Деньги из шелка. История происхождения кошелька

СУРРОГАТНЫЕ ДЕНЬГИ ГОРОДА БИЛЕФЕЛЬД ИЗ ТКАНЕЙ

Город Билефельд находится в Германии, земля Северный Рейн-Вестфалия. Билефельд был основан в 1214 году, как резиденция графа Равенсберга . Создавался город для охраны дорог в Тевтобургском лесу. В период средневековья Билефельд был известным центром производства солнечных часов, поэтому этот город называют «солнечный город». В 1866 году Фридрих фон Бодельшвинг основал в Билефельде приют для инвалидов и тех, кто нуждается в помощи. Название приюта - «Бетель» - заимствовано из иврита и означает «Дом Бога». Возникло поселение с более чем 4 000 больными и здоровыми, которые жили и работали сообща.

Илл.1. Билефельд. 25 марок 1921 год. Аверс. Материал: шёлк. Размер 115 х 85 мм.

«Город сострадания» владел собственными мастерскими, жилыми домами, общественными учреждениями, собственным электро- и водоснабжением, школами, церквями. По сути это был город в городе. И в настоящее время в городе Билефельд находится, известный медицинский Центр по реабилитации больных с тяжелыми формами психических расстройств и больных эпилепсией .

Согласно историческим данным, в XIII веке половина жителей города были заняты производством льна. И естественно, что в данном городе строились ткацкие фабрики. В XV веке город входил в Ганзейский союз, и стал широко известен, прежде всего, как центр по изготовлению и продажи тканей изо льна .


Илл.2. Билефельд. 25 марок 1921 год. Реверс. Материал: шёлк. Размер 115 х 85 мм.

В начале XIX века Германия воевала с Наполеоном Бонапартом и город Билефельд это тоже коснулось. Наполеон был в Билефельде в 1812 году. А чуть более чем через 100 лет, после Первой мировой войны в Германии разразился страшный экономический кризис. Очень интересное описание этого кризиса, а точнее жизнь конкретных людей в период этого кризиса описано в произведении Эриха Марии Ремарк «Чёрный обелиск». В период этого кризиса многие города Германии стали выпускать свои суррогатные деньги - нотгельды. Их делали из цинка, алюминия, алюминиевой фольги, бумаги, льна, шелка, кожи, дерева, фарфора, угля, хлопка, целлюлозы, желатина и др. материалов .

Лён и шёлк в 20-ые годы ХХ века был достаточно доступным в Билефельде, и поэтому эти материалы стали использоваться для изготовления нотгельдов (илл. 1, 2, 3, 4). Бургомистром города в тот период был Рудольф Штапенхорст.

В России более известны деньги на шёлке Хорезмской Народной Советской Республики (ХНСР). Кстати, они выпускались в 1920 - 1921 годах, в тот же период, как и эти нотгельды города Билефельда. Хорезмские деньги на шёлке называют «шелковки» (шелковые деньги), «хивинки» .

Нотгельды в Германии имели различные рисунки от библейских до изображений солдат и пейзажей. Удивительно, но в период этого кризиса Арнольд Келлер стал коллекционировать эти нотгельды. Более того он написал более 70 книг по нотгельдам. И его книги переиздаются в настоящее время . Конечно нотгельды города Билефельда, имели разные рисунки. На нотгельде (илл. 3, 4) изображение периода наполеоновских войн. Исход Наполеона из Германии в Париж был в 1814 году. И ознакомившись с историей города, нам становится понятным и обоснованным сюжет чудодейственного исцеления инвалидов на нотгельде из шёлка (илл. 1,2).


Илл. 3. Билефельд. 25 марок. Аверс. Материал лён. Размер 116 х 76 мм.


Илл. 4. Билефельд. 25 марок. Реверс. Материал лён. Размер 116 х 76 мм.

Эти нотгельды имеют неточные размеры и форму. Рисунок печатался на одной стороне ткани, потом две стороны с разным рисунком сшивались. На иллюстрациях отчётливо видны швы по краю бон.

Нотгельды из шёлка и льна, представляют интерес для коллекционеров-бонистов. А также интересны обычным людям с исторической точки зрения.

Источники информации:

1. Жуков А. А. Малышев В. П. Энциклопедия. Денежные эмиссии Средней Азии. Туркестанский край (1918 - 1923). Санкт-Петербург, 2005.

2. Рябченко П. Ф. Полный каталог бумажных денежных знаков и бон, выпущенных в России, СССР, странах СНГ (1769 - 1994). Киев, 1995.

3. Соколов В. М. Полный каталог бон, выпущенных на территории СССР в период времени с 1914 по 1925 год. ВОК, Ростов-на-Дону, 1938.

4. Arnold Keller Deutsches Notgeld, Bände 7 & 8 Das Notgeld der deutschen Inflation 1923. H.Gietl Verlag & Publikationsservice GmbH, Regenstauf, 2004.

5. World Paper Money, Krause Publication Inc., New York, 1994.

6. Энциклопедия Википедия -

Шелковые банкноты Хорезмской Народной Советской Республики достоинством 5000, 1000 и 500 рублей

Выпустившая их республика просуществовала меньше полудесятка лет, и выпущенные ею банкноты были в обиходе недолго. Тем не менее, когда пришла пора обменивать необычные деньги, мало кто согласился с ними расстаться. Их было много, но до современных коллекционеров дошли единичные экземпляры, потому что, даже перестав быть платежным средством, эти яркие разноцветные купюры служили людям до самого конца. Угадаете, о чем речь?

