Помощь родителям в воспитании детей. Воспитание детей

2.2 Социально-педагогическая и психологическая помощь родителям в воспитании ребенка

Только при совместных усилиях родителей и педагогов воспитание детей может дать положительный результат. Невозможно воспитать всесторонне развитую и целеустремленную личность, если педагоги и родители не смогут объединиться в тандем. Только в процессе слаженной совместной деятельности такого тандема у детей будет формироваться сознание, а также накапливаться опыт правильного поведения в разных жизненных ситуациях. При социально-педагогической помощи в воспитании ребенка дети становятся заметно решительнее и активнее, более настойчивыми в достижении любой цели.

Помощь родителям в воспитании ребенка должен оказывать социальный педагог. Он должен защищать права ученика, решать его социальные проблемы. Социальный педагог работает как с учениками, так с учителями и родителями.

Для эффективной помощи в воспитании ребенка педагог должен владеть всей информацией о формирующей роли отдельной семьи и зависимости данной роли от ценностных приоритетов членов семьи. Тогда педагог без труда может определить, как отношения в семье влияют на характер ребенка, его поведенческие реакции и личностное развитие. Поэтому педагог в своей работе должен использовать различные формы связи с родителями для того, чтобы выяснить особенности отношений в семье .

Социальный педагог помогает преодолевать конфликтные ситуации с родителями, с учениками в классе. Для оказания помощи родителям он может использовать различные приемы консультирования. Это убеждение, эмоциональное заражение, внушение, мини-тренинги, художественные аналоги. Наряду с групповыми методами работы могут применяться индивидуальные консультативные беседы.

На родительском собрании совместно с классным руководителем педагог разрабатывает программу по воспитательной работе, обсуждает проблемы и успехи, как всего класса, так и каждого ученика. Если у него появились вопросы по воспитанию какого-либо ученика, то он приглашает родителей ребенка на индивидуальную встречу. При встрече с родителями он дает профессиональные советы и обсуждает принципы воспитания.

Для оказания помощи в воспитании ребенка педагоги могут проводить классные мероприятия. Подобные мероприятия способствуют сближению классного коллектива. Они помогают найти взаимопонимание и общий язык, проявить семейные увлечения и индивидуальные способности. В совместных мероприятиях могут принимать участие и ученики, и их родители. Педагог в непринужденной обстановке наблюдает за семьями, а затем планирует воспитательную работу, учитывая особенности каждой семьи .

Психологическая помощь семье в воспитании ребенка включает в себя большое количество направлений деятельности специалиста. Психолог может дать родителям соответствующие рекомендации, связанные с воспитанием ребенка. При необходимости специалист может направить ребенка во вспомогательные или специальные школы на дополнительную консультацию у логопеда, психоневролога.

Детский психолог поможет определить готовность ребенка к школьному обучению и выявить причины трудностей в обучении. Он также может дать рекомендации по дальнейшей профессиональной ориентации ребенка.

Психологическая помощь в воспитании ребенка должна быть нацелена на проблемы, которые вызваны психологическими причинами и основана на психологическом воздействии.

В первую очередь детский психолог проводит беседу с родителями. Они рассказывают ему о ребенке и о проблемах, связанных с его воспитанием. Затем он беседует с каждым из родителей в отдельности. Это необходимо для выяснения и устранения причины ухудшения взаимоотношений между ребенком и родителями.

Психолог иногда навещает ребенка дома для того, чтобы лучше изучить психологический микроклимат в семье.

Беседа с ребенком - самая ответственная работа психолога. Благодаря многообразию психологических методов психологу чаще всего удается повлиять на поведение ребенка и раскрыть его душу .

Взаимосвязь методов родительского воспитания и эмоционального состояния детей в семье

Семья - ячейка общества, важнейшая форма организации личного быта, основанная на супружеском союзе и родственных связях, т.е. отношениях между мужем и женой, родителями и детьми, братьями и сестрами, и другими родственниками...

Влияние застенчивости на социально-психологический статус подростка в группе сверстников

Так как мы выявили, что застенчивость будет влиять на социально-психологический статус подростка в группе сверстников, значит...

Влияние социально-психологической помощи на качество жизни онкологических больных

Влияние характера матери на ребенка, его воспитание и становление как личности

Традиционно главным институтом воспитания является семья. То, что ребенок в детские годы приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни. Важность семьи как института воспитания обусловлена тем...

Детско-родительские отношения и их влияние на личность ребенка

Образ семьи у детей младшего школьного возраста

Ведущая роль семейных отношений заключается в том, что их состоянием определяется мера функционирования и эффективности других компонентов воспитательного потенциала семьи...

Психологическая помощь детям с нарушениями интеллекта

Семьи, воспитывающие умственно отсталого ребёнка, характеризуются следующими признаками: * родители испытывают нервно-психическую и физическую нагрузку, усталость, напряжение...

Психологическая помощь семье

В настоящий момент семья в период ожидания ребенка и первого года его жизни окружена заботой исключительно медиков. Что само по себе очень важно. Однако существует ряд серьезных проблем, с которыми сталкивается семья в этот трудный период...

Психологическая помощь семье в воспитании ребенка

Воспитание ребенка - трудная педагогическая и социальная задача. Наилучший результат в процессе воспитания детей можно получить при совместных усилиях школы, общества и семьи. Трудности при воспитании возникают почти во всех семьях...

Психология раннего детства

Задумайтесь над тем, что некоторые ваши требования могут показаться ребенку противоречивыми. В самом деле, вы всячески поощряете его любознательность и в то же время начинаете с ней бороться, когда она оказывается «чрезмерной»...

Психотерапевтическая работа с аутичным ребенком и его семьей

Для более эффективной помощи больным аутизмом необходимо раннее установление диагноза, желательно на первом году жизни, когда можно отчетливо отметить отсутствие зрительного контакта, непереносимость каких-либо перемен в своем окружении...

Синдром дефицита внимания с гиперактивностью

Гиперактивным детям часто ставят диагноз - минимальная мозговая дисфункция. Это остаточные явления органического поражения головного мозга, возникшего, например, при тяжелом токсикозе или при резус-конфликте...

Социально–психологическая помощь онкологическим больным

Главная цель всей системы медицинской помощи в онкологии - это восстановление и/или сохранение качества жизни. В рамках этого определения выживаемость, т.е. сама жизнь - первая цель...

Способы самовыражения подростков как социально-педагогическая проблема

Подростковый возраст - это стадия развития личности, которая обычно начинается с 11-12 и продолжается до 16-17 лет - периода, когда человек входит во "взрослую жизнь". Этот возраст представляет собой период взросления...

Средства и пути оптимизации самовоспитания подростков и юношей

Работая над курсовой, я подумала, что без рассмотрения вопроса об акцентуации характера подростков и педагогической помощи им в самовоспитании, моя тема не будет раскрыта достаточно полно...

В работе с детьми важно обоюдное уважение и общение с родителями. Если нет контакта с родителями (по моему мнению), не будет контакта и с детьми. Дети чуствуют отношение воспитателя к его родным людям. Все родители любят своих детей, но не всегда знают как поступить в том или ином случае. В этом могут помочь консультации. Надеюсь, что это именно так.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Консультация «Как мне заставить его слушаться?»

Вопрос, который часто задают некоторые мамы.

Время от времени у каждой мамы бывают моменты, когда она теряет контроль над своими детьми.

«Вы действительно хотите, чтобы ребёнок вас слушался?».

