История появления шарфов. Шарф: история моды в полоске ткани

Каждый аксессуар, который мы используем в повседневной жизни, имеет свою историю создания и популяризации, о которой большинство людей даже не задумывается. Самые древние образцы данной одежды были обнаружены в Китае, оттуда начинается известная на сегодняшний день история шарфа. Но в те времена шарфы были отнюдь не аксессуаром, а необходимой частью обмундирования воинов, которая защищала от пронизывающего ветра и холода во время похода.

На службе легионеров

А современные теплые тканевые или вязаные шарфы пришли к нам из Древнего Рима, где использовались также воинами, легионерами, которые отправлялись на галльские и германские земли. Теплые шарфы помогали римлянам бороться с непривычным холодом тамошних земель. Кто мог подумать, что такая элегантная одежда имеет такую историю. Все имеет историю, в то числе одежда, будь-то одежда eleganzza или любая другая. Шарф, которые носят практически все девушки, когда-то использовался суровыми войнами.

Шарф в Европе

В 17 веке шарф уже обрел статус модного аксессуара в Румынии, откуда эта мода распространилась в Хорватию и Париж. Во Франции шарфы обрели особый стиль – их изготавливали из муслина исключительно в белом цвете. Такие аксессуары накрахмаленными обматывали вокруг шеи в несколько слоев, что было и модно, и красиво, и практично. Но научиться «правильно» носить шарф дано было не каждому, для этого даже было создано несколько специальных школ!

Шарф в России

Следуя европейским веяниям моды, в конце этого же века Петр l ввел шарфы в качестве обязательной экипировки для офицеров. Пришедший на трон императора Павел l изменил обязательную локацию шарфа на офицерской форме и теперь его следовало носить на поясе. Новация прижилась, но по иронии судьбы император был убит, задушен этим самым знаменитым аксессуаром.

Возрождение

На некоторые время популярность шарфа во многих странах мира существенно снизилась, но уже в 20 веке сею моду возобновил знаменитый итальянец — актер Марчелло Мастрояни. Он столь грациозно и умело обматывал этот аксессуар, подобранный под каждый наряд отдельно, что история шарфа возобновилась и активно развивается и по сей день.

Но в СССР шарф стал неким символом буржуазности, несерьезности и мягкотелости. Шарф был фирменным знаком знаменитого Остапа Бендера, который прославился своими приключениями, махинациями и ораторским искусством. Этот аксессуар в советской России носили писатели и прочие творческие люди, имея свою особую моду и стиль.

Уже в нашем, 21 веке, шарф стал неотъемлемой частью практически каждого гардероба как мужчины, так и женщины. Этот аксессуар присутствует во множествах коллекциях знаменитых кутюрье и часто появляется на мировых подиумах в различных . Выбор ткани и цвета современного шарфа невероятно широк, а способов его завязывания – десятки.

Шарф, который мы используем в повседневности в холодную пору года, самый обычный шарф, имеет легендарную историю, и мало кто знает о ней. Первый шарф появился около 2000 лет назад. Находка, которую сделали ученные, стала сенсацией по нескольким причинам. Во-первых, в обнаруженном археологами захоронении было найдено более семы тысяч фигур воинов, сделанных из терракота. По всем признакам, принадлежность воинов к Китаю было неоспоримо.

Суровые бойцы были облачены в тяжелые одежды и броню, имели в руках оружие, шеи воинов были закрыты кусками ткани, походящими на шарфы. Более ранних примеров использования шарфа не найдено, потому, по мнению ученных, история создания шарфов корнями уходит в Китай.

Император Чэн, славный полководец и грозный воин, сделал шарфы знаком отличия, показывающим ранг воина. Шарфы из хлопка было дозволено носить простым воинам, шелковые шарфы говорили о более высоком чине воина.

Таким образом, кроме тепла и красоты, шарф был использован как некое подобие отличительных примет ранга воина.

В Египте, как ив Китае, шарфы подчеркивали социальный статус человека. Ученные, изучившие древние египетские рисунки уверены, что Нифертити на них облачена в шелковый шарф.

Далее история шарфов переносится в Рим, где шарфами звали повязки на плечах или поясе. Такие шарфы находили только одно использование - воины протирали ним лицо после схватки или просто от пота. Зачастую куски ткани носились вместо пояса на талии.