Когда хан Хорезма отрекся от престола, был объявлен Первый Хорезмский Курултай (т.е. «собрание») и вместо Хивинского ханства в 1920 году на картах появилась Хорезмская Народная Советская Республика (ХНСР, узб. Xorazm Xalq Sho"ro Jumhuriyati). По заключенному юной республикой с РСФСР договору ХНСР признавалась полностью самостоятельным и независимым государством — а значит, нуждалась и в собственной валюте, тем более, что с упразднением Хивинского ханства его деньги — медные, серебряные и бумажные таньги — чеканиться и печататься перестали. Вместо них появились рублевые банкноты и монеты. Первыми были монеты в 20 рублей и банкноты в 250 и 750, далее ассортимент и номинал выпусков увеличивались — и за год дело дошло до того, что самой крупной банкнотой стала 25 000-рублевка.

Монеты Хорезмской Народной Советской Республики достоинством 500, 100, 25 и 20 рублей

Первые революционные годы были богаты на бонистические изыски — деньгами при необходимости провозглашали любую привлекательную вещицу, которую было трудно подделать на территории того или иного государственного образования — известны даже «купюры» из винных этикеток с соответствующими надпечатками. С одной стороны, у хорезмских назиров (министров) не было не то, что готовых этикеток — даже толкового типографского оборудования и пригодной для изготовления дензнаков качественной бумаги. С другой — Хивинское ханство не зря находилось в тех краях, где в древности пролегал Великий Шелковый путь: высококачественного шелка здесь хватало. Кроме того, местные мастера превосходно умели наносить на ткань разнообразные цветные рисунки стойкими растительными (марена, чернильный орешек, составы из листьев разнообразных местных деревьев и кустарников) и животными (кошениль) красками. Для закрепления цвета и дополнительного уплотнения ткани использовалась смола плодовых деревьев, чаще всего абрикоса. Проверенные временем рецептуры красок, развитое ткацкое производство и освященность идеи почтенными традициями (деньги из ткани имели хождение в средневековом Китае) натолкнули на идею выпуска собственных банкнот на ткани еще последних правителей Хивинского ханства. Первый выпуск шелковых денег Хивинского ханства, датированный 1337 г. хиджры (7.10.1918-25.09.1919) был надписан арабским шрифтом: «Бумажная деньга по высочайшему указу правительства Хорезма», украшен изображениями полумесяца и звезды, предупреждением о каре за подделку по законам государства и круглыми печатями министров финансов и внутренних дел, главного управляющего и кассира государственного банка, а также управляющего государственной казной. Также банкноты нумеровались и снабжались написанием номинала, как по узбекски, так и по-русски (во втором случае частенько с ошибками в правописании и начертании букв). Всего выпусков было три, на общую сумму 3 млн рублей (пять таньга равнялись одному российскому рублю), так что сегодня эти деньги являются редкостью.

Шелковые банкноты Хивинского ханства достоинством 250, 200 и 100 рублей

Варианты герба Хорезмской Народной Советской Республики

И.Богословская и Б. Голендер в своем очерке «Хорезмийские шелковые деньги» описывают процесс их изготовления так:

«На простейшем станке ткалась из натурального местного шелка лента шириной 11 см, которая нарезалась на прямоугольные куски длиной 15 см. Неаккуратная поперечная резка шелковой ленты давала характерные «махры» по вертикальным сторонам банкнот, что, кстати, является признаком подлинности.

Надписи и изображения наносились на шелк вручную со специальных штампов-клише (калыбов). Если бумажные денежные знаки в Хиве печатались с помощью бронзовых калыбов, то штампы для шелковок, скорее всего, были деревянными — в соответствии с местной традицией печати на тканях. Об этом свидетельствует большое число разновидностей шелковых ассигнаций, что может быть только при быстром износе клише для печати. Известный ташкентский коллекционер старшего поколения М.С. Кожухин, например, считал, что калыбы для шелковых ассигнаций Хивы изготовлялись из древесины карагача. Они были отдельные для каждого цвета, и изображения создавались с их помощью последовательно, в несколько операций. Внешне калыбы выглядели как деревянные кубики с углублениями для пальцев мастера на двух противоположных нерабочих поверхностях. Большим и безымянным пальцами мастер брал калыб, как пианист аккорд на рояле, и, обмакнув его в краску, наносил вручную соответствующий рисунок или надпись на шелковой заготовке — полотне».

Деньги ХНСР, точно по таким же «рецептам» выпускавшей собственные вариации на тему хивинских «шелковок», дошли до наших дней в бОльших количествах — в отличие от Хивинского ханства, народная республика не стеснялась широких жестов и за первый же год выпустила на 500 млн рублей банкнот. Так же, как и «шелковки», деньги Хорезмской республики были очень яркими. Нарядные надписи по-узбекски арабским шрифтом сообщали, что «бумажная деньга» выпущена Хорезмской народной советской республикой, обеспечивается всем имеющимся достоянием государства, а подделка ассигнации преследуется по закону революции. В силу того, что производились эти банкноты из шелка ручной работы, надпечатывались вручную же растительными красками, очевидно заметное расхождение материалов и цветов на разных банкнотах одного и того же номинала и партии. Если добавить, что не только дизайн купюр, но также герб и флаг молодой республики на момент выпуска этих денег еще не имели каноничной, официально утвержденной и зафиксированной формы, никого не удивит, что хорезмские шелковые деньги потрясают разнообразием: каждый номинал их украшен на свой лад нарисованным гербом. Разнятся и надписи, и наличие или отсутствие вокруг подписей назиров многоугольных или прямоугольных рамок. В варианте «Назир финансов Мухаммад Рахимов (Мухаммадшах Мухаммадрахимов). Председатель Совета народных назиров Ходжинияз Юсупов. Казначей Мухаммад Амин (Ишчжанов)» подписи встречаются на банкнотах номиналом 500, 1000, 2000 и 5000 рублей, датированных 1338 и 1339 гг. хиджры. В варианте «Временный казначей Мухаммад Амин Ишчжанов. Председатель Временного революционного комитета Джаббарберган Кучкаров. Временный назир финансов Мухим Нуруллаев» подписи зафиксированы только на датированных по-европейски, 1921 годом, номиналах в 1000, 2000 и 5000 рублей.

