПЛО государства. Для успешной реализации данной концепции центральное НПО «Комета» создает КСОПО «Нептун» - программу создания комплексных систем освещения подводной обстановки. Программа «Нептун» состоит из:
- центрального звена системы. В нем осуществлялись сбор, обработка, отображение и распределение всей информации;
- стационарные системы освещения подводной обстановки. Они обрабатывали широкий спектр физических полей;
- радиогидроакустические буи, которые оставляли в заданных районах корабли и самолеты;
- системы для обнаружения подлодок из космоса по характерным признакам и следам;
- силы маневрирования, состоящие из кораблей, подлодок и самолетов. А многоцелевые ПЛА 3-го поколения играли здесь важнейшую роль в обнаружении, слежении и уничтожении подводных кораблей противника.

Конструкция, устройство и вооружение ПЛАРК проекта 945

В 1972 году, согласно выданному заданию, начинается процесс проектирования многоцелевой ПЛА. Одно из условий задания – водоизмещение подводного корабля не должно превышать возможности отечественных судостроительных заводов, то есть она должна вписаться в верфи завода. Основное предназначение новых подводных кораблей – обнаружение, слежение и гарантированное поражение ракетных подлодок, АУГ, КУГ, ДЕСО и КОН противника. Применение новой технологии построения корпуса из титанового сплава позволило увеличить максимальную глубину погружения более чем в полтора раза в сравнении с подлодками 2-го поколения. Это же позволило уменьшить массу корпуса и добиться требуемого водоизмещения. Такая конструкция корпуса снизила, вдобавок, и магнитные характеристики подводного корабля, по данным характеристикам они выделяются в лучшую сторону и по сей день. Но производство корпуса из титановых сплавов привело к значительному росту всех затрат на строительство одной подлодки, что свело построение будущих подлодок к ограниченному числу экземпляров.

Согласно проекту, ТРК подлодки должен получить увеличенный вдвое боезапас. Это достигалось применением в ТРК новых видов боеприпасов. Усовершенствовали систему целеуказания, возросла дальность применения ракето-торпед, сократилось почти в 2 раза время, необходимое для осуществления первого залпа. В конце 1969 года ОКБ «Новатор» приступило к работам по созданию новейших ракетных противолодочных комплексов 2-го поколения "Водопад" и "Ветер", калибра 533 и 650 мм соответственно. Основное предназначение – вооружение ПЛА нового поколения. Они получили два типа боеприпасов, увеличенный диапазон применения и скоростные характеристики. Водопад получил название РПК-6 и поступил на вооружение флота в 1981 году, мог использовать малогабаритные самонаводящиеся торпеды и специальные БЧ. "Ветер" получает название РПК-7 и в 1984 году поступает на вооружение флота, как и РПК-6 может использовать УМГТ и ядерные БЧ.

Следующим вооружением, которое получает новая ПЛА, становятся торпеды типа ТЭСТ-71. Основное назначение торпед – нанесение критических повреждений подводным лодкам противника. ТЭСТ-71 оснастили системой гидроакустики активно-пассивного типа с самонаведением. По проводам осуществляли телеуправляемое наведение в 2-х плоскостях с борта подлодки. При необходимости торпеду можно было быстро перенацелить или выключить самонаведение. По скрытности действия торпеда опережала американскую Мк.48, но проигрывала по скоростным характеристикам. Для наблюдения за надводно-подводной обстановкой в новой ПЛА установили комплекс гидроакустики МГК-503 «Скат». Из-за малой шумности и сниженных помех от подлодки дальность действия гидроакустики выросла с два раза по сравнению с существующими ПЛА. Радиоэлектронное вооружение, устанавливаемое на ПЛА типа "Барракуда", увеличило точность определения координат противника в 5 раз. Увеличилось время между всплытиями, необходимое для уточнения собственных координат. Дальность действия связи увеличилась в 2 раза. Для создания ПЛА на заводе «Красное Сормово» строят настоящий отсек из сплавов титана, на котором отрабатывают технологии прочности корпуса и отсеков. Для перспективных ПЛА с теми же целями строят отсек в половину реальной величины из сплавов титана повышенной прочности. Оба отсека перевозят в Северодвинск, где собственно в доковой камере и проходили испытания характеристик прочности. ПЛА класса 945 «Барракуда» изготовлена по двухкорпусной концепции. Легкий корпус получил носовое эллипсоидное окончание и кормовое веретенообразное окончание. Внешние отверстия всех цистерн в нем закрываются с помощью кингстонов и затворов шпигатного типа. Прочный корпус, изготовленный из сплавов титана, получил среднюю цилиндрическую часть и конические носовую и кормовую оконечности. Переборки в концах корпуса – сферические. Конструкция креплений выполнена без возможности получить изгибные напряжения на глубине.

ПЛА разделена на 6 отсеков. На борту находится аварийная система продува 2-х цистерн главного балласта при помощи результатов сгорания топлива. Экипаж подводного корабля - 61 человек, из которых больше половины офицеры. Условия обитания на борту ПЛА достаточны комфортные на то время. Подлодка имеет всплывающую спасательную камеру, рассчитанную на всю команду. ГЭУ – мощность 43 тысячи л.с. Состоит из одного водоводяного реактора ОК-650А и паро-зубчатого агрегата. Реактор обеспечен 4-мя парогенераторами и насосами для каждого контура. На борту подлодки находятся также два турбогенератора с обслуживающими насосами, вырабатывающими переменный ток. Для использования электроэнергии имеются 2 группы батарей аккумуляторного типа и 2 преобразователя. Винт гребной изготовили малозаметным в плане гидроакустики и уменьшили частоту его вращения. Имеются на ПЛА резервные двигатели - 2 дизеля ДГ-300 со своим запасом топлива, которого хватит на десять дней работы. Они вырабатывают постоянный ток для гребных ЭД и переменный ток для систем подлодки. Гребные ЭД заставляют двигаться подлодку на скорости до 5 узлов, где каждый из них движет свой винт.

