В какой стране зародилось фехтование. История развития фехтования

Фехтование – это вид спорта, в основе которого лежит едино­борство на одном из видов спортивного холодного оружия.

Занятия фехтованием развива­ют:

  • быстроту,
  • ловкость,
  • вынос­ливость,
  • силу,
  • самообладание,
  • способность к молниеносным решения,
  • действиям в сложных ситуациях боя.

В фехтовальном бою на рапире, шпаге или сабле цель спортсмена состоит в том, чтобы в заданное время нанести сопернику определенное количество ударов или уколов.

Если оружие и снаряжение соответствуют прави­лам, то эти уколы и удары не могут нанести повреждений сопернику.

Оружие и цель фехтования менялись с течением времени. Наряду с кулачным боем и борьбой фехтование является одним из самых древних видов единоборства, которое заро­дилось в Египте за 3000 лет до н. э. На протяжении тысячелетий фехтование было основной составной частью военного обучения и важным средством фи­зического закаливания организма. Почти до времен феодализма в фехтовании употреблялось тяжелое боевое оружие и массивные доспехи. С изобрете­нием огнестрельного оружия в XV в. началось по­степенное усовершенствование оружия для фехтова­ния. Удобное негромоздкое оружие все больше стало входить в употребление.

Первая книга по фехтованию появилась в 1516 г.

В XVI в. на смену мечу приходит шпага, чему во многом способствовал миланский фехтовальщик Агриппа. Он отказался от удара шпагой в пользу укола и положил основу современному держанию шпаги и управлению клинком. Итальянская систе­ма фехтования на шпагах, основанная сначала на ударах и уколах, а позднее только на уколах, завое­вала свое место в европейских странах до конца XVII в.

Франция – одна из стран классического фехтова­ния-вступила на путь самостоятельного развития фехтования позже. В 1633 г. французский мастер Бернар Ренне в своей книге излагает технику фехто­вания, очень близкую к современной. Во Франции большое распространение получило фехтование на рапирах.

В Германии было распространено «мензурное» фехтование-дуэль на шлегерах с плоскими зато­ченными концами. Соперники в поединке наносили друг другу режущие удары. «Мензурное» фехтова­ние длительный период было распространено среди молодежи, особенно в студенческих корпорациях.

В 1776 г. во Франции Ла Брауссие изобрел ма­ску для фехтования из проволочной сетки. Введение маски устранило всякую опасность в фехтовании на рапирах и способствовало его дальнейшему разви­тию.

После политического объединения Италии в XIX в. итальянская школа фехтования пережила новый подъем.

В 1861 г. был издан трактат руководителя ми­ланской военной школы Радаелли, который обоб­щил технику фехтования на саблях, позднее усовер­шенствованную в Венгрии. Неаполитанец Париз, создатель метода фехтования на рапирах и саблях, положил конец спору между северной и южной итальянскими школами фехтования. Париз стал ру­ководителем вновь образованной Центральной школы фехтования в Риме. Выпускники этой школы преподавали позднее в Германии, Австрии, Венгрии и в США.

К концу XIX в. во Франции начало развивать­ся современное фехтование на шпагах.

Международная федерация фехтования (ФИЕ) была образована в 1913 г. В настоящее время в ФИЕ входят национальные ассоциации около 80 стран. Фехтование на рапирах и саблях включено в программу олимпийских игр с 1896 г., на шпа­гах с 1900 г. В 1924 г. в олимпийскую программу было включено фехтование на рапирах среди жен­щин.

Материальное обеспечение

Для развития фехтова­ния необходимо большое количество материальных предпосылок.

Спортивное оружие

В современном фехтовании различаются следующие виды оружия: рапира, шпага, сабля. Рапира и шпага- колющее оружие. В зависимости от формы рукоятки различаются итальянские, французские и ортопедические рукоят­ки рапиры или шпаги. Сабля-рубящее оружие.

Рапира

Шпага

Сабля

Общая длина

Длина клинка

Диаметр гарды

15 см по дли­

не и 14 см по

Общий вес

Электроаппаратура

В фехтовании на рапирах и шпа­гах электроаппаратура помогает судьям выносить более объективное и точное решение.

Электроаппаратура срабатывает в том случае, когда наконечник рапиры или шпаги соприкасается с поражаемой поверхностью соперника. В фехтова­нии на шпагах цветная лампа электрофиксатора за­горается в результате замыкания электроцепи, в то время как в фехтовании на рапирах-при ее размы­кании. Если укол пришелся по непоражаемой по­верхности или в пол, зажигается белая лампа. Если зажигаются одновременно и цветная и белая лампы, то укол не засчитывается.

При фехтовании на рапирах необходимо, что­бы при уколе давление на наконечник оружия было не меньше 0,5 кг, а при фехтовании на шпагах-0,75 кг. В конце дорожки находятся катуш- ки-сматыватели, на которые наматывается шнур, соединяющий фехтовальщика с электрофиксато­ром. Шнур, проходящий под фехтовальной курт­кой, подсоединяется к оружию через его рукоятку и клинок к наконечнику.

Дорожки для фехтования

Для проведения сорев­нований по фехтованию и для тренировок подходят залы с матовым деревянным полом с ярким, но не слепящим освещением. Дорожка для фехтования представляет из себя покрытый линолеумом или другим аналогичным материалом прямоугольник.

Ширина дорожки для всех видов фехтования колеб­лется от 1,80 до 2 м. Ее длина для фехтования на рапирах-12 м, на шпагах и саблях-18 м. Но из практических соображений соревнования проводят­ся, как правило, на дорожках длиной 14 м. Если спортсмен переступает заднюю линию границы, то в фехтовании на рапирах его возвращают на 1 м от границы, в фехтовании на шпагах-на 2 м, саб­лях-5 м.

При необходимости можно обозначить на полу контуры дорожки необходимой длины. Из со­ображений безопасности с каждого конца дорожки должно быть свободное место для пробега длиной 1,50-2 м. Для фехтования на рапирах и шпагах с электрофиксаторами дорожки изготавливаются со специальным медным покрытием (металлическая дорожка), которое заземляется, чтобы уколы об пол не фиксировались.

Одежда и снаряжение

В костюм фехтовальщика, выполненный из белой плотной материи, входят куртка и брюки, застегивающиеся ниже колен, а также перчатки, гетры или белые чулки, спе­циальные фехтовальные или резиновые туфли и фехтовальная маска.

