Солнечные и лунные буквы и прилагаемые к ним дефекты произношения. Солнечные и лунные буквы Солнечные и лунные буквы в арабском языке

Главная -> Энциклопедия ->

В каком алфавите есть солнечные и лунные буквы?

В арабском.

В арабском есть определенный артикль ﻞﺃ ("аль). У звука [l] (л) этого артикля есть особенность, он может уподобляться некоторым согласным в начале слова. Т.е. ассимилироваться. С точки зрения уподобления (ассимиляции) [l] (ль) все звуки делятся на две группы:

1. солнечные, с которыми "ль" ассимилируется (та, са, даль, заль, ра, зай, син, шин, сад, дад, та, за, лям, нун)
2. лунные, перед которыми "ль" сохраняется (алиф, ба, джим, ха, ха, `айн, гайн, фа, каф, каф, мим, ха, вав, йа)

Уподобление (ассимиляция) "ль" солнечному согласному выражаеся в удвоении солнечного. Т.е. мы пишем артикль "аль, но произносим вместо "ль" солнечный звук.

Например:
пишем аль + шамс, а произносим аШ+Шамс "солнце"
пишем аль+камар и произносим аЛь+Камар

Название солнечных и лунных букв происходит от произношения в примерах этого артикля "аль". Т.е., если звук "ль" уподобляется первой букве слова, как в примере про солнце, то это солнечная буква. Если "ль" остается "ль", то это лунная буква.

На уроке арабского языка в онлайн-медресе мы сейчас проходим солнечные и лунные буквы.
Как известно, у маленьких детей мышление образное , то есть для восприятия информации им нужна картинка - некий образ, желательно яркий и интересный. Поэтому я придумала для сына небольшую настольную игру, которая помещается в функциональную коробочку.

Как вы уже поняли из прошлых моих постов, я не любитель сложных и трудоёмких идей, так как времени у меня обычно в обрез. Так что, не пугайтесь, всё довольно просто и сделано из материалов, которые найдутся в каждом доме (а если что-то не найдется - их можно заменить чем-то похожим).
Итак, я взяла средних размеров коробочку из-под конфет, такую вот двойную - отдельно дно и крышка:


Рисуем сверху на донышке - солнышко с надписью Солнечные харфы и 14 солнышек; на крышечке рисуем сверху луну с надписью Лунные харфы и 14 лун:


Кружки я рисовала просто обводя крышечку от тюбика с кремом, а луны - обводя крышечку не до конца и дорисовывая вогнутый полукружок.
Потом подключился сын и помог мне всё раскрасить фломастерами, плюс мы добавили для наглядности облачка и звёзды с артиклем Аль.

Теперь этим же колпачком мы нарисовали 28 кружочков на плотном картоне и сын написал арабские буквы:

Всё! Первое задание - правильно разложить кружочки с буквами на солнечную и лунную сторону:

Теорию объяснила так: артикль Аль мы ставим тогда, когда знаем о каком именно предмете мы говорим. То есть, мы говорим о вот этом доме, в котором живет наш друг, именно об этой кошке, которую подкармливаем на улице, и об этой вот оранжевой машине, которая стоит под окном. Есть буквы лунные, которые дружат с артиклем Аль и если он становится перед ними - то они ему не мешают, он просто читается и всё - АльБайт (дом), например (буква Ба дружит с Аль). А есть буквы солнечные, они очень важные, и когда с ними рядом встает артикль Аль - они проглатывают у него букву Лям, и от этого становятся пузатыми - двойными, одевая на себя корону-шадду. Например, АТТолибун (ученик) - буква Та проглотила букву Лям и стала двойной.
Теория для взрослых неплохо изложена здесь - Солнечные и лунные буквы (видео урок) .

Теперь, когда мы немного уже познакомились с солнечными и лунными буквами, делаем настольную игру.
На листе плотного картона формата А3 я нарисовала карту - у одной её стороны расположила два больших полуострова Лунный и Солнечный, 28 островков раскидала по всей карте и у противоположной стороны изобразила Луну и Солнце. На островках я написала слова, начинающиеся с каждой из букв арабского алфавита, только БЕЗ артикля Аль:


Слова взяла из этой таблички - Скачать таблицу слов с солнечными и лунными буквами .