Если понаблюдать за некоторыми мамами пытающимися заставить ребёнка быть дисциплинированным, то можно увидеть любопытную ситуацию, из которой почти невозможно определить, в чём заключается основная трудно-сть. При анализе родительских ошибок надо учитывать, что чужие ошибки всегда виднее, поэтому надо помогать, а не осуждать.Для примера неколько случаев:

…Мама видит, что её трёхлетний ребёнок балуется с чашкой, наполненной молоком. Но мама не обращает на это внимание, продолжает заниматься своими делами. Потом она всё же приказывает ребёнку: «Хватит балова-ться!». А сама отворачивается, даже не убедившись в том, послушался ли её ребёнок. Следующее,что она замечает- это то, что молоко уже разлито.

Результат: мать наказывает малыша.

…Мама угрожает ребёнку целый день: « Я уложу тебя в кровать», «Я позову врача», «Я тебя отлуплю».

Но на ребёнка её угрозы не действуют, т.к. он уже понимает, что она не выполнит своих обещаний.

Некоторые родители, сталкиваясь с подобными ситуациями во взаимоот-ношениях со своими детьми, при этом волнуясь из-за каких-то других проб-лем, как бы перестают быть взрослыми, способными принять правильное решение. Они в таких случаях начинают «бороться»с детьми на их же уровне, как будто сами превратились в непослушных детей.

Каждый здоровый ребёнок сам может сделать очень многое. В большинстве случаев на него можно положиться, если он чувствует, что ему доверяют и ответственность за что-то возлагают на него. Почти всем маленьким детям хочется порадовать своих родителей, потому что именно они и есть те люди с которыми связано первое чувство любви.

Хотелось бы сказать ещё об одном условии, наиболее трудно выполнимом.В голосе родителей чаще всего быстро появляется раздражение, которое проявляется в тоне. А ребёнок это чувствует и у него может появиться такая же ответная реакция. Поэтому, когда мама просит малыша неспокойным голосом что- нибудь сделать или прекратить заниматься тем, что доставляет ему удовольствие, обычно она встречает резкое сопротивление. Дети хорошо чувствуют требования и желания старших, поэтому в спокойной семейной атмосфере их поведение почти всегда можно контролировать короткими замечаниями, напоминаниями, но не приказаниями. Иногда у родителей ребёнок может слушаться маму, но не слушаться папу, или наоборот. Нужно пересмотреть своё отношение к ребёнку, иметь единые требования, единый подход к нему.

Наказание- это самая крайняя мера, которая применяется к детям только в тех случаях когда все остальные способы для установления дисциплины оказались не действенными.

Главное- это любовь мамы и папы к своему ребёнку, их преданность ему(но не потакание), желание ему только добра и счастья. Тепло родительской любви- это то чувство, которое воспитывает у человека способность любить и быть любимым. Ребёнок, окружённый разумной родительской любовью, растёт чаще всего дружелюбным, приветливым по отношению ко всему окружающему миру.

Ребёнок от 3 до 6 лет, выражает свою преданность родителям обычно тем, что старается быть похожим во всём на них. Он не просто подражает их действиям, манере разговаривать, но и старается быть таким же разумным как они. Так о чём должны задуматься родители, если хотят воспитать хорошего, доброго человека?...

Дети, имея перед собой пример родителей и чувствуя их любовь, сами влияют на формирование своего характера, на своё отношение к людям.

Если он чувствует искренность в требованиях родителей, то скорее понимает разумность их просьбы. Некоторые родители теряются, не знают как поступить, чтобы заставить ребёнка вести себя хорошо. Обычно такие родители начинают угрожать ребёнку, кричать на него, даже давать подзатыльники.

Не убедив ребёнка в его вине эти мамы и папы своими словами и действиями в какой- то степени подталкивают его к дальнейшему плохому поведению

Наказание для большинства детей не является причиной, удерживающей ребёнка от плохого поведения. Даже в тех случаях, когда наказание вынужденно когда исчерпаны многие способы, то и тогда оно не приносит желаемой пользы.

Иногда лёгкий шлепок действует как на ребёнка, так и на маму. Многие матери после этого мучаются, думая о своей жестокости. А ребёнок бывает страшно возмущён, из-за такого оскорбления.

Недолгая изоляция в отдельной комнате порой приносит желаемые результаты. Однако некоторые дети своим громким плачем в этой комнате треплют нервы всей семье. И это может продолжаться часами.Лишение каких-либо привилегий больше подходит для школьноков.Если онипонимают свою вину,то это развивает у них чувство справедливости.

Хорошая дисциплина детей основана на взаимной любви и уважения между всеми членами семьи. Для этого необходима твёрдрсть характера мамы и папы.

Главная задача родителей- это спокойно и тактично объяснить ребёнку, что от него требуется, внушить ему чтот он делает неправильно.

Очень часто эта работа является для детей непосильной. Чем больше они стараются, тем сильнее чувствуют своё бессилие. Когда у родителей нарушается процесс воспитания, то нужно обратиться за советом к специалистам по проблемам возрастной и психологической помощи.

Несколько таких советов. 10 заповедей родительства.

1.Не жди, что вой ребёнок будет таким, как ты или как ты хочешь.Помоги ему стать не тобой, а собой.

2.Не думай, что ребёнок твой: он божий он личность.

3.Не требуй платы за всё, что ты для него делаешь: ты дал ему жизнь, как он может отблагодарить тебя? Он даст жизнь другому, тот- третьему: это необратимый закон благодарности.

4.Не вымещай на ребёнке свои обиды, чтобы в старости не есть горький хлеб, ибо что посеешь, то и взойдёт.

5.Не относись к его проблемам свысока. Ибо тяжесть жизни дана каждому по силам, и будь уверен: ему его тяжела не меньше чем твоя, а может и больше.

6.Не унижай своего ребёнка.

7.Не мучь себя, если не можешь что-то сделать для своего ребёнка, мучь, если можешь и не делаешь.

8.Помни- для ребёнка сделано недостаточно, если не сделано всё.

9.Умей любить чужого ребёнка. Никогда не делай чужому того, что не зотел бы, чтобы другие делалаи твоему.

10.Люби своего ребёнка любым: неталантливым, неудачным, взрослым.Общайся с ним, радуйся, потому, что ребёнок- это праздник, котлорый пока с тобой.

И в заключении хотелось бы сказать.

Надо не только любить совего ребёнка, но и думать о том, что ему дальше жить, а это ой как нелегко. Только вы можете ему в этом помочь!!!

Предварительный просмотр:

Консультация «Развитие познавательного интереса у детей младшего дошкольного возраста через ознакомление с природой».

Материал подготовила: Ярылкина Елена Николаевна,

воспитатель высшей квалификационной категории МДОУ «Детский сад № 9 о.в.» г. Магнитогорска

Мир, в котором мы живём, сложен, многогранен и изменчив, а малыши находятся у истоков его познания. Каждое знакомство с природой – урок развития детского ума, творчества, чувства. Своей необычностью, новизной, разнообразием, природа эмоционально воздействует на ребёнка, вызывает его удивление. Природа окружает ребёнка с ранних лет, она наиболее доступна для его понимания и исследования.

Развивая познавательный интерес детей, мы должны не только пробудить у малыша любознательность: желание изучать жизнь растений и животных, явления неживой природы, но и доступно объяснить им, почему нужно любить и беречь природу.