Обязательной принадлежностью для женщин яв­ляется специальный бюстгальтер из кожи или легкого металла. Для предотвращения травм спортсмены должны иметь под курткой предохра­нительный набочник с длинным рукавом, который надевается на вооруженную руку. Кроме того, саб­листы надевают на вооруженную руку налокотник. При фехтовании на рапирах с электрофиксатором поверх фехтовальной куртки надевается электро­куртка, сделанная из тонких металлических нитей. Она должна полностью покрывать те части тела, по которым разрешено наносить уколы. В фехтова­нии на рапирах и шпагах в состав снаряжения вхо­дит личный шнур, соединяющий оружие с катуш­кой электрофиксатора.

Разделение на возрастные группы и спортивные разряды

В фехтовании на всех видах оружия разли­чают возрастные группы и спортивные разряды. Возрастные группы в ГЕРМАНИИ определяются по коли­честву исполнившихся лет на 1 июня каждого года. Для юниоров старшего возраста расчетным днем служит 1 января (по правилам ФИЕ).

В фехтовании различают следующие возраст­ные группы (ВГ): ВГ 10/11 (дети до 11 лет), ВГ 12 (до 12 лет), ВГ 13 (до 13 лет), ВГ 14/15 (с 14 до 15 лет), ВГ 16/17 (с 16 до 17 лет), юниоры (с 18 до 20 лет) и мужчины (от 20 лет и старше).

Спортсмены ВГ 10/11 и ВГ 12 фехтуют только на рапирах, спортсмены других ВГ -на всех видах оружия; женщины фехтуют только на рапирах. Спортивные разряды. В зависимости от спор­тивных результатов школьникам и подросткам мо­гут быть присуждены III, II и I спортивные раз­ряды, а юниорам и мужчинам, кроме того, звания кандидата в мастера и мастера спорта.

Время боя и количество уколов (ударов)

Если со­ревнования проводятся по круговой системе, то чи­стое время боя составляет 6 мин и бой ведется до 5 уколов.

В соответствии с новыми правилами ФИЕ на международных турнирах и чемпионатах по фехто­ванию соревнования проводятся по системе прямо­го выбывания после того, как осталось 32 или 16 (в зависимости от общего количества) участников. При этом мужчины проводят бои до 10, а жен­щины до 8 уколов, причем время боя составляет соответственно 12 и 10 мин. Если один из спорт- сменов нанесет до истечения времени боя 5 уколов (8 или 10 уколов при проведении соревнований по системе прямого выбывания), то в этом случае бой заканчивается досрочно. Если по истечении време­ни боя на рапирах и саблях соперники нанесли оди­наковое количество уколов, то число уколов увели­чивается до необходимого числа минус один укол, и бой проводится без ограничения времени до пер­вого укола.

Если по истечении времени боя счет не равный (например, 3:2), то в этом случае число уколов уве­личивается таким образом, чтобы у спортсмена, на­несшего большее количество уколов, их число со­ответствовало заданному числу уколов (например, при счете 4:3 до 5:4, или до 8:7, или до 10:9). В фехтовании на шпагах при ничейном счете уко­лов обоим спортсменам засчитывается обоюдное поражение.

Нанесение уколов (ударов)

В фехтовании на рапи­рах и шпагах действительными засчитываются только уколы, наносимые острием клинка. В фехто­вании на саблях действительными засчитываются уколы, наносимые острием клинка, и удары, нано­симые всем лезвием и частью обуха клинка.

Удары (уколы) можно наносить только по по­ражаемой поверхности тела. Уколы (удары), при­шедшиеся по непоражаемой части тела, лишь пре­рывают поединок.

В фехтовании существуют строгие правила ве­дения боя. На каждую атаку соперника фехтоваль­щик должен отвечать защитой (отбивом), и лишь в этом случае возможен дальнейший ответ, после которого соперник уже не может продолжать ата­ку. Если фехтовальщик защищается не отбивом, а контратакой, то последняя засчитывается только в том случае, если она проведена перехватом клини­ка соперника в линии атаки или останавливающи­ми уколами и ударами в темп. Темп-промежуток времени, необходимый фехтовальщику для выпол­нения одного простого движения, или обобщенная форма времени, определяющая опережение укола (удара). Если фехтовальщики наносят друг другу уколы одновременно, то старший судья выносит решение о том, была ли это обоюдная атака, или кто-то был тактически прав. В случае обоюдной атаки уколы (удары), нанесенные обоими спортсме­нами, аннулируются. Во втором случае судья за­считывает укол спортсмена, который был тактиче­ски прав. Лишь в фехтовании на шпагах одновре­менные уколы (с разницей менее 1/25 сек) засчиты­ваются обоим фехтовальщикам.

Нарушение правил

В случае неспортивного пове­дения фехтовальщику делается предупреждение и ему засчитывается штрафной укол или его сни­мают с соревнований. К подобным нарушениям относятся: любой вид насилия оружием или телом, преднамеренное столкновение-в фехтовании на шпагах только в случае жестких действий; отступ­ление за собственную линию границы, несмотря на предупреждение; преднамеренный выход за боко­вую линию дорожки; способствование действиям соперника или оскорбительные высказывания в его адрес; снаряжение или оружие, не соответствующее правилам, неспортивное поведение по отношению к судье.

Командные соревнования, Во всех соревнованиях по фехтованию команда состоит из 4 человек. Каждый член команды проводит бой с каждым фехтовальщиком из команды соперника.

Турниры

Видео: Международный турнир по фехтованию среди кадетов им. С.А. ШАРИКОВА, сабля девушки

Если на турнир выносятся соревнования по всем видам фехтования, то они проводятся в следующем порядке: рапира (мужчины), сабля, рапира (женщины), шпага. В соревнованиях по ка­ждому виду оружия сначала проводятся личные по­единки, а потом командные соревнования. Победи­тели выявляются в личном зачете и в командном зачете по круговой системе (отборочный круг, про­межуточный круг, полуфинальный и финальный круг) по системе с прямым выбыванием.

При кру­говой системе в одной группе из 6 спортсменов каждый спортсмен должен встретиться со всеми 2 соперниками. 3 (или 4) лучших фехтовальщика переходят в следующий круг. Остальные выбывают из соревнований. Решающим является общее коли­чество побед в данном круге.

Если спортсмены на­брали одинаковое количество побед, то место опре­деляется путем выявления лучшей разницы нане­сенных и полученных ударов.

Если и в этом случае победитель не будет выявлен, проводится перебой. В командных встречах проводится лишь один пере­бой команд-участниц (за 1-е место).

В соревнованиях по круговой системе после проведения промежуточных, четвертьфинальных и полуфинальных соревнований 6 фехтовальщиков попадают в финал.

В соревнованиях с прямым выбыванием за 2 кру­га выбираются 32 или 16 спортсменов, каждо­му из которых назначается соперник для первого боя в соответствии с местом, занятым в промежу­точном круге. У проигравшего есть еще один шанс, но после второго поражения он выбывает из сорев­нований. В финал попадают всего 6 спортсменов (4 непосредственно и 2 спортсмена после второго боя). Финальные бои по круговой системе прово­дятся без учета предыдущих результатов. В случае одинакового числа побед и нанесенных и пропу­щенных уколов проводится перебой.

