Раста – это классно! Субкультура растаманы Из чего курят растаманы.

Идеи распространяются гораздо быстрее, если их положить на музыку. С ростом популярности регги поклонение божеству Джа захватило весь мир. Кто такие растаманы, должен знать каждый, для которого понятия свободы и гуманизма не пустой звук.

Растафарианство: что это?

Растафарианство представляет собой разрозненную совокупность религиозных верований, которые берут свои корни в христианстве, иудаизме, борьбе за права чернокожих и современных философских течениях. Конфессия не обладает какой-либо определенной религиозной доктриной и не имеет четкого набора ритуалов и догм, которым обязан следовать каждый в нее обращенный.

Благодаря этой свободе, а также поддерживаемому растафарианством человеколюбию оно стало невероятно популярным, особенно у молодежи всего мира. Число последователей трудно поддается точному исчислению, но составляет не менее нескольких миллионов человек.

Огромное влияние на зарождение новой веры оказал борец за права чернокожих Макус Гарви, который переосмыслил христианское учение в ключе пришествия на землю чернокожего царя. Его идеи настолько запали в душу последователям, что восшествие на престол эфиопского монарха Рас Тафари в 30-х годах прошлого века было воспринято как знамение. Его приняли за живое воплощение Бога и потомка легендарного царя Соломона.

На этом переосмысление Библии не заканчивается. Последователи растафари уверены в том, что чернокожие за прегрешения были превращены в рабов белых и их потребительской культуры, именуемой «Вавилон». Сбросить оковы поможет только мессия Джа, который поведет негров в рай - Эфиопию.

Заповеди религии

У данного вероучения, как и у любого другого, есть набор определенных правил («айтел»), которые являются воплощением ценностей верующих:

  • Ограничение потребление мяса. Иногда сводится к полному отказу от мясной пищи, но чаще не потребляют лишь свинину и мягкотелых;
  • Воспрещается употребление специй и соли;
  • Есть можно только то, что сделано своими руками;
  • Соблюдение здорового образа жизни, полный отказ от вредных привычек;
  • В то же самое время, вполне допускается курение марихуаны, или ганджи;
  • Растафарианство - вера для позитивных людей, в ней нет места ненависти, зависти и прочим негативным эмоциям;
  • Свободное время нужно посвящать созерцанию и постижению смысла жизни;
  • Нужно отказаться от навязанных ценностей капиталистического и потребительского «Вавилона»;
  • Навязывать свои идеи, как бы гуманны они ни были, ни в кое случае нельзя. Каждый человек - отдельная вселенная, к которой стоит относиться с уважением.

Музыкальный стиль регги

Направление музыки «регги» зародилось в недрах растафарианской субкультуры на Ямайке во второй половине XX века. Точное происхождение названия этого слова никто не знает - в разных источниках его интерпретируют и как «блудливая женщина», и «рваный ритм», и как имя африканской народности.

Стилистика музыки испытала свое влияние американской популярной музыки, но в основе своей имеет традиционные музыкальные традиции негритянского населения Ямайки. Ключевая тема, которая идет красной нитью через все песни этого жанра - растафарианские религиозные представления, с их отрицанием погони за деньгами, позитивной настроенностью к жизни и солидарностью в борьбе с расизмом.

Наиболее видный представитель данного музыкального направления - Боб Марли, благодаря которому во всем мире стал популярен не только регги, но и растафарианство. Несмотря на то, что с момента его смерти прошло уже несколько десятков лет, он по-прежнему остается самым значительным регги-исполнителем.

В рамках жанра выделяют несколько направлений:

  1. Ранний регги;
  2. Рутс-регги;
  3. Дэнсхолл;
  4. Еврорегги.

Музыка эта имела колоссальное влияние на мировую культуру: именно она дала начало стилям ска и хип-хоп, которые находятся сегодня в авангарде музыкальной индустрии.

Что такое «растаман»?

Понятие «растаман» в применении к мировой молодежной субкультуре весьма расплывчато и может означать:

  • Последователей растафарианского вероучения;
  • Фанатов музыки регги (реггей) в целом и Боба Марли в частности;
  • Людей, кому по нраву специфическая манера одеваться и внешняя стилистика растафарианства;
  • Приверженцы убеждения о возвращении потомков американских чернокожих рабов в Африку.

Если речь идет о молодежном движении, сложившемся на просторах постсоветского пространства, то идеологический компонент в нем почти отсутствует. Оно и неудивительно: белым подросткам довольно тяжело примерить на себя элементы негритянского освободительного движения, присутствовавшего в ямайском растафарианстве. Современных юношей и девушек, которые себя называют растаманами, может зачастую объединять лишь пристрастие к марихуане. Ежегодно проводятся так называемые «Конопляные марши», призванные разрешить официальную продажу наркотика.

Растафарианство оставило значительный след в российской массовой культуре. Мотивы этого движения можно отчетливо проследить в творчестве групп «Воскресение», «Аквариум», «Децл» и других.

Манера одеваться

Огромное внимание растаманы уделяют своему визуальному стилю. Причина этого лежит, в частности, в том, что большинство представителей движения - молодые люди.

Непременные атрибуты внешнего облика растамана включают в себя:

  • Дреды - своеобразные косички, в которые могут вплетаться различные украшения. Символизируют львиную гриву;
  • В одежде растамана непременно должны присутствовать три эфиопских цвета: желтый (образ золота и Солнца), красный (цвет крови, пролитой в борьбе за волю) и зеленый (символизирует жизнь и рай). Чаще всего их можно увидеть на специфической шапочке, которую растаманы вяжут сами;
  • Напульсники;
  • Снэпы (браслеты);
  • Джинсы;
  • Майки и футболки с изображением эфиопского льва, листа каннабиса или звезды Давида;
  • Татуировки.

Эти молодые люди исповедуют идеалы свободных отношений, человеколюбия и уважения ко всем расам. Вряд ли найдется сегодня человек, не знающий, кто такие растаманы. Число последователей этого движения достигает нескольких миллионов, и каждый может в любой момент примкнуть к этой большой и дружной семье.

Видео про жизнь растаманов

В этом видео будет показана жизнь настоящих ямайских растаманов, чем они занимаются и что думают:

Вы когда-нибудь слышали о растаманах? Наверняка слышали. Но, наверное, многие считают, что растаманы - это те, кто курят травку или просто слушают регги. Это совсем не так. Так на самом деле? Настоящий растаман - это человек, религия которого называется Растафари. Хоть это и самая неисследованная религия, но в ней есть множество сводов и правил, которых должен придерживаться настоящий растаман.

