Как сохранить зрение ребенка памятка родителям. Вы все запомнили

КЛАССНЫЙ ЧАС

Цель: Способствовать формированию положительного отношения к здоровью как величайшей ценности.

Задачи:

  • содействовать воспитанию у детей чувства ответственности за собственное здоровье.
  • краткое знакомство со строением глазного яблока и болезнями глаз.
  • показать значение зрительной гимнастики, режима питания, пользы витаминов для организма детей.

Оборудование:

  • Плакат "Единственная красота, которую я знаю, - это здоровье".
  • Плакаты: зрачок, радужка, палочки, колбочки, сетчатка, роговица.

Ход классного часа

- " говорил великий мыслитель Гейне. Как вы понимаете эти слова?

О чем сегодня пойдет речь, вы узнаете, если отгадаете загадку^

"Два братца через дорогу живут, друг друга не видят"? (глаза)

Совершенно верно. Речь у нас пойдёт о глазах.

Посмотрите друг на друга. Одинаковые ли у вас глаза? Чем они различаются? (По цвету: голубые, серые, карие, зелёные.)

У кого ещё есть глаза? (У всех: у птиц, рыб, зверей, насекомых.)

Для чего нужны глаза? (Помогают видеть, ориентироваться, искать пищу, читать, писать.)

Все ли глаза одинаково видят?

2. Рассказ о строении глаза:

Беседа «Как видит глаз?»

Оказывается, все животные видят по – разному. Пчела видит хуже человека в сто раз, её глаз состоит из маленьких глазков. Плохо видят и рыбы. К тому же они видят всё в сером цвете. Ведь в подводном мире нет яркого света, и видимость даже в самой чистой воде не высока. а у крота глаза заросли кожей. Ведь он ведёт подземный образ жизни и ему глаза не нужны. Самые зоркие существа – птицы! Орлы, ястребы, соколы и другие хищные птицы видят почти в восемь раз лучше человека. А сова хорошо видит только ночью. А сколько мы ещё до сих пор не знаем? Как видят червяки? А улитки видят? Почему у кошки в темноте глаза «горят»? на многие вопросы мы получим ответы, если будем читать книжки. А чтобы читать книжки – мы будем пользоваться глазами.



Все дети рождаются с голубыми глазами. У некоторых они так и остаются. У других цвет глаз меняется через несколько месяцев. Радужную оболочку покрывает прозрачная оболочка -роговица. Мы видим сквозь нее, как сквозь прозрачное стекло.

А это маленькое окошечко - зрачок. Именно сквозь него мы смотрим на мир. Зрачок регулирует количество света, попадающего в глаз. Если свет яркий - зрачок сужается, если слабый - расширяется. От этого зрачок выглядит то совсем маленьким, то большим, в зависимости от сильного или слабого освещения.

В глаз лучи света попадают, проходя через выпуклый хрусталик, а затем попадают на сетчатку. Сетчатка - именно та часть глаза, с помощью которой мы видим, она, как рыболовная сеть, ловит свет. Причем "цветных рыб", то есть различные цвета ловят одни ячейки, а "черно-белых" - другие.


Сама природа заботливо оберегает глаз. Потечёт со лба пот – его остановит густая изгородь бровей. Ветер понесёт в лицо пыль – его задержит плотный частокол ресниц. Если пылинка залетит в глаз, её тотчас слизнёт непрерывно мигающее веко. Ну, если природа заботиться о нас, то мы и сами должны заботиться о своём здоровье.

А зачем человеку слезы?

Слезы выполняют важную функцию, они смывают с поверхности глаза пыль. Они поливают нежную поверхность глаза, чтобы она всегда была влажной, иначе поверхность глаза растрескается, и он будет болеть.

А если соринка в глаз попала? Что делать?

Промой глаз сточной водой, ведя кончиком пальцев по глазу от его внешнего угла к носу,

Если есть отклонения в строении глаза, т.е. нарушена работа хрусталика, зрачка, мы должны соблюдать все рекомендации врача-офтальмолога. Но очень многое зависит от самих ребят. Если они не хотят принимать лекарства, не посещают кабинет медика для лечения на специальных аппаратах, то положительного результата они не увидят.

Чтение стихотворения учениками:

Глаз-волшебный теремок,
Круглый маленький домок.
Этот дом со всех сторон
Стенкой тонкой окружён.
Стенкой гладкою и белой,
Называемую склерой.

Впереди кружочек тонкий--
Роговица, словно плёнка,
Вся прозрачна, как стекло--
В мир чудесное окно.
Через круглое оконце

Глаз бывает синий, серый,
Впереди пред белой склерой.
Яркой радужки кружок
Украшает глаз-домок.

В центре радужки -зрачок,
Чёрный маленький кружок.
Коль светло-зрачок поуже,
Чтобы видел глаз не хуже.
Лишь стемнеет наш зрачок,
Станет сразу же широк.

Будет ли здоровье глаз зависеть от нашего питания?

Вы любите чипсы, газированную воду, конфеты, колбасу, т.е. употребляете в пищу продукты, которые не приносят пользу нашему организму, а даже наоборот, вредят ему, потому что в этих продуктах нет витаминов. А если детский растущий организм не получает витамины, то начинают болеть различные органы, в том числе и наши глаза.


В организме неполадка!
Надо зелень есть и фрукты,
Очень нужные продукты.

Чтобы с детства не болеть,
Надо всем употреблять
Печень, масло, сыр и яйца,
Морковь, лук, чеснок.

Если будешь витамины
В норме ты употреблять,
Не волнуйся, будешь сильным,
И учиться лишь на "пять".

Какие еще продукты надо употреблять, чтобы зрение не падало, а наоборот, улучшалось. (Морковь, яблоки, мясо, курицу, рыбу.)

Как вы думаете, гимнастика для глаз, упражнения влияют на сохранность зрения?

Вот сейчас мы с вами проведем несколько таких упражнений.

1)Выполняется сидя. Крепко зажмурить глаза на 3 – 5 секунд (считать медленно до 5 – 7). Затем открыть глаза на такое же время. Повторить 6 – 8 раз. (Укрепляет мышцы век, улучшает кровообращение и расслабляет мышцы самого глаза.)

2)Быстро моргать в течение 1 – 2 минут. (Улучшает кровообращение.)

3)Выполняется стоя. Смотреть перед собой 2 – 3 секунды; потом поместить указательный палец правой руки (на уровне средней линии лица) на расстоянии 25 – 30 см от глаз, перевести взгляд на конец пальца и смотреть на него 3 – 5 секунд, опустить руки. Повторить 10 – 12 раз. (Снижает утомление и облегчает работу на близком расстоянии при чтении, письме.)

4)Вытянуть руку вперёд, смотреть на конец пальца вытянутой руки, расположенной по средней линии лица, медленно приближать палец, не сводя с него глаз до тех пор, пока палец не начнёт двоиться. Повторить 6 – 8 раз. (Снижает утомление и облегчает работу на близком расстоянии при чтении, письме.)

5)Выполняется стоя. Отвести руку в правую сторону, медленно передвигать палец полусогнутой руки справа налево и при неподвижной голове следить глазами за пальцем, потом медленно передвигая палец полусогнутой руки слева направо, при неподвижной голове следить глазами за пальцем. Повторить 10 – 12 раз. (Укрепляет мышцы глаз.)

А теперь послушайте несколько советов, которые рекомендуют специалисты.

Совет 1. Время от времени закрывайте глаза только на пару секунд. Уходя внутрь себя, вспоминайте что-нибудь прекрасное: пейзаж, цветок, просто дайте глазам отдохнуть.

Совет 2. Если вам кажется, что вы что-то не совсем хорошо видите, не смотрите на этот объект пристально, а повертите головой влево-вправо, посмотрите вверх-вниз, расслабьте плечи и шею - в общем, дайте организму возможность подвигаться.

Большею нагрузку на глаза создают просмотр телевизора, игры на компьютере. Детям можно смотреть детские передачи 2-3 раза в неделю. Нельзя после просмотра телепередач сразу читать, писать, рисовать, шить. Смотреть телевизор нужно хотя бы при небольшом освещении, так как яркий экран телевизора и темнота в комнате создают неблагоприятные условия для глаз. Возле компьютера следует находиться не более 30 минут.