В 1938 г. исследователь банкнот В. М. Соколов отметил: «В шелковых тинговых знаках Хивы так много различий…, что каталогизировать их невозможно. При сравнительно небольшом количестве сохранившегося тингового шелка почти каждый знак имеет свои особенности».

Опыт веков свидетельствует, что такие деньги не только сложнее подделать, чем примитивные бумажные без соответствующих степеней защиты, но они еще и намного прочнее, чем любая печатная ассигнация. «Куски материи с печатью уйгурского хана (камду), имевшие хождение в качестве денег, раз в семь лет чинились, стирались, и на них снова ставили печати», — сообщал в своем словаре-справочнике «Диван лугат ат-турк» (XI в.) Махмуд аль-Кашгари. Т.е. даже после семилетнего хождения по рукам, стирки, штопки и повторного нанесения рисунка кусочки ткани оставались достаточно прочными и цельными, чтобы продолжать служить платежным средством! Прочность и красочность шелковых денег сослужила коллекционерам, с одной стороны, добрую службу — дошедшие до нашего времени банкноты из ткани безупречно сохранились и почти не выцвели. С другой стороны, именно эти качества лоскутков плотного шелка лишили современных бонистов неисчислимого количества потенциальных превосходных экспонатов!

После преобразования ХНСР сперва в ХССР (Хорезмскую Советскую Социалистическую Республику), а затем и вовсе упразднение ее (ХССР по частям вошла в состав вновь образованных Узбекской ССР, Туркменской ССР и Каракалпакской АО) деньги ныне несуществующего государства также перестали существовать: обмен хорезмских рублей на советские по курсу 1:1 завершился к осени 1923 года. Однако практичные местные жители старые, деноминированные денежные «лоскутки», похожие на миниатюрные восточные коврики, сдавать не стали, предпочтя использовать их в хозяйстве. Из качественного плотного шелка получались шикарные стеганые халаты, покрывала, одеяла и тюбетейки, изготовленные в лоскутной технике «пэчворк». Путешествовавшие по Средней Азии в советские времена видели у населения подобные предметы одежды и обихода не только в 40-х, но и в 60-х годах ХХ века — «денежный» шелк оказался невероятно носким и в прямом смысле слова передавался по наследству. Правда, о том, чтобы превратить красочные изделия народных промыслов обратно в коллекционные банкноты не приходилось даже мечтать — о сохранности купюр мастерицы, создававшие из них одежду и ковры, не заботились, банкноты подрезались, обметывались и подгонялись друг к другу в соответствии с замыслом швеи. Разумеется, в своем новом виде они могли заинтересовать разве что этнографов и специалистов по истории костюма, а бонистам оставалось только кусать локти.

Тем ценнее для увлеченных коллекционеров и специалистов по банкнотам первых лет советской власти те шелковые ассигнации, что все же дошли до наших дней в минимально поврежденном и выцветшем виде, сохранили первоначальные размер и форму. Сегодня они стоят куда больше, нежели в момент своего создания, и уж точно никто не осмелится святотатственно сострочить из них коврик или покрывало на кровать!

Список литературы

Богословская И., Голендер Б. Хорезмийские шелковые деньги, http://www.sanat.orexca.com/rus/archive/4-09/bogoslovskaya_golender.shtml

Жуков А. А. Малышев В. П. Энциклопедия. Денежные эмиссии Средней Азии. Туркестанский край (1918-1923). Санкт-Петербург, 2005

Соколов В. М. Полный каталог бон, выпущенных на территории СССР в период времени с 1914 по 1925 год. ВОК, Ростов-на-Дону, 1938.

История Хорезмской народной советской республики. Сборник документов. Ташкент, 1976.

Шэфер Э. Золотые персики Самарканда. М., 1981.

Сегодня во многих странах ученые работают над повышением долговечности бумажных денег, в результате чего появляются в том числе деньги пластиковые. Как показывает история, похожую задачу решали и в двадцатые годы прошлого века. В результате появились деньги на шелке. Впрочем, причиной использования шелка в качестве банкнотной основы стала не столько долговечность этого материала, сколько дефицит бумаги на отдельно взятой территории.
В апреле 1920 года в Хивинском ханстве была провозглашена Хорезмская Народная Советская Республика (ХНСР). В этом же году правительство республики вынуждено было осуществить эмиссию местных денежных знаков, которые стали выпускаться на шелковой материи и лишь частично - на бумаге.
Решение о выпуске денег на шелковой материи, так называемых «шелковок», было принято по нескольким причинам. Во-первых, на территории республики была хорошо развита кустарная шелковая промышленность. Во-вторых, для массового выпуска денег отсутствовали необходимые запасы бумаги, даже плохого качества. В-третьих, была принята во внимание перспектива увеличения срока службы денег - благодаря большей, по сравнению с бумагой, долговечности шелкового материала.