Судьи

Судейская коллегия состоит из старшего судьи, а в фехтовании на саблях, где нет электрофиксации уколов, из старшего судьи, 4 боковых судей. Стар­ший судья дает команды (на международных сорев­нованиях на французском языке), наблюдает за боевыми действиями обоих спортсменов, выносит решение о действительности и недействительности уколов, контролирует снаряжение и штрафует за нарушение правил.

Решения старшего судьи, ко­торые он выносит после анализа фехтовальной фразы, приведшей к уколу, неоспоримы. В случае необходимости, в соревнованиях на саблях, по обеим сторонам дорожки стоят боковые судьи и следят за тем, чтобы уколы были нанесены по по­ражаемой поверхности тела.

В этом случае при присуждении уколов и опре­делении их действительности старший судья имеет 1,5 голоса, боковые судьи-по 1 голосу.

Техника

Видео: Фехтование: техника боя

В отличие от других видов спорта, где техника является основой спортивного результата (спортивная гимнастика, прыжки в воду, фигурное катание), техника в фехтовании является способом достижения задач, поставленных перед спортсме­ном.

Спортсмен перемещается по дорожке в типич­ной для данного вида спорта фехтовальной стойке, которая дает ему возможность быстрее передви­гаться вперед и назад шагами и прыжками. Постав­ленные под углом друг к другу ноги обеспечивают устойчивое положение, а разворот туловища как бы отодвигает от соперника часть поражаемой поверх­ности. При атаках фехтовальная дистанция (рас­стояние между спортсменами) преодолевается с по­мощью выпада или атаки стрелой.

Управление оружием осуществляется действия­ми большого и указательного пальцев. Движения оружия складываются из движений руки, кисти ру­ки и пальцев. Различаются: а) движения, благодаря которым сопернику наносится укол; б) движения, с помощью которых оружие соперника устраняется из опасного положения; в) движения, которые при­водят к смене позиции и противостоят движениям соперника. Позиции различаются по номерам от 1 до 8. Если, например, спортсмен обводит оружие соперника по кругу и делает укол вдоль оружия соперника, то этот технический прием называет­ся скользящим круговым захватом (завязыва­нием) .

Фехтовальная стойка

Сложность фехтовальной техники заключается в ее точности и быстроте исполнения. Движения фехтовальщика находятся в тесной зависимости от всей фехтовальной ситуации (дистанция, поведение соперника и т.д.). Все это предъявляет особые тре­бования к временной и пространственной коор­динации отдельных движений и способности бы­стро перестроиться в зависимости от изменившихся условий боя. Ловкость является основой точности исполнения движений. Важнейшими физическими и кондициональными предпосылками являются также хорошая реакция и быстрота. Для полного овладения всеми техническими приемами необходи­мо в зависимости от условий и интенсивности тре­нировок от 6 до 10 лет.

Тактика

В фехтовании необходимо не только хо­рошее владение техникой, но и правильное ее ис­пользование в зависимости от ситуации. Во время боя каждый из спортсменов пытается при условии соблюдения правил добиться преимущества над со­перником. Для этого необходимо внимательно на­блюдать за действиями соперника, быстро распо­знавать его намерения и принимать моментальные решения. С помощью финтов можно направить со­перника по ложному следу, вызвав его атакующие действия, которые можно будет легко отразить, т. к. они именно и ожидались.

Благодаря по­стоянным угрожающим действиям можно сковать инициативу соперника, ограничить его защитные действия и замаскировать свои атакующие дей­ствия. Учитывая все вышесказанное, можно даже утверждать, что фехтовальный бой носит сильно выраженный интеллектуальный характер.

Сложность использования фехтовальной такти­ки объясняется еще и тем, что всю боевую ситуа­цию приходится оценивать на протяжении очень небольшого отрезка времени, в то время как сопер­ник точно так же пытается добиться успеха. В про­цессе разнообразного взаимодействия фехтоваль­щиков боевые действия выполняют различные функции.

Атака

Против пассивных соперников используются основные атаки. Для отражения атаки наряду с уклонениями используются прежде всего защиты (защиты оружием). Непосредственно после удачно проведенной защиты следуют ответные атаки (рипост). Если после удачной защиты не следует рипост, то атакующий спортсмен может после неудавшейся первой атаки перейти к продолжению атаки. Но может возникнуть и такая ситуация, ког­да обороняющийся спортсмен должен прибегнуть к контратакующим действиям. Это происходит в тех случаях, когда атака выполнена неверно, мед­ленно или когда соперник разгадал намерения ата­кующего фехтовальщика.

Ложная атака

Хорошие фехтовальщики всячески маскируют свои атаки и наносят уколы переводом, когда соперник, введенный в заблужде­ние с помощью финтов, выполняет соответствую­щую защиту (ложная атака), или вызывают сопер­ника с помощью ложной атаки на защиту-ответ или на контратаку, чтобы с помощью собственной защиты-ответа или контратаки нанести ему укол (атака второго намерения).

Для овладения тактикой фехтования необходи­ма специальная подготовка, постоянное совершен­ствование психических качеств спортсмена в тесной связи с технической подготовкой. Чем большим ко­личеством технических навыков обладает спорт­смен, тем разнообразнее и неожиданнее для сопер­ника могут быть его действия. Необходимый опыт добывается в процессе тренировок с различными партнерами и благодаря большой соревнователь­ной практике.

Подготовка и тренировка

При отборе детей для занятий фехтованием (с учетом достижения высших спортивных результатов) следует прежде всего обращать внимание на развитие координационных и функциональных качеств (ловкость, быстрота и т.д.). У ребенка должны быть достаточно хоро­шо развиты психические качества, необходимые для данного вида спорта, он должен получать удоволь­ствие от спортивного единоборства, уметь при­нимать молниеносные решения и быть не очень ма­ленького роста.

Лучше всего начинать заниматься фехтованием в 10 лет, но и в более позднем возра­сте можно добиться значительных успехов.

Подго­товка фехтовальщика проходит через 3 этапа: начальное обучение, специальная подготовка и подготовка на уровне высшего спортивного ма­стерства.

Начальная подготовка

Тренировки по фехтова­нию начинаются с изучения основных двигательных навыков, и в особенности шагов, выпадов, уколов или ударов, основных позиций и т. д. После началь­ного обучения в стандартных условиях тренировок на вспомогательных снарядах и с партнером прово­дятся тренировки, в процессе которых изучают­ся боевые действия, основы фехтовальной так­тики.