Почему при общении детей с природой возникает противоречие: с одной стороны дети с большим интересом относятся к объектам природы, а с другой стороны проявляют равнодушие, а иногда жестокость? Как развить и поднять уровень познавательного интереса детей, чтобы он не угасал, а был бы в дальнейшем их постоянным спутником? Это и послужило выбором темы работы: «Развитие познавательного интереса у детей младшего дошкольного возраста через ознакомление с природой».

Цель: создание условий для развития познавательного интереса у детей младшего дошкольного возраста через ознакомление с природой.

Для реализации цели работы поставлены следующие задачи :

  1. Развивать у детей познавательный интерес через ознакомление с природой.
  2. Обогащать, расширять, активизировать словарь детей через ознакомление с природой.
  3. Воспитать у детей любовь к природе, желание беречь и охранять её.

В работе руководствовались следующими принципами:

Наглядности и практичности;

Личностно-ориентированный подход к детям с учетом их индивидуальных и возрастных особенностей развития;

Системности и последовательности;

Единства детского сада и семьи.

В результате изучения педагогических технологий Николаевой С.Н., Гризик Т. И., Дыбиной О. В., Смирновой В. В., и анализа нашего опыта работы, были разработаны:

Диагностические карты обследования познавательного интереса детей;

Перспективный план по развитию у детей познавательного интереса через ознакомление с природой;

Изготовлены пособия и дидактические игры.

Результаты диагностики показали, что у детей 3-4 лет низкий уровень речевого развития, познавательного интереса к природе, беден словарь.

Для повышения уровня познавательного интереса маленьких детей использовались следующие формы работы.

1. Наблюдение. Красота и многообразие природы в любое время года, изменения внутри каждого из них непосредственно влияют на эмоциональное состояние детей, вызывают у них желание наблюдать, спрашивать, исследовать, говорить.

Во время прогулок рассматривали окружающую нас природу, а именно: деревья, цветы, травку, жучков, птиц, животны… Беседовали о явлениях природы – идёт снег, дождь, светит солнце, дует ветер и т.д.

В морозные и дождливые дни наблюдаем, глядя в окно. У трехлетнего ребёнка есть целый мир – «мир за окном». Он притягивает к себе, зачаровывает малыша. Вид в окне – это удивительные открытия.

В группе проводим наблюдения за комнатными растениями, объектами «зеленой грядки»: лук, тюльпаны, огурцы, помидоры.

2. Экспериментирование. Дети в этом возрасте очень любят экспериментировать, исследовать разные предметы, потому что окружающий малыша мир огромен, интересен и неизвестен для них. Например:

  1. Переливание воды из одного стакана в другой (льётся, журчит, течёт);
  2. Добавление в прозрачную воду разных красок (на изменение цвета воды);
  3. Изготовление цветных льдинок (на морозе вода замерзает);
  4. Принесение в группу снега (он растаял, превратился в воду – в тепле, снег тает; вода грязная – снег есть нельзя!);
  5. Изучение свойства воды: (вода бывает разной – горячей, тёплой, холодной);
  6. Изучение свойства предметов: (тяжёлый и лёгкий (на вес);

Со вниманием малыши наблюдали самые простые, повседневные, с точки зрения взрослого человека, явления и события, а для них это - грандиозные открытия. Во время экспериментов, опытов и наблюдений дети делают выводы, убеждаются в том что:

Если камешки намочить, то они изменяют цвет;

Из сухого песка ничего нельзя построить, а из мокрого – можно;

Не все предметы тонут в воде;

В одной луже можно намочить ноги, а в другой - нет;

Шишки и листья такие разные;

Снег тоже мокрый, как и вода.

3. Художественное слово. Большую роль в развитии познавательного интереса детей играет художественное слово: стихи, загадки, рассказы, сказки. Хочется отметить, что народные сказки наиболее важны для малышей.

Изучив работу Рыжовой Н.А., сделали вывод, что сказка не только развлекает, она ненавязчиво воспитывает, знакомит ребёнка с миром природы, добром и злом. Малышам более доступны к пониманию народные и придуманные ими сказки. В сказках очень точно подмечены особенности многих животных, растений, природных явлений. Во многих народных сказках природа воспринимается как источник пользы для человека. Дети узнают из сказок, как много благ дает нам природа, а затем делается вывод: природу надо беречь и охранять.

4. Творческая деятельность. Большое значение для повышения уровня познавательного интереса малышей имеют ИЗО - игры (технология ТРИЗ), игры с бумагой, ручной труд (работа с природными и бросовыми материалами). В ходе этой работы использовались пособия Лыковой И.А., Ершовой О.А., Жуковой О.С.

Такие ИЗО - игры полезны не только для развития познавательного интереса детей, но и для развития мелкой моторики пальцев рук. Дети узнают, что руки – «трудяги» могут всё на свете.

Бумага – наиболее доступный для ребёнка материал. Малыши любят рвать, сминать бумагу. Им нравится превращать бумагу из листа в комок, шуршать ею. Из сжатой бумаги, природного материала мы делаем объемные игрушки, коллажи, коллективные работы, например: натюрморты «Овощи», «Фрукты», «Зимний гость», «Новогодняя ёлка», «Зимушка - зима», «Осень в лесу», «Ёжик на прогулке», «Синее море», «Цветы для мамы», «Обжорка», «Летний день» и другие.

Нам хотелось, чтобы родители стали нашими самыми первыми помощниками. Их помощь и участие необходимы для развития познавательного интереса. Для того чтобы заинтересовать родителей в необходимости развития познавательного интереса детей использовались следующие формы работы:

Родительские собрания: «Воспитание гуманных чувств детей при ознакомлении с природой», «Воспитание «Почемучки», «Домашние животные в семье».

Консультации: «Значение игр при ознакомлении с природой», «Земля – наш дом родной».

Папки – передвижки: «Учим детей беречь и любить природу» «Времена года», «Экология – это важно», «Умелые ручки».

Совместные выставки: «Чудо - овощ», «Чудеса своими руками», «Новогодняя игрушка».

Открытые занятия: «В гостях у осени», «Снежинка в гостях у ребят», «Звери нашего леса», «Год – это пароход», «Путешествие колобка», «Перелётные птицы».

Анализ работы по развитию познавательного интереса детей через ознакомление с природой показал, что:

Дети самостоятельно находят ответы на интересующие их вопросы;

Ребята стали использовать в своей речи природоведческие термины, обогатился словарный запас, научились задавать вопросы и отвечать на них, делать простые выводы, рассказывать сказки и стихи;

Дети стали словоохотливыми и общительными человечками, которые легко вступают в контакт со сверстниками и взрослыми;

Малыши научились видеть красоту родной природы и радоваться ей, у них появилось желание беречь и охранять её.

Данная работа способствует в дальнейшем успешному обучению детей в школе, продолжая оставаться любознательными, стремящимися получать ответы на все свои вопросы, с удовольствием изучая что-то новое, неизвестное для них. Надеемся, что ребята будут любить свою природу, не останутся равнодушными к её проблемам.

Литература.

1. Виноградова Н. Ф. Умственное воспитание детей в процессе ознакомления с природой. М., Просвещение,1976.

2. Гризик Т. И. Познаю мир. М., Просвещение,1994.

3. Гризик Т. И. Мои помощники. М., Просвещение,1994.

4. Дыбина О. В.Неизведанное рядом. М., Творческий центр, 2002.