Эмиссия денег республики, в соответствии с данными каталогов, состояла из купюр номиналом 250, 500, 750, 1000, 2000 и 5000 рублей, выпущенных двумя сериями в 1338 и 1339 годах по хиджре. Из сопоставления дат по хиджре с соответствующими интервалами григорианского календаря (так, 1338 год соответствует интервалу с 26 сентября 1919 по 14 сентября 1920 года) можно установить, что денежные знаки первой серии вводились в оборот в 1920 году в период между апрелем (когда была провозглашена республика) и серединой сентября. Знаки второй серии (1339 год соответствует интервалу с 15 сентября 1920 года по 3 сентября 1921 года) вводились в оборот в период с середины сентября 1920 года по март 1921 года.



Технология изготовления денег на шелке была удивительно примитивной. На специально вытканной кустарями-умельцами из натурального шелка ленте шириной 11 сантиметров ручным способом при помощи штампа наносились своеобразные рисунки, точнее - цветные художественные орнаменты на лицевой и оборотной сторонах денежных знаков. Штампы изготавливались из древесины растущего в Средней Азии дерева рода ильм (карагач), применявшегося при изготовлении резных художественных изделий. Полоса шелка после нанесения орнамента на обеих ее сторонах разрезалась на равные части, соответствующие ширине создаваемых купюр.
Это были одни из самых нарядных и оригинальных денег, когда-либо выпускавшихся в мире. Историки-бонисты отмечают, что особой нарядностью отличались «шелковки» достоинством 1000 рублей. С этим трудно не согласиться, рассматривая этот денежный знак. Текстовая часть тысячерублевки была отпечатана на шелке фиолетового, синего и голубого оттенков. Это настоящая художественная миниатюра, удивительно напоминающая восточный ковер.

С помощью научных сотрудников восточного факультета Санкт-Петербургского государственного университета удалось с высокой достоверностью расшифровать содержание всех надписей на лицевой и оборотной сторонах купюры в 1000 рублей, выполненных по-тюркски.
Номинал денежного знака проставлен арабскими цифрами.
На лицевой стороне купюры справа и слева от виньетки с надписью «Тысяча рублей» проставлены по-восточному орнаментированные цифры номинала.
Над виньеткой надпись: «Бумажные деньги Хорезмской Народной Советской Республики». На рамке стоит год выпуска по хиджре - 1338. Над виньеткой выполнены надпечатки:
- Председатель Совета народных назиров Хаджи Палван Нияз Юсупов
- Назир финансов Мухаммед Пенах Мухаммед Рахимов
- Кассир
- Мухаммед Амин Ишджанов
Внизу на рамке проставлен год выпуска - 1920.
На оборотной стороне банкноты в верхней части рамки напечатано: «Эти бумажные деньги обеспечены всем имуществом правительства».
В нижней части рамки надпись: «Человек, подделывающий эти бумажные деньги, предается революционному уголовному суду». Здесь же год выпуска - 1920.
В центре оборотной стороны представлен герб республики. Слева от него напечатано: «Тысяча рублей», справа - цифровой номинал.
Шелковые боны Хивы представляют большую коллекционную редкость. В России в частных и государственных коллекциях насчитывается всего несколько сотен хивинских бон.

Гражданская война стала временем не только борьбы советской власти за контроль над территорией бывшей Российской империи, но и пятилетием денег-однодневок. В Якутии платежным средством стали винные этикетки, а на территории Узбекистана хождение имели шелковые «банкноты».

В начале XX века Россия столкнулась с рядом кризисов, из-за которых тысячи людей на годы потеряли ориентиры и хоть какую-то уверенность в завтрашнем дне. В 1905 году началась первая революция. Первый надлом, который только усиливала мировая война. События развивались стремительно: падение монархии, борьба за власть, усиливающийся идейный раскол в обществе, следующая революция в 1917 году, приход большевиков к власти, смена политического и социального устройства страны и гражданская война, которая длилась до 1922 года. Вооруженные конфликты повсеместно происходили между различными политическими, этническими, социальными группами и государственными образованиями. Самые масштабные формы принимали столкновения между вооруженными формированиями большевиков (Красная гвардия и Красная армия) и вооруженными формированиями Белого движения.

Но гражданская война - это не только «красные», «белые», хозяйственная разруха и экономический кризис. Это период абсолютной неопределенности. По всей стране возникали бесчисленные «временные правительства», пытались утвердить свою власть местные органы самоуправления, часть территорий оккупировали иностранные войска, национальные окраины восставали и провозглашали независимость. Все они хотели узаконить свое существование. Чтобы придать себе вес и легитимность, они не только писали новые законы, но и выпускали собственные денежные знаки. При этом подобные правительства могли прожить от силы месяц, но все же успевали наштамповать собственные деньги.

Купюра как средство агитации

В каталогах, изданных в период с 1917 по 1922 год, находится не менее трех тысяч разновидностей бумажных денежных знаков. Все они существовали в пределах одного государства. Можно представить, в каких условиях оказались люди. Как доверять деньгам, когда на следующий день может смениться власть, а с ней и денежные единицы? Хозяйства рушились, люди нищали и умирали. Иногда умирали не от войны и голода, а от того, что расплачивались не теми деньгами.

Во время гражданской войны деньги использовали не только при купле-продаже. Они были средствами агитации. Генерал Деникин - руководитель одной из белых армий - организовал при своем штабе Осведомительное агентство (ОСВАГ). У этого агентства была одна задача: популяризировать Белое движение. Для этого ОСВАГ наладил выпуск листовок, дискредитирующих советские денежные знаки и новую власть.

