Строение тела рыбы. Чем покрыто тело рыбы

Разделы: Начальная школа

Цель:

  • познакомить учащихся с группой рыб как представителями животных.
  • показать особенности рыб, приспособленность их к жизни в водной среде.
  • развивать логическое мышление и воображение

Литература:

  1. Окружающий мир. Учебник - тетрадь для учащихся 1 класса четырехлетней начальной школы. В 2 частях/ О.Т. Поглазова. Часть 2. Смоленск: Ассоциация ХХI век, 2010,
  2. Окружающий мир. 1 класс. Поурочные планы по учебнику О.Т. Поглазовой "Окружающий мир" (программа "Гармония") / сост. И.В. Мукашева. Волгоград: Учитель - АСТ, 2004
  3. Рыбы наших водоемов/ Е.Т. Бровкина. В. И. Сивоглазов. - М.: Дрофа, 2004

Оборудование:

  • аудиокассета с записью, магнитофон
  • видеокассета "Тайны подводного мира", видеомагнитофон,
  • иллюстрации рыб,
  • черно-белые картинки рыб, по количеству учеников
  • аквариум с рыбками, взятый временно из живого уголка

Ход урока

На уроке я сижу не шумлю и не кричу

Тихо руку поднимаю, если спросят, отвечаю.

ПРОВЕРКА ДОМАШНЕГО ЗАДАНИЯ

Как можно назвать всех, кто умеет бегать, прыгать, ползать, летать, плавать? (животные)

О какой группе животных идет речь?

1. Тело этих животных имеет две или три части. У них шесть ног, есть чувствительные усики антенны. Дышат через специальные трубочки - трахеи.

2. Ног может быть четыре или не быть совсем. Тело покрыто роговыми щитками. Могут плавать и ползать. Дышат легкими развиваются из яйца.

3. Имеют четыре ноги. Тело покрыто шерстью. Дышат легкими. Своих детенышей выкармливают молоком.

4. Бывают с хвостом и без хвоста. Кожа без защитного покрытия. Любят влажные места. Дышат легкими и кожей. Развиваются из икринок.

5. Тело покрыто перьями. Есть клюв и крылья. Дышат легкими.

1. Сообщение темы и целей урока

Ребята, сегодня на уроке мы отправляемся в путешествие. Но куда? Слушаем звуковое письмо, оно нам поможет это определить.

(Прослушивание аудиозаписи "Рассказ про выдру")

На берегу реки нашего города. Как, кстати, она называется? (Великая) нас поджидал маленький выдренок. Как вы думаете, почему выдра у реки живет?

О какой группе животных, мы сегодня будем говорить?

Проверим наше предположение, разгадав загадку на стр. 33

В этот весенний день выдренок вылез из воды и увидел много разных животных.

Он задумался, неужели, все те, кого он видит - рыбы? Давайте поможем выдренку в этом разобраться. Итак, тема урока КАК ВЫГЛЯДИТ РЫБА и ПОЧЕМУ ОНА ЖИВЕТ В ВОДЕ.

2. Обобщение знаний полученных ранее

ШУКА ЛЯГУШКА МЕДВЕДЬ РАК
УТКА ПЛОТВА СТРЕКОЗА ОКУНЬ

Посмотрите, какое животное, из тех, кого увидел выдренок, мы знаем и его точно нельзя назвать рыбой. (Утка - птица. Имеет клюв, крылья, перья, 2 лапы. Медведь - зверь, 4 лапы, имеет густую шерсть, кормит детенышей молоком. Стрекоза - насекомое, тело имеет 3 части, 6 ног, есть чувствительные усики)

Почему эти разные животные оказались около реки?

Выдренок обрадовался, что ему так интересно объясняют. И придумал ряд новых вопросов. На которые нам с вами надо найти ответы.

3. Изучение нового материала

Как выглядит рыба?

Подчеркните в загадке особенности рыбы. Какие части тела имеет рыба? Покажите. (голова, туловище, плавники, хвост) Отметьте стрелочками и подпишите части тела рыб с.33. Зачем ей плавники и хвост? Давайте посмотрим на рыбку в движении

(Показ отрывка видеофильма "Тайны подводного мира")

Лягушка - это рыба? (нет определенных частей тела)

Как рыбы передвигаются в воде?