Такой человек должен всегда говорить лишь правду, курить ганджу, не пить алкоголь, не есть мяса, не курить табак и не обращаться к врачу, потому что от любой болезни, если будет так надо, его вылечит бог Джа. Если же не вылечит, то просто даст ему другое воплощение.

Как узнать растамана на улице?

Помимо этих правил, есть еще так называемый дресс-код для прически и цветовой гаммы одежды. На голове у растамана будут дреды, а вся его одежда будет состоять из красных, желтых и зеленых цветов. Однако если человек ест мясо или, скажем, пьет медикаменты, растаманом он быть не может. При этом человек, не носящий дреды или одевающий строгий костюм, быть им может. Потому что внешние атрибуты не могут определить вашу религиозность. Наглядно показать, кто такой растаман, могут различные картинки и фотографии, но чтобы глубоко изучить их необходимо перерыть не одну статью, а еще лучше - пообщаться с ним лично.

Что за религия?

Корни данной религии исходят с XV века и зарождались они в большом регионе, который включает просторы от Египта до Эфиопии. Тогда основной философией этой религии было духовное объединение Африки.

Спустя столько времени течение растафарианцев не только не пропало, но и набирает обороты. Конечно, нынешние представления, понятия изменились, но не настолько существенно. Если вы увидели разноцветного человека с дредами и цветной шапочкой на голове, по нему сразу понятно, кто такой. Растаман всегда будет добрым, спокойным и отзывчивым. В этом их плюсы. Они никогда не создадут конфликтных ситуаций, представители растаманства против насилия и войны в целом.

Известные имена

Среди них есть и очень популярные, выдающиеся личности, такие как Мортимер Планно, Самуэль Браун, Рас Макферсон, Питер Тош и Банни Уэйлер. Эти имена мало кому покажутся знакомыми, но кто такой растаман Боб Марли, знают, наверное, все до единого.

По-настоящему выдающийся музыкант из Ямайки, который своим богатым внутренним миром и идейностью покорил сердца миллионов людей по всему миру, а не только на Ямайке.

Практически все песни Боба Марли знает каждый растаман, аккорды его песен звучат везде. Однако кроме него в мире раста-музыки есть и другие исполнители, менее известные, но не менее талантливые.

Практически все русские растаманы знают песню, автор которой растаман, - "Не нужна мне корона". Имея в наличии гитару и обладая даже не самыми профессиональными навыками игры, можно будет легко наигрывать расслабляющие мотивы в компании, которые создадут еще более подходящую атмосферу этой странной, противоречащей и почти неизученной, но очень интересной религии под названием Растафари.

Растаманы (растафари, растафарианцы) – религиозное движение , которая зародилась в среде афро-американцев, потомков чернокожих рабов, включающая в себя систему взглядов, тип поведения и музыкальное направление. Это движение приобрело популярность благодаря музыке «рэгги (reggae)» , что исполняли Боб Марли и Альфа Блонди .

На постсоветском пространстве «растаманы» образовалась вначале 1990-х годов. Только большинство последователей этой даже понятия не имеют о том, что на самом деле именуют себя последователями религиозно-политического африканского движения, они приписывают себя к этой группе в первую очередь по признаку употребления и .

Причина возникновения

На самом деле главная идея живет в мире уже около 400 лет и суть ее такова: “надежда всех африканцев на возвращение на родину и избавление о т Вавилона” .

Понятие Вавилона в раста-культуре рассматривается следующим образом: все мы изначально рождаемся в клетке, но привыкаем, взрослеем и перестаем замечать оковы, которые не дают нам освободиться. Мы вынуждены жить так, как решают за нас политики, практически не имеем право выбора (можем выбирать только в мелочах), и всегда равняемся на установленные теми же самыми политиками стереотипы, привыкая к ним и считая истинно верными утверждениями.

Боб Марли проповедовал в своих песнях, что если перестать загонять людей в какие-то рамки, жизнь наладится, и люди сами смогут определиться, как им жить. Он считал, что законы рождают преступления. Для ямайских растаманов воплощение Вавилона – Америка.

400 лет подряд корабли увозили африканских рабов в Америку, люди были готовы принимать освобождение с любой стороны. И именно в тот момент 2 ноября 1930 года Рас (по-эфиопски «принц») Тафари Маконнен, считающийся прямым потомком царя Соломона и царицы Савской, взошел на престол Эфиопии под именем Хайле Селассие.

Хотя ямайцы и получили надежду, но ситуация того времени все-таки держала их на месте. Их свобода была всего лишь написанными на бумаге словами, далекими от действительности, и Ямайка по сути все еще оставалась британской колонией. Именно по этому они молили об этом своего бога Джа в религиозных песнопениях. Так и родилась музыка рэггей (регги) , более подробней о которой Вы прочтете чуть ниже.

Какая идеология у растаманов?

Растаманы поклоняются богу Джа. Они смешали Библию и местные эфиопские сказания в единую веру. Африканские легенды рассказывают о Джа-борце за свободу и мир, воине-льве, великом и могучем повелителе и защитнике всех животных. Эфиопского принца Хайле растаманы считают живым воплощением Джа на земле.
Хайле, он же Джа Растафай, правил Эфиопией до 1975 года, проповедовал идеи ненасильственной борьбы за освобождение «не только рассеянных по свету эфиопов, но и вообще людей, зверей, трав и прочих форм жизни».

С точки зрения растаманов:

можно: любить людей, курить траву, бездельничать, постигать смысл жизни, рассказывать другим о растафари, философствовать, играть на барабанах, носить дреды и слушать регги;

нельзя: есть свинину, моллюсков, соль, уксус, рыб без чешуи, коровье молоко, курить табак, пить ром и вино, носить вещи с чужого плеча, есть приготовленную другими пищу, играть в азартные игры, касаться мертвых, проповедовать недостойным.

Попытки растаманами обратить людей в свою веру происходит при помощи (в раста-культуре – «трава мудрости»). На Ямайке называют Brain food (пища для мозгов). По их легенде , она впервые выросла на могиле царя Соломона, считавшегося мудрейшим из мудрых. По мнению растаманов, помогает человеку прийти к богу и по-настоящему понять этот мир.

Как одеваются растаманы?

Красный, желтый и зеленый – эти цвета ты найдешь в одежде каждого растафари и символизируют они цвет эфиопского флага. Изначально растаманы, в основном, выбирали свободные мешковатые рубахи и полотняные штаны, так как подобная одежда идеально подходит для жаркого ямайского климата.

