К циклическим физическим упражнениям относятся. Ациклические движения

Циклические аэробные упражнения обладают уникальной способностью повышать резервные возмож­ности ключевых жизнеобеспечивающих систем. Характер и степень выраженности оздоровительных эффектов при занятии циклическими аэробными упражнениями делает их незамени­мым средством оздоровительной физической культуры. В первую очередь необходимо отметить защитные возможности аэроб­ных упражнений в отношении ишемической болезни сердца (ИБС). При регулярной мышечной работе аэробной направленности происходит нор­мализация жирового (липидного) обмена и артериального давления. Выраженный эффект у людей среднего возраста достигается спустя три месяца систематического бега (3 раза в неделю по 30 минут). Даже у 60-летних нетренированных мужчин спустя 12 месяцев регулярных занятий бегом (не менее 30 минут 3-4 раза в неделю) произошли выраженные благоприятные изменения в липидном обмене. С помощью циклических упражнений можно значительно уменьшить или полностью нейтрализовать риск развития коронарной болезни, связанной с повышением артериального давления. Снижение артериального давления в среднем на 5-8 мм рт. ст. наблюдается уже после 14-недельной тренировочной программы (бег 30 мин 3 раза в неделю). Если сравнивать бегунов со стажем с людьми, ведущими малоподвижный образ жизни, то различие в уровне липидов высокой и низкой плотности, а также холестерина может достигать 50%. Значение аэроб­ной тренировки особо велико для лиц старшей возрастной группы. Но и более молодым людям также необходимо совершенствовать аэробные источники энергообразования. Специальные биохимические исследования обнаружили у людей с длительным беговым стажем в крови повышенный уровень веществ, обладающих антиоксидантными свойствами. Биологические антиоксиданты выполняют противораковую функцию. Они защищают генетический аппарат клетки от повреждений со стороны токсических веществ, предотвращая тем самым мутацию клеток. Профилактическая эффективность физической тренировки подчеркивается Американским онкологическим обществом, которое с 1985 г. начало рекомендовать физическую тренировку в борьбе с онкологическими заболеваниями.

Особенностью циклических упражнений является удобство в дозировании нагрузки. Она варьируется дистанцией и скоростью ее преодо­ления. Все параметры нагрузки поддаются точной стандартизации, что дает возможность оценить степень функциональной напряженности органов и систем, обеспечивающих мышечную работу. Методика оцен­ки тяжести аэробных упражнений также хорошо изучена. Контроль на­грузки не требует специальных навыков и оборудования. Достаточно измерить частоту сердечных сокращений и соотнести рациональный объем, интенсивность мышечной работы с затратами организма на их обеспечение.

Однако различные виды циклических упражнений отличаются друг от друга структурой двига­тельного акта и особыми внешними условиями его выполнения. Рас­смотрим специфику наиболее популярных аэробных упражнений, ис­пользуемых в оздоровительной физической культуре.

Наиболее доступными видами циклических физических упражне­ний являются ходьба и бег. Они основаны на естественных двигатель­ных стереотипах и не требуют специального разучивания техники. К тренировкам можно приступать с минимальным уровнем физической подготовленности. Для этого существуют специальные тренировочные программы постепенного повышения нагрузки путем сочетания ходьбы и бега. Перечень медицинских противопоказаний также минимален, возможны даже занятия ходьбой и бегом с целью лечения заболеваний. Единственные «всепогодные» упражнения, которые к тому же не требу­ют специального инвентаря и оборудования.

Аэробные упражнения включают в себя большую разновидность двигательных действий, которые объединяет аэробный характер энергообеспечения. В рамках оздоровительной фи­зической культуры целесообразными считаются только такие аэробные упражнения, которые могут выполняться длительное время и охватыва­ть работой большую группу мышц (около 2/3 от мышечной массы тела).

Плавание и ходьба на лыжах более «требовательны» к уровню фи­зической подготовленности. Выполнение этих упражнений в режиме оздоровительной тренировки требует освоения специфических, несте­реотипных двигательных действий. Причем уровень освоения техники должен быть закреплен в виде навыка. В противном случае мощность нагрузки будет выше за счет нерациональной техники. Отличительной особенностью данных видов упражнений являются особые внешние условия выполнения мышечной работы, что может повышать их оздо­ровительную ценность.

При занятиях плаванием сопутствующим оздоровительным факто­ром является водная среда. Уже само пребывание в воде (без выполнения каких-либо движений) вызывает увеличение расхода энергии на 50% (по сравнению с уровнем покоя), поддержание тела в толще воды требует уве­личения расхода энергии уже в 2 - 3 раза. Это связано с тем, что теплопро­водность воды в 25 раз больше, чем воздуха, а осуществление дыхательных актов затруднено увеличенным давлением на грудную клетку. Вследствие высокого сопротивления воды на 1 м дистанции расходуется в 4 раза боль­ше энергии, чем при ходьбе с аналогичной скоростью. Практическое от­сутствие давления на позвоночник и суставы, горизонтальное положение туловища позволяют использовать плавание при некоторых расстройствах опорно-связочного аппарата. Для достижения необходимого оздоровитель­ного эффекта занятий плаванием необходимо длительно поддерживать скорость, при которой ЧСС находится в оптимальном диапазоне тре­нирующего воздействия. Это возможно только при освоении правильной техники плавания.

Применение в оздоровительной тренировке ходьбы на лыжах воз­можно только при соответствующих климатических условиях. Регуляр­ные занятия лыжами существенно увеличивают холодо­устойчивость. В отличие от бега и плавания при ходьбе на лыжах задействуются практически все мышечные группы. Не случайно основопо­ложник аэробики К.Купер ставит ходьбу на лыжах на первое место, оце­нивая ее даже выше, чем бег. Техника ходьбы на лыжах осваивается быстрее плавания. Однако для начинающих среднего и пожилого возра­ста может представлять определенные трудности.

упражнение движение физический

К ациклическим относятся такие упражнения, на протяжении выполнения которых резко меняется характер двигательной актив. Упражнениями такого типа являются все спортивные игры, спортивные единоборства, метания и прыжки, гимнастические и акробатические упражнения, упражнения на водных и горных лыжах, в фигурном катании на коньках. Для ациклических упражнений характерны также резкие изменения мощности по ходу их выполнения. Это справедливо не только для соревновательных, но и для тренировочных упражнений (например, повторное пробегание отрезков с различной скоростью).