На борту установили комплекс «Молния-М», состоящий из спутниковой системы и антенны «Параван» буксируемого типа. ТРК и БИУС сохраняют возможность проведения выстрела даже на большой глубине. Носовая часть получила 4 ТА калибра 533 мм и 2 ТА калибра 650 мм. Боезапас - более 40 единиц боеприпасов.

ПЛА проекта 945/945А/945Б

Головной подводный атомный корабль, получивший название "Карп" и номер К-239, начали строить в 1982 году, в1983 году он сошел со стапелей и в 1984 году поступил на вооружение советского флота. Списан в 1998 году.

Следующий корабль, получивший название "Краб" и номер К-276, начали строить в 1983 году, в 1984 году он сошел со стапелей и в 1987 году поступил на вооружение. В 1993 году получает номер Б-276. В 1996 году подлодку переименовали в «Кострома».

Следующими подводными кораблями из серии 945 стали модернизированные подлодки проекта 945А «Кондор». Модернизация коснулась в основном состава вооружения – на борту ПЛА устанавливают 6 ТА калибра 533 мм вместо 4-х однотипных на «Барракуде» и 2-х ТА калибра 650 мм. ПЛА получает стратегические КР «Гранат» и 8 комплектов ПЗРК «Игла». Увеличили число отсеков – их становится 7 единиц. Модернизировали реактор ОК-650Б, он стал более мощным – 48 тысяч л.с. По характеристикам скрытности данный проект 945А «Кондор» становится самым малозаметным в Советском ВМФ.

Первая подлодка проекта 945А, получившая название "Зубатка" и номер К-534, начала строится в 1986 году, в 1988 году она сходит со стапелей и в 1990 году поступает на вооружение советского флота. В 1993 году получает номер Б-534. В 1995 году ее переименовывают в «Нижний Новгород».

Следующая подлодка данного проекта, получившая название "Окунь" и номер К-336 начала строится в 1990 году, в 1992 году она сходит со стапелей и в 1993 году поступает на вооружение под номером Б-336. В 1995 году получает новое имя «Псков».

Последняя подлодка в серии 945 строилась по модернизированному проекту 945Б «Марс». Основное отличие – согласно проекту, подлодка получалась четвертого поколения. Начало строительства подлодки под рабочим номером 305 - 1990 год, в 1993 году из-за нехватки финансирования строительные работы прекращают. Немного позже подлодку разрезают прямо на стапелях. Все ПЛАРК 945/945А несут службу на Северном флоте, приписаны к базе Ара-губа.

Основные характеристики ПЛАРК 945/945А

Водоизмещение 9.1/10.4 тысяч тонн;
- длина 107/110.5 метров;
- ширина 12.2/12.2 метра;
- осадка 8.8./9.4 метра;
- скорость подводного хода 35/35 узлов;
- скорость надводного хода 19/19 узлов;
- стандартная глубина 480/520 метров;
- команда 61/65 человек.

Аварии многоцелевых ПЛА пр. 945

Начало 1992 года. Российская атомная торпедная подводная лодка находилась в полигоне боевой подготовки вблизи полуострова Рыбачий, в территориальных водах России. Командовал субмариной капитан 2 ранга И. Локтев. Экипаж лодки сдавал вторую курсовую задачу (т.н. "Л-2") и подводная лодка следовала на глубине 22,8 метра. Американский атомоход выполнял задачи разведывательного характера и осуществлял слежение за своим русским "собратом", следуя на глубине около 15 метров. В процессе маневрирования акустики американской лодки потеряли контакт с "Сиеррой" и так как в районе находились пять рыболовных судов, шум винтов которых похож на шум винтов АПЛ, то командир "Батон Руж" решил в 20 часов 8 минут всплыть на перископную глубину и разобраться в обстановке. Российская лодка в этот момент оказалась ниже американской и в 20 часов 13 минут так же начала всплытие для проведения сеанса связи с берегом. Факт слежения за своим кораблем русскими гидроакустиками обнаружен не был и в 20 часов 16 минут произошло столкновение субмарин. При столкновении "Кострома" своей рубкой протаранила днище американского "филера". Лишь небольшая скорость русской лодки и малая глубина при всплытии позволили американской подводной лодке избежать гибели. На рубке "Костромы" остались следы столкновения, позволившие идентифицировать нарушителя территориальных вод. Пентагон был вынужден признать свою причастность к инциденту. Американская ПЛА получила тяжелые повреждения, но сумела самостоятельно дойти до своей базы. Ремонт лодки признается нерентабельным, и ее выводят из состава ВМС Соединенных Штатов.
2001 год. Внештатная ситуация произошла в отсеке реактора на подлодке «Нижний Новгород». Семь лет подлодка простояла на судоремонтном заводе «Нерпа», и только в 2008 году работы по восстановлению «Нижнего Новгорода» были закончены, ПЛАРК возвращается в пункт базирования.