Двигаются вперед, волнообразно изгибая тело. Помогают рыбам управлять движением плавники - хвостовой и боковые.

Чем покрыто тело рыбы?

Очень интересную рыбку я принесла сегодня на урок.

(Рисунок, на котором рыба выглядит так: голова, как у коровы, туловище покрыто шерстью, рыбий хвост)

Что про нее можете сказать? Видно художник что-то напутал. Чем покрыто тело зверя, птицы?

Чем покрыто тело рыбы? ответ на этот вопрос вы узнаете, если разгадаете вот такую загадку: У родителей и деток, вся одежда из монеток. (чешуей) Кстати, если рассмотреть чешуйку, то на ней можно заметить колечки. По ним определяют возраст рыбы.

А кто держал рыбку в руках? (скользкая)

Что внутри рыбы?

Рыба - позвоночное животное. Вдоль спины тянется хребет, который состоит из позвонков. Позвоночник - это прочная опора для любой косточки. - Рак - это рыба? (рак - дышит жабрами, но у него нет хребта, - членистоногие)

Чем же дышит рыба?

Где живет рыба? (в воде) Скажите, можем ли мы долго продержаться под водой? Почему? А рыба? (может дышать под водой)

У рыбы есть жабры. Вы наверно видели, как плавающая рыба постоянно открывает рот, как будто разговаривает. Оказывается, она глотает воду. Проглоченная вода выходит через жаберные отверстия позади головы около шеи. В воде есть воздух - маленькие пузырьки. Из них жабры выбирают кислород. Так рыба дышит.

Случается, что рыбам не хватает кислорода и они могут погибнуть. Так бывает жарким засушливым летом, когда мелеют реки и пересыхают ручьи. И зимой, когда речка замерзает. Как должны поступать люди, чтобы помочь рыбам?

Какие звуки издает рыба?

Давайте послушаем, рыб?

(Наблюдение за живыми рыбками, взятыми в живом уголке)

Попробуем сами поговорить как рыбки. Какой делаем вывод? (Рыба не издает никаких звуков.) На этот счет есть замечательная поговорка - Молчит как рыба - про, какого человека так говорят?

В наши дни учеными изучено-то, что оказывается рыба может издавать звуки. То скрипит, то пощелкивает. Рыбьи разговоры могут означать разное: и сигнал опасности, и предупреждение, что территория занята и приглашение к обеду. Разговаривать рыбам помогает плавательный пузырь.

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

Итак, если вы сейчас, будете согласны, с высказываниями хлопаете в ладоши. Нет - качайте головой. Рыбы имеют жабры, тело покрыто чешуей, имеют лапы, плавники и хвост, рыбы умеют говорить.

Кто рыба? (щука, окунь, плотва) Как определили?

Рыба имеет хвост, плавники, чешую, позвоночник, хребет, дышит под водой жабрами, может издавать звуки.

Как различать рыб?

Давайте раскрасим маленьких рыбок. Только одно условие договоритесь между собой, как вы будете их раскрашивать, чтобы рыбки стали близнецами.

(Соседям по парте дается 2 черно - белые картинки рыб)

Покажите, какие рыбки получились?

Сравните рыб (демонстрируются картинки рыб)

Окунь - рыбка 20 см в длину, серо-зеленого цвета с темными поперечными полосками, мелкой чешуей, ярко красными плавниками.

Плотва - рыба длиной не более 30 см, небольшая голова. Сжатое с боков тело покрыто крупной чешуей. Спинка сине - серая или зеленоватая, бока и брюхо серебристые, а остальные - оранжевые. Глаза красные.

Зеленоватая окраска спины, желтые поперечные пятна на теле и плавниках делают щуку незаметной среди зарослей растений. У нее очень острые зубы. Каждое лето у щуки выпадают старые зубы и растут новые.

Как можно отличить одну рыбу от другой? (по окраске) Зачем им разная окраска? (спрятаться)

Чем еще могут отличаться рыбы друг от друга? (формой)

Кто знает, какая речная рыба самая крупная? (сом 4м)

А одна из самых мелких? (уклейка)

Самая колючая? (ерш)

Самая линяющая? (линь)

Одна из самых длинных рыб? (угорь)

Чем питается рыба?

Смотрите- кА, окунь спрятался в зарослях водорослей, плотно позавтракав, мальком плотвы? Кто такой малек?