Какие правила, способствующие сохранению зрения, вы знаете?

Памятка «Берегите глаза»:

Не трите глаза руками.

Вытирайте лицо только своим чистым полотенцем.

Осторожно обращайтесь с перьями, ножиками и другими острыми предметами. Не размахивайте острыми предметами перед глазами.

Не играйте в опасные для глаз игры.

Если глаз засорился или заболел, немедленно обращайтесь к врачу или медицинской сестре.

Занимайтесь при хорошем освещении.

Книгу и тетрадь держите на расстоянии 35 см от глаз, не подносите их близко к глазам.

Не читайте лёжа.

При чтении делайте каждые полчаса перерыв на 5 минут.

Не играйте со взрывоопасными предметами.

Не смотрите на солнце без темного стекла.

Не смотри долго телевизор,

Не играй долго в компьютерные игры.

А теперь разберем некоторые ситуации, вы должны ответить, прав ли в данном случае ученик и докажите, как должно быть.

1. Саша с Васей играют в "догонялки" между деревьями. Учитель делает мальчикам замечания, но они не слушают.

2. В столовой на обед давали салат из моркови. Большинство ребят отказываются, его есть.

3. На перемене учитель вышел из класса. Сережа взял указку и начал ею размахивать в сторону других ребят.

4. Даше в глаз попала соринка, и она стала тереть глаз грязными руками.

6. В спортзале ребята стараются оберегать глаза от удара мячом.

7. Во время урока все ребята, не ленясь, делают зрительную гимнастику.

8. Настя очень любит газировку и чипсы, но не любит овощи.

9. Некоторые ребята не хотят выходить на прогулку.

10. Вася и Саша вечером долго не ложились спать. Утром они пожаловались на то, что у них болят и слезятся глаза.

Действительно, на здоровье глаз влияют различные факторы: питание, упражнения, соблюдение рекомендаций врача, гигиена. Многое зависит от нас, если мы будем соблюдать все правила, то наши глаза скажут нам: "Спасибо!"

Подведение итогов.

Ребята, хорошо ли поступают те дети, которые дразнят ребят в очках? (Нет! Очки нужны, чтобы хорошо видеть.)

С плохим, ребята, зреньем жить без очков – мученье.

Ты по улице прямой ходишь робко, как чужой.

На глазах – как пелена, как в тумане все дома.

Не поймёшь – плакат? Афиша? Кто идёт – Наташа? Гриша?

Трудно встречных узнавать, трудно даже в мяч играть.

Врач очки назначил Майе и при этом ей сказал:

Ты носи их, не снимая, чтоб не портились глаза.

Стала Майя говорить: - Я не буду их носить:

Дети в школе будут часто называть меня «очкастой».

Но когда очки надела, жалко стало их снимать.

Сквозь очки на белом свете можно много увидать!

Номер каждого трамвая издалека видит Майя,

И по улице идёт – всех знакомых узнаёт.

А сейчас проведем самоанализ «Как я забочусь о своих глазах».

Нужно отвечать «ДА» или «НЕТ».

1.Я всегда читаю сидя.

2.Делаю перерывы во время чтения.

3.Слежу за посадкой при письме.

4.Делаю уроки при хорошем освещении.

5.Делаю гимнастику для глаз.

6.Часто бываю на свежем воздухе.

7.Употребляю в пищу растительные продукты.

8.Смотрю только детские передачи по телевизору.

9.Оберегаю глаза от попадания в них инородных тел.

10.Каждый год проверяю своё зрение у врача.

Посчитайте количество «НЕТ». Чем их больше, тем хуже вы заботитесь о глазах.

Каждый год проверяйте зрение у врача. Он может определить самые ранние признаки заболевания и вовремя начать лечение. Чем раньше начать лечение, тем оно успешнее. А если врач выписал вам очки, носите их, не стесняйтесь. Очки исправляют зрение. Без них острота зрения снижается. А если ваше зрение хорошее – берегите его!

Скачать:


Предварительный просмотр:

КЛАССНЫЙ ЧАС

Цель: Способствовать формированию положительного отношения к здоровью как величайшей ценности.

Задачи:

  • содействовать воспитанию у детей чувства ответственности за собственное здоровье.
  • краткое знакомство со строением глазного яблока и болезнями глаз.
  • показать значение зрительной гимнастики, режима питания, пользы витаминов для организма детей.

Оборудование:

  • Плакат "Единственная красота, которую я знаю, - это здоровье".
  • Плакаты: зрачок, радужка, палочки, колбочки, сетчатка, роговица.

Ход классного часа

- " Единственная красота, которую я знаю, - это здоровье" говорил великий мыслитель Гейне. Как вы понимаете эти слова?

О чем сегодня пойдет речь, вы узнаете, если отгадаете загадку^

"Два братца через дорогу живут, друг друга не видят"? (глаза)

Совершенно верно. Речь у нас пойдёт о глазах.

Посмотрите друг на друга. Одинаковые ли у вас глаза? Чем они различаются? (По цвету: голубые, серые, карие, зелёные.)

У кого ещё есть глаза? (У всех: у птиц, рыб, зверей, насекомых.)

Для чего нужны глаза? (Помогают видеть, ориентироваться, искать пищу, читать, писать.)

Все ли глаза одинаково видят?

2. Рассказ о строении глаза:

Беседа «Как видит глаз?»

Оказывается, все животные видят по – разному. Пчела видит хуже человека в сто раз, её глаз состоит из маленьких глазков. Плохо видят и рыбы. К тому же они видят всё в сером цвете. Ведь в подводном мире нет яркого света, и видимость даже в самой чистой воде не высока. а у крота глаза заросли кожей. Ведь он ведёт подземный образ жизни и ему глаза не нужны. Самые зоркие существа – птицы! Орлы, ястребы, соколы и другие хищные птицы видят почти в восемь раз лучше человека. А сова хорошо видит только ночью. А сколько мы ещё до сих пор не знаем? Как видят червяки? А улитки видят? Почему у кошки в темноте глаза «горят»? на многие вопросы мы получим ответы, если будем читать книжки. А чтобы читать книжки – мы будем пользоваться глазами.

Вывод – пусть человек не такой зоркий, и в темноте он не видит, как сова, но глаза человека – его главные помощники.
Глаз – орган зрения. Мы видим глазами наш удивительный мир, который пронизан светом ласкового солнца. Недаром говорят, что лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать. Наши глаза помогают нам познавать окружаюший мир, учиться, выполнять различную работу. Человеку с плохим зрением труднее учиться, работать.
Все дети рождаются с голубыми глазами. У некоторых они так и остаются. У других цвет глаз меняется через несколько месяцев. Радужную оболочку покрывает прозрачная оболочка -роговица. Мы видим сквозь нее, как сквозь прозрачное стекло.

А это маленькое окошечко - зрачок. Именно сквозь него мы смотрим на мир. Зрачок регулирует количество света, попадающего в глаз. Если свет яркий - зрачок сужается, если слабый - расширяется. От этого зрачок выглядит то совсем маленьким, то большим, в зависимости от сильного или слабого освещения.

В глаз лучи света попадают, проходя через выпуклый хрусталик, а затем попадают на сетчатку. Сетчатка - именно та часть глаза, с помощью которой мы видим, она, как рыболовная сеть, ловит свет. Причем "цветных рыб", то есть различные цвета ловят одни ячейки, а "черно-белых" - другие.

Если мы войдем вечером в комнату, мы будем видеть все в черно-белых тонах. Это работают наши палочки. При ярком свете они отдыхают. Зато просыпаются ячейки, которые чувствуют цвет - колбочки. И мы видим цветные картинки.
Сама природа заботливо оберегает глаз. Потечёт со лба пот – его остановит густая изгородь бровей. Ветер понесёт в лицо пыль – его задержит плотный частокол ресниц. Если пылинка залетит в глаз, её тотчас слизнёт непрерывно мигающее веко. Ну, если природа заботиться о нас, то мы и сами должны заботиться о своём здоровье.