Специальная фехтовальная подготовка является со­ставной частью разносторонней подготовки; в едином воспитательно-подготовительном процессе фехтовальщиков происходит параллельное гармо­ническое развитие необходимых в дальнейшей со­ревновательной практике навыков и умений. Основ­ной упор на данном этапе подготовки делается на развитие силы воли, готовности к боевым дей­ствиям.

При помощи упражнений с партнером, макси­мально приближенных к условиям боя, учебным и тренировочным боям, происходит изучение тех­ники фехтования с учетом тактического аспекта во временной и пространственной зависимости от партнера. Специальная подготовка служит всесто­роннему развитию специальных фехтовальных на­выков, совершенствованию всего технико-тактиче­ского репертуара.

Для развития функциональных качеств служат прежде всего специальные упражнения на развитие скорости и скоростной выносливости.

Подготовка на уровне высшего спортивного мастер­ства. Целью подготовки на уровне высшего спор­тивного мастерства является достижение высших спортивных результатов. Здесь необходимо макси­мальное развитие умений и навыков. На данном этапе подготовки тренировки фехтовальщиков все более индивидуализируются. Спортсмен специали­зируется в тех действиях, которые ему лучше всего удаются, и отрабатывает их на индивидуальных за­нятиях с тренером. Совершенствование и стабили­зация боевых навыков осуществляется преимуще­ственно в условиях, максимально приближенных к боевым. На каждом этапе подготовки спортсмен получает и необходимые теоретические знания.

Любой, кому хоть раз доводилось держать в руках холодное оружие, не скоро забудет это. Прошли века, и необходимость защищать себя при помощи его отпала, однако искусство владения клинком живо и продолжает развиваться. Да, как вы уже догадались, сегодня речь пойдет об одном из интереснейших видов спорта - фехтовании.

Фехтование зародилось в глубокой древности. Еще египетские фараоны устраивали специальные турниры фехтовальщиков. Таким, как мы его знаем, фехтование сформировалось в начале XV века в Испании. Спортивное направление этого военного искусства начало свое самостоятельное развитие в XVII веке. Мировые первенства стали проводиться в начале XX века.

Фехтование - один из тех видов спорта, которым выпала честь быть с самого начала включенными в программу летних Олимпийских Игр. Интересно, что вообще самую первую олимпийскую клятву (на Олимпиаде в Антверпене в 1920 г.) произнес бельгийский фехтовальщик, впоследствии четырехкратный олимпийский чемпион, Виктор Боэн.

Спортивное фехтование

Главная цель спортивного состязания - нанести укол противнику и, соответственно, избежать укола самому. В современном спортивном фехтовании поединки проводятся на трех видах оружия - на шпагах, рапирах и саблях. Правила поединков на каждом из этих видов имеют некоторые особенности.

Рапира - колющее оружие с четырехгранным клинком и небольшой гардой (гарда - круглая металлическая пластинка вокруг ручки, защищающая кисть руки фехтовальщика). Уколы можно наносить только острием. Засчитываются только уколы, наносимые в поражаемую поверхность, то есть в туловище спереди и спину до пояса. Остальные уколы не засчитываются, в случае же нанесения недействительных уколов бой останавливается.

Шпага - тяжелое колющее оружие с трехгранным клинком и гардой. При поединке на шпагах действительными считаются уколы, наносимые острием в любую часть тела противника.

Сабля (эспадрон) - легкой колющее и рубящее оружие с плоским клинком и гардой со скобой. Засчитываются как колющие, так и рубящие удары. Поражаемую поверхность образуют все части тела противника выше горизонтальной линии, проведенной через вершины углов, образованных телом и бедрами спортсмена, находящегося в боевой стойке. Удары по непоражаемой поверхности не учитываются, и бой после них не останавливается.

Фехтовальная техника включает в себя четыре основных колющих и шесть рубящих ударов, а также соответственные защиты от них и уходы.

Удары фиксируются с помощью электродатчика: конец оружия снабжен электроконтактом, к гайке (кончик ручки холодного оружия, помимо всего служащий противовесом) присоединяется провод, проходящий под курткой спортсмена и далее подведенный к табло, фиксирующему удары. Куртка у спортсменов электропроводящая. В случае нанесения действительного удара или укола с одной стороны на табло загорается красная лампа, с другой - зеленая. В случае нанесения недействительного удара или укола загорается белая лампа.

Бой проходит на дорожке длиной 14 метров. Поединок спортсмены начинают стоя на расстоянии примерно 2 метров от середины дорожки. Если в ходе поединка один из соперников пересечет линию, ограничивающую длину дорожки, ему засчитывают штрафной укол.

Интересно, что судейство в фехтовании традиционно ведется на французском языке. Перед началом боя судья дает спортсменам команду: "Ан гард!" - "К бою!", затем задает вопрос: "Эт ву прэ?" - "Вы готовы?" Получив ответ, судья командует: "Алле!" В случае остановки боя дается команда "Альт!" - "Стой!". Присуждение очков сопровождается словами: "А друат" - "Направо", "А гош" - "Налево" или "Ку дубль" - "Обоим". Недействительный удар обозначается фразой "Па конте" - "Не считать".

Спортивным фехтованием можно начинать заниматься с 9-10 лет, верхний возрастной предел не ограничен. Фехтовальные секции для взрослых есть при некоторых детско-юношеских спортивных школах и фитнес-клубах. Примечательно, что есть примеры, когда люди, начавшие заниматься фехтованием в зрелом возрасте, становились даже чемпионами мира. Вообще фехтование - такой вид спорта, в котором наряду с гибкостью, хорошей координацией движений и быстрой реакцией важен еще и опыт, ибо практика показывает, что чем спортсмен опытнее, тем лучше он выступает.

Единственный, на мой взгляд, недостаток спортивного фехтования - отсутствие зрелищности. Простому зрителю весьма непросто разобраться, что, собственно, произошло на дорожке за эти несколько секунд и кто кому нанес поражение. Но мир искусства владения клинком разнообразен и может даже самому привередливому зрителю предложить и еще кое-что.

Сценическое фехтование

Наряду с известным всем спортивным фехтованием существует еще и такой увлекательный вид спорта как сценическое фехтование. За рубежом он довольно популярен, особенно во Франции и Скандинавии, где работают десятки клубов, специализирующихся именно на этом виде спорта, но в нашей стране как вид спорта сценическое фехтование только начало появляться, хотя оно является обязательной дисциплиной в любом театральном ВУЗе. Считается, что сценическое фехтование зародилось еще в Древнем Риме, и первыми такими фехтовальщиками были гладиаторы. Однако с этим трудно полностью согласиться, ибо гладиаторы, как известно, в представлении использовали мечи, а в сценическом фехтовании используется легкое холодное оружие.