История простирается по всему миру, захватывая новые территории. В Хорватии солдаты и наемники носили шелковые шарфы, дабы заявить о себе и быть узнанными.

Как известно, шарфы очень любили известные люди, оставившие след в истории. Среди них Людвиг Ван Бетховен. Известный композитор добавлял в свой образ этот элемент украшения шеи. Интересовался шарфами и Наполеон Бонапарт, заинтересованность касалась индийских изделий.

В 18-м веке во Франции в моду вошли огромные шарфы из разных тканей. Создание такого шарфа занимало долгое время и требовало специальной сноровки.

Где-то в то же время появились и перчатки варежки , которые тоже стали популярными. В кругах военных они стали элементом обмундирования. Даже в данный момент во многих странах в состав военной формы входят шарфы и перчатки. Чаще всего подобную одежду носят офицеры.

В наше время с поиском шарфов все намного проще. Отличный ассортимент шарфов на любой вкус представлен на сайте http://www.rosaria.ru/ru/collection/zimnie-sharfy/ . Тут вы сможете найти множество вариаций прекрасных изделий, которые прослужат вам долгую службу.

Разбираемся вместе с WomanHit.ru, кто первым придумал обмотать вокруг шеи длинный отрезок материи.

Шарф давно перестал быть чисто утилитарной вещью. Он не просто греет в холода, теперь это еще и яркий аксессуар, который можно подобрать в любой сезон к любому предмету гардероба. Шарф способен и скрыть что-то, и стать настоящей изюминкой образа.

История шарфа начинается почти две тысячи лет тому назад. Археологические находки семидесятых годов XX века указывают на то, что впервые его стали носить китайские военные. В открытом в 1974 году захоронении времен китайского императора Цинь Шихуанди у воинов из терракоты можно увидеть шейные повязки, исполненные настолько искусно, что на них и сейчас можно легко различить складки. Находка подтвердила, что китайские воины обвязывали куском материала шею для защиты от холода и ветра, то есть использовали платок только из практических соображений. Чуть позже появилась градация шарфов по военному рангу: приближенные к императору воины носили шелковые, простые - из хлопка. До этого открытия изобретателями шейного платка считались римляне. Римские легионеры называли шейные повязки фокале, в таком виде их даже запечатлели на колонне Траяна. На ней спиральной лентой выгравированы воины, демонстрирующие военные подвиги императора Траяна. Причем у большинства из них на шеях завязанные узлом платки. Предшественник сегодняшних теплых шарфов тоже появился в Древнем Риме. Их носили римские легионеры во время походов в холодные Галлию и Германию.

Капризы королей

В семнадцатом веке про утилитарность забыли, и на первом плане оказалась красота. Самым изысканным, разумеется, считался шелк, и шарфы из этого материала пользовались огромной популярностью среди представителей высшего общества. К примеру, этот аксессуар любил композитор Бетховен, предпочитая драматичные красные оттенки, подчеркивающие его брутальную внешность. Наполеон Бонапарт обожал шелковые шарфы, которые ему привозили специально из Индии, а король Франции Людовик XIV, впервые увидев яркие шелковые платки на хорватских воинах, влюбился в них с первого взгляда. Шелковые шарфы стали называть кравате. Это были дорогие платки из венецианских или фламандских кружев. Не беремся утверждать, восходит ли французское «крават» к хорватам, но это название для галстука сохранилось во многих европейских языках до сих пор, так что вероятность крайне велика. Поскольку кружева ввозили во Францию из-за границы, они были очень дороги. «Король-солнце» даже организовал специальную придворную должность: поставщик-краватье ведал закупкой и уходом за множеством шелковых аксессуаров (владыка не любил отказывать себе в выборе и имел сотни шарфов). Это был период, когда эстетика вышла на первый план. Фаворитки короля одна за другой соревновались в том, кто оригинальней наденет красивый платок. Герцогиня де Ла Вальер даже вошла в историю: она облюбовала для себя мужские шейные платки и стала завязывать их бантом. Этот бант-лавальер сохранился до наших дней как декоративное украшение и женской, и мужской одежды.