5. Ершова О. А., Жукова О. С. Игры круглый год. М., «Олма-пресс», 2003.

6. Лыкова И.А. Мастерилка.Смоленск «Карапуз-дидактика»,2007.

7. Николаева С. Н. Методика экологического воспитания дошкольников. М., Мозаика синтез, 2002.

8. Николаева С. Н. Юный эколог. М., Мозаика синтез, 2002.

9. Николаева С. Н. Экологическая тетрадь дошкольников. М., Мозаика синтез, 2002.

10. Плешаков А. А. Золотая тропинка. М., Просвещение, 2000.

11. Рыжова Н. А. Не просто сказки. М., Просвещение, 2004.

12. Смирнова В. В. Тропинка в природу. С-П., Союз, 2003.

Предварительный просмотр:

Консультацuя для родителей

« Можно ли представить жизнь современного ДОУ без тесных контактов»

Подготовила: воспumаmель высшей категории

Ярылкuна Е. Н.

Давайте на мгновение включим фантазию и попробуем представить... утром мамы и папы приводят детей к дверям детского сада вежливо говорят: «Здравствуйте!» И уходят. Целый денъ дети проводят с воспитателями: играют, ryляют, занимаются... А вечером опятъ, приходят мамы и папы и сказав: «до свидания!», уводят ребятишек домой. Педагоги и родители не обсуждают успехи детей, испытываемые затруднения, не

выясняют чем живет ребенок, что его не интересует, радует, огорчает. А

если и вдруг и возникнут вопросы, то родители скажут педагогу: «Ведь было

же анкетирование! Мы там обо всем рассказали», и педагоги ответят им так: « Ведь есть же информационные стенды. Прочитайте, там все сказано).

Согласитесъ, картина безрадостная...и сразу хочется сказатъ,что такое просто невозможно. У педагогов и родителей единые задачи сделатъ все, чтобы дети счастливыми, росли здоровыми, активными, жизнелюбивыми, общителъными, чтобы они стали гармонически развитыми личностями. Современные дошкольные учреждения много делают для того чтобы общение с родителями было насыщенным и интересным. С одной стороны, педагоги сохраняют все лучшее и проверенное временем, а с другой стороны ищут и стремятся внедрятъ новые формы взаимодействия с семьей воспитанников, основная задача которых-достижение реального сотрудничества между детским садом и семъей.

Как показывает практика, эффективной является любая совместная

деятелъностъ родителей и педагогов. Так, уже коллективное обсуждение

проблемы позволяет родителям почувствовать, что другие папы и мамы уже столкнувшись похожими проблемами и суждениями сумели найти из них

выход, а это рождает учреждения: любые трудности разрешимы.

Нетрадиционные формы взаимодействия с семьей важны и для

улучшения отношений между родителями детьми. Родители пытаются любить ребенка таким, каков он есть, безоговорочно. Они имеют возможностъ увидеть собственного ребенка в обстановке, отличной от семейной, понаблюдать за его общением со сверстниками и педагогами, открытъ в нем новые способности. В совместной деятельности родители и дети пытаются понимать друг друга, доверятъ друг другу, становятся постоянными партнерами.

Какого педагога можно назвать компетентным в сфере общения с родителями?

Давайте разберемся, что такое профессиональная компетентностъ.

Компетентность педагога проявляется в таком общении,которое характеризуется в способности организовывать личностным интересом,

Педагогическим смыслом значимостъю. Профессиоальная компетентность

Предполагает также прочность ценностных ориентаций, сформированностъ

профессионально значимых качеств (выдержка, тактичностъ

наблюдательность уважение и др.) глубокое овладение знаниями о семье, ее

воспитательном потенциале, специфике взаимодействия общественного и

семейного воспитания, методах изучения семьи, разнообразии практических

способах организации общения. Семейное же воспитание основано на

эмоциональном, интимном характере отношений, на глубокой кровной

любви родителей к детям и детей к родителям.

Воспитательное воздействие семьи постоянно и длителъно. Родители

воспитывают) а дети воспитываются той семейной жизнью, или

складывается намеренно, или нет.

В семье имеются объективные возможности для естественного

вклюения ребенка в бытовую, хозяйственную деятелъность, совместный

отдых, общественно полезную деятелъность, опосредованное приобщение

родителей к труду родителей, а самое главное для совместной творческой

деятельности, которая дает ребенку самостоятельность и независимость.

Предварительный просмотр:

Консультация для родителей «Истоки трудолюбия».

Наши сегодняшние малыши- будущие труженики. И надо готовить их к этой обязательной и почётной для человека, гражданина миссии. Труд не только источник личных материальных благ, но и служение народу, основа процветания и могущества нашей родины России . Интерес к труду и желание трудиться дети проявляют уже в младшем дошкольном возрасте. Они тянуться к делам старших, копируют их действия:

Ребёнок строит как папа стуча молоточком, стирает как мама, наводит порядок как бабушка.

С удовольствием помогает старшему брату чинить велосипед.

И хотя труд малышей скорее игра, однако, подобные проявления следует всячески поощрять и поддерживать.

Воспитатель разъясняет родителям, что надо учитывать возможности дошкольника и особенности его трудовой деятельности в том или другом возрасте..Возможности эти весьма ограничены, у ребёнка нет трудовой сноровки, он не умеет предвидеть результаты своих усилий и выполняет с удовольствием лишь то, что ему нравится и удаётся.

И главное, его труд не может заменить труд взрослого.

Зато воспитывающее значение труда для ребёнка огромно. В труде у него формируются такие качества, как чувство ответственности за порученное дело, самостоятельность, организованность, инициатива, смекалка, терпение, дисциплинированность.

Кто из взрослых не знает, как трудовое поручение организует поведение детей!

Непоседа проявляет усидчивость и сосредоточенность; медлительный –ловкость и смекалку; шалун-деловитость и терпение; неумейка- старание и желание сделать как можно лучше (конечно, при условии, что поручение заинтересует его).

С чего начинается трудовое воспитание ребёнка?

С малого, с выработки у него навыков самообслуживания. Самый удобный момент наступает тогда, когда ребёнок впервые заявляет: «Я сам».Важно не прослушать этот момент и всячески поддерживать детскую самостоятельность. Конечно, пока ребёнок мал, он нуждается в помощи взрослого. Но помощь помощи- рознь. Плохо если малыш превращается в куклу, которую кормят, умывают, одевают, вопреки стремлению сделать самостоятельно(часто родители говорят: « У меня нет времени ждать пока он оденется сам, я опаздываю»). Помощь должна лишь побуждать его к самостоятельным действиям.

Вот мама обучает дочку и приговаривает: «Эту туфельку наденем на эту ножку. Вот так…А эту наденет сама Танечка…А теперь умываться! Возьми мыло, оно красивое и душистое (показывает и даёт ребёнку понюхать, создавая этим желание умываться) ,намочим мыло водичкой и намылим ручки. Вот так. И – под струю воды. Ополоснули! А теперь умоем лицо(по-минутно приговаривая: « Водичка, водичка, умой Тане личико…») . Девочка сама трёт лицо мокрой ладошкой. А мама помогает перевести руку к щеке, на лоб. И вот в руках у Тани полотенце, она промокает им лицо.

Может всё это неуклюже, но не беда, мама поправит, научит.

Главное- путь к самостоятельным действиям ребёнка прокладывается терпеливо, без спешки и понуканий.