Сейчас же мешковатые штаны сменили более удобные джинсы, но неизменны растаманы остались к цветастым беретам, которые прикрывают дреды (дредлоки), являющимися незаменимыми для растмана, так как служат напоминанием об африканских корнях, гриве льва-воина растафари и так же являются частью идеологии, которая звучит так: “Когда наступит Конец Света, бог Джа узнает растаманов по дредам и зацепив за них, вытащит их”.

Какую музыку слушают растаманы?

Рэггей, регги (raggae) – это культовая музыка, посвященная богу Джа. «Музыка Рэггей – это вибрации всех светлых людей этого мира», – говорил «отец» рэгги Боб Марли. Именно он превратил эту музыку в оружие борьбы с притеснителями и заменил религиозные тексты на политические.

Со времен Боба Марли рэггей пустил много новых ростков. Появились dub (афро-карибская музыка в электронной обработке), ska (смесь ямайского рэгги с ритм-н-блюзом из Майами; расшифровывается как «Snake it, catch it again!» – типа «шалтай-болтай!»), rock-steady (рэгги с примесью соула) и другие.

Русскоязычными первооткрывателями музыки растаманов стали группы «Воскресенье», «Аквариум» и «Кабинет» . Правда, они только использовали ритмы рэгги в своем творчестве. Сейчас можно встретить огромное множество растаманских команд, исполняющих свою музыку на русском языке. Одними из самых известных являются: Децл, Джа Дивижин, Рома В.П.Р . и многие другие.

Субкультура русских растаманов успела обрести растаманский фольклор, и достаточно широкую известность приобрёл лингвист и литератор Дмитрий Гайдук, который в первой половине 90-х стал собирать и обрабатывать устное творчество украинских и российских растаманов, и в 1995 году создал проект «Растаманские народные сказки». Сейчас он часто ездит по разным городам и читает сказки перед аудиторией в рамках различных мероприятий.

В настоящее время на улице можно встретить большое количество растаманов или молодых людей, которые именуют себя растаманами, которые приписывают себя к этой группе в первую очередь по признаку употребления и .

Последствия употребления и гашиша

Зависимость от марихуаны развивается постепенно, достаточно несколько месяцев, поэтому человек может и не заметить, как уже не может без этого . В отличие от алкоголя марихуана может вызвать галлюцинации уже при первом употреблении. Вред марихуаны доказан. Наркотик влияет на работу всех главных органов: сердца, легких, половой системы у мужчин и женщин. Из-за курения травы возникают бронхиты, фарингиты, синуситы, рак легких, тахикардия, понижение артериального давления и много других болезней.

Курение травы очень влияет на мыслительные способности, координацию движений. Тот, кто давно курит этот наркотик, имеет эмоциональную неуравновешенность, беспокойство, плохую память, неспособность к пониманию. Люди, употребляющие марихуану и гашиш, неспособны сосредоточиться, потому что наркотик сильно влияет на мозг. Возникают зрительные галлюцинации, боязнь, переживания преследования, сильные психологические расстройства, а впоследствии – слабоумие, шизофрения, депрессии, происходит полная деградация личности. Это как медленная смерть.

Также в результате злоупотребления коноплей возникает апатия, потеря мотивации. Человеку не хочется развиваться, учится, хорошо выполнять свою работу и даже следить за своим внешним видом. Последствия этого – разрушение карьеры, семейных отношений…

Тот, кто употребляет марихуану, становится замкнутым, беспокойным, неуравновешенным, агрессивным. Имеет хроническую усталость, тошноту, постоянные головные боли. При этом развивается сильная психологическая зависимость от наркотика, увеличение дозы наркотика приводит к передозировке и даже к смерти. А те, у кого не хватает денег на наркотик, занимаются криминалом.

Марихуана не является легким наркотиком, это такой же наркотик, как и остальные, который приводит к психической зависимости, разрушает жизнь человека и приводит к страданиям близких людей.

Растама́нами в мире традиционно называют последователейрастафарианства.

Растафарианство - монотеистическая авраамическая религия, возникшая в христианской культуре на Ямайке в 1930-х годах, которая привела к образованию музыкального стиля регги в 1960-х. Его сторонники называются растаманами или раста.

Растафарианство не очень организованная религия, большинство раста не требуют участия в каких-либо конфессиях, чтобы таким образом поддерживать друг друга и найти веру и вдохновение в себе, хотя некоторые из них определены в одни из «Особняков Растафари» - три наиболее известных из них это Nyahbinghi, Бобо Ашанти и Двенадцать колен Израилевых.

Название Растафари происходит от имени последнего императора Эфиопии Хайле Селассие I, до коронации известного как Рас Тафари Маконнен. Растафари считают, что Хайле Селассие I является воплощением Бога Джа.

Основа растафарианства - любовь к ближнему и отказ от западного общества, которое растаманы называют «Вавилон», имея в виду больше метафорический Вавилон, чем историческую область месопотамских городов-государств. Они провозглашают Африку (Сион или Зион) в качестве первоначальной родины. Растафарианство включает в себя различные афроцентрические социальные и политические задачи, к примеру такие, как социально-политические взгляды и учения ямайского публициста и организатора Маркуса Гарви, он также часто рассматривается, как пророк. В растафарианстве распространено духовное потребление каннабиса (не обязательно).

К 1997 году насчитывалось около 1 000 000 растафари во всем мире, сегодня растафарианство распространилось в большинстве стран мира в основном за счет регги, наиболее ярким примером является ямайский певец Боб Марли(1945-1981) и его дети.

Верования.

Растафарианские конфессии достаточно разрозненны, их учения часто друг другу не соответствуют. Одной из известных сторон растафарианства является христианская ветвь (влияние Эфиопской православной церкви) и пророчества ямайского лидера движения «Назад в Африку» Маркуса Гарви. В одной из речей в Единой негритянской ассоциации по улучшению (United Negro Improvement Association) Маркус Гарви сказал, что нужно ожидать знамения пришествия: коронации «чёрного» царя в Африке. Многие решили, что предсказание свершилось, когда в 1930 году Рас (принц) Тафари, взявший имя Хайле Селассие I, был коронован императором Эфиопии. Последователи растафари на Ямайке верят, что Селассие является потомком библейского царя Соломона и царицы Савской(легенда о происхождении «Соломоновой династии» ) содержится в книге «Кебра Нагаст» ), и почитают его как Бога (Бога-Отца) - царя царей и мессию.

Согласно христианскому толкованию растафарианской интерпретации Библии, чернокожие, подобно израильтянам, были отданы Иеговой (Джа) в рабство белым (европейцам и их потомкам, колонизировавшим Африку) в наказание за грехи и должны жить под гнётом Вавилона, современной социально-политической системы, основанной на западных либеральных ценностях, в ожидании пришествия Джа, который освободит их и уведёт в «рай на земле» - Эфиопию.