Выглядели эти листовки следующим образом: на бумажных банкнотах, выпущенных большевистским правительством, печатали антисоветские тексты. Например, «Что вам дали большевики? Ничего! Что взяли большевики? Все!» Или рисовали кукиш и печатали короткие стишки: «Посмотри на этот кукиш! Ну-ка, что на них ты купишь?»
В ответ большевики расстреливали тех, у кого находили подобные белогвардейские агитки. Закономерно, что до нашего времени осваговские купюры-листовки дошли в единичных экземплярах. Угроза расстрела заставляла людей уничтожать подобные деньги при первой возможности.

Подробности

Какие лозунги печатали на деньгах
Осведомительное агентство генерала Деникина печатало свои агитки поверх бумажных банкнот, выпущенных большевиками:
  • «Обманули комиссары - кучу денег надавали, а теперь на эти знаки ты не купишь и собаки».
  • «Деньги для дураков».
  • «Эти деньги - то же, что фальшивые. Оне не признаны ни в России, ни за границей. Комиссары-коммунисты еще раз нагло обманывают васъ. Долой Советскую власть и ее фальшивые деньги».
  • «Что вам дали большевики? Ничего! Что взяли большевики? Все!»
  • «Посмотри на этот кукиш! Ну-ка, что на них ты купишь?»

Чем обеспечивались деньги-однодневки

Другая проблема была в том, что деньги новых органов власти в большинстве своем ничем не подкреплялись. На денежных знаках писали, что они «обеспечиваются всем достоянием», но это была лишь видимость стоимости. А значит, они были бесполезны. Конечно, предпринимались попытки реально обеспечить деньги-однодневки хоть чем-то. Например, запасами опиума в среднеазиатском Семиречье. В Северо-западной добровольческой армии деньги обеспечивались полковой казной. Бумажные «ассигнации» добровольческих белых армий подкреплялись иностранной валютой. Их финансировали страны Антанты. Например, на территориях, оккупированных англичанами, использовали купюры с пометкой о том, что 1 фунт стерлингов равен 40 рублям по курсу и что обмен происходит без ограничений. Сам выпуск новых денежных знаков тоже давался многим органам власти нелегко. Не было бумаги, не было специального оборудования и не было средств, чтобы оплатить выпуск новых денег.

Банкноты из того, что было под рукой

На многих территориях страны в качестве денежных знаков использовали существовавшие еще при царском правлении фискальные марки. Это непочтовые марки или знаки обязательных сборов, которые использовали, например, при сборе налогов. В Чите местные власти наклеивали эти марки на разноцветные клочки бумаги и запускали их в обращение. В забайкальском поселке Кяхта по указу атамана Семенова использовали уже существующие «керенки». Эти купюры тоже были детищем гражданской войны. Их выпускало Временное правительство. Формально эти деньги были номинированы в золотых рублях, однако в реальности у них не было золотого обеспечения. Свое название они получили от фамилии министра-председателя Временного правительства Керенского. Атаман Семенов использовал двадцатирублевые и сорокарублевые «керенки». Их разрезали на четыре части, приклеивали к цветной бумаге и получали пятирублевые и десятирублевые «семеновки». В Бухарской республике была бумага для печати новых денег, однако не было полиграфической техники. Поэтому знаки, орнамент, номинал и соответствующий текст на бумагу наносили по трафарету малярной краской.

Архангельские деньги получили в народе название «моржовки».
Дело в том, что на двадцати пяти рублевой купюре были изображены северные атрибуты: льды, снега, белые медведи, а также морж.

«Моржовки» из Архангельска

В сентябре 1917 г. в Министерство финансов начали поступать обращения из региональных отделений Госбанка. Они сообщали, что в регионах начался разменный кризис. Купюр крупного номинала становилось все больше, при этом не было достаточного количества денег мелкого достоинства. При мелких расчетах в лавках было невозможно получить сдачу в копейках. Чтобы исправить ситуацию, Государственный банк разрешил распространять в регионах различные денежные суррогаты. Этим разрешением воспользовалось правительство Архангельска. В городе была острая нехватка мелких денег. Появились трудности с выплатой зарплат рабочим. В местном правительстве поняли, что денег хватит еще на один-два месяца, а потом произойдет кризис.

В итоге правительство Архангельска сделало заказ в Петрограде. Там отпечатали деньги стоимостью от пяти до двадцати пяти рублей. При этом они были не полноценными денежными знаками, а квитанциями от Государственного банка. Предполагалось, что их можно будет обменивать в банке на настоящие купюры, как только эти купюры появятся. Большинство выпущенных в Архангельске квитанций подвергли регистрации. Это было необходимо, так как в постановлении Верховного Управления указывалось, что незарегистрированные местные кредитные билеты признаются недействительными. А значит, разменять их в банке на реальные денежные знаки будет невозможно. Несмотря на свою ликвидность, новая «мелочевка» оказалась непопулярна в народе, потому что ее печатали на обычной писчей бумаге, которая быстро изнашивалась.

«Шелковки» из Хорезма


В апреле 1920 года в прежде зависимом от Российской империи Хивинском ханстве была провозглашена Хорезмская народная Советская республика. В том же году ее правительство приняло решение о выпуске собственных денежных знаков. Однако в республике не было ни запасов бумаги, ни полиграфического оборудования. Поэтому деньги стали выпускать на шелковой ткани. Ее в этих краях было в избытке: на территории республики была развита кустарная шелковая промышленность.