Фехтование со сценическим уклоном зародилось вместе с театром. В старину большинство мужчин владело холодным оружием, а потому театральная постановка поединка должна была быть особенно правдоподобной. Все мы знаем, как бросается в глаза непрофессионализм в любой сфере, а потому, сами понимаете, неправдоподобный поединок мог испортить все впечатление от спектакля.

Современное сценическое фехтование несколько отличается по технике от спортивного, ибо акцент ставится прежде всего на зрелищность поединка. К соревнованиям допускаются спортсмены старше 18 лет. Сразу оговорим: участники поединка являются членами одной команды и должны представить судьям бой с заранее отрепетированными движениями. Импровизации в сценическом фехтовании места нет и быть не должно, ибо фехтуют спортсмены без защитных приспособлений. Иными словами, поединок по принципам построения более всего похож на групповое упражнение в художественной гимнастике.

Соревнования проводятся в трех номинациях: соло, дуэт и группа (восемь человек). Продолжительность композиции 3 минуты. Спортсмены обязательно выступают в костюмах и с оружием, соответствующими выбранной эпохе. Выступление может сопровождаться репликами фехтовальщиков и музыкой, ограничений для фантазии участников нет.

Судьи оценивают технику фехтования (правильность и сложность), пластику движений и эстетический аспект, качество постановки в целом и актерское мастерство соревнующихся.

Историческое фехтование

Историческое фехтование зародилось не как вид спорта или учебная дисциплина для студентов-актеров, а как разновидность исторической реконструкции. Читатели, наверно, вспомнят, как в 1980-е годы многие увлекались военной историей. В те годы в стране существовала масса любительских клубов, специализировавшихся на военно-исторической реконструкции. В настоящее время историческому фехтованию много внимания уделяют и толкинисты.

Иногда сценическое и историческое фехтование путают, однако это разные виды спорта. На первый взгляд кажется, что это одно и тоже: и там, и там зрителя видят костюмированный поединок. Давайте вспомним значение термина "фехтование". Фехтование - это поединок на легком длинноклинковом оружии. В историческом фехтовании мы имеем дело с тяжелым средневековым оружием, позволяющим наносить сильные рубящие удары и не дающим возможности производить изящные манипуляции клинком, финты (вращение клинка вокруг своей оси) и обманки - ложные действия. Колющие удары в историческом фехтовании запрещены.

Экипировка бойцов нелегкая - ее вес может достигать 25 кг. Двуручный меч, к примеру, весит около 5 кг. Если соперники вооружены только мечами, вес бойцов не учитывается, но когда добавляется щит, соревнования проводятся в трех весовых категориях: до 70 кг, до 85 кг и свыше 85 кг. Как и в сценическом, в историческом фехтовании оружие и костюм также должны соответствовать выбранной исторической эпохе. Наличие исторического костюма является обязательным условием допуска к соревнованиям. Допустимо использовать современные защитные средства - нагрудник, наколенники - но они должны быть скрыты под одеждой.

Одним из отличий от сценического фехтования является соревновательный характер поединка в историческом фехтовании, то есть противники сражаются "экспромтом" и являются соперниками друг для друга.

Существенным, на мой взгляд, недостатком сценического и исторического фехтования является дороговизна экипировки. Но не будем о грустном, лучше поговорим о том, что поможет вам на занятиях фехтованием, буде вы решились наконец-таки заняться этим видом спорта.

Заниматься фехтованием удобно в любом спортивном костюме. Защитную экипировку - жилет и маску - должен выдать тренер. Собственную защитную экипировку имеет смысл приобретать, если вы уверены, что фехтование для вас - это навсегда. Отдельно уделите внимание обуви: это могут быть кроссовки или мягкие спортивные туфли вроде теннисных. Главное, чтобы вам было удобно, и чтобы обувь не скользила. Необходимо также подумать о перчатках или хотя бы об одной перчатке для правой или левой руки, в зависимости от того, правша вы или левша. В принципе, заниматься можно и без перчаток, но в перчатках удобнее. Перчатки должны быть хлопчато-бумажные или кожаные без подкладки, так как при наличии подкладки рука потеет.

Фехтование (от нем. Fechten - "сражаться", "бороться") - спортивное единоборство с использованием холодного оружия. Состязаются фехтовальщики на специальной дорожке, ширина которой составляет от 1,5 до 2 м, длина - 14 м, а покрытие - из электропроводящего материала, с целью изоляции от регистрирующего уколы (удары) аппарата.

Управляет боем, а также оценивает умения и навыки фехтовальщиков арбитр, руководствующийся показаниями регистрирующего уколы и удары электрического аппарата, с которым связаны проводной системой оружие и одежда спортсменов. Кроме того, бои на определенных видах оружия отличаются некоторыми специфическими правилами, которые позволяют в некоторых случаях объявлять уколы или удары недействительными и не засчитывать их.

Первые соревнования по фехтованию, увековеченные на фресках древнего храма Абу в Медине (Египет), датируются примерно 1190 годом до нашей эры. Согласно сопровождающей фреску иероглифической надписи, состязания были устроены фараоном Рамзесом III в честь празднования победы в битве с ливийцами.

Довольно длительное время фехтование, то есть, владение холодным оружием (мечом, шпагой, ножом, секирой и так далее) было просто необходимо для решения споров, а порой - для выживания. Обучали искусству владения мечом легионеров и гладиаторов в Древнем Риме, а в Древней Греции фехтование преподавалось детям, достигшим 7-9 лет.

В средневековой Европе (особенно во Франции, Италии и Испании) рыцари-дворяне проводили немало времени, изучая особенности обращения с холодным оружием. В России же еще Петр I обязал придворных обучаться фехтованию на шпагах, и ввел изучение приемов штыкового боя в армии. Спустя некоторое время благородное искусство обращения с холодным оружием было включено в число обязательных предметов во многих учебных заведениях.

В наши дни фехтование перестало быть средством решения споров, и превратилось из боевого искусства в один из видов спорта. И это не удивительно - ведь издревле бой на мечах был чрезвычайно популярным видом состязаний. Сражения такого рода велись, как правило, до первой крови, судились наиболее уважаемыми старейшинами. Соревнования по фехтованию входили в программу олимпийских игр еще в 776 году до нашей эры, да и на Олимпиаде 1896 года проводились состязания фехтовальщиков. В зависимости от используемого оружия, различают такие виды спортивного фехтования:

Фехтование на рапирах - данном виде спорта для поединка используется рапира - колющее оружие четырёхгранного сечения, длина которого составляет 110 см, вес - 500 г. Для защиты руки служит круглая гарда, диаметр которой - 12 см. Турниры для мужчин и для женщин проводятся отдельно. Спортсмены защищены металлизированной курткой, укол в которую регистрируется цветной лампой (именно уколы такого рода засчитываются), в то время как удар, нанесенный в области, не закрытые курткой, фиксируется белой лампой и считается недействительным. Основное правило - вначале следует отразить атаку противника, а уж потом переходить к ответным действиям. Приоритет действий переходит от одного спортсмена к другому, преимущество определяет арбитр, основываясь на показаниях регистрирующего аппарата.

