Дети не хотят учиться потому что. Что делать, если ребенок не хочет учиться, консультации психологов

«Ученик способный. А учиться не хочет!»

Мы продолжаем обсуждение трудных историй из школьной и внешкольной жизни в нашей педагогической консультации. Сегодня предметом разговора стало письмо из Екатеринбурга, посвященное одной из самых острых для современной школы тем – теме подростка, сбегающего из школы в интернет. Консультационный прием ведут доктор психологических наук Александр ЛОБОК и психолог Ирина ХРИСТОСЕНКО.
Мы ждем ваших историй. Адрес, по которому любой желающий может обратиться со своими вопросами и своими историями:
http://www.lvolab.msk.ru/lvo/forum/index.php?f=117/

История, о которой я хочу рассказать, достаточно типична для современных подростков. Ученик 10 класса, назовем его Роман, не хочет учиться. Он ходит в школу, присутствует на уроках, не конфликтует с учителями и при этом не успевает по многим предметам. Учителя пробовали разные методы решения проблемы: одни твердо требовали пересдавать материал после уроков, оставляли, пока не выучит, потом отстали, потому что решили, что от него все равно ничего не добьешься. Другие действовали через родителей, приглашали в школу, требовали принять срочные меры. Но родители не могут повлиять на ситуацию, у них хорошие отношения с ребенком, они стремятся объяснить ему, что учится он для себя, для того, чтобы быть успешным в будущем. …Роман, конечно, развивается и делает это с большим желанием и интересом, осваивает новые интернет-технологии, сервисы. Но при этом не думает связывать с этим свою будущую профессию. Сейчас ему интересны друзья, общение в интернете, компьютер. В играх он достаточно успешен, рассказывает об этом с большим желанием. А будущая жизнь представляется ему достаточно туманно. На вопрос, почему он не учится, Роман отвечает, что приготовление уроков отнимает слишком много времени, больше ни на что не хватает. Лучше вообще их не делать. Все равно результат один. Посоветуйте, где выход в этой ситуации? Как повысить учебную мотивацию у подростков?

Татьяна Келеева г. Екатеринбург

Александр Лобок :
Давайте, во-первых, разберемся: что значит «не хочет учиться».
«Друзья, общение в интернете, компьютер» – это те зоны, в которых Роману интересно. А это значит, что в перечисленных зонах его образование все-таки происходит. Он изменяется, растет, развивается в этих зонах. Он учится, наконец! Правда, учится не тому, что от него требует школа. И именно в этом видят главную проблему учителя и родители. Не в том, что Роман «не образовывается», а в том, что он «образовывается не туда» – не туда, куда требуют учебные программы.
Но так ли уж это плохо? Нельзя сказать однозначно. Если Роман по-настоящему увлечен компьютером, если он не зависает на всякого рода примитиве, а активно развивается в компьютерной среде, надо этому только радоваться. Почему мы думаем, что компьютер – это только «уход от реальных проблем»? Почему мы считаем, что генеральное направление образовательного развития ребенка – это приготовление уроков?
Вот если бы у Романа вообще не было никаких образовательных интересов, если бы он находился в состоянии глубокой образовательной депрессии (что, увы, случается у наших детей), это было бы по-настоящему печально. Но у Романа совсем другая ситуация! И мудрая позиция взрослых может заключаться в том, чтобы научиться взаимодействовать с Романом на его образовательной территории.
И первый вектор возможной работы (как для родителей, так и для учителей) – это начать с Романом совместную исследовательскую деятельность по поводу того, насколько расширяется, усиливается день ото дня его образовательный ресурс в процессе этого общения, игр и путешествий по интернету.
Что толку в очередной раз задавать вопрос: «Почему ты сегодня опять не выучил биологию?» А вот вопрос: «Чему ты научился благодаря интернету?» – может оказаться весьма и весьма конструктивным.
Иными словами, надо исходить из тех естественных мотивов, которые есть у Романа. Ведь он не топчется на месте. И если взрослому миру (родителям и учителям) станет интересно это реальное продвижение Романа в интернет-сфере, это будет площадка для диалога и взаимного обогащения. Только нужно понимать: это потребует от учителей и родителей определенных временных и душевных затрат. Но закон прост: если у нас нет ресурсов на то, чтобы разобраться в интересах взрослеющего подростка (в том, что нужно ему), у него заведомо не будет ресурсов разбираться в наших интересах (в том, что нужно нам).
Когда мы говорим: «Ребенка интересуют только общение, компьютер и интернет» – это слишком общие слова. Миллионы детей сутками сидят в интернете, но у всех этих детей совершенно разные интересы. И чем больше будем мы, взрослые, заинтересованы в том, что именно и в какой мере интересует ребенка в интернете, чем более серьезно и дифференцированно будем входить в структуру его реальных интересов, тем больше у нас будет шансов на взаимодействие и взаимопонимание с этим ребенком. Тем больше у нас будет шансов на то, чтобы помочь ему строить проект индивидуальной образовательной деятельности как в интернете, так и в школе.
Конечно, если мы на самом деле хотим помочь ребенку, а не оттолкнуть его от себя. И это прежде всего задача родителей, которые заведомо ближе к Роману. Но и возможная задача учителей – если учителей будущая судьба Романа по-настоящему волнует.
Второй вектор работы связан уже с позицией и возможностями школьных учителей.
Когда Роман говорит: «Приготовление уроков отнимает слишком много времени, больше ни на что не хватает. Лучше вообще их не делать. Все равно результат один» – это ведь не только про Романа.
Смотрите: «выпавший» из учебного процесса ребенок в какой-то момент начинает стараться, но… учитель этого не замечает. Учитель не готов обрадоваться тому, что ребенок совершил хоть какое-то усилие навстречу школьному процессу, и не готов это отметить положительной оценкой (не обязательно в журнале – хотя бы словами эмоциональной поддержки). А ведь любому ребенку хочется, чтобы его хоть чуть-чуть поддержали в его стараниях. Он же совершает маленький подвиг – отрывается от своего интереса и искренне пытается сделать то, чего хотят от него взрослые. Но учитель не готов это заметить. Он не готов поддержать одно только старание – ему требуется некий видимый результат. Но для видимого результата требуется время. И порыв подростка угасает. Кто виноват? Увы, не подросток. А тот, кто взял на себя обязательство быть педагогом.
К сожалению, это великая беда нашей школы: для учителей оценка – это способ сравнения детей друг с другом, а не способ помочь ребенку увидеть эффективность своего движения.
Но если мы хотим по-настоящему помогать таким детям, как Роман, нам нужно научиться выходить из привычного залога, когда оценка – это способ ранжирования сидящих в классе детей. Нужно научиться оценивать не количество допущенных ошибок, а количество приложенных усилий. Научиться оценивать сам факт старания. Как если бы мы имели дело с ребенком, у которого есть какие-то органические нарушения: «Ура! Ты сделал первый шажок! Это огромная победа, и мы готовы тебя в этом поддержать!!!» И я уверяю: на такую поддержку ребенок откликнется. Только надо понимать, что при этом требуется огромное терпение. И от родителей, и от учителей.