Технология изготовления денег на шелке выглядела следующим образом: мастера ткали длинные узкие ленты, потом ручным способом наносили орнаменты на обе стороны. После полоса шелка разрезалась на пятнадцатисантиметровые кусочки, из которых и получались деньги.

Штампы для печати орнамента изготавливали из дерева. Внешне они выглядели как деревянные кубики с углублениями для пальцев на двух противоположных нерабочих поверхностях. Большим и безымянным пальцами мастер брал штамп, обмакивал его в краску и наносил соответствующий рисунок или надпись.

Неаккуратная резка шелковой ленты приводила к тому, что на вертикальных сторонах банкнот появлялась характерная бахрома. Именно эта бахрома стала признаком подлинности «шелковок». Дело в том, что качество шелка, изготавливаемого местными мастерами, было очень высоким. Шелковые банкноты не расползались на отдельные нити даже после того, как проходили через десятки рук. Подделки же приходили в негодность довольно быстро.


Власти Хорезмской народной Советской республики решили, что на купюрах, помимо стандартных элементов, необходимо изобразить герб республики. Но к единому мнению по поводу того, как он будет выглядеть, так и не пришли. В итоге на каждом номинале герб приобретал разный вид.

«Винные» деньги Якутии

В годы Гражданской войны Якутия оказалась в сложных условиях: шла ожесточенная классовая борьба, и постоянно сменялись власти. А люди в это время ощущали острый недостаток легитимных денег.

В 1918 году А. А. Семенов организовал кооператив «Товарищество розничной торговли». Организация занялась выпуском денег-квитанций. Материал для выпуска Семенов нашел на местном складе: это был большой запас этикеток для винных бутылок. В царской России вино разливали в бутылки без этикеток. Этикетки давали покупателю отдельно, как свидетельство качества напитка. Почти все население Якутии в те времена было безграмотным. Надписи, касающиеся названия и качества вина, люди не могли прочитать. Они видели только картинку, печать и номинал. Поэтому найденные этикетки с яркими и хорошо различимыми рисунками отлично подошли на роль денег.

Подлинность этих денежных знаков удостоверялась росписью Семенова и печатью. Так как эти купюры выпускал не Наркомфин, а обычная торговая компания, они не были общеобязательными. Но это как раз тот самый случай, когда частные деньги в силу сложившихся обстоятельств получили широкое обращение на территории Якутии. В 1921 году Семенов стал первым наркомом финансов Якутской республики и выпустил в обращение государственные якутские деньги на 30 млн рублей. После этого «винные» деньги были изъяты из оборота и погашены.


На данный момент найдено всего три экземпляра «винных» денег. 1 рубль изготовлен из этикетки вина мадера, 10 рублей ― из этикетки вина кагор, 25 рублей ― из этикетки портвейна.

Настроение сейчас - Грустное


О моём блоге.



  1. Я-коллекционер и я точно знаю, что у многих людей,

  2. у большинства коллекционеров и не обязательно коллекционеров,

  3. есть, наверное, какие-нибудь оригинальные или уникальные

  4. или прикольные вещи, на которых посмотришь и удивляешься:

  5. откуда это? что это? как так получилось? не может быть!!!--

  6. -- в-общем заставляющие задуматься.


  7. предметов и видов коллекционирования, т.е. это может быть и

  8. уникальная монета,и значок, и орден, и какое-нибудь знамя,

  9. и печать, и штамп, и марка, и книга, и пуговица и т.д. и т.п.

  10. - ведь несть числа предметам и видам коллекционирования и

  11. несть числа событиям происходящим вокруг этих предметов!!!

  12. У каждого есть ЧТО-ТО, о чём он может рассказать ЧТО-НИБУДЬ!

  13. И, по-моему глубокому убеждению, надо об этом рассказывать.

  14. Ведь эти предметы- немые свидетели Истории Человечества!

  15. Я сейчас обратил внимание на номер строки на котором остановился.

  16. 17-строка!! ! Ведь я хочу рассказать о событиях, происходящих

после 17-го года прошлого века! Случайно ли это? Конечно, случайно!

Но мог и намеренно подвести к этой строке- ведь это так просто:

убавить или прибавить несколько слов и всё изменится!

Иногда, оказывается, можно добавить несколько точек, чтобы всё


изменилось и самое главное, чтобы изменился весь смысл написанного!

Именно о таком случае я хочу рассказать в 1-й части своего блога,

блога, которого хочу завести и назвать: "Мои раритеты".

Речь пойдёт про знамёна ХССР (Хорезмская Советская

Социалистическая Республика )- республики, которая


просуществовала всего неполных 4 года с 1920-1924гг.

Напомню лишь будущему читателю что есть специальная

историческая дисциплина, которая называется "вексиллология"

и которая занимается изучением флагов и знамён.

Отличительной чертой флагов и знамён является то

обстоятельство,что флаги - это изделия массового производства,

а знамя - это единичное изделие! Итак:

1. Знамёна ХССР (1920-1924гг)

Это знамя приобрёл лет 40 назад будучи в командировке в Москве

мой друг старый хорезмский коллекционер Ростислав Чернявский

(царствие ему небесное!) - и по приезде обратно в Ургенч

показал мне чтобы похвастаться - ну как это обычно бывает

среди коллекционеров когда им в руки попадает не совсем

обычная вещь.

Оказывается он обменял эту вещь на 20 штук шелковых денег

ХССР (в то время за них давали хорошие деньги - да и сейчас

дают совсем неплохие - 500$ за каждую штуку!)