А зачем человеку слезы?

Слезы выполняют важную функцию, они смывают с поверхности глаза пыль. Они поливают нежную поверхность глаза, чтобы она всегда была влажной, иначе поверхность глаза растрескается, и он будет болеть.

А если соринка в глаз попала? Что делать?

Промой глаз сточной водой, ведя кончиком пальцев по глазу от его внешнего угла к носу,

Если есть отклонения в строении глаза, т.е. нарушена работа хрусталика, зрачка, мы должны соблюдать все рекомендации врача-офтальмолога. Но очень многое зависит от самих ребят. Если они не хотят принимать лекарства, не посещают кабинет медика для лечения на специальных аппаратах, то положительного результата они не увидят.


Чтение стихотворения учениками:


Глаз-волшебный теремок,
Круглый маленький домок.
Этот дом со всех сторон
Стенкой тонкой окружён.
Стенкой гладкою и белой,
Называемую склерой.


Впереди кружочек тонкий--
Роговица, словно плёнка,
Вся прозрачна, как стекло--
В мир чудесное окно.
Через круглое оконце
В глаз проходит свет от солнца.

Глаз бывает синий, серый,
Впереди пред белой склерой.
Яркой радужки кружок
Украшает глаз-домок.

В центре радужки -зрачок,
Чёрный маленький кружок.
Коль светло-зрачок поуже,
Чтобы видел глаз не хуже.
Лишь стемнеет наш зрачок,
Станет сразу же широк.

Будет ли здоровье глаз зависеть от нашего питания?

Вы любите чипсы, газированную воду, конфеты, колбасу, т.е. употребляете в пищу продукты, которые не приносят пользу нашему организму, а даже наоборот, вредят ему, потому что в этих продуктах нет витаминов. А если детский растущий организм не получает витамины, то начинают болеть различные органы, в том числе и наши глаза.

Если витаминов у тебя нехватка,
В организме неполадка!
Надо зелень есть и фрукты,
Очень нужные продукты.

Чтобы с детства не болеть,
Надо всем употреблять
Печень, масло, сыр и яйца,
Морковь, лук, чеснок.

Если будешь витамины
В норме ты употреблять,
Не волнуйся, будешь сильным,
И учиться лишь на "пять".

Какие еще продукты надо употреблять, чтобы зрение не падало, а наоборот, улучшалось. (Морковь, яблоки, мясо, курицу, рыбу.)

Как вы думаете, гимнастика для глаз, упражнения влияют на сохранность зрения?

Вот сейчас мы с вами проведем несколько таких упражнений.

Упражнения для тренировки глаз

1)Выполняется сидя. Крепко зажмурить глаза на 3 – 5 секунд (считать медленно до 5 – 7). Затем открыть глаза на такое же время. Повторить 6 – 8 раз. (Укрепляет мышцы век, улучшает кровообращение и расслабляет мышцы самого глаза.)

2)Быстро моргать в течение 1 – 2 минут. (Улучшает кровообращение.)

3)Выполняется стоя. Смотреть перед собой 2 – 3 секунды; потом поместить указательный палец правой руки (на уровне средней линии лица) на расстоянии 25 – 30 см от глаз, перевести взгляд на конец пальца и смотреть на него 3 – 5 секунд, опустить руки. Повторить 10 – 12 раз. (Снижает утомление и облегчает работу на близком расстоянии при чтении, письме.)

4)Вытянуть руку вперёд, смотреть на конец пальца вытянутой руки, расположенной по средней линии лица, медленно приближать палец, не сводя с него глаз до тех пор, пока палец не начнёт двоиться. Повторить 6 – 8 раз. (Снижает утомление и облегчает работу на близком расстоянии при чтении, письме.)

5)Выполняется стоя. Отвести руку в правую сторону, медленно передвигать палец полусогнутой руки справа налево и при неподвижной голове следить глазами за пальцем, потом медленно передвигая палец полусогнутой руки слева направо, при неподвижной голове следить глазами за пальцем. Повторить 10 – 12 раз. (Укрепляет мышцы глаз.)

А теперь послушайте несколько советов, которые рекомендуют специалисты.

Совет 1. Время от времени закрывайте глаза только на пару секунд. Уходя внутрь себя, вспоминайте что-нибудь прекрасное: пейзаж, цветок, просто дайте глазам отдохнуть.

Совет 2. Если вам кажется, что вы что-то не совсем хорошо видите, не смотрите на этот объект пристально, а повертите головой влево-вправо, посмотрите вверх-вниз, расслабьте плечи и шею - в общем, дайте организму возможность подвигаться.

Большею нагрузку на глаза создают просмотр телевизора, игры на компьютере. Детям можно смотреть детские передачи 2-3 раза в неделю. Нельзя после просмотра телепередач сразу читать, писать, рисовать, шить. Смотреть телевизор нужно хотя бы при небольшом освещении, так как яркий экран телевизора и темнота в комнате создают неблагоприятные условия для глаз. Возле компьютера следует находиться не более 30 минут.

Какие правила, способствующие сохранению зрения, вы знаете?

Памятка «Берегите глаза»:

Не трите глаза руками.

Вытирайте лицо только своим чистым полотенцем.

Осторожно обращайтесь с перьями, ножиками и другими острыми предметами. Не размахивайте острыми предметами перед глазами.

Не играйте в опасные для глаз игры.

Если глаз засорился или заболел, немедленно обращайтесь к врачу или медицинской сестре.

Занимайтесь при хорошем освещении.

Книгу и тетрадь держите на расстоянии 35 см от глаз, не подносите их близко к глазам.

Не читайте лёжа.

При чтении делайте каждые полчаса перерыв на 5 минут.

Не играйте со взрывоопасными предметами.

Не смотрите на солнце без темного стекла.

Не смотри долго телевизор,

Не играй долго в компьютерные игры.

А теперь разберем некоторые ситуации, вы должны ответить, прав ли в данном случае ученик и докажите, как должно быть.

1. Саша с Васей играют в "догонялки" между деревьями. Учитель делает мальчикам замечания, но они не слушают.

2. В столовой на обед давали салат из моркови. Большинство ребят отказываются, его есть.

3. На перемене учитель вышел из класса. Сережа взял указку и начал ею размахивать в сторону других ребят.

4. Даше в глаз попала соринка, и она стала тереть глаз грязными руками.

6. В спортзале ребята стараются оберегать глаза от удара мячом.

7. Во время урока все ребята, не ленясь, делают зрительную гимнастику.

8. Настя очень любит газировку и чипсы, но не любит овощи.

9. Некоторые ребята не хотят выходить на прогулку.

10. Вася и Саша вечером долго не ложились спать. Утром они пожаловались на то, что у них болят и слезятся глаза.

Действительно, на здоровье глаз влияют различные факторы: питание, упражнения, соблюдение рекомендаций врача, гигиена. Многое зависит от нас, если мы будем соблюдать все правила, то наши глаза скажут нам: "Спасибо!"

Подведение итогов.

Ребята, хорошо ли поступают те дети, которые дразнят ребят в очках? (Нет! Очки нужны, чтобы хорошо видеть.)

С плохим, ребята, зреньем жить без очков – мученье.

Ты по улице прямой ходишь робко, как чужой.

На глазах – как пелена, как в тумане все дома.

Не поймёшь – плакат? Афиша? Кто идёт – Наташа? Гриша?

Трудно встречных узнавать, трудно даже в мяч играть.

Врач очки назначил Майе и при этом ей сказал:

Ты носи их, не снимая, чтоб не портились глаза.

Стала Майя говорить: - Я не буду их носить:

Дети в школе будут часто называть меня «очкастой».

Но когда очки надела, жалко стало их снимать.

Сквозь очки на белом свете можно много увидать!

Номер каждого трамвая издалека видит Майя,

И по улице идёт – всех знакомых узнаёт.

А сейчас проведем самоанализ «Как я забочусь о своих глазах».

Нужно отвечать «ДА» или «НЕТ».

1.Я всегда читаю сидя.

2.Делаю перерывы во время чтения.

3.Слежу за посадкой при письме.

4.Делаю уроки при хорошем освещении.

5.Делаю гимнастику для глаз.