Фехтование на шпагах - шпага представляет собой колющее оружие трехгранного сечения, длина которого составляет 110 см, вес - до 770 г. Круглая гарда, защищающая руку, имеет диаметр 13,5 см. Мужчины и женщины соревнуются в отдельных турнирах. Действительными считаются уколы, нанесенные спортсменами в любую часть тела (кроме затылка). Приоритета действий в данном виде фехтования не существует.

Фехтование на саблях - в поединках такого рода спортсмены используют саблю - рубяще-колющее оружие трапециевидного сечения, длина которого не превышает 105 см, вес - 500 г. Гарда сабли овальная. Поражаемая поверхность тела спортсменов (в данном виде фехтования удары и уколы, фиксирующиеся на аппарате цветной лампой, могут наноситься во все части тела) закрыта защитной одеждой с серебряной стружкой.

Фехтование на тростях - в данном виде фехтования спортсмены вооружаются тростями - гладкими деревянными палками, длина которых - 95 см, вес - от 125 до 140 гр. Свое оружие они держат прямым хватом одной рукой, вторая при этом заложена за спину. Бой ведется в круге, диаметр которого составляет 6 метров. Основная цель бойцов, защищенных масками, нагрудниками, перчатками и щитками на ногах - нанести как можно больше колющих и рубящих ударов в любую часть тела противника за 2 минуты (такова продолжительность поединка).

Фехтование на карабинах - этот вид фехтования возник сравнительно недавно - примерно в конце XVIII века - с появлением нового вида длинноствольного оружия - карабина (от арабского "караб" - оружие, турецкого "карабули" - стрелок или французского carabin - винтовка). Честь изобретения карабина приписывают оружейному мастеру Гаспару Цольнеру. Обращение с данным видом оружия требовало не только недюжинной меткости, но и силы, быстроты и ловкости, когда дело доходило до рукопашного боя. Даже по прошествии нескольких столетий искусство фехтования на карабинах не забылось - более того, приобрело довольно широкую известность. Например, в середине прошлого века в СССР был довольно популярен такой вид спорта как фехтование на карабинах с эластичным штыком. Во время тренировок и различного рода соревнований участники не только боролись за призы и титулы, но и получали возможность подготовиться к ведению рукопашной схватки, обрести психологическую устойчивость во время боя, отточить навыки обращения с оружием.
Система РОСС (Российская Отечественная Система Самозащиты), на общих принципах которой - законах природы и механики движений - сроилась программа и методика обучения данному виду фехтования, предлагала 2 варианта проведения уроков штыкового боя и соревнований:
1. Упрощенные соревнования (тренировки) - проводятся без какого-либо защитного снаряжения, при этом фехтовальщики используют макеты карабинов или небольшие палки (шесты).
2. Спортивный, более усложненный вариант. Спортсмены защищены масками с забралом, защитными перчатками, нагрудником и паховым бандажом. В качестве оружия используются карабины, на которых штык заменяется мягким теннисным мячиком.

Фехтование на тяжёлом клинковом оружии - соревнования такого рода проводятся неофициально, фехтовальщики применяют одно- или двуручные мечи, вес которых может составлять от 1200 до 4000-5000 грамм. Для защиты применяются исторические (или стилизованные под ту или иную эпоху) доспехи: латы, кольчуги, бригантины и т.д. Поскольку имеет место полноконтактный бой, этот вид фехтования чрезвычайно травмоопасен.

Бугуртные бои - один из видов фехтования на тяжелом клинковом оружии. Данный вид спорта возродился в России в начале XXI. В сражении участвуют команды 5х5, причем весовая категория спортсмена не имеет значения. Бойцы, облаченные в соответствующую экипировку, могут использовать не более двух видов оружия. Бой проводится на квадратной площадке 20 на 20 метров, окруженной зоной безопасности, ширина которой составляет 1 метр. Продолжительность схватки - 3 минуты. Бой может завершиться и в случае падения всех бойцов команды (к падению приравнивается также потеря или порча всего оружия, выход за пределы ристалища, потеря важного элемента защиты и т.д.).

Этикет фехтовальщиков был придуман в странах Европы. Это не совсем так. Некоторые формулировки словесных обращений в древности соответствовали современным. Например, возгласом "к бою!", которым начинается в наши дни фехтовальный поединок, начинали сражение фехтовальщики еще в Древнем Египте (об этом свидетельствует соответствующая надпись, сопровождающая фреску, изображавшую соревнование). Победитель салютовал оружием фараону и его свите, а результаты сражений записывались на специальном папирусе.

Чтобы победить, фехтовальщик должен нанести противнику как можно больше ударов или уколов, при этом не имеет значение, с какой силой нанесен удар и куда именно он пришелся. Действительно, удары и уколы в поединке фиксируются в обязательном порядке. Однако следует учесть, что, в соответствии с правилами того или иного вида фехтования, один и тот же удар (укол) может быть как засчитан, так и аннулирован. Например, при фехтовании на рапирах засчитываются только уколы, нанесенные в туловище, причем пружина в пуандаре (наконечнике рапиры) настроена лишь на давление не меньшее 500 г (более слабые удары аппарат просто не регистрирует). Те же правила действуют и в фехтовании на саблях, единственное отличие - запрет совершать "скрестный шаг вперед". А в бою на шпагах наконечник оружия должен создать давление не менее 750 г, удары же можно наносить во все части тела противника (кроме затылка).

В некоторых видах фехтования бои ведутся до первой крови. Это действительно так, но в отдельных случаях проигравшим считается тот, кто во время сражения закрывает глаза. Такого рода правила действуют, например, в мензурном фехтовании (нем. mensurfechten - фехтование в ограниченном пространстве), чрезвычайно популярном среди молодежи и студентов Германии начиная с XVI века. Экипировка сражающихся состоит из очков с металлической сеткой, кожаного нагрудника и толстого шарфа, защищающего шею. Цель фехтовальщиков - остро отточенным оружием ("шпагером") поранить лицо противника. После того, как данный вид соревнований перестал быть средством решения споров и превратился в один из способов проверки мужества и стойкости, были созданы и новые правила поединка - специальные судьи следят за тем, чтобы сражающиеся не закрывали глаз во время боя.