Правила игры - лодочки становятся на лунный и солнечный острова. Два игрока выбирают, какими лодочками они управляют. Лунная лодочка должна обойти все острова со словами, которые начинаются на лунные буквы и поставить на острова флажок. Соответственно и солнечная лодочка должна обойти все острова со словами, которые начинаются на солнечные буквы и поставить флажочек.
Ходим по очереди - сначала первый игрок плывет к любому острову, ставит флаг, потом ход переходит ко второму игроку. Если игрок ошибается - он отплывает на один шаг-остров назад и ход переходит к другому игроку. Выигрывает тот, кто первым обойдет все острова и дойдет до солнца или луны.
Флажки - это наши кружочки с буквами, которые мы вырезали для первого задания. солнечные и лунные буквы русского, солнечные и лунные буквы для
В арабском алфавите буквы можно разделить на две группы - солнечные буквы и лунные буквы - в зависимости от того, ассимилируются они или нет с буквой ﻝ артикля аль. Артикль в слове «солнце», аш-шамс, ассимилируется, в то время как в слове «луна», аль-камар, остаётся неизменным. Поэтому буквы получили названия солнечные и лунные.

Если после определённого артикля «аль» стоит солнечная буква, то артикль не произносится как «аль»: его согласный ассимилируется с первым согласным слова. Например, вместо аль-Ниль читают ан-Ниль. Если после артикля стоит лунная буква, то ассимиляции не происходит.

К солнечным буквам относятся 14 букв: ﺕ, ﺙ, ﺩ, ﺫ, ﺭ, ﺯ, ﺱ, ﺵ, ﺹ, ﺽ, ﻁ, ﻅ, ﻝ, ﻥ.

Остальные 14 букв - лунные.

Разделение на солнечные и лунные буквы восходит к классическому арабскому языку, для которого была характерна автоматическая ассимиляция переднеязычного согласного артикля перед любой переднеязычной согласной начала следующего слова. Поэтому солнечными согласными являются все переднеязычные согласные в современном арабском языке, кроме буквы ج ǧ, которая сейчас обычно произносится как ж или дж, но в классическом арабском была палатальной или велярной согласной /ɟ ~ ɡʲ/. результате в классический период эта согласная не вызывала автоматической ассимиляции предшествующего согласного и теперь классифицируется как лунная согласная.

Следует отметить, что данное правило касается только произношения. На написание артикля ال оно не влияет, однако влияет на огласовки: в словах с солнечными буквами буква ل не получает никакой огласовки, а над следующей за ней буквой ставится шадда (например, النِّيلُ).

Примеры ассимиляции артикля с существительными, начинающимися с солнечных букв:

  • t: التاجر / at-tājir,
  • ṯ: الثانية / aṯ-ṯāniya,
  • d: الدرس / ad-dars,
  • ḏ: الذاكرة / aḏ-ḏākira,
  • r: الرجل / ar-rajul,
  • z: الزجاج / az-zujāj,
  • s: ‏ السودان‎‎/ as-Sūdān,
  • š: ‏الشمس ‎/ aš-šams,
  • ṣ: الصواب / aṣ-ṣawāb,
  • ḍ: الضاحية / aḍ-ḍāḥiya,
  • ṭ: ‏الطاولة ‎/ aṭ-ṭāwila,
  • ẓ: الظفر / aẓ-ẓufr,
  • l: اللطف / al-luṭf,
  • n: النصر / an-nasr.

Литература

  • Чернов П. В. Справочник по грамматике арабского литературного языка. - М., 1995. - С. 34.
  • Юшманов Н. В. Грамматика литературного арабского языка. - Л., 1928. - С. 9, 14.

Ссылки

  • Чтение определенного артикля Аль. Солнечные и лунные буквы.