Я до сих пор помню эту нашу встречу - она кончилась крупной

ссорой и перепалкой и мы после этого целый год не

разговаривали друг с другом. Дело в том что 10 штук шелковок

из 20 были моими и он не мог ими распоряжаться без моего

согласия --ведь я их дал, чтобы он продал и принёс мне деньги.

И во-вторых... Вот в этом во-вторых и была загвоздка и причина

нашей вскоре разразившейся ссоры. Сначала всё было хорошо -

он мне сказал, что не смог за хорошую цену продать наши

шелковки- времени было в обрез, а тут ему предложили обменять

тряпочки на одну большую тряпку и он согласился, так как счёл,

что эта большая тряпка то бишь знамя - оригинальной

и уникальной исторической ценностью, а мне вместо 10 штук

отдаст 12 шелковок или любой другой обмен какой я пожелаю

(а ему было что предложить и на что я глаз положил и он знал

об этом - ему всегда везло на уникальные вещи!). Я согласился

и мы начали обмывать его приезд и его новое приобретение и

заодно начали осматривать это самое приобретение. Вот тут-то

и случилось!!! При первом же взгляде на надпись мне бросилась

в глаза первая буква и я понял скрытый смысл верхней строки

надписи на знамени. Ведь я же хорезмиец!

Какая трактовка знаменитого лозунга коммунизма! Какой прикол!

Это был настоящий прикол! Всем приколам прикол!!!

И я сказал Чернявскому:" Ростик, родной ты мой, ты что принёс?

Ты знаешь что тебе подсунули москвичи? Это же антисоветчина!"

Чернявский вскинулся: "Где ты видишь антисоветчину? Везде

тебе антисоветчина мерещится и это потому что в тебе глубоко

сидит сталинское наследие и ты сидишь и всё время дрожишь."

Тут уж вскинулся я: "Да ты прочти что там написано

и внимательно прочти, особенно,верхнюю дугообразную строку,

ты же знаешь арабскую графику

- точка есть, точки нет, меняется буква, меняется смысл.

"Да всё нормально там написано, - ответил Чернявский - я уже

давно прочитал, обычная стандартная надпись: "Пролетарии

всех стран,соединяйтесь!" Так пишется и сейчас на всех

флагах и знамёнах. Причём тут антисоветчина?"

"Прочитай, пожалуйста, вслух, что там написано - попросил я

настойчиво - и читай побуквенно."

И Чернявский раздраженно начал бубнить:

"Б-и-р-л-а-ш-н-г-и-з б-у-т-у-н д-у-н-й-а м-е-х-н-а-т-к-а-ш-л-а-р-и."

"Да посмотри ты внимательно на первую букву, разуй глаза пошире,

- уже раздражаюсь я - там внизу стоят три точки,

и это уже не буква "Б", как ты только что прочёл, а буква "П" и

вместе это получается не "бирлашингиз", а "пирлашингиз" и

здесь, именно зарыта собака и очень большая собака, а потом

Ростик, дорогой ты мой, где ты видишь слово "пролетарии"?

Слово "мехнаткашлар" имеет только одно значение "трудящиеся",

так что если фразу вместе перевести,

то получится, извини меня: Трудящиеся всего мира, обосритесь!!!

Чернявский вылупил на меня глаза: Что ошибки быть не может?

"Ростик, ты же знаешь, под буквой "Б" должна стоять только одна

точка, а здесь поставили даже не одну, не две а целых три - и этим

самым хотят подчеркнуть что это именно буква "п",

а не какая-нибудь другая, и это осознанная акция, понимаешь???

/В арабской графике можно недопоставить точки, это имеет место

Сплошь и рядом на старых монетах, на старых документах,

Рукописях и т.д. Из-за этого академики-востоковеды постоянно

Спорят друг с другом, один говорит надо читать так, другой

То этим самым идёт конкретизация буквы, т. е. читай так и

Никак иначе./

Чернявский сидел и мрачно глядел на пустые бутылки:

"Принеси, пожалуйста, ещё пару штук, а то голова что-то

Не варит, а я до этого посмотрю словари и подумаю."

"Хорошо, - сказал я - но ты,пожалуйста, глупостей не делай, а то

я знаю тебя, большевика, и большевицкие твои замашки, не рви

знамя, знамя не виновато, для чего-то его бог сохранил же

столько времени, а потом сам знаешь, восток - дело тонкое,

может быть, действительно, есть другой смысл; смотри

слово "пирлашингиз" в словаре, со словом "пролетарии" -

всё понятно - такого понятия в узбекском языке в то время не

существовало.Так что прошу тебя не рви знамя,

сейчас я быстро схожу к сторожу в магазин."

"Хватит тебе каркать, я ещё не дошёл до такого

состояния, всё будет нормально, иди" - сказал Чернявский и

начал рыться в книжном шкафу. Я быстро сходил в магазин и

вернулся обратно. Смотрю Чернявский довольный такой,

глаза сияют,а перед ним раскрытая книга...

"Давай наливай, за это стоит выпить, я тут нашёл ещё два

Значения слова "пирлашингиз" - первое, это

"станьте богатыми", и второе, это "станьте святыми " . Второе,

конечно, отбрасываем и в свете первого надпись на знамени

означает: "Трудящиеся всего мира, обогащайтесь!" - и, победно

смотрит на меня. Что делать? Восток - дело тонкое. В-общем

сели и выпили - налили и опять выпили. Потом я говорю:

"Ростик, пожалуйста, не обижайся и теперь посмотри нижнюю

часть надписи." Чернявский, чувствуя подвох с моей стороны,

раздраженно бросил взгляд на знамя и сказал: " Что ты там ещё

нашёл? Сам читай и говори."