Платок только кажется простым кусочком материи, на самом деле от способа его ношения зависит очень много. Для творчества здесь всегда найдется место. Так, в период военных действий 1692 года между Францией и Англией зародился стиль стейнкерк, который заключался в следующем: шарф наматывали на шею, а связанные вместе узлом концы прятали в ворот верхней одежды. История появления этого стиля довольно интересна. Французы отдыхали возле деревни Стейнкерк, когда пришло известие о том, что англичане наступают. Не успевая завязать галстук как полагается, один франт просто заправил его в петлицу.

На русских просторах

В нашей стране шарфы появились при царствовании Петра I в конце XVII века и кратко прошли уже известный нам путь. Причем офицерский шарф стал первым элементом отличия высших чинов от обычных солдат. Он был снабжен кисточками из скрученной нити серебристого или золотистого цвета и изготавливался из шелка. Аксессуар предполагалась надевать через правое плечо, связывая у левого бедра кисточки узлом. Кстати, вошедший позднее на престол Павел I очень не любил шарфы. Самодержец ввел в армии жесткую дисциплину. Всякая вольность в одежде была исключена. Появилась офицерская форма вообще без этого аксессуара. По иронии судьбы именно шарф стал причиной гибели императора: его задушил им один из офицеров. В 1783 году в Кракове изобрели удобный вязаный шарф. Правда, повсеместно использовать его начали только в период Первой мировой войны (летчики зимой повязывали им шею, спасаясь от ветра и холода). В повседневную мужскую моду вязаный шарф стал проникать в тридцатые годы XX века, но окончательно закрепился в ней лишь в семидесятые на волне моды на трикотаж.

А вот во Франции в середине XIX века шерстяной шарф неожиданно превратился в символ бунтарства. Молодые революционеры стали укрывать им не только шею, но и нижнюю часть лица. Сперва аксессуары были блеклых цветов и в клетку, а позднее их стали шить из тонких и ярких цветных шелковых тканей с узорами.

Увидев в палантине символ бунтарства и отрицания режима, его стали носить в нашей стране куда реже. Кашне тут же облюбовали преступные группировки и надевали их, чтобы подчеркнуть свою принадлежность к криминальному миру. Слава богу, моду на шарфы возродил в начале XX века итальянский актер . Он их просто обожал. Кстати, в ту же эпоху в Советском Союзе шарф считался признаком буржуазности, потому носить его решались только женщины и дети. Вот они и кутались в клетчатые кашне из шерсти в прохладную погоду.

Модный небосклон

Шарф по праву занял место практичного и красивого аксессуара, который можно надеть и в холода, и в летний зной, и на прогулку, и на выход. Тут за дело взялись модные дома, создавая разнообразные модели палантинов, среди которых лидером стал Hermes. Его шелковые платки-каре сделались культом и вошли в историю моды. Шили их по-прежнему из шелка, а рисунок поражал разнообразием. Кстати, согласно статистике, самым популярным является как раз шарф Hermes (скажем спасибо сериалу «Секс в большом городе», где можно было наблюдать огромное количество самых разных моделей).

Важную роль в повышении спроса на этот аксессуар сыграла королева Англии Виктория, так как шейный платок стал любимым и постоянным элементом королевского гардероба. Немного позднее, благодаря компании Burberry, в моду вошла клетчатая ткань, и из нее тоже стали шить теплые шарфики.

Но триумфальное восхождение к вершинам моды шарф начал не сразу - лишь в XXI веке дизайнеры поняли, что он может быть не просто красивым элементом, но даже скорректировать весь образ. Благо моделей сейчас великое множество: они могут быть зимними, демисезонными или летними. В своем гардеробе стоит иметь несколько штук на любой случай. Это может быть шаль, палантин, снуд, пончо, хомут и даже старая добрая горжетка. Чем больше вариантов, тем больше ярких образов можно создать.

Изменилась мода и на ткани. Нежный шелк, конечно, никуда не делся (посмотрите только на потрясающе яркие модели Missoni), но теперь более востребованными стали лен, хлопок, кашемир, гофре, шерсть, а также сочетание тканей. Поражает воображение и декор шарфов, так как здесь тоже используются всевозможные элементы в виде бахромы, помпонов, бисера, меха, кожи и вышивки. Конечно, в основном это касается женских палантинов. Меняются с каждым сезоном и принты, подстраиваясь под модные тенденции. Бывают настолько красивые модели, что именно под необычный аксессуар подбирается весь look.