Важнейшую классификационную характеристику упражнений, кроме технических, составляет их мощность.

На протяжении выполнения ациклических упражнений выделяют периоды наибольшей активности (мощности) - рабочие периоды, чередуемые с промежуточными периодами относительно невысокой активности (мощности), вплоть до полного отдыха (нулевой мощности). При классификации ациклических упражнений остается неясным, оценивать ли мощность основных рабочих периодов («пиковую» мощность) или «среднюю» мощность за все время упражнения, включая основные рабочие периоды и промежуточные периоды относительного или полного отдыха.

Физиологическая характеристика ациклических упражнений при использовании каждого из таких показателей будет различной.

Механическая, или физическая, мощность выполняемого упражнения измеряется физическими величинами - в ваттах, кгм/мин. Она определяет физическую нагрузку. В подавляющем большинстве случаев очень трудно достаточно точно измерить мощность спортивных упражнений.

Ациклические движения представляют собой целостные, законченные двигательные акты, не связанные между собой, имеющие самостоятельное значение. Ациклические движения отличаются относительной кратковременностью выполнения и чрезвычайным разнообразием форм. По характеру работы это преимущественно упражнения, максимально мобилизующие силу и скорость сокращения мышц. Между отдельными ациклическими движениями нет органической связи, даже если они выполняются в определенной последовательности. Повторение ациклического движения не изменяет его сущности, не превращает его в циклическое.

Ациклическим движениям, так же как и циклическим, свойствен ритм, т.е. закономерная последовательность отдельных фаз, различных по длительности и усилиям, с акцентом на основных частях движения. Ациклические упражнения делятся на однократные двигательные акты и их комбинации, на собственно силовые и скоростно-силовые упражнения. Они составляют основной арсенал средств таких видов спорта, как гимнастика, акробатика, бокс, штанга, спортивные игры.

Формирование двигательных навыков в выполнении ациклических упражнений затруднено вследствие того, что повторное воспроизведение их в стандартной, неизменной форме практически исключается. Усложняется и корректирующая, регуляторная функция центральной нервной системы.

Образование устойчивых, автоматизированных форм управления движениями в таких видах спорта, как борьба, бокс, спортивные игры, - длительный процесс. Причем речь идет не о целостных комбинациях (автоматизм в этом случае нежелателен), а об отдельных технических приемах, доведение которых до степени автоматизма является важным условием роста спортивного мастерства.

Из отдельных, ставших автоматизированными движений в результате аналитико-синтетической деятельности мозга могут формироваться новые двигательные акты - умения. Они не являются механическим соединением уже имеющихся навыков.

Функционально устойчивые условные связи, объединяющиеся в умения, не включаются механически в новое движение. Происходит их перестройка, своеобразное статистическое усреднение, отвечающее новым условиям. Однако внешние условия лишь вероятностно предопределяют двигательный ответ. Логическая целесообразность способа связи элементов циклических и ациклических движений определяется организмом при ведущей роли коры больших полушарий.

Ациклические соревновательные упражнения на основе их кинетических и динамических характеристик можно разделить на:

1) взрывные;

2) стандартно-переменные;

3) нестандартно-переменные;

4) интервально-повторные.

Взрывные упражнения. К взрывным упражнениям относятся прыжки и метания. Группу прыжков составляют прыжки в легкой атлетике (в длину, в высоту, тройным, с шестом), прыжки на лыжах с трамплина и прыжки с трамплина в воднолыжном спорте, прыжки в воду, гимнастические и акробатические прыжки. В группу метаний входят легкоатлетические метания: диска, копья, молота, толкание ядра. Частным случаем метаний являются тяжелоатлетические упражнения (рывок и толчок).

Характерная особенность взрывных упражнений - наличие одного или нескольких акцентированных кратковременных усилий большой мощности («взрыва»), сообщающих большую скорость всему телу и (или) верхним конечностям со спортивным снарядом. Эти взрывные мышечные усилия обусловливают: а) дальность прыжка в длину или высоту; б) продолжительность полета, во время которого выполняются сложные движения в воздухе (прыжки в воду, гимнастические и акробатические прыжки); в) максимальную (в легкоатлетических метаниях) или необходимую (в тяжело упражнениях) дальность полета спортивного снаряда.

Все взрывные упражнения имеют очень небольшую продолжительность - от нескольких секунд до немногих десятков секунд. Значительную часть большинства взрывных упражнений составляют циклические движения - разбег или разгон.

Каждое взрывное упражнение выполняется как единое целое, что определяет и особенностями обучения таким движениям.

Стандартно-переменные упражнения - это соревновательные упражнения в спортивной и художественной гимнастике и акробатике (кроме прыжков), в фигурном катании на коньках и на водных лыжах, в синхронном плавании. Для этих упражнений характерно объединение в непрерывную, строго фиксированную, стандартную цепочку разнообразных сложных действий (элементов), каждое из которых является законченным самостоятельным действием и потому может разучиваться отдельно и входить как компонент в самые разные комбинации (комплексные упражнения).

Нестандартно-переменные (ситуационные) упражнения включают все спортивные игры и спортивные единоборства, а также все разновидности горнолыжного спорта. На протяжении выполнения этих упражнений резко и нестандартным образом чередуются пери с разным характером и интенсивностью двигательной деятельностью - от кратковременных максимальных усилий взрывного характера (ускорений, прыжков, ударов) до физической нагрузки относительно невысокой интенсивности, вплоть до полного отдыха (минутные перерывы у боксеров и борцов, остановки в игре, период отдыха между таймами в спортивных играх).

В связи с этим в нестандартно-переменных упражнениях можно выделить рабочие периоды, т.е. периоды особенно интенсивной двигательной активности (деятельности), и промежуточные периоды, или периоды относительно малой интенсивной двигательной активности.

К интервально-повторным упражнениям относятся соревнования, а также комплексные тренировочные упражнения, которые составлены из стандартной комбинации различных или одинаковых элементов, разделенных периодами полного или частичного отдыха. При этом элементы, входящие в такую комбинацию, могут быть однородными (по характеру и интенсивности) циклическими или ациклическими упражнениями. Так, к интервально-повторным упражнениям относится тренировочное упражнение с повторным пробеганием (проплыванием) определенных отрезков дистанции на большой скорости, чередуемым с периодами полного или частичного отдыха. Другой пример - поднимание штанги несколько раз подряд. К соревновательным интервально-повторным упражнениям относятся биатлон и спортивное ориентирование.