Фехтовальная маска была введена сравнительно недавно. Исследователи утверждают, что еще фехтовальщики Древнего Египта защищали лица специальными масками. Однако в Европе о необходимости введения данного элемента экипировки фехтовальщика заговорили лишь в 1755 году, а введена маска была только спустя десятилетие - в 1765 году. По мнению специалистов, именно после введения маски началось бурное и быстрое техническое и тактическое совершенствование фехтования.

Дебют российских фехтовальщиков на Олимпийских играх состоялся в средине прошлого века в Хельсинки. Действительно, в Олимпиаде 1952 года (Финляндия, Хельсинки) сборная СССР участвовала, однако не следует думать, что это был дебют спортсменов из России на международной арене. Еще в 1910 российские саблисты выступали на соревнованиях, проводившихся в Париже. Да и в олимпиаде 1912 года (Швеция, Стокгольм) отечественные мастера клинка также принимали участия, хотя особых успехов не добились.

Для достижения победы в любом виде фехтования нужно досконально знать приемы данного искусства владения оружием и быть в хорошей физической форме. Это действительно так, ведь фехтование - индивидуальный вид спорта, даже командные соревнования проводятся один на один. Однако, например, в бугуртных боях для того, чтобы победить, участники команды должны проявить не только физическую силу, ловкость, искусство владения оружием, но и командную тактику и стратегию. Интеллект фехтовальщика также является чрезвычайно важной составляющей будущей победы, особенно в соревнованиях такого рода.

Наиболее утонченным является древнее японское искусство фехтования - ведь оно основывается на философских принципах гармонии. Европейское же фехтование чрезвычайно грубое и примитивное. Это не совсем так. В древности самураи, облаченные в тяжелые доспехи, использовали массивный длинный меч (тати). Техника владения данным видом оружия, несомненно, эффективная в бою, была в то же время чрезвычайно проста, ни о каких сложных методиках на тот момент речи не шло. Лишь в эпоху Эдо (1603-1868 гг.), когда японские воины вооружились более короткими и легкими мечами (катанами) и отказались от сковывавших движения доспехов, ситуация в корне изменилась - вместо выносливости и физической силы стали цениться ловкость, чувство дистанции и времени. Да и техника ведения боя постоянно совершенствовалась и утончалась.
Примерно то же самое происходило и в Европе - на смену тяжелому мечу пришли шпага и рапира. Появились и новые школы фехтования, основывавшиеся порой на выводах точных наук (например, геометрии) и ценящие изящество и красоту движений фехтовальщика превыше всего, даже победы в поединке.

Наиболее качественными, надежными и сложными в изготовлении являются японские мечи. Это не совсем так. "Высокие технологии" японских оружейников ("японский дамаск" - многочисленная сварка и последующая проковка слоев, технология стальных пакетов (сердцевина из мягкого железа обкладывается высокоуглеродной сталью), позволяющая изготовить упругое и долго держащее заточку изделие) были известны и в Европе еще в VI-VIII вв. Кроме того, следует учесть, что высококачественные и чистые руды Японии отнюдь не способствовали совершенствованию кузнечного мастерства, в то время как европейцы вынуждены были изобретать новые способы и технологии изготовления металлических изделий.

Двумечный бой никогда реально не существовал - это выдумка режиссеров боевиков и создателей компьютерных игр. Совершенно ошибочное мнение. Двумечный бой издревле активно применялся во многих странах мира, хотя ведения сражения двумя видами оружия требовало от человека недюжинной ловкости, координированности и освоения довольно обширного арсенала технических приемов. В разных странах фехтовальщики предпочитали использовать в двумечном бою различные виды оружия. Например, в Европе кроме длинного оружия (меча, рапиры или шпаги) применяли короткий клинок. Меньшей популярностью пользовалось искусство боя на парных шпагах. В Японии также зачастую использовали два меча - длинный и короткий. На островах Тихого Океана большой популярностью пользовалось искусство Кали Арнис - соперники вооружались парными палками, а в некоторых случаях - парными мачете. Наиболее часто ведение боя парными предметами использовалось в Китае. Для поединка бойцы выбирали парные короткие тесаки, парные палаши (шуандао), парные мечи (шуанцзянь), а также парные копья, булавы, боевые веера и т.д.

Двумечник играючи победит в схватке бойца, вооруженного лишь одним клинком. Как и всякий стиль ведения поединка, двумечный бой имеет свои преимущества и недостатки. К преимуществам можно отнести огромный арсенал техник и приемов. Конечно, усилий и времени на их изучение придется затратить немало, но результат того стоит. Однако не следует забывать и о слабых сторонах двумечников. Например, если противник ведет бой на длинной дистанции, использование второго клинка становится попросту невозможным. А если к тому же соперник экипирован двуручным или полтораручным мечом, он легко сможет одержать победу над человеком, вооруженным двумя более короткими клинками.

Наиболее действенной является защита "клинок в клинок". Защита такого рода упоминается в трактатах по фехтованию лишь начиная с XVI века, до того предпочтение отдавалось сталкиванию оружия противника с линии атаки. Ведь жесткий блок (то есть столкновение мечей гранями) не только лишает вас возможности атаковать, но и повреждает оружие - на лезвии появляются трещины и зазубрины, которые в будущем могут привести к потере остроты лезвия, а то и разрушению клинка.

Издревле ведутся споры о том, что эффективнее - колющий или рубящий удар. Чаще всего склоняются к мнению, что острие превосходит лезвие. Нет, такого рода споры ведутся относительно недавно - примерно с начала XVIII века. До того в разных странах мира и колющий, и рубящий удар считались фундаментальными техниками ведения боя, да и оружие изготовлялось с таким расчетом, чтобы дать возможность бойцу наносить любой вид удара в соответствии со сложившейся ситуацией. В то же время существовало и чисто рубящее, и колющее оружие, причем не прослеживается доминирование клинков какого-то одного вида.

Фехтованием можно начинать заниматься с 12 лет. Действительно, чаще всего в спортивные секции принимают детей 10-12 лет, но начать постигать благородное искусство фехтования можно с 5 лет. В этом случае для обучения используется специальное облегченное оружие. Кстати, фехтовальщиком можно стать в любом возрасте. На чемпионате мира среди ветеранов, проводившемся в 2006 году, победила спортсменка из ЮАР, которая начала постигать премудрости фехтования в пятидесятилетнем возрасте, и добилась больших успехов.

Во Франции зародились различные школы фехтования, разрабатывались различные техники - значит, и в различных соревнованиях команда этой страны чаще всего будет занимать призовые места. Действительно, именно Франция была родоначальницей многих школ фехтования, распространившихся позднее во многие страны Европы. Однако по итогам, например, Олимпийских игр, эта страна оказалась на втором месте (36 медалей), на первом же прочно утвердились итальянцы (42 медали). Спортсмены Венгрии на третьем месте (29 медалей), на четвертом - фехтовальщики СССР и России, в копилке которых на данный момент 27 медалей.