Что еще делает шарф таким универсальным аксессуаром, так это многообразие вариантов его завязывания и носки. Можно найти более двадцати способов для женщин и около десяти для мужчин. Платки можно носить не только на шее, но и на бедрах, запястье, ручке сумки или обвязывать им голову, как это было модно в шестидесятых.

Оле-оле-оле!

Отдельно выделим шарфы, которые несут в себе роль отличительного признака или принадлежности к определенному сообществу. За примерами далеко ходить не надо. Вспомните хотя бы фанатские шарфы, которыми бодро машут болельщики на стадионах. Любители футбола, вне зависимости от возраста или социального статуса, обязательно берут этот аксессуар, идя на матч или встречу клуба, ведь это ключевой элемент футбольной атрибутики.

Впервые фанатский шарф появился в шестидесятых годах в Англии, где, собственно, и зародился этот вид спорта. Производились они из шерстяной ткани в полоску, выполненную в цветах клуба. Вскоре их стали замечать и на стадионах Италии. В СССР такие шарфы появились в восьмидесятых: сначала их пытались делать из обычной хлопковой ткани, на которую наносили рисунок, но вариант оказался недолговечным - их быстро рвали. Поэтому вскоре болельщики стали вязать их сами. Первыми такими длинными шарфами обмотались фанаты , а вскоре аксессуаром обзавелись и поклонников . В каждом клубе есть свои правила и особенности оформления фанатского шарфа. Их хранят на память и коллекционируют.

Сейчас у любого есть возможность не только выбрать себе шарф на каждый день, но и заказать эксклюзивную модель для любого образа и не просто укрыться от холода, но и произвести фурор на светском мероприятии.

История шарфа, насчитывает более двух тысяч лет. Шарф далеко не сразу стал модным аксессуаром, но сегодня он играет первую скрипку в гардеробе любого модника.

С его помощью вы решите множество задач — завершите образ, подчеркнете цвет лица и просто доставите радость себе и окружающим. Красиво носить шарф, выглядеть в нем стильно и элегантно — это, безусловно, искусство.

И овладеть им может каждый. И помните: какой бы цвет и фасон шарфа ни рекомендовали дизайнеры, он, прежде всего, должен гармонировать с вашим стилем и настроением.

260 год до нашей эры
Историки предполагают, что впервые шарф появился в Древнем Китае. В 1974 году археологи обнаружили монументальное захоронение, относящееся к временам правления китайского императора Цинь Ши Хуан Ди. В этой гробнице были найдены фигуры 7500 воинов, у каждого на шее был шарф. Однако, в те времена, его использовали в практических целях. Плотная полоска ткани защищала воинов от ветра и холода. Само слово шарф происходит от немецкого и переводится как «военная повязка, пояс».

В 1974 году археологи обнаружили монументальное захоронение, относящееся к временам правления китайского императора Цинь Шихуанд. В гробнице были найдены 7 500 фигурок воинов из терракоты. У каждого на шее был шарф.

58 год до нашей эры

Предшественник сегодняшних теплых шарфов появился в Древнем Риме. На латыни он назывался focale. Его носили римские легионеры, пытаясь укрыться от непривычного холода во время походов в Галлию и Германию.

Они повязывали шарфы на шею, защищая горло от холода, подкладывали их под доспехи в боях. А военачальники поверх мускульного панциря надевали офицерский шарф красного цвета с золотыми кручеными кистями.

1648 год

Победоносное шествие шарфа по Европе началось в Румынии. После распада Римской империи средневековые румынские племена унаследовали вместе с именем и языком Рима и его обычаи. Один из них — ношение шейных платков. Оттуда эта мода перешла в Хорватию.
В 1648 году хорватский ударный полк в честь празднования победы над турками приехал в Париж. На шее каждого воина был шарф.

1650 год

Блистательный Людовик XIV был без ума от всего красивого и необычного, поэтому это хорватское новшество пришлось ему по душе. Шейные платки так восхитили «короля-солнце», что он тут же назначил себе специального дворецкого, в обязан ности которого вменялась забота о королевских шейных украшениях.