Уже в два- три года малыша необходимо учить самостоятельно снимать и одевать одежду, обувь, расстёгивать и застёгивать пуговицы, складывать свои вещи, убирать игрушки. Ребятам этого возраста можно поручить поставить на стол хлеб, соль, разложить ложки, вместе со взрослым убрать со стола. А с каким удовольствием они выполняют просьбу папы или мамы что-то подержать, принести, подать, аккуратно сложить.

Дети трёх -четырёх лет могут сами (при небольшой помощи взрослого или сверстников) одеваться и раздеваться, аккуратно складывая одежду. В детском саду их приучают замечать небрежность в костюме и по возможности устранять её, а при необходимости обращаться за помощью к взрослому. Дошкольники знают, что при входе в помещение надо вытирать ноги, после игры убирать игрушки на место, перед едой мыть руки, к концу пребывания во второй младшей группе детей привлекают к дежурству по столовой, и они с большим удовольствием помогают младшему воспитателю- раскладывают хлебницы, ложки, убирают после еды чайную посуду.

А с каким желанием малыши выполняют поручения взрослых!

Вместе с воспитателем кормят птиц, поливают комнатные растения и посадки на грядках. Уже в этом возрасте надо воспитывать желание участвовать в поддержании порядка в групповой комнате и на участке, учить не сорить, не топтать зелёные насаждения, не рвать цветы и др. растения. Важно, чтобы названные несложные трудовые дела находили продолжение в семье. Поэтому воспитатель должна знакомить родителей с тем, чему учат детей в детском саду, как прививают им трудолюбие. Она советует, какие трудовые поручения могут выполнять дети дома. При этом подчёркивает, что эти поручения усложняются вместе с возрастом ребёнка.

Так, дети 4-5 лет вместе с родителями могут принимать участие в хозяйственных делах- убирать в своей комнате, вытирать пыль, поливать комнатные растения, ухаживать за домашними животными, следить за своими вещами, содержать их в порядке. При этом родители должны внушать детям, что порядок в доме зависит от того, как каждый член семьи будет следить за своими вещами, поддерживать чистоту, трудиться для всех.

Старшему дошкольнику доступны более сложные поручения, которые могут потом сделать его постоянными обязанностями: накрывать на стол и убирать со стола, ухаживать за комнатными растениями и животными в доме, следить за своими игрушками и мыть их, стирать кукольное бельё, содержать в порядке книги на книжной полке.

В семьях, где занимаются огородничеством, цветоводством, дети тоже привлекаются к работе. Вместе со взрослыми они участвуют в подготовке и посадке рассады, проращивании семян, их посеве, подготовке почвы, уходе за всходами, уборке урожая. Это пригодится им в дальнейшей жизни. При этом взрослые рассказывают, какую важную роль играют продукты питания в жизни людей.

Таким образом, старший дошкольник может не только обслужить себя (оде-ться, раздеться, застелить постель) , но и принимать посильное участие в делах взрослых, а главное трудиться для других, проявляя заботу о маме, папе, бабушке, младшем родственнике.

Одна из задач воспитателя- показать родителям значимость приобщения к трудовым будням семьи, как важнейшему средству формирования у него понятия «я должен», уважения к делам старших, ответственности перед ними, заботливости о них. Полезно, чтобы детям разъяснили: их участие в делах взрослых- это проявление к ним любви, заботливости и внимания.

Так, обучая малыша навыкам самообслуживания, стоит внушать ему мысль: когда он делает что-то самостоятельно (ест, умывается, одевается, убирает игрушки т.д.) он тем самым освобождает маму или бабушку от дополнительных забот о нём. Пятилетнему ребёнку полезно напомнить, что выполняя поручения старших, он оказывает им помощь и облегчает их труд. Уклонение старших дошкольников от своих обязанностей должно рассматриваться как нечто из ряда вон выходящее.Надо разъяснить ему: не выполнил доверенное тебе дело, значит прибавил хлопот бабушке, маме. Они заботятся о тебе, а ты о них не позаботился.

В детском саду вся жизнь ребят наполнена трудом. Особое значение придаётся выработке у них привычке к трудовому напряжению. Такая привычка формируется благодаря тому, что дети постоянно и ежедневно выполняют задания, связанные с самообслуживанием, с выполнением режимных моментов, подготовкой к занятиям и их окончанием, поддерживанием порядка в игрушках, пособиях, в групповой комнате и на участке.Как видим, в группе создаётся атмосфера занятости, которая сама по себе является воспитывающим фактором. Ребёнок поставлен перед необходимостью соблюдать установленные правила: убирать после себя игрушки, готовить рабочее место перед занятием (убирать его), стелить постель ко сну и убирать её после сна. Важно, чтобы и в семье детей приучали к труду.

А в вашей семье это так?

Например: встал утром- заправь свою постель («Так делают все члены семьи»); умойся и оденься сам («За тобой ухаживать некому- все собираются на работу, а ты- в детский сад. И взрослым, и тебе опаздывать нельзя!»).

Так трудовой режим семьи становится обязательным и для растущего человека. Повторяясь изо дня в день, эти трудовые действия становятся для него жизненной потребностью, а привычка к трудовым усилиям естественным состоянием. А если вы его ещё и похвалите… Взрослые используют различные ситуации для включения ребёнка в труд:

Вика торопится на прогулку, там её ждут увлекательные игры, подружки. Но бабушка говорит: «Помоги мне, пожалуйста, а тогда уж и гуляй!» В другой раз она напоминает внучке: «Если хочешь чтобы твой щенок был весел и здоров, то погуляй с ним».

К сожалению, не все родители придерживаются этих правил, дома опекают ребёнка, торопятся сами сделать то, с чем он сам вполне мог бы справится: убирают за ним разбросанные вещи, поправляют на нём одежду, обувают, умывают, прислуживают за столом…И ребёнок успевает привыкнуть к мысли, что он постоянный объект внимания взрослых. И уже не проявляет желание что-то сделать самостоятельно, а полагается на взрослого, даже пытается командовать им: «Подай, принеси, не умею, не хочу, не буду». Родители же не усматривают в этом ничего тревожного, у них всегда находятся готовые дежурные оправдания:

-«На то мы и родители чтобы ухаживать за ребёнком!».

- « Он ещё совсем маленький, чтобы говорить о рудовом воспитании».

- «В трудовой семье ребёнок не может вырасти белоручкой» и т.д.

Задача педагога разъяснить родителям, что правильное отношение к труду легче сформировать там, где ребёнок не только видит пример трудолюбия старших, но и помогает им, имеет постоянные обязанности по дому, выполняет поручения, связанные с общими делами семьи. В процессе совместного труда растущий человек приобретает необходимые навыки и умения которые необходимы ему в школе и в дальнейшей жизни. И, главное, у него вырабатывается психологическая установка на труд как на жизненно важную потребность.

Полезно воспитывать у старшего дошкольника умение заниматься не только тем, что хочется в данную минуту, но и тем, что необходимо: присмотреть за младшим членом семьи, покормить животное, помочь маме или папе. Надо учить его при необходимостип ереключаться с одно йдеятельности (инте-ресующей его),на другую (обязательную).Например: занят иртересным делом, но младший член семьи нуждается в помощи, нужно прерваться, чтобы помочь. В таких ситуациях у ребёнка формируется способность переключаться от «хочу» к «надо».С этого берут начало ответственность, понимание своих обязанностей.