6.Часто бываю на свежем воздухе.

7.Употребляю в пищу растительные продукты.

8.Смотрю только детские передачи по телевизору.

9.Оберегаю глаза от попадания в них инородных тел.

10.Каждый год проверяю своё зрение у врача.

Посчитайте количество «НЕТ». Чем их больше, тем хуже вы заботитесь о глазах.

Каждый год проверяйте зрение у врача. Он может определить самые ранние признаки заболевания и вовремя начать лечение. Чем раньше начать лечение, тем оно успешнее. А если врач выписал вам очки, носите их, не стесняйтесь. Очки исправляют зрение. Без них острота зрения снижается. А если ваше зрение хорошее – берегите его! Не читайте лёжа.

  • При чтении делайте каждые полчаса перерыв на 5 минут.
  • Не играйте со взрывоопасными предметами.
  • Не смотрите на солнце без темного стекла.
  • Не смотри долго телевизор.
  • Не играй долго в компьютерные игры.

  • Основную часть информации из окружающего мира мы получаем через органы зрения. Если за ними не ухаживать и игнорировать усталость, в скором времени они утрачивают способность четко видеть. Опаснейшими врагами наших глаз является нездоровый образ жизни, плохое питание и длительное пребывание перед компьютером. Как сохранить зрение до старости, учитывая такие условия жизни?

    Рассмотрим простые правила сохранения зрения, которые нужно соблюдать изо дня в день:

    • полноценный сон. Недосыпание может спровоцировать нарушения зрительного нерва;
    • не смотрите телевизор в темноте;
    • не забывайте делать перерывы во время работы за компьютером;
    • не читайте книги в автобусе и электричке. Также не стоит читать в положении лежа;
    • избавьтесь от привычки щуриться, из-за этого сильно напрягаются глазодвигательные мышцы;
    • больше гуляйте на свежем воздухе;
    • делайте гимнастику для глаз;
    • уменьшите количество алкоголя до минимума;
    • откажитесь от курения, в том числе и пассивного;
    • рацион должен состоять из продуктов, богатых витаминами и микроэлементами;
    • регулярно обследуйтесь у офтальмолога.

    Среди специалистов есть такое понятие, как световое голодание. Такое происходит у людей, которые редко выходят на улицу. А ведь солнечный свет благотворно сказывается на зрительном аппарате и улучшает качество видения. Но в то же время глаза нужно защищать от ультрафиолетового излучения. Не забывайте носить очки с солнцезащитным фильтром.

    Во время чтения книга должна находиться на расстоянии 30–40 см. Свет должен быть верхним и светить с левой стороны. Электронные книги не стоит читать, несмотря на подсветку. Во время долгого чтения периодически делайте паузы, отведите взгляд вдаль и проведите зарядку для глаз.

    Не забывайте о правильном питании. Мы – это то, что мы едим. Большую пользу для зрительного аппарата оказывает черника. Она способствует регенерации клеток сетчатки, снижает усталость и нормализует остроту зрения. Для организма крайне необходим калий, который влияет на состояние кровеносных сосудов. Это вещество содержится в сухофруктах, бананах, апельсинах.

    Лютеин необходим для нормального функционирования сетчатки. Он содержится в кукурузе, моркови, хурме, шпинате, авокадо, оранжевом перце. Не забывайте также о морепродуктах, растительном масле, орехах, рыбе.

    ВНИМАНИЕ! Доказано, что органы зрения отдыхают и расслабляются во время контрастных процедур. Умывайтесь поочередно холодной и теплой водой.

    Просмотр телевизора ассоциируется у нас с отдыхом, но глаза в этот момент даже не думают отдыхать. Вы минимизируете вред, если включите яркий свет. Экран телевизора должен находиться на расстоянии не менее двух–трех метров.

    Правильный образ жизни сохранит отличное зрение на долгие годы. Откажитесь от вредных привычек. Табачный дым раздражает слизистую оболочку глаза и вызывает воспалительные процессы. Выделяемые токсические вещества могут даже вызвать помутнение хрусталика – катаракту. Едкие вещества способны вызвать закупорку кровеносных сосудов и ухудшить зрительную функцию. Пристрастие к алкогольным напиткам способно в конечном счете вызвать атрофические изменения нервных клеток глаза.

    Регулярное обращение к офтальмологу поможет сохранить зрение на долгие годы

    Памятка для родителей

    Одной из распространенных проблем детей школьного возраста является ухудшение остроты зрения. Это объясняется чрезмерными зрительными нагрузками, нерегламентированным использованием компьютера и телевизора, а также низкой физической активностью.

    ВНИМАНИЕ! Согласно статистике, каждый второй российский школьник страдает близорукостью.

    Профилактика нарушений зрительной системы во многом зависит от родителей и учителей, задачей которых является обеспечение правильного режима дня и отдыха ученика.

    Для того чтобы улучшить зрение школьника, в первую очередь необходимо соблюдать гигиену зрения. Сюда включается хорошая освещенность. Зрительная работа должна проводиться с использованием верхнего света и мощной настольной лампы. Запомните, что свет должен падать сверху и с левой стороны!

    Ребенок должен приучиться держать книгу и тетрадку на расстоянии примерно сорока сантиметров. Не разрешайте своему чаду читать лежа, а также в транспорте. Вибрация и недостаток освещения будут сильно утомлять глазные мышцы.

    Младшие школьники должны проводить за компьютером не более двадцати минут в день. Если требуется больше времени, тогда стоит не забывать о регулярных пятнадцатиминутных перерывах. Коварство компьютера заключается в том, что, увлекшись игрой, дети просто не замечают усталости. Хотя специалисты утверждают, что первые симптомы переутомления наступают по прошествии пятнадцати минут, а через полчаса определенные признаки зрительного нарушения могут быть зафиксированы специалистом.

    Не спешите сдавать ребенка в школу до семи лет. Дело в том, что глазная мышца формируется примерно к семи-восьми годам. Согласно статистике, среди детей, которые пошли в школу до семи лет, в три раза больше страдающих близорукостью, чем среди тех, кто пошел в школу после семилетнего возраста.

    Родители должны позаботиться об укреплении детского организма. Важно обеспечить двигательную активность и полноценное питание. Если вы хотите, чтобы ваш ребенок меньше болел, закаляйте его. Немаловажную роль играет пребывание на свежем воздухе.

    ВАЖНО! Физические упражнения способствуют как укреплению организма в целом, так и укреплению глазодвигательных мышц. Особую пользу для зрительного аппарата играют те виды спорта, в которых нужно переключаться с близлежащих предметов на отдаленное изображение, например, плаванье, теннис.

    Ни для кого не секрет, что крепкий и выносливый организм меньше подвержен заболеваниям, в том числе и офтальмологическим. Обогащенный витаминами и микроэлементами рацион создаст необходимые условия для полноценной работы сетчатки. Наиболее полезными для органов зрения считаются такие продукты:

    • творог,
    • кефир,
    • говядина,
    • зелень,
    • морковь,
    • отварная рыба,
    • ягоды.


    Регулярные зрительные упражнения – это хороший способ улучшить качество видения

    С возрастом практически каждый человек замечают у себя те или иные проблемы со зрением. В самом начале появляется утомляемость глаз во время чтения или выполнения мелкой домашней работы. Если школьники больше всего подвержены близорукости, то в пожилом возрасте распространенной проблемой принято считать дальнозоркость. В этом случае человек отчетливо видит предметы, расположенные вдали, а близлежащее изображение размытое. Можно заметить, как пожилые люди, читая книгу, отодвигают ее подальше, чтобы лучше увидеть.

    Быстрая утомляемость, зрительный дискомфорт, тяжесть в глазнице могут оказаться проявлением такого опасного заболевания, как глаукомы. Недуг характеризуется повышением внутриглазного давления. Коварство патологии заключается в длительном бессимптомном течении. В конечном итоге глаукома может привести к полной потере зрения.