Ирина Христосенко :
«Ребенок не хочет учиться!» Так видят ситуацию родители, так видят ситуацию учителя. И оттого с ребенком проводятся душеспасительные беседы о будущем, которые, по замыслу, должны заставить его одуматься и активизировать свою учебную деятельность. И к психологу с тем же вопросом – про повышение учебной мотивации. И суть вопроса проста: как заставить ребенка занять учебную позицию в том мире школьных знаний, которые представляются сверхважными во взрослом мире?
Проще всего посоветовать оставить Романа в покое – мол, сам разберется, что для него является действительно важным, а что несущественным. Тем более что образовательные интересы у него отнюдь не потеряны – просто школьные знания не попадают в их сферу.
Но все-таки хочется помочь родителям и учителям и попробовать ответить на вопрос, что же случилось с Романом – почему он выпал из учебного процесса. Тем более что ситуация эта достаточно типичная – в ней оказываются тысячи подростков.
И первое предположение, которое возникает: может, дело вовсе не в том, что Роман не хочет учиться, а в том, что он не может учиться? Точнее, не может учиться так, как от него ждут окружающие? И, не справляясь с предъявляемыми ожиданиями, все больше и больше уходит в тот мир, в котором он по-настоящему успешен?
Смотрите, как фиксирует проблему сам подросток. Он пробовал себя мобилизовать на учебу, но у него все равно ничего не получилось. Его усилий не заметили. Не оценили. И никто не откликнулся, никто не попробовал помочь. Как будто взрослые и не предполагают, что Роману может быть трудно, что ему может быть нужна реальная помощь. Мол, дело исключительно в том, что Роман «не хочет». Ведь там, где он «хочет» – в компьютерных программах, в интернете, – у него получается все.
Похоже, что учителей в оценке ситуации подводит то, что Роман является безусловно способным мальчиком с выраженной склонностью к интеллектуальному лидерству. И наверняка еще совсем недавно он был весьма и весьма успешным учеником и учеба давалась ему легко. Но вот наступила подростковость, и сломалось что-то в хорошо отлаженном механизме взаимодействия мальчика со школой, а учителя и родители, привыкшие к послушному и успешному ученику, все готовы списать на пресловутое «падение учебной мотивации» и злостный интернет. Мол, все дело в отсутствии у Романа настроенности на учебу и волевых усилий. И даже когда Роман прямым текстом говорит: «Я пытаюсь, но у меня не получается!» – его не слышат. Инерция восприятия сильнее.
Но давайте попробуем реконструировать, что происходит со склонным к лидерству учеником при вступлении его в подростковый возраст.
Доминанта подростковости – уважение среди сверстников, а одно из условий для достижения высокого статуса в современной подростковой среде – конечно же, стать докой в компьютерных делах. А это требует ой-ой-ой каких усилий!
Правда, у взрослых существует иллюзия, что современным детям легко осваивать компьютер, что это для взрослых трудно, а от детей не требует никаких особенных затрат. На самом деле это, конечно, не так. Просто для детей этот мир сверхценен, и они готовы прилагать к его освоению огромные усилия. А родители часто даже не подозревают, сколько времени требуется ребенку для того, чтобы освоить те или иные компьютерные ресурсы. И что в какой-то момент он объективно вынужден пожертвовать школой, чтобы совершить свой компьютерный рывок. У ребенка не хватает ресурса на то, чтобы быть успешным сразу на двух фронтах. И естественно, что он жертвует линией школьного фронта, полагая, что придет время и он нагонит школьную программу.
Но когда время приходит и он совершает-таки усилие навстречу школе, оказывается, что его собственного ресурса уже недостаточно. Нужен запрос на взрослую помощь. Но ребенок привык к лидерству, да и взрослые уверены в том, что ему «все легко». И не готовы оценить прилагаемые ребенком старания в силу завышенной планки ожиданий.
И тогда вчерашний успешный ученик предпочитает занять позицию школьного разгильдяя: старайся не старайся – результат один! Роль неудачника невыносима – уж лучше роль сознательного разгильдяя. Мол, не потому не учусь, что не могу, а потому, что «забил» на вашу учебу!
Но взрослые-то должны понимать, что это чисто защитная позиция!
И что если в течение хотя бы полугода начать оказывать такому ребенку систематическую содержательную помощь, он сумеет вынырнуть из учебного провала и сможет совместить свою компьютерную успешность с успешностью в учебе. И тогда маска разгильдяя уже не потребуется – ведь Роман явно способный ребенок с высоким интеллектуальным потенциалом.