Весной рыбы мечут икру. Каждая икринка - яйцо рыбы. Из икринок выклевываются крошечные детки - мальки. Как вы думаете, заботятся ли о своем потомстве рыбы? Нет, отложив икру на водорослях, камнях, корягах, не заботятся о ней. Многие ее же и съедают. Хотя есть исключения - рыба корюшка, строит гнездо из травы и рыба бычок, выкапывают под камнем норку. В какое время нежелательно ловить рыбу? Почему?

Чем окунь питается? (мальками и другими мелкими животными) От кого спрятался? (от щуки) Почему? Как называют группу животных, которые, питаются другими животными? (хищники)

Нехищные рыбы едят насекомых, маленьких рачкв, питаются листьями и стеблями подводных трав. Интересно, что во рту у рыбы есть вкусовые почки. помогающие различать кислый, сладкий, горький и соленый вкус.

  • ПЛОТВА
  • ВОДОРОСЛИ
  • ОКУНЬ

Помогите маленькому карасику попасть к маме и папе.

Подумайте, и составьте цепь, кто, чем питается.

Что будет, если станет больше плотвы?

Что будет, если станет больше щук?

Круг замкнулся.

Сколько лет живут рыбы?

От 5 до 100 лет.

Где живет рыба?

Живет ли рыба еще где-то помимо реки?

Откройте с.35. Почему художник назвал рисунок "Что посеешь, то и пожнешь?

Какие правила мы должны соблюдать, находясь у реки? А меры предосторожности?

Какой рыбкой может полакомиться выдренок?

4. Подведение итогов урока

  • Чем рыбы отличаются от других животных?
  • Как рыбы приспособились к жизни в воде?
  • Каких рыб называют хищниками?

Выдренку очень понравилось на уроке и он просит подарить ему на память рыбку тех ребят, которые считают что им на уроке было интересно и они много чего узнали нового.

Д/З с.35 № 6 Напиши, какие рыбки обитают в реке Великой?


Конспект урока по развитию устной речи на основе изучения предметов и явлений окружающей действительности.

Тема: Чем покрыто тело рыбы. Как передвигаются, чем и как питаются рыбы.

Цель: закрепить знания учащихся о рыбах.

Задачи:

Обучающие: формировать у учащихся представление о рыбах как о классе животных ; упражнять учащихся в составлении повествовательного рассказа.

Коррекционно-развивающие: формировать мыслительные операции; развивать слуховую память ; расширять и активизировать активный словарь; формировать навыки диалогической и монологической речи.

Воспитательные: воспитывать интерес и любовь к природе.

Что требуется живым существам для жизни, кроме дыхания? (питание) Чем питаются рыбы?

Обратите внимание на окраску чешуи рыб. Что вы можете о ней сказать? (Окраска может быть разной).

У рыб, которые живут в верхней части воды окраска более светлая. Рыбы, которые живут на большой глубине , имеют более темную окраску. Почему так происходит? Зачем рыбе бать незаметной? (Чтобы спасаться от врагов, чтобы подкараулить жертву и т. д.)

Посмотрите на окуня. Как окрашена его чешуя? (Она полосатая). Как вы думаете, почему? Вспомните, как называют такой вид окраски. (Маскировочная)

Рассказ учителя. Теперь поговорим о размножении рыб. Некоторые животные рождают живых детенышей. Птицы выводят птенцов из яиц. А рыбы откладывают икру. Икринки похожи на шарики размером с булавочную головку. Цвет икры у разных видов рыб различный: серый, черный, оранжевый. Из икринок на свет появляются мальки. Летом на речке мы наблюдали стайки мальков. Они плавают в мелких местах, где вода хорошо прогрета. Мальков часто поедают хищные рыбы. Те мальки, которые уцелеют, станут взрослыми рыбами.

В период откладывания икры ловить рыбу запрещается. Можете объяснить, почему?

Игра «Спроси и угадай»

Один ученик достает из конверта картинку с изображение рыбы. Второй пытается угадать, какая это рыба. Задавая вопросы типа «Где живет эта рыба?», «Какого цвета у нее чешуя?»

6. Работа над составлением рассказа.

Отгадайте загадку:

«Что это у Галочки:

Ниточка на палочке,

Палочка в руке,

Ниточка в реке? (Удочка)

Для чего нужна удочка?