Но дети есть дети. Поэтому нельзя злоупотреблять приказными методами для того, чтобы ребёнок занимался трудом. Переключая ребёнка на труд, нельзя не учитывать его настроение, увлечённость своим делом и то, насколько это дело целесообразно. Если, к примеру дошкольник старательно рисует, лепит или конструирует, то стоит отложить своё намерение дать ему трудовое поручение.

Занятие полезным делом должно приносить ребёнку радость и удовлетворение, создавать хорошее настроение. Только тогда он будет любить труд.

И ещё он станет любить труд, если почувтсвует себя ловким и умелым, если испытает удовольствие от затраченных усилий. Потрудился, постарался и вот результат: достиг того, чего желал!

Однако в силу отсутствия жизненного опыта и должной сноровки это не всегда удаётся ребёнку: он многого не знает и не умеет, и часто делает не так даже тогда, когда искренне старается:

Сооружая постройку из строительного материала, разбросал детали по всей комнате..

После обеда убирает со стола, тарелкиставит стопкой так, что остатки супа выливаются прямо на стол.

Крошки смахивает рукой в ладонь, а затем руку вытирает о свой костюм.

Может ли такой труд радовать ребёнка? Может ли принести удовлетворение, если он не обладает необходимыми навыками, не умеет действовать осмысленно и последовательно, не знает как пользоваться орудиями труда и т.д.?

Вот почему дошкольника, который впервые соприкасается с практическим делом, надо учить трудиться формировать у него элементарную культуру трудовой деятельности: развивать умение работать ловко, в темпе, проявляя деловитость и смекалку; правильно прменять орудия труда, содержать их в исправности и чистоте; прививать умение организовать свою работу- готовить рабочее место,необходимые инструменты и предметы труда: учить планировать работу, предвидя её ход, последовательность и результат; делать всё аккуратно, не пачкая одежду и лицо, не оставлять дело не законченным; убирать по завершении работы всё чем пользовался (в чистом виде и в полной исправности, приводить в порядок себя и рабочее место).

Культура трудовой деятельностти во многом зависит от наличия у ребёнка орудий труда. Важно, чтобы в его распоряжении был необходимый инвентарь для хозяйственных дел по дому, уходу за одеждой и обувью, за комнатными растениями, инвентарь для ручного труда и работы с тканью.Такой инвентарь должен иметь привлекательный вид, соответствовать физическим силам и росту дошкольника.Тольков этом случае можно рачитывать на то, что ребёнок овладеет правильными трудовыми делами, будет работать с удовольствием и результативно.Ведь, например, большие и тяжёлые лопаты или грабли не только не вызовут желание трудиться, но и затруднят процесс труда.Ребёнок затратит много сил, но не получит радости, т.к. устанет и вряд ли сможет довести дело до конца.Если вы хотите приучить ребёнка следить за чистотой одежды и обуви, то должны позаботиться, чтобы он имел под рукой всё, что для этого потребуется. А труд на садовом участке принесёт малышу радость, если в его распоряжении для обработки почвы и ухода за растениями есть необходимый инвентарь (лопата железная для перекопки земли, заранее вскопанной взрослым, грабли металлические для рыхления, очистки поверхности почвы от камней и выравнивания поверхности гряд(длина граблей 100-110 см.) , ведро и лейка, совок для выкапывания и посадки растений, окучивание и рыхление почвы. Учитывая, что дошкольник не способен в полной мере к абстрагированию, которое так необходимо при планировании трудовых действий, взрослый может уточнить с ребёнком, как он намеревается выполнить поручение- что для этого потребуется, с чего начнёт работу и т.д.В общем постараться предвосхитить возможные ошибки ребёнка и помочь ему организовать процесс работы. Особую воспитательную значимость таит в себе результат труда, ибо он приносит детям радость, удовлетворение от затраченных усилий: убрали в игровом уголкеи теперь там стало приятно играть, починили книги- и они снова вернулись на книжную полку и будут рассказывать интересные истории сделали сувениры и поздравили мам и бабушек с 8 Марта, а пап с 23 февраля и т.д.

Родителям важно помнить самим пословицу и ознакомить с ней детей « Без труда, не вытащиш рыбку из пруда!»

Воспитание ребенка - трудная педагогическая и социальная задача. Наилучший результат в процессе воспитания детей можно получить при совместных усилиях школы, общества и семьи. Трудности при воспитании возникают почти во всех семьях. Количество проблем обычно увеличивается во время полового созревания, когда характер детей становится особенно тяжелым, порой даже невыносимым. Особенно болезненно дети реагируют на частые ссоры родителей, отсутствие ласки и тепла. Порой родители не могут добиться взаимопонимания со своим ребенком. Тогда они могут обратиться за помощью в воспитании ребенка к специалистам. Детей и подростков, которые не могут наладить контакт со своими родителями, называют трудновоспитуемыми. Воровство, непосещение школы, насилие и грубое отношение к своим друзьям - самые распространенные нарушения поведения таких детей. Психологическая помощь семье в воспитании ребенка должна включать в себя два основных компонента - коррекцию и психологическую поддержку .

Зачастую обращение к психологу, для большинства родителей, это некоторое признание, что сами они не могут справиться со сложившейся проблемой. С одной стороны, это так, но чаще всего к психологу обращаются именно те родители, которые очень стараются дать все необходимое своему ребёнку.

Сложность в том, что в какой-то момент, приносившие положительные результаты способы общения, воспитания ребенка, стали тормозить его развитие.

Часто кризис в отношениях с ребенком говорит о том, что перед ним стоят новые задачи, а родители о них не догадываются. Хорошо видно, что ребенок вырос из штанишек, и ему покупают новые. А вот заметить из каких психологических рамок, задаваемых семьей, он вырос, подчас очень непросто.

Ребенок совершенно неосознанно выбирает такой тип поведения, на который просто невозможно не обратить внимание. Причем сначала о проблемах ребенка говорят люди, которые взаимодействуют с ним в обществе (детский сад, школа, кружки). Затем на необходимость изменять поведение или обратить внимание на развитие ребёнка указывают друзья и родственники. И если меры не принимаются, то ситуация становится рано или поздно для самих родителей чрезмерной и критичной .

Оказание социально-психологической помощи семье начинается с её изучения, диагностики отклонениях в функционировании семьи, проблем семейного воспитания, социально-психологической дифференциации семейного неблагополучия. Диагностические исследования, помогут сориентироваться в проблеме, обнаружить противоречие и тенденции негативного развития семьи.

Неблагополучная семья нуждается в различных видах помощи: материальной, правовой, медицинской, психолого-педагогической и др. Эффективность оказания помощи семье во многом зависит от тесного взаимодействия и сотрудничества социально-психологической службы учебного заведения с различными государственными учреждениями и общественными организациями .

Родительская поддержка в воспитании ребёнка

Уверенность ребёнка в себе напрямую зависит от его уверенности в родительской любви и поддержке вне зависимости от обстоятельств. Существуют определённые «волшебные фразы», которые направлены на повышение самооценки малыша и вселения в него уверенности, что его любят. Эти фразы можно применять как в повседневной жизни, так и для утешения ребенка в случае каких-то неудач и волнений.

1. «Мы рады, что ты у нас есть». Дело в том, что маленькие дети думают, что все в мире происходит только по их желанию: это они вызывают дождь, благодаря им встает солнце и т.д. Так же они считают себя ответственными и за события в семье – например, если вы ссоритесь – он думает, что это из-за него. А если Вы еще подкрепляете эту уверенность словами: «Ты во всем виноват», «Из-за тебя я вынуждена сидеть дома» и др. – его чувство вины еще более усугубляется. Поэтому ребенку необходима уверенность, что его существование приносит счастье, что ему рады. Только тогда у ребенка в голове появится установка: «Да, родители ссорятся, но они счастливы, что я у них есть!».