Ваши дети всегда с удовольствием идут в школу? Или порой вам все-таки приходится их заставлять? Нежелание ребенка идти в школу может быть вызвано разными причинами и выражаться в различных формах. Как распознать, что школьник испытывает трудности, связанные с обучением, и как помочь ему справиться с этими трудностями? Об этом поговорим сегодня.

Основные причины и формы отказа от учебы

Нежелание учиться и посещать школьные занятия может выражаться в различных формах. Конечно, ребенок может напрямую заявить родителям, что не хочет этого, но, как правило, так поступают только ученики младших классов, да и то не часто. Чаще всего нежелание учиться можно распознать по следующим признакам:

  1. Ребенок часто болеет. Здесь важно не спутать реакцию протеста со слабым здоровьем. О том, что ученик просто не желает посещать школу, будут свидетельствовать частые болезни (например, болит голова, живот, ребенок постоянно простужается), которые не были характерны для него ранее; усиление симптоматики в учебные дни и улучшение состояния в свободное от учебы время. Важно учесть, что ребенок не притворяется и не придумывает себе болезни – это своеобразная реакция его психики и организма на нежеланную ситуацию.
  2. Ребенок стал замкнутым, подавленным и необщительным или агрессивным и вспыльчивым. Делая то, что ему делать совсем не хочется, ученик будет выдавать эмоциональные реакции, которые ранее были ему несвойственны (например, гнев или замкнутость). Он может винить родителей в том, что его заставляют ходить в школу, и на этом фоне начать общаться с ними неподобающим образом (ругаться, грубить и т.д.) или перестать общаться вовсе (отделываться односложными ответами, никогда не заводить разговор первым и пр.). Также на подобное поведение могут жаловаться учителя.
  3. Ребенок прогуливает занятия. Школьник придумывает различные причины, чтобы не ходить в школу, лжет родителям и учителям, систематически не посещает занятия. Как правило, о частых прогулах родителям сообщают педагоги.

Вот основные причины, по которым ребенок может избегать учебу:

  • Проблемы с учителем
  • Проблемы с одноклассниками
  • Проблемы в обучении
  • Скука и отсутствие интереса
  • Непонимание необходимости учиться
  • Неготовность обучаться в школе
  • Страхи

Проблемы с учителем

Не секрет, что школьные учителя часто выбирают себе наиболее и наименее любимых учеников. Эта «нелюбовь» педагога к ребенку, предъявление неадекватных требований или чрезмерная критика могут обуславливать нежелание школьника ходить на занятия к такому учителю.

Как распознать

Ребенок становится замкнутым и избегает вопросов о занятиях с данным учителем, прямо отказываться ходить на уроки с ним, ругает педагога и нелестно отзывается о нем. Уловить наличие конфликта можно и в прямом контакте ребенка и учителя, наблюдать который можно после занятий, когда Вы забираете ребенка, или на общем родительском собрании.

Что делать

В данном случае необходимо:

  1. Выяснить причину конфликта, поговорив и с ребенком, и с педагогом.
  2. Обсудить со школьником этот конфликт. Важно показать ему, что учитель – это авторитетная фигура, к мнению которой следует прислушаться.
  3. Поговорить с педагогом. Попросить его более лояльно относиться к ребенку, не выказывать излишней критики или использовать более мягкий стиль преподавания (в зависимости от причины конфликта).
  4. Найти компромисс. Важно, чтобы все стороны осознали наличие проблемы и хотели разрешить ее. Если Вы видите, что дело в учителе, который не желает идти навстречу, то лучше всего сменить класс. Если же педагог готов идти на компромисс, то важно донести до ребенка, что ему не желают зла, и при соответствующем поведении с его стороны исчезнет ситуация конфликта.

Проблемы с одноклассниками

Очень часто дети не желают посещать школу именно потому, что не могут найти общий язык с одноклассниками, становятся в классе «изгоями» или имеют конфликты с кем-то из старшеклассников.

Как распознать

Ребенок с такими проблемами будет использовать все способы, чтобы не ходить в школу (лгать, прогуливать, плакать, когда его заставляют, и т.д.), может стать более замкнутым, неохотно отвечать на любые вопросы о школе, избегать упоминаний об одноклассниках/старшеклассниках, часто болеть. При этом друзей в школе у школьника нет совсем или очень мало.