Послушайте предложение «Коля и Саша пошли ловить рыбу». Попробуйте передать эту мысль другими словами. Сейчас мы попробуем составить рассказ о рыбалке. Помогут вам словосочетания и фразы из учебника.

7. Лексические упражнения . Для чего нужно ловить рыбу? Чтобы употреблять рыбу в пищу , ее нужно готовить. Что делают с рыбой? (жарят, варят суп или уху, консервируют, солят)

8. Домашнее задание. Выполнить задания на стр.119

9.Итог урока.

О каких животных мы говорили?

Что нового вы узнали?

Что показалось интересным?

10. Домашнее задание: Придумать загадки о рыбах.

Продолжаем нашу традиционную рубрику Советы бывалых рыбаков - сегодня представлен материал объясняющий строение и форму тела рыбы, и ее движений:

Навигация: О рыбе - органы, инстинкты

Строение организма рыб и форма их тела приспособлены для обитания в воде. Вода во много раз плотнее воздуха, и передвигаться в ней не так-то легко. Постепенно, в течение многих поколений, у рыб появились специальные приспособления, облегчающие движение, выработались особые приёмы, позволяющие плавать легко и стремительно. Значительно облегчает движение слизь, которой покрыто тело рыб. Всем рыбам свойственны обтекаемая форма тела, жаберное дыхание, наличие конечностей в виде плавников. Наиболее совершенная форма - веретенообразная - у рыб, совершающих далёкие плавания, поднимающихся по реке против течений, либо у рыб, держащихся на течении. Тело такой формы позволяет жереху, форели и некоторым другим рыбам легко преодолевать быстрины и плавать, долго не утомляясь.

Малоподвижные донные рыбы имеют округлое, толстое тело, иногда сплюснутое сверху вниз, и более тёмную окраску (сом, налим). А у рыб, обитающих в тихой воде (лещ, карась, карп, плотва и др.), тело сжато с боков. Это помогает им двигаться среди водных растений и поворачиваться в вертикальной плоскости.

У большинства рыб чаще всего заостренная голова незаметно (без шеи) переходит в туловище, а последнее - в хвостовой отдел. Границу между головой и туловищем обозначают жаберные щели, а между туловищем и хвостовым стеблем - анальное отверстие.

Отличаются рыбы и по положению рта. У леща, например, он приспособлен брать пищу со дна (его рот может даже вытягиваться в трубку), у щуки - схватывать добычу, а у чехони, питающейся у самой поверхности воды падающими насекомыми, рот верхний. У карповых зубы расположены в глотке, они помогают им дробить грубую пищу.

Тело рыбы снабжено плавниками: непарными (спинной и хвостовой) и парными (грудные и брюшные). Расположенные на спине и под хвостом являются килями. Поступательное движение вперед осуществляется хвостовым плавником, а также волнообразными изгибами тела. Парные плавники поддерживают рыбу в горизонтальном положении, способствуют её поворотам (рис. 1). В передвижении рыбы в вертикальном направлении большое значение имеет плавательный пузырь, наполненный газами. Изменение объёма плавательного пузыря обусловливает всплывание или погружение рыбы. Но некоторые виды рыб не имеют плавательного пузыря, поэтому, чтобы подняться в верхние слои воды, им приходится прилагать большие усилия (например, угрям).

Окраска тела рыб всегда приспособлена к цветовым и световым условиям водоёма. Вот почему иногда одна и та же разновидность рыбы имеет различные оттенки окраски в различных водоёмах.

У рыб, обитающих в зарослях водных растений, на туловище имеются пятна или поперечные полосы, делающие их менее заметными на фоне водорослей (окунь, щука). Верхоплавающие рыбы сверху окрашены в тёмные цвета, благодаря чему они плохо видны сверху, где обитаютих постоянные враги - птицы. Серебристо-белые бока и брюхо маскируют рыбу при наблюдении снизу, откуда могут напасть на неё хищники. А вот донные рыбы имеют тёмную окраску, сливающуюся с фоном дна.

У большинства рыб чешуей покрыто все тело, от головы до хвоста. У некоторых их видов она совершенно незаметна. Но это не означает, что ее нет. У таких рыб она находится под кожей, в виде костных образований. Такую чешую называют редуцированной. Она присутствует на теле сома, угря, налима, осетра, стерляди.