    • сбалансированное питание. Добавляйте в рацион листовые овощи. Например, брокколи и шпинат помогут предотвратить развитие катаракты (помутнения хрусталика). Не забывайте о ягодах, в состав которых входят антиоксиданты, которые помогут противостоять негативному воздействию внешней среды. Большую пользу глазам принесет витамин А. Он содержится в тыкве, моркови, цитрусовых;
    • проводите несколько раз в год курс витаминотерапии, но предварительно нужно посоветоваться с врачом;
    • если вы долго смотрите телевизор или работаете за компьютером, не забывайте каждые сорок минут делать перерывы;
    • массируйте глаза хотя бы один раз в день. Так вы расслабите мышцы и нормализуете кровообращение;
    • теплые компрессы снимут усталость, устранят сухость, а также помогут избавиться от головной боли;
    • рыбий жир нормализует работу зрительного аппарата и предупреждает развитие катаракты. Его можно принимать в капсулах, они свободно продаются в аптеке. Также хорошо было бы добавить в рацион лосось или палтус.

    Зарядка

    Многие проблемы со зрением возникают из-за перенапряжения, а гимнастика позволяет это напряжение снять. Зрительные упражнения просты, и их выполнение не занимает много времени.

    ВНИМАНИЕ! Глаза работают, благодаря мышцам, а мышцы необходимо тренировать.

    Рекомендации для сохранения хорошего зрения включают в себя регулярное выполнение специальных упражнений для глаз. Они способствуют нормализации и восстановлению зрительного аппарата. Делать их следует ежедневно, хотя бы по десять–пятнадцать минут. Рассмотрим наиболее эффективный комплекс:

    • сильно зажмурьте глаза, посчитайте до пяти и затем откройте;
    • сделайте движения глазами сначала по часовой стрелке, а затем в обратном направлении. Необходимо выполнить до десяти таких подходов;
    • закрытыми глазами посмотрите в левую и правую стороны, а затем вверх и вниз;
    • для следующего упражнение следует вытянуть руки вперед и зафиксировать взгляд на кончиках пальцев. Не спеша поднимать руки вверх, при этом не отрывая глаз от пальцев. Не забывайте, что голова должна оставаться в неподвижном состоянии;
    • в течение десяти секунд смотрите на точку, находящуюся на кончике носа;
    • поморгайте в быстром темпе в течение десяти секунд;
    • разглядывайте внимательно объекты, находящиеся вдали;
    • закройте веки и подушечками среднего и указательного пальцев осторожно помассируйте;
    • в конце рекомендовано сделать пальминг. Для этого следует закрыть глаза и положить сверху ладони. Перед этим можно активно потереть ладони одна о другую, чтобы от них исходило тепло.

    Еще одно упражнение называется «Письмо носом». Оно направлено на расслабление мышц шеи и глаз. Выполнять его можно лежа, сидя или стоя. Расслабьтесь. Закройте глаза и представьте, что ваш кончик носа – это ручка или карандаш. Теперь пишите в воздухе этой воображаемой ручкой. Это могут быть цифры, буквы, фигурки.

    Расслабление может быть также достигнуто, когда вы не концентрируетесь на каком-то одном предмете. Упражнение выполняется с открытыми глазами. Положите чуть ниже уровня глаза ладони с разомкнутыми пальцами. Не спеша поворачивайте голову в правую и левую сторону. Старайтесь смотреть вдаль, а не на сами пальцы. При этом взгляд должен скользить, а не задерживаться на чем-то одном.

    Также специалисты рекомендуют наклеить на оконное стекло маленький круг. Его нужно расположить примерно на уровне глаз. Встаньте примерно на расстоянии тридцати сантиметров от окна. Найдите за окном какой-то отдаленный объект, это может быть дерево или столб. Попеременно переводите взгляд с области круга на удаленное изображение.

    Итак, как же вести себя, чтобы сохранить зрение до старости? Не зря говорится, что здоровье нужно беречь смолоду. Да, заботиться о своих глазах и думать об их здоровье необходимо еще тогда, когда не появились тревожные звоночки. Специалисты разработали эффективные методы, помогающие улучшить качество зрительной функции. Они включают в себя упражнения для глазодвигательных мышц, физическую активность, сбалансированное питание, правильный режим работы и отдыха, гигиену зрения. Каждому человеку нужно раз в год проводить профилактический осмотр у офтальмолога. А если появились беспокоящие симптомы, нужно незамедлительно обратиться в специализированное учреждение и пройти обследование.

    Цель: Способствовать формированию положительного отношения к здоровью как величайшей ценности.

    Задачи:

    1. содействовать воспитанию у детей чувства ответственности за собственное здоровье.
    2. краткое знакомство со строением глазного яблока и болезнями глаз.
    3. показать значение зрительной гимнастики, режима питания, пользы витаминов для организма детей.

    Оборудование:

    1. Плакат "Единственная красота, которую я знаю, - это здоровье".
    2. Плакаты: зрачок, радужка, палочки, колбочки, сетчатка, роговица.

    Ход классного часа

    - " Единственная красота, которую я знаю, - это здоровье" говорил великий мыслитель Гейне. Как вы понимаете эти слова?

    О чем сегодня пойдет речь, вы узнаете, если отгадаете загадку^

    "Два братца через дорогу живут, друг друга не видят"? (глаза)

    Совершенно верно. Речь у нас пойдёт о глазах.

    Посмотрите друг на друга. Одинаковые ли у вас глаза? Чем они различаются? (По цвету: голубые, серые, карие, зелёные.)

    У кого ещё есть глаза? (У всех: у птиц, рыб, зверей, насекомых.)

    Для чего нужны глаза? (Помогают видеть, ориентироваться, искать пищу, читать, писать.)

    Все ли глаза одинаково видят?

    2. Рассказ о строении глаза:

    Беседа «Как видит глаз?»

    Оказывается, все животные видят по – разному. Пчела видит хуже человека в сто раз, её глаз состоит из маленьких глазков. Плохо видят и рыбы. К тому же они видят всё в сером цвете. Ведь в подводном мире нет яркого света, и видимость даже в самой чистой воде не высока. а у крота глаза заросли кожей. Ведь он ведёт подземный образ жизни и ему глаза не нужны. Самые зоркие существа – птицы! Орлы, ястребы, соколы и другие хищные птицы видят почти в восемь раз лучше человека. А сова хорошо видит только ночью. А сколько мы ещё до сих пор не знаем? Как видят червяки? А улитки видят? Почему у кошки в темноте глаза «горят»? на многие вопросы мы получим ответы, если будем читать книжки. А чтобы читать книжки – мы будем пользоваться глазами.

    Вывод – пусть человек не такой зоркий, и в темноте он не видит, как сова, но глаза человека – его главные помощники.
    Глаз – орган зрения. Мы видим глазами наш удивительный мир, который пронизан светом ласкового солнца. Недаром говорят, что лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать. Наши глаза помогают нам познавать окружаюший мир, учиться, выполнять различную работу. Человеку с плохим зрением труднее учиться, работать.
    Все дети рождаются с голубыми глазами. У некоторых они так и остаются. У других цвет глаз меняется через несколько месяцев. Радужную оболочку покрывает прозрачная оболочка -роговица. Мы видим сквозь нее, как сквозь прозрачное стекло.

    А это маленькое окошечко - зрачок. Именно сквозь него мы смотрим на мир. Зрачок регулирует количество света, попадающего в глаз. Если свет яркий - зрачок сужается, если слабый - расширяется. От этого зрачок выглядит то совсем маленьким, то большим, в зависимости от сильного или слабого освещения.

    В глаз лучи света попадают, проходя через выпуклый хрусталик, а затем попадают на сетчатку. Сетчатка - именно та часть глаза, с помощью которой мы видим, она, как рыболовная сеть, ловит свет. Причем "цветных рыб", то есть различные цвета ловят одни ячейки, а "черно-белых" - другие.

    Если мы войдем вечером в комнату, мы будем видеть все в черно-белых тонах. Это работают наши палочки. При ярком свете они отдыхают. Зато просыпаются ячейки, которые чувствуют цвет - колбочки. И мы видим цветные картинки.
    Сама природа заботливо оберегает глаз. Потечёт со лба пот – его остановит густая изгородь бровей. Ветер понесёт в лицо пыль – его задержит плотный частокол ресниц. Если пылинка залетит в глаз, её тотчас слизнёт непрерывно мигающее веко. Ну, если природа заботиться о нас, то мы и сами должны заботиться о своём здоровье.