Что делать

Здесь важно выяснить причину конфликтов и напрямую обговорить это с ребенком. В данной ситуации предпринять можно следующее:

  1. Объяснить ребенку, что в происходящем нет ничего обидного/страшного. Это поможет в том случае, если ученик чувствует себя не таким как другие (например, выше/ниже всех ростом); если его дразнят ребята; если просто не складываются отношения с некоторыми одноклассниками. Можно вспомнить и рассказать о похожей ситуации в ваши школьные годы и о том, как с ней справились; объяснить, что невозможно общаться со всеми одинаково хорошо, и это совершенно естественно.
  2. Показать ребенку, как можно постоять за себя. Научить его обороняться, не давать себя в обиду и уметь игнорировать провокации.
  3. Помочь школьнику поверить в свои силы. Совместно с ребенком найдите область, в которой он сможет проявить себя с наилучшей стороны и показать всем, на что он способен. Это поможет поднять самооценку и вызвать уважение у других ребят.

Проблемы в обучении


Школьные неудачи, непонимание учебного материала, отставание по каким-то предметам от своих сверстников – еще одна распространенная причина нежелания ходить в школу.

Как распознать

Об этом родителям скажут плохие отметки, индивидуальная беседа с учителем, совместное с ребенком выполнение домашних заданий (поможет выявить пробелы). Ученики младших классов могут прямо заявлять, что не желают больше ходить в школу, потому что, например, «все умею читать, а я нет».

Что делать

Решить эту проблему помогут:

  1. Дополнительные занятия с учителем или репетитором
  2. Помощь ребенку в выполнение заданий, разъяснение материала
  3. Перевод в другой класс (в крайних случаях, когда ребенок сильно отстает по программе, и нет возможности быстро это подтянуть)

Скука и отсутствие интереса

Иногда причиной нежелания учиться может стать совсем другая ситуация – ребенок уже хорошо освоил все, что ему сейчас преподают, и не испытывает интереса. Это характерная ситуация для одаренных детей, намного опережающих в развитии своих сверстников.

Как распознать

На занятиях ученик скучает и занимается посторонними делами, поэтому может получать плохие отметки и замечания за поведение. При этом весь материал дается ему легко – это видно, если попробовать совместно с ним решить какую-то задачу или попросить что-то объяснить.

Что делать

В таком случае можно:

  1. Объяснить школьнику, что не все дети такие же одаренные как он. Поэтому нужно терпеливо к этому относиться и помогать отстающим при необходимости (роль учителя/помощника может увлечь ребенка и сформировать интерес к школе).
  2. Попросить педагога давать ученику более сложные задания. Например, в то время как весь класс решает какую-то стандартную задачу по алгебре, учитель дает Вашему ребенку задачу на порядок сложнее (олимпиадную, из программы старшего класса и т.д.). Этот же способ могут использовать и родители дома.
  3. Перевести в другой класс. Если ребенок успешно освоил программу своего класса, то совершенно очевидно, что его можно перевести далее. Поговорите об этом с учителями, директором школы.

Непонимание необходимости учиться

Ребенок, не видящий смысла в ежедневном посещении занятий, будет стремиться всеми силами этого избежать.


Как распознать

Школьник прогуливает занятия, напрямую отказывается ходить в школу и выполнять домашние задания, говорит о том, что «все это бессмысленно», «никому не нужно», «я бы лучше сразу пошел работать» и т.д. При этом страдают также отметки и поведение на уроках, могут возникать конфликты с учителями.

Что делать

В этом случае очень важно объяснить ребенку, что школа нужна ему. Например, без нее не поступить в университет, не найти интересную или высокооплачиваемую работу и т.д. Младшим школьникам можно говорить о том, что здесь с ним будут заниматься, давать знания и говорить интересные вещи, учить полезным для жизни вещам и т.д.

Неготовность обучаться в школе

Эта проблема часто возникает у первоклассников, которых слишком рано отдали в школу. Они еще не готовы к данной ситуации психологически, поэтому не испытывают ни малейшего желания посещать незнакомое и неинтересное для них место.

Как распознать

Малыш отказываться подчиняться школьным требованиям, плохо ведет себя, играет на уроках, быстро утомляется, не может усидеть на месте, напрямую отказывается ходить в школу и просится обратно в детский сад.

Что делать

Лучше всего в данной ситуации проконсультироваться с психологом. Если он выявит, что ребенок по разным критериям (психологическая, интеллектуальная, эмоциональная готовность и т.д.) не готов учиться, то стоит переждать еще год. Если же в результате обследования это не выясняется, то, скорее всего, у ребенка просто нет мотивации и работать нужно именно с этим.

Страх нового и неизвестного

Характерен для первоклассников, которые попали в абсолютно новую для них ситуацию и не совсем понимают, как себя вести в ней.

Как распознать

Ребенок просит не оставлять его в школе одного, плачет, откровенно говорит о том, что боится, в школе очень замкнут, ни с кем не общается, «забит».

Что делать

В данном случае следует:

  1. Объяснить ребенку смысл обучения
  2. Показать привлекательные стороны посещения школы (например, узнаешь много интересного, найдешь новых друзей и пр.)
  3. Рассказать, сколько времени ребенок проведет в школе, когда именно вы его заберете
  4. Уходить открыто, с улыбкой и без долгих прощаний на пороге школы
  5. Поговорить с учителем, попросить помочь малышу на первых парах (ориентироваться в здании школы, привыкнуть к новой ситуации и др.)

Трансформируем отказ в желание!