Отличительным свойством религии Раста является то, что они не занимаются обращением в свою веру, так как человек должен открыть в себе Джа самостоятельно. В ожидании Исхода растаман (последователь растафари) должен культивировать «африканскую» самобытность, стремясь отличаться от «слуг Вавилона» как внешне, так и внутренне. Их этическая система основывается на принципах братской любви, доброжелательности ко всем людям и неприятии западного образа жизни.

Основа доктрины - Holy Piby

Рэгги

Идеи растафари распространились в 1970-х годах благодаря музыкальному стилю регги, возникшему на Ямайке и особенно популярному в США, Великобритании и Африке. Основой регги является калипсо и национальная ямайская музыка (основанная на ритме барабанов Найабинги). Появившийся в 60-х годах стиль ска стал основой, на которой возникло регги - музыка, построенная на тех же принципах, что и ска, но с более медленным, размеренным темпом, укороченной басовой линией и жёстким ритмом (вместо 2/4, используемых в ска, музыканты стиля регги использует ритм 4/4).

Одна из вариаций стиля - это даб, инструментальная версия с множеством эффектов. Позже, в 80-х, на основе рэгги появились дансхолл - музыка ямайских танцплощадок, рагамаффин и реггейшн - музыка диджеев, более танцевальная и ритмичная. Тексты песен регги, проповедующие христианство, со временем становились всё более и более политизированными, направленными против социальной и экономической несправедливости, превратившись в голос угнетённых и в то же время не унывающих, когда в раннем дансхолле царили пошлость и вульгарность. Среди пионеров-создателей регги выделяются Банни «Вейлер» Ливингстон, Ли «Скрэтч» Перри, Питер Тош и Боб Марли. Из современных исполнителей музыки регги можно выделить известного ивуарийского певца Альфа Блонди.

История раста

В начале 1990-х годов на постсоветском пространстве образовалась особая молодёжная субкультура, представители которой также называют себя растаманами. При этом они зачастую не являются истинными приверженцами оригинальной религиозно-политической доктрины африканского превосходства, а причисляют себя к этой группе в первую очередь по признаку употребления марихуаны и гашиша. Некоторым этого достаточно, чтобы считать себя растаманами, некоторые более приближены к растафарианской концепции - многие слушают Боба Марли и музыку регги в целом, используют для идентификации комбинацию цветов «красный-жёлтый-зелёный» (например, в одежде), некоторые носят дреды. Однако мало кто искренне отстаивает идею возвращения американских чернокожих в Африку, соблюдает растафарианский пост «айтал» и т. п. Однако многие истинно верующие русские растаманы считают, что репатриация и панафриканизм просто бессмыслен, по причине того, что русские растаманы никакого отношения к чернокожим и Африке, по сути, не имеют. В странах СНГ панафриканизм был замещен идеей «Сиона внутри себя», которая звучит так: «Сион это не место в физическом, материальном мире. Не в Африке или Израиле или где-либо еще. Сион находится в душе каждого человека. И стремиться к нему нужно не ногами, а поступками, мыслями, добром и любовью».

Как бы то ни было, в русскоязычной среде слово «растаман» прочно связалось с этой группой (но не полностью тождественно ей). Слово по похожему принципу может использоваться и в других языках для обозначения просто любителей марихуаны без религиозной подоплёки. Так, в испаноязычных странах словом «растас» могут называть дреды.

Субкультура в СНГ

Возникновение «растаманов» вСНГ произошло вместе с формированием других молодёжных субкультур на фонераспада СССР . «Растаманов» можно выделить особо в связи с тем, что в нынешнем СНГ наблюдается заметный рост объемов употребления марихуаны (данный вывод можно сделать лишь субъективно, так как сбор статистики по этому вопросу сильно затруднён).Многие из курящих уже не являются «молодёжью » и не причисляют себя к «растаманам», но их идеологически сближает нелегальный статус наркотика, так как они испытывают одинаковые трудности, связанные с его приобретением.

По-видимому, вопрос самоидентификации употребляющих коноплю бывших советских граждан был решен на базебренда конопли как атрибута растафарианства. Известное в СССР понятие «наркоман » не могло быть принято из-за несоответствия стереотипному образу такового в народе: потребителям конопли не близки темышприцов ,СПИДа ,ломок и пр. - следовательно, была потребность в самоназвании.

Одним из пионеров растаманского движения в России является работающая в стиле регги музыкальная группа «Джа Дивижн», появившаяся в 1989 году. Стиль регги, популяризованный растафарианцами и сопутствующий культу марихуаны, был принят русскоязычными «планокурами». Музыкальный фактор в стране, недавно отгороженной железным занавесом от существенной части мировой культуры, играл крайне весомую роль, оказывая существенное влияние на русскоязычную молодёжь 90-х. Поэтому на выбор самоназвания могло, в числе прочего, повлиять распространение записей русскоязычных регги-коллективов, где, в частности, лидер «Витя Ак» Герберт Моралес однозначно указывает на параллель курения конопли с «растаманами». Принадлежность к «философии Раста» декларирует и известный российский рэп-исполнитель Децл. Ещё один характерный представитель - Рома В. П. Р.

Сейчас в Москве, Петербурге и других городах существуют достаточно большие растаманские сообщества, которые проводят культурные мероприятия (обычно концерты или фестивали), поддерживают сайты, издают медиаматериалы. Растаманами считают себя почти все российские регги-коллективы - по меньшей мере они используют характерную символику и почитают Боба Марли (при этом следует отметить, что «чёрное» растафарианство - крайне многообразная культура со множеством разновидностей и некоторые ортодоксальные растаманы негативно относятся к музыке регги из-за её коммерциализованности, а некоторые не курят марихуану; есть и растаманы-политики, например новозеландский депутат Нандор Танцош). В свою очередь, петербургская регги-группа АКИМАМА сознательно дистанцируется от ортодоксального растафарианства и называет свой стиль urban reggae:

Позиция

Обычно растаманы выступают за легализацию марихуаны, что находит отражение в песнях, атрибутике (в очень большом количестве сувенирных лавок мира имеются товары с растаманской символикой), политических декларациях (например, участие в ежегодном «Конопляном марше»).

Общим местом у «русских» и «оригинальных» растаманов также является позитивное отношение к Джа и негативное отношение к т. н. «вавилону» как прагматической социально-политической системе, основанной на западной материальной культуре.

Многие растаманы также негативно относятся к приёму опиатов, амфетаминов и алкоголя, называя их «чернушными» наркотиками, а также негативно к приёму психоделиков, что вовсе не роднит их с субкультурой хиппи, как принято считать, а даже наоборот отталкивает. Во всем мире растаманов считают гангстерами и лишь в России и странах СНГ в связи со сложившемися стереотипами их приравнивают к хиппи.