    А зачем человеку слезы?

    Слезы выполняют важную функцию, они смывают с поверхности глаза пыль. Они поливают нежную поверхность глаза, чтобы она всегда была влажной, иначе поверхность глаза растрескается, и он будет болеть.

    А если соринка в глаз попала? Что делать?

    Промой глаз сточной водой, ведя кончиком пальцев по глазу от его внешнего угла к носу,

    Если есть отклонения в строении глаза, т.е. нарушена работа хрусталика, зрачка, мы должны соблюдать все рекомендации врача-офтальмолога. Но очень многое зависит от самих ребят. Если они не хотят принимать лекарства, не посещают кабинет медика для лечения на специальных аппаратах, то положительного результата они не увидят.


    Чтение стихотворения учениками:


    Глаз-волшебный теремок,
    Круглый маленький домок.
    Этот дом со всех сторон
    Стенкой тонкой окружён.
    Стенкой гладкою и белой,
    Называемую склерой.


    Впереди кружочек тонкий--
    Роговица, словно плёнка,
    Вся прозрачна, как стекло--
    В мир чудесное окно.
    Через круглое оконце
    В глаз проходит свет от солнца.

    Глаз бывает синий, серый,
    Впереди пред белой склерой.
    Яркой радужки кружок
    Украшает глаз-домок.

    В центре радужки -зрачок,
    Чёрный маленький кружок.
    Коль светло-зрачок поуже,
    Чтобы видел глаз не хуже.
    Лишь стемнеет наш зрачок,
    Станет сразу же широк.

    Будет ли здоровье глаз зависеть от нашего питания?

    Вы любите чипсы, газированную воду, конфеты, колбасу, т.е. употребляете в пищу продукты, которые не приносят пользу нашему организму, а даже наоборот, вредят ему, потому что в этих продуктах нет витаминов. А если детский растущий организм не получает витамины, то начинают болеть различные органы, в том числе и наши глаза.

    Если витаминов у тебя нехватка,
    В организме неполадка!
    Надо зелень есть и фрукты,
    Очень нужные продукты.

    Чтобы с детства не болеть,
    Надо всем употреблять
    Печень, масло, сыр и яйца,
    Морковь, лук, чеснок.

    Если будешь витамины
    В норме ты употреблять,
    Не волнуйся, будешь сильным,
    И учиться лишь на "пять".

    Какие еще продукты надо употреблять, чтобы зрение не падало, а наоборот, улучшалось. (Морковь, яблоки, мясо, курицу, рыбу.)

    Как вы думаете, гимнастика для глаз, упражнения влияют на сохранность зрения?

    Вот сейчас мы с вами проведем несколько таких упражнений.

    Упражнения для тренировки глаз

    1)Выполняется сидя. Крепко зажмурить глаза на 3 – 5 секунд (считать медленно до 5 – 7). Затем открыть глаза на такое же время. Повторить 6 – 8 раз. (Укрепляет мышцы век, улучшает кровообращение и расслабляет мышцы самого глаза.)

    2)Быстро моргать в течение 1 – 2 минут. (Улучшает кровообращение.)

    3)Выполняется стоя. Смотреть перед собой 2 – 3 секунды; потом поместить указательный палец правой руки (на уровне средней линии лица) на расстоянии 25 – 30 см от глаз, перевести взгляд на конец пальца и смотреть на него 3 – 5 секунд, опустить руки. Повторить 10 – 12 раз. (Снижает утомление и облегчает работу на близком расстоянии при чтении, письме.)

    4)Вытянуть руку вперёд, смотреть на конец пальца вытянутой руки, расположенной по средней линии лица, медленно приближать палец, не сводя с него глаз до тех пор, пока палец не начнёт двоиться. Повторить 6 – 8 раз. (Снижает утомление и облегчает работу на близком расстоянии при чтении, письме.)

    5)Выполняется стоя. Отвести руку в правую сторону, медленно передвигать палец полусогнутой руки справа налево и при неподвижной голове следить глазами за пальцем, потом медленно передвигая палец полусогнутой руки слева направо, при неподвижной голове следить глазами за пальцем. Повторить 10 – 12 раз. (Укрепляет мышцы глаз.)

    А теперь послушайте несколько советов, которые рекомендуют специалисты.

    Совет 1. Время от времени закрывайте глаза только на пару секунд. Уходя внутрь себя, вспоминайте что-нибудь прекрасное: пейзаж, цветок, просто дайте глазам отдохнуть.

    Совет 2. Если вам кажется, что вы что-то не совсем хорошо видите, не смотрите на этот объект пристально, а повертите головой влево-вправо, посмотрите вверх-вниз, расслабьте плечи и шею - в общем, дайте организму возможность подвигаться.

    Большею нагрузку на глаза создают просмотр телевизора, игры на компьютере. Детям можно смотреть детские передачи 2-3 раза в неделю. Нельзя после просмотра телепередач сразу читать, писать, рисовать, шить. Смотреть телевизор нужно хотя бы при небольшом освещении, так как яркий экран телевизора и темнота в комнате создают неблагоприятные условия для глаз. Возле компьютера следует находиться не более 30 минут.

    Какие правила, способствующие сохранению зрения, вы знаете?

    Памятка «Берегите глаза»:

    Не трите глаза руками.

    Вытирайте лицо только своим чистым полотенцем.

    Осторожно обращайтесь с перьями, ножиками и другими острыми предметами. Не размахивайте острыми предметами перед глазами.

    Не играйте в опасные для глаз игры.

    Если глаз засорился или заболел, немедленно обращайтесь к врачу или медицинской сестре.

    Занимайтесь при хорошем освещении.

    Книгу и тетрадь держите на расстоянии 35 см от глаз, не подносите их близко к глазам.

    Не читайте лёжа.

    При чтении делайте каждые полчаса перерыв на 5 минут.

    Не играйте со взрывоопасными предметами.

    Не смотрите на солнце без темного стекла.

    Не смотри долго телевизор,

    Не играй долго в компьютерные игры.

    А теперь разберем некоторые ситуации, вы должны ответить, прав ли в данном случае ученик и докажите, как должно быть.

    1. Саша с Васей играют в "догонялки" между деревьями. Учитель делает мальчикам замечания, но они не слушают.

    2. В столовой на обед давали салат из моркови. Большинство ребят отказываются, его есть.

    3. На перемене учитель вышел из класса. Сережа взял указку и начал ею размахивать в сторону других ребят.

    4. Даше в глаз попала соринка, и она стала тереть глаз грязными руками.

    6. В спортзале ребята стараются оберегать глаза от удара мячом.

    7. Во время урока все ребята, не ленясь, делают зрительную гимнастику.

    8. Настя очень любит газировку и чипсы, но не любит овощи.

    9. Некоторые ребята не хотят выходить на прогулку.

    10. Вася и Саша вечером долго не ложились спать. Утром они пожаловались на то, что у них болят и слезятся глаза.

    Действительно, на здоровье глаз влияют различные факторы: питание, упражнения, соблюдение рекомендаций врача, гигиена. Многое зависит от нас, если мы будем соблюдать все правила, то наши глаза скажут нам: "Спасибо!"

    Подведение итогов.

    Ребята, хорошо ли поступают те дети, которые дразнят ребят в очках? (Нет! Очки нужны, чтобы хорошо видеть.)

    С плохим, ребята, зреньем жить без очков – мученье.

    Ты по улице прямой ходишь робко, как чужой.

    На глазах – как пелена, как в тумане все дома.

    Не поймёшь – плакат? Афиша? Кто идёт – Наташа? Гриша?

    Трудно встречных узнавать, трудно даже в мяч играть.

    Врач очки назначил Майе и при этом ей сказал:

    Ты носи их, не снимая, чтоб не портились глаза.

    Стала Майя говорить: - Я не буду их носить:

    Дети в школе будут часто называть меня «очкастой».

    Но когда очки надела, жалко стало их снимать.

    Сквозь очки на белом свете можно много увидать!