Если во время выполнения комплексных тренировочных упражнений рабочие периоды чередуются с промежуточными периодами полного отдыха, то такие упражнения обозначаются как повторные переменные упражнения.

Если при выполнении упражнения рабочие периоды сменяются промежуточными периодами частичного отдыха, т.е. работой значительно более низкой интенсивности (например, бегом трус), то такие упражнения обозначают как интервальные переменные упражнения. По существу, подавляющее большинство комплексных тренировочных упражнений и каждое тренировочное занятие в целом являются интервально-повторными упражнениями.

Различные виды циклических двигательных упражнений является физиологически обоснованными средствами развития общей выносливости, а она у ослабленных детей совсем не высока.

Такие циклические упражнения, как быстрая ходьба, бег, прыжки, аэробика, плавание, ходьба на лыжах, содействуют повышению умственной и физической работоспособности, улучшению эмоционального состояния, полноценному физическому и психическому развитию детей, укреплению их здоровья.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Государственно-бюджетное образовательное учреждение

Осташковский специальный (коррекционный), детский дом

для детей сирот, и детей, оставшихся без попечения родителей,

С ограниченными возможностями здоровья

Циклические упражнения,

как средство повышения двигательной активности

у детей с ограниченными возможностями здоровья.

Бровцева Галина Борисовна

Инструктор по физической культуре

Основная задача детских домов и интернатных учреждений - воспитание полноценных граждан, здоровых физически, психически с достаточными адаптационными возможностями, что им необходимо в дальнейшей взрослой жизни.

Сравнительный анализ оценки физического развития одновозрастных детей детских домов и домашних детей показал, что с общей задержкой физического развития в первом случаев 2,5-35раза больше. При этом следует отметить, что воспитанники ДДД по длине тела отстают на 6,7 см от детей посещающих ДДУ открытого типа и воспитывающихся в семьях.

Высок удельный вес болезней нервной системы и органов чувства, а также психических расстройств. Среди психических расстройств наиболее распространены специфические задержки психоречевого и психомоторного развития. Очень много детей с нарушениями зрения, опорно-двигательного аппарата, патологией ЛОР органов. Большое число детей относится к 3 и 4 группам здоровья.

Б ольшинство детей отстают в психоэмоциональном развитии, гораздо чаще появляется отставание в физическом развитии и дисгармоничное развитие, нарушается процесс социальной адаптации.

В условиях детских домов дети испытывают недостаточную двигательную активность и в связи с тем, что постоянно находятся в замкнутом пространстве. Уровень же двигательной активности детей входит в пятерку наиболее значимых факторов, влияющих на состояние здоровья детей.

Развитее двигательных навыков и качеств определяется не только биологическими возрастными закономерностями развития, но и накоплением индивидуального опыта по управлению позитивного эмоционального фона.

Различные виды циклических двигательных упражнений является к тому же физиологически обоснованными средствами развития общей выносливости, а она у ослабленных детей совсем не высока. По мнению специалистов, существует прямая корреляция между показателями развития качества и уровнем сформированности двигательных умений и навыков.

Такие циклические упражнения, как быстрая ходьба, бег, прыжки, аэробика, плавание, ходьба на лыжах, как считает Ю.Ф. Змановский, вплотную занимавшийся этой проблемой, содействуют повышению умственной и физической работоспособности, улучшению эмоционального состояния, полноценному физическому и психическому развитию детей, укреплению их здоровья.

Работая инструктором по физическому культуре, я пришла к выводу, что возможности наших детей к выполнению длительных, умеренных по интенсивности физических нагрузок, значительно ниже, чем у их сверстников воспитывающихся в условиях семьи.

Результаты тестов наглядно показали, что уровень выносливости у большинства детей ниже среднего.

Поэтому своей приоритетной задачей я считаю использовать больше упр-й циклических, как основы повышения двигательной активности детей.

Особое место среди циклических организованных движений принадлежит ходьбе. Как известно, ходьба – одно из первых движений, которыми овладевает ребенок после умения ползать. В ней участвует весь опорной двигательный аппарат человек, одновременно в работу включается до 50% мышц тела

При соблюдении правильной техники ходьбы укрепляются мышцы спины и живота, формируются мелкие мышцы стоп, вырабатывается правильная осанка. Кроме того в ходьбе тренируются дыхательная и сердечно -сосудистая система, активнее происходит обмен веществ. Во время ходьбы группой у детей воспитывается согласованность движений, организованность и умение ориентироваться на площадке.

Ходьба представляет собой циклические движения умеренной активности, когда происходит повторение одних и тех же циклов двигательных действий (шаги правой и левой ногой). Руки двигаются поочередно в направлении вперед назад согласованно с движениями ног. В процессе ходьбы имеет место постоянное чередование напряжения и расслабления мышц, что обеспечивает длительную работоспособность мышечного аппарата.

Поэтому ходьба широко применяется в физическом воспитании детей разных возрастов. Величина нагрузки при ходьбе зависит от скорости и условий движения. Так при медленной ходьбе по относительно ровной поверхности интенсивность нагрузки незначительна. Но она намного увеличивается, если повысить темп движения, включить преодоление спусков и подъемов, идти по дорожкам с разным грунтом.

В работе с ослабленными детьми используются различные виды оздоровительной ходьбы. Приступая к занятиям ее, рекомендуется сразу же начинать с обучения детей навыкам правильного дыхания. Оно должно быть ритмичным: на 2-4 шага – вдох,3-6 шагов выдох. Оздоровительная ходьба не должна превышать 1.5-2 часа с остановками после 20-30 минут движения. При появлении признаков утомления необходимо сразу же дать возможность детям отдохнуть.

Имея, свой транспорт мы в течение года 5-6 раз выезжаем, на Кличен. Где проводим прогулки - походы по различным маршрутам, соответственно возрасту детей. Каждый поход предусматривает сюрпризный момент. В осеннем походе детей на опушке леса встретила лисичка. Вспомнили игры, которые дети знают с участием лисы.