Если ваш ребенок не хочет ходить в школу, то это не означает, что он ленивый или плохо воспитан. Скорее всего, это легко объясняется одной из вышеперечисленных причин. И с этим можно справиться, если родители проявят максимум заинтересованности, внимания, понимания и заботы.

Введение

Рынок Форекс / Forex является высокодоходным и высокорискованным средством извлечения прибыли от сделок по валютным курсам. Используемые инструменты работы на рынке Форекс во многом определяют результат валютной торговли участниками рынка Форекс, являющихся клиентами брокеров. Каждый Форекс- брокер предлагает свой торговый терминал, однако большинство брокеров и трейдеров рынка Forex сходятся сегодня в своем выборе терминалов MetaTrader 4 и MetaTrader 5. Форум ФорексДеньги создан для тех, кто выбирает в своей Форекс торговле терминал семейства MetaTrader, а так же платформы брокеров бинарных опционов.

Обсуждение торговли

Прогнозы рынка Forex, независимые мнения экспертов валютного рынка - всё это вы найдете в . Приветствуется наличие опыта работы на Форекс, однако не запрещены вход и право участия в дискуссиях всем желающим, в том числе трейдерам-новичкам. Обмен мнениями по движениям валют, демонстрация собственной торговли, ведение трейдерских дневников, разработка форекс-стратегий, взаимопомощь - главная цель общения в Форекс-форуме, посвященном трейдингу.

Общение с брокерами и трейдерами (про брокеров)

Если вы имеете негативный или положительный опыт работы с Форекс-брокером, поделитесь им в , посвященном вопросам качества брокерских услуг. Вы можете оставить отзыв о вашем брокере, рассказав о преимуществах или недостатках торговли через него. Совокупность отзывов трейдеров о брокерах представляет собой своеобразный рейтинг Форекс-брокеров. В этом рейтинге вы можете видеть лидеров и аутсайдеров рынка услуг трейдинга на Forex.

Софт для трейдеров, автоматизация торговли

Трейдеров, занимающихся автоматизацией торговли, созданием форекс-роботов, приглашаем в раздел , где можно задать любой вопрос по торговым платформам MetaTrader, опубликовать свои наработки, или взять готовые рекомендации по автоматизации трейдинга.

Свободное общение на Форуме ФорексДеньги

Вы хотите отдохнуть? Или пока еще не располагаете нужной квалификацией для общения в трейдинговых разделах? Тогда вам подойдет Форекс-форум для . Разумеется, не запрещено общение на темы, близкие к рынку Форекс. Здесь вы найдете анекдоты про трейдеров, карикатуры на экономическую тематику и полноценный офф-топ.

Деньги за общение на Форуме ФорексДеньги

Форум ФорексДеньги позволяет получить не только удовольствие от общения, но и существенное материальное вознаграждение благодаря . Средства, начисляемые за сообщения, которые развивают форум и вызывают интерес аудитории, могут быть использованы в Форекс-трейдинге у одного из партнеров форума.


Благодарим вас за выбор Форума ФорексДеньги в качестве места общения!

Чаще всего причина на поверхности – ребёнку просто лень рано подняться, собраться и вообще учиться. В такой ситуации ему просто не хватает дисциплинированности. Чтобы помочь школьнику справиться с собственной ленью, нужно придумать для него ежедневные ритуалы.

«Они важны для ребёнка с младенческого возраста, – объясняет психолог Татьяна Юрьева , – и дают малышу ощущение безопасности. По мере взросления ритуалы превращаются в привычки, от которых во многом зависит и взрослая жизнь».

Татьяна рекомендует придумать последовательность действий, которую ребёнок будет выполнять каждый день. Такой режим поможет свыкнуться со школой и снизит сопротивление. Так что мамам и папам действительно стоит напоминать о том, что нужно сложить портфель, почистить зубы и лечь спать в определённое время.

Как правило, лень появляется от того, что ребёнку не хватает мотивации . «А зачем мне ходить в школу?» – вопрос, который каждый родитель слышал хотя бы один раз.

Психолог считает, что мотивация и не появится, если не заниматься с детьми.

«Чудес не бывает. Если вы не приучаете чадо к режиму, не водили его на занятия до школы, не ждите, что 1 сентября он проснётся заряжённым мотивацией учиться. Настройтесь на воспитание в нём желания учиться. Можно мотивировать и подарками, проведя аналогию с работой взрослых».

У каждого родителя со временем формируется свой подход к тому, как убедить сына или дочь в том, что ему нужно ходить в школу. Людмила Семёнова , мама 7-летнего Вани и 12-летнего Егора , считает, что главное – объяснить, что знания, полученные в школе, понадобятся в дальнейшей жизни.

«Старший иногда ленится учиться, младший только пойдёт в первый класс, но на вопрос, хочет ли в школу, отвечает «не очень». Для первоклашек очень важен последний год в детском садике. У нас были хорошие воспитатели, которые хорошо подготовили его к школе. Чтобы побороть лень сыновей, я говорю, что школа – это важный этап в жизни, который поможет определиться с профессией и продолжить дальше обучение», – говорит Людмила.

Фото Натальи Малыхиной

Для первоклашек, которых пугает неизвестная школа, психолог советует рассказывать сказки о школе.

«В них главный герой может сначала не хотеть ходить в школу, а потом полюбить учёбу. Также помогут рассказы о том, что там будут старые друзья или появятся новые. Лучше приучать к школьному режиму заранее. Водите на подготовку к школе, чтобы ребёнок привыкал к месту и занятиям», – добавляет Татьяна Юрьева.