    Номер каждого трамвая издалека видит Майя,

    И по улице идёт – всех знакомых узнаёт.

    А сейчас проведем самоанализ «Как я забочусь о своих глазах».

    Нужно отвечать «ДА» или «НЕТ».

    1.Я всегда читаю сидя.

    2.Делаю перерывы во время чтения.

    3.Слежу за посадкой при письме.

    4.Делаю уроки при хорошем освещении.

    5.Делаю гимнастику для глаз.

    6.Часто бываю на свежем воздухе.

    7.Употребляю в пищу растительные продукты.

    8.Смотрю только детские передачи по телевизору.

    9.Оберегаю глаза от попадания в них инородных тел.

    10.Каждый год проверяю своё зрение у врача.

    Посчитайте количество «НЕТ». Чем их больше, тем хуже вы заботитесь о глазах.

    Каждый год проверяйте зрение у врача. Он может определить самые ранние признаки заболевания и вовремя начать лечение. Чем раньше начать лечение, тем оно успешнее. А если врач выписал вам очки, носите их, не стесняйтесь. Очки исправляют зрение. Без них острота зрения снижается. А если ваше зрение хорошее – берегите его!


    хорошее зрение»

    • Читать, рисовать, писать только при хорошем освещении, чтобы свет падал с левой стороны;
    • Сидеть ровно, не наклоняясь близко к альбому, книге или тетради;
    • Не стесняться носить очки для исправления зрения;
    • При необходимости пользоваться специальными очками (солнцезащитными, защищающими глаза от травм и т.п.);
    • Выбирать для просмотра по телевизору только самые интересные передачи;
    • Сидеть на расстоянии не менее двух метров от экрана телевизора;
    • Не читать в транспорте; аккуратно работать с ножницами и другими острыми или колющими предметами;
    • Ежедневно по утрам (можно лежа в постели) выполнять гимнастику для глаз;
    • Несколько раз в день в день выполнять следующее упражнение: переводить взгляд с близкого предмета на дальний (в течении нескольких секунд);
    • Соблюдать режим дня, чередовать разные виды деятельности, регулярно проветривать помещение;
    • Включать в рацион питания печень, морковь, чернику.

    Первая помощь при травме глаз

    • Попавшее в глаз инородное тело (соринка, песчинка, мошка и т.д.) вызывает жжение, слезоточение, светобоязнь. Если при осмотре глаза оно хорошо видно, удалите его кусочком стерильного бинта, носовым платком или интенсивно промойте глаз водой из пипетки. Если это не поможет, ребенка необходимо отправить к специалисту, т.к. длительное пребывание инородного тела в глазу вызывает воспаление конъюнктивы и роговицы.
    • При ушибе приложите к глазу вату или чистый носовой платок, смоченный холодной водой;
    • При термических ожогах глаз, укусах насекомых, попадании в глаза ядовитых веществ и др. тяжелых повреждениях ребенка необходимо срочно доставить в медицинское учреждение.

    Гимнастика для глаз

    Для любых глаз – здоровых и не очень, детских и взрослых, несколько раз в день, особенно когда почувствовали, что глаза устали делайте такие упражнения.

    1. Зажмурьте изо всех сил глаза, а потом откройте их. Повторите 4-6 раз.
    2. Поглаживайте в течении 1 минуты веки подушечками пальцев.
    3. Делайте круговые движения глазами: налево – вверх – направо – вниз – направо – вверх – налево – вниз. Повторите 10 раз.
    4. Вытяните вперед руку. Следите взглядом за кончиком пальца, медленно приближая его к носу, а потом так же медленно отодвигая обратно. Повторите 5 раз.
    5. Посмотрите в окно, найдите самую дальнюю точку и задержите на ней взгляд в течении 1 минуты.

    Охрана зрения

    Козлова С.А, Князева О.А., Шукшина С.Е. Программа приобщения ребенка к социальному миру «Я – человек». Мой организм: Методические рекомендации. –

    М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. С. 79-81.

    1. Расслабление глаз.

    Поочередно вызвать чувство тепла, тяжести, легкости, невесомости, потери ощущения глаз. Самостоятельные упражнения проводятся в течении 3-5 минут, между ними перерыв 20-40 секунд.

    1. Взгляд на горизонт.

    Сосредоточить взгляд на любом удаленном объекте – облаке, дереве и т.п. смотреть как бы сквозь него, не напрягая зрение. Рекомендуется проводить через каждые 2 часа при напряженной зрительной работе.

    1. Моргание.

    В течении 30-60 секунд быстро сжимать и разжимать веки. Затем расслабить глаза.

    1. Фиксация взгляда на кончике нос.

    Смотреть на кончик носа двумя глазами, по возможности не моргая, голову не опускать. Выполнять 10-20 секунд до легкой слезливости и рези в глазах, расслабить глаза.

    1. Фиксация взгляда на межбровном промежутке.

    Голову держать прямо. Время проведения упражнения постепенно довести до нескольких минут. Расслабить глаза. Упражнение способствует мысленной концентрации и сосредоточению.

    1. Фиксация взгляда на правом плече.

    Постепенно довести время фиксации до 2-4 минут.

    1. Фиксация взгляда на левом плече (аналогично 6 упражнению).
    1. Вращение глаз.

    Посмотреть вверх и очень медленно перевести взор по часовой стрелке, описать взглядом окружность максимального радиуса. Движения плавные. Постепенно довести упражнение до 2-3 поворотов в каждую сторону.

    1. Повороты глаз (динамичное упражнение).

    Переводить глаза вверх - вниз, влево - вправо, по диагонали. В каждой позиции фиксировать глаза по 3-5 секунд.

    1. Поочередная фиксация взгляда на пальце и на горизонте.

    Указательный палец поднять, руку вытянуть на расстояние 30 см. от глаз. Фиксировать движения по 2-3 сек. Палец должен быть расположен в одном направлении с объектом на горизонте. Смотреть внимательно, добиваясь четкого сосредоточения. Выполнять 1-3 минуты.

    1. Поочередная фиксация взгляда на кончике носа и на горизонте (аналогично 10 упражнению).
    1. Фиксация взгляда на пламени свечи.

    Зажженную свечу расположить на уровне головы на расстоянии вытянутой руки. Смотреть, не моргая, широко раскрытыми глазами. Выполнять в полутьме или в темноте. Язык пламени должен постепенно превратиться в одно яркое пятно, которое будет расти по мере тренированности глаза. В идеале пятно должно занять все поле зрения. Йоги удерживают это состояние 30 минут и более. При появлении усталости глаза закрыть и «досматривать» это пятно.

    1. Фиксация взгляда на отраженном пламени свечи.

    Проводится после освоения предыдущего упражнения. Используется широкая чаша, тарелка или таз с водой. Смотреть под углом 30 градусов к поверхности воды.

    1. Фиксация взгляда на солнце.

    Выполнять, когда солнце касается горизонта (йоги предпочитают утреннее солнце). Смотреть широко раскрытыми глазами, не моргая, в центр, стараясь уменьшить видимое до размера солнечного диска. При ощущении рези закрыть глаза, мысленно удерживая увиденное.

    1. Фиксация взгляда на отражении солнца.

    Выполнять аналогично предыдущему упражнению, но смотреть на отражение солнца в воде – в реке, озере и т.п.

    В Индии солнечная терапия применяется при близорукости, дальнозоркости, астигматизме, ячменях, воспалениях глаз. Смотреть на солнце и его отражение надо 1-3 раза в неделю во время заката или восхода.

    1. Фиксация взгляда на луне и ее отражении (подобно 15 упражнению).

    Смотреть 3-5 минут под углом 45 градусов (так меньше устают глаза). Людям с неустойчивой нервной системой смотреть на луну не рекомендуется. Здоровым людям можно проводить упражнение 1 раз в неделю полезно фиксировать взгляд на звездах, облаках, морских просторах.

    1. Массаж глаз

    Сесть за стол. Локтями упереться в крышку стола и опустить голову на ладони.

    Легко массировать глаза (надавливание, вращение, поглаживание, вибрация). Выполнять до ощущения тепла в глазах.

    1. Промывание глаз.