Фольклор

Субкультура постсоветских растаманов породила особый фольклор, развитию которого способствуют характерные психоактивные особенности коноплесодержащих препаратов - под их воздействием возрастает тяга к рассуждениям, фантазии и творчеству. Достаточно широкую известность приобрёл лингвист и литератор Дмитрий Гайдук, который в первой половине 90-х стал собирать и обрабатывать устное творчество украинских и российских растаманов и в 1995 году создал проект «Растаманские народные сказки». Работы Гайдука неоднократно издавались, выходили аудиокассеты и диски, сейчас он часто ездит по разным городам и читает сказки перед аудиторией в рамках различных субкультурных мероприятий. По предположению Гайдука, численность приверженцев «конопляной идеологии» в современной России может составлять до 4-5 % населения.

О субкультуре «растаманов» стран СНГ и традициях употребления конопли (как и других наркотиков) на постсоветской территории периодически упоминают в своём творчестве многие современные деятели русскоязычной культуры - музыканты, писатели, создатели фильмов. Например, широко известна песня «Растаманы из глубинки» Бориса Гребенщикова.

Растаманские народные сказки

«Растаманские народные сказки» - проект по сбору и литературной обработке фольклора любителей психотропной конопли. Возник в 1995 г. в Полтаве (Украина), основной автор-координатор - Дмитрий Гайдук. В 1998-2000 г. материалы проекта распространились в пределах СНГ и среди русскоязычной диаспоры многих стран мира. Часть материалов проекта издана в виде одноименной книги (Ростов-на-Дону, «Феникс», 2000, существуют и другие издания).

Тексты проекта оформлены в виде кратких новелл фантастического и анекдотического характера, сохраняющих лексические истилистические особенности «конопляного» дискурса. Для создания текстов используются не только фольклорные сюжеты, но также личные отчёты о похождениях во время интоксикации каннабиноидами и наиболее яркие образцы индивидуального и коллективного бреда, возникшего под воздействием препаратов конопли. Отдельная «растаманская сказка» представляет собой компиляцию разнородных фрагментов, объединенных неким сюжетом, который позволяет воспринимать их как единое целое.

Вопреки своему названию, проект не имеет ничего общего с растафарианством.

Это, конечно, не наркоманский и не растаманский фольклор. Это литература. Безусловно, выросшая на растаманской-хиппистской культуре, но критичная и рефлексивная».

Специфические термины и отдельные элементы этого вероучения присутствуют в «сказках» постольку, поскольку они имеют хождение в среде русскоязычных любителей конопли, и в силу того, что слово «растаманы» часто используется ими в качестве самоназвания.

«Растаманские сказки» - не только литература. Это и этнография одного малого субэтноса, выделившегося в результате «гласности» и «прулялизма» перестройки... Его мировоззренческие и поведенческие черты (примитивизм, культ духовной чистоты и «детскости», рустикальность и этничность, любовь к экзотике и живой природе, корпоративность, беззаботность и т.д.) выделяют «растаманское» искусство в особую культурную нишу, которая у нас окончательно сформировалась ещё в конце 80-х.

В 2004 году сборник был номинирован на премию «Национальный бестселлер», заняв 13-е место в шорт-листе конкурса.

Официальный сайт проекта - http://rastaman.tales.ru - открылся в январе 1999 г. и является одним из старейших литературных проектов в Рунете.

Словарик:

1) Авраами́ческие монотеистические религии, происходящие из древней традиции, восходящей кпатриархусемитскихАврааму. Все авраамические религии в той или иной мере признают Священное ПисаниеВетхого Завета.

2) Джа (Jah ) - имяБогарастафарианстве. Существует несколько версий происхождения слова Джа. Возможно «Джа» («Jah» ) является сокращением от имени ЯхвеИегова (ср.Jah ve).

3) Ска Ska ) - музыкальный стиль, появившийся на Ямайке в конце 1950-х гг. Возникновение стиля связано с появлением звуковых установок (англ. «sound systems»), позволявших танцевать прямо на улице.

Звуковые установки - не просто стереоколонки, а своеобразная форма уличных дискотек, с ди-джеями и их передвижными стереосистемами, с возраставшей конкурентной борьбой между этими ди-джеями за лучший звук, лучший репертуар и так далее.

Для стиля характерен раскачивающийся ритм 2/4, когда гитара играет на четные удары барабанов , а контрабас или бас-гитара подчеркивает нечетные. Мелодия исполняется духовыми инструментами, такими, как труба , тромбон и саксофон . Среди мелодий ска можно встретить джазовые мелодии.

4) Боб Марли англ. Bob Marley ; полное имя Ро́берт Не́ста Ма́рли англ. Robert Nesta 6 февраля1945, Найн-Майлс,Ямайка11 мая1981Майамиямайскийгитариствокалисткомпозитор. Несмотря на то, что со времени его смерти прошло 30 лет, Боб Марли до сих пор является самым известным исполнителем в стилерегги. Именно благодаря его международному успехурегги приобрёл широкую популярность за пределами Ямайки.

5) Хайле Селассие I (в переводе самхарского - мощь, сила Троицы) (23 июля1892 года27 августа1975 года), до коронации -рас Тэфэри Мэконнын , последний императорЭфиопии2 апреля193012 сентября1974), происходивший из легендарной династии потомков царяСоломона. Возглавлял борьбу против итальянских захватчиков во времяитало-эфиопской войны 1935-1936 годов. Один из инициаторов создания в 1963 годуОрганизации африканского единства. В сентябре1974 года свергнут революционными военными. В августе1975 года убит (задушен военными армииМенгисту Хайле Мариама).

Реферат >> Социология

Сбывшимся. Так зародилось Растафарианство . Растафарианство призвано освободить африканские нации... Англии, размышления и суждения великого растамана насчет индийской конопли выделены в... Западной цивилизации - недаром растаманы не носят синтетику как...

  • Язык и символы молодежных субкультур: хиппи, байкеров, растаманов

    Курсовая работа >> Социология

    Байкеры); гедонистическо-развлекательные (мажоры, растаманы , рэперы); криминальные (гопники, ... рабов. Местом рождения растафарианства считается остров Ямайка, где... байкеры); гедонистическо-развлекательные (мажоры, растаманы , рэперы); криминальные (гопники, ...

  • Основные аспекты, раскрывающие суть субкультуры как основной тенденции современности

    Реферат >> Социология

    По слухам, имевшее резонанс. Растаманы Субкультура, возникшая в 20-е гг... пророчества сбывшимися. Так зародилось растафарианство . С самого первого дня... в статье О.Ровинской) . Возвращаясь к субкультуре растафарианства в России, следует отметить, что молодые...