2. «Мы любим тебя». Причем эта фраза не должна сопровождаться дополнениями вроде «Я тебя люблю, но убери в своей комнате», «Ты испачкал штанишки – я тебя больше не люблю». Любовь не должна ассоциироваться у малыша с какими-либо поступками, и уж тем более, он не должен думать, что обязан «заслужить» любовь! Иначе такая установка отрицательно скажется на всей его дальнейшей жизни (в том числе и личной). Поэтому Вы должны донести до малыша, что Ваша любовь к нему безусловна, но иногда он допускает вещи, которые Вам не нравятся, например: «Мы тебя очень любим, но то, что ты разбрасываешь игрушки и не убираешь за собой – это плохо».

3. «Мы понимаем тебя». Если Ваш малыш потерял любимую игрушку, боится темноты и верит в монстров – это действительно может стать для него трагедией. И фразы, направленные, вроде бы, на его утешение: «Это всего лишь игрушка, не переживай, купим новую», «Монстров не бывает, и в темноте нечего бояться» - никоим образом не помогут ему. Скорее наоборот, ребенок подумает, что Вы недооцениваете его проблемы, обесцениваете его самого как личность и не считаете нужным считаться с его мнением. Малыш в такие моменты нуждается в сочувствии и утешении.

4. «Ты у нас очень сильный!». За любое, даже самое маленькое достижение малыша необходимо хвалить и говорить, как вы в него верите, какой он у вас сильный. Выигрышными будут фразы: «Мы знали, что ты сможешь», «Ты очень хорошо все сделал», «Мы гордимся тобой». Но даже если у малыша что-то не получилось, ни в коем случае не «добивайте» его фразами: «Ты постоянно проигрываешь», «Ты плакса, размазня», «Ты не умеешь давать сдачи и драться». Это может серьезно подорвать его веру в себя и в вас.

5. «Ты у нас умница, ты обязательно справишься». Малыш в первый раз пытается кушать ложкой или уже в который раз не может завязать шнурки правильно. Что делать? Иногда родители в сердцах произносят: «И что только из тебя вырастет?», «Дай, я сама сделаю – тебя пока дождешься». Это в корне неверно, если только Вы, конечно, не желаете вырастить закомплексованного, инфантильного человека, который не уверен в себе и ничего не в состоянии сделать самостоятельно. Если же Вы хотите видеть Вашего малыша самостоятельным и счастливым, подбадривайте его так: «Попробуй еще раз, я в тебя верю, у тебя обязательно должно получиться!».

6. «Мы доверяем тебе». Родители должны знать, что дети с огромным усердием стараются оправдать доверие, которое вы им оказали. Нельзя показывать малышу, что вы сомневаетесь в его силах или не доверяете ему: «Ты не справишься с этим», «Вряд ли у тебя что-то получится». Даже если вы сомневаетесь в его способностях – подбодрите его, а если у него что-то не получится – поддержите и вселите уверенность, что в следующий раз у него непременно должно все получиться!

7. «Мы всегда будем с тобой». Ребенок должен знать, что, что бы ни случилось в его жизни – родители всегда придут на помощь. Благодаря этому знанию, он сможет многое преодолеть и многого добиться. Даже если в какой-то момент Вы не можете уделить ему достаточно внимания – не «отбрасывайте» ребенка от себя фразой: «Сейчас мне некогда». Лучше дайте более развернутый ответ: «Сейчас мне некогда, но я скоро закончу свои дела – и мы обязательно с тобой это обсудим. Мне показалось, это очень интересно!». Если же Вы вдруг нечаянно позволили себе резкое высказывание в адрес ребенка – подойдите к нему и скажите: «Прости меня, пожалуйста, я была не права. Я разозлилась – и не смогла сдержаться. Знай, что, несмотря ни на что, я тебя очень люблю!».

И самое главное – произнося эти фразы, Вы должны быть уверены в своих словах. Дети очень тонко чувствуют неискренность – и, заподозрив неладное, могут просто перестать Вам доверять. Кроме того, дети очень точно оценивают свои способности – и если Вы говорите пухленькой девочке, что она прирожденная балерина – она вряд ли воспримет Ваши слова всерьез.

В статье раскрывается роль семейного воспитания в развитии личности ребенка, возможные стили взаимодействия родителей и детей в семье. Проводится анализ результатов анкетирования родителей и их детей с целью выяснения их проблем в воспитании. Показан опыт учителя по поддержке родителей в вопросах семейного воспитания.

В образовательном процессе выделяют общественное воспитание и семейное воспитание. Воспитание является важным и сложным процессом, что подчеркивается в нормативных документах нашего государства, в частности в «Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России», «Стратегия развития воспитания».

Обеспечение духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России является ключевой задачей современной государственной политики Российской Федерации.

Долгие годы в системе российского образования считалось, что воспитанием должны в первую очередь заниматься детский сад, школа, вуз. Семья и школа имеют свои особые функции и не могут подменять друг друга. Сегодня и ученые, и практики, понимают, что семья равноправный партнер в образовании ребенка, и формирование духовно-нравственных качеств в большей степени зависит от воспитания в семье.

Воспитание личности начинается в семье. Ценности семейной жизни, усваиваемые ребёнком с первых лет жизни, имеют непреходящее значение для человека в любом возрасте. Взаимоотношения в семье проецируются на отношения в обществе и составляют основу гражданского поведения человека.

От семейного воспитания во многом зависит, какие ценности, нормы и правила поведения будут у ребёнока, как будет протекать его социализация, становление его как личности.

Семейное воспитание в педагогике понимается как управляемая система взаимоотношений родителей с детьми . От стиля семейного воспитания зависит взаимодействие между родителями и детьми, степень их взаимопонимания в решении детских проблем, общности мировоззрения и содержание испытываемых друг к другу чувств.

Известными направлениями семейного воспитания являются— физическое, нравственное, интеллектуальное, эстетическое, трудовое. Современные исследования (Ю.П. Азаров, И.В. Гребенников, Т.А. Маркова, А.В. Петровский, А.Г. Харчев) дополняют содержание семейного воспитания следующими направлениями: экономическим, экологическим, политическим, половым образованием подрастающих поколений.

Воспитательная деятельность в семье, её направленность и результаты проявляются в ребёнке, как в положительных, так и отрицательных аспектах. В каждой семье, есть свои формы и традиции в воспитании молодого поколения. Нередко из-за не правильного воспитания у родителей могут появиться проблемы в отношениях с детьми, у детей возникают трудности в школе. Анализ литературы (Е.В. Самсонова, А.И. Захаров) и наблюдения общения детей с родителями на практике позволяют выделить некоторые варианты поведения родителей, которые в будущем могут принести проблемы в общении с детьми и воспитании в семье:

  • Строгий — родители действуют силовыми, директивными методами,

навязывая свою систему требований, жёстко направляя ребёнка по пути социальных достижений. При этом может подавляться активность и инициативность ребёнка. Такое проявление в воспитании соответствует авторитарному стилю.

  • Сочувствующий - родитель искренне и глубоко сочувствует своему

ребёнку во всех конфликтных ситуациях,но тем не менее не спешит ему помочь справиться с проблемой, оставаясь наблюдателем.