К детям младшей группы вышел медведь рассказал, что ищет берлогу, чтобы отправится спать на зиму.

Во время зимнего похода бабушка Загадушка. Она рассказала детям о красоте зимнего леса, загадала им загадки о явлениях природы.

В весеннем походе детей около внутреннего озера встретило препятствие - разлившийся ручей. Все оказались смелыми и благополучно перешли по бревнышку на другую сторону.

К циклическим видам движения так же относится оздоровительный бег

Еще мыслители древней Греции говорили:

Хочешь быть здоровым - бегай

Хочешь быть красивым - бегай

Хочешь быть умным – бегай

Многочисленные исследования, проведенные в последние годы физиологами и медиками, показали, что медленный бег особенно на свежем воздухе не только эффективное средство повышения общей – физической подготовленности но и фактор укрепления здоровья детей.

И для ребенка бег естественное движение свойственное ему с раннего возраста. Систематические занятия бегом улучшают работу легких, сердца, головного мозга и мышц, помогают более быстрому восстановлению сил после умственных нагрузок. Занятие же на свежем воздухе, как известно, улучшают самочувствие, закаливают организм формируют правильную осанку, вырабатывают силу воли, целеустремленность и другие качества, необходимые в повседневной жизни.

В беге, как и в ходьбе необходимы хорошая координация движения рук и ног, правильная осанка. Многократное повторение разных циклов позволяет совершать бег длительное время не испытывая напряжения, развивая выносливость.

Оздоровительный бег - одно из важных для здоровья ребенка движений, позволяющих регулировать нагрузку, укрепляющих сердечно - сосудистую и дыхательную системы.

Оздоровительный бег завоевал в последнее время большую популярность в основном как средство общего развития и выносливости и повышения функциональных возможностей организма.Шаги при медленном беге короткие, нога становится на переднюю часть стопы или эластично переходит с пятки на носок.Движения рук согнутых в локтях, находящихся на уровне пояса спокойные, плечи расслаблены. Привычка бегать помогает получать ежедневную дозу движений необходимую для нормальной жизнедеятельности организма.

Умение быстро и ловко бегать помогает ребенку успешно участвовать в подвижных играх, эстафетах и спортивных упражнениях.

Осенью и весной я проводила с детьми кросс походы до озера, в которых бег чередовался с ходьбой. На поляне дети играли в различные подвижные игры. Дети подготовительных групп бегали также и дальше вдоль озера по тропинке. Чем старше дети, тем больше был маршрут дистанции. Для средней группы 200-300 м в одну строну. В подготовительной до 500м. Постепенно маршрут увеличивался.

Для себя я уяснила, что больше внимания необходимо уделять усвоению детьми навыков свободного без напряжения бега. Объяснила детям, что работа рук дает бегущему равновесие и ритм. Работа рук должна быть согласована с работой ног. Каждое занятие я начинала с легкого бега продолжительностью 1мин. в начале осени и до 3 весной. Старалась чтобы сохранялась постоянная скорость что обеспечивало ритмичность бега.

Иногда при беге у некоторых детей замечалась усталость, необходимо было регулировать их нагрузку и переходить на ходьбу.

Но необходимо чтобы каждый ребенок получил свою посильную нагрузку только в этом случае занятие приносило бы пользу.

Детям очень часто нравилось бегать к озеру и смотреть как изменяется природа с наступлением холодов, как красив наш Селигер в золотом обрамлении как появляется первый тонкий ледок на озере.

На Кличене дети имели возможность научиться бегать по пересеченной местности. При выполнении циклических упражнений я варьировала нагрузку в зависимости от возраста и тренированности детей.

Прыжки, как и бег – неотъемлемая часть двигательной деятельности ребенка. Прыжковые упр-я укрепляют костно-мышечный аппарат ног и туловища, тренирует глазомер, развивают координацию движений. Они выполняются толчком упругих ног, незначительно согнутых в коленях. Отталкивание происходит за счет разгибания стоп.

Прыжки со скалкой относятся к циклическим упражнением. Они занимают значительное место в работе с детьми дошкольного возраста, способствуют повышению выносливости,тренируют чувство ритма, укрепляют сердечно сосудистую и дыхательную системы мышцы ног.

Следующим видом циклических нагрузок оказывающих мощное оздоровительное и общеразвивательное действие является ходьба на лыжах.

Непосредственную подготовку к обучению ходьбе на лыжах я начала с подводящих упр-й. На занятиях развивала у детей чувство равновесия, ритма, а также правильную координацию рук и ног.

Упражнения в равновесии.

1 Различные повороты

2 Ходьба по бревну и скамейке

3 Бег с высоко поднятыми ногами

4 Наклоны туловища

5 Упражнения со скакалкой

6 Перешагивание через предметы

Упражнения для укрепления стоп

1Ходьба на носках

2Сгибание и выпрямление пальцев ног

3 Круговые движения попеременно правой и левой ногой

Упр-я для развития координации движения рук и ног

1. Попеременно выставлять вперед на носок правую и левую ногу.

2 Пружинки, с махами обеих рук вперед и назад

3. Скользить на полу, координирую работу рук и ног

Упр-я для развития чувства ритма

1 Прыжки на месте с попеременным поднятием правой и левой ноги

2Двигаясь, по сигналу поднимать руки вперед и в сторону

Пока снега было мало, я учила детей правильно носить, одевать и чистить лыжи.

С детьми проводила комплекс упр-й на лыжах, направленных на формирование чувства ритма.

Пружинки

Подъем правой и левой ногой с лыжей

Шаг встрону правой и левой ногой

Принятие и. п. лыжника

Во время выполнения упр-й как в помещении так и на свежем воздухе напоминала детям о правильном дыхании (вдох через нос, а выдох через рот)

Основные задачи

1. Пробудить интерес к ходьбе на лыжах.

2.Научить правильно, обращаться с лыжным инвентарем, одевать и снимать лыжи

3. Научить передвигаться скользящим шагом

4. Научится повороту на месте, переступанием

5.Научится спускаться с небольшого склона

Для выработки навыков передвижения скользящим шагом дети передвигались по лыжне без палок. Свободным накатистым шагом. Объясняла детям, что руками надо размахивать широко и свободно вперед и назад, сочетая движения рук с ритмом шагов.