Клинок рапиры четырёхгранного сечения, утончённый к концу, длиной не более 90 см, диаметр гарды от 9,5 до 12 см. Длина собранной рапиры не более 110 см и вес не более 500 г.


Рапира – колющее спортивное оружие. В отличие от других видов оружия, поражаемая поверхность рапириста самая маленькая – туловище и шея. В правилах фехтования на рапирах существует приоритет, т.е. "тактическая правота". Нанося укол, необходимо иметь приоритет. Например, рапирист имеет приоритет в атаке. Противник должен сначала взять защиту и только после этого у него появится приоритет, чтобы нанести ответный укол сопернику. Если атаки выполняются одновременно, то нанесённые уколы не засчитываются.



Шпага

Шпага – тоже колющее спортивное оружие. Клинок шпаги массивнее рапирного, имеет трёхгранное сечение. Общая длина шпаги не более 110 см и вес не более 770 г. Диаметр гарды 13,5 см.




У шпажистов наибольшая поражаемая поверхность для нанесения уколов: практически всё тело от головы до пят – туловище, руки, ноги, голова. В бою на шпагах отсутствует фактор тактической правоты, т.е. одновременно нанесённые уколы засчитываются обоим противникам.

Сабля

Сабля имеет трёхгранный клинок, длина которого не более 88 см. Максимальная длина сабли 105 см, вес не более 500 г.




В фехтовальном бою на саблях разрешается наносить как рубящие удары, так и уколы. Поражаемой поверхностью являются голова, руки и туловище до линии пояса. В фехтовании на саблях, как и на рапирах, решающим фактором при присуждении укола является "тактическая правота".

Современный фехтовальный бой проводится с использованием электрооборудования для фиксации уколов.
Аппарат сигнализирует нанесение укола спортсменом зажиганием ламп различного цвета. Если спортсмен нанёс укол, на аппарате зажигается лампа, находящаяся на его стороне. В фехтовании на рапирах и саблях действительными считаются только уколы, нанесённые в поражаемую поверхность. Действительные уколы отмечаются зажиганием цветных ламп (красной или зелёной), а недействительные - белой лампой. Когда зажигаются одновременно цветная и белая лампы – это означает, что сначала был нанесён недействительный укол, и в этом случае действительный укол не засчитывается. В фехтовании на шпагах зажигаются только цветные лампы. Поскольку все уколы считаются действительными, то засчитывается каждый нанесённый укол. Когда лампы зажигаются с двух сторон одновременно, каждому спортсмену присуждается по уколу.

Фехтование представляет вид спорта, объединяющий три дисциплины: рапира, шпага, сабля.

Соревнования у мужчин проводятся в трех видах оружия - рапира, сабля, шпага, у женщин - рапира и шпага. Касание оружием поражаемой поверхности соперника определяется судьей и при помощи электрофиксатора.

Рапира спортивная общей длиной до 110 см и весом до 500 г, кисть руки защищена круглой гардой диаметром 12 см.

Сабля спортивная длиной до 105 см, весом до 500 г, стальной эластичный клинок трапецевидного переменного сечения с гардой, защищающей кисть руки.

Шпага спортивная общей длиной не более 110 см и весом до 770 г, колющее оружие с гибким стальным клинком трехгранного сечения, кисть руки защищена гардой диаметром 13,5 см.

В поединках на рапирах разрешены уколы только в туловище, на шпагах - во все части тела, кроме не защищенного маской затылка, на саблях - уколы (или удары) во все части тела выше пояса. Поединки проводятся на фехтовальной дорожке длиной 14 м. и шириной 1,8 - 2 м.

Спортсмены выступают в легких защитных курточках, покрытых металлизированной тканью (рапира, сабля), в масках с металлической сеткой и в перчатке на вооруженной руке.

Кроме этого, фехтование принято делить на виды:

1. Боевое фехтование - это искусство владения различными видами ручного холодного оружия. Так сказать, практическая часть подготовки настоящего воина к реальному бою;

2. Спортивное фехтование - это, как видно из названия, вид спорта, по которому сегодня проводятся чемпионаты Европы и чемпионаты мира. Также, спортивное фехтование включено в программу Олимпийских игр;

3. Артистичное фехтование представляет собой вид спортивного фехтования. Основной целью спортсменов является преподнесение, как зрителям, так и судьям, правдоподобного поединка с использованием настоящего холодного оружия;

4. Историческое фехтование основано на использовании древней техники и тактики ведения боя. Также спортсмены, участвующие в поединке исторического фехтования, надевают старинное снаряжение, костюмы и берут копии оружия искусных мастеров прошлого;

5. Сценическое фехтование - этот тип фехтования направлен на зрелищный показ того, как можно владеть ручным холодным оружием. Сценическое фехтование является дисциплиной во многих театральных учебных заведениях.

Фехтование зародилось на территории Испании ещё в 15 веке. Именно там оно приобрело наибольшую популярность. В 1567 году королём Карлом IX была создана фехтовальная Академия. Если обратиться к культурной стороне вопроса, то тяжело упустить такой нюанс, как девиз фехтования. Образовался он ещё в 1650 году, когда Мольер сказал следующие слова: “Фехтование - это искусство наносить удары, не получая их”.

Спустя время помимо Испании в жизни и развитии фехтования стали участвовать и другие страны. Так, например, в 1765 году французы предложили в бою использовать специальные фехтовальные маски, чтобы повысить безопасность данного вида спорта.

Первые Олимпийские игры , которые, как известно, проводились в Афинах, включили в свою программу данный вид спорта. Поэтому не стоит удивляться, что фехтование стало таким популярным во всём мире.

В 1913 году была создана Международная федерация фехтования, которая приступила к утверждению общих правил и занятий, связанных с популяризацией этого спорта. Начиная с 1906 года, по фехтованию стали проводить чемпионаты Европы, а с 1937 года - чемпионаты мира.

Что касается правил, то фактически, основная их часть образовалась ещё в средние века. Сегодня, впрочем, как и раньше основная цель каждого спортсмена (фехтовальщика) - нанести укол холодным оружием своему противнику, и, конечно, попытаться избежать этого укола самому. Побеждает тот, кто нанесет своему врагу больше уколов.

Как и в других видах спорта, бой в фехтовании управляется и оценивается спортивным судьёй. Аппарат, который упоминался немного выше, с помощью ламп регистрирует уколы, нанесённые бойцами. Как это происходит? Всё предельно просто: электрические схемы находятся и в одежде, и в оружие фехтовальщиков. Так вот эти схемы связаны с аппаратом, который и регистрирует уколы.

Международная федерация фехтования ФИЕ образована в 1913 и объединяет около 100 национальных федераций.