    Широко раскрыть глаза и наклонить лицо над тазом с прохладной водой, задержать дыхание. Ладонями плеснуть холодную воду в широко раскрытые глаза. Повторить несколько раз.

    Примечание: упражнения делают, пока они выполняются легко. После выполнения комплекса необходим 20-минутный отдых (без чтения, просмотра телепередач и т.п.).


    Профилактика нарушения зрения у детей важна в любом возрасте, ведь орган зрения развивается и взрослеет вместе с ребенком! Воспринимая световые раздражения от чрезмерных усилий и напряжения, глаза утомляются и снижают эффективность своей работы. Офтальмологи предупреждают, что регулярное перенапряжение может привести к спазму глазных мышц, в результате чего глаза перестают отзываться на смену фокусного расстояния. Среди причин нарушения зрения у детей - наличие хронических заболеваний, нерациональное питание, наследственная предрасположенность, высокая зрительная нагрузка, длительное статическое напряжение, проблемы с позвоночником, несоблюдение режима дня, сокращение длительности ночного сна, неправильная организация занятий в домашних условиях и в образовательных учреждениях. Основной причиной нарушения гигиены зрения у дошкольников является телевизор. Серьезную нагрузку на органы зрения детей дает чтение. Процесс заключается в движении взгляда по строке, при котором совершаются остановки для восприятия и осмысления текста. Не секрет, что в настоящее время наиболее актуальной проблемой работы с компъютером является его воздействие на зрение детей и подростков. Неприятные ощущения в области глаз, как ощущение усталости, дискомфорта в виде пелены перед глазами, неясных очертаний предметов наблюдаются в разное время у 40-92%, а ежедневно у 10-40% пользователей. Доказано, что утомление развивается через 30 мин непрерывной работы за компъютером у каждого третьего старшеклассника и у каждого второго ребенка 7-9 лет. У детей с пониженной остротой зрения коэффициент утомляемости возрастает почти в 4 раза.

    Как предупредить нарушения зрения у детей?

    Ограничивать зрительные нагрузки при пользовании компъютером : - не допускать детей до 2-х лет к компъютерным играм и просмотру телепередач, сократить длительность работы за компъютером детям после 10 лет до двух часов в день, обеспечив достаточную дистанцию до монитора компьютера - 40-60 см;

    Ограничивать зрительные нагрузки при пользовании телевизором:

    • сядьте на диван напротив телевизора: экран должен находиться на уровне глаз, не выше и не ниже;
    • расположите источники света так, чтобы они не отбрасывали бликов на экран;
    • не смотрите ТВ в полной темноте, держите включенной неяркую лампу с рассеянным светом, расположенную вне поля зрения взрослых и детей, смотрящих телевизор.
    • исключите бесконтрольный просмотр детьми телепередач: обеспечить расстояние до телевизионного экрана не ближе 2-3 метров; ограничить время просмотра телепередач на уроках до 10 мин. - в 1 классе, до 20 мин. в 3-4 классах, до 25 мин. в 5-7 классах, до 25 мин. - в 8-11 классах.

    Соблюдать гигиенический регламент проведения занятий :

    • выполнения домашних заданий для учащихся в 1 классе - до 1 ч, во 2-м - до 1,5 ч, в 3-4 классах - до 2 ч, в 5-6 классах - до 2,5 ч, в 7 классе - до 3 ч, в 8-11 классах - до 4 ч.;
    • продолжительность непрерывной учебной деятельности школьников (чтение, письмо не должна превышать 7-10 мин. для учащихся 1-4 классов, 10-15 мин. - для учащихся 5-11 классов.
    • продолжительность непрерывной образовательной деятельности дошкольников не должна превышать: 10 мин. для детей от 1,5 до 3 лет; 15 мин. - от 3 до 4 лет; 20 мин.- - от 4 до 5 лет; 25 мин. - от 5 до 6 лет; 30 мин. - от 6 до 7 лет. Общая продолжительность занятий дома для детей младшего дошкольного возраста в течение дня не должна превышать 40 минут, при этом обязательны перерывы для отдыха каждые 10 мин., переключая внимание детей, чтобы ребенок смотрел вдаль; необходимо также чередовать спокойные игры с подвижными, уменьшая время игр со значительным зрительным напряжением.

    Соблюдать гигиену чтения: запрещается читать в темноте, читать, держа книгу на близком расстоянии, смотреть в монитор в темной комнате без дополнительного освещения, читать или играть в компьютерные игры во время движения транспорта .

    Выбирать печатные издания, предназначенные для детей соответствующего возраста, с четким шрифтом на белой бумаге.

    Создать оптимальные условия освещенности на рабочем столе ребенка дома и в образовательном учреждении (левостороннее естественное освещение, достаточное искусственное освещение).

    Обеспечить правильную посадку ребенка во время занятий: расстояние от глаз до тетради или книги должно составлять не менее 30-45 см у учащихся 1-4 классов и не менее 30-45 см - у обучающихся 5-11 классов; строго запрещается читать лежа, сгорбившись и в движущемся транспорте, это вредно для зрения.

    Вести активный образ жизни: физические нагрузки должны соответствовать возрасту детей; необходимо достаточное, не менее 3-4 часов, пребывание на свежем воздухе.

    Питаться правильно: организация здорового питания предусматривает употребление продуктов с высоким содержанием витаминов А и С. Это творог, мясо, кефир, рыба, морковь, яблоки, курага, черника, смородина, лимоны.

    Соблюдать режим дня с чередованием труда и отдыха .

    Соблюдение рекомендаций и гигиенических правил позволит сохранить зрение детей и подростков на долгие годы!

    Гимнастика для сохранения остроты зрения

    Предложить ребенку :

    1. Навести фокус. Вытянуть большой палец левой руки перед собой на уровне глаз на расстояние примерно 40 см. На 5-10 сек. сфокусировать взгляд на своем пальце, затем, найдя вдалеке точку смотреть на нее также 5-10 сек., затем снова на палец и вновь на отдаленную точку. Повторить 7-10 раз.
    2. Снять напряжение. Поместить большой и средний пальцы одной руки по обеим сторонам носа ближе к глазам, а указательным нажать между бровями. Далее тремя пальцами делать круговые движения в течение 1 мин. Повторить 4 раза.
    3. Выполнить упражнение «сон». Выполняется после каждого упражнения. Ребенок закрывает глаза, потирает ладони друг об друга и кладет их на лицо. Сидит так, глубоко дыша, 1-2 мин.

    Комплекс упражнений для профилактики зрительного утомления

    Упражнения выполняются сидя, в удобной позе: позвоночник прямой, глаза открыты, взгляд устремлен вперед. Продолжительность занятий 3-5 минут .

    1. Взгляд направить влево - прямо, вправо - прямо, вверх - прямо, вниз - прямо без задержки (от 3до 10 раз).
    2. Взгляд смещать по диагонали: влево - вниз - вправо, вправо - вверх - прямо, вправо - вниз - прямо, влево - вверх - прямо и постепенно увеличивать задержки в отведенном положении, дыхание произвольное, но надо следить, чтобы оно не задерживалось (3-10 раз).
    3. Совершать круговые движения глаз: влево и вправо, вначале быстрее, потом как можно медленнее (от 1 до 10 кругов).
    4. Смотреть на кончик носа, затем вдаль (от 5 до 7 раз).
    5. Смотреть на кончик пальца или карандаша, удерживаемого на расстоянии 30 см от глаз, а затем вдаль (от 5 до 10 раз).
    6. Смотреть прямо перед собой пристально и неподвижно, стараясь видеть более ясно, затем моргнуть от 5 до 7 раз.
    7. Массировать веки глаз, мягко поглаживая их указательным и средним пальцами в направлении от носа к вискам. Или: глаза закрыть и подушечками ладони, очень нежно касаясь проводить по верхним векам от висков к переносице и обратно (10 раз в среднем темпе).
    8. Потереть ладони друг о друга и легко, без усилий прикрыть ими предварительно закрытые глаза, чтобы полностью загородить их от света (на 1 мин). Представить погружение в полную темноту. Открыть глаза (от 5 до 7 раз).