В начале, дети ходили ступающим шагом, через несколько занятий некоторые наиболее сильные ребята начали передвигаться скользящим шагом.

Для того чтобы дети научились ходить на лыжах сгибая колени, предлагала проскользить, присев на лыжах под воротцами, сделанными из лыжных палок

Разучивала с детьми поворот переступанием на месте вокруг пяток.

При правильном выполнении поворота проступанием на снегу остается четкая звездочка.

После того как дети освоили передвижение на лыжах и повороты я перешла к обучению спуска с пологого склона. Это помогает приучить детей к ходьбе на лыжах не только ровной, но и несколько пересеченной местности.

Мы разучили спуск с горки в основной стойке. Этот вид спуска пригоден для самых разнообразных условий. Спускаясь в основной стойке, ребенок расставляет лыжи примерно на ширину ступни, слегка сгибая ноги и подает туловище вперед не сгибая ноги подает туловище вперед не напрягая его. Руки свободно согнуты в локтях. Предварительно дети, стоя на месте, принимали несколько раз положение необходимое при спуске.

Спуски с гор это самая эмоциональная часть лыжной подготовки. И во время лыжного похода на о Кличен почти все дети с удовольствием скатывались с гор, хотя и часто падали. К концу зимы большинство детей успешно передвигались на лыжах

Катаясь на лыжах,большинство детей еще не могут, применить правильное положение, недостаточно согнутая в колене нога не дает возможности сильно оттолкнутся при скольжении.

Следующим видом циклических нагрузок, обладающим мощным оздоровительным общеразвивающим действием является плавание. Как и другие циклические упр-я плавание оказывает благотворное воздействие на сердечно-сосудистую, дыхательную системы: улучшает терморегуляцию, газообмен, сон, повышает работоспособность.

Плавание также выступает эффективным средством профилактики и лечения нарушения осанки и сутулости, позвоночник ребенка выпрямляется, мышцы рук и ног выполняют ритмичные движения, влияющие на его гибкость.

Близкое расположение озера позволяет в теплое время года занимаются плаванием. Дети с удовольствием выполняют упр-я на воде.

Фонтан

Проплыви с мячом

Водяная мельница

Наибольшей результативностью отличаются циклические упражнения когда они сочетаются с воздействием естественных сил природы.

Как известно обязательным условием при включении в занятие циклических упражнений служит частая смена при многократной повторяемости одного упражнения.

Однако цикличность и повторяемость не всегда означает стереотипность и монотонность. Возможность изменения характера движения должна быть заложена в содержание циклических упр-й. При групповой ходьбе перед детьми может, ставиться задача изобразить движение поезда, цапли, медведя. Возможно чередование ходьбы с бегом, прыжками или другими движениями. Циклические движения при этом будут приобретать различный смысловой оттенок и тем самым видоизменятся. В этом плане представляется продуктивным сочетание упр-й циклического и ациклического, а также смешанного характера.

Для повышения двигательной активности в свои занятия я включаю элементы аэробики на больших мячах. Структура занятий включает значительный объем циклических упражнений, выполняемых в тренировочном режиме (при ЧСС не менее 120 уд в сек), с обязательным включение упражнений на расслабление.

Яркая окраска и необычный размер мяча положительно влияют на настроения ребенка, кроме того, ортопедические мячи позволяют снять стресс с позвоночника и восстановить его физиологические изгибы, расслабить мышечную систему детей страдающий ДЦП. К достоинствам фитбола можно отнести и отсутствие ударной нагрузки на ноги

Дети с удовольствие выполняют, упражнения пружиня на мяче, участвуют в эстафетах и играх.

В физическом воспитании детей, воспитывающихся в детских домах, большой процент которых имеет отставание в нервно - психическом развитии, следует использовать тренажеры

Тренажер (беговая дорожка).

Стимулирует двигательную активность, способствует укреплению мышц, развивает навыки ходьбы, обеспечивает профилактику плоскостопия и массаж стоп.

Тренажер (подъем по ступеням) предназначен для развития координации, имитирует движения при ходьбе и беге без ударного воздействия на суставы и позвоночник.

Аэробный тренажер (бегущая по волнам) развивает координацию и тренировку вестибулярного аппарата, позволяет имитировать бег без ударной нагрузки.

Улучшить психологический климат, помочь детям проявить свои сильные стороны и создать тем самым запас позитивного настроения, повысив их самооценку, помогает организация всевозможных спортивных праздников, соревнований, эстафет. Все эти мероприятия способствуют повышению социально-психологической адаптации и улучшения состояния психического здоровья детей.


Под циклическими движениями понимаются двигательные акты, состоящие из одних и тех же элементов (циклов), многократно повторяющихся во время мышечной деятельности. К циклическим движениям (видам спорта) относятся легкоатлетический бег, спортивная ходьба, плавание, гребля, велоспорт, лыжные гонки, скоростной бег на коньках. Все эти виды спорта характеризуются работой больших групп мышц (глобальная работа), что оказывает значительную нагрузку на сердечно-сосудистую и дыхательную системы. Они требуют развития общей и специальной выносливости, силы, иногда быстроты движений (при спринтерских дистанциях), но не требуют особенно тонкой и точной координации движений (ошибка в координации может быть исправлена во время работы и не влияет существенно на результат, особенно на длинных дистанциях).

Общим для всех циклических движений является то, что выполняемая работа характеризуется разной мощностью и длительностью.

В циклических упражнениях мощность (физическая нагрузка) и скорость перемещения (при неизменной технике выполнения движений) связаны линейной зависимостью: чем больше скорость, тем выше физическая нагрузка.

Совокупность физиологических (и психофизиологических) реакций организма на данную физическую нагрузку позволяет определить физиологическую мощность нагрузки или физиологическую нагрузку на организм работающего человека.

«Физиологическая нагрузка» или «физиологическая мощность» - понятия близкие к термину «тяжесть работы». У каждого человека при выполнении упражнения одного и того же характера в одинаковых условиях внешней среды физиологическая мощность нагрузки находится в прямой зависимости от физической нагрузки. Например, чем выше скорость бега, тем больше физиологическая нагрузка.