«Меня там обижают»

Иногда причиной могут стать плохие отношения с одноклассниками или учителями. Замкнутый ребёнок, скорее всего, даже не скажет родителям о том, что его обижают одноклассники.

«Проведите параллель со своей жизнью: если у вас сложные отношения с коллегами, хочется вам идти на работу? Коммуникативные барьеры, неумение находить общий язык с новыми людьми, конфликты, недопонимание, детская жестокость – всё это может надолго отбить желание ходить в школу», – отмечает психолог.

Татьяна Юрьева обращает внимание на то, что важно не переусердствовать с защитой ребёнка. Действительно, бывают такие тяжёлые ситуации, когда нужно сменить класс или даже школу. Но ребёнок должен учиться справляться с трудностями, поэтому в некритических ситуациях лучше помочь найти общий язык с учителями и с одноклассниками.

«Вся наша жизнь зачастую определяется коммуникативными навыками. Если вы научите ребёнка с раннего возраста находить общий язык с окружающими, вы дадите ему очень важный жизненный навык. Если у вас самих трудности в общении, прибегайте к помощи профессионалов: привлекайте детских, школьных психологов, водите в группы социальной адаптации», – добавляет Татьяна.

Кроме того, стоит поговорить и с преподавателями, которые подскажут, какие проблемы в коллективе есть у ребёнка. Дети могут вести себя абсолютно по‑разному дома и в классе, поэтому важен взгляд со стороны. Учительница русского языка Ирина Голубева советует родителям уметь смотреть на детские конфликты отстранённо:

«Вспомните кольцо Соломона с надписью «всё проходит» – любой конфликт рано или поздно разрешится. Из любой неприятности можно извлечь пользу, если не принимать позицию жертвы и не обвинять окружающих в случившемся. Любой кризис – это рост личности».

Фото Натальи Малыхиной

Ещё один совет – записать ребёнка на кружок или секцию, в которую ему давно хотелось. Так у вашего чада появится ещё один круг знакомых и любимое занятие.

«Увлечение послужит источником положительных эмоций. Когда человек развивается, обнаруживает в себе талант, переживает успех, он становится более уверенным в себе, а самооценка повышается. Так у ребёнка, которого обижают в школе, вырабатывается иммунитет к нападкам одноклассников», – считает Ирина.

«Не справляюсь»

Часто взрослые стремятся воплотить свои нереализованные мечты в детях. Такие родители могут не учитывать способности и желания собственного ребёнка. В итоге школьник не справляется с поставленной планкой, и из этого тоже вырастает нежелание учиться.

«Очень часто родители хотят, чтобы их чадо стало вундеркиндом. Для этого отдают детей в престижные школы с углублёнными программами, не обращая особого внимания на их возможности и желания. Как это ни болезненно, но иногда следует признать, что ребёнок не тянет сложную программу. Вместо того чтобы окружать его репетиторами и дополнительными занятиями, может, стоит подумать о смене класса или школы?» – рассуждает Татьяна Юрьева.

Кроме того, нежелание ребёнка просыпаться рано утром и идти на занятия может быть связано с объективной усталостью. Для того чтобы она не накапливалась, нужно обеспечивать активный отдых.

«Играя в компьютерные игры, ребёнок не отдыхает. Мозг по‑прежнему перегружается информацией и её обработкой. В выходные устраивайте разгрузочные от учёбы дни. Гуляйте с ребёнком и давайте ему побегать и попрыгать», – разъясняет психолог.

После долгого отдыха, например летних каникул, не ждите, что дети быстро втянутся в школьный режим. Вспомните, как сами привыкаете к рабочему графику после отпуска.

Фото из личного архива

Ещё одна причина, по которой сын или дочь могут не справляться с учёбой, – это неврологические трудности .

«Дети могут быть неусидчивы и невнимательны из‑за неврологических проблем, не устранённых своевременно. Нарушенное кровообращение, внутричерепное давление, незрелость нервной системы могут физически не давать ребёнку справляться с возросшими умственными нагрузками. Конечно, устранением неврологических проблем нужно заниматься с рождения, но лучше поздно, чем никогда», – отмечает психолог.

Тёплые слова и понимание

В любой ситуации, какой бы ни оказался ваш ребёнок, поддерживайте его.

«Поддержка создаёт чувство безопасности, без которого не обойтись ему в современном мире. Как бы вы ни были заняты, найдите время, чтобы выслушать ребёнка. Интересуйтесь прежде всего не его оценками в школе, а его внутренними переживаниями. Не скупитесь на тёплые слова и объятия, ведь с поддержкой близких можно преодолеть любые трудности», – советует Ирина Голубева.

Быть внимательным рекомендует и психолог Татьяна Юрьева: контакт нужно устанавливать с ребёнком с самого маленького возраста, чтобы не было так трудно в подростковом. Также важно помнить, что ваш ребёнок – личность, поэтому не стоит мешать ему принимать самостоятельные решения.

«Разрешите ребёнку быть отдельным человеком, а не частью вас. Позвольте делать ошибки и нарабатывать свой опыт. Это, конечно, не просто, но чем раньше вы признаете в сыне или дочери отдельную личность, тем больше шансов сохранить действительно близкие отношения», – подытоживает психолог.