  • Раста… Раста – это классно,
    Раста – это все ясно,
    Раста – это все Я.
    Раста, Рас Тафара Силась-Я.
    Будет все прекрасно,
    Раста – это все Я.

    (с) Ковчег

    Это рассказ о культуре и религии. О музыке и образе жизни тысяч людей во всем мире. Рассказ для тех, кто не знает разницы между растаманом и дредом, растафарианством и регги... Для тех, кто носит дреды и курит траву и на этом основании называет себя растаманом. Для тех, кто поет и танцует, кто любит жизнь, Джа и Африку. Для тех, кто боится за своих детей, которые носят красно-желто-зеленые шарфы и слушают Боба Марли. Для всех.

    Кто такой растаман? – Растаманами называют последователей растафарианства. Что такое растафарианство? – Одна из малоизученных и потому противоречивых религий. Корни ее уходят в XIV в. до нашей эры, когда Моисей взял в жены эфиопку (Числа, 12). С тех пор развивалось представление о своеобразном «духовном центре мира» в долине Нила, в «колыбели человечества» – огромном регионе, включающем Египет на севере и Эфиопию на юге.

    Впрочем, чтобы понять, что представляет собой сегодняшний растаман, достаточно начать рассказ с тридцатых годов прошлого века, когда возникло слово «растафарианство».

    Маркус Гарви

    Начиналось все тривиально. В 1887 на Ямайке родился Маркус Гарви, который, став впоследствии политическим деятелем, основал 1 августа 1914 года Всемирную ассоциацию по улучшению положения негров. Целью Ассоциации он объявил построение в Африке государства с негритянским самоуправлением.

    Но Гарви был слишком радикальным расистом, да и в бизнесе прославился нечистоплотностью, так что со временем обрел множество врагов в негритянском движении. И тем не менее, именно он в своих книгах и пламенных речах предсказал приход мессии, который появится в Африке и поможет всем темнокожим на Ямайке и близлежащих островах Карибского бассейна.

    Рас Тафари Маконнен, император Хайле Селассие I

    2 ноября 1930 года был коронован и провозглашен императором Эфиопии Хайле Селассие I. Эфиопия – единственная страна Африканского континента, которая не была колонизирована, и он стал 225-м ее монархом. Селассие был представителем Святой Соломоновой династии, ведущей начало от легендарного Соломона и царицы Савской. До коронации Хайле Селассие звали Рас Тафари Маконнен. Рас, происходящее от имени бога Ра, означает эфиопский принц. А Тафари Маконнен – имя и фамилия этого отпрыска эфиопских королей.

    Когда это произошло, последователи Маркуса Гарви решили, что сбылось пророчество, и признали в Тафари своего спасителя. Они объявили Селассие «Черным Царем» и своим богом. А себя назвали «растафари», или коротко – «раста».

    Тафари успешно правил 44 года. Он отменил в Эфиопии рабство, написал первую эфиопскую Конституцию и в качестве полководца участвовал в нескольких сражениях с итальянскими фашистами.

    Джа Растафара

    Итак, ямайские растаманы считали Тафари воплощением Бога в человеке и называли не иначе как Джа Хайле Селассие.

    Врезка : Джа (Jahveh, т.е. Яхве) одно из имен Бога. В английском переводе Библии, известном как «Библия Джеймса I», сказано: «Пойте Богу нашему, пойте имени Его, превозносите Шествующего на небесах; имя Ему: Джа, и радуйтесь пред лицом Его» (Псалтырь, глава 67, стих 5).

    Правда, сам он не только не считал себя богом, но и растафарианцем не был. «Я сомневаюсь, что человек может быть инкарнацией Бога», – скромно признавался император Эфиопии. Однако когда растаманы обратились к нему, он откликнулся и 21 апреля 1966 года прибыл на Ямайку. В аэропорту Кингстона его ожидали около двухсот тысяч почитателей! В течение часа император не решался выйти из самолета. Своего чернокожего мессию воодушевленные растаманы увидели только после того, как известный лидер раста Мортимер Планнер обратился к толпе, а затем заверил гостя в его полной безопасности.

    Мечта растамана

    Чего же хотели растаманы Ямайки? Завезенные на остров и порабощенные европейцами, они мечтали вернуться в Африку. То общество, которое создали европейцы и в котором пришлось жить выходцам с Африканского континента, растаманы называют Вавилон. Это практически весь цивилизованный мир – мрачный город, где все говорят на разных языках и стремятся к наживе. Согласно библейской легенде, Вавилон в один прекрасный день должен обязательно развалиться – распасться под тяжестью своих грехов. Кстати, именно об этом «Вавилоне» и поется в одноименной песне популярной некогда ямайской группы «Boney M».

    В отличие от «вавилонян», у растаманов идеальные отношения с природой. Как и их предки-крестьяне, растаманы продолжают верить в единство всего живого на Земле и в то, что природа состоит из разнообразных, неразрывно связанных друг с другом элементов и сил. Одни элементы природы в их представлении превращаются в другие, и в этом заключается смысл реинкарнации. Растафарианцев не интересуют «блага» цивилизованного мира, с его бездушием и алчностью. Они тяготеют к своим корням и стремятся к свободе.

    В отличие от всех других религий, где главная задача верующего – найти глубинный сакральный смысл бытия, религия раста провозглашает: смысл жизни в радости. Нужно только жить в гармонии с природой, чувствовать Джа в себе, петь и танцевать ему хвалу! Однако петь и танцевать мешает вездесущий Вавилон. Где же растафарианцы смогут стать, наконец, свободными? Конечно, на своей далекой исторической родине – в Африке!

    Политика и религия растафари

    После провозглашения независимости Ямайки в 1962 году растафарианство вышло из подполья. Это произошло, несмотря на продолжающиеся конфликты растаманов с полицией из-за наркотиков и попыток поднять восстание. Растаманы стремились к диалогу с властями, тем более что влияние секты росло. По разным оценкам, в 60-е годы на острове было от 70 до 100 тысяч растаманов. Они получили доступ на радио, возможность издавать свои газеты и брошюры, их статьи публиковал университетский журнал.