Однако одинаковая физическая нагрузка вызывает неодинаковые физиологические реакции у людей разного возраста и пола, у людей с неодинаковой степенью функциональной подготовленности (тренированности), а также у одного и того же человека в разных условиях (например, при повышенных или пониженных температуре или давлении воздуха). Кроме того, различные физиологические реакции наблюдаются у одного и того же человека при одинаковой физической нагрузке, выполняемой различными мышечными группами (руками или ногами) или при разных положениях тела (лежа или стоя). Так, у гребцов на каноэ; пловцов или бегунов, выполняющих одинаковую по физической мощености работу (с одинаковой скоростью потребления О2), физиологические нагрузки (реакции) сильно различаются.

Следовательно, показатели физической мощности упражнения не могут быть использованы в качестве критерия для единой физиологической классификации различных спортивных упражнений, выполняемых людьми разного пола и возраста, с неодинаковыми функциональными возможностями и подготовленностью или одним и тем же спортсменом в разных условиях. Поэтому в качестве классификационного признака чаще используют показатели физиологической мощности или физиологической нагрузки.

Одним из таких показателей служит предельное время выполнения данного упражнения. Проанализируем по данным мировых рекордов зависимость между скоростью преодоления разных дистанций и предельным (рекордным) временем. В.С. Фарфель разделил «кривую рекордов» на четыре зоны относительной мощности: с предельной продолжительностью упражнений до 20 с (зона максимальной мощности), от 20 с до 3-5 мин (зона субмаксимальной мощности), от 3-5 до 30-40 мин (зона большой мощности) и более 40 мин (зона умеренной мощности). Такая классификация спортивных циклических упражнений получила широкое распространение.

Другой подход к характеристике физиологической мощности состоит в определении относительных физиологических сдвигов. Характер и величина ответных физиологических реакций на одну и ту же физическую нагрузку зависят прежде всего от предельных функциональных возможностей и ведущих (для данного упражнения) физиологических систем. При выполнении одинаковой физической нагрузки у людей с более высокими функциональными возможностями ведущих систем величина реакций (физиологические сдвиги) меньше, и следовательно, физиологическая нагрузка на ведущие (и другие) системы и соответственно на организм в целом относительно меньше, чем у людей с более низкими функциональными возможностями. Одинаковая физическая нагрузка будет относительно труднее («тяжелее») для вторых, и, следовательно, предельное время ее выполнения у них будет короче, чем у первых. Соответственно первые способны выполнять такие большие физические нагрузки, которые недоступны вторым.

Таким образом, для физиологической классификации спортивных упражнений используются показатели относительной физиологической мощности: физиологической нагрузки, физиологической напряженности, тяжести работы.

Так показателями служат относительные физиологические сдвиги, которые возникают в ведущих функциональных системах в ответ на данную физическую нагрузку, выполняемую в определенных условиях внешней среды. Эти сдвиги выявляются путем сравнения текущих рабочих показателей деятельности ведущих физиологических систем с предельными (максимальными) показателями.

Основная характерная, черта работы максимальной мощности-то, что она может совершаться лишь кратковременно (10-20 с), в анаэробных условиях. Кислородный запрос огромен, в пересчете на единицу времени составляет 40 л/мин (8-13 л за 10-20 с), а кислородный долг - около 8 л. Повышение уровня молочной кислоты, усиление дыхания и работы сердца при этой работе незначительны. Данная работа отличается предельным уровнем энерготрат в единицу времени -4 ккал/с (суммарный расход - всего 80 ккал). Нервная система работает в предельном режиме, нейроны посылают эфферентные импульсы с высокой частотой и получают высокочастотный поток афферентных импульсов от работающих мышц, в синапсах накапливается медиатор, развивается стойкая деполяризация клеточных мембран, снижается возбудимость и лабильность нервных кл ток, расходуются запасы аденозинтрифрсфорной кислоты (АТФ) и креатинфосфата (КрФ).

Основные физиологические резервы, мобилизуемые при работе максимальной мощности, связаны с возможностью сонастройки отдельных нейронов на высокий темп активности и поддержания этого темпа во всей системе управления движениями; с особенностями обмена в мотонейронах и мышцах, в частности, со скоростью ресинтеза АТФ; с возможностью максимальной мобилизации резервов кислорода; способностью мышечных волокон быстро сокращаться и расслабляться, а также с медиаторным обменом, определяющим предельную скорость и правильность передачи информации в нервной системе и от нерва к мышце. Гуморальные механизмы регуляции функций существенного значения в данном случае не имеют.

Работа субмаксимальной мощности может продолжаться до 3-5 мин, вызывая при этом максимальные сдвиги в деятельности сердечнососудистой и дыхательной систем (так называемой кардиореспираторной системе). Продукты интенсивного гликолиза успевают продиффундировать в кровь, в результате чего концентрация молочной кислоты в крови может достигнуть 250 м%, а рН снижается до 7,0. При этом наблюдается расширение сосудов в работающих мышцах, повышение максимального артериального давления (до 180 - 240 мм рт. ст.), усиление и учащение сердечной деятельности (до 180 уд/мин), перераспределение крови в организме, а также учащение и углубление дыхания, нарастание легочной вентиляции (до 150 л/мин). У высококвалифицированных спортсменов кислородный долг может достигнуть максимальных значений - 20 л. Отношение потребления кислорода к кислородному запросу при данной работе составляет 1/3, расход энергии в единицу времени - 1,5-0,6 ккал/с, а суммарный расход - до 450 ккал, что требует около 100 г. глюкозы.

Основными физиологическими резервами, мобилизуемыми при работе субмаксимальной мощности, являются резервы поддержания гомеостаза, а также резервы совершенствования корковых систем управления движениями. Большое значение имеет не только нервная, но и гуморальная регуляция функций. Энерготраты не лимитируют выполнение этой работы.

Работа большой мощности может продолжаться до 20-30 мин. При этой работе продукты обмена насыщают кровь, и в результате включения гуморальной регуляции на предельном уровне функционирует кардиореспираторная система: частота сердечных сокращений - до 180 уд/мин, минутный объем кровообращения - до 30-35 л/мин, систолический объем крови - до 150-200 мл, минутный объем дыхания - до 150 л/мин. Усиливается потоотделение, а с ним - удаление тепла и молочной кислоты. Расход энергии составляет 0,5-0,4 ккал/с (суммарно до 900 ккал, что требует около 200 г. глюкозы). Отношение потребления кислорода к кислородному запросу составляет 5/6, а кислородный долг - до 12-15 л.