  • Потакающий - родитель принимает любые действия, иногда и в ущерб

себе, для полного обеспечения физиологического и психологического комфорта ребёнка. Такой родитель полностью ориентирован на ребёнка.

  • Зависимый — родитель не чувствует уверенности в себе и своих

силах, полагается на помощь и поддержку более компетентного окружения (воспитателей, педагогов и учёных) и, зачастую, перекладывает на них свои обязанности по воспитанию.

  • Воспитание детей «по образу и подобию» своего детства — это

наиболее распространённая форма воспитательной деятельности родителей. Этот опыт бывает не самымлучшим, но он трансформируетспроизводится родителями с большим упорством, без замечаний негативных последствий в воспитании ребёнка.

  • Потворствующая гиперопека. Выражается «синдромом маленього

человека». Такие родители отказываются верить, что их дети являются самостоятельными личностями, которые ростут и формируются. Детей продолжают опекать, игнорируя их самостоятельность и желание проявить себя.

  • Изберательная гиперопека - проявляется родителями, в семье которых

два и более детей. Проявляется в виде снисходительности и проявлении чрезвычайной заботы о самом маленьком члене семьи.

  • Доминирующая гиперопека - чаще всего это вызывается фобией утраты

ребёнка, может быть следствием перенесения им тяжёлого заболевания, особенно если оно было длительным. Страх заставляет одних родителей тревожно прислушиваться к любому пожеланию ребёнка и спешить удовлетворить его, в других моментах — мелочно опекать ребёнка.

  • Эмоциональное отвержение родителем сына или дочери, проявляемое в

виде неприятия одного из детей по различным причинам .

На базе 137 лицея г. Омска среди родителей было проведено исследование путём анкетирования. Оно помогло выяснить представления родителей о том, каким должен вырасти их ребёнок и способы достижения желаемого в воспитании детей.

Анкетирование родителей учащихся проводилось по опроснику «Мера заботы» (автор А.Я.Варга, В.В.Столин).

По результатам анкетирования составлены психологические портреты учащихся. Например, Ш. Света испытывает постоянное беспокойство, трудности при концентрации внимания на чем-либо, раздражительна, сложные задания вызывают беспокойство, во время выполнения этих заданий напряжена, скована, часто говорит о возможных неприятностях. Девочка жалуется на страшные сновидения. Она пуглива, многое вызывает у нее страх. Часто она не может сдержать слезы, не уверена в себе, в своих силах, боится сталкиваться с трудностями.

Мы соотнесли результаты анкетирования родителей этой девочки и увидели, что в её семье используется авторитарный стиль воспитания, и это сказывается на психическом состоянии ребёнка.

З. Радель испытывает трудности при концентрации внимания на чем-либо, не может долго работать не уставая. Жалуется, что снятся страшные сны. Мальчик не обладает хорошим аппетитом, пуглив, многое вызывает у него страх. Часто не может сдержать слезы, не любит браться за новое дело, не уверен в себе, в своих силах, боится сталкиваться с трудностями.

Б.Алина испытывает трудности при концентрации внимания на чем-либо, испытывает мускульное напряжение, смущается чаще других, часто говорит о возможных неприятностях, краснеет в незнакомой обстановке, пуглива, многое вызывает у нее страх. Часто не может сдержать слезы, не любит браться за новое дело, боится сталкиваться с трудностями.

Ее родители используют смешанный тип воспитания: от «авторитарного» до «индифферентного». Девочка растёт неуверенной в себе, так как не знает, будут ли недовольны её родители и снова оставят дела своей дочери без внимания.

Таким образом, результаты показали, что в большинстве изученных семей позиция родителей является детоцентристской. Взрослые все выполняют за ребенка, стремятся оградить его от мнимых опасностей, заставляют следовать своим требованиям, суждениям, настроениям.

Развитие и воспитание ребенка в семье требует множества деятельностных ситуаций, в которых происходит формирование личности заданной ориентации.

Одним из методов помощи родителям выступает педагогическая поддержка. Исследователи этого способа видят, прежде всего, что его суть состоит в поддержке детей испытывающих трудности в процессе обучения, в развитии личности ребенка . Мы предполагаем, что и по отношению к родителям можно использовать этот метод во взаимодействии с родителями, испытывающими трудности в воспитании детей.

Главная нагрузка по поддержке родителей в выборе ими эффективного стиля семейного воспитания ложится на плечи классного руководителя. Наблюдения эмпирического исследования показали, что свою деятельность педагог организовывает через взаимодействие с классным родительским комитетом, родительские собрания, индивидуальную консультативную работу с родителями. Классный руководитель поддерживал контакты с семьями, где изучил условия жизни учеников и провёл беседы с родителями по согласованию воспитательных мер дома и в школе, чтобы избежать нежелательных результатов в воспитании и обучении детей.

Одним из направлений деятельности по поддержке родителей в семейном воспитании является культурно-просветительское: многие семьи нуждаются в педагогических советах, профессиональной поддержке, знакомстве с положительным опытом других родителей в воспитании детей.

Учитель начальных классов провёл многочисленные лекции-беседы о задачах, формах и методах семейного воспитания; объяснил психофизиологические особенности учащихся данного возраста; показал подходы к воспитанию детей различного возраста, а также раскрыл содержание направлений воспитания — нравственного, физического, трудового, интеллектуального. Им предлагались для анализа реальные педагогические ситуации, организовывались совместные внеклассные мероприятия с родителями.

На консультациях учитель обсуждал с родителями класса пути преодоления труностей в отношениях с детьми, возможные способы коррекции стиля семейного воспитания. Индивидуальные консультации выступают одной из основных форм работы с семьей.

Педагог регулярно посещает семьи своих воспитанников, изучая на месте не только бытовые условия, но и характер организации семейного воспитания, советует родителями, как взаимодействовать с ребенком в разных ситуациях.

Таким образом, задачи образования детей возможно решать успешно при условии объединения усилий педагогов и родителей, своевременной диагностики стилей воспитания в семье, выявлении проблем в этом процессе, целенаправленной работе по поддержке семей, имеющих трудности в воспитании детей.

Список литературы

  • Бедерханова В. П. Педагогическая поддержка индивидуализации ребёнка // Классный руководитель. - 2011. - № 3. - С. 39-50.
  • Даль В. Толковый словарь- город СПб.-М. издательство Цитадель Формат 1882г. - с.721.
  • Ильин И. А. Душа ребёнка // Очаг. - 2011. - №9. - с. 27-40.
  • Крутецкий В.А. Психология. - М.: Педагогика, 2010. - 430 с.
  • Куприянов Б.В. Методы воспитания как структуры взаимодействия взрослого и ребенка // Демократическая школа. - 2014. - №2. - C. 33-38.
  • Мудрик А.В. Воспитание в системе образования: характеристика понятия / А.В. Мудрик // Классный руководитель. - 2012. - №5. - С. 4-11.
  • Титова Л.А. Социальное воспитание проблемных подростков как органическая часть образовательного процесса // Методология и методика формирования научных понятий у учащихся школ и студентов вузов. - Челябинск: Изд-во ГПУ, 2014. - С. 108-111
  • В.В.Столин, А.Я.Варга// Психологические тесты - [электронный ресурс]- URL: http://olga-yuzhalina.narod.ru/parent/parenttest.htm (дата обращения 21.02.2016 г.