Что собой представляет рыбья чешуя?

Она может иметь как костную, так и хрящевую структуру. В ее состав входят неорганические вещества, такие, например, как: карбонаты, фосфаты, минеральные соли, редкоземельные элементы, щелочи. Есть здесь и органика.

Химический состав чешуи может быть совершенно разным. Все зависит от вида рыб и ореола их обитания. Например, у хрящевых особей присутствует плакоидная чешуя, у лучеперых – ганоидная. У костных рыб она представлена отдельными чешуйками, наложенными друг на друга. Космоидная чешуя покрывает тело кистеперых рыб. Сверху она покрыта особой эмалью, именуемой космином.

Во всех случаях чешуя защищает тело рыбы от повреждений, а у некоторых их видов служит в качестве опорного аппарата. Самой древней является плакоидная чешуя. Ею были покрыты тела древних морских обитателей. В наше время она присутствует у акул и морских скатов. Такие чешуйки имеют форму маленьких аккуратных ромбов, с шипом в центральной части. Внутри их находится соединительная ткань. Плакоидная чешуя отличается высокой прочностью, благодаря особому веществу – дентину, присутствующему в ее составе. Кроме того, каждая такая чешуйка имеет наружный, витродентиновый слой. Этот вид чешуи не только защищает тело рыбы, но и является основой ее мышечной ткани.

Ганоидная чешуя также выглядит в виде пластин ромбовидной формы. Между собой они соединяются особым образом, образуя единую конструкцию, в виде панциря или же отдельных колец. В состав такой чешуи входит ганоин, который покрывает ее наружную поверхность, и придает ей высокую прочность.

Циклоидная чешуя присутствует у костных рыб. Отдельные чешуйки перекрывают друг друга, создавая подвижный, но невероятно прочный наружный слой. Кроме того, такая чешуя значительно улучшает гидродинамику рыбы.

Кроме защитных свойств, чешуя имеет ряд уникальных особенностей. У той же латимерии она имеет зубцы, которые придают ей вид пилы, а так называемая золотая рыбка получила свое название благодаря особому ее окрасу. На теле угря вы чешуи не увидите. Но это не значит, что ее нет. Она у него есть, но очень мелкая, и практически незаметная. В любом случае рыбья чешуя является ничем иным, как кожным образованием, выполняющим защитную функцию.

Обработка рыбы связана с разделением ее тела на части, имеющие разное производственное назначение, поэтому необходимо знать ее внешнее и внутреннее анатомическое строение.

Большинство видов рыб имеет торпедообразное симметричное тело, основными частями которого являются голова, туловище и хвост.

Голова - часть тела от вершины рыла до конца жаберных крышек. Между жаберными крышками и анальным плавником находится туловище, за анальным плавником - хвостовая часть, включающая хвостовой стебель и хвостовой плавник.

На теле рыбы имеются парные грудные, брюшные) и непарные (спинной, анальный, хвостовой) плавники. Поверхность тела рыбы покрыта кожей, на которой находится чешуя или костные пластинки. Под кожей расположены мышцы. В брюшной полости находятся внутренние органы - сердце, пищеварительные органы (пищевод, желудок, кишечник, печень, поджелудочная железа), почки, у большинства рыб гонады (икра или молоки) и плавательный пузырь. Эти органы свободно подвешены в брюшной полости тела при помощи окружающей их рыхлой соединительной ткани. Внутренние стенки брюшной полости выстланы гладкой покровной тканью, поверх нее у некоторых видов рыб (тресковых и др.) имеется дополнительный слой тонкой черной пленки, которую при разделке рыбы удаляют.

В промысловой практике рыбу принято характеризовать следующими размерными величинами: общей, или абсолютной, длиной (от вершины рыла до конца лучей хвостового плавника) и промысловой длиной (от вершины рыла до начала средних лучей хвостового плавника), а также наибольшей высотой и наибольшей толщиной тела.

Форма тела и внешние признаки рыб чрезвычайно разнообразны, что вызвано приспособляемостью их к различным, иногда очень своеобразным, условиям водной среды. Среди рыб есть как хищники, так и «вегетарианцы», предпочитающие мясной пище растительную. Все это влияет на «облик» рыбы. По внешним признакам рыбы можно определить, где и в каких условиях она живет. Одним из таких признаков является форма тела.