Основными физиологическими резервами этой работы являются резервы, определяющие мощность и устойчивость механизмов поддержания гомеостаза, возможность продления нарастающего утомления за счет активирующих механизмов мозга.

Работа умеренной мощности может продолжаться до 1 часа и более. Эта работа отличается соответствием между запросом и потреблением кислорода. Накопление молочной кислоты и недоокисленных продуктов невелико. Кислородный долг составляет всего около 4 л, усиление потоотделения ведет к потере воды и солей. Характерны огромные значения суммарных энерготрат - до 3000 ккал и более, что требует до 1500 г. и более глюкозы. Резервы глюкозы в печени резко уменьшаются, а уровень глюкозы в крови падает от 110-80 мг% до 50-40 мг%. При этой работе характерно значительное усиление функций желез внутренней секреции, особенно надпочечников.

Основными физиологическими резервами при этой работе являются, в первую очередь, резервы глюкозы, воды, солей и механизмы их мобилизации; механизмы, обеспечивающие использование в качестве источников энергии; механизмы поддержания гомеостаза (терморегуляции, водного, солевого и углеводного обмена) и стабильного поддержания функциональной системы управления движениями, вопреки развивающемуся запредельному или охранительному торможению.

Следует специально обратить внимание на условность деления на зоны относительной мощности. Люди различной тренированности, совершая одну и ту же работу, будут попадать в различные зоны мощности (она будет означать для них разную интенсивность), они будут пользоваться равными резервными механизмами, не всегда в оптимальном соотношении и с оптимальной интенсивностью.

Одной из задач физиологии спорта и являете выяснение оптимальных условий работы в различных ситуациях, оценка этих возможностей у различных людей, выяснение характера и объема физиологических резервов и путей их активизации, а также уяснение «узких мест» в резервных возможностях организма и путей их преодоления.

По характеру энергообеспечения циклические упражнения могут быть разделены на анаэробные (с преобладанием анаэробного компонента) и аэробные (с преобладанием аэробного компонента).

В свою очередь, анаэробные упражнения делятся на:

1. Анаэробные максимальной мощности, анаэробный компонент которых составляет 90-100%, а потребление кислорода 5-10% от МПК.

2. Анаэробные околомаксимальной мощности, анаэробный компонент которых составляет 75-85%, а потребление кислорода 10-20% от максимального потребления кислорода (МПК).

3. Анаэробные субмаксимальной мощности, анаэробный компонент которых составляет 60-70%, а потребление кислорода 25-30% от МПК.

Аэробные упражнения, в свою очередь, делятся на:

1. Аэробные максимальной мощности, аэробный компонент которых составляет 60-70%, а потребление кислорода 95-100% от МПК.

2. Аэробные околомаксималыюй мощности, аэробный компонент которых составляет до 90%, а потребление кислорода 85-95% от МПК.

3. Аэробные субмаксимальной мощности, аэробный компонент которых составляет более 90%, а потребление кислорода 70-80% от МПК.

4. Аэробные средней мощности, аэробный компонент которых составляет около 100%, а потребление кислорода 55-65% от МПК.

5. Аэробные малой мощности, аэробный компонент которых составляет 100%, а потребление кислорода менее 50% от МПК.

Циклические движения характеризуются закономерным, последовательным чередованием и взаимосвязанностью отдельных фаз целостного движения (цикла) и самих циклов. Взаимосвязанность каждого цикла с предыдущим и последующим является существенной чертой упражнений этого класса.

Физиологической основой циклических движений является ритмический двигательный рефлекс. Выбор оптимального темпа при разучивании циклических движений ускоряет процесс усвоения ритма раздражений, а также установления оптимального ритма всех физиологических функций. Он способствует повышению лабильности и устойчивости нервных центров к ритмическим раздражениям, ускоряет врабатываемость. Примером временного несоответствия темпа движений текущей лабильности нервных центров является бег в предельном темпе. Мощный поток импульсов от проприоцепторов мышц приводит к падению возбудимости и функциональной подвижности нервных центров. Результатом этого является снижение темпа движений и падение скорости бега.

Согласно представлениям Н.Е. Введенского о пессимальном торможении и А.А. Ухтомского об усвоении ритма, высокие ритмы раздражений могут и не вызывать пессимального торможения, если лабильность нервных центров достаточно высока. Неоднократное выполнение скоростных упражнений в процессе систематической тренировки способствует повышению функциональной подвижности нервных центров. Ранее не доступные для усвоения ритмы раздражений становятся оптимальными для высоколабильных нервных центров.

Оптимальный ритм, легко усваиваемый в начале работы, при большой ее продолжительности и монотонности может перерасти в свою противоположность - стать пессимальным. Это обусловлено падением лабильности нервных центров вследствие длительной истощающей работы.

Циклические упражнения классифицируются в зависимости от мощности работы, развиваемой спортсменом. Преимущество подобной классификации для практики физического воспитания очевидно, ибо здесь учитываются не столько двигательные, координационные и другие основы, сколько степень сдвигов физиологических функций, величина физической нагрузки. Знание особенностей физиологических сдвигов при выполнении работы в определенных зонах относительной мощности позволяет рационально планировать нагрузку с учетом особенностей развития утомления и восстановления после выполнения упражнений различной интенсивности

Одним из таких показателей служит предельное время выполнения данного упражнения Действительно, чем выше физиологическая мощность («тяжесть работы»), тем ко­роче предельное время выполнения работы. Проана­лизировав по данным мировых рекордов зависимость между ско­ростью преодоления разных дистанций и предельным (рекордным) временем, В. С. Фарфель разделил «кривую рекордов» на четыре зоны относительной мощности: с предельной продолжительностью упражнений до 20 с (зона максимальной мощности), от 20 с до 3-5 мин (зона субмаксимальной мощности), от 3-5 до 30-40 мин (зона большой мощности) и более 40 мин (зона умеренной мощности). Такая классификация спортивных циклических упражнений получила широкое распространение

Другой подход к характеристике физиологической мощности состоит в определении относительных физиологиче­ских сдвигов Характер и величина ответных физиологиче­ских реакций на одну и ту же физическую нагрузку зависят прежде всего от предельных функциональных возможностей и ведущих (для данного упражнения) физиологических систем. При выполнении одинаковой физической нагрузки у людей с более высокими функциональными возможностями ведущих сис­тем величина реакций (физиологические сдвиги) меньше, и следо­вательно, физиологическая нагрузка на ведущие (и другие) систе­мы и соответственно на организм в целом относительно меньше, чем у людей с более низкими функциональными возмож­ностями. Одинаковая физическая нагрузка будет относительно труднее («тяжелее») для вторых, и, следовательно, предельное вре­мя ее выполнения у них будет короче, чем у первых. Соответственно первые способны выполнять такие большие физические нагрузки, которые недоступны вторым.