"Тут написано - йашасун данглик ва адолат- то есть -

да здравствует равенство и справедливость. Видишь ли,

слово "данглик" (равенство)- это чисто хорезмийский

диалект узбекского языка - в литературном оно передаётся

в форме "тенглик", так что весь текст мы должны рассматривать

именно в хорезмийском ключе, и так как сам объединяющий

литературный узбекский язык появился после 1924 года то

есть после появления новообразованной УзССР, то опять же всё

написанное на этом знамени мы должны рассматривать именно

через призму хорезмийского языка, а в хорезмийском языке

слово "пирлашингиз" никогда не употреблялся в значении

"обогащайтесь", да и смешно и наивно желать всем нищим

обогощаться, если, конечно, это не сделать с большой иронией

и сарказмом, но ещё раз повторяю, извини меня,

"пирлаш" по-хорезмийски обозначает только одно, извини,

"обосраться", есть ещё одно значение - "пир-пир" - это исходить

животом у младенца (понос), но это то же самое;


может быть, именно это и имелось в виду, ведь коммунизм в то

время был действительно в младенческом возрасте. Так что

в любом случае, Ростик,ты эту вещь не можешь ни продать,

ни обменять, ни похвастаться перед кем-нибудь - а то

пойдёшь тропою отца в Сибирь-матушку лес валить."

Зря, конечно, сказал про тропу его отца, так как после моей

тирады Чернявский вскочил, взял знамя, бросил на пол

и давай его топтать и весь багровый начал кричать:

"Кость ты белая! Причём тут мой отец?

Его Хрущёв реабилитировал! Порву нахрен это знамя --это дело

рук младохивинцев - твоих родичей. Сталин правильно делал,

что расстреливал их, надо было их ещё больше расстрелять!

И сейчас одни контры и везде одно жульё! И тебя надо к стенке

поставить! Ходишь тут - точки лишние находишь!"


Ещё что-то кричал Чернявский и пытался знамя порвать, но я

остановил его, взывая к его коллекционерским

чувствам и что он не фашист же в конце концов чтобы

уничтожать культурное наследие и тут же добавил, что я купил

не 2 штуки, а на всякий случай 4 штуки и поставил на стол ещё

2 бутылки портвейна нр 24- это было лучшее вино того времени!

Тогда Чернявский бросил знамя

к моим ногам и сказал, что он дарит его мне и чтобы я

свои крёбанные шелковки тоже у него не требовал бы и что

он со мной в расчёте и чтобы я куда-то ушёл подальше и на

глаза его больше и лучше не попадался бы. Так мы с ним

поссорились и целый год после этого не виделись.

Но потом, думая, чем чёрт не шутит, может, действительно

там ошибка случилась, я уже целенаправленно стал

искать такую же надпись на монетах, на бумажных деньгах,

на печатях, в-общкм на всём где она может быть.

И наконец-то, через 7 лет нашёл! И опять на знамени!

Только другого назората (министерства) - назората

Верховного Суда Республики! А первое было знаменем

назората Юстиции! Во как надо издеваться!


Ещё через некоторое время умер Чернявский - сердце

честного коммуниста не выдержало перестроечных перемен.

Перед этим он вызвал меня к себе и мы, как обычно выпили, и

за гласность тоже выпили, и сказал он тогда грустным голосом,

что пролетариат действительно обосрался, и что я теперь

спокойно могу продать свои знамёна, ничего и никого не

боясь. Чернявский был честным коммунистом, но с "правым

уклоном", и поэтому он не был в официальных рядах партии

и на его могиле не было больших номенклатурных коммунистов

т.е. тех, которых он называл ВОРАМИ В ЗАКОНЕ ибо они

находясь у власти и прикрываясь неприкосновенностью

депутатов воровали миллионами, а не те, которых поймали

и сидели в тюрьмах и в силу своих особенностях характера

и остроты ума были прозваны ВОРАМИ В ЗАКОНЕ в противовес

официальным ВОРАМ, которых Закон ЗАЩИЩАЛ!!!

На его могиле было только три алкаша - одного из них звали

"Маяковским",так как он когда выпьет,всегда читал Маяковского;

другого звали "Есениным", так как он, когда выпьет, всегда

читал только Есенина, а третьего звали "Долларом"

- про третьего не будем вдаваться.

Первый прочёл про "серпастый и молоткастый", как будто

чувствовал, что этот самый "серпастый и молоткастый"

вскоре тоже исчезнет навсегда;

второй прочёл про какую-то одинокую берёзку, не то серебром

покрытою- не то золотом, хотя он в жизни не видел

этой самой берёзки, а видел только каракумские пески,саксаул

и ящерицы вокруг; а третий алкаш тоже что-то

прочёл, кажется, хутбу про доллар и мировой капитализм...

P.S. Вставляю:

Вставка 1-

фото обоих знамён и отдельно фрагменты с тремя точками.

Вставка 2-

Шёлковые деньги Хорезма

Вставка 3-

Бумажные деньги Хорезма

Вставка 4-

Хорезмийский "пролетарий"!!!----

видеофрагмент с моим внуком, который наглядно объясняет

что такое делать "пр-пр" по-хорезмийски!

Вставка 5-

песню Ю.Алешковского "Товарищ Сталин" в исполнении

В.Высоцкого- так как эту песню любили слушать и Чернявский

и упомянутые мной "алкаши"-- "Маяковский" и "Есенин"- так как

они тоже вскоре отошли в мир иной- царствие им всем небесное!