По форме тела рыб можно разделить на несколько типов: торпедовидный - голова заострена, тело обтекаемое (акулы, треска, лососи, скумбрия, кефаль и др.); стреловидный - голова сжата с боков, тело вытянуто, непарные плавники отодвинуты назад (сарган, речная щука, панцирная щука); лентовидный - тело сплющено с боков, длинное, в виде ленты (сабля-рыба, сельдяной король); угревидный - тело сильно вытянуто, круглое в поперечнике (угорь, миноги, миксины); уплощенный - тело сжато, уплощено с боков, высокое, глаза несимметричны, чаще на одной стороне (камбала, палтус). Тело некоторых рыб сжато сверху вниз, высота тела незначительна (скаты). Шаровидный или кузовкообразный тип - тело почти шарообразное, хвостовой плавник обычно развит слабо (кузовки, некоторые

пинагоры). Часто рыбу по форме тела невозможно отнести полностью к.какому-либо определенному типу, так как оно представляет собой некую комбинацию различных форм.

На голове и туловище рыб в большинстве случаев имеется боковая линия - канал, который обычно тянется вдоль туловища от головы до хвоста. Здесь находятся чувствующие сосочки, соединенные с головным мозгом, нервами, а с внешней средой - отверстиями, пронизывающими чешую. Боковой линией рыба воспринимает даже самые незначительные колебания, определяет силу и направление течения. Благодаря ей рыбы могут плавать ночью.

С внешней, стороны тело рыб защищено кожей, состоящей из наружного слоя, или эпидермиса (эктодермы), и лежащего под ним кориума, или собственно кожи (кутиса). Под кожей находится подкожная соединительная ткань. На границе между кутисом и подкожной соединительной тканью, а также и в других слоях кожи залегают пигментные клетки, или хроматофоры.

В эпидермисе разбросаны клетки, выделяющие слизь, которая уменьшает трение при движении рыбы. Слизь некоторых рыб, особенно у угрей, ядовита.

Собственно кожа построена из взаимоперекрывающихся пучков соединительной ткани, поэтому обладает большой упругостью и плохой растяжимостью.

Между пучками соединительной ткани располагаются кровеносные сосуды, нервные волокна, слизеотделительные и пигментные. клетки.

Тело большинства промысловых рыб покрыто чешуей, представляющей собой костные образования, которые служат для его защиты. Костная чешуя бывает циклоидная, ганоидная или ктеноидная; последняя отличается от циклоидной зубчиками на заднем, крае (окунь, судак, ерш). У акул чешуя плакоидная: пластинки из дентина с небольшим шипиком посередине. У осетровых рыб вместо чешуи образуются 1 острые костные выросты - жучки.

Окраска тела рыб непостоянна и зависит от количества пигментных клеток (хроматофоров), их видов и сочетания, от места обитания рыбы и ее физиологического состояния. Биологически хроматофоры выполняют защитную функцию. Под воздействием нервных восприятий пигмент или растекается по всей клетке, или собирается в центре, в результате чего изменяется окраска тела.

В коже и в чешуе рыбы находятся пигменты: меланин, гуанин, эритрин и ксантин.

Меланин - черный, весьма стойкий пигмент - является белковым, труднорастворимым веществом. Гуанин, окрашивающий рыбу в серебристый цвет, относится к пуриновым основаниям. У большинства пелагических рыб он кристаллический, а у глубоководных - аморфный. Другие хроматофоры: красный - эритрин и желтый - ксантин - являются веществами нестойкими, отчего рыба после смерти довольно быстро теряет прижизненную окраску и становится серой.

Форма и размер головы различных рыб не менее разнообразны, чем форма их тела. В технологической и товароведной практике обращают внимание на размер головы, поскольку от этого зависит выход съедобной части. При определении вида рыбы учитывают форму, размер и положение рта, наличие, положение и характер зубов, размер глаз и др.

Рот у рыб различают конечный (обе челюсти имеют одинаковую длину), верхний (верхняя челюсть короче нижней), нижний (находится на нижней стороне головы), полуверхний и полунижний.

Зубы в зависимости от способа питания рыб могут быть расположены на костях челюстей, на сошнике, нёбных костях, языке, губах и глоточных костях. Они бывают мелкими, или волосовидными, увеличенными, или клыковидными, резцовидными и стреловидными.