    Из религии растафарианство плавно перетекло в политическое движение. Этому немало способствовал уличный философ и поэт Рас Сэм Браун. Путая библейскую и «ученую» лексику с площадной, он проповедует свое мировоззрение: «Каждая из человеческих рас имеет собственное вероисповедание. В отличие от других религий, культура растафари не перешла от отца к сыну, как у христиан. Мы сами, изучив тома исторических книг, узнали, что в нынешнем, XX веке возвысится царь из рода Иеосеева (Иеосей – отец Давида; его внук Соломон и царица Савская считаются, как уже сказано, родоначальниками эфиопской Соломоновой династии), который станет Богом Всемогущим для своего народа и освободителем всех угнетенных Земли. Мы, растафариане, – подлинные пророки этого века, вновь воплотившиеся Моисеи, Иисусы, Исайи, Иеремии, предназначенные освободить не только рассеянных по свету эфиопов (чернокожих), но всех вообще людей, животных, травы и все формы жизни».

    Со своими товарищами Рас Браун составил «Полную растафарианскую Библию», и в 1982 году в Лондоне она была издана. Начинается эта Библия с «Книги Бытия», где приводятся основные заповеди, сформулированные Брауном.

    В частности, растаману запрещено:

    Осквернять облик Человека надрезами, бритьем, татуировкой, уродованием тела;

    Принимать наслаждения, предоставляемые нынешним обществом, и его пороки;

    Соблазняться подачками, титулами и богатствами, которыми в страхе прельщают враги.

    Необходимо:

    Соблюдать вегетарианство;

    Любить и уважать человеческое братство;

    Отвергать ненависть, ревность, зависть, обман, вероломство, предательство и т.д. Растаман обязан протянуть руку милосердия любому брату в беде, в первую очередь тому, кто из ордена растафари, во вторую – любому: человеку ли, животному ли, растению и т.д.

    Боб Марли

    Желание черных рабов вернуться на этническую родину, а также другие растаманские ценности воспеваются в песнях Боба Марли, лидера группы «The Wailers». Под впечатлением речи Хайле Селассие I в Лиге Наций в 1963-м (Селассие был прекрасным оратором) Марли написал свою знаменитую песню «Война» («War»), которая сделала его кумиром растаманов. Строчки: «Открой глаза и загляни в себя. Ты доволен тем, как ты живешь? Мы знаем, куда идем, и знаем, откуда пришли: мы уходим из Вавилона в страну своих предков», – стали девизом растаманов всего мира.

    После смерти Боба 11 мая 1981 года растаманы провозгласили его святым и стали называть Бобом Джа Марли.

    Кроме Хайле Селассие, Раса Брауна и Боба Марли среди растаманов были и другие яркие личности.

    Самоощущение растамана

    Все более широкое распространение растафарианства и разделение его на религиозное и политическое течения породили противоречия во взглядах растаманов всего мира. Но есть основные критерии, общие для всех.

    Растаман – это человек, который идет по пути Джа и придерживается определенных жизненных правил. Растаман всегда говорит правду, в растамане сильно развиты понятия ответственности, честности и обязательности. Двигаясь вперед, растаман отстаивает свои позиции всеми методами, кроме убийства и грабежа. Растаман курит марихуану, называя ее ганджа (ганjah), или сенсимилья. Растаман не пьет алкоголя, не ест мяса, не курит табак. Растаман не обращается к врачам, не принимает медикаментов, растаман уверен, что Джа вылечит его от любой болезни. Или пошлет ему новое воплощение.

    Творчество растафари

    Растаманские правила позволяют жить в гармонии с природой, ощущать себя свободным и раскрепощенным, надеяться на единение с центром мира.

    Кроме естественного образа жизни, есть и другое важное средство раскрепощения сознания растамана. Это самодеятельное искусство.

    Каждый растаман склонен писать стихи, рисовать, ваять, заниматься народными промыслами, но главное – петь и танцевать. Молодежь стремится вернуть свою утраченную в Вавилоне самобытность и поэтому создает собственную культуру, развивая художественное творчество. Самый же популярный вид творчества растаманов, как известно, – музыка.

    Регги

    Религиозные песнопения растаманов положили начало музыкальному стилю регги. Это культовая музыка, посвященная богу Джа. «Музыка регги – это вибрации всех светлых людей мира», – утверждал Боб Марли.

    Врезка : Регги (англ. reggae, варианты написания – «реггей», «рэгги») – стиль, выросший из соединения африканской музыкальной традиции с североамериканскими стилями соул и ритм-энд-блюз.

    В общине «Мистическое откровение Растафари» в 1949 г. образовалась одноименная группа во главе с патриархом раста Каунтом Осеи. И была записана первая пластинка с гимнами растафари. Это были уже почти регги, но еще без электроинструментов.

    Параллельно на Ямайке развивались стили каллипсо и менто. В середине 50-х из их смешения и под сильным воздействием американской поп-музыки возник стиль «ска». А затем и более жесткий рокстеди и стиль «сока» – смесь легкомысленного каллипсо и диско. Во всех этих стилях сохранился принцип «вопрос-ответ» в вокале и синкопирование.

    С обращением к языку и идеям растафари усилился элемент культовой музыки, а роль большого барабана взяла на себя бас-гитара. Так сложилось неповторимое завораживающее звучание регги – тягучее и ритмичное одновременно. Это – «позитивная вибрация»: на 4/4 с ударными первой и третьей долями, в отличие от рока, где ударение обычно на второй и четвертой долях. При этом ударные – одновременно басовый барабан и тарелки – особенно подчеркивают третью долю такта (знаменитый прием «One Drop»).

    Тексты песен регги почти без исключения сводились к изложению идей и пророчеств движения растафари. Саунд-системы стремительно распространяли новые регги по всей Ямайке. У растафари было принято слушать песни вдумчиво, с вниманием и почтением к их содержанию. Но поскольку молодежь хотела и потанцевать, студии звукозаписи выпускали пластинки, где на одной стороне были песни с текстами, а на другой – они же, но без вокала. Но вскоре все привыкли танцевать и под «религиозно-политические» песни.

    Всеобщее увлечение регги в 70-80-е годы привело к тому, что о верованиях и обычаях растафари – одной из самых необычных мировых субкультур – узнали во всем мире. Пластинки регги – скорее проповеди растафари, чем просто альбомы с записью популярной музыки. Такова сила искусства. Музыка Боба Марли сделала для популяризации насущных задач африканского освободительного движения больше, чем несколько десятилетий кропотливого труда международных организаций революционеров.

    Язык растаманов

    Вместе с текстами регги распространился и созданный растаманами язык – «I-Words», или «Dread Talk». Растаманы наделяли свой язык мистическим смыслом. Например, «I» («Я») по написанию совпадает о римской цифрой I, входившей в имя живого бога, а по звучанию – с английским словом «глаз». Поэтому это слово почиталось как символ божества, присутствующего в каждом человеке, и внутреннего зрения, дарованного Богом. Вместо «мы» следовало говорить «Я и Я» (I&I) – так называлась и вся растаманская братия в целом.