Таким образом, для физиологической классификации спортивных упражнений используются показатели относительной физиологической мощности: физиологической на­грузки, физиологической напряженности, тяжести работы. Та­кими показателями служат относительные физиологические сдвиги, которые возникают в ведущих функциональных системах в ответ на данную физическую нагрузку, выполняемую в определенных условиях внешней среды. Эти сдвиги выявляются путем сравнения текущих рабочих показателей деятельности ведущих физиологи­ческих систем с предельными (максимальными) показателями.

Классификация циклических упражнений

Энергетические запросы организма (работающих мышц) удов­летворяются, как известно, двумя основными путями - анаэробным и аэробным. Соотношение этих двух путей энергопродукции неоди­наково в разных циклических упражнениях. При выпол­нении любого упражнения практически действуют все три энерге­тические системы анаэробные фосфагенная (алактатная) и лактацидная (гликолитическая) и аэробная (кислородная, окислитель­ная) «Зоны» их действия частично перекрываются. Поэто­му трудно выделить «чистый» вклад каждой из энергетических систем, особенно при работе относительно небольшой предельной продолжительности В этой связи часто объединяют в пары «соседние» по энергетической мощности (зоне действия) системы, фосфагенную с лактацидной, лактацидную с кислородной. Первой при этом указывается система, энергетический вклад которой больше.

В соответствии с относительной нагрузкой на анаэробные и аэробные энергетические системы все циклические упражнения можно разделить на анаэробные и аэробные. Первые - с преобладанием анаэробного, вторые - аэробного компонента энергопродукции Ведущим качеством при вы­полнении анаэробных упражнений служит мощность (скоростно-силовые возможности), при выполнении аэробных упражнений - выносливость

Соотношение разных путей (систем) энергопродукции в значи­тельной мере определяет характер и степень изменений в деятель­ности различных физиологических систем, обеспечивающих выпол­нение разных упражнений

Анаэробные упражнения. Выделяются три группы анаэробных упражнений:

1) максимальной анаэробной мощности (анаэробной мощ­ности) ;

2) околомаксимальной анаэробной мощности;

3) субмаксимальной ана­эробной мощности (анаэробно-аэробной мощности).

Упражнения максимальной анаэробной мощности (ана­эробной мощности) - это уп­ражнения с почти исключи­тельно анаэробным способом энергообеспечения работающих мышц: анаэробный компонент в общей энергопродукции составляет от 9,0 до 100%. Он обеспечи­вается главным образом за счет фосфагенной энергетической сис­темы (АТФ + КФ) при некотором участии лактацидной (гликолитической) системы. Рекордная максимальная анаэроб­ная мощность, развиваемая выдающимися спортсменамиво время спринтерского бега, достигает 120 ккал/мин. Возможная предельная продолжительность таких упражнений - несколько секунд. Таковы, например, соревновательный бег на дистанциях до 100 м, спринтерская велогонка на треке, плавание и ныряние на дистанцию до 50 м.

Усиление деятельности вегетативных систем происходит в про­цессе работы постепенно. Из-за кратковремен­ности анаэробных упражнений во время их выполнения функции кровообращения и дыхания не успевают достигнуть возможного максимума. На протяжении максимального анаэробного упражне­ния спортсмен либо вообще не дышит, либо успевает выполнить лишь несколько дыхательных циклов. Соответственно «средняя» легочная вентиляция не превы­шает 20-30% от максималь­ной. ЧСС.повышается еще до старта (до 140-150 уд/мин) и во время упражнения про­должает расти, достигая наи­большего значения сразу после финиша - 80-90% от макси­мальной (160-180 уд/мин). Поскольку энергетическую ос­нову этих упражнений состав­ляют анаэробные процессы, усиление деятельности кардио-респираторной (кислородтранспортной) системы практически не имеет значения для энер­гетического обеспечения само­го упражнения. Концентрация лактата в крови за время ра­боты изменяется крайне незна­чительно, хотя в рабочих мыш­цах она может достигать в кон­це работы 10 ммоль/кг и даже больше. Концентрация лактата в крови продолжает нарастать на протяжении нескольких минут после прекращения работы и составляет максимально 5-8 ммоль/л.

Перед выполнением анаэробных упражнений несколько повы­шается концентрация глюкозы в крови. До начала и в результате их выполнения в крови очень существенно повышается концентра­ция катехоламинов (адреналина и норадреналина) и гормона роста, но несколько снижается концентрация инсулина; концентра­ции глюкагона и кортизола заметно не меняются.

Ведущие физиологические системы и меха­низмы, определяющие спортивный результат в этих упражне­ниях, - центрально-нервная регуляция мышечной деятельности (координация движений с проявлением большой мышечной мощ­ности), функциональные свойства нервно-мышечного аппарата (скоростно-силовые), емкость и мощность фосфагенной энергети­ческой системы рабочих мышц.

Упражнения околомаксимальной анаэробной мощности (сме­шанной анаэробной мощности) - это упражнения с преимущест­венно анаэробным энергообеспечением работающих мышц. Ана­эробный компонент в общей энергопродукции составляет 75- 85% - отчасти за счет фосфагенной и в наибольшей мере за счет лактацидчой (гликолитической) энергетических систем. Рекордная околомаксимальная анаэробная мощность в беге - в пределах 50-100 ккал/мин. Возможная предельная продолжительность та­ких упражнений у выдающихся спортсменов колеблется от 20 до 50 с. К соревновательным упражнениям относится бег надистанциях 200-400 м, плава­ние на дистанциях до 100м,бег на коньках на 500 м.