Мало того, Людовик сделал шейный платок знаком принадлежности к дворянству. А затем дело не обошлось и без прелестной дамы. Герцогиня Луиза де Лавальер, одна из фавориток короля, придумала завязывать платок совершенно по-особому, в форме бабочки.

1692 год

И вновь военные события повлияли на моду: в 1692 году в ходе войны за испанский трон армию Людовика XIV, расположившуюся под бельгийской деревней Стейнкерк, внезапно атаковал полк англичан. Французским офицерам, застигнутым врасплох, некогда было завязывать шейные платки по всем правилам военной моды. Они просто намотали их на шею, завязав концы простым узлом и заткнув их в петлицу мундира. Так родился стиль стейнкерк. Стейнкерки носили и мужчины, и женщины.

Конец XVII века

Петр I, создавая регулярную русскую армию, позаботился о ее форме. Первоначально офицерское обмундирование ничем не отличалось от солдатского. Первым элементом отличия офицеров от солдат стал офицерский шарф.

Первоначально он представлял собой шелковую ленту цветов русского флага (белый, синий, красный) длиной около полутора метров. На концах этой ленты крепились кисти из серебряной или золотой крученой нити. Шарф надевался через правое плечо, а концы завязывались узлом у левого бедра.

1790 год

Во времена Французской революции было модно носить огромные крахмальные платки из муслина, которые несколько раз обматывали вокруг шеи. Французы носили широкие платки из белой материи. Революционеры, как всегда, отличились: в знак протеста против белых платков cтали носить черный галстук («черный, как проклятье»).

Во Франции эти огромные платки называли «энкруаябль», что значит «не-вероятный». Чтобы носить энкруаябль, требовалась определенная сноровка. В Париже были даже популярны частные уроки, на которых обучали искусству повязывать и носить эти платки.

1796 год

В России в этом году шарф подвергся гонениям. На престол восходит Павел I. Он вводит в армии жесткую дисциплину. Всякая вольность в одежде исключается. Павел однозначно определяет место шарфа — на поясе камзола под мундиром. Появилась даже офицерская форма и вовсе без шарфа. В 1801 году гвардейские офицеры убивают императора в спальне Михайловского замка. Ирония истории — орудием убийства Павла был офицерский шарф.

Середина XIX века

У шарфа появилось новое название. Небольшой мужской шарф во Франции назывался сache nez, что означает «тайник для носа».

Там кашне носили молодые щеголи, пытаясь своим необычным обликом выразить протест против обывательских вкусов. В XIX веке кашне шили из узорчатых тонких тканей ярких цветов, затем вошли в моду шерстяные кашне в клетку. В России того времени отношение к модникам, носившим кашне, было негативное. Этот шарф даже воспринимался как признак инакомыслия.

Середина XX века

Моду на шарфы возродил Марчелло Мастрояни. Знаменитый итальянский актер относился к числу тех кинозвезд, которые получали удовольствие от ноше ния шарфов, с большим артистизмом укладывая их вокруг шеи. А вот в советской России в это время шарф считался признаком буржуазности, мягкости и неразумности, и потому носить его решались только женщины и дети.

Начало XXI века

Триумфальное шествие шарфа по мировым подиумам. Практически у любого дизайнера вы найдете в коллекции этот модный аксессуар. Вариантов множество. Каждый сможет выбрать именно тот шарф, который придется вам по вкусу и выразит вашу индивидуальность.

НЕСКОЛЬКО СОВЕТОВ

*Толстый теплый шарф — лучшее, что придумано для зимы. Но шерстяной шарф абсолютно неприемлем для официальных мероприятий и ношения с городским пальто.

* Шелковый шарф определенно самый элегантный. Его с самого начала использовали для того, чтобы визуально закрыть «брешь» над вырезом пальто, там, где голая шея выглядит несколько сиротливо. Кроме того, он позволяет сохранять воротник пальто чистым.

* Тонкие шерстяные шарфы сделаны из того же материала, который используют для легких шерстяных галстуков. Они особенно подходят для межсезонья.

* Кашемировые шарфы часто подбиты шелком. Таким образом они одновременно производят элегантное впечатление и защищают шею и грудь от холода. Они могут выглядеть официальными и неофициальными в зависимости от цвета и рисунка, равно как от толщины и жесткости фактуры.