А ещё почитайте материал Ольги Муштаевой о том, как правильно составить распорядок дня школьника .

Наталья Малыхина

14

Счастливый ребенок 24.10.2017

Дорогие читатели, в сентябре наши дети пошли в школу, и уже сейчас у многих появились трудности – ребенок не хочет учиться. И этот вопрос нельзя оставлять открытым, ведь проблема нарастает, как снежный ком. Как правильно объяснить детям необходимость школьного обучения? Почему ребенок не хочет учиться, в чем истинная причина? И как помочь сыну или дочери справиться с этой ситуаций, не скатываясь к назиданиям и эмоциональному насилию?

В нашей рубрике мы предлагаем несколько проверенных советов родителям, чей ребенок не хочет учиться в школе. Выбирайте то, что подойдет вам и вашей семье, пробуйте, практикуйте, и приятной вам учебы! Ведь школьные годы – чудесное время, и оно ни в коем случае не должно стать пыткой для ваших детей и вас самих. Передаю слово ведущей рубрики Анне Кутявиной.

Здравствуйте, дорогие читатели блога Ирины! Многие из нас вспоминают школу с теплом. Веселое время, тетрадки и учебники, уроки и долгожданные каникулы, дружные одноклассники, совместные походы, экскурсии, олимпиады и экзамены. Сейчас кажется, что все это было просто как дважды два по сравнению с теми задачами, которые порой ставит перед нами взрослая жизнь. И в ней уже не так легко, как прежде, получить пятерку и уж совсем невозможно пересдать неуд.

Поэтому нам часто непонятно и даже досадно сталкиваться с ситуацией, когда наш ребенок совсем не хочет учиться. Ведь вроде вкладываешь в него много времени и сил, стараешься, а он все равно за свое: «Не хочу учиться!» Сразу возникает чувство вины – видно, плохо воспитывали, раз он так себя ведет. Или желание резко все исправить с помощью собственного авторитета: «Вот я сейчас тебе покажу!»

Но, увы, такие методы не помогут и не дадут нужного результата. Ведь сначала надо разобраться с причинами отказа от учебы, а потом уже решать что предпринять.

Разберемся в причинах

Почему ребенок не хочет учиться? Важно понимать, что причина подобного поведения зависит во многом от возраста. Одно дело, когда ребенок 6 лет не хочет учиться, и совсем другое – когда не хочет учиться ребенок 10 лет. Мотивы будут совсем разными.

Сначала рассмотрим основные причины нежелания учиться самых маленьких школьников. Честно и беспристрастно оцените ситуацию и найдите похожие признаки в вашей семье. А дальше можно будет выбрать для себя подходящий вариант решения проблемы.

Избыточный контроль, гиперопека и большие надежды

В последнее время эта причина нежелания ребенка учиться очень часто встречается. Мама с папой контролируют каждый шаг малыша, опекают его, следят за любым словом и действием. И автоматически берут на себя ответственность за учебу.

Ребенок идет в первый класс, потом во второй и в более старшие, а мама все время делает с ним уроки. А по сути, за него. Мама сама собирает портфель сына или дочери, знает обо всех его школьных делах. Сам ребенок от такой гиперопеки перестает думать и что-то делать самостоятельно. Иногда его лишают даже права голоса: мама сказала, что так правильно, значит, так и есть.

Для чего родители так себя ведут? Конечно, не из желания навредить ребенку. Наоборот, они хотят как лучше, пытаются помочь несмышленышу, ведь для них он так и остается маленьким. Отдельный пунктик в жизни современных мам и пап – сделать для детей все, обеспечить их наилучшим.

Также бывают ситуации, когда мама или папа сами не делают за ребенка уроки, но в приказном тоне контролируют его поведение. Тщательно проверяют уроки, усаживают детей за домашнее задание под неусыпным контролем и не в желаемое для них самих время, а когда прикажут. Да еще и приговаривают, каким большим человеком они хотят видеть ребенка в будущем, как они для этого стараются.

Что делает ребенок, когда попадает под такую опеку и контроль? Перестает учиться. Ему становится неинтересно и скучно. Родители, в свою очередь, усиливают давление, начинают ломать волю ребенка. Тот сопротивляется, начинаются конфликты и скандалы. А поскольку возникает ситуация из-за школьных занятий, появляется неприязнь к самой школе.

Сложности в общении с ровесниками

Вторая важная причина нежелания учиться и вообще ходить в школу – конфликт с одноклассниками. Возможно, ребенка обижают или дразнят в школе, с ним не хотят дружить, не принимают в компанию. Или он слишком стеснителен, не умеет общаться и устанавливать контакты с детьми. И из-за этого он страдает, отказывается учиться.

Негативные эмоции, связанные с режимом

Порой дети бунтуют против необходимости соблюдать строгую дисциплину: рано вставать утром, долго сидеть за партой, делать уроки каждый день. А ему хочется, как и раньше, бегать и прыгать, проводить время в игре.

Банальная скука

Нередко дети, которые с раннего детства показывают хорошие результаты в развитии и обучении, приходят в школу и начинают скучать. Родители недоумевают: почему ребенок не хочет учиться? Они так мечтали о его выдающемся будущем!

А ребенок ходит на уроки из-под палки, его успеваемость страдает. И он продолжает лениться делать скучные задания, особенно те, что были пройдены им до школы.