солнечные и лунные буквы алфавита, солнечные и лунные буквы для, солнечные и лунные буквы красивые, солнечные и лунные буквы русского

Лунный цикл 28/29 дней имеет предельность в числе 29, как слово ВСЁ, после которого возможен путь к следующему знаку под номером 30. Для Луны он считается запредельным. Поэтому на то, что уже всё прошло и указывает чёрточка в букве Ы, после которой остаются отсечёнными четыре буквы: Ь, Э, Ю, Я (Обратная сторона Луны). Сумма (30 31 32 33) = 126 – РАЗУМ 63, ЭВОЛЮЦИЯ 162, ТОРЖЕСТВО 126 (а в дальнейшем и ТЕЛЕПАТИЯ 126).

АЛФАВИТ 70 и ЧЕРТА 70, т.е. в Алфавите имеется Черта, которая отделяет 28 знаков от следующих четырёх (4). Черта отдел яет всё, что было в фазах, как ДЕЛЕНИЕ 61 – число 7: где три 3 видимые по 7, и одна 1 не видимая, тоже 7 (777 и 7).

Числа 1 и 3 – это Тернер. Под 13 номером в Алфавите стоит буква «Л» (от Л уны), которая номером похожа на букву «Э»-31 (поэтому и начинают произносить с неё перед некоторыми последующими буквами эту букву «Э», а у «Л» это ещё и с «Ь» – ЭЛЬ , чтобы смягчить твёрдость Луны и букву «Л»).

Перейдя ЧЕРТУ 70, придётся кому-то вновь остановиться (ОСТАНОВКА 103), появляется потребность – снова возвратиться НАЗАД 31 (буква Э – оборотная), если Путь (число 88 = 7) дальше невозможен (окажется так, что нет пары ). Чёрточка у этой буквы, как и у «Ъ» знака указывает на возвращение.

ОДИНОЧЕСТВО 151 (7), как одно число 7 оставляет Путника на одной стороне Луны, т.к. нет второго числа 7 у партнёра. ЛУ-НА = 34 и 16 = 77 (50).

Для перехода ЧЕРТЫ 70, надо познать ЗНАКи 37 и 37 = 74 (знаковые науки):

от одного надо уйти (Ъ), а к другому придти (Ь).

Это позволит одержать ПОБЕДУ 47 («ЭЛЬ» = 74) над Луной, которая имеет четыре 4 фазы по семь 7 дней (два алфавитных знака: ЗНАК 37 + 37 = 74). Это значит, надо одержать победу над ВРЕМЕНЕМ 74.

Сумма знаков 28 и 30 = 58 – ОКРУЖНОСТЬ 175 Луны. Путник начинает понимать, что Луна держит в кольце человека, а её циклы и есть образ того, что есть наша ПРИРОДА 85 Земли, и символ – СВАСТИКА 85 (13). Нужно выйти из её влияния, для чего надо найти ВЫХОД 67 = 13.

ПРОПУСКом 120 будет (ИСПОЛНЕНИЕ 120) число 3 (буква В В ыход и В ход; На Вход и Выход нужен Пропуск) и это 30, как обретение этого пропуска к тому, что и отображает «Мягкий Знак».

Можно прибавить ещё две буквы, попадающие под число 3: «К»-12 и «У»-21 (почти как 3 /три, и ВУК ----- ЗВУК ).

Происхождение Алфавита связано с лунным Календарём, где 28 букв (число 1 – Первое измерение Пространства и Времени), включая «Ъ», отображают цикл Луны (Время, дни), «Ы»-29 (число 2 – Второе измерение) – это Земля, которая закрыта Чертой от «Ь»-30, т.е. от Солнца 30 (число 3 – Третье измерение). Эта черта – та линия, по которой выстраиваются три небесных объекта во время затмений.


Хвостик у «Ъ» – символ Возвращения, повторения, круговорота и бесконечности цикла воплощений, на которые указывает Луна. Обретя триединство, которое становится черточкой у следующей буквы «Ы», можно иметь твёрдую опору для переправы (Посох).

Солнечные затмения происходят тогда, когда (на линии трёх объектов) Луна (объект Первого измерения) во всей своей полноте (Полнолуние) старается закрыть от Земли (объект Второго измерения) Солнце (объект Третьего измерения), чтобы властвовать над Землёй одной (1).

Во время лунного затмения также на одной (1) линии выстраиваются три (3) небесных объекта. На что и указывает связь трёх алфавитных значений: 2-х знаков и 1-й буквы.

1 (Луна) – 2 (Земля) – 3 (Солнце), а в номерных алфавитных знаках:

28-29-30 (123) – это то, что и нужно, чтобы победить влияние Луны. Здесь сохранён Порядок .

Во время солнечного затмения видно на линии:

2 (Земля) – 1 (Луна) – 3 (Солнце);

а в номерных алфавитных знаках: 29-28-30 (213).

Земля (2) занимает крайнее положение по отношению к двум светилам (13 = 4), что не нужно Земле, которая стремиться стать звездой, как Солнце, а Луна его закрывает.

Поэтому не поставлена буква «Ы» впереди знаков: «Ъ» и «Ь», чтобы не нарушать Порядок .

Перестановка двух знаков («Ъ» и «Ь»), которые замыкают Землю («Ы»), была бы логична в том случае, если бы эти знаки отображали то, что вокруг Земли вращался бы спутник Солнце (звезда), а его место занимала бы «неподвижная» Луна, которая, как будто, так и норовит занять его место при затмении. Но такого мы не наблюдаем, поэтому не отображает это и Алфавит, в котором все буквы расставлены по Порядку , на что и указывают три важных значения под номерами: 28-29-30, символ второй константы 258 (282930 = 28 и 293 = 28 и 14 = 285). Луне – место в Прошлом, позади Земли («Ъ»-«Ы»), Солнцу – место в Будущем («Ы»-«Ь»), впереди Земли (первая константа – 147, а третья – 369).

Земля готовится стать ЗВЕЗДОЙ 33.

ПОЛУШАРИЕ 128 = 11 Луны, которое мы видим – явное , и есть ещё ПОЛУШАРИЕ 128 (256 = 211 = 13 = 4) – тайное (ЯВЬ 66 + ТАЙНА 48 = 114 – СПУТНИК).

ОБРАТНАЯ 106 + СТОРОНА 105 = 211, которая имеет свою ВАЖНОСТЬ 112, т.к. всегда обращена в космическое пространство, но никогда не обращена к Земле. Отсюда имеются истоки (развитость сознания) КОДИРОВАНИЯ 112 звуков, для того, чтобы осуществить ПИСЬМЕННОСТЬ 211.

Символ звуков – БУКВА 39 = 12 = 3.

Символ порядкового номера Буквы в Алфавите – ЦИФРА 75 = 12 = 3 (символ ЧИСЛА).

ЗАТМЕНИЯ 81 = ЛИНИЯ 81, они совершаются обратной стороной Луны, которая обращена в это время к Солнцу. Земле второе полушарие Луны – никогда не видно. Это знак на то, что надо обрести космическое сознание, чтобы иметь ОСВОБОЖДЕНИЕ 122 (5) вместо ЦИКЛА 59 (5).

На Полушарие в Алфавите похожа буква «С» (19), она отображает видимую сторону Луны, которая имеет ИЗМЕНЕНИЕ 91 – фазы, для наблюдения её с Земли. Буква «С» похожа на Месяц (Серп), так мы называем не полную Луну. А буква «Э» похожа на «С», но она – «Оборотная» буква, которая и есть символ той Обратной стороны Луны.

Вот и надо нам совершить внутренний переворот сознания на невидимую сторону, т.к. для множества людей оно обращено на видимое земное пространство (фазы Луны), т.е. это Тело человека, а невидимое – есть Обратная сторона Луны, что есть символ невидимой Души.

ТЕЛО 55 (1) Земля + ДУША 53 (8) Луна = 108 – они по очереди и совершают то, что мы называем ЗАТМЕНИЕ 81. Для двоих, кто стал Парой , это называется ВЕНЧАНИЕМ 81.

Не случайно числа двух знаков (130 = 13 и 121 = 13) имеют одинаковость, что указывает на двойственность (два знака), которые имеют противоположность в Паре (один твёрдый, а другой мягкий).

Май 2008 год. Надежда Калинина.

Основным морфологическим средством выражения определенности (известности) имени является определенный артикль اَلْ [аль]. Данный артикль является общим для всех имен (независимо от рода и числа), прибавляется к началу слова и пишется с ним слитно. При прибавлении определенного артикля опускается и остается лишь гласная (выражаемая огласовкой), символизирующая собою падежное окончание имени, например:

Неопределенное состояние в арабском языке:

какой-то дом (им.падеж) - بَيْتٌ

какой-то дом (род.падеж) - بَيْتٍ

какой-то дом (вин.падеж) - بَيْتًا

Определенное состояние в арабском языке:

дом известный (им.падеж) - اَلْبَيْتُ

дом известный (род.падеж) - اَلْبَيْتِ

дом известный (вин.падеж) - اَلْبَيْتَ

При прибавлении определенного артикля, помимо опускания танвинного окончания, происходят изменения внутри слова в зависимости от его первой буквы. Буквы арабского алфавита делятся на так называемые «солнечные» и «лунные».

Солнечные харфы

К солнечным относятся следующие 14 согласных:

ت ث د ذ ر ز س ش ص ض ط ظ ل ن

Если слово, начинающееся с солнечного согласного, определяется артиклем اَلْ [аль], то звук буквы «лям» данного артикля не произносится, а первая солнечная буква определяемого слова удваивается, например:

Неопределенное состояние:

دَرْسٌ какой-то урок

صَوْمٌ какой-то пост

Определенное состояние:

(اَلدَّرْسُ урок (известный

(اَلصَّوْمُ пост (известный

Лунные харфы

К лунным относятся остальные согласные:

ا ب ج ح خ ع غ ف ك م ه و ي

При присоединении артикля к тому слову, которое начинается с лунного согласного, буква «лям» данного артикля произносится с сукуном, например:

Неопределенное состояние:

كِتَابٌ какоя-то книга

قَلَمٌ какой-то карандаш

Определенное состояние:

(اَلْكِتَابُ книга (известная

(اَلْقَلَمُ карандаш (известный

Необходимо заметить, что «алиф» в определенном артикле اَلْ является подставкой для соединительной хамзы, которая не произносится внутри предложения.

Определенный артикль не несет на себе самостоятельного словесного ударения, но получает второстепенное ударение.

Определенный артикль اَلْ может служить для оформления имен, обозначающих общеизвестные или единственные в своем роде предметы, явления или понятия, например اَلْقَمَرُ (луна), ٱلْإِسْلاَمُ (ислам), а также являющихся обобщениями целого рода, класса предметов, например, اَلْمُسْلِونَ (мусульмане), اَلْفَوَاكِهُ (фрукты).

Кроме имен, определенных артиклем اَلْ , именами в определенной состоянии считаются:

1. Все местоимения (они не принимают определенного артикля), например أَنَا (я), هُوَ (он);

2. Имена собственные, например, مُحَمَّدٌ (Мухаммад), مَكَّةُ (Мекка).

В Священном Коране встречаются сочетания двух согласных звуков, каждый из которых с сукуном. Причем первый выражен звуком [н] в танвине, а второй - [л] в изученном определенном артикле.

Например:مُحَمَّدًا الْوَسِيلَةَ [мухаммадан львасилята] или مَحْمُودًا الَّذِي [махмудан льлязи].

В этом случае, без принятия во внимание непроизносимых букв (дополнительный «алиф» в танвине фатха и соединительная хамза в определенном артикле), первый сукун преобразуется в кясру. В итоге читаем: [мухаммадани- львасилята ] и [махмудани-льлязи ].

Упражнение № 1

В чем заключается функция артикля اَلْ [аль]?

Упражнение № 2

Какие происходят изменения в слове при присоединении к нему артикля اَلْ [аль]?

Упражнение №3

Присоедините артикль اَلْ [аль] к следующим словам

حَمْدٌ ، عَالَمٌ ، دِينٌ ، رَبٌّ ، لَيْلٌ

غَيْبٍ ، نَاسٍ ، صُدُورٍ ، قَمَرٍ ، عُسْرٍ

صِرَاطًا ، مُسْتَقِيمًا ، يَوْمًا ، نَارًا ، ذَنْبًا

Упражнение № 4

Прочтите суру «ан-Нас» и перепишите в тетрадь слова с артиклем اَلْ [аль].