    «Раста», или «Рас», – понятие позитивное, это идеал, первоисточник, связь с Африкой, с богом Ра, имя которого присутствует в самом названии раста. Раста – это изначальная вибрация африканского духа, борющегося за прогресс, самовыражение и самоутверждение. «I» – это море свободной (но скрытой) энергии, и самопознание «I» идет только через рост, обнаружение и мобилизацию этой энергии.

    Музыканты регги очень ответственно относились к своему языку, заявляя, что его популяризация через тексты песен способствует распространению взглядов растафари. Действительно, усвоение языка раста как модного жаргона невольно заставляло смотреть на мир глазами растафари даже тех, кто ему не симпатизировал: «Африка», «Зион», «Вавилон», «ЯиЯ» надолго вошли в лексикон молодежи. Они могли и не иметь для всех того глубокого смысла, что для растаманов, но все же представляли мир в новом свете. Теперь каждый узнал, что черный человек владеет богатым культурным наследием, скрытым под слоем вавилонского мусора.

    Внешний облик растаманов

    Кроме языка и музыки, многие относят к культуре растафари особый внешний вид его приверженцев. У нас уже сформировалось представление о растамане как о человеке с дредами на голове, в свободной одежде красно-желто-зеленой цветовой гаммы, с изображением ганджи. Но это не обязательно, – внешние атрибуты у раста не считаются первостепенными. Растаману действительно следует культивировать африканский облик и гордиться им. Но главное – то, что недозволено искажение естественного облика человека.

    Дреды

    Существует миф, что растафари обязаны носить дреды, которые служат напоминанием об африканских корнях и гриве льва. Согласно этому мифу, когда наступит конец света, бог Джа по прическе сможет узнать растамана и, ухватив за дреды, вытащить его на небо. Но это всего лишь миф. Любая прическа, не требующая использования едких химикалий, горячей завивки, красителей и т.п. – вполне приемлема. И понятно, что человек, который ест мясо или прибегает к медицинской помощи, не может считаться растаманом только оттого, что носит дреды.

    Врезка : Дредлоки, дредлокс, дреды (от англ. dreadlocks – устрашающие локоны) – традиционная прическа ямайских растафари. Волосы заплетаются во множество прядей, которые долгое время сохраняют свою форму. По мере отрастания волос прическа формируется естественным образом без расчесывания и укорачивания ножницами.

    Одежда и украшения

    Бытует мнение, что растаман должен полностью отказаться от ношения драгоценностей и использования косметики. Это тоже не так, ведь африканцы всегда носили золото, серебро и другие украшения и именно они первыми стали пользоваться косметикой.

    Нетрудно догадаться, что цветовая гамма, символизирующая растафари, представляет собой не что иное как флаг Эфиопии. Хотя некоторые также ассоциируют эти цвета со знаменем гарвитов (последователей Маркуса Гарви), но там место желтого цвета занимает черный. Красный цвет символизирует у растаманов пролитую за свободу кровь, зеленый – рай, жизнь и Африку, как землю обетованную, а желтый – это свет, солнце, а также африканское золото.

    Листик марихуаны – тоже излюбленный символ растафари. На альбомах регги музыканты часто изображаются либо в клубах дымка, либо в зарослях конопли, либо с листиком на майке. Но это не просто символ. Для растамана «травка» – предмет религиозного поклонения, со ссылкой на Писание (Быт. 1:12; 3:18; Исход 10:12; Пс. 104:14).

    Марихуана в жизни растамана

    Боб Марли в интервью журналу «Роллинг Стоун» говорил: «Когда ты куришь траву, это открывает тебе глаза на твою собственную суть. Все твои недостойные поступки становятся очевидны благодаря травке. Это – твоя совесть, и она дает тебе честную картину тебя самого. Это чистый природный продукт, она растет подобно дереву и заставляет тебя предаться созерцательному размышлению...».

    При этом растаманы очень заботятся о своем здоровье, предпочитая естественный рацион питания, и отличаются долголетием. Видимо, сказывается запрет на курение табака и спиртное, марихуана же употребляется в ритуальных целях и никогда не совмещается с более сильными наркотиками.

    Растафари в России

    В Россию растафарианство проникло, как и в другие страны, с музыкой регги. И произошло это сравнительно недавно, около тридцати лет назад. Первооткрывателями музыки растаманов у нас стали группы «Воскресенье», «Аквариум» и «Кабинет». Правда, они только использовали ритмы регги в своем творчестве.

    Серьезные исследователи обходили «культуру раста-регги» своим вниманием. Но она привлекла интерес и симпатию М. Науменко, Б. Гребенщикова и других мастеров советской молодежной субкультуры. Ведь регги – музыка внутренней свободы и неприятия привычного миропорядка. Гребенщиков в одной из песен в стиле регги объявил: «Я беру свое там, где я вижу свое: белый растафари, прозрачный цыган...».

    Первые растаманы очень хотели видеть избавителя и мессию в Расе Тафари Маконнене. А советские борцы с системой стали использовать растаманство как свой способ освободиться. Использовали символику с культовым значением, сочиняли регги о своих проблемах, вплетая туда рассказы и о травке, и о Джа. И не обращали внимания на тех, кто говорил, что раста, воспетая Бобом Марли, – это марихуана, а у нас раста процветать не может: не вызревает, климат не тот...

    Потом, уже в 1990-х годах, на постсоветском пространстве образовалась особая молодежная субкультура растафари. Ее представители называют себя растаманами – в первую очередь по признаку употребления марихуаны и гашиша. Многие слушают Боба Марли и других исполнителей регги. Иные носят одежду цветов эфиопского флага, а некоторые и дреды.

    Но эти «русские» растаманы не являются истинными приверженцами оригинальной религиозно-политической доктрины африканского превосходства. А многие вообще не имеют понятия о ее существовании. Мало кто из них отстаивает идею возвращения американских чернокожих в Африку, а тем более – соблюдает растафарианский здоровый образ жизни.

    Зато многие занимаются творчеством: сегодня в России масса музыкальных групп, исполняющих регги. Например, «Shamansky Beat», «Dub TV», «Green Point», «Карибасы», «Комитет охраны тепла» и, конечно же, «главные по регги» – «Jah Division».

    Мир вашему дому


    Позитив, позитив, никаких альтернатив.
    А мне хочется просто жить, эту музыку любить.
    Мир вашему дому!

    Уголок живой природы, планета счастья и свободы,
    Смерти нет, солнца свет, много-много долгих лет,

    Эй, люди,
    Мир вашему дому!

    (с) Республика Джа