Сложные отношения с учителем

Увы, от ситуации, когда у преподавателя есть любимчики и изгои, никто не застрахован. В итоге ребенок тратит много сил на эту проблему, а на обучение внимания просто не хватает.

Проблемы со здоровьем

Если у ребенка есть какое-то заболевание, чаще всего он получает много внимания и поблажек со стороны родителей, а затем и учителей. Все их жалеют, относятся к ним снисходительно. Увы, дети нередко этим пользуются и симулируют недомогания. Ведь за прогулы никто не наругает, а хорошую оценку поставят и из жалости. Спрашивается, зачем тогда учиться и ходить в школу?

Неумение сосредотачиваться

Взросление – долгий и поэтапный процесс. Нет смысла ругать ученика младших классов за то, что он не хочет учиться. Важно понимать, в этом возрасте дети просто не умеют долго удерживать внимание на чем-либо, кроме игры. Сидеть за партой и слушать учителя – задача не из легких для шестилетки. По утверждению ученых, полноценно учиться и воспринимать всю нужную информацию на уроке ребенок сможет лишь к 10-12 годам.

Родители подростков часто жалуются, что подросшие дети просто перестают учиться и стремиться к знаниям. Даже если в начальных классах учеба шла на ура, в переходный период у сыновей и дочек падает успеваемость, они перестают делать домашние задания, а нередко и просто прогуливают уроки.

Кроме названных выше причин нежелания ходить в школу, в подростковом возрасте появляются новые факторы. Ребенок 12 лет не хочет учиться – почему? Рассмотрим возможные причины подробнее.

Становление личности

Это очень важный период в развитии человека, но он не всегда проходит гладко. В 12-13 лет у детей начинается половое созревание, а с ним и период несогласия с правилами, бунтарства. Также это отражается и на учебе.

Непосильная физическая и эмоциональная нагрузка

Часто бывает, что родители в стремлении дать ребенку лучшее забывают о пределах возможностей. В итоге ребенок ходит на десятки внешкольных занятий и просто не успевает отдыхать и восстанавливаться. Ситуация усугубляется, если в семье напряженные отношения, и даже дома ребенок не может расслабиться.

Отсутствие интереса к какому-то предмету или проблемы с его освоением

Кому-то не дается математика, другим – иностранный язык, третьим – биология с химией. Все мы индивидуальны, и невозможно одинаково любить все предметы и успевать в них.

Перемена условий учебы

Переход ребенка в другой класс или школу, перемена места жительства, смена режима обучения тоже может стать причиной потери интереса к школе. Ведь ребенку приходится подстраиваться под не всегда удобные условия, терять контакты с одноклассниками и привыкать к новому коллективу. А это непростые задачи.

Потеря мотивации, недостаток потребности в познании нового

Бывает, что дети в какой-то момент перестают видеть смысл в учебе. Особенно если видят примеры, когда более образованные взрослые добиваются меньших успехов, чем бывшие двоечники. Возникает закономерный вопрос: а зачем учиться?

Довольно сложно давать какие-то советы, не видя конкретной ситуации. Но в целом можно предложить следующие рекомендации.

В случае чрезмерного контроля

Если имеет место чрезмерный контроль и опека, лучше дать ребенку больше свободы. Да, сначала, скорее всего, успеваемость еще больше упадет, ведь ребенок почувствует волю и станет делать то, что раньше было под запретом. Но потом он поймет, что быть в числе отстающих тоже невесело, и начнет делать шаги к повышению успеваемости. А когда он почувствует вкус успеха, то вряд ли уже сможет от него отказаться.

Скука

Если ребенок явно опережает одноклассников по уровню развития и скучает на уроках, нужно выбрать для него школу с усложненной программой. Так ребенок получит новые знания и перестанет скучать.

Конфликты с одноклассниками и учителями

В случае конфликтов с одноклассниками или учителем мама с папой должны мягко разъяснить ситуацию и продумать варианты решения. Если не получается сделать это самостоятельно, можно обратиться к психологу.

Лучше избегать сравнений ребенка с ровесниками, не нужно приводить ему в пример успехи одноклассников и других ребят.

Важно научиться находить компромиссы. Позволяйте ребенку самому решать, в каком порядке выполнять задания, отводите время для отдыха и приятных ребенку занятий. Ведь школа – не каторга, и жизнь ребенка не должна состоять только из учебы.

Если сын или дочь переживают переходный возраст, важно в это время не наседать на них, а помочь справиться с трудностями. Главная задача родителей – не сделать из детей отличников, а сохранить теплые с ними отношения. При необходимости можно нанять репетитора.

Важно помнить, что дети любого возраста нуждаются в родительской поддержке, внимании и любви.

Успехов вам и вашим детям!

Предлагаю посмотреть видео на тему, как помочь ребенку учиться в школе, если он не хочет.

Анна Кутявина,
психолог, сказочница,
хозяйка сайта Сказочный мир ,
автор книги-тренинга для взрослых Копилка желаний

Я благодарю Аню за такую важную для многих тему. Почти у всех бывают периоды, когда дети с меньшей охотой начинают ходить в школу. И пусть вопрос при этом будет стоять не слишком остро, но конечно, стоит разобраться, из-за чего возникает это нежелание. Все рекомендации Ани прекрасно помогут в этом случае.

А сейчас я предлагаю послушать вам песню Школа . Клип группы Любовные истории .

Смотрите также

14 комментариев

    Марфа
    19 Сен 2018 в